Жанровые признаки трагедии ромео и джульетта. У
Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…
А.П. Чехов
Слайд №1.
Оргмомент.
Есть в литературе имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами вечных ценностей. Сегодня мы будем говорить о таком произведении.
Слайд №2.
Тема урока : У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии.
Эпиграф: Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей , верной, вечной любви ? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь !
(М.Булгаков)
Цели урока:
Помочь понять основной конфликт трагедии.
Совершенствовать умение сопоставлять произведения разных видов искусства
Совершенствовать навык анализа драматического произведения
Формировать интерес к творчеству авторов зарубежной литературы
Развивать эстетическую восприимчивость обучающихся.
Итак, в Вероне, столько лет назад,
Сколь звёзд полночных над тобой, Верона,
Случилось саду ненавидеть сад
И брату брата. Два старинных рода
Забыли, в чём причина их вражды,
Не забывая враждовать извечно.
Но коли вы под этот свод вошли,
Вам без сомненья всё это известно…
А известно ли всё вам, мы сейчас проверим. Тест на знание текста, оценку выставите в свой лист.
Слайд №3- 4
III . Тест на знание теста.
И перенесёмся мы в прекрасную Верону, южную, благоуханную, кажется, только и созданную для любви, радости и счастья людей.
Видеоролик под чтение стихотворения.
Где шумели старые сады,
Девочка стояла на балконе.
В небесах горели две звезды.
Руки сжав в молитве безупречной,
Обещала в гулкой тишине,
Что любить того готова вечно,
Кто явился в маске перед ней.
Солнца лучик на одежде тонкой
Рисовал затейливый цветок.
Как прекрасна юная девчонка,
И волос изящный завиток!
В старый-старый городок Верону
Поселил ее чудак Шекспир.
Не уходит девочка с балкона.
Ею восхищается весь мир.
Что мешает любви юных сердец?
Вражда их семей.
Слайд №6.
Столкновение, развитие этих чувств и есть сюжет пьесы. Т.е. конфликт любви и вражды.
Слайд №7
Обратимся к сюжету.
Экспозиция
Кульминация
Развязка.
Именно по этому принципу мы распределились на группы.
1 группа 1-2 акт
Слайд №8. Видеоролик – мюзикл.
Прочитать выразительно пролог под слайд мюзикла.
Что мы узнаём об отношениях двух семей в самом начале пьесы?
Первое знакомство с Ромео. Что говорит он о любви к Розалине?
Первая встреча с Джульеттой?
Где начинается завязка сюжета?
Чтение по ролям отрывка Акт 1, сцена 5 (конец).
Обратите внимание на слова Капулетти - отца о Ромео. Что они значат?
Слайд № 11.
Рефлексия. Закройте на минуту глаза и представьте под музыку сцену объяснения в любви Ромео и Джульетты.
А теперь эта чудесная сцена в трактовке известного режиссёра Дзеффирелли.
И эта же сцена из балета Прокофьева, где главную роль танцует Галина Уланова. «Обыкновенная богиня» - назвал балерину А. Толстой.
Вопросы к группе:
Как вы считаете, являются ли чувства Ромео и Джульетты искренними? Докажите текстом.
Как изменились Ромео и Джульетта после знакомства?
Как юные герои относятся к вражде своих семей? Выразительное чтение стр.54
Какое решение они принимают? Кто помогает им в этом? Венчание.
Выразительное чтение монолога Джульетты перед венчанием.
Выступление 3 группы.
Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?
Хотел ли Ромео убить Тибальта? Почему?
Видеоролик «Ссора с Тибальтом» .
Как передаёт Шекспир переход настроения Джульетты от отчаяния к надежде?
Какое слово для девушки страшнее убийства?
Что советует Кормилица Джульетте после изгнания Ромео?
В оригинале у Шекспира сказано:
И привычный нам перевод:
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
В чём отличие этих двух вариантов? Как вы объясните, что Шекспир поставил имя Джульетты на первое место? (Джульетта одна, даже Кормилица предаёт девушку, а Ромео ждёт поддержку от Лоренцо…)
Кульминация и развязка.
Вопросы к группе:
Как герои пытаются бороться за своё счастье?
Кто был их союзником, а кто - врагом?
Характеристика Лоренцо.
Как вы считаете, не поспешили ли герои соединить спои судьбы, не дождавшись примирения родителей?
