Русская народная сказка «Кому горшок мыть» С.Маршак «Старуха, дверь закрой!». Кому горшок мыть Народная сказка кому горшок мыть




Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят - дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем. Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!

Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть? И сама вымоешь.

А и не подумаю!

И я не стану.

А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!

Сказано - твое дело, ты и мой!

Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.

Ладно, лезь на печь, там видно будет.


Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть. Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается. Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж всё ли по-здорову?

Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли... И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась:

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Аи, нездоровилось? Молчит баба.

Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.

Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий! Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты и не ворохнётся.

Что у тебя с женой-то? Ай, попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам! - Побежала по деревне: - Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то? Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба, что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит. Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:

Василий, раб божий! Что приключилось-то? Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то? Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята. Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорят,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка: даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.

Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп, да и повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается.- Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит.- Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам.

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи опустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.


Сказка Кто заговорит первый о лени старика и старухи, которые стали посмешищем всей деревни. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Кто заговорит первый читать

Ленивые и вздорные баба и дед постоянно ругались и спорили. Дошло до того, что заспорили, кому мыть после еды горшок из-под каши. Решили поиграть в молчанку: кто первый рот откроет – тот и моет. Вечером молчат. На следующий день не вставали с постели, печь не топили, по хозяйству ничего не делали, даже из избы не выходили. К обеду соседи заволновались: не случилось ли чего? Взломали дверь. Смотрят – живы оба, только лежат, молчат. Полдеревни к избе сбежалось, попа привели, не поймут люди, что со стариком и старухой происходит. Сказал поп, чтобы кто-то за стариками ухаживал, пока в себя придут. Одна соседка, положив глаз на бабину новую шубу, согласилась ухаживать за стариками. Тут баба ожила да как закричит: «Кто позволил добром чужим распоряжаться?» Обрел речь и дед, обрадовался, что не ему горшок мыть. Посмеялись соседи над стариками и разошлись. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Кто заговорит первый

Юмористическая бытовая сказка высмеивает еще один из распространенных пороков – лень. На Руси трудолюбивым людям всегда почет и уважение, лентяям – осуждение. Герои сказки Кто заговорит первый – дед и баба, упрямые и ленивые-преленивые. Из-за их лени возникали у них постоянные конфликты, которые приводили к убыткам. Главная мысль сказки Кто заговорит первый – труд человека кормит, а лень портит. Чему учит сказка Кто заговорит первый – высмеивая лень и семейные раздоры, сказка учит трудолюбию и взаимопониманию.

Ах, до чего же у бабы, что из русской народной сказки «Горшок», каша знатная получилась: рассыпчатая, вкусная, в русской печи напаренная… Маслицем кашу не испортишь: маслица не пожалела баба. Да вот только одна проблема: горшок после съеденной каши помыть некому. Ни баба, ни мужик вычищать его не хотят. Лень-матушка одолела. Кто же всё-таки помыл пресловутый горшок? Пока секрет. Прочтёте сказку – и сами всё узнаете.

«Горшок»
Русская народная сказка

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые… Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать… И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай… И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали… Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!
- Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
- А и не подумаю!
- И я не стану.
- А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!
- Сказано - твое дело, ты и мой!
- Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.
- Ладно, лезь на печь, там видно будет.

Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть.

Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается.

Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову?
- Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли…

И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась.

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Ай нездоровилось? Молчит баба.
- Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.
- Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий!

Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты - и не ворохнется.

Что у тебя с женой-то? Ай попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам!

Побежала по деревне:

Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат - пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то?.. Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит.

Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:
- Василий, раб божий! Что приключилось-то?

Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то?

Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили - да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята.

Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорит,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка, даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.
- Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп да повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. - Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит. - Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам!

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи спустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.

Вопросы к русской народной сказке «Горшок»

Какими были мужик да баба: работящими или ленивыми?

Кто сварил рассыпчатую кашу?

