451 по фаренгейту анализ произведения. Традиции жанра антиутопии в западной литературе




«451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451 ) - научно-фантастический роман -антиутопия Рэя Брэдбери , изданный в 1953 году .

Аннотация: Подходить к отношениям между информацией, культурой и памятью из дискурсов и контекстов, ориентированных на средства массовой информации индустрии культуры. В этом смысле фильм приводит нам представления о замене цивилизационного процесса, основанного на написании, с памятью, основанной на практике охраны, доступа и передачи, другим процессом на основе изображений, в котором люди кажутся роботизированными и с кратковременная память при постоянной обратной связи. Аннотация: В данной статье анализируется отношение информации, культуры и памяти, ставящее отправную точку в дискурсах и контекстах, используемых в средствах массовой информации в индустрии культуры.

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F (233 °C) . В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить , оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг , работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов , сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

Исследуется письменная и воображаемая информация, начиная с научно-фантастического текста Франсуа Трюффо «Фаренгейт 451», в котором общество, основанное почти исключительно в телевизионных СМИ, рассматривает взаимосвязь человечества со своей жизнью, памятью и письменной культурой. Методологически, кинематографический анализ принимается вместе с аналитическим инструментом, созданным из связанных концептуальных отношений. Таким образом, фильм приводит нам представления о замене цивилизационного процесса на основе письменного языка другим процессом, основанным на образах, в котором люди появляются в роботы, имеющие кратковременную память в постоянной обратной связи.

Сюжет

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, проецирующимся сразу на стены (в которые встроены кинескопы), и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Обсуждения в этом документе являются результатом исследований, проведенных в контексте проекта «Институциональный текст, информация и память», в котором исследуются отношения между информацией и конституцией будущей памяти в области научной фантастики. В этом смысле мы пытаемся вставить проблематизацию физических текстов в контексте их производства и разграничить представления, которые работают для обсуждения отношения памяти-информации. В случае анализов, которые мы собираемся представить, тема контркультуры, ссылки на роль поддержки письменной и воображаемой информации и социальная функция актеров и учреждений памяти работают, чтобы сосредоточить внимание на наших дискуссиях, как сформировать память о будущем, хаос возникающих проблем в социально-политико-культурных рамках производственного контекста с местами и участниками в контексте повествования.

Главный герой романа, «пожарный» Гай Монтэг , знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь. Клариссу считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Монтэг любит свою работу, но тайно забирает из нескольких домов книги, которые должен был сжечь. Гибель Клариссы, которую сбивает автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывается покинуть собственный дом, залитый керосином, и сама чиркает спичкой о перила и сжигает себя вместе с книгами, усиливает внутренний разлад Гая. Позже Гай припомнит фамилию «Ридли», которая звучит во фразе той женщины: «Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда» (начальник Монтэга брандмейстер Битти объясняет Монтэгу слова старой женщины: «Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года»). Монтэг решает бросить свою работу после случившегося. Он притворяется больным на сутки.

Как эти элементы встроены в фильм? В футуристическом обществе, где пожарные, чья функция иронически перевернута, поджигают все виды материалов, написанных для поддержания контроля над государством, Монтаг, один из пожарных, решает восстать и подвергнуть сомнению авторитаризм системных союзников с учителем в борьбе за сопротивление. Память и общая хронологическая история этого общества, похоже, неизвестны. С полным отсутствием письменной культуры, книг и читателей не может существовать, потому что это представляет угрозу для политической и социальной стабильности, приобретенной государством: книги не имеют ничего общего, они делают людей разными и сжигают их, делает нас или нас сделать его более счастливым, аргумент, повторяемый пожарными.

В то же самое время Ballantine Books продолжало печатать «взрослую» версию, которая продавалась в книжных магазинах. После шести лет параллельного выпуска двух изданий издатель прекратил выпуск «взрослой» версии, оставив лишь сокращённую, которая продавалась с 1973 по 1979 год. Об этом не подозревал ни сам Брэдбери , ни кто-либо другой.

Гражданам предлагается предать тех, кто восстает, и, таким образом, одна из информационных и контрольных систем, информационная коробка, активно используется, чтобы граждане имели право информировать людей, когда они могут информировать государство о ком-то, кого они знают книги в вашем доме.

