Архив творчества giacomo balla. Неукротимая энергия в картинах джакомо балла




БАЛЛА (Ваlla) Джакомо (1871-1958) - итальянский художник, мастер футуризма. В зрелом творчестве 1910-х гг. перешел от фигурных композиций к абстракциям, выражающим "динамику чистых энергий", свободно распространяющихся в пространстве.

  • - , архитектор; представитель классицизма. По происхождению итальянец. С 1761 учился в Риме. С 1780 работал в России...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - ДЖАКОМО - см. Итальянская литература...

    Литературная энциклопедия

  • - , итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. Теоретик, автор трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" ...

    Художественная энциклопедия

  • - Виньо́ла Джакомо да, итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. Теоретик, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» ...

    Художественная энциклопедия

  • - Джакомо 1871, Турин - 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джакомо Антонелли, . Итальянский куриальный кардинал. Государственный секретарь Ватикана...

    Католическая энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джакомо Биффи - архиепископ Болоньи с 19 апреля 1984 по 16 декабря 2003. Кардинал с 25 мая 1985. Начало карьеры Закончил семинарию в Милане...

    Католическая энциклопедия

  • - Лоренцо - итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии...

    Философская энциклопедия

  • - генерал-майор, род. в 1764 г., ум. 5-го августа 1812 г. Родом грек из Мореи, он десяти лет от роду был вывезен в 1774 г. в Россию в числе других греков, спасавшихся от гонения турок, и был определен для обучения во вновь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - итал. журналист, еврейского происхождения, с 1854 г. главный редактор "Opinione". Его руководящим статьям придавали большой вес в правительственных сферах, особенно в министерстве Ланца-Селла...
  • - итальянский лирик и историк литературы. Был проф. философии в Венеции и в Падуе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Виньола Джакомо да, итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции и в Болонье...
  • - Гваренги Джакомо, русский архитектор 18 в....

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сальваторе, итальянский писатель. Писал преимущественно на неаполитанском диалекте. В стихах и прозе Ди Д. лирично и вместе с тем правдиво показана жизнь неаполитанской бедноты, её драмы и страсти...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ди Джакомо Сальваторе, итальянский писатель. Писал преимущественно на неаполитанском диалекте. В стихах и прозе Ди Д. лирично и вместе с тем правдиво показана жизнь неаполитанской бедноты, её драмы и страсти...

    Большая Советская энциклопедия

  • - поэт, писатель Даже самые старые люди питают надежды и составляют планы как-нибудь улучшить свое положение...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"БАЛЛА Джакомо" в книгах

Джакомо Казанова

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Джакомо Казанова Устрицы в декольте и волосы на десерт Главным смыслом всей моей жизни было взращивание чувственности: на мой взгляд, нет ничего более важного. Я чувствовал себя рожденным для женщин, всегда любил женщин и старался как можно чаще предаваться этой великой

Казанова джакомо

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Казанова джакомо Полное имя Джакомо Джироламо Казанова де Сейнгальт (род. в 1725 г. - ум. в 1798 г.)Венецианский авантюрист международного масштаба, солдат, писатель и тайный агент на службе у французского короля Людовика XV. Автор и герой всемирно известных воспоминаний,

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ 22 ДЕКАБРЯ 1858 - 29 НОЯБРЯ 1924АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: КОЗЕРОГНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ОТ РОМАНТИЗМА ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДО РЕАЛИЗМАЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЭРОТИЧЕСКОМ ТРиЛЛЕРЕ РОКОВОЕ

ДЖАКОМО ДЖОЙС

Из книги Век Джойса автора Гарин Игорь Иванович

1947 Счёт шел на сотые балла

Из книги История чемпионатов СССР (1936-1991) автора Вартанян Аксель

1947 Счёт шел на сотые балла 9-й чемпионат. 1947 год. 2 мая - 26 октября. Участники: 13 команд. 278 футболистов. Проведено 156 матчей, забито 465 мячей (в среднем 2,98 гола за игру). Лучшие бомбардиры - В. Бобров и В. Николаев (оба ЦДКА) - по 14 мячей. В чемпионате зафиксировано 12 автоголов,

Балла

Из книги Диалоги Воспоминания Размышления автора Стравинский Игорь Фёдорович

Балла 1Р. К. Помните ли вы декорации Балла к вашему «Фейерверку»?Я. С. Смутно, даже в то время (Рим, 1917 г.) я не смог бы описать их, так как все сводилось к нескольким мазкам на падугах, в остальном пустых. Помню, публику это поставило втупик, и когда Балла вышел кланяться,

ЛОРЕНЦО БАЛЛА (1407–1457)

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ЛОРЕНЦО БАЛЛА (1407–1457) Уроженец Рима Лоренцо Балла уже в молодые годы стал известен как один из талантливых философов-гуманистов. В возрасте 23-х лет он уже был преподавателем университета в Павии, а в 1431 г. издал свое знаменитое сочинение «О наслаждении» (в 1433 г. это

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

Джакомо Пуччини

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Джакомо Пуччини Джакомо Пуччини родился в 1858 году в Лукке. Его отец был органистом, дирижером, композитором и педагогом. Именно он первым обратил внимание на музыкальную одаренность Джакомо и занялся его образованием. Тот же, в свою очередь, делал поразительные успехи и

Джакомо Леопарди

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Джакомо Леопарди (1798-1837 гг.) поэт, писатель Даже самые старые люди питают надежды и составляют планы как-нибудь улучшить свое положение.Нерешительные люди бывают особенно упорны в исполнении своих намерений, и таковы они по причине самой своей нерешительности: ведь

Виньола Джакомо да

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ Из книги Капабланка автора Панов Василий Николаевич

№52. Защита Нимцовича. Капабланка - Балла. Турнир в Будапеште, 1928 г. 1. d2 - d4 Кg8 - f6 2. c2 - c4 e7 - e6 3. Кb1 - c3 Сf8 - b4 4. Фd1 - c2 ...Этот ход обычно ведет к более содержательной борьбе, чем большинство других продолжений, но требует знания многочисленных и далеко

от /лат./ futurum - будущее (1909-1940-е)

Общее название художественных авангардистских движений, прежде всего в Италии и России. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас - тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»

Маринетти объявил авангардную стратегию футуризма: использование средств массовой информации и международное сотрудничество. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от , заимствуя у него цветовые находки, и от , у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Художники: Джакомо Балла (Giacomo Balla) , Умберто Боччони (Umberto Boccioni) , Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) , Антон Джулио Брагалья (Anton Giulio Bragaglia) , Карло Карра (Carlo Carra) , Джино Северини (Gino Severini) , Фортунатто Деперо (Fortunato Depero) , Энрико Памполини (Enrico Prampolini) , Джино Северини (Gino Severini) , Марио Сирони (Mario Sironi) , Арденго Соффичи (Ardengo Soffici) .

Манифесты: Ф.Т.Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) "Футуризм" 1909; "Живопись футуристов. Технический манифест" 1910; У.Боччони "Технический манифест футуристической скульптуры" 1912 и "Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм" 1914.

Выставка: 1912, Париж, Галерея Берхайм-Жен, "Выставка футуристов".

Описание некоторых произведений:

Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке", 1912. Холст, масло. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Сын профессионального фотографа, Балла использовал в живописи исследования движения, предпринятые в 1872 году фотографом Идвирдом Майбриджем и в 1882 физиологом Этьеном Жюлем Маре, более известные, как хронофотографии. Картина служит подтверждением одного из пунктов "Технического манифеста" 1910 года: "При возникновении стойкого изображения на сетчатке глаза движущиеся предметы множатся... У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать". Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Фигура женщины срезана, и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. Художник усиливает впечатление движения, отмечая его траекторию мелкими дивизионистскими штрихами по монохромному фону.

Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке", 1912

Умберто Боччони "Непрерывность форм в пространстве", 1913. Бронза. Милан, Галерея современного искусства. В поисках собственного "динамичного стиля" Боччони делал скульптурные группы и фигуры в гипсе и бронзе. Позже он систематизировал результаты этих опытов в Техническом манифесте футуристической скульптуры 1914 года. Как и в живописи, его желанием было "придать живость предметам, сделав воспринимаемым, последовательным и более пластичным их перемещение в пространстве". Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Художник решительно трансформирует мужскую фигуру в некое подобие механического титана с мощным атлетическим телом из бронзы. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Статуя, известная в нескольких вариантах, воплощает программу Манифеста: "Мы распластываем, раскрываем фигуру и заключаем пространство внутрь нее".

Итальянец, принадлежащий к числу основателей футуризма, требовавших разрыва с общепринятыми традициями. Свои основные работы Балла посвятил запечатлению динамики движения.


Балла родился в Турине, в семье аптекаря. По окончании школы работал в мастерской литографии и посещал художественные курсы при вечерней школе. Из-за чрезмерной нагрузки у него развилась депрессия, и в 1891 он решил оставить мастерскую и целиком посвятить себя искусству.

1891: Годы учебы. Несколько месяцев Балла посещал "Академию Альберти" в Турине и затем практиковался в фотомастерской. В 1893 Балла приехал в Рим, где зарабатывал себе на жизнь рисованием карикатур и оформлением упаковок. Во второй половине 90-х Балла занимался световыми эффектами. В период своего пребывания в Париже (1900) он изучал работы французских неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка.