Почему баба не захотела мыть горшок?

Почему мужик не помог бабе помыть горшок?

По какой причине всполошились соседки?

Почему баба играла с соседками в молчанку?

Почему Василий молчуном заделался?

Кто в конечном итоге помыл горшок?

Знакомо ли тебе слово «лень»?

Какие люди тебе больше нравятся: ленивые или трудолюбивые?

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;
  • развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать интерес детей к чтению,

Микроумения:

  • самостоятельно находить отрывки из текста;
  • ориентироваться в смысловом содержании текста;
  • формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).

Оборудование:

  • музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;
  • иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного.
    - Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях
    - Самостоятельная работа.
  3. Сообщение темы и цели урока
    - Первичное восприятие текста
    - Изучение нового материала
  4. Работа над названием сказки
    - Физкультминутка
    - Вторичное чтение сказки
    - Словарная работа
    - Разбор сказки по вопросам
  5. Подведение итогов
    - Обобщение и систематизация
  6. Информация о д/з
    Рефлексия.

Ход урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями и получите вкусный приз. Согласны? Тогда начинаем

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Слайд 1 (Урок чтения, сказочная иллюстрация)

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

А что за литературный жанр - сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

Приложение 1. Слайд 2 (портрет А.С. Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Прочитайте слова, написанные на доске.

Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

2. Задание

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Старик, старуха, горшок, кафтан. («Кому горшок мыть» - народная).

Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)

Приложение 1. Слайд 3

3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.

А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?

(составление таблицы на карточках лежащих на столах)

Приложение 1. Слайд 4 (вопросы)

  • Кто является создателем народной сказки; литературной?
  • Форма создания сказки?
  • Можно ли вносить изменения в сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
  • Какие жанры используются в сказках?

Проверка.

Приложение 1. Слайд 5 (таблица)

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)

3. Внесение изменений не допускается

4.Время создания сказки определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром

Волшебная,
- бытовая,
- о животных.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем.

А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:

ЗАГАДКА 4.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

Приложение1. Слайд 6 (иллюстрации название сказки, яблоко)

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Работа над названием сказки.

Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку о ткройте учебники на странице 82.

Прочитайте название сказки.

Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2. Вторичное чтение сказки по учебнику

(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.

3. Словарная работа:

В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.

Мультимедиа. Слайд 7 (слова из текста)

  • Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
  • Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
  • Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
  • Указ- распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
  • Великая печаль - большое чувство грусти.
  • Небылица- это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
  • Вельможи - знатные богатые люди.

4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.

Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)

Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.

Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)

Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.

1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?

По плану:

Приложение1. Слайд 8. (план)

  1. Название
  2. Автор.
  3. Жанр (какая?). Почему?
  4. Главная мысль
  5. Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая

2 .У вас на столе есть листок с пословицей. Прочитайте эту пословицу про себя. Тот, у кого пословица подходит к нашей сказке, пусть встанет и прочитает ее вслух и докажет Что означает выбранная вами пословица?

(Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

  1. Семь раз примерь, один - отрежь.
  2. Без дела жить - только небо коптить.
  3. В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
  4. Во всяком мудреце довольно простоты.
  5. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
  6. Был пирог, найдется и едок.
  7. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
  8. Всяк своим умом живет.
  9. Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
  10. Уговор дороже денег.
  11. Худ солдат, который не надеется быть генералом.
  12. Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
  13. По заслуге и плата.
  14. Соврет – глазом не моргнёт.
  15. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
  16. Делу время, потехе час.
  17. Всяк человек своего счастья кузнец.

VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Самооценка работы.

Приложение1 . Слайд 8. (критерии)

Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

  • встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу не поставил себе оценку;
  • теперь те, кто поставил оценку «4»;
  • теперь те, кто поставил оценку «5».

3. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас листок «Пушистик настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите всем и друг другу.

Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой.

Я ставлю всем пятерки. А Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки.

Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.