Книжный интернет-магазин Читатель.by. Особенности композиционного построения




Контрольная работа

по курсу История русской литературы ХХ века

на тему: «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея

Зимняя сессия 2008/09

студентки 6 курса заочного отделения

филологического факультета

спец.русская филология

Петревич (Моралевич) Ю.К.

к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.


Роман, детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературной формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к познанию мира.

Роман-эпопея - разновидность романа с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельные личности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп, содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целому образу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и эксперименты с формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилей социального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеи узнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственное место в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные, национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на происходящий процесс.

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 - 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Будучи классиком советской литературы, представителем т. н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так в хрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда, М. Шолохов во многом - загадочная, полулегендарная личность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоился присуждения Нобелевской премии.

В то же время произведение, за которое писателю присуждена была награда,- роман «Тихий Дон» - породил массу слухов и версий, составивших «шолоховский вопрос», иначе - вопрос о том, кто является автором великого произведения.

Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летний писатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такое содержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизни донского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции, гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, не участвовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения «изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается в романе,- такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» назывался казацкий писатель Федор Крюков (1870-1920), участник белогвардейского движения на Дону.

Текстологический анализ романа, произведенный на компьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все же литературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал в руки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.

Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

«Тихий Дон» - художественная энциклопедия истории, быта, психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус и характер казака - хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Дону прозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами, «красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненависть к иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.

Центр художественного мира «Тихого Дона» - хутор Татарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолохов смог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческой цивилизации в XX веке.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: «Помните, одно хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти надо человечью правду блюсть...»

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях Тихого Дона...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Она раскрывается через показ трагической судьбы Григория Мелехова - казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелехов становится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет «третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.

Из лагеря белых Мелехов переходит к красным - казалось бы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирную точку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных - герой не приемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскую систему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов - человек, который «стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политической борьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.

Григорий потерял почти все - жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью, подымает глаза и видит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о великолепном таланте Шолохова-художника.

Любовный треугольник «Григорий - Наталья - Аксинья» изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовные сцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньи вообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, и несет в кусты.

Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает мучительные колебания в выборе "правильного" пути, переходя несколько раз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно "плывет по течению", а пытается в безвыходных обстоятельствах найти "свою правду"; когда же это не получается - чувствует собственную ответственность за происходящее: "Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый". Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что в ситуации общенациональной катастрофы единственного "правильного" пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей, он оказывается в состоянии неопределенного "равновесия"; о том, что ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.

Шолохов создал образ сильной личности, главное качество которой - искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку Григорий Мелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходу сюжета "сталкивает" его с персонажами, которые представляют все важнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководители контрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чаще всего читатель именно глазами Григория видит происходящие события: повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речь повествователя по стилю "сближается" с колоритной речью Григория, в которой немало специфически диалектных слов. Мелехов - простой казак, он не очень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнее действие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новые драматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чаще задумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.

Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своей абсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так, уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизнь метаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерью двоих его детей, - и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этой личной драме как бы "повторены" колебания Григория между двумя политическими лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался "уговорить" его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелехова к гибели, оставив ему хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писатель чувствовал, что трагической атмосфере романа больше всего соответствует состояние "неустойчивого равновесия" героя - и провел эту линию до конца. В общем, нет никаких оснований для того, чтобы "домысливать" судьбу шолоховского героя в "благополучном" направлении. С ним может случиться все - однако жизнь продолжает идти вперед и продолжает течь Дон, вновь вошедший в прежнее русло.

Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы "Тихого Дона" будут повторены Шолоховым в рассказе "Судьба человека" (1956 г.); центральный образ рассказа - холодная весенняя степь, залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве - два человека: главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшие испытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого он назвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой она будет - неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудом должен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать жить по-человечески.

Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные и исторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными «мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор - порой грубоватый, не сдерживаемый условными нормами.

Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.

Однако, даже выходя в "большую" историю, обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового исторического процесса, автор "Тихого Дона" не забывает о "частной" жизни своих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейных взаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в "большой" истории.

