Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Рассказы о детях




Важность чтения книг в современном мире огромна. И это вовсе не преувеличение. Оглядитесь вокруг и посмотрите, чем в 21 веке окружены дети? Это компьютеры, планшеты и прочие гаджеты, которые если не препятствуют нормальному развитию ребенка, то тормозят его. Тем важнее развивать в детях любовь к слову. В этом родителям поможет внеклассное чтение.

1 класс

Что для первоклашек есть книга? Несомненно, это способ познакомиться с миром, открыть его для себя. Она формирует культуру речи, способствует самопознанию, развитию творческих способностей и фантазии.

Литература для внеклассного чтения 1 класса подобрана таким образом, чтобы позволить ребенку окунуться в мир сказок и волшебства, но при этом получить необходимые знания морально-этического плана, а также и некоторые практические навыки. Кроме того, книги помогают в формировании собственного мировоззрения, личных ценностей и убеждений.

Внеклассное чтение 1 класса можно условно разделить на три категории:

  • стихотворения,
  • рассказы,
  • сказки.

Стихи

Рифмованные произведения с самого детства знакомы каждому ребенку. Любая мама читала своему малышу потешки и прибаутки, пела колыбельные. В раннем детстве они были призваны развеселить ребенка или наоборот, успокоить. Кроме того, именно стишки отвечали за приобретение чувства ритма, за самоорганизацию малыша и т. д.

Для младших школьников стихи также имеют огромное значение. Они развивают кругозор, улучшают свойства памяти (ведь рифма запоминается легче, нежели проза), что пригодится при дальнейшем обучении в школе.

Стихотворный список внеклассного чтения для 1 класса включает в себя следующие произведения:

  • "У лукоморья" - знаменитый отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила";
  • "Буква Р", "Я расту", "В школу", "По дороге в класс", "Помощница" и другие произведения Агнии Барто;
  • "Муха-Цокотуха", "Телефон", "Тараканище", "Краденное солнце", "Мойдодыр" - эти творения Корнея Чуковского уже наверняка знакомы детям;
  • "Дядя Степа" Сергея Михалкова;
  • "Что такое хорошо..." Владимира Маяковского;
  • "Вот такой рассеянный" и другие стихи С. Маршака;
  • Стихотворные произведения В. Бианки.

Рассказы

Нагрузка на первоклашку не так уж высока. Поэтому внеклассное чтение 1 класса включает в себя лишь нескольких авторов и небольшой набор произведений. Это:

  • Лев Толстой ("Филипок", "Три медведя", "Тетерев и лиса", "Девочка и грибы", "Косточка" и др.);
  • К. Ушинский и его рассказы о природе ("Четыре желания"), справедливости и доброте ("Великан и карлики", "Ученый медведь", "Леший", "Васька" и т.д.);
  • поучительные истории Валентины Осеевой ("Что легче?", "На катке", "Плохо", "Синие листья", "Сыновья");
  • Николай Носов ("Живая шляпа", "Приключения Незнайки", "Заплатка", "Карасик", "Витя Малеев в школе и дома").

Все эти рассказы являются отражением детской действительности, тем самым способствуют доверительным отношениям между ребенком и книгой. Здесь настоящие истории и настоящие характеры, рассказы остроумны, интересны, несут в себе не только мораль, но и развлекательный характер.

Сказки

Внеклассное чтение 1 класса, помимо стихотворной и прозаической нагрузки, разбавлено любимыми добрыми сказками. Список состоит только из произведений зарубежных авторов, поскольку с русскими сказками ребята знакомы еще с детсадовских времен.

Зарубежная же литература начинает вводиться лишь в начальной школе (разумеется, не исключается более раннее знакомство с иностранными авторами).

В список входит несколько имен. Это:

  • Шарль Перро ("Кот в сапогах", "Красная шапочка");
  • Братья Гримм ("Горшочек каши", "Госпожа Метелица").

Накануне летних каникул родителей беспокоит не только детский отдых, но и пища для ума. И если вдруг в не выдали список для внеклассного чтения, мамы его все равно найдут. Облегчаем задачу для тех, у кого дети пока в начальной школе, и публикуем примерный список литературы для 1-4 классов. Он составлен профессионалами – Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА), – рекомендован Минобрнауки и ориентируется на основные общеобразовательные программы.

