Значение слова артефакт. Как проходит магический ритуал




от лат. artefactum - искусственно сделанное) - любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный)

В обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поел. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специали-зир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное)

1) предмет, изготовленный, сделанный человеком;

2) (в биологии) образование (структура) или процесс, возникающий иногда при исследовании биологического объекта вследствие самих условий исследования, т. е. фактически не свойственный изучаемому объекту в норме.

Культурология. Словарь-справочник

Артефакт

(лат. artefactum arte – искусственно + factus – сделанный)

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит. : Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Артефакт

(лат. arte - искусственно и factus - сделанный)

экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

Толковый переводоведческий словарь

Артефакт

явление или процесс, возникающие иногда в ходе исследования объекта вследствие воздействия на него самих условий исследования.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Артефакт

в методологии науки - нечто случайное, не имеющее отношения к цели эксперимента или свойствам объекта (последнее заключение может носить предположительный характер), побочный, мешающий фактор в исследовании, часто - вызванный влиянием самого эксперимента; в археологии - вообще все, изготовленное человеком, не природное; в ролевых играх - волшебный предмет:

* "В своих рассуждениях я не просто отодвигал на второй план синтез Лягушачьей Икры (который считался в Проекте высшим достижением и в техническом плане, безусловно, был таковым) - я, по сути, его игнорировал, словно считал эту диковинную субстанцию артефактом". - Голос Неба *

* Границ этих вмешательств я коснулся в Диалогах, когда описывал воображаемые возможности перемещения (постепенного) совокупных функций мозга в пределах протеза, задуманного как sui generis кибернетическая, то есть преобразующая информацию сеть. Тем самым речь должна была идти о некоей форме пересадки целой функционально-морфологической структуры мозга в границах артефакта. - Тайна китайской комнаты. Brain chips (ВЯ) *

* "Я посчитал бы несерьезным делом выдумывание на бумаге возможных brain chips, возможных interfaces, возможных аппроксимаций совместимостей процессорных артефактов с определенными подотделами мозга, пока нельзя будет завоевать хотя бы часть общественного мнения, политиков, законодателей для этой переломной в истории homo sapiens идеи!" - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

* "Зато потом человек, уже тождественный нам биологически, чрезвычайно долго ограничивался статичным существованием в протокультуре (ориньякской или ашельской); затем 40 тысяч лет назад произошел "прыжок" к биологически уже полностью современному человеку, а свидетельством этого "прыжка" могут быть обнаруженные артефакты, являющиеся первыми произведениями Декоративного и Прикладного Искусства..." - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

Энциклопедический словарь

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное),..

  1. предмет, изготовленный, сделанный человеком...
  2. Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр., при фиксации гистологического препарата в клетках (вследствие коагуляции белков) могут появиться осадки (глыбки).

Словари русского языка

Довольно часто в каких-нибудь приключенческих голливудских фильмах рассказывается о таинственных, загадочных или утерянных артефактах. Достаточно посмотреть такие фильмы как «Код да Винчи», «Лара Крофт: расхитительница гробниц», чтобы вокруг слова «артефакт» в нашем воспаленном воображении завертелся такой ореол таинственности и загадочности.

Да и российские телеканалы подливают масла в огонь мифологии истории, рассказывая о таком бреде, какой просто помойными реками льется с таких телеканалов, как Ren-TV или ТВ-3 (Настоящий мистический!). Так что в сознании обывателя, не говоря уже об учащейся молодежи, слово «артефакт» приобретает чуть ли не сакральный смысл.

Что же такое артефакт с точки зрения исторической науки? Артефактом называется любой предмет, созданный человеком, который может дать информацию о прошлом. С учетом современного развития химии, физики и биологии, не говоря уже о геологии, можно почерпнуть информацию практически из любого предмета. Классическая историческая наука говорит о том, что любая вещь уже содержит данные о прошлом: поскольку в ее молекулярной и иной структуре уже отпечатались все события, которые и происходили с вещью.

Например, в археологии были такие светила, которые по одному артефакту могли сказать, вообще все. Например, был такой археолог, который только по одной полусгнившей кости определил, какому древнему вымершему виду животному оно принадлежало, когда примерно это животное умерло, от чего и сколько лет прожило.