Казаки, которые традиционно воспринимали себя как отдельную "нацию", вначале полагают, что социальные конфликты в России не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революции фронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казаки не желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор, "у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне". Неумолимая логика истории ставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нация оказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды "верхов" - борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочет мира как компромисса, а надеется "победить" единолично, не понимая, что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романа красные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, и эта жестокость переходит на "бытовой" уровень, разрушает некогда цельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея в виду обе борющихся стороны, говорит: "Все мы душегубы".

Жестокость становится привычным состоянием людей. В "Тихом Доне" немало сцен насилия, убийств - индивидуальных и массовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казаки расстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служивший в Красной армии, встречается с Подтелковым - одним из руководителей Советской власти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев его в рядах восставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: "Что же, расстреливаешь братов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше даст?". В ответ Григорий напоминает, как сам Подтелков приказывал расстреливать пленных: "Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома!"

В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первый план выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представления о справедливости; поэтому жертвы - с чьей бы стороны они ни приносились - вызывают у автора "Тихого Дона" одинаковое сочувствие. Один из самых жутких эпизодов романа - расправа над коммунистами из бывшего красного Сердобского полка. "Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в опухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов, бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью и золой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках. Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже стали неузнаваемыми, не похожими на людей - так чудовищно обезображены были их тела и лица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешанной с кровью грязи".

Роман-эпопея в литературоведении рассматривается как жанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать в произведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи, преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных героев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни.

Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении в судьбах целого ряда героев.

Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новых Шекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Как следствие - нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, что запечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова, дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына и другие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которого оказываются различными.

В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фоне трагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В их жизни прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычные нормы. По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в «Тихом Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснить проявления в нем признаков эпопеи трагедии.

«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первой мировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» о любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей день. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.


Литература

1. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 408-446

2. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ство Серия «Классика жанра», 2005.

3. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.

4. Гура В. В. Как создавался "Тихий Дон". М., 1989.

5. Загадки и тайны "Тихого Дона". Самара, 1996.

6. Колодный Л. Е. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1995.

8. Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.

9. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘: Документальная хроника без легенд. М., 1995.

10. Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий Дон". Воронеж, 1989.

11. Семанов С. И. В мире "Тихого Дона". М., 1987.

12. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1989.


Эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. И особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» - это, прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской войн. Это один из наиболее сложных периодов в истории нашей...

И на фронт Великой Отечественной), по сути являются у Шолохова двумя главными пластами народного бытия, двумя точками человеческого отсчета. Влияние Толстого на Шолохова, особенно во взгляде на войну, отмечалось не раз, но все же у автора «Тихого Дона» - свое, углубленное понимание мирного и военного статуса жизни, идущее от большей близости к натурально-природному типу существования, корневому...

Действительностью ради идеологических соображений, Михаил Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий. Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен...

5 До сих пор речь шла о притяжении, сближении на основе типологического сходства. Но не менее интересно и сближение на основе типологического несходства. Отталкивание - тоже своеобразная форма притяжения. Именно этот принцип лежит в основе взаимодействия силового поля «Тихого Дона», всего художественного мира М. Шолохова с «социально», творчески «неблизкими» ему художниками - такими, в частности, ...

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький - над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой - над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”.

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”.

Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить - надо человечью правду блюсть...”

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.

Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.

Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.

Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”.

А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория - народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.

Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”.

Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны - в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Роман «Тихий Дон» по праву можно считать эпопеей конца XIX и первых десятилетий XX века.

Герой здесь – народ, казачество, раздираемое противоречиями: с кем быть в годы трагедийной войны. История подчиняет себе человеческие судьбы, политические события проходят через людские жизни, заставляя Григория Мелехова страдать, метаться от красных к белым и, наоборот, колебаться, чью сторону принимать, и, в конце концов, решиться вернуться к домашнему очагу.

В романе свободно перемещается действие из одного пункта в другой. Множество сюжетных линий (Григорий Мелехов – Аксинья Астахова, Вешенское восстание и его поражение, линия Дуняши и Дарьи, мыкания по свету изгнанного из гнезда Пантелея Прокофьича, линия Михаила Кошевого и др.). Всё это позволяет говорить о жанре этого произведения как романа-эпопеи .

Признаки эпопеи в «Тихом Доне» :

1) В центре внимания – исторические события – Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Корниловский мятеж, Гражданская война; введение в произведение исторических деятелей – Корнилова, Деникина, Коледина, Краснова, Богаевского и т.д..

2) Главный герой «Тихого Дона» – народ, донское казачество.

3) Сочетания сцен военных действий и описания мирного существования.

4) Изображение народа и народной жизни, быта донского казачества.

5) Широкий социальный охват русской жизни.

6) В «Тихом Доне» подробно отражены 10 лет истории России (1912-1922), дается краткое описание событий конца XIX века.

Романное начало в «Войне и мире»:

1) Широта проблематики и тематики романа.

2) Изображение частных судеб и личных переживаний героев, их эволюция.

3) В центре произведения – история жизни семей Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких.

4) Многогранность изображения героев, их поисков (Григорий Мелехов, Аксинья Астахова).

5) Множество героев. В романе 800 персонажей.

6) Динамичное развитие сюжета.

7) История любви героев (Григорий и Наталья; Григорий и Аксинья; Евгений и Аксинья и т.д.).

8) Психологизм.

12 вопрос. Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».
Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб центральных героев романа. писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет, зримый, пластичный, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности. На первом месте среди важнейших фигур романа – Григорий Мелехов. Писатель сразу выделяет из казаков Григория с его редкой, диковатой красивостью, удалью, неукротимостью. Трудно забыть его «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «острые плиты скул», «звероватую» улыбку, грацию его сильного тела.Примечателен он и большим трудолюбием, и чутким вниманием к окружающей природе, и характером, отличительными особенностями которого являются храбрость и вольнолюбие, правдивость и искренность, гордость и жажда справедливости . Но судьба Григория с самого начала складывается трудно: он испытывает страстное чувство к Аксинье, но вынужден жениться на Наталье, жизнь с которой сложилась скверно. он занял какое-то сложное, срединное положение между женщинами. К одной его привязывают дети, желание покоя и собственность, власть отца и общественное мнение, к другой влечёт глубокая, всепоглощающая страсть, которая одолевает всё больше . их связывала не только чувственная страсть, но и общее мироощущение, душевная близость. Однако окончательно соединить свою жизнь с Аксиньей Григорий долго не может, потому что не в силах порвать с собственностью, хозяйством, землей, хутором . Такое же двойственное положение возникает у героя романа в армии, куда он попадает с началом военных событий. Григорий смело сражается в бою и испытывает гнетущую боль, стыд, омерзение от пролитой крови. Промежуточность проявляется и в другом плане: его бросает из одного лагеря в другой, от белых к красным, от офицеров красной армии, вызывающих его ярость и презрение, к большевикам и солдатам. Григорий обретает сомнительную воинскую славу и становится командиром дивизии повстанческой армии. Он оказывается в «серёдке», движется к тупику. Отринув старый мир, он не нашёл нового. Избегая ареста за содеянное, он вынужден малодушно скрываться и примкнуть затем к банде Фомина.Ему удаётся всё же отстать от банды и вместе с Аксиньей собраться в дорогу. И тут Григория постигает самое страшное: от шальной пули погибает Аксинья, и он утрачивает самое дорогое, что было у него на свете и что ещё оставалось в жизни. Григорий прощается с любимой, неся её бережно в яр, подальше от человеческих глаз, чувствуя, «что всё кончено», что случилось в его жизни самое страшное. Он нёс её на руках, на руках у него она и скончалась под утро – его великая любовь, которая выше всех революций и сильнее всех смертей в жизни. Мелехов не сломался, не покорился самой войне, страху смерти, остался жить. Возле птенчика-сыночка, совсем осиротевшего.Правда Мелехова – это правда возвращающегося к родному очагу и сыну для передачи эстафеты из рук своих могучих и сильных в «розовые холодные ручонки сына Мишатки» .

Вопрос 13. Тема коллективизации крестьянства в романе «Поднятая целина»

Первоначальное название «С кровью и потом» выражало трагический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название – «Поднятая целина» подсказано словами Сталина о том, что надо осваивать целину в широком смысле. На второе название писатель реагировал отрицательно. Первая книга вышла в 1932 году. Вторая – через 28 лет после неё, в 1960-м. Ныне существует довольно устойчивое мнение об упрощённом решении проблем коллективизации в книге Шолохова, об искажении в ней картины «великого перелома». Такой взгляд укрепился после сравнительно недавнего появления в нашей литературе таких произведений, как «Овраги» С. Антонова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др. Негативное отношение к шолоховскому роману усилилось, когда были опубликованы роман А. Платонова «Котлован» и ранее неизвестные рассказы В. Тендрякова («Хлеб для собаки» и др.). Однако всё же эти произведения не умаляют значения «Поднятой целины». Следует учесть три обстоятельства.

1. Книга была одним из первых отражений процессов, происходивших в деревне на рубеже 20 – 30-х годов.

2. Книга Шолохова не социологический трактат, не экономическое исследование о сельском хозяйстве и не публицистическое произведение, как, например, «Мужики и бабы» Б. Можаева, а высокохудожественное творение, имеющее право на своё видение действительности.

3. Шолоховский роман запечатлел картины жизни отнюдь не облегчённо, как это может показаться.

В основе произведения – живые документы и факты. Многое происходило на Дону в период коллективизации «с кровью и потом», в суровой борьбе, подогреваемой макарами нагульновыми, спешащими быстрее свершить мировую революцию, загнать всех селян в колхозы, научить жить по-новому, в коммуне, отказаться от собственности, как мещанского пережитка. Шолохов показал бескомпромиссность и жестокость борьбы за новую жизнь, трудный процесс «врастания» в неё народа. В этом и заключается первейшая заслуга писателя. Изображение трудного процесса коллективизации – основной его пафос. В романе раскрыты причины народной трагедии в ходе «великого перелома». Это и трагедия Любишкина и его жены, впервые увидевшей приличную одежду, реквизированную у раскулаченных, и примеряющую её на себя. Это убийство Хопрова, в котором принимали участие Яков Лукич Островнов, Половцев. Ужасны страницы, где рассказывается о том, как уморил голодом родную мать Островнов, чтобы она не выдала тайну – в его доме находились белые офицеры.

В «Поднятой целине» есть внешний, запрограммированный и подсказанный сверху (противостояние коммунистов – руководителей затаённым врагам Половцеву и Лятьевскому), и внутренний, который не в действии, а в передаче человеческой психологии реализуется, проходит через души людские, конфликты. И здесь для нас важны переживания Кондрата Майданникова, отводящего в общую конюшню коня, отрывающего от себя нажитое многолетним трудом. Как и переживания Андрея Размётнова, страдающего при виде совершаемого руководителями (и им в том числе) зла. По стилю роман интересен как произведение, устремлённое к синтезу эпического и лирического, трагического и юмористического, общего и частного, документально-публицистического и вымышленного начал. Начинается и заканчивается роман сценами природы – лирическими, элегическими. Великолепны в нём массовые сцены: собраний, стихийного бунта женщин и т.д. Писатель смог создать полифоническое убедительное полотно о трагической странице русской истории.


Похожая информация.


Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре -- одна важнее другой...

В. Распутин

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова " Тихий Дон" равносильно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря могучему таланту писателя.

" Тихий Дон" -- народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких "вечных" вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. " Тихий Дон" называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер -- Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешен-ское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье -- вот основная тема раздумий писателя.

"Мелеховский двор -- на самом краю хутора", -- так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автору "Тихого Дона", как никому другому, удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного разлома.

Прежде всего мы знакомимся с главой семьи -- Пантеле-ем Прокофьевичем. "Под уклон сползавших годов закряжис тел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства..." Пантелей Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, выказывая порой черты крутого характера, не терпящего непокорства, но в то же время в душе он добрый и чувствительный. Он умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, -- трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое -- семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. "Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое".

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова. Он -- одаренный сын народа, честный человек, даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григорию нельзя подходить однозначно: враг и только. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень -- веселый, сильный, красивый. Григорий -- исключительно цельная, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных источников, -- тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов -- гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Человек для Шолохова -- самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, -- это прежде всего его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Герои эпоса -- современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых встала необходимость определить "свое место в новой жизни, найти свою правду. На примере семьи Мелеховых в "Тихом Доне" показан величайший социальный сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

В романе Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. В «Тихом Доне» плодотворно развиваются традиции эпического повествования о «судьбах народных». Исторический процесс предстает в эпосе Шолохова в широком движении масс. Героем романа стал народ. Поэтический мир Шолохова - мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты истории. Рассказ о жизни Григория Мелехова входит составной частью не только в драматическую историю донского казачества: в нем отражены исторические процессы огромной социальной и психологической важности. Образ Григория Мелехова - открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объемность психологического анализа - одна из характерных сторон художественного мастерства Шолохова. Психологическому анализу Шолохова присуще важное качество оценочности. Борьба революционного народа становится объективным критерием оценок, который позволяет отделить исторически оправданные заблуждения Мелехова от его вины. На крутых исторических поворотах Григорий все время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия переносится в глубины сознания. Истоки ее - в социальной двойственности, противоречивости самого героя. Григорий отринул старый мир, но и новой действительности, утверждавшейся в крови, в борьбе, страданиях, он не понял, не поверил ей и, в конце концов, оказался на историческом распутье.

Писатель не захотел следовать установившейся в социалистической литературе традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции и гражданской войны. Он не приукрашивал суровой жизненной правды и оставил своего героя на распутье. Пережив страшные и драматические события, потеряв практически всех своих близких, Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Он не знает, что будет делать дальше и сумеет ли вообще жить. Именно этим шолоховский герой интересен читателю, который переживает трагическую судьбу отдельного человека и всего казачьего рода как свою собственную.

М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к пониманию объективного хода истории. В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей.

Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив читателей взглянуть на события глазами их участников. «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», - писал Шолохов.

Сочетание массовых сцен, в которых дается коллективный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изображением судеб отдельных людей, с социально-историческими экскурсами, величавыми картинами природы, насыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона».

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизодических персонажей, исторические и военно-политические отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц.

Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивости исторического развития и поразительно емки по содержанию. Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общественного развития, являются сюжетными и композиционными узлами произведения. Исторический процесс предстает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Роман-эпопея «Тихий Дон» (в четырех томах), первая книга которого написанная двадцатитрехлетним Михаилом Шолоховым в 1928 году, центральное произведение всей литературной деятельности советского автора. Писался роман о судьбе донского казачества в непростое время как для всей Европы (период Первой мировой войны) так и для России (Гражданская война) на протяжении 15 лет, издавался с 1928 по 1940 год. Первый том произведения увидел свет благодаря поддержке влиятельного в литературных кругах писателя Серафимовича, третью «благословил» сам товарищ Сталин, четвертый том он же «зарубил», публикация последней части была надолго отложена вследствие разногласий автора и вождя народов по поводу последующего развития сюжета: Сталин хотел чтобы главный персонаж казак Григорий Мелехов перешел на строну красных, а для Шолохова было самым главным показать трагедию русского народа, который в ходе гражданской войны был вынужден участвовать в братоубийстве, когда разрывались семейные узы и привязанности, ведь один брат был за белых, а другой за красных.

(Иллюстрации Ореста Верейского - советского графика-иллюстратора )

История написания

В середине двадцатых годов прошлого века молодой Михаил Шолохов задумывает написать масштабное художественное произведение, которое в полной мере раскрыло бы его талант как писателя и явило на суд читателя историю о трагичной судьбе донского казачества, попавшего под жернова Первой мировой войны, революции 1917 года, нескольких лет гражданского кровопролития. После написания серии рассказов о казаках, Шолохов решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и в 1925 году приступает к выполнению задуманного. Поначалу масштабы задуманного романа не предполагали больших размеров, Шолохов планировал показать жизнь казачества в революционные годы и его участие в подавлении революционных идей, однако затем он изменил свое мнение, расширив действие романа с 1912 по 1922 год. Первые два тома романа были опубликованы в 1928 году в журнале «Октябрь», начинающий писатель отличался энергичностью и целеустремленностью, читал много книг и различных исторических материалов о событиях описываемого им периода, много общался с казаками, расспрашивая их о «германской» и гражданской войне, имел отличное представление о нравах и быте станичной жизни на Дону, ведь он сам там родился (хутор Кружилин, Вешенская станица), а его мать происходила из казачьего рода. Печать третьей книги, была задержана по причине того, что советская цензура была не очень довольна сочувственным отношением автора к изображенным в романе участникам антибольшевистского Верхнедонского восстания в 1918 году. Только прибегнув к помощи известного советского писателя Максима Горького, которому удалось уговорить Сталина, в 1932 году Шолохову наконец удалось издать книгу, опять же в журнале «Октябрь». В 1934 году заканчивается основная работа над четвертым томом, который вследствие постоянного политического давления со стороны советской власти еще несколько раз переписывается и издается в окончательном варианте в 1940 году в журнале «Новый мир».

После выхода в свет всех частей романа, некоторыми скептиками (одним из них был известный писатель Александр Солженицин) выдвигается версия о том, что такой молодой и неопытный писатель как Шолохов, просто не может быть автором такого глубокого по смыслу и масштабного по объему произведения, причем в такие кроткие сроки. По распоряжению Сталина была создана специальная комиссия, занимавшаяся расследованием этого вопроса, которая подтвердила авторства Шолохова. В 1958 году с полного одобрения партийного руководства роман-эпопея «Тихий Дон» выдвигается на Нобелевскую премию и Михаил Шолохов становится её лауреатом, которую он потом отдает на строительство школы в станице Каргинской, где он когда то жил.

Анализ произведения

Основной сюжет

Жизнь и трагедия донского казачества показана в романе через призму жизненных событий в обычной казачьей семье. Род Мелеховых, живущий на хуторе Татарский, состоит из главы семейства, старшего урядника Пантелея Прокофьевича, его жены Василисы Ильиничны, старшего сына Петра и его жены Дарьи, младшего сына Григория и невестки Натальи, единственной дочери Дуняши. В первой книге автор показывает нам картины казацкой жизни, особенности их быта без прикрас и особой идеализации, старясь быть объективным показывает как строгие порядки, так и разумный миропорядок, особенные жизненные понятия и ценности.

Нарушает привычный размеренный ход казачьей жизни Первая мировая война, революция и начало Гражданской войны, которые разрушают гармонию спокойного бытия и приносят жестокость, кровь, насилие, безудержную жажду разрушения и уничтожения. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбу миллионов людей, вынужденных переживать тяготы тяжелого военного времени, которое обнажало сущность каждого человека, обостряло до крайности все человеческие чувства. Многое приходится пережить и вынести этой семье (глава семьи умирает от тифа, уже довольно пожилая Ильинична тоже уходит из жизни, старшего брата убивают красные комиссары, невестка Дарья, заразившись «плохой болезнью» кончает жизнь самоубийством, жена Григория Наталья погибает), в конце романа в живых остается только центральный персонаж — младший Григорий Мелехов, его сын Михаил и дочь Дуня, которая выходит замуж за парня, убившего её старшего брата).

В описании драматической судьбы донского казачества в эпоху этой ужасной братоубийственной войны, автор умело и гармонично сочетает документальную историческую правду с художественным вымыслом. Будучи сам рожденный на берегах реки Дон, Шолохов как никто другой понимает проблемы казаков, которые издавна со своими семьями жили на окраинах русской земли, защищая свои поля и жилища от набегов татар, и таким образом совмещали нелегкую жизнь и земледельцев, и воинов. Они ценили свободу превыше всего, и всегда, в любую минуту были готовы отдать свою жизнь для защиты родной земли. Именно поэтому в душе главного героя романа Григория Мелехов, Шолохов показал читателю, непрекращающийся борьбу между интересами собственника и простого труженика. Как обычный крестьянин Мелехов не прочь поддержать власть красных, но как собственник земли он не готов её отдавать и поэтому поддерживает взгляды белого движения.

Главный герой

Жизнь главного героя, казака Григория Мелехова, показана в романе наиболее глубоко и развернуто. Его персонаж является отображением всего донского казачества, на примере его жизненных исканий и трудной судьбы показано насколько для обычного казака был важен его привычный образ жизни, каждодневный, пусть изнуряющий, но такой понятный и важный в жизни крестьянский труд, близость родной земли, и, то, как ему трудно от всего этого оказаться и жить по новым правилам, которые ему навязывает новая власть.