Акимушкин И. Следы невиданных зверей. Природа-чудесница
Андреев Л. Кусака
Астафьев В. Капалуха. Васюткино озеро
Андерсен Г. Гадкий утенок. Дюймовочка. Улитка и розовый куст
Алексин А. Самый счастливый день
Бажов П. Уральские сказы
Баруздин С. Рассказы
Барто А. Стихи
Бианки В. Лесная газета. Стихи
Братья Гримм Сказки
Булычёв К. Приключения Алисы
Велтистов Е. Приключения Электроника. Новые приключения Электроника
Волков А. Волшебник Изумрудного города
Гайдар А. Тимур и его команда. Голубая чашка. На графских развалинах. Чук и Гек
Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы
Гауф В. Маленький Мук
Гераскина Л. В стране невыученных уроков
Горький М. Встряска. Страничка из Мишкиной жизни. Дед Архип и Лёнька
Гофман Э. Щелкунчик и Мышиный король
Григорович Д. Гуттаперчевый мальчик
Губарев В. Королевство кривых зеркал. Трое на острове
Гюго В. Гаврош. Козетта
Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста
Драгунский В. Денискины рассказы
Ершов П. Конёк-Горбунок
Житков Б. Что я видел
Жуковский В. Сказка о царе Берендее. Война мышей и лягушек. Об Иване-царевиче и сером волке. Котик и козлик. Птичка
Заходер Б. Русачок. Серая звездочка
Зощенко М. Самое главное (рассказы для детей)
Ишимова А. История России в рассказах для детей
Киплинг Р. Маугли
Катаев В. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик
Коваль Ю. Недопёсок. Приключения Васи Куролесова
Кольцов А., Толстой А.К., Пушкин А., Лермонтов М., Тютчев Ф., Плещеев А., Фет А. Майков А., Есенин С. Стихи поэтов-классиков ХIХ – ХХ веков о природе
Короленко В. Купленные мальчики. Слепой музыкант
Крапивин В. Мальчик со шпагой. Оруженосец Кашка. Ковер-самолет
Крылов И. Басни
Кун Н. 12 подвигов Геракла
Куприн А. В цирке. Белый пудель. Чудесный доктор
Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями
Лагин Л. Старик Хоттабыч
Лермонтов М. Бородино. Ашик-Кериб (Восточная сказка)
Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок
Мамин-Сибиряк Д. Емеля-охотник. Вертел. Под землей. Волшебник
Маршак С. Детки в клетке. Багаж. Как печатали вашу книгу. 12 месяцев
Маяковский В. Кем быть? Что такое хорошо и что такое плохо? Что ни страница - то слон, то львица
Михалков С. Дядя Степа. Стихи и рассказы о маме. Праздник непослушания
Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
Некрасов Н. Генерал Топтыгин. Дедушка Мазай и зайцы
Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
Одоевский В. Городок в табакерке
Пантелеев Л. Честное слово
Перро Ш. Рикке с хохолком. Ослиная шкура. Сказки
Пермяк Е. Пичугин мост. Бумажный змей. Рассказы
Петрушевская Л. Сказки
Платонов А. Еще мама
Погодин Р. Что у Сеньки было. Послевоенный суп
Прокофьева С. Лоскутик и облако. Повелитель волшебных ключей
Пришвин М. Рассказы
Пушкин А. С. Руслан и Людмила. Сказки
Распе Э. Приключения барона Мюнхгаузена
Родари Д. Приключения Чиполлино
Саша Чёрный Дневник Фокса Микки
Сент-Экзюпери А. Маленький принц
Скребицкий Г. Рассказы
Сладков Н. Лесные сказки. Разноцветная земля
Сотник Ю. Веселые рассказы
Сутеев В. Сказки
Твен М. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий
Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Толстой А. Детство Никиты. Русский характер
Толстой Л. Кавказский пленник
Тихомиров О. На поле Куликовом. Александр Невский. На страже Руси. Победы русского оружия
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Дядя Фёдор, пес и кот
Хармс Д. Стихи
Чарская Л. Сказки
Чарушин Е. Про Томку. Рассказы
Чехов А. Беглец. Мальчики. Каштанка
Шварц Е. Снежная королева. Сказка о потерянном времени
Былины
Русские народные сказки
Сказки народов России

Комментировать статью "Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение"

Наберите в инете "список книг для чтения после 1 класса " и получите списки по всем программам. Книги для детей 7-10 и 10-14 лет. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1-4 класс.

Обсуждение

в ашане хрестоматии продают

Наберите в инете "список книг для чтения после 1 класса" и получите списки по всем программам.
Имхо, но после 1 класса это как раз не проблема. Просто классика по возрасту, лишь бы ребенок читал и мог осилить предложенный объем.

