Жизненный путь григория мелехова. II




Тема урока:

Судьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон».

Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Развитие самостоятельности в познавательной деятельности учащихся.

1. Григорий Мелехов в поисках правды.

1) Истоки характера - в истории семьи, в генетических качествах - трудолюбии, гордости, смелости, в стремлении к свободе.

2) Попытка найти смысл в битвах первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

3) Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком».

4) Стремление обрести правду во время социально-классовых битв-исток трагедии Г. Мелехова. «К кому же прислониться? Метания Григория между «красными» и «белыми» - свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую «правду».

5) Аксинья и Наталья (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) - отражение его поисков правды, истинного пути.

Учитель:

Повторим, какие основные произведения написал, и перечислим основные регалии.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Годы жизни 1905 – 1984. Академик АНСССР (1939г.), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), лауреат Нобелевской премии (1965г.).

1925 год – «Нахаленок»;

1926 год – «Донские рассказы»;

1928 год – «Тихий дон» (1 – 2 книги);

1929 год – «Тихий Дон» (3 книга);

1932 год – «Поднятая целина» (1 книга), Ленинская премия;

1937 – 1940 года «Тихий Дон», Государственная премия;

1959 – 1960 года «Поднятая целина» (2 книга);

1943 – 1944 года «Они сражались за Родину»;

1957 год «Судьба человека»;

Тема урока: Судьба Григория Мелехова.

В центре шолоховского повествования несколько семей, представителей донского казачества. Это не случайно. Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна, и всякая ломка рождает острые, драматические конфликты.

Кто же такие казаки?

Сообщение учащегося:

Казачество определяют как военное сословие в России в 18 веке, начале 20 века. В 14 – 17 веках это были вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие пограничную службу. В 15 – 16 веках возникли самоуправляющие общины вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону, Урале. Именно казаки являлись главной движущей силой народных восстаний.

Правительство старалось не ссориться с казаками, превратив его в превилигированное сословие, используя для охраны границ, для усмирения бунтов.

В 1916 году казачье население составляло 4 миллионов человек, 63 миллиона десятин. В Первую Мировую воевало 300000 казаков. Казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью, дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком.

Учитель:

История не стоит на месте. Постоянно происходят, какие то события, которые влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на судьбах людей. В обществе обычно выделяются 2 лагеря, оппозиционных друг другу. Кто–то поддерживает одну сторону, кто–то другую. Но есть люди, которые не могут принять ни одну из сторон. Их судьбу трагичны. В основном это люди более глубокие и сложные, честные и совестливые.

Именно судьба такого человека изображена в романе – эпопее «Тихий Дон».

Истоки характера - в истории семьи, в генетических качествах - трудолюбии, гордости, смелости, в стремлении к свободе.

Учитель:

Кто же такой Григорий Мелехов? Расскажите о происхождении этого рода. О том, как он жил в доме отца.

Сообщение учащегося:

Судьба мелеховского рода начинается с острой драматической завязки истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян диковинным поступком. С турецкой войны он привез жену – турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана…садился рядом с ней, и так по долгу глядели они в степь. Был в тот год неурожай. Посчитали – ее ведьмой и решили убить. Хотя и вышел Прокофий со шпагой и погубил казака, но не сумел защитить. Родила она Пантелея, а сама умерла. Воспитав Пантелея один, женил его на соседке-казачке. Григорий унаследовал от своих предков гордый и независимый характер.

Сообщение учащегося:

Жизнь в доме отца. Григорий был еще не женат. Семья Мелеховых слыла крепкой. Работящей. Мы знакомимся с ними, когда они на покосе, рыбалке. Земля притягивала их. Главные их ценности: доброжелательность, великодушие, и главное, трудолюбие. В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он женишок хоть куда - говорит о Григории мать Натальи, и семейство ихнее шибко работящее». «Работящая семья и при достатке, Мелеховы - славные казаки» - вторит ей дед Гришака. Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и к работе.


