Изначально был дед мороз. От злого старика до доброго волшебника




«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

Кто такой Дед Мороз на самом деле...

Кто такой Дед Мороз??? Вопрос о том, кто является прямым предком Деда Мороза очень спорный. В одних странах предками Деда Мороза считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, в-третьих - бродячих продавцов детских игрушек. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Среди предков Дедушки Мороза был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке н. э. жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай: в День Святого Николая, 19 декабря, дарить детям подарки, именно так и поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Деда Мороза везде называют по-разному.

А если говорить о происхождении нашего родного (отечественного) Деда Мороза, то его прямым предком значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и старел и добрел Дед Мороз: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше врем я Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки.

Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому-то как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.

Должность Деда Мороза почетна и не каждый Дед Мороз настоящий. Существуют даже Академии Морозного деда. В программе обучения: теоретический курс истории Деда Мороза, практика в творческих мастерских. После окончания обучения слушатели получают дипломы. Настоящий Дед Мороз знает много шуток и прибауток, загадок и игр, песен и танцев. За 12 ударов он успевает обойти все дома и засунуть подарки под подушки, под елки и в другие самые неожиданные места. Весь год до новогодней ночи Дед Мороз живет на Крайнем Севере, правда есть у него еще парочка домиков - в Лапландии и в Устюге. Но где бы он ни находился, он прилежно мастерит и готовит новые подарки к следующему Новому году.
И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда видит этого румяного старика, который, несмотря на свой преклонный возраст, пляшет, танцует и веселится, превращая Новый год в настоящий праздник.

Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ - Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос». Помню, что, впервые взявшись за нее, я ожидал встретить милого новогоднего старика…

«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»
Мороз-воевода.

А теперь чуть далее:


«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

…Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем».

Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.

Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость - наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».

В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку – «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича - статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой - иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.

Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи - от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек – «истинный славянин с нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки.
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками. А тут грянула революция! Но о советском Деде Морозе в следующий раз...

Дед Мороз. Он же:

В США – Санта Клаус
Финляндии – Йоулупкки
Нидерландах – Синтер Клаас
Японии – Сегацу-сан
Швеции – Юль Томтен
Франции – Пэр Ноэль
Италии – Боб Натале
Турции – Ноэль Баба
Карелии – Паккайне
Германии – Вайнахтсман
Казахстане – Колотун Ага
Румынии – Мош Джарилэ
Норвегии – Юлебукк
Дании – Юлетомте
Сербии, Хорватии – Дэда Мраз
Китае – Шаньдань Лаожен
Чехии, Словакии – Микулаш
Крите – Св. Василий
Бельгии – Св. Николай (приходит с помощником Черным Пиратом)
Австрии – Св. Николай (приходит с помощником Крампусом)
Узбекистане – Кербобо
Якутии – Дед Дыыл (Снегурочка – Харчаана)
Алтае – Соок Таадак
Калмыкии – Зул.

Вредные привычки: Любит тайком пробираться в чужие дома.
Социальный статус: Не женат.
Дети: Внучка Снегурочка.
Место рождения: Великий Устюг.

18 ноября в России официально отмечают день рождения Деда Мороза. Для самых маленьких Дедушка Мороз – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX — начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после «Словаря славянских богов».

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться - лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».
Великий Устюг - нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других — средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке — Санта-Клаус, а у нас — Дед Мороз.

Кто он такой — наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз — персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).

Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру «Заморожу», и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей - предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Маринка Картинка

Новый год самый яркий, любимый и ожидаемый праздник. Люди всего мира с удовольствием его отмечают, но мало кому известна история Нового года в России и на Руси.

Из-за традиций, обычаев и религии разные народы встречают Новый год по-своему. Процесс приготовления к празднику, как и воспоминания, связанные с ним, вызывает чувство радости, заботы, счастья, любви и удовольствия.

Накануне новогодних праздников в каждом доме работа идет полным ходом. Кто-то занимается украшением елки, кто-то убирает в доме или квартире, кто-то составляет праздничное меню, а кто-то дружно решает, где можно встретить Новый год .

История Нового года на Руси

Новый год любимый праздник жителей нашей страны. К нему готовятся, ждут с большим нетерпением, весело встречают и надолго оставляют в памяти в виде приятных картин, ярких эмоций и положительных ощущений.

История интересует немногих. А зря, скажу вам, дорогие читатели. Она весьма интересна и продолжительна.

История до 1700 года

В 998 году киевский князь Владимир на Руси ввел христианство. После этого смена лет происходила 1 марта. В некоторых случаях событие приходилось на день Святой Пасхи. Такое летоисчисление просуществовало до конца 15 столетия.