(Иллюстрация Ю.П. Реброва "Григорий с казаками" )

В начале романа Шолохов создает образ казака Григория Мелехова, твердо стоящего на земле, привыкшего к труду и обещающего быть неплохим семьянином. Однако его горячий южный темперамент и юношеская неопытность, определяют его дальнейшую судьбу: он влюбляется в замужнюю соседку Аксинью Астахову и бросает из-за неё свою жену Наталью, на которой он женился по настоянию родителей, Аксинья уходит от своего мужа Степана и они вместе Григорием покидают хутор и идут в услужение к помещику. На судьбу Григория выпадают скитания по всей России, участие в гражданской войне, где он видит грязь человеческих отношений, кровь, насилие, смерть, что приводит к полному раздраю в его душе: он не знает, чью строну ему выбрать, чье мировоззрение правильнее и как не ошибиться в своем выборе. В итоге он возвращается домой, где в живых остается только его сын Мишатка и сестрица Дуня, которая вышла замуж за его кровного врага, комиссара Михаила Кошевого. По мнению литературоведов, образ Григория является воплощением всего русского народа, его трагической судьбы в период революционного и последующего гражданского кровопролития.

Другие персонажи

Другие персонажи, окружающие Григория Мелехова: родители, старший брат Петр, Астаховы Аксинья и Степан, Наталья, сестра Дуняша, невестка Дарья и другие изображены с тонким психологизмом, очень ярко и фактурно. Женские персонажи Наталья, Аксинья, Василиса Ильинична являются собирательным образом всей русских женщин, они могут быть и верной женой, и страстной любовницей, и мудрой всепрощающей матерью, которая любит и жалеет всех своих детей, вне зависимости от их политических взглядов.

Особенности композиционного построения

Роман-эпопея «Тихий Дон» представляет собой эпической масштабное произведение, в нем изображено большое количество человеческих судеб, уникальные и неповторимые характеры, насыщенные массовые и групповые сцены, в которых воплощен глас русского народа, размышляющего о важности происходящих перемен, его поиски правды и справедливости. Главными особенностями романа как эпического произведения являются:

  • В романе охвачен большой временной интервал (с 1912 по 1922 года);
  • Использовано большое количество действующих лиц, представляющих самые различные слои населения (казаки, белогвардейцы, красные комиссары, купцы, помещики-дворяне и т.д);
  • Присутствие в романе событий, определивших дальнейшую судьбу России, мира и казачества (Первая мировая и гражданская война, Октябрьская революция 1917 года, Корниловский мятеж, восстание генерала Каледина, Верхнедонское восстание);
  • Слияние судеб простых людей с событиями мирового масштаба, вместе ставшие частью общего исторического потока;
  • Моноцентричность романа — присутствует один главный персонаж, Григорий Мелехов, вокруг которого и развивается сюжетная линия.

Жанр «Тихого Дона» можно отнести к различным направлениям, таким как исторический реализм, семейно-бытовой роман, публицистика, психология, философия, наблюдается наличие таких элементов литературного искусства как драма, трагедия, лирика.

В романе автор затрагивает и поднимает на поверхность большое количество проблем, которые неизбежность появляются в период острых социальных потрясений: трагические судьбы людей и их родных во время войны и революции, противоречивость смутного времени, когда люди оказываются на распутье, не зная, чью строну занять, бессмысленность и жесткость братоубийственной войны, трагизм материнских чувств, когда родители вынуждены хоронить своих детей, проблемы расслоения общества, супружеской верности и преданности, измены и страсти, и наконец крушение старого привычного уклада жизни и зарождение нового. Все эти проблемы, поднятые в романе, настолько злободневны, вечны и общечеловечны, что они делают его воистину величайшим литературным произведением о судьбе русского народа в смутное, тяжелое и кровавое для всей России время.

Все четыре тома романа-эпопеи пользовались у читателей огромным успехом, его переводили на многие иностранные языки, данное произведение выпускалось на территории Советского Союза многомиллионными тиражами. Благодаря сочетанию жизненной правды и некоторой доли вымысла, откровенного натурализма с поэтическими описаниями природы, казачьего быта и нравов, роман «Тихий Дон» быстро стал одним из самых читаемых литературных произведений прошлого столетия, а его автор получил мировое признание и Нобелевскую премию 1958 года.