Репетилов горе от ума характеристика фамилии. Зачем нужен образ Репетилова в комедии горе от ума? Пожалуйста




Образ Репетилова
В комедии «Горе от ума»

Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна. В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из реальной московской жизни начала XIX века.

Репетилов появляется в четвертом действии. Мы наблюдаем его в шести из четырнадцати явлений. Никчемный крикун Репетилов характерен для фаму-совского общества. Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале XIX века. В то врем многие выражали сочувствие либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I. От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы.
Как появляется Репетилов? Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. После падения это признание не производит особого впечатления. Чацкий с досадой отвечает: «Да полно вздор молоть». Чацкий хорошо понял Репетилова. В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи.

Репетилов:

Из шумного я заседанья.
Пожалоста молчи,
Я слово дал молчать;
У нас есть общество,
И тайные собранья
По четвергам.
Секретнейший союз...

Вслух, громко говорим, никто не разберет.
Я сам, как схватятся, об камерах, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных.

Камеры - палаты депутатов. Присяжные - присяжные заседатели в суде, приводимые к присяге, чего в российском суде не было. Бейрон - это поэт-романтик Джордж Байрон, участник борьбы греческого народа против турецкого ига и движения карбонариев.

Почему же Чацкий говорит Репетилову, что надо прогнать и вас, и ваши тайны»? Чацкому известна глупость Репетилова . Репетилов и сам не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».

Репетилов опошляет большое революционное дело. Он не понимает его сути. Репетилов - попутчик больших дел и крупных личностей. И он потенциально опасен для них. Репетилов носит маску прогрессивного человека, не являясь таковым. Репетилов является пародией на Чацкого. Чацкий «славно пишет, переводит». Репетилов «лепит» вшестером водевильчик. Чацкий был «с министром в связи». Репетилов - «зять министра».

Репетилов критикует власть, но за свои неудачи по службе. Похожи на Образ Репетилова Лахмотьев, Леван и Боринька, англоман князь Григорий, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, написавший труд «Взгляд и нечто».

Репетиловпшна - показной либерализм. Сам Репетилов говорит: «Шумим, братец, пгумим„» Чацкий согласен: «Шумите вы? И только?»
Пушкин не считал Образ Репетилова гадким. Салтыков-Щедрин относил Образ Репетилова к легкомысленным, назойливым и неприятным людям. В романе «Дым» Тургенев выводит Бамбаева, бывшего москвича, как очень похожего на Образ Репетилова , «человека хорошего, из числа пустейших». В романе Достоевского «Преступление и наказание» на Образ Репетилова похож образ Андрея Семеновича Лебезятникова, который «прикомандировался» к прогрессу.

Завершая сочинение, необходимо отметить, что Грибоедову в комедии удалось сделать яркими не только образы главных героев, но и остальные персонажи, к каковым относится и Репетилов.

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: "Сердечный друг! Любезный друг!" (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно, что Репетилов - пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам - один из представителей фамусовского общества. Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: "Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак" (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь - задумал породниться с большим человеком, почти министром.Здесь он преуспел - женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5) И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4) Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он - неотъемлемая часть фамусовского общества. Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова - доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: "Шумим, братец, шумим" (IV, 4), - вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось: А наши старички??

Как их возьмёт задор, Засудят о делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их...беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас Боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ник чему, Поспорят, пошумят и...

разойдутся. (II,5) Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном - либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. "Секретнейший союз" устраивает "тайные сходки" по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены "союза" под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и ничего не делают, Удушьев пишет статьи "Отрывок", "Нечто" для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие "важные материи", например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г.

Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов "невзначай родит каламбур", другие подхватят И вместе, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать! Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным "кривым зеркалом" главного героя комедии - Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения - глубокими и продуманными.

А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли. Как и другие персонажи пьесы, он получает "говорящую" фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит "повторять". Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя: Ругай меня, я сам кляну своё рожденье, Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) "Убивать время" - это устойчивый оборот, который значит "заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом". Мысль Репетилова цепляется за слово "время", и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: "Скажи, который час?

". Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание "секретнейшего союза". Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё - деятельность в "секретнейшем союзе". Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами: Чуть свет - уж на ногах!

И я у ваших ног. (I, 7), А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает "со всех ног" в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого: ...славно пишет, переводит.

(II,5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4). Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. "Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два" (1,7), - пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль: Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня, В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения - оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. "Чины людьми даются, А люди могут обмануться" (III, 3), - заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: "Тьфу! служба и чины, кресты - души мытарства" (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идёт к рассвету. Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы. Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разныхчерт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о "Горе от ума". Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы "кривым зеркалом", которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Какова роль образа Репетилова в комедии Горе от ума?