В начале 1492 года по приказу царя Ивана III началом года начали считать 1 сентября. Чтобы народ зауважал «сентябрьскую смену лет», царь позволил крестьянам и знатным дворянам в этот день посещать Кремль в поисках государевой милости. Однако народ не смог отказаться от церковного летоисчисления. Двести лет в стране было два календаря и постоянная путаница в датах.

История после 1700 года

Исправить ситуацию решил Петр Первый. В конце декабря 1699 года он обнародовал императорский указ, согласно которому смену лет начали отмечать первого января. Благодаря Петру Первому в России появилась путаница в смене эпох. Он откинул один год и распорядился считать началом нового века именно 1700 год. В других странах отсчет нового столетия начинался с 1701 года. Русский царь ошибся на 12 месяцев, поэтому на Руси смена эпох отмечалась годом раньше.

Петр Великий стремился ввести в России европейский образ жизни. Поэтому он приказал праздновать Новый год по европейскому образцу. Традицию наряжать елку на новогодние праздники позаимствовали у немцев, для которых вечнозеленое дерево символизировало верность, долголетие, бессмертие и молодость.

Петр издал указ, согласно которому на новогодние праздники перед каждым двором должны выставляться украшенные сосновые и можжевеловые ветви. Богатое население обязали украшать целые деревья.

Изначально для украшения хвойного дерева использовали овощи, фрукты, орехи и конфеты. Фонарики, игрушки и декоративные вещички появились на елке гораздо позже. Елка впервые засверкала огнями только в 1852 году. Ее установили в Екатерининском вокзале в Петербурге.

До конца своих дней Петр Первый следил, чтобы Новый год в России встречали так же торжественно, как и в европейских государствах. Накануне праздника царь поздравлял людей, вручал из своих рук подарки вельможам, преподносил фаворитам дорогостоящие сувениры, активно участвовал в забавах и гуляньях при дворе.

Император устраивал во дворце шикарные маскарады и приказывал, чтобы в новогоднюю ночь устраивали фейерверки и вели огонь из пушек. Благодаря усилиям Петра I в России празднование Нового года стало светским, а не религиозным.

Русскому народу пришлось пережить множество изменений, пока дата Нового года не остановилась на первом января.

История появления Деда Мороза

Елка не единственный желанный атрибут Нового года. Еще есть персонаж, который приносит новогодние подарки . Как вы догадались, это Дед Мороз.

Возраст этого доброго сказочного дедушки превышает 1000 лет, а история появления Деда Мороза вовсе для многих тайна.

Точно неизвестно откуда появился Дед Мороз. В каждой стране свое мнение. Некоторые народы считают Деда Мороза потомком гномов, другие уверены, что его предки бродячие жонглеры из средневековья, третьи считают его святым Николаем Чудотворцем.

Видео рассказ

Прообраз Деда Мороза — Святой Николай

В конце 10 столетия восточные народы создали культ Николая Мирского, покровителя воров, невест, моряков и детей. Он был известен подвижничеством и добрыми деяниями. После смерти Николаю Мирскому присвоили статус святого.

Останки Николая Мирского много лет хранились в восточной церквушке, но в 11 веке ее ограбили итальянские пираты. Они переправили мощи святого в Италию. Прихожанам церкви осталось молиться за сохранение праха Святого Николая.

Спустя некоторое время культ чудотворца начал распространяться в странах Западной и Центральной Европы. В европейских странах его называли по-разному. В Германии — Никалаус, в Голландии — Клаас, в Англии — Клаус. В образе белобородого старика он перемещался по улицам на ослике или коне и раздавал детям из мешка новогодние подарки.

Немного позже Санта Клаус начал появляться и на Рождество. Не всем церковникам это нравилось, ведь праздник посвящен Христу. Поэтому раздавать подарки начал и Христос, в виде молодых девушек в белой одежде. К тому времени народ привык к образу Николая Чудотворца и не представлял новогодние праздники без него. В результате дедушка получил юную спутницу.

Одеяние этого сказочного старика также существенно изменялось. Изначально он носил плащ, однако в 19 веке в Голландии его нарядили трубочистом. Он прочищал дымоходы и опускал в них подарки. К концу 19 столетия Деда Мороза наградили красной шубой с меховым воротником. Наряд закрепился за ним надолго.

Дед Мороз в России

Поклонники праздничной символики посчитали, что отечественный Дед Мороз должен иметь Родину. В конце 1998 года его резиденцией объявили город Великий Устюг, который находится в северной части Вологодской области.

Некоторые считают, что Дед Мороз — потомок духа холода Мороза. С течением времени образ этого персонажа менялся. Изначально это был белобородый старик в валенках с длинным посохом и мешком. Он вручал подарки послушным деткам, а нерадивых воспитывал палкой.

