Первое впечатление о картине после дождя. История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А




/ Альбом Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
Разместил: Ивасив Александр

"После дождя (Мокрая терраса)"

1935 г. Холст, масло 78 х 85

Государственная Третьяковская галерея, Москва

За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

А.М. Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

Я не придал как-то особого значения этому этюду и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."

(Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157-158).

______________________

К 1935 году, написав множество портретов В.И. Ленина, И.В. Сталина и других советских руководителей, А.М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола — розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски — полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И.А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А.М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов руководителей первых лиц государства, в том числе Ленина и Сталина, представителей большевистской, коммунистической интеллигенции. Запечатлел он и важнейшие события в жизни страны - запуск станции метрополитена, круглую дату празднования Октябрьской революции. Многократный лауреат награжденный медалями и орденами, в том числе заслуженный деятель искусств, Первый президент Академии художеств, Александр Михайлович в то же время главными в своем творчестве считал не эти работы. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

«Мокрая терраса»

Это картина Герасимова «После дождя», второе название которой - «Мокрая терраса». Она известна каждому школьнику вот уже которого поколения, включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Репродукции с полотна помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов (разной редакции). Сама же картина Герасимова «После дождя» находится в одном из выставочных Написана она маслом на холсте, размер произведения небольшой - 78 на 85 см. Перед полотном неизменно толпятся зрители, внимательно вглядываются в детали, изучают, любуются, впитывают в себя.

Лучшее творение

В советской живописи, особенно первой половины 20 века, насчитывается совсем немного работ такого типа, как картина Герасимова «После дождя». Тонкий лиризм, удивительно точная передача поэтически чистой, свежей атмосферы летней природы, омытой дождем, сочный колорит, особая энергетика - все это делает работу художника совершенно особенной. Недаром мастер ее и только ее считал лучшим своим творением. Время подтвердило расстановку приоритетов. Конечно, яркий талант автора наглядно демонстрируется и в других его работах. Но именно картина Герасимова «После дождя» пережила идеологические бури и споры и оказалась вне времени, вне политизации искусства, доказав свою настоящую эстетическую ценность.

Создание шедевра

Давайте перенесемся в далекий 1935 год. Что происходит в это время в СССР? Во-первых, 7 Съезд Советов, знаменательный важными государственными решениями. Съезд ударников-колхозников, на котором трудовое крестьянство рапортует правительству о верности выбранному курсу. Начинается движение ткачей-многостаночников. Осуществляется запуск первой линии московского метро. Находясь в самой гуще событий, Герасимов откликается на них ярким, самобытным творчеством. К 1935 году он выдвигается в первые ряды лучших мастеров социалистической живописи. Однако все явственнее чувствует художник некий душевный надлом, усталость и желание забросить все и уехать на родину, в далекий провинциальный городок Козлов, что на Тамбовщине - отдохнуть.

Там и была написана картина Герасимова «После дождя». История создания шедевра дошла до нас в воспоминаниях его сестры. Художник был восхищен совершенно преображенным после сильнейшего ливня садом, мокрой террасой, сверкающей, словно зеркало, необыкновенной свежестью и благоуханием воздуха, самой необычной атмосферой, царящей в природе. В лихорадочном нетерпении взявшись за палитру, Александр Михайлович на одном дыхании, всего лишь за 3 часа написал полотно, которое вошло в золотой фонд русской и советской пейзажной живописи.

Приступая к анализу произведения (элемент урока)

Как уже говорилось, в школьном курсе разбирается картина Герасимова «После дождя». Сочинение по ней помогает развить навыки связной письменной речи, творческие способности учащихся, способствует формированию эстетического вкуса, тонкого восприятия природы. Давайте и мы приобщимся к замечательному полотну. В каком году была написана картина Герасимова «После дождя», мы уже знаем, - в 1935-м, летом. На переднем плане мы видим террасы. Она ослепительно блестит, словно тщательно отполирована и покрыта лаком. Только-только закончился сильнейший летний ливень. Природа еще не успела прийти в себя, вся встревожена и взъерошена, и последние капли еще нет-нет да и срываются с гулким стуком на деревянные половицы. Темно-коричневые, со стоящими лужами, они отражают как зеркало каждый предмет. Пробивающееся солнышко оставляет на полу свои теплые золотистые отблески.