Пожарный Монтаг женат на персонаже Линды, который синтезирует отчужденный слой этого общества, обозначенный экзистенциалистской пустотой. Когда влюбляется в учителя Кларисс, образованную женщину и хочет подорвать режим, потому что она осмеливается читать книги, он начинает подвергать сомнению статус-кво в то же время, когда запретный объект вызывает у него интерес. Монтаг становится компульсивным читателем и решает противостоять линии мысли, навязанной государством государством. Восставая против системы, Монтаг вынужден выбирать между двумя нитями, представленными женщинами, с которыми он участвует: сопротивление или отчуждение?

В 1980 году друг писателя обратил его внимание на сокращения, и автор книги потребовал от издательства прекратить публикации сокращённых версий, заменив их полной. Издатель согласился, и с 1980 года стала выходить полная версия книги.

История с цензурой привлекла внимание Американской библиотечной ассоциации , которая обнаружила, что школьные клубы так или иначе сокращают книги. Апеллируя к своему авторитету и угрожая изъять пометки «лучшие книги АБА» из всех сокращённых изданий, организация добилась того, что сокращённые книги в школьном книжном клубе были помечены на страницах выходных данных как издание школьного книжного клуба (песня «451 °F» из альбома Примечания

Выбирая идти по пути сопротивления, старый пожарный начинает охотиться и преследовать силы, к которым он ранее был вовлечен. Исключая интеллектуальную свободу за счет своей личной безопасности, Монтаг делает важный шаг в результате работы, предоставляя зрителю облегчение, которое переносится утопическим концом, представленным лесом за пределами тоталитарной системы, населенной книжными мужчинами, которые имеют функцию запомнить с абсолютной верностью содержание произведений, действуя как живые опоры литературного сопротивления.

Есть еще надежда в такой ужасной человеческой системе. Сочетая пацифистскую позу с движением хиппи, эти ценности были условно отвергнуты либо стадным, либо альтернативным образом жизни, длинными волосами, красочными и искусственными костюмами, погружением в наркотики в поисках дифференцированных состояний сознания или свободным сексом социальной стандартизации и интереса к восточной духовности. На Западе воля, предложенная контркультурой, заключалась в том, чтобы подвергать сомнению традиционные ценности, протестовать, разрушать структуры, быть и делать по-другому.

Перед глазами читателей предстают Соединенные Штаты в эпоху сравнительно недалекого будущего, как представляет его себе сам автор в 50-е годы 20 века. Гай Монтэг, молодой мужчина в возрасте около 30 лет, служит в команде пожарников. Однако перед ним и его коллегами стоит задача не защищать здания и людей от огня, а разыскивать книги и немедленно сжигать их, точно так же сжигаются и дома людей, которые держат у себя печатные произведения.

Быть и по-другому быть пацифистом, идти против потребительства и индивидуализма и радикально противостоять капиталистическому и промышленному проекту современного общества. Из концептуальной пары Эко, представленной в его работе «Апокалипсис» и интегрированной, у нас есть первые, как те, кто с злыми глазами рассматривал культурные продукты, созданные в этой среде, а также инструменты, которые их носили. Классическим примером этой позиции является Франкфуртская школа, особенно фигуры Адорно, Хоркхаймера и Маркузе, которые в рамках концепции культурной индустрии объяснили промышленное производство культурных товаров в рамках более широкого движения восприятия и превращения культуры в товар.

Монтэг усердно выполняет свой служебный долг уже на протяжении ряда лет, не задавая себе вопросов, почему от книг необходимо немедленно избавляться. Однако случайно встретившаяся на его жизненном пути юная девушка по имени Кларисса заставляет мужчину задать себе те вопросы, которые никогда ранее не приходили ему в голову. Новая знакомая Гая любит мир природы и уединение, в отличие от большинства своих ровесников, обожающих скоростную езду, аттракционы и непрекращающиеся весьма примитивные сериалы. Именно эта девушка вынуждает Монтэга задуматься о том, является ли он счастливым человеком в той высокотехнологичной Вселенной, в которой обитают он и многие миллионы его соотечественников. Пожарный начинает размышлять о том, насколько уныла, бесчеловечна и лишена всякого душевного тепла окружающая его обстановка.