Позже Дед Мороз стал более добрым старичком. Он не занимался воспитательной деятельностью, а просто рассказывал деткам страшные рассказики. Еще позже он отказался и от страшилок. В результате образ стал только добрым.

Дедушка Мороз — залог веселья, плясок и подарков, что превращает обычный день в истинный праздник.

История появления Снегурочки

Кто такая Снегурочка? Это юная девушка с длинной косой в красивой шубе и теплых сапожках. Она спутница Деда Мороза и помогает ему раздавать новогодние подарки.

Фольклор

История появления Снегурочки не такая продолжительная, как у Дедушки Мороза. Появлению Снегурка обязана древнерусским фольклорным традициям. Эту народную сказку знают все.

На радость себе, Снегурку из белого снега слепил старик со старухой. Снежная девочка ожила, получила дар речи и начала жить у стариков дома.

Девочка была доброй, милой и красивой. Она имела длинные светлые волосы и голубые глаза. По приходу весны с солнечными днями Снегурочка начала грустить. Ее пригласили погулять и попрыгать через большой костер. После прыжка ее не стало, так как жаркое пламя ее растопило.

Относительно внешнего облика Снегурочки можно сказать, что его авторы три художника — Рерих, Врубель и Васенцов. На своих картинах они изобразили Снегурочку в белоснежном сарафане и повязке на голове.

Праздновать Новый год начали давно. С каждым годом что-то менялось и добавлялось, но основные традиции прошли сквозь века. Люди вне зависимости от социального положения и финансовых возможностей весело проводят новогодние праздники. Они украшают дом, готовят, покупают подарки.

Может ли кто-то из детей или взрослых представить себе такой любимый и долгожданный праздник Новый Год без самого главного гостя Дедушки Мороза. Все люди ждут с равным нетерпением их обоих. Капризная королева из сказки «Двенадцать месяцев» утверждала, что Нового года не будет, пока ей не принесут подснежники. Но в действительности Новый год не наступает до тех пор, пока в гости не пожалует самый желанный гость — Дедушка Мороз.

Но какова же история Деда Мороза и Снегурочки? Как появился Дед Мороз и его внучка? А всегда ли он был дедушкой? Совсем маленьких ребятишек больше интересует, какие подарки у него в мешке, а детки постарше уже хотят знать о нем и его спутнице больше.

История появления Деда Мороза — доброго дедули уходит далеко в прошлое, нет однозначного мнения, кто именно стал его прообразом. Существует несколько версий и легенд, открывающих тайну появления волшебного персонажа:

Повелитель холодов

Похожие персонажи появились давно в древнерусских преданиях. Люди полагали, что повелитель холодов бродит полями и лесами, укутывая их снегом, стучит посохом, морозит реки и озера, рисует узоры. Называли этого владыку Мороз, Дед Студенец, Морозко, Дед Трескун или Мороз Иванович. Этот седой старик не только морозит, он еще и присматривает за природой, помогает пережить растениям и животным морозную зиму. Морозко не одаривал детей подарками и не поздравлял с Новым годом, основной его задачей была забота о природе.

Дух предков

Древние люди полагали, что духи мертвых заботятся живых и оберегают природу. В знак благодарности люди совершали своеобразный обряд, изображая дух умерших, и ходили по домам. За это они получали вознаграждение от хозяев. Самый старший человек среди всех колядующих изображал грозного духа, за что его именовали Дед. Вероятно, он мог стать предшественником Деда Мороза, с тем отличием, что участники обряда получали гостинцы, а Дед Мороз, наоборот, их приносит.

Древний Варуна

В обрядах древности, приходящихся на период зимнего солнцестояния, во время Святок, изображая солнце, принято было дорисовывать ему ноги. Это означало, что теперь перед солнцем открыты все дороги. Теперь солнце начинает свое новое путешествие по кругу, которое увеличивает световой день и освобождает природу от снега и льда. По аналогии с древним Варуной, на Руси этому способствует Дед Мороз, который также соединяет мир живых и мертвых и помогает душам умерших вернуться на Землю дождем или снегом. Именно от Варуны, известный нам зимний гость перенял обычай судить людей по поступкам и воздавать по заслугам, быть строгим и справедливым судьей.

Злой Мороз

Есть несколько версий, согласно которым прообразом дорого Дедушки были совершенно противоположные персонажи. По одной легенде он известен, как злое и жестокое божество, повелитель холода и вьюги, Великий северный старец, который леденит людей, а однажды насмерть замораживает молодую вдову и оставляет сиротами ее детей. По иной версии языческих народов Дед Мороз получал на земле жертвоприношения, воровал маленьких детей и уносил их в своем мешке.

Святой Николай

Согласно одной из версий многие черты Деду Морозу достались по наследству от реального человека, жившего еще до нашей эры, доброго и бескорыстного Николая. Живя в достатке, он охотно помогал нуждающимся и тем, кто попал в беду, особое внимание он уделял детям. Все знают, что Николай помог собрать приданое для дочери бедного крестьянина, он подбросил мешочек с монетами в дымоход, а монеты упали в сохнущий возле камина носочек девушки. Эта легенда положила начало традиции прятать сюрпризы – «николайчики» в детские носочки. За доброту Николая начали называть святым. А во многих странах закрепился обычай делать подарки на рождественские праздники.

Образ и одежда

Раньше Деда Мороза изображали в совершенно другой одежде, которая кардинально отличалась от привычного для нас наряда. Сейчас тяжело себе представить, что когда-то Дед Мороз был одет в плащ. Потом над образом и нарядом дедули поработали художники, и в конце 19 века он носил красную шубу с белой меховой отделкой. Позднее был создан образ добродушного старичка-толстячка с характерной для его возраста седой бородой.

Сейчас известный нам дедушка имеет такие особые приметы:

Волосы и длинная борода до пола (одинаковые во всех собирательных образах персонажа) – густые, седого цвета, символизируют могущество и счастье.

Рубашка и брюки – белого цвета с таким же белоснежным рисунком, символизируют чистоту. Ошибочно одевать дедушку в красные брюки.

Шуба – очень длинная и исключительно красного цвета, с отделкой из лебединого пуха и украшенная серебряным рисунком. Короткий тулупчик и шубы других цветов относятся к гардеробу дедушек из других стран.

Шапка – красного цвета, без кисточек и помпонов, с отделкой из лебединого пуха, украшенная жемчугом и серебряным рисунком, с треугольным вырезом спереди.

Рукавички – обязательно белые, а не красные, украшенные серебряным рисунком, символизируют чистоту.

Пояс – белого цвета с красным рисунком, символизирующий единство прошлого и настоящего.

Обувь – валенки либо красные или серебристые сапоги.

Посох – имеет витую серебристую ручку, с головой быка или месяцем на верхушке, что символизирует плодородие и власть, посох может заморозить шкодливых детишек и помогает передвигаться по сугробам.

Мешок – бездонный, полный подарков, обязательно красного цвета.

Кто такая Снегурочка?

Если с появлением Дедушки Мороза все очень сложно и запутано, то история его внучки Снегурочки известна — это героиня новогодней пьесы, которая так полюбилась зрителям, что ее образ популярен вот уже более ста лет. Хотя был образ девушки в белой шубке и раньше — существовал он в народном фольклоре и звали эту девушку Снежевиночкой, Снегуркой. Имя ее произошло от слова “снег”, ведь родилась эта девочка из снега.

Иногда ее изображают молодой девушкой, иногда — маленькой девочкой, ведь существует версия, что Снегурка — дочка Дедушки Мороза, но мы ее знаем, как внучку сказочного деда.

Как бы там ни было, без нее не обходится ни один детский утренник, именно она помогает детишкам позвать Деда Мороза на праздник, именно она — его бессменная спутница и помощница.

На праздник

На праздник Дед Мороз успевает обойти каждый дом, но к себе в гости он никого не приглашает, поэтому никто и не знает его точный адрес. Люди, верящие в волшебство, предполагают, что дом его далеко на Севере, в стране льдов и вечной зимы. Многие считают, что дедушка вполне может жить на Северном полюсе или, что его дом в Лапландии. Дед Мороз будет себя чувствовать комфортно в любой стране, где зима властвует круглый год.

В гости дедушка приезжает на санках, летящих по воздуху, которые запряженных тремя лошадьми, может также прийти на лыжах или пешком. Если кому-то пришлось узреть его на оленях, имейте в виду, что перед Вами Санта.

К детям Дед Мороз приходит со Снегурочкой, которая приходится ему внучкой. Одежда у нее белоснежного цвета, с серебристым орнаментом, а на голове она носит венец, имеющий 8 лучей. Образ Снегурочки очень близок детям, она принимает активное участие в новогодних играх и конкурсах и помогает ребятишкам позвать Дедушку Мороза на праздник.

Внешность и характер Деда Мороза были собраны из многих добрых и злых, реальных и выдуманных персонажей. Пройдя долгий путь, он предстал перед нами символом могущества, добра, справедливости и святости. Встреча с ним знаменует начало нового периода в жизни человека и всей планеты, в котором будет только хорошее, доброе и самое наилучшее.