Передний план

Чем Герасимова «После дождя»? Описание полотна сложно делать по частям, фрагментам. Потрясающее впечатление оказывает оно на зрителя целиком. Каждая деталь работы Герасимова значима и гармонична. Вот перила и скамейка. Ближе к внутренней части веранды они темнее, так как эта часть террасы освещена меньше. А вот там, куда попадает еще редкое солнышко, все больше золотистых бликов, и сам цвет дерева теплых, желто-коричневых оттенков.

Слева от зрителя на террасе стоит стол на изящных резных ножках. Фигурная столешница, темная сама по себе, кажется совсем черной оттого, что древесина мокрая. Как и все вокруг, она зеркально сверкает, отражая и перевернутый стакан, и кувшин с букетом, и все больше светлеющее после грозы небо. Зачем понадобился художнику этот предмет мебели? Он органично вписывается в окружающую обстановку, без него терраса была бы пустой, создавала впечатление необжитой, неуютной. Стол вносит в картину намек на дружную семью, гостеприимные чаепития, радостную, сердечную атмосферу. Стеклянный стакан, перевернутый вихрем и чудом не упавший, говорит о том, какими сильными были ветер и ливень. Об этом же намекают растрепанные цветы в букете, рассыпанные лепестки. Белые, красные и розовые розы выглядят особенно трогательно и беззащитно. Зато мы можем представить себе, как сладко и нежно пахнут они сейчас, омытые дождем. Необыкновенно поэтично выглядит этот кувшин и розы в нем.

Задний план картины

А за пределами террасы шумит и буйствует сад. С мокрой листвы еще крупными бусинами скатываются дождевые капли. Она чистая, темно-зеленая, яркая, свежая, какой бывает только после освежающего ливня. Глядя на картину, начинаешь очень отчетливо ощущать пьянящий запах мокрой зелени и нагретой солнцем земли, цветов из сада и еще чего-то очень родного, близкого, дорогого, за что мы и любим природу. За деревьями видна крыша сарая, в просветах ветвей - белеющее, светлеющее после грозовья небо. Легкость, просветление, радость бытия чувствуем мы, любуясь замечательным произведением Герасимова. И учимся быть внимательными к природе, любить ее, замечать удивительную прелесть.

Сочинение по картине После дождя А.М.Герасимова для учащихся 6 класса.

План

  • Сюжет картины А.Герасимова «После дождя»
  • Описание террасы, стола, кувшина с цветами
  • Задний план картины (сад, дом, постройка)
  • Техника изображения картины
  • Мое настроение от увиденного.

Я смотрю на картину А.М.Герасимова «После дождя». Все, что я вижу, мне нужно описать в сочинении. Начну с сюжета картины. Перед нашими глазами предстает небольшая терраса после дождя. Художник выбрал объектом своего холста предметы: стол, кувшин с цветами, часть террасы с перилами, и изобразил их на фоне природы.

Только что прошел дождь. Мы видим разлившиеся небольшие лужицы на скамейке и полу террасы. Все отражается в блеске мокрой поверхности. На столе лежит опрокинутый граненый стакан. Видимо, дождь был очень сильный, если оставил после себя столько «следов».

Сама терраса видится нам не полностью. Вертикальные опоры держат крышу (мы видим лишь ее угол), деревянная площадка имеет ступеньки для выхода в сад. Неширокая скамейка завершается незамысловатыми перилами. На такой террасе приятно посидеть вечером и насладиться запахами природы. Или можно собраться семьей и выпить по чашечке чаю.

Слева находится стол с резными ножками. Фигурная крышка стола тоже покрыта каплями дождя. А на столе стоит стеклянный кувшин с цветами. Букет красивых цветов тоже ощутил на себе силу дождя. Некоторые лепестки упали и лежат в воде, скопившейся на краю стола. А может это ветер уронил кувшин и развеял нежные лепестки? Цветы раскрашены в белый и красный цвета, где-то они имеют оттенки розового и нежно-зеленого. Листья имеют очень темный и насыщенный зеленый цвет. Букет, наверное, собрали только до дождя, чтобы украсить им стол. Но неожиданно начался ливень, и букет остался на террасе.