Многие тут же проведут параллели с Шерлоком Холмсом, Менталистом и другими известными персонажами. Но, думаю, ни для кого не секрет, что легендарный Конан Дойль списал портрет героя своих произведений с настоящего врача, который только по одному взгляду на больного мог определить, чем тот болен. Таким образом, артефактом может быть и сам человек 🙂

Термин «артефакт» связан с таким понятием в исторической науке, как «исторический источник». Исторический источник — это уже любой предмет, который может дать информацию о прошлом.

Какие артефакты могут служить источниками? Да любые. Чаще всего это предметы материальной культуры: фрагменты посуды, утвари и прочего. Когда находишь такой артефакт на археологических раскопках — восторга — выше крыши. Так что если вы ни разу не «копали», советую хотя бы раз в жизни попробовать — незабываемые ощущения!

Вот самая простейшая классификация исторических источников. Понятно, что все археологические источники и есть артефакты:

Самые интересные найденные артефакты

На мой взгляд самыми интересными найденными артефактами являются:

Евангелие от Иуды , найдено в 1978 году, опубликовано в 2006. Написано на коптском языке, предположительно переведено с греческого. В Евангелии Иуда предстает единственным учеником Иисуса, который раскрывает своему ученику все таинства Царства Небесного. Надо почитать, любопытно 😉

Терракотовая армия китайского властителя Цинь Шихуанди. Насчитывает тысячи полноформатных терракотовых статуэток китайских воинов, созданных, вероятно, для защиты императора в загробном мире. Армия была обнаружена в 1974 году. Интересно, что раскопки не прекращались — и в начале 2000-х годов нашли также статуи мызкантов, актеров и людей прочих профессий. Понятно, зачем, чтобы они развелкали императора в загробном мире.

с письменами законов царя Птолемея был найден в 1799 году и стал артефактом, достойной фильма «Код да Винчи», поскольку именно благодаря ему лингвисты нашли ключ к расшифровке египетских иероглифов.

Антикитерский механизм — артефакт, достойный расхитительницы гробниц. Это древнегреческий механизм для сложнейших математических расчетов:

Ну что же, дорогие друзья. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое артефакт и теперь для вас не будет создаваться ореола чего-то там вокруг этого слова. А найденные артефакты говорят только об одном: древние люди были не такими уж и древними, они без электричества делали сложнейшие расчеты, и без кранов строили сооружения, которые стоят до сих пор. А что останется после нашей цивилизации? Только пара шлакоблоков и обломки камней на мой взгляд. А что думаете вы?

Подписывайтесь на новости сайта , ставьте лайки 😉

С уважением, Андрей Пучков

На первый взгляд, вопрос о том, что такое артефакт, связан с археологией и литературой. Артефакты фигурируют в исторических описаниях, фэнтези, квестах и фильмах ужасов. Но, на самом деле, значение этого термина намного шире.

Что такое артефакт

Слово произошло от латинского artefactum, что переводится как «искусственно сделанное». Значит, к артефактам можно относить только неприродные предметы, явления, процессы. Это все, что получается в результате материальной или духовной деятельности человека. То есть, отвечая на вопрос о том, что такое артефакт, мы имеем в виду не одни только предметы, но и высказанную мысль, общественную организацию, переданное сообщение. Каждый артефакт обладает не только материальным выражением, но обязательно и смысловым содержанием.

В науке, культуре и развлечениях

Если речь идет о культуре, то артефактом можно назвать произведения искусства, различные суеверия, произведения рукотворные предметы. В науке это результат эксперимента, на который повлияли непредвиденные факторы. Уникальная формула - вот что такое артефакт в математике. В документоведении этим понятием обозначают различные эффекты, не имеющие отношения к содержанию документа: пятна, рисунки и т. д.

Этот термин существует даже в психиатрии. Там артефактом клиники называют неадекватные действия пациентов, попавших в непонятную для них или новую ситуацию. В компьютерных ролевых онлайн-играх артефактами именуют редкие наделяющие игрока силой и другими преимуществами.