Сообщение учащегося:

Учитель:

Григорий Мелехов – яркая личность, неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих поступках (особенно сильно это проявляется в его отношении к Аксинье и Наталье). Чем привлек к себе Аксинью (замужнюю женщину) Григорий?

Сообщение учащегося:

Начало любви к Аксинье.

Когда Аксинье было 17 лет, ее изнасиловал 50-ий отец и пригрозился убить, если она проговориться. Она прибежала домой: рассказала брату и матери. Они приехали на пашню и забили его до смерти. Через год посватался Степан, он не мог ей простить, что она не честная и избивал ее так, чтобы синяки не были видны. Сам же начал путаться с гулящими жалмерлами. Первый ребенок у нее умер. Однажды Григорий поил коня и стал поперек дороги, заигрывал с Аксиньей. Она с ужасом увидела, что ее тянет к «черному ласковому парню». Он обхаживал ее упорно. Она видела, что он не боится Степана, нутром гуляла, что он не отступиться от нее.

Сообщение учащегося:

Стычка со Степаном.

Сообщение учащегося:

Сватовство и женитьба на Наталье.

Сообщение учащегося:

Уход с Аксиньей.

Учитель:

Оставаясь всегда честным, нравственно-независимым и прямым по характеру, Григорий проявляет себя как человек, способный на поступок.

Попытка найти смысл в битвах первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

Формирование взглядов Григория начинается с Первой Мировой войны. Григорий призван в армию.

Учитель:

Как ведет себя Григорий на войне? Расскажите эпизод (убийство австрийца).

Сообщение учащегося:

Вдоль решетки сада бежал Австрией. Мелехов догнал его «распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку», опустил ее на висок безоружного солдата. «Удлиненное страхом» его лицо «чугунно чернело», «кожа висела красным лоскутом», кривым ручьем падала кровь. Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели, залитые смертны ужасом, глаза. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал. Страшны подробности этой суеты. Они не отпускают Григория. Он, «сам не зная для чего», подошел к зарубленному им австрийскому солдату. «Тот лежал там же, Григорий глядел ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским»…

Григорий, спотыкаясь, пошел к коню. Путано – тяжек был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь. Гнусь и недоумение комкали душу. Жуткая картина долго будет стоять перед глазами Григория.

При встрече с братом он признается. «Я, Петро, уморился душой. Я срубил зря человека и хвораю через него, гада душой.

Сообщение учащегося:

Шолохов в романе показывает всю правду о войне. Русские войны трупами повисали на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью.

Прошло несколько недель войны. Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами. Они старели на глазах, зверели, похабничали, сходили с ума. Перемены в самом Григории были разительны, его «гнула война, высасывала с лица румянец, «красила его желчью». И внутри он стал совершенно другим. «Крепко берег Казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил в тыл врага, чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце. Прослыл храбрым и георгиевского креста *.

Сообщение учащегося:

Знакомясь с героями романа, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все. Глазами казаков мы увидим, «как вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб». Каждый, глядя на неубранные валы пшеницы, вспоминал свои десятины и «черствел сердцем».

Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком».

Сообщение учащегося:

Пока Григорий был в армии, он придерживался мнения большинства своих сослуживцев, что его устраивает настоящий порядок в стране. Он считал, что казакам не нужны никакие опекуны: ни Корнилов, ни Керенский, ни Ленин, что казаки должны жить своей жизнью. Но, получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе героя переворот, заставив пересмотреть все свои взгляды.

Как повлиял Гаранжа на взгляды Григория?

Стремление обрести правду во время социальных – классовых битв – исток трагедии Григория Мелехова.

Стремление обрести правду во время социально-классовых битв-исток трагедии Г. Мелехова. «К кому же прислониться? Метания Григория между «красными» и «белыми» - свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую «правду».

Учитель:

Стремление обрести правду во время социально–классовых битв – исток трагедии Григория Мелехова.