1909: Первый манифест футуристов. В начале XX века Балла за короткое время снискал себе репутацию портретиста. На многих его работах того периода сказывалось влияние фотографии: довольно часто он использовал только белый и черный цвета и для изображения выбирал фотографическую перспективу. В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования. Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппе Томмазо Маринетти - писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва совсеми стилями и формами мышления прошлого. В 1909 Балла стал одним из подписавшихся под составленным Маринетти Учредительным Манифестом футуристов.

Как и большинство футуристов. Балла прежде всего интересовали возможности запечатления движения, динамики, поэтому он снова обратился к фотографии, изучая "этюды движения" фотографов Жюль-Этьена Мари и Эдварда Майбриджа. Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина "Динамика собаки на поводке" (1912). В созданной в том же году картине "Девушка, бегущая на балкон" Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов "Синтез времени, места, формы, цвета и тона".

В дальнейшем он представил в изобразительной форме движение автомобиля полет ласточки (обе работы - 1913). Одновременно Балла продолжал исследования света, создавая абстрактные композиции - такие как "Меркурий проходит мимо Солнца - вид в телескоп" (1914).

1920: Спиритизм. В 1915, глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну. Балла совместно с Фортунато Деперо провозгласил манифест "О футуристической реконструкции Вселенной". К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса - подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали другие ансамбли, а также эскизы бытовых предметов. В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество. Так, средствами живописи он попытался передать феномен космического излучения ("Преображение духовных форм", 1920). В дальнейшем художник сохранял свою связь с футуризмом и в 1929 подписал манифест группы "Аэропиттура", провозгласивший наступление второго периода футуризма. Работы этого периода - например, "Кресло странного человека" (1929) -представляют собой продолжение направления "Pittura Metafisiса" Джорджио де Хирико (таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой).

В конце 30-х Балла отошел от футуризма и обратился к традиционной фигуративной живописи. В 1958 он умер в Риме в возрасте 86 лет.

Многие из нас в детстве любили (да и сейчас любят) смотреть мультфильмы. Анимация бывает совершенно разной, но суть у неё одна: это искусственно созданная имитация движения. А что будет, если перенести изображение движения в статичное искусство?

Над этим вопросом задумывалось не одно поколение художников. Свой особенный вариант переноса движения на холст предложил итальянский футурист Джакомо Балла (Giacomo Balla) . Давайте же посмотрим, что у него получилось, и какими идеями он руководствовался.

К футуризму Балла пришёл не сразу. После завершения обучения в своём родном Турине он в середине 80-х годов XIX века переехал в Рим и обосновался там. Вскоре он стал известен как портретист; работал в основном в жанре дивизионизма (когда цвет в картине раскладывается на множество точек из составляющих его спектральных цветов). Так как Джакомо вырос в семье профессионального фотографа, то у него был интерес и к сфере, в которой работал его отец.

Ранние работы будущего сторонника футуризма напоминают : и свет, и композиция выстроены в них точно так же. Например, портрет художника Этторе Розлер Франца (Ritratto di Ettore Roesler Franz) выглядит как случайный кадр фотосъёмки.

Художник изображён за работой на пленэре и не смотрит в кадр: он увлечён моментом. Официозность и торжественная серьёзность, присущие многим портретам, совершенно отсутствуют.

Портрет Карло Фонтана (Ritratto di Carlo Fontana) хорошо передаёт обстановку дружественной беседы: этому способствуют непринуждённая поза Фонтана, мягкий, чуть ироничный и расслабленный взгляд, полуулыбка и пейзаж за его спиной.

А девушка, изображённая на картине «Сомнения» (Il Dubbio), и вовсе выглядит так, будто она живёт в наше время! Издалека кажется, что это настоящая фотография, но стоит лишь присмотреться, - и мы видим талантливо нарисованную картину. И это в 1908 году!


В это время сферу искусства начали «захватывать» футуристы. Через своих учеников Джакомо Балла познакомился с лидером течения Филиппо Томмазо Маринетти и «включился в игру». В 1910 году вышло несколько манифестов футуристов, под которыми художник поставил свою подпись. Эти манифесты вызвали большой резонанс в обществе (на что они и были рассчитаны), но при этом глубоко передавали суть течения.

Поэтому приведём несколько положений, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшее творчество Балла:

  • Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!
  • Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
  • Мы воспеваем человека за баранкой: руль насквозь пронзает Землю, и она несётся по круговой орбите.
  • Мы стоим на обрыве столетий!.. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир. Невозможно! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живём уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.

Амбиции футуристов были огромны: они (футуристы) нагло решили отменить всё традиционное искусство и заменить его новым! Эксперименты с различными формами изображения проводились повсюду…

Джакомо Балла был знаком с техникой хронофотографии. Это такая техника, когда движущийся объект фотографируется через