Трагедия имеет как бы 2 финала. Смерть Ромео и Джульетты, примирение Монтекки и Капулетти над телами погибших. Смягчает ли второй финал трагическую остроту первого?
Трагедию Шекспира называют оптимистической. Почему?
Выразительное чтение эпилога.
Синквейн.
Сдайд №20. Письма к Джульетте.
КОНФЛИКТ ЧУВСТВ И ПРЕДРАССУДКОВ В ТРАГЕДИИ
В. ШЕКСПИРА “РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА”
Вильям Шекспир – представитель эпохи Возрождения, когда мысли и чувства человека наполнялись новыми идеями. Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить, и Шекспир с горечью ощущал это.
В своих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи.
Еще древние мудрецы утверждали, что мир держится на любви, потому что любовь – это основа жизни. Человек всегда стремится к лучшему, идеальному миру, освещенному верными и открытыми чувствами – любовью, дружбой, пониманием и сочувствием. Такой мир – в бессмертной трагедии Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”.
Атмосфера жаркого юга властвует в трагедии, которая происходит среди народа, подверженного бурным страстям, горячим и бесстрашным действиям. Почти все участники событий склонны действовать импульсивно, подчиняясь мгновенно вспыхнувшим настроениям и чувствам. Есть в трагедии спокойные и разумные люди, но трезвость мысли и рассудительность бессильны против вулканических вспышек как любви, так и ненависти.
Юные влюбленные, несмотря на то что выросли и живут в обстановке вечной вражды их семей, решили пожениться. Они понимают, что рискуют всем – честью, богатством, благословением и любовью родителей, но собираются отстаивать свой выбор. Старшие Монтекки и Капулетти уже и сами забыли, из-за чего началась борьба между их семьями, но продолжают фанатично воевать друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком этой борьбы. Чудесный цветок юной любви, невзирая на многовековую родовую вражду, каким-то чудом вырос в среде, пропитанной ядовитой злостью, где любая мелочь служит поводом для кровавых столкновений.
Любовь возвысила героев, заставила их осознать абсурдность тех причин, по которым они не могут быть вместе:
…где в нас гнездятся имена?
Я уничтожу это помещенье, –
Восклицает влюбленный Ромео. Вполне справедлива и мудра и речь юной Джульетты, говорящей:
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Преградой на пути их чувства встала принадлежность к определенным семьям. Но разве могут какие-то нелепые предрассудки уничтожить настоящее, сильное и искреннее чувство? История шекспировских героев утверждает, что любовь выше всех условностей и предрассудков.
Именно в силе любви Ромео и Джульетты, в их отказе подчиняться требованиям отцов, ослепленных многовековой ненавистью, заключен главный конфликт пьесы. Там, где появляется настоящее чувство – особенно если оно возникает на фоне общей ничтожности и приземленности, – там чаще всего обязательно разыгрывается трагедия. Как сказал Евтушенко: “Потому что любовь есть такое совершенство, которому завидует все несовершенство мира и стремится его задушить”. Но общество, основанное на предрассудках и старинных устоях, не в силах задушить чувство молодых, полных сил и решимости сердец. В этом неравном поединке Ромео и Джульетта гибнут, но в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями, заключена высокая нравственная победа.
Трагедия “Ромео и Джульетта” является отражением основных жизненных позиций автора. Шекспир всегда изображал в своих произведениях прекрасных, возвышенных, сильных духом людей. Он изображал свободную человеческую личность, не зависящую от мнений общества, от господствующих в нем устоев и предрассудков. Поэтому в произведении, как и в большинстве пьес великого драматурга, правда, добро и любовь торжествуют – даже тогда, когда сами герои гибнут.
(No Ratings Yet)
- Уильям Шекспир написал трагедию “Ромео и Джульетта” несколько веков назад, но эта история трагической любви остается актуальной и на сегодняшний день. Основой трагедии “Ромео и Джульетта” является непрекращающаяся борьба старого,...
- Лично у меня возникли двоякие чувства. Когда читаешь пьесу Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”, то всецело поглощаешься великой силой любви двух молодых сердец. Любви столь великой, что вражда семей не...
- Старинная библиотека, о существовании которой никто не догадывался на протяжении веков… На толстых полках, дышат старым деревом, стоят пыльные тяжелые книги. Аккуратно, одна за другой, они тесно прижимаются друг к...
- Я хожу в Специализированную школу с углубленным изучением английского языка. Мы детально изучаем языки. Так как английский у нас основной, дизайн нашей школы выполнен в британском стиле. И в нашей...