Сообщение учащегося:

Учитель:

Рассказать эпизод расправы над Чернецовым и пленными (том 2, часть5, глава 12).

Сообщение учащегося:

Григорий наблюдал, как Подтелков в запале убил пленного Чернецого и приказал рубить всех пленных офицеров. У Григория эта сцена вызвала отвращение.

Сообщение учащегося:

Раненый он возвращался к себе домой, его обуревали мысли (том 2, часть 5, глава 13). Поручик с красивейшими женскими глазами побежал, ухватясь руками за голову. Высокого есаула рубили двое. Он кричал, как ребенок. По лицу полосовали его шашки. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа: как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «К кому же прислониться?» Но когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, плести из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выйдет в степь, пойдет за плугом, теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, Мира и тишины хотелось.

Сообщение учащегося:

Казнь Подтелкова.

Пленных красноармейцев начали избивать. Старики, озверевшие при виде безоружных врагов, гнали на них лошадей, - свешиваясь с седел, били плетями, туляками шашек. Кричали:

Пострелять!

К смертной казни!

Расстрелять, конечно!

А Подтелкова – повесить! Во время казни Подтелкова Григорий столкнулся с Подтелковым. Тот спросил: что же расстреливаешь братов? Обернулся? И нашим, и вашим служишь? Григорий, задыхаясь, спросил: А ты помнишь, как, по-твоему приказу стреляли? Не только тебе чужие шкуры рубить!

Аксинья и Наталья (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) - отражение его поисков правды, истинного пути.

Учитель:

В раскрытии образа Григория, особую роль играет его отношение к женщинам.

Расскажите об отношении Григория к Аксинье и Наталье.

Сообщение учащегося:

Любовь к Аксинье – это любовь – страсть. Их тянуло друг к другу. Аксинья не стыдилась этой любви. Гордо несла она свою «счастливую, но срамную голову». Но и Григория тянет к ней, несмотря на то, что дом, семья, дети, жена имели большое значение в его жизни.

Вызывает глубокое сочувствие – Наталья – жена Григория. Наталья – воплощение дома, семьи. Ее цельность – чистота, преданность описаны Шолоховым любовью. Чувство Натальи переноситься на детей, на родню. Если в начале романа мы видим, как Григорий холоден с ней, то в последующем наоборот. Наталья его поражала какой-то внутренней красотой и чистотой. Он привязывается к ней. И когда Наталья умерла, Григорий очень переживал эту смерть, считая в этом виноватым себя и Аксинью.

Учитель:

Несчастная личная жизнь героев. Григорий остался один. Погибла и Аксинья. «Мертвея от ужаса, понял Григорий, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни – уже случилось.

Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Творческая заслуга М. Шолохова – изображение поисков правды «простым» человеком, честным, искренним, передача движений души такого человека. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражения тропических поисков правды всего народа.

Первая книга.
Часть первая.
1.Портрет Григория.
2.Свидание Григория с Аксиньей у реки. Зарождения чувства любви у Григория и Аксиньи.
3.Свадьба Григория и Натальи.
Часть вторая.
1.Семейная жизнь с Натальей, сравнение с Аксиньей.
2.Присяга Григория в казаки.
3.Не любит Наталью, Наталья собралась уходить от Мелеховых.
4.Григорий ушёл из дома, встреча с Аксиньей.
5.Устроился с Аксиньей служить у пана Листницкого.
6.Встреча на поле с мужем Аксиньи Степаном Астаховым.
7.Рождение девочки у Аксиньи.
8.Григория забирают в армию.
Часть третья.
1.Начало первой мировой войны.
2.Переход через границу. Убийство первого австрийца.
3.Пополнение из Вёшенской. Разговор с братом о хуторских новостях.
4.Григорий на фронте, ранение, слухи о его гибели в бою.
5.Возвращение в полк.
6.Известие о том, что жив, о подвиге спасения офицера и о награде.
7.Ранение в глаз, эвакуация в тыл. Госпиталь в Москве.
8.Учение об антинародности войны. Посещение госпиталя великим князем и выходка Григория (лишили питания на трое суток).
9.Возвращение домой. Узнал о смерти дочки и о связи Аксиньи с Евгением Листницким. Месть Григория Евгению и возвращение Мелехова к родителям, у которых жила его жена Наталья.