Следствием этой ситуации является затупляющий процесс сознания из-за идеологического внедрения и отчуждения, потому что капиталистическая экономика касается только технического воспроизводства «вульгарной» культуры, удерживаемой и на рынке. В этом горизонте находится смерть субъекта Просвещения и появление одномерного субъекта, не связанного с желанием просветления и руководствующегося диктатами научно-технического процесса и его инструментов, поскольку в массовой культуре не было бы места для знания, для концентрированного чтения, для наслаждения произведением искусства в локомотиве или для воли, чтобы узнать, например.

В это же время с супругой Гая Милдред происходит несчастный случай, едва не закончившийся трагически. Женщина по ошибке принимает слишком много снотворного, однако муж успевает вызвать «Скорую помощь», и медики спасают Милдред, используя для переливания крови новейшие приспособления. Супруги Монтэг состоят в браке уже довольно давно, однако у них так и не появилось ребенка, молодая женщина никогда не стремилась стать матерью. Каждый из двоих существует в собственном мире, муж и жена фактически не разговаривают между собой. Милдред всецело поглощена просмотром многочисленных сериалов, стены их квартиры представляют собой огромные телеэкраны, и жена Гая желает, чтобы и четвертая стена помогала ей поддерживать ощущение общения с героями телевизионных новелл.

Коммуникационные технологии из контекста производственного контекста фильма способствовали массовому присутствию телевидения в домах и росту культуры, основанной на имидже. Таким образом, вставка в массовую культуру в сочетании с неопровержимым воображаемым присутствием вызывают определенные опасения. Несмотря на критические замечания, которые мы можем сделать для некоторых суждений Франкфуртской школы, его первое поколение уже указывало на одну из опасностей взрыва культурной индустрии, рост «высокой» культуры и, наоборот, расширение ее соответствующего контрапункта, массовая культура, созданная в соответствии с требованиями рынка и идеологией правящего класса, для которых традиционные цивилизационные ценности бесполезны или бесполезны.

Несколько встреч с Клариссой во многом меняют Монтэга, он пытается разговаривать с товарищами о смысле их работы, однако они категорически не желают его понимать, намекая на полнейшую неуместность подобных бесед. Во время очередного вызова хозяйка жилища, в доме которой обнаруживаются книги, отказывается уходить прочь и сгорает в огне вместе с дорогими для нее литературными произведениями.

Фаренгейт 451 представляет нам общество, в котором книги сожжены или потому, что они представляют идеи, которые могут заставить людей задуматься о авторитарном государстве, в котором они жили, или о том, что они могут представлять другие жизненные ситуации, которые могут вызвать процессы самопознания или даже анекдотические и эстетические переживания что было бы в дополнение к упрощенным и сокращенным возможностям, имевшим место в этом контексте.

Вымышленное общество Фаренгейта живет под ярмом высокого контроля, введенного авторитарными силами, олицетворяемыми пожарными. Инверсия, которую мы указали ранее на пожарника, который больше не гасит пожары, но который вызывает книги, особенно интересен тем, что роль самой книги также претерпевает инверсию, поскольку ее содержание - независимо от того, что это такое - компрометирует заказ компании. Книга, как средство современного общества, находит свое противостояние на телевидении, которое в настоящее время принимает на себя роль форматора и среднее по преимуществу общество, которое пытается запретить писать, и что в воображаемых и устных представлениях единственные возможности поддержания порядка социальной и культурной передачи.

Гай до глубины души потрясен случившимся. На следующее утро мужчина просто не в силах, как обычно, выйти на службу, он жалуется жене на неважное самочувствие, но Милдред испытывает лишь раздражение от того, что ее супруг отступает от привычных, стереотипных действий и установок. К тому же Монтэг узнает от жены о том, что его новая подруга Кларисса совсем недавно погибла под колесами автомобиля, и семья девушки уже уехала с прежнего места жительства.

Телевидение как продукт культурной индустрии - это средства массовой информации, досягаемость которых почти неограничена, и чья характеристика - по мнению Франкфуртцев - является массовым, учитывая его происхождение и его отчуждающее состояние. Телевидение, как мощная медианная среда, с момента своего появления в 1940-х годах перестало включать себя в повседневную жизнь общества. Романы, сериалы, рекламные объявления, фильмы, газеты, бесчисленные материалы, передаваемые и полученные миллионами людей, не ограничиваются экраном, но они транспонируют и влияют на мир зрителя.

К Гаю прибывает его руководитель мистер Битти, он старается вернуть подчиненного к его прежнему душевному состоянию, рассказывая о том, что в нынешнем веке скоростей и высоких технологий произведения классиков уже совершенно не нужны, на их чтение нельзя затрачивать более 15 минут, и даже это время необходимо сократить до минимума. В этом обществе любого человека стремятся превратить в марионетку, не имеющую никаких собственных взглядов и желаний, манипулировать которой не составляет никакого труда. Начальник говорит Монтэгу о том, что люди должны быть абсолютно одинаковыми, тогда в обществе наступит полный порядок, и все граждане станут безоблачно счастливыми, в глазах Битти книга является неким заряженным ружьем, которое жизненно необходимо разрядить, то есть сжечь. Однако Гай уже прячет у себя те книги, которые ему удалось изъять из сожженного его командой жилища. Мужчина предлагает жене прочесть их совместно, но Милдред не разделяет его желания.

Чтобы проблематизировать пространство частной библиотеки в контексте фильма, мы должны сначала вернуться к некоторым вопросам об этом Институте, его траектории и функциях, которые она играла и выполняет. Сражения дают отличную цитату от раввина Соломона Шехтера, который хорошо определил центральный вопрос, который возникает в Фаренгейте 451: Когда дух ушел, мы скрываем тело, чтобы защитить его от всякого рода злоупотреблений. Аналогичным образом, когда письмо ухудшается, мы скрываем книгу, чтобы она не осквернялась.

Содержание книги, подобно душам, уходит на небеса. Центральность письменного слова и его самая известная поддержка - книга - объясняют этот страх потери и, следовательно, охраняют действия всех культурных проявлений цивилизации. Как напоминает нам МакГарри, «все цивилизации управляются мертвыми», и передача того, что конкретизировала прошедшие поколения, возможна только путем вписывания того, что считалось в поддержку. И для того, чтобы такая коллекция получала адекватное лечение, а также схема передачи, переработка, трансформация, требуется нормативная и распорядительная сила учреждения.

Пожарник стремится найти каких-либо единомышленников, он начинает общаться с профессором по фамилии Фабер, давно уже находящимся на подозрении у коллег Монтэга. Сначала ученый относится к Гаю с подозрением, но затем убеждается в том, что этот молодой человек заслуживает доверия. Фабер мечтает о возобновлении книгопечатания, полагая, что после третьей атомной войны американцы наконец потянутся и к чтению, хотя бы немного забыв о тотальном засилье телевидения.

Угроза войны становится все более реальной и зримой, по радио уже объявляется всеобщая мобилизация. Монтэг ссорится с женой, совершенно не желающей интересоваться книгами. Отправившись на работу, он получает очередной вызов. К своему удивлению, Гай вместе с командой прибывает к собственному дому. Выясняется, что подруги Милдред поторопились донести о нахождении в его жилье литературной продукции.

Выполняя распоряжение начальника, Монтэг сжигает свой дом. Но затем мистер Бинти видит приемник, данный Гаю для связи профессором Фабером, и молодой мужчина уничтожает его и двух других товарищей с помощью огнемета, не видя для себя иного выхода.

С этого момента пожарник превращается в опасного преступника, разыскиваемого и преследуемого повсеместно. Однако тут же начинается и настоящая война, поэтому Монтэгу все же удается скрыться. По указанию профессора Гай ускользает из города и далее встречает весьма необычных людей. Ему становится известно о том, что в действительности в Соединенных Штатах уже давно имеется оппозиция действующей политике, и интеллектуалы, желая противостоять варварскому уничтожению книг, буквально заучивают достаточно объемные литературные творения наизусть. Каждый из них запоминает какую-либо ценную книгу, и все с нетерпением ожидают, когда накопленные ими сведения потребуются обществу.

Существует надежда, что эти люди действительно стараются не напрасно. На город, покинутый Гаем Монтэгом, сбрасывается множество вражеских бомб, и от технологического совершенства, полностью лишенного всяких проявлений человечности, остаются только руины.