Артефакты истории

Ученые выделяют несколько групп, имеющих отношение к прошлому человеческой цивилизации. Артефакты в культуре древних - объекты, обладающие символическим смыслом. Палеоартефакты или неопознанные ископаемые предметы - вещи, созданные кем-то до возникновения человека разумного. Некоторые исследователи выдвигают на основании подобных находок многочисленные гипотезы о происхождении и истории нашей планеты. С точки зрения традиционной науки, неопознанные объекты являются все же не искусственными, а природными образованиями, очень похожими на рукотворные предметы.

В 20-м веке писатель и ученый Айвен Теренс Сандерсон ввел в обиход слово out-of-place artifact, что значит «неуместный артефакт». Так называют предметы и объекты, найденные в необычных местах и заставляющие ученых ломать голову над их происхождением и предназначением.

Откуда взялся параллелепипед?

В конце 19-го века в Австрии шахтеры в куске угля нашли странный металлический предмет правильной формы, который назвали по месту находки Пара противоположных сторон его были скруглены, а четыре другие стороны отмечены глубоким надрезом. Уфологи склонны считать эту находку подарком внеземных цивилизаций. Традиционная наука объявляет ее элементом древней шахтерской лебедки.

Таинственные сферы

В Африке были обнаружены необычные шары с правильными бороздками, опоясывающими окружность. Их окрестили Клерксдорпскими шарами. На первый взгляд, они сделаны из металла рукой разумного существа. Но ученые выяснили, что таинственные артефакты прошлого состоят из минерала гематита и имеют природное происхождение.

Загадочные следы

В американском геологи обнаружили в песчанике хорошо сохранившиеся следы человеческих сандалий, которые могли быть оставлены 250 миллионов лет назад, тогда как современная наука утверждает, что возраст человечества - не более 5 миллионов лет. Ученые отвергают факт того, что это отпечатки, оставленные человеком. Они утверждают, что это просто похожий «рисунок» на естественных геологических породах.

Безупречные конструкции

Могли владеть технологиями, возраст которых учеными определяется как гораздо более поздний. Примером тому служит механизм, поднятый из недр древнего затонувшего судна близ греческого острова Антикитера. Объект представляет собой астрономический шестереночный календарь, созданный приблизительно в сотом году до н. э. Ученых поразило совершенство ведь до сих пор были известны подобные изобретения более позднего периода (6-й век н. э.), которые сделаны намного примитивнее, нежели найденный календарь. Этот факт говорит, в частности, о том, что не всегда современная наука по праву оценивает интеллект и технические возможности наших предков.

Как их найти

Люди, увлеченные поисками загадочных объектов, могут найти их где угодно. Благодатными местами для этого служат и изыскания геологов. Путешествие в места, где не ступала нога человека (или ступала очень редко), тоже может оказаться ответом на вопрос о том, где найти артефакт. Ну, а искателям волшебных предметов в компьютерной игре можно посоветовать общение с многочисленными их «коллегами». Всегда есть продвинутые юзеры, нашедшие десятки палочек-выручалочек.

Артефакт [лат. artefactum - искусственно сделанное] - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

А.А. Брудный

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. arte – искусственно, factus – сделанный), образования или процессы, несвойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын

АРТЕФАКТ (от лат. ars - искусство и factum - сделанное) - художественный объект, символизирующий рукотворный мир техники, автономный по отношению к нерукотворному миру природы. В узком смысле слова артефакт может быть определен как разновидность дизайна, лишенная конкретно-...

Психологический словарь

(от лат. artefactum - искусственно сделанное) - экспериментальный - результат, возникающий из - за отклонений в проведении эксперимента или из - за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. artefactum - искусственно сделанное. Категория. Результатэксперимента. Специфика. Отклонение от нормальной закономерности. Возникает из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов экспериментальной методики. В...

Психологическая энциклопедия

(Artifact). He подразумеваемые в лабораторном экспериментефакторы, которые могут повлиять на изменения независимой переменной (например, испытуемый понимает, что он является объектом наблюдения со стороны экспериментатора).