Книга вторая.
Часть четвёртая.
1.Григорий на фронте. Победа врождённого казацкого желания воевать над большой человеческой правдой бесчеловечности войны. Спасение Григорием Степана Астахова (разошлись непримирённые). Червивые щи на фронте (требование наказать и сменить каптенармуса).
2.Рождение у Натальи двойни.
Часть пятая.
1.Январь 1917. Григорий произведён в хорунжии.
2.Беседа с Извариным о большевиках. Трудно разобраться, по пути казаку с большевиками или нет.
3.Разговор с Федором Подтелковым (бегающие глаза).
4.За большевиков Григорий или за казаков? Какое-то время воевал на стороне большевиков. Тянуло к ним. Но и хозяйствовать у себя дома тоже хотелось.
5.Возвращение домой, к детям, жене и родителям.
6.Известие о том, что Красную Армию разбили неподалёку, идёт калединское войско, надо сматываться.
7.Казачий сход. Колебания Григория. Казаки зовут не отрываться от них. Не ушёл. Выбрали отрядным, так как офицер. Отвод: был в большевиках, нет ему доверия.
8.Против красногвардейцев и Подтелкова. Казнь отряда Подтелкова. Встреча Григория с Подтелковым («И вашим, и нашим, кто больше даст? » - «Тебе отрыгивается. Казаков жидам продал!»).

Книга третья.
Часть шестая.
1.Апрель 1918. Великий раздел на Дону: кто за большевиков, кто против.
2.Бой с красноармейцами. За гуманное отношение к пленным Григория отстраняют от командования.
3.Равнодушие Григория к войне.
4.Заметил общее недовольство войной и сбежал на отцовский баз.
5.Приход красноармейцев в дом Мелеховых.
6.Покушение на Григория. Побег.
7.Мобилизация на верхнедонское восстание.
8.Гибель брата Петра (Мишка Кошевой убил).
9.Григорий – командир Вёшенского казачьего полка. Тревога и горечь из-за участия в войне.
10.Убийство в атаке нескольких красноармейцев.
11.Встреча с родными дома. Признаётся в желании забыться.
12.Новая вспышка любви с Аксиньей.
13.Григорий соглашается возглавить прорыв к Дону. Все бегут и переправляются через реку.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Первая книга. Часть первая. 1.Портрет Григория. 2.Свидание Григория с Аксиньей у реки. Зарожде..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

В начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувственность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - ещё и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь свою проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, всё его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григория истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы!? говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.? Все они ярмо на шее казачества!». И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто не было за плечами дней поисков правды, исканий, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа,? в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право за неё; надо биться крепко, не качаясь,? как в стенке, ? а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому офицеру, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Будённого и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Литсвицкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущаю некоторую свою исключительность, особенность и стремясь её сохранить. И белые, и красные для большинства рядовых казаков - «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну. На чьей бы стороне казаки не воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство.

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели рыдает: «Лучше убей, но не бросай!». Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде добраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье её недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную, желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем было ему торопиться. Всё было кончено…»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает всё более сильное желание «походить бы … по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…» Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объёмно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал бремя, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судбы. М.Шолохов, подобно Толстому, подчёркивает определяющую роль народа в истории.

Характеризуя свой замысел образа главного героя «Тихого Дона», М.Шолохов писал: «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове, но мне это до конца не удалось.» Не удалось, как нам представляется, не из-за отсутствия мастерства (писатель отлично понимал, какого масштабу фигуру он создал), а из-за того, что в нём человеческий дух поднимался до вершин совершенства и опускался до глубин отчаяния. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни - это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в 20 веке.