Раздел: Книги (интересные книги для первоклашек). Порекомендуйте интересную книгу для первоклашек. Хотим в подарок детям, 1 класс, чтоб интересно было и мальчикам и девочкам. Раздел: Книги (книги для внеклассного чтения для первоклашки).

Обсуждение

Для самостоятельного чтения? Я бы что-то из серии про Квака и Жаба рекомендовала: смешно, текста мало, шрифт крупный, рисунки симпатичные.
Книги с большим объемом текста не любой первоклашка станет читать.

В.Осеева Синие листья

Список книг для чтения летом: 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки. Версия для печати. Облегчаем задачу для тех, у кого дети пока в начальной школе, и публикуем Правда, я весь первый класс параллельно со школой занималась с ребенком по 2100 для 1 класса.

Обсуждение

На мой взгляд книга, тем более по программе, в наше время один из самых неудачных подарков. Что для одного ребенка едва по силам, для другого - давно пройденный этап. И второй экземпляр книги даже менее нужная вещь, чем второй экземпляр игрушки.
Попадание будет гарантированным только если книгу подбирает своему ребенку сам родитель или она дарится в дом, где почти нет детских книг.

После 1 класса вот такой список на лето давали. Толстого Филлипок и Липунюшку с прекрасными иллюстрациями издали, ссылку поищу сейчас.
Список внеклассной литературы:

«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Кузьма Скоробогатый»
Л.Толстой «Липунюшка»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» *
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак"
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»
Г.Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
И.Акимушкин «Природа чудесница»
А.Гайдар «Чук и Гек»*
Л.Пантелеев «Честное слово»*
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа»*
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»*
О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
Л.Муур «Крошка Енот»
О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок
Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»
Б.Житков «Рассказы о животных» *
В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
В.Голявкин «Рассказы» *
Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Киплинг «Отчего у верблюда горб»
Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»
А. Гайдар "Горячий камень"*
К. Паустовский "Стальное колечко"*
В. Драгунский "Девочка на шаре"
* - прочитать обязательно

Книги для внеклассного чтения 2 класс. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях. мы первоклашки...на внекласнном Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. И я просмотрела ссылки, тоже показалось, что многое не для 1 класса.

Уважаемые родители, я вот знаю про нормы чтения - минимум слов в минуту для первоклашек. А вот кто-нибудь знает а сколько по времени минимум ребенку надо читать? Сейчас звонит свекровь, говорит "не хочет читать", передает трубку сыну "мама я устал читать".

Обсуждение

Мой ребенок первоклассник прочитал самое многое 49 стр за 4 часа

14.02.2019 17:02:20, Зарина В

в 1-ом классе нам предлагали обязательно читать вслух не менее 10 минут. Сейчас 15, из которых 10 уже можно про себя (при беглом чтении).

Книги для внеклассного чтения первоклашкам??? Список книг для младших классов: самые интересные. Посмотрите другие обсуждения: Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования.

Евгений Пермяк, Любовь Воронкова, Виктор Драгунский, Юрий Коваль, Ирина Пивоварова, Константин Ушинский, Михаил Пришвин, Георгий Скребицкий, Николай Сладков, Владимир Даль, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Виталий Бианки, Валентин Катаев, Виктор Голявкин

Внеклассное чтение (для 1-го класса)

Страна детства

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК (1902–1982)

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

А как? - спрашивает Митя.

А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

ЛЮБОВЬ ВОРОНКОВА (1906–1976)

ЧТО СКАЗАЛА БЫ МАМА?

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

Ступай, ступай, - сказала бабушка. - Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

Что-то здесь пчёл много!

Правда, здесь пчёл много, - сказал и Ваня. - Всё время гудят.

Эй, ребята, - закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята, отступай! - скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята! - крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали!

А что, нам за ним на пчельник идти? - ответил Гринька. - И нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать, - сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.

Иди сюда! - крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она, - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет!

Мне ничего, - сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?

Пчёлы, - ответил Ваня.

А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

Они убежали, а я Васятку вёл, - сказал Ваня. - А что ж такого? Поболит - перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ (1913–1972)

ДРУГ ДЕТСТВА

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились, и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе "Перспектива". Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.

Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.