- Жизнь человеку дается только один раз. Она имеет свое начало и свой конец, а какой будет середина, уже решит сам человек. Идя по жизненной тропе, каждый человек встречает свою любовь,...
- ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ” Перед Гамлетом мир предстает как “дикий сад, заросший сорняком”, в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина...
- Сонеты Уильяма Шекспира принадлежат к замечательным образцам лирической поэзии эпохи Возрождения. Всего Шекспиром создано 154 сонета. Большинство произведений раскрывают тему любви, но многие из них посвящены дружбе, философским размышлениям, а...
- РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ СОНЕТОВ У. ШЕКСПИРА Уже более четырех столетий творчество Уильяма Шекспира остается актуальным для читающей публики всего мира. В своих произведениях Шекспир воплотил идеи эпохи позднего Возрождения...
- Тема 11. Жизнь и творчество У. Шекспира У меня кружится голова После чтения Шекспира, Я как будто смотрю в бездну. А. С. Пушкин ПЛАН 1. Биография Шекспира и “шекспировский” вопрос....
- Пожалуй, нет в мире человека, которого бы не задело своим крылом любовь. Ведь именно это благороднейшее и самое искреннее чувство способно возвеличить человека и даже изменить мир. Оно наполняет наши...
- Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
- ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР(1564-1616) Родился в Стратфорде-на-Эйвоне, Англия. 26 апреля того же года был крещен в местной церкви Троицы. Об этом имеется запись в церковной книге. В той же церкви...
- До того момента моя жизнь ничем не отличалось от существования десятков других людей. Дни пролетали в покои, и ничто не тревожило мое юное сердце. И судьба неотвратима, она найдет тебя...
- ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “ЦВЕТОК” 1 вариант У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок”. Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический...
- В социуме часто появляется глубокие мысли о чем-то величественном и необъятном. Одной из таких является мысль о Боге. В течение жизни люди делают и плохие, и хорошие поступки, но перед...
- Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость...
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Гюстав Флобер (Gustave Flaubert) Воспитание чувств (L’education sentimentale) Роман (1869) Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и...
- Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание,...
- Любовь… Что может быть лучше, чем поцелуи любимого? Что может быть хуже, чем неожиданная измена? У нее есть две стороны. По одной стоят счастливые, улыбающиеся пары, а на второй –...
- УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ РАЗУМА И ТВОРЧЕСТВА В ТРАГЕДИИ “ФАУСТ” Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете “Фауст”. Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор...
- ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его...
- “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”) Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно,...
- Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII-XIX веков. О себе он писал: “У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда...
- Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность – вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт...
- ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ” В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту... Материалом для трагедии “Пир во время чумы” послужила сцена из драматической поэмы английского поэта-романтика Вильсона “Чумной город”. Однако вольный перевод представляет собой лишь сюжетную основу произведения – трагедия наполнена личными...
- А. С. Пушкин – один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия “Борис Годунов” не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей...
- Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью и жестокостью, и личную жизненную драму. Сюжет пьесы основан на легенде об отравлении известным венским композитором Антонио...
Пояснительная записка
В основе содержания и структуры программы Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе “Об образовании”.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы (5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер – герой – образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс – автор – образ – читатель, 10-11 классы – литературный процесс).
Произведение Шекспира “Ромео и Джульетта” по программе Кутузова изучается в 9 классе.
Жизнь великого английского драматурга полна тайн. Вряд ли найдется человек, никогда не слышащий это имя. Но самое важное научиться правильно понимать его бессмертные произведения. Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Оно было переведено на множество языков, многие пьесы были экранизированы (“Гамлет”, “Король Лир” - режиссер Г.М. Козинцев), стали основой балетов (“Ромео и Джульетта” - музыка С.С. Прокофьева). Трагедия “Ромео и Джульетта” обрела долгую жизнь в искусстве и в окружающей действительности. Пока на свете есть прекрасное чувство – любовь, она вечна.
Поурочное планирование (изучение Шекспира в школе )
1. Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”. Основные темы и особенности построения английских сонетов. Сонеты Шекспира. Поэтическое мастерство. Переводы сонетов разными поэтами (2 ч.) – 8 класс
Теоретические понятия: английский тип сонета, композиционное решение темы: мысль - развитие – отрицание или сомнение – вывод;
Нравственный потенциал: богатство выражения чувств в сонетах Шекспира;
История литературы: Шекспир – исследование личности.
У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) – 9 класс
Теоретические понятия: литературный конфликт, мотивы, проблемы, герои; трагедия как жанр;
Нравственный потенциал: любовь сильнее смерти; вражда родов, отношение отцов и детей;
История литературы: “Ромео и Джульетта” - источник вдохновения многих поколений музыкантов, художников, балетмейстеров.
ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.)
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ.
Формы: сообщения учащихся, беседа, работа в группах, дискуссия, тест
Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта”
Задачи:
- Рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира;
- Выявить влияние окружающих на главных героев;
- Развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;
- Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Шекспира, воспитывать интерес к творчеству и личности;
- Воспитывать эстетические чувства через восприятие классической музыки, произведений искусства; умение общаться при работе в группах.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
- пртрет У. Шекспира (слайд №1);
- компьютер, слайды (Rower, Point, Excel);
- на уроке, как музыкальное сопровождение, можно использовать музыку из балета “Ромео и Джульетта”.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- повторить тему: Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”; подготовиться к высказыванию по теме: особенности эпохи Возрождения; основные события и герои трагедии Шекспира; проследить по тексту изменения характеров главных героев;
- индивидуальные творческие сообщения учащихся
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент (эмоциональный настрой: музыка из балета
“Ромео и Джульетта”; запись эпиграфа).
Постановка учебной проблемы; ______________________5 минут
(определение темы, целей урока)
2. Основная часть. _____________________55 минут
а) Сбор данных:
- беседа по изученному ранее материалу; _____________5 минут
(схема “Периодизация творчества Шекспира);
Время Шекспира
- сообщение учащихся
Английский театр во времена Шекспира
Истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы ______8 минут
- беседа по вопросу: основные события и герои трагедии _________________6 минут
б) Выдвижение проблемы по теме урока. _________________3 минуты
в) Проверка гипотезы:
- самостоятельная работа в группах ________ _______________10 минут
МИНУТКА ОТДЫХА _________________3 минуты
дискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
Образ Джульетты; вывод ________________________10 минут
Образ Ромео; вывод ________________________10 минут
3. Тест по теме __________________________12 минут
4. Итог урока. _____________________8 минут
Выставление оценок. Приложение “моя оценка”
5. Домашнее задание. _________________2 минуты
(сочинение-рассуждение: В чем актуальность трагедии)
Всего 80 минут
Литература
- У.Шекспир. Ромео и Джульетта. М.: Издательство АСТ, 2001 – 368с
- Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. М.: Дрофа, 2001 – 384с
- Михальская Н.П. Зарубежная литература. 8-9 класс. Литературное пособие. М.: Дрофа, 2005-317с
- Серегина Л.Н. Тематическое планирование по литературе 5-9 класс (по программе А.Г.Кутузова) Волгоград: Учитель, 2004-128с
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974-509с
ХОД УРОКА
ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении
1. Организационный момент
(Звучит музыка) Сегодняшний урок мы посвящаем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” (появляется портрет Шекспира) Как вы думаете: какова тема нашего урока? Каковы наши цели?
Запись темы, эпиграфа урока
2. Основная часть.
- Беседа по материалам предыдущих уроков
(схема “Периодизация творчества Шекспира) – опираясь на схему, раскрыть тему.
- Что вы можете рассказать о времени Шекспира? (рассказ учащихся, одновременное просматривание “Приложения”)
Сообщение учащихся (по ходу сообщения, в тетрадях учащиеся должны составить план ответа)
(проверка записи – слайд №4)
(проверка записи – слайд №5)
- Беседа по вопросу: основные события и герои трагедии
Где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)
Время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)
С этим связана стремительность действия, его напряженность.
Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)
Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)
Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)
И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)
И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)
В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Выдвижение проблемы по теме урока.
Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии?
(1: любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу => тема судьбы, роковой случайности.
2: столкновение поколений (отношение отцов детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена.
3: бессмысленная вражда родов.)
Ваша задача, во время работы в группах, проследить как выдвинутые проблемы влияют на главных героев пьесы.
Проверка гипотезы:
- самостоятельная работа в группах (деление на группы по половому признаку: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки)
- образ Джульетты Капулетти
- образ Ромео Монтекки
МИНУТКА ОТДЫХА
Ддискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
- по образу Джульетты; вывод
Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.
- по образу Ромео; вывод
Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.
Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.
4. Итог урока.
Основной вывод по поставленной учебной проблеме.
Выставление оценок учащимся (приложение “Моя оценка”)
5. Домашнее задание.
Вильям Шекспир - представитель эпохи Возрождения, когда мысли и чувства человека наполнялись новыми идеями. Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить, и Шекспир с горечью ощущал это.
В своих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи. Еще древние мудрецы утверждали, что мир держится на любви, потому что любовь - это основа жизни. Человек всегда стремится к лучшему, идеальному миру, освещенному верными и открытыми чувствами - любовью, дружбой, пониманием и сочувствием. Такой мир - в бессмертной трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Атмосфера жаркого юга властвует в трагедии, которая происходит среди народа, подверженного бурным страстям, горячим и бесстрашным действиям.
Почти все участники событий склонны действовать импульсивно, подчиняясь мгновенно вспыхнувшим настроениям и чувствам. Есть в трагедии спокойные и разумные люди, но трезвость мысли и рассудительность бессильны против вулканических вспышек как любви, так и ненависти. Юные влюбленные, несмотря на то что выросли и живут в обстановке вечной вражды их семей, решили пожениться. Они понимают, что рискуют всем - честью, богатством, благословением и любовью родителей, но собираются отстаивать свой выбор. Старшие Монтекки и Капулетти уже и сами забыли, из-за чего началась борьба между их семьями, но продолжают фанатично воевать друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком этой борьбы. Чудесный цветок юной любви, невзирая на многовековую родовую вражду, каким-то чудом вырос в среде, пропитанной ядовитой злостью, где любая мелочь служит поводомдля кровавых столкновений. Любовь возвысила героев, заставила их осознать абсурдность тех причин, по которым они не могут быть вместе:
* …где в нас гнездятся имена?
* Я уничтожу это помещенье, -
восклицает влюбленный Ромео. Вполне справедлива и мудра и речь юной Джульетты, говорящей:
* Что есть Монтекки?
* Разве так зовут Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Преградой на пути их чувства встала принадлежность к определенным семьям. Но разве могут какие-то нелепые предрассудки уничтожить настоящее, сильное и искреннее чувство? История шекспировских героев утверждает, что любовь выше всех условностей и предрассудков. Именно в силе любви Ромео и Джульетты, в их отказе подчиняться требованиям отцов, ослепленных многовековой ненавистью, заключен главный конфликт пьесы. Там, где появляется настоящее чувство - особенно если оно возникает на фоне общей ничтожности и приземленности, - там чаще всего обязательно разыгрывается трагедия.
Как сказал Евтушенко: « Потому что любовь есть такое совершенство, которому завидует все несовершенство мира и стремится его задушить». Но общество, основанное на предрассудках и старинных устоях, не в силах задушить чувство молодых, полных сил и решимости сердец.
В этом неравном поединке Ромео и Джульетта гибнут, но в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями, заключена высокая нравственная победа. Трагедия «Ромео и Джульетта» является отражением основных жизненных позиций автора. Шекспир всегда изображал в своих произведениях прекрасных, возвышенных, сильных духом людей. Он изображал свободную человеческую личность, не зависящую от мнений общества, от господствующих в нем устоев и предрассудков. Поэтому в произведении, как и в большинстве пьес великого драматурга, правда, добро и любовь торжествуют - даже тогда, когда сами герои гибнут.
Ромео Монтекки - один из главных героев трагедии. В начале пьесы - это юноша, которого целиком поглощает надуманная страсть к Розалинде, вздорной и неприступной красавице. О своей любви к ней Р. отзывается с горечью и цинизмом юнца: «Что есть любовь?...
Ромео и Джульетта трагическая история двух влюбленных, погибших из-за старинной вражды их родов. Косному и мрачному миру феодальных предрассудков противопоставлены люди нового, жизнеутверждающего, гуманистического склада: Джульетта, защищающая свое чувство;...
От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошел не один век, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой...
Брат Лоренцо - один из персонажей трагедии, монах, духовник Ромео и Джульетты, тайно от всех обвенчавший их. Л. - подлинный христианин. Он - не удалившийся от мира отшельник, предающийся уединенным молитвам и экстатическим созерцаниям Божества, напротив,...
До встречи с Джульеттой Ромео был обычным бабником, приударял за каждой «проходящей юбкой». Последней его увлечённостью была прелестная Розамунда. Но Ромео узнал о том, что есть девушка ещё более прекрасная - Джульетта, из семьи Капулетти. И решил...