На заднем плане картины мы видим часть сада. Вся его зелень пестрит разными оттенками. Где-то она очень яркая, светлая, даже переходящая в салатовый цвет, а где-то темно-зеленая, сочная, имеющая оттенок изумрудного и даже синего цветов. В саду очень много деревьев. В стороне виднеется какая-то деревянная постройка, может, это маленький сарай или небольшая баня. На ее крыше есть труба.

Справа на картине за густой листвой мы видим угол дома, к которому и примыкает терраса. А.Герасимов использовал интересную технику изображения. Все предметы имеют размытые очертания. Нет четких правильных линий. Техника размытого мазка делают картину интересной. Если приглядеться, то можно увидеть вместо листиков на дереве просто неясный мазок кисти. Как будто художник не старался вырисовывать все элементы так, как они выглядят, и оставлял на холсте размытые пятна нужных цветов. Так же изображены и цветы в кувшине, и часть террасы, и кусочек неба, который просвечивает сквозь густую листву. Здесь хорошо смешиваются цвета. Они сочетаются друг с другом, образуя новый оттенок.

Картина на создает хорошее настроение. После дождя становится светло и радостно, природа обновляется, свежеет все вокруг. Никаких грустных мыслей, только позитивные эмоции!

Знакомство с биографией и с историей создания картины «После дождя».

Народный художник СССР вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.

видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.

Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

4. Знакомство с картиной.

Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.

5.Вопросы по картине:

Что такое терраса?

Как называется картина? Почему?

У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?

Что происходит незадолго до изображенного на картине?

По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?

Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?

9. Обратимся к картине.

 Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.

Что находится на заднем плане картины?

Какие краски использовал художник для создания картины?

Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-

Каким настроением пронизана картина?

А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного

после дождя?

10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради.

Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.

11.Составление плана сочинения.

Картина Герасимова «После дождя». Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. Сад после дождя. Мое впечатление от картины.

Перед нами картина «После дождя» . Смотря на эту картину, мы видим живописный мотив. Освежённая дождём природа, притягивает наши взгляды.

На переднем плане мы видим залитую дождём террасу с углом сада. Вода лежит целым слоем на листве, на полу террасы, на скамейках и перилах. Часть террасы освещена солнцем. Сверкая в неярком солнечном свете вода создаёт завораживающее зрелище. На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрою поверхность стола – розоватые, голубые. Тени красочные, даже многоцветны отражения на покрытых влагой досках отливают серебром.

В левой части террасы стоит на резных ножках, которые тоже отражаются в лужах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов умытый дождём. Тона цветов нежные и неброские. Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.

В природе всё благоухает свежестью. Все запахи смешались вместе. Аромат цветов и мокрой зелёной листвы. Запах залитого дождём дощатого пола и сырой земли. Все вместе они вызывают у нас восторг и ликование.

Угол дома выходит прямо в сад. Густая листва деревьев и кустарников омытая дождём блестит на солнце. Ветка сирени склонилась над скамьёй медленно роняя со своих ветвей светлые капли дождя. А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Я считаю что это лучшая картина. в ней очень ярко и выразительно передано состояние природы.

Картина «После дождя» – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил все вокруг. Пол, скамейки, перила, стол, листва деревьев и трава – все сияет блеском.

У этого полотна Герасимова трудно определить жанр. Что это – натюрморт, жанровая сцена или пейзаж? В картине слились элементы разных жанров, этим она и привлекает внимание. Мы видим террасу, на которой совсем недавно были люди, может быть, читали газеты или пили чай. Дождь, внезапно нахлынувший, заставил их уйти. Но мы чувствуем их присутствие.

В центре композиции стол, на котором стоит стеклянный кувшин с цветами и стакан, перевернутый порывом ветра. Этот сюжет для типичного натюрморта написан с большим мастерством. На мокрой поверхности стола отражаются голубые и розоватые блики. Цветы в букете пышные, нежные, написаны светлыми теплыми красками: розовые, красные, белые, сиреневые. Букет несколько растрепан ветром, омыт дождем, который только усилил его аромат.

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные . Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.

Мало кому из художников удавалось передать красоту природы после дождя с таким мастерством, как это сделал Герасимов. Это лучшая из его картин, недаром и сам художник любил ее больше других.

После дождя

Глядя на картину Герасимова «После дождя», чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель о листья деревьев. Вся терраса залита светом и необыкновенной чистотой омытой дождем природы. Отражения предметов в дождевой воде придает картине особую атмосферу загадочности, романтики и уюта. Так хочется остаться на этой террасе, погрузившись в эту обстановку безмятежности, вдыхать свежий воздух и хоть на мгновение забыть обо всех проблемах.

Как реалистично художник передает красоту мокрых поверхностей: пола, столика, перил, лавочек. В основном творец использует темные краски, но сквозь склонившиеся под тяжестью воды ветви деревьев виднеется небо, на котором рассеиваются последние тучи. Лучики проглянувшего солнышка весело играют и искрятся в каплях воды. Это придает картине какое-то таинственное свечение. Глубоко за деревьями, на фоне, виднеются постройки. Их кровля буквально сияет.

В прозрачной вазе на столике, что находится в левой части террасы, стоит букет прекрасных садовых цветов. Они выглядят настолько реальными, что когда смотришь на них, кажется, что вот-вот ощутишь тонкий, нежный аромат, исходящий от них. Отдельно хочется отметить то, как художник отобразил прозрачность стекла, из которых изготовлены ваза и стакан.

Нельзя однозначно установить жанр этой картины. С одной стороны на ней изображен пейзаж, потому что довольно большую часть картины занимают садовые деревья, последствия стихийного явления в природе. Но с другой стороны – мы видим этот прекрасный букет цветов, стол, на котором лежат опавшие лепестки, стакан, который упал под натиском тяжелых капель воды.

Эта картина впечатляет и заставляет задуматься о высоком. Думаю, никто не сможет остаться равнодушным после просмотра этой картины.

Cочинение по картине После дождя Герасимова 6 класс

Александр Герасимов - художник разноплановый. В разное время (довоенный и послевоенный периоды) он писал портреты первых лиц в Советском государстве, а также изображение природных явлений интересовало мастера. Тема дождя и обновления природы после него не нова не только в целом в художественном искусстве, но и в творчестве Герасимова. В студенчестве он изображал крыши домов и поверхности дорог после дождя. Но это полотно обособляется от них.

Впечатление от картины

Впечатление от картины противоречивое. Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко - это не только обновление природы с надеждой на ее возрождение, но и своеобразные небесные "слезы". Это стихия, с которой неподвластно справиться человеку, он может только лицезреть, схоронясь в укромном местечке и пережидая ненастье. Художник как раз и находится в таком месте - мы видим изображение его глазами из противоположного угла веранды.

В целом, дождь вносит ощущение дискомфорта в данное пространство. Но дискомфорт этот "испытывает" человек и созданные им предметы - мы видим, как блестят лужицы на скамье веранды - теперь не присесть на нее; стол, расположенный на входе, как бы встречая гостей, на данный момент не может собрать их вокруг себя; стакан, упавший от разбушевавшейся стихии - все это подтверждение бессилия человека перед природными явлениями. Одни лишь деревья, насытившись живительной влагой, сияют, отражая постепенно выходящие из-за туч солнечные лучи. Происходит смена циклов, одно явление сменяет другое и так было всегда и будет, а природа будет продолжать жить и торжествовать не смотря ни на что.

Цвета картины

Цветовая гамма, которую выбрал Герасимов, не отличается большим разнообразием, но в ее лаконичности много смысла. Мы видим естественные, встречающиеся в природе цвета. Однако, они противостоят друг другу по насыщенности, по присутствию в них жизни. Стол и деревянная пристройка имеют темно-коричневые оттенки, а срезанные цветы в вазе "разбавляют" эту мрачность своей свежестью, хоть и былой: белые, розовые, едва уловимые нежные оттенки, но зелень (листья и стебли цветов) - темнее природных, живых. И скорбь свою по прежней жизни на лоне природы, цветы показывают опавшими лепестками на столе.

Но в конечном итоге, жизнь побеждает - планово картина делится на две части - передний фон с террасой (мир людей) и задний (мир природы), где преобладает зелень самых разных оттенков, доказывая, что в природе ""нет плохой погоды", что все в ней гармонично. Вот-вот выйдет солнышко и от дождя не останется и следа...

6 класс.

  • Сочинение по картине Шевандроновой На террасе, 8 класс (описание)

    Картина Ирины Васильевны Шевандровой «На террасе», как и большинство её картин просвещена детству и юности. Ведь даже при жизни Ирину Шевандрову называли детским художником.