  • Стихи, пословицы и загадки об осени
  • Доктор Айболит
  • Зверь на букву Ю
  • Дядя Степа
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Заяц и еж. К.Ушинский
  • Мойдодыр
  • Кошкин дом
  • Кит и кот
  • Про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
  • Лиса и волк
  • Репка
  • Кощей бессмертный
  • Курочка ряба

Стихи о детях

А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...».

В. Лунин. «Мне туфельки мама...».

Стихи о животных

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Стихи и рассказы о природе

«Времена года». Стихи.

«Приметы осени». Произведения русских писателей.

«Славная осень». Стихи русских поэтов.

А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи

Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».

А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».

«Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки

«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.

К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».

Сказки о животных

К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».

Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».

«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».

Сказки о зиме

«Морозко», «Снегурочка».

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».

В. Бианки. «Лесной колобок - колючий бок».

В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Золушка».

Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».

Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».

Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы

Б. Заходер. «Живая азбука».

В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».

И. Гамазкова. «Живая азбука».

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

Л. Пантелеев. «Буква «Ты».

Г. Скребицкий. «Мать».

В. Степанов. «Моя родина - Россия».

П. Воронько. «Твоя книжка».

С. Баруздин. «Главный город».

Е. Трутнева. «В родном краю».

Л. Преображенская. «Наша улица».

К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».

Рассказы о детях

В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».

Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье...»), «Бумажный змей».

Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».

В. Лунин. «Я и Вовка».

В. Голявкин. «Болтуны».

А. Барто. «Если вы ему нужны».

Н. Артюхова. «Подружки».

Рассказы о животных

В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».

Н. Сладков. «Лесные сказки».

Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».

Я. Аким. «Мой верный чиж».

Б. Заходер. «Собачкины огорчения».

Р. Сеф. «Кто любит собак?».

К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Устное народное творчество (малые жанры)

«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.

Потешки, считалки, загадки, небылицы.

С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».

К. Чуковский. «Айболит».

Г. Юдин. «Почему «А» первая».

Т. Коти. «Катя и буквы».

В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Е. Благинина. «Котенок».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

И. Пивоварова. «Всех угостила».

Н. Сладков. «Без слов».

Б. Житков. «Вечер».

И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».

Е. Пермяк. «Самое страшное».

В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».

Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

М. Пляцковский. «Солнышко на память».

П. Воронько. «Лучше нет родного края».

Ю. Мориц. «Это - да! Это - нет!».

В. Сутеев. «Чей же гриб?».

А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».

С. Есенин. «Черемуха».

И. Суриков. «Лето», «Зима».

Н. Греков. «Летом».

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.

Песни разных народов.

Считалки.

Русские народные сказки.

Пословицы, поговорки, мудрые изречения.

«Три дочери». Татарская народная сказка.

«Два лентяя». Татарская народная сказка.

«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.

И. Косяков. «Всё она».

Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Сказки народов России.

Русские народные сказки.

Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.

Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

Справочная (методическая) литература для учителя

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. - М., 2006.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2005.

Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М., 2005.

Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 1992.

Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. - М., 1982.

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М., 1977.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. - М., 2006.

Рез З. Я. Изучение лирики в школе. - М., 1968.

Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. - СПб., 1996.

Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. - М., 1972.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. - М., 2000.

Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. - Самара, 2001.

Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. - М., 2006.

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК (1902–1982)

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

А как? - спрашивает Митя.

А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

ЛЮБОВЬ ВОРОНКОВА (1906–1976)

ЧТО СКАЗАЛА БЫ МАМА?

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

Ступай, ступай, - сказала бабушка. - Наберёшь щавелю - зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы - и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

Что-то здесь пчёл много!

Правда, здесь пчёл много, - сказал и Ваня. - Всё время гудят.

Эй, ребята, - закричал издали Гринька, - поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели - вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята, отступай! - скомандовал Гринька. - Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята! - крикнул Ваня. - Васятку пчёлы закусали!

А что, нам за ним на пчельник идти? - ответил Гринька. - И нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать, - сказал Федя. - Вот пойдём мимо их дома - его отцу скажем.

Иди сюда! - крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! - Посмотрела на Ваню. - Ах, батюшки, Ванёк, - сказала она, - и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит - перестанет!

Мне ничего, - сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

Ну и хорош! - сказала бабушка. - Это кто же тебя так разукрасил?

Пчёлы, - ответил Ваня.

А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

Они убежали, а я Васятку вёл, - сказал Ваня. - А что ж такого? Поболит - перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела - что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ (1913–1972)

ДРУГ ДЕТСТВА

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились, и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

1