25 Апрель 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их...беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся. (II,5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)

Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),

а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

Славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4)

При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)

Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

/ / / Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей знаменитой комедии Александр Сергеевич Грибоедов изобразил типичное дворянское общество начала 19 столетия с его укладом и нравами. Этот временной промежуток характеризуется наметившимся противостоянием между теми, кто придерживался консервативных взглядов и выступал за прежнюю спокойную жизнь, и теми, кто принял идеи декабристов и был приверженцем новых прогрессивных идей.

Историческая реальность со всеми ее перипетиями нашла отражение на страницах пьесы. Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии, очень похож на самого автора и разделяет его взгляды, а именно: уважает личность, стремится к достижению свободы и справедливости для всего народа. Есть, правда, в произведении и такие персонажи, для которых все вышеназванные идеи – не стремление, а просто дань моде, так принято сейчас, значит, так нужно. Нет осознания и принятия. В этой связи хочется назвать одного персонажа, о котором и пойдет речь, - Репетилова.

Но раскрыть этот образ представляется возможным, только если сделать это через обращение к другому герою – Чацкому, который настроен решительно против московских обычаев: вседозволенности богатых помещиков, не считающих крестьян за людей и позволяющих себе менять их на борзых собак, отсутствия нравственности, оценивания людей по чинам и размеру кошелька. Александр Андреевич выступает против всего этого один, не имея никакой поддержки. Но его идеи понятны и просты: честь и достоинство должны быть главным мерилом человеческой личности и никак иначе.

А что же образ Репетилова? Как его интерпретировать? Автор вводит этого героя для того, чтобы наиболее полно представить положение дел и ту обстановку, которая царила в стране в обозначенный исторический период.

С этим персонажем Грибоедов знакомит читателей лишь только в последнем действии. Репетиров выступает своеобразным двойником Чацкого. Правда, в отличие от оригинала, он смешон: повторяя слова, содержащие глубокий смысл, он совершенно не осознает их. Репетилов пытается войти в высшее общество, получить там определенный вес, же хочет исправить сложившийся уклад, изменить веками укоренявшиеся устои и обычаи.

У героя интересная фамилия, такие принято называть говорящими. Что же она означает? В ее основе французское слово со значением «повторять». Репетилов только бездумно следует идеям декабристов, не вникая в их суть.

Автор изображает героя как пустого человека, он говорит слова, но они не наполнены смыслом. Сам Репетилов не осознает их до конца, да и хочет ли это делать? Он состоит в тайном обществе, на собрание зовет с собой сначала Чацкого, а когда тот отказывается, предлагает поехать Скалозубу. Получается, ему все равно, с кем ехать, на деле он не становится союзником Александра Андреевича. Этому герою в принципе все равно, за кого выступать: за «старых» или за «новых». Главное – быть признанным в светском обществе.

В заключении можно сказать, что Репетилов – это карикатура, отражение Чацкого в кривом зеркале.

Репетилов

В письме к А. А. Бестужеву-Марлинскому (писателю-декабристу) Пушкин писал: «Кстати, что такое Репетилов? В нём 2, 3, 10 характеров». Пушкин отмечает в нём и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. К этому можно прибавить необычайную общительность, увлечение всем модным. Фамилия его, происходящая от французского слова «репете», означающего «повторять», указывает на отличительную его черту - потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственных взглядов и мнений.

Репетилов, по его собственному определению, «пустомеля». Он стремится прослыть передовым человеком, но всё, о чём он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали тогда передовых людей. Такие лица, как Репетилов, «шумят, и только».

Речь Репетилова по своему лексическому (словарному) составу - речь москвича 20-х годов XIX века. Такие слова, как откудова, невзначай, особливо вместо особенно, зауряд вместо заурядный - типичные для Москвы той поры, так и слетают с его языка.

Увлечение театром вносит в его речь такие слова, как фарс, водевильчик, прелюдии и другие. Репетилов любит вставлять в речь французские слова, переиначивать на французский лад русские имена -Левой вместо Лев. Но рядом с этим в речах Репетилова много русских выражений: «пил мёртвую», «мы, благо на ходу» и т. д.

Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую выразительно характеризуют внутреннюю пустоту Репетилова.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Репетилова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Репетилов У листі до А. А. Бестужева-Марлинскому (письменникові-декабристові) Пушкін писав: «До речі, що таке Репетилов? У ньому 2, 3, 10 характерів». Полковник Скалозуб - тип офицера-карьериста времён Аракчеева. В умственном отношении он человек недалёкий. «Он слова умного не выговорил сроду», - (продовження) Молчалин знущально рекомендує Чацкому шукати заступництва могутньої Тетяни Юріївни, служити в Москві, де легко "і награжденья брати, і весело пожити"; Полковник Скалозуб - тип офіцера-кар"єриста часів Аракчеева. У розумовому відношенні він людина недалекий. «Він слова розумного не виговорив сроду», -
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое