Символы в орнаментах различных народов. Змея: положительная символика




Ни для кого не секрет, что понятие красоты - величина не постоянная, да еще и весьма субъективная. У всех свой вкус и понятие красоты, тем не менее, кинематограф, фэшн-индустрия, мир музыки и другие направления шоу-бизнеса диктуют определенные стандарты.

Давайте вернемся на один век назад и посмотрим, как же менялись стандарты красоты через десятилетия?

1900 – 1910 гг.

Спорный период, когда упаднические настроения прослеживались во всем. В моде томность, бледность и трагизм. В струю этого стиля попала известная в те времена балерина, первая исполнительница «Умирающего лебедя» Анна Павлова. Ее легкий и воздушный образ надолго стал символом красоты того периода.


1910 – 1920 гг.


Это время можно назвать периодом зарождения андрогинного типа красоты. Конечно, не в том понятии, что видим мы с вами, но именно секс-символ 20-х годов ХХ века Грета Гарбо стала законодателем этого направления.

Ее холодный, стильный, немного надменный образ женщины, смешанный с мужеподобной дамой в брюках, моментально стал популярным.


1920 – 1930 гг.


Короткий отрывок времени, глоток мирного воздуха позволил миру шоу-бизнеса заблистать в свете софитов. Роскошь, утонченная красота, золотая эра кино стали толчком к популярности актрисы Джин Харлоу, внешность которой серьезно отличалась от всех предыдущих этапов развития красоты в этом веке.

Эта платиновая блондинка всегда выглядела безупречно, была чувственной и притягательной.


1930 – 1940 гг.


Не только переломный момент в моде на красоту внесла звезда кино Рита Хейворт, которая появлялась во всех журналах и на всех обложках. С ее приходом под влиянием исторической ситуации стал популярен образ сильной уверенной в себе брюнетки, которая в ожидании войны не носила шелковые платья и кружева, а старалась не отставать от мужчин.

Тонкий, чувственный, но в то же время решительный и уверенный в себе образ Риты внес свой вклад. Именно после ее фото на бомбе стало широко использоваться понятие «секс-бомба».


1940 – 1950 гг.


Когда мир немного встал с колен после войны, вернулась мода на роскошь и внешний лоск. В этот период в жизнь людей ворвалась яркая и безудержная блондинка Мэрилин Монро. Ее чары простирались по обе стороны океана.

Именно эта красавица стала родоначальником стереотипа блондинки без намека на интеллект, но с невероятной сексуальностью.


1950 – 1960 гг.


Именно в этот период начинает ломаться прежний стереотип и зарождается новый. На этот отрезок времени пришлось появление самого неожиданного эталона красоты – куклы Барби. Ее тонкие длинные ноги, маленькая грудь и плоский живот вводят моду на подростковую красоту.

В чести женщины с такими нежными и как будто не до конца сформировавшимися очертаниями тела. Именно в этот период появилась несравненная Бриджит Бордо. Ее провокационная и необузданная сексуальность сбивала с толку. Ею восхищались и осуждали одновременно.

Вместо укладки – растрепанные волосы, вместо тонких стрелочек – размазанный смоки айс, джинсы, рубашки на голое тело и никаких комплексов. Она создавала образ юной и ветреной, который моментально вошел в моду и надолго оставил след в истории красоты.


1960 – 1970 гг.


Эпоха зарождения хиппи, неприкрытой наготы во всех ее проявлениях, свободной любви и прочих атрибутов того времени стали отличной площадкой для восхождения новой звезды Джейн Фонда.

Она не боялась быть откровенной и самодостаточной, иметь свой взгляд и мнение, и на экране она продолжала удивлять совершенно разными ролями. В этот период акцент делался не столько на внешность, сколько на наполненность этой внешности…


1970 – 1980 гг.


Новые стандарты – подтянутая, худая и высокая женщина. Сексуальная революция привела к широкому появлению феминизма, моду на спорт, вниманию к своему телу, и в этот период на экранах появляется она – Ким Бейсингер.

Она стала законодателем не столько красоты, но и сексуальности и канонов секса, которые надолго укоренились в умах людей.


1980 – 1990 гг.


Вот он, период возникновения математической формулы красоты 90–60-90. В этот период кинематограф пришел к своеобразному упадку, и на авансцену мира красоты вышла мода.

До того безымянные женщины в красивых нарядах вдруг стали звездами, их стали узнавать, на них начали равняться. Модели стали затмевать не только наряды, которые показывали, но и модельеров.

На этот период пришлась слава таких известных моделей, как Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмбл, Клаудия Шифер. Самой яркой из них стала Синди Кроуфорд, лицо которой со знаменитой мушкой украшало обложки более чем 600 журналов.


1990 – 2000 гг.


В начале нового столетия блеск супер-моделей теряет свою актуальность и возвращается культовая роль кинематографа. В этот период происходит смешение вкусов и культур, в моду входит образ женщины с афроамериканскими пухлыми губами, прямыми длинными волосами и тонким европейским носом.

Эта мода приходится на пик популярности известной актрисы Анджелины Джоли, внешность которой становится фетишем для многих женщин и способом заработать для пластических хирургов.


2000 г. – наше время


В начале нового столетия, когда процветала эра пластической хирургии, об эталонах красоты было говорить очень сложно. Женщин бросало из крайности ив крайность, неестественно большие пухлые формы или стремление к болезненной худобе уже не напоминали о стандартах красоты.

Каждая культура древности оставила после себя большое количество символов. Они возникали как способ изображения божеств, сверхъестественных и обычных явлений в жизни народа. Чаще всего символы были напрямую связаны с религией, с помощью которой носители той или иной культуры познавали и объясняли окружающий их мир. Замысловатые изображения использовались в различных ритуалах. Многие из них были разгаданы историками и археологами только после длительных исследований.

Древние славяне

Они известны своей любовью к различным изображениям. Древние символы этого народа можно найти на огромной территории от Волги до Германии и Балкан. Еще до того, как он разделился на племенные союзы и группы, в обиходе появились общие рисунки. Это в том числе и символы Древней Руси.

Большое значение в образах играло Солнце. Для него было несколько знаков. Например, это был колядник. Его носили в основном мужчины, которые хотели таким образом приобрести мудрость в бою и быту. Бог Коляда отвечал в славянском мировоззрении за постоянное обновление мира и победу света над тьмой.

Одолень-трава использовалась в качестве оберега от злобных низших духов. Ее носили на одежде, доспехах, оружии и т. д. Символы древних славян включали в себя ратиборец. Это был знак воина, для которого самым главным было мужество, отвага и честь. Считалось, что ратиборец дарует эти качества всем, кто искренне и пылко любит свою родину и дом. Чаще всего его изображали с помощью гравировки - искусства, в котором славяне знали толк. Как и многие другие древние символы, ратиборец представлял собой солярный знак, немного похожий на Солнце. В этом ряду особенно выделяется свастика, обозначавшая вечный круговорот Вселенной. Носивший ее человек признавал свое подданство перед высшими силами природы.

Символы древних славян отождествлялись и с семьей - самой маленькой ячейкой любого общества. Это был свадебник, означавший слияние тела, души, совести и духа тех, кто вступает в супружеский союз.

Символы стихий у славян

Многие древние символы происходили из традиции поклонения огню как величайшей стихии. Таких можно привести несколько. Яроврат носился почитателями Бога Яро, который с помощью сил огня управлял погодой, а значит, заведовал и урожаем. Поэтому желающие получить большое количество культур использовали этот знак. Духобор тоже символизировал огонь, но только огонь внутренний. Это было обозначение пламени жизни. Если в племени заболевал человек, его покрывали повязками с духобором. Грозовик помогал защитить храмы и дома от непогоды, грозы, шторма и других катаклизмов.

Символ земли у древних славян - это солард. Почва также ассоциировалась с культом материнства, который практиковался у некоторых племен. Процветание земли означало стабильный рост пищи и сытную жизнь рода.

Рунический алфавит

Скандинавские руны использовались многочисленными германскими племенами. У них была развитая мифология со своими уникальными образами, связанными с суровыми условиями жизни этого народа. Руны были не только символами, но еще и письменными знаками. Их наносили на камни, чтобы передать то или иное послание. Ими написаны эпические саги, повествующие об истории и мифах германцев.

Однако каждый знак, если рассматривать его отдельно, тоже имел свое значение. Рунический алфавит состоит из 24 рун, разделенных на три ряда по 8 в каждом. В мире найдено около 5 тысяч сохранившихся надписей на этом удивительном языке. Больше всего таких артефактов встречается в Швеции.

Примеры рун

Первая руна, Феху, означала домашний скот, а в широком смысле - любое личное имущество германца. Уруз символизировал собой быка или зубра. Таким образом, разница между первым и вторым знаком заключалась в том, что в одном случае имелось в виду домашнее животное, а во втором - дикое и свободное.

Турисаз обозначал собой острый шип или молот Тора - одного из главных богов германского пантеона. Его использовали для того, чтобы носящему человеку сопутствовала удача, а также защищенность от враждебных сил. Ансуз - изображение открытых уст, то есть реплики или сказанной мудрости. Кроме того, это знак осторожности, так как скандинавские народы считали, что умный человек никогда не будет опрометчивым.

Райдо - это повозка или путь, предстоящий страннику. Древние символы и их значение у германцев часто имели двойной смысл. Кеназ - знак огня. Но это пламя дружественное. Чаще всего такой огонь обозначал факел, который обогреет человека и даст ему ощущение комфорта и домашнего уюта.

Следующие две руны символизируют радость. Гебо - это дар и щедрость. Его изображали в знак добрых намерений. Если руны использовались в гаданиях, то выпавший Гебо был большой удачей для человека, которому предстоял приятный сюрприз в будущем. Древние знаки и символы и сейчас часто становятся материалом для оккультных служений неоязычников. Вуньо означает радость. Его часто использовали в связке с Гебо. Если его писали рядом с другой руной, то это означало успех или удачу в сфере, которую символизировал соседний знак. Например, Вуньо и Феху были предзнаменованием большого прибавления в домашнем поголовье скота.

Некоторые руны были синонимами природных стихий, их присутствие можно обнаружить почти у всех народов и культур. Например, Лагуз - это символ воды, озера или даже интуиции в переносном значении.

Развитие рунического письма

Интересно, что с течением времени общие руны распались на несколько вариантов алфавита для разных народов, от пределов Римской империи до крайнего приполярного севера Норвегии. Наиболее общим считается так называемый праскандинавский вариант, от которого пошли все последующие. Его использовали до VIII века нашей эры, что соответствует железному веку на этих территориях. Чаще всего такие руны встречаются на древнем оружии, доспехах и придорожных камнях. Такие символы использовались в магических и религиозных обрядах и в дальнейшем. Сакральные и мемориальные надписи встречаются и сейчас в некрополях и чащах.

В Восточной Европе распространение получили готские руны, привезенные сюда из Скандинавии. Их можно встретить даже на Украине и в Румынии. После того как некоторые германцы поселились на Британских островах, у них появилась своя вариация этой письменности. Связано это было с изолированностью от прежней родины и ассимиляцией с «аборигенами» - англами, саксами и т. д. У них появились новые руны, многие из которых стали обозначать двойные звуки в письменности (лингвисты называют их дифтонгами). Такие сохранились даже в современном немецком языке.

Особой экзотикой считаются Они появились на далеком острове, который тогда считался северо-западным краем мира. Для них характерно использование пунктирных линий. Эти руны были в обиходе вплоть до XIV века. Что касается скандинавских знаков, то они исчезли с появлением христианства в королевствах Швеции, Норвегии и Дании. Использование рун считалось ересью и жестоко наказывалось властями.

Древний Египет

Одним из самых известных символов Древнего Египта является Анх. Это крест, который сверху увенчивается кольцом. Он символизировал жизнь и вечность. Также существуют трактовки креста и кольца в качестве знаков восходящего солнца, соединения мужского и женского начал. Анх использовался в ритуалах захоронения, так как египтяне считали, что похороненный с Анхом в саркофаге получит вечную загробную жизнь.

В быту округленный крест означал также благосостояние и счастье. Его часто носили с собой в качестве оберега и талисмана на удачу. Анх использовался для защиты от темной магии. Кроме того, его изображения даже находили на стенах речных каналов. Египтяне очень зависели от того, как разольется Нил, каким будет урожай. Именно поэтому Анх рисовали внутри канала, чтобы с ним не случилось беды, а природные стихии оставались дружелюбными к жителям.

Любопытно, что после того, как древнеегипетская культура ушла в небытие, Анху удалось сохраниться. Некоторое время на берегах Нила торжествовала античная культура, а позже пришел ислам. Но еще в первые века нашей эры здесь появились христиане, основавшие свою коптскую общину. Именно они переняли Анх из-за его внешнего сходства с крестом.

Око Гора

Еще один важный египетский символ - это всевидящее око. Изображение раскрашенного глаза - это отсылка к богу Гору, который является хозяином неба. Спираль, которая рисовалась под оком, означала вечное движение энергии. Этот символ часто использовался в качестве оберега против неприятностей и злобных духов.

В мифологии Египта существует сюжет о битве Гора и Сета. Это распространенная метафора борьбы добра и зла. Так как Гор был олицетворением всего светлого, то его знак начали использовать знахари и жрецы для того, чтобы лечить больных и пострадавших в битвах. Также у египтян была развита математика. Око Гора и здесь нашло свое применение - оно обозначало дробь.

Скарабеи и Исида

Еще один популярный символ Древнего Египта - скарабей. Жуки, которые жили в навозе и лепили из него шарики, олицетворяли трудолюбие. Кроме того, их ассоциировали с богом Солнца - Ра, который, как и насекомые, каждый день перемещал этот источник света. Скарабеи были популярными талисманами, печатями и даже медалями за заслуги перед фараоном. Фигурки жуков использовали в загробных церемониях. Их вкладывали в саркофаг к мертвому или даже закладывали в то место, где раньше было сердце (все органы вырезались и раскладывались в отдельные сосуды). Древние символы часто имели такое двоякое применение - в быту и на похоронах. Жители берегов Нила имели трепетное отношение к смерти.

Фигурки богини Исиды часто попадались кладоискателям в сокровищницах. Это был символ земли, плодородия и зажиточности. Исида - один из самых почитаемых богов этого пантеона. Символ воды в Египте означал жизнь. И неудивительно, ведь эта культура была основана на берегах Нила, за пределами которого была мертвая и безжалостная пустыня.

Символы Древнего Египта вошли в современную культуру после того, как в начале XX века появилась мода на арт-деко. В 20-е годы вся Европа и США, затаив дыхание, следили за открытиями археологов. Это были пирамиды и скрытые гробницы, самой известной из которых является оставлялись на стенах в качестве сюжетов и предзнаменований.

Рим

Римская империя была построена вокруг ее столицы. На протяжении многих веков столица была символом центра античного мира. Поэтому в римском пантеоне существовал особенный культ этого города. Его символом являлась капитолийская волчица.

Согласно мифу, основатели Рима, братья Ромул и Рем, были царскими детьми. После того как к власти в ходе переворота пришел их дядя, тот приказал выкинуть младенцев в реку. Это было сделано, однако те выжили, после того как их нашла капитолийская волчица, которая их и выкормила. Когда дети выросли, Ромул основал Рим и стал царем нового государства, которое просуществовало еще целое тысячелетие.

Именно поэтому все символы Древнего Рима блекли перед волчицей. Ее бронзовая скульптура стояла на столичном форуме, где принимались самые важные государственные решения. Изображение стало культовым, его часто использовали горожане.

В Риме древние символы и их значение часто были связаны с властью. Например, когда это была еще только небольшая республика, в ней большую роль играли магистратуры. Это была выборная должность на один год. У ликтора был символ власти, который выделял его из общего ряда горожан. Это фасции - пучки березовых или вязовых прутьев, обтянутые ремнем или шнуром. В качестве символа также использовался топор, который означал, что носивший его человек мог казнить провинившихся.

Древняя Греция

Римская мифология во многом сформировалась под влиянием другой великой культуры - греческой. Поэтому некоторые обозначения Эллады были актуальны и для итальянцев.

Например, символы Древней Греции включают в себя изображение посоха Асклепия - бога медицины и врачевания. Согласно легенде, он был призван критским который попросил его воскресить преждевременно умершего сына. Асклепий шел во дворец с посохом в руке. В какой-то момент его атаковала змея, однако мужчина убил ее своей палкой. Следом за первой приползла вторая рептилия, у которой была трава во рту. С ее помощью она воскресила змею. Тогда Асклепий взял это растение с собой во дворец и помог Миносу. С тех пор посох со змеей стал

Другая вариация, существующая в современности, - это чаша Гигеи со змеей. Эта девушка была дочерью Асклепия. Символ стал международным знаком медицины.

Еще одно изображение посоха, распространенное в Греции и перенятое Римом, - Кадуцей. использовался глашатаями, которые сообщали о прекращении войны между государствами (например, между Афинами и Спартой). Поэтому Кадуцей стал как у греков, так и у римлян. Изображение перекочевало и в средневековую европейскую геральдику.

Древние символы любви Греции включали в себя бабочку. Это красивое насекомое ассоциировалось с семейной гармонией и счастьем.

Культура всех народов мира развивалась в своем индивидуальном направлении и имела свой особый путь становления. При этом в дошедших до наших дней памятниках прошлого легко угадываются и общие мотивы, характерные одновременно для всех стран, национальностей и народов мира.

Чем объяснить столь удивительный факт? Если пристально углубиться в историю искусства каждой отдельной нации, можно проследить плавный переход от первобытного, не трансформированного сознания, наделенного простейшими формами и образами, к более сложному, высоко художественному и изощренному восприятию действительности.

Самым веским доказательством общности культур являются орнаментальные символы, которые присутствуют в живописи всех современных народов в виде устоявшихся веками, традиционно сложившихся художественных форм. Если проанализировать элементы древних орнаментов, станет многое понятно в образе мышления древних, сложится воедино вектор развития общемирового сознания.

Прежде всего, стоит отметить, что все фольклорные мотивы имели прообразами мифологическое мировосприятие. Им характерна простота линий, четкость форм и устойчивость повторяющихся элементов, главные из которых присутствуют и по сей день в традиционных орнаментах всех народов. Вот самые распространенные и знаменитые из них:



1. Символика женского и мужского начала. Практически во всех культурах присутствуют противоположные образы Женщины и Мужчины (в абстрактном значении этих форм). Большинство знаменитых орнаментов, так или иначе, наличествует данные формы в своем составе как неотъемлемый атрибут. Например - простейшая на наш взгляд форма (Х) лежит в основе символа Мужского начала, а противоположная (+) - символизирует Женское начало. Существуют и объединенные символы, сочетающие обе эти формы. Перечисленные символы являются лишь базовой основой для начертания орнамента, дополняются и развиваются многочисленными другими элементами.


Символ розенкрейцеров. Он означает искупительную мощь крови Христа, а также представляет собой триумф духа, цикл смерти и возрождения. В некоторых толкованиях также символизирует союз мужского и женского божественного начала. Розенкрейцеры занимались черной магией, кабалистикой и алхимией, начиная с 17 века.


В центре вышивки - символ соединения двух родов, известный как Свадебник. Слияние мужского и женского начала в одну общую силу, единение и общая судьба.

Традиционные древне-славянские солярные символы дополняют действие Свадебника. Колард и Солард, солнечные кресты, традиционно вышивались на одежде новобрачных.


Печать Соломона, или звезда Давида

Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении - белый, а нижний - черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона - это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать - для Земли, воспринимать - от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке - союз солнечного сплетения и мозга.

2. Символика Земли и Неба. Так же два явно противоположных понятия могут выступать как в противовес друг другу, так и совместно, создавая символ идиллии и гармонии (символ Земли - перевернутый равносторонний треугольник, символ Неба - круг с заключенными в него пересекающимися прямыми).


В буддизме, а также на японских захоронениях можно также встретить статуи состоящие из этих фигур. В основании находится квадрат, затем идет круг, после него - треугольник. Квадрат — символ земли, а круг — символ неба. Вся фигура символизирует человека и обозначает связь между небом и землей.

3. Символика Солнца. На заре развития искусств представления о мире были далеки от сегодняшних, отсутствовала вера в единого Бога, и приветствовался культ многочисленных языческих богов. Один из самых почитаемых - бог Ра в египетской мифологии (он же Ярила у славян, Гелиос у древних греков, Тонатиу у майя и ацтеков, богиня Солнца Аматэрасу в Японии и т.д.). Вполне объяснимо, что единственно верной символикой Солнца может быть круг, представленный у каждого народа в своей интерпретации.


Солярная символика — символика солнечной стихии, солнца, светлых богов.

Варианты изображения диска Солнца


Индоарийские символы у салтовцев



Это — Солярный символ. Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью.

4. Символика движения и пространства. Изображается в орнаментах в виде ломаной линии. Причем, от ее направления и способа начертания во многом зависит, что именно хотел сказать художник. Так, плавная волнистая линия однозначно означает положительное направление - плодородие, обилие, богатство, долголетие, благополучие во всех его проявлениях. Кривая, состоящая из острых линий, говорит об отталкивании, движении назад, разрыве.


Свастика в Звезде Инглии. Свастика - символ вечного круговорота Вселенной; она символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак использовался как Оберег, который охранял существующий Небесный Закон и порядок. От незыблемости их завесила сама Жизнь.


Круглая мандала связана с естественными циклами года. Одну ее ось образовавыли весеннее и осеннее равноденствия, а другую - летнее и зимнее солнцестояния. Это универсальный символ разных культур для восприятия пространства, времени и направления.


Трикверта- символ-оберег, символ движения.


Крест - символ Единения и ключ к Единению. Знак слияния четырех сторон света - севера, запада, востока и юга. Каждая линия креста является по сути пространственно-временной спиралью, которая непрерывно генерирует два основных потока Вселенной, а так же все ее измерения и уровни.


Это лишь небольшой ряд основных орнаментальных символов, присущих одновременно всем культурам. Составленные с их помощью орнаменты могут дополняться другими, менее значимыми элементами, создавая единую гармоничную композицию, которая помимо художественности наделена определенным глубочайшим смыслом.

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.

Для чего нужно знать славянские символы

Славянская символика удивительно богата. Посмотрите на вышивку, украшающую традиционную одежду. Всё в ней неслучайно, каждый поворот узора, знак, вписанный в общий рисунок вышивки – всё имеет свое значение. Однако, для непосвященного человека вышивка остается просто устаревшим способом украсить наряд, тайна славянских символов остается сокрытой.

Славянскую символику стоит изучить вот для чего:

  • Для понимания славянских мифов и легенд, их зрительного восприятия.
  • Для понимания мировоззрения наших предков.
  • Чтобы уметь читать славянские символы на одежде, предметах быта, украшениях жилища, определять назначение ритуальных предметов.
  • Чтобы уметь выбрать оберег для себя и близких.

Источники знаний о славянской символике

Возникают споры об истоках славянских символов. Одни источники приписывают нашим узорам древние корни, видят в них сложные схемы, описывающие устройство мира. Другие, наоборот, с недоверием относятся к славянским символам, даже таким известным, как Коловрат или Звезда Руси, называя их новоделом.

Где истина? Достаточно посмотреть на сохранившиеся в северных домах старинные наряды ручной работы, богато украшенные славянской символикой, чтобы убедиться в том, что она возникла много веков назад. Однако, бабушки и дедушки, ещё умеющие вышивать и вырезать традиционные узоры, вовсе не связывают их значение с космосом, со сложными исчислениями, не объясняют происхождение узоров запутанными теориями.

Истинными мы считаем все славянские символы, которые встречаем в убранстве домов, народной вышивке, оберегах, найденных на раскопках старинных городов. А объяснение ищем простое, близкое к природе, связанное с нашими мифами. Но простое не значит примитивное. Именно в простоте славянского узора, в возможности объяснить даже малому ребенку значение традиционных узоров и есть глубокая мудрость.

Какие славянские символы нам известны?

Разделить славянские символы на группы можем разными способами. Например, по отношению к славянским Богам . Тогда рядышком окажутся Громовик, он же Громовой Крест, и кованый топорик. Оба знака обращаются к славянскому Богу Грозы Перуну .

Можем разделить знаки по их исполнению . Тогда выделим славянские символы, которые изображают на оберегах, вышивают на одежде, вырезают на убранстве славянских изб, и знаки-предметы. Например, знаком Сварога станет и Звезда Руси с острыми кончиками, и молот, символ Бога-Кузнеца.

Некоторые Боги имеют славянские символы, связанные с изображениями животных. Больше всего подобных знаков относят к Богу Велесу . Среди его символов встречаем змеевик, печать Велеса в форме лапы медведя и волка. Даже сам знак Велеса, в форме перевернутой буквы «А» иначе зовется «бычья голова».

Наиболее универсальное — деление знаков по их форме.

Круговые солярные символы

Свастические солярные символы

Прочие солярные символы

Символы на основе фигуры человека

Славянские символы на основе квадрата или креста

Символ «Летний косой крест»

– знак ещё одной дочери Лады, Богини Живы. Этот знак посвящен Богине Лета и Жизни, потому он приносит уверенность в том, что всё плохое позади, «зима» в жизни закончилась. Читайте больше об этом знаке и влиянии Богини Живы в статье «Жива – Великая Богиня Жизни, Богиня Лета».

Славянские символы на основе звезды

Знак «Звезда Лады»

часто путают со «Звездой Сварога». Знаки супругов, родителей славянских Богов, неслучайно схожи. Однако «Звезда Лады» знак более мягкий. Внешне он отличается от «Звезды Сварога» скругленными кончиками. Читайте большую статью:

Главная функция государственного символа - выражать главную идею государства, его формулу, его ДНК. Основоположник традиционализма Рене Генон считал, что символы могут действовать сами по себе, независимо от нашего сознания. У русских таких символа четыре.

Георгий Победоносец

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

Двуглавый орел

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России?

Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Двуглавый орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» - преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

К слову, византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях (в отличие от императоров Священной Римской империи). Кроме того, неизвестно почему, но орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.

Ещё одна версия появления двуглавого орла - от монголо-татар. Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Есть и ещё одна версия - алхимическая. У алхимиков двуглавый орел символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции.

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда также пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны - Марса - и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии.

Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, император ввел в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны были заменены нарукавными знаками различия, и была введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды - пять материков планеты.

Красный цвет - цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. При официальном утверждении пятиконечной звезды приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года она получила наименование «марсова звезда с плугом и молотом».

В приказе также значилось, что этот знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».

Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, Лев Троцкий знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века.

Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»... Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Серп и молот

Серп и молот - самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.

Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.

Автором серпа и молота как единого символа стал художник Евгений Камзолкин. Он работал над созданием плаката к празднованию Дня солидарности трудящихся в 1918 году. Мысль к художнику пришла спонтанно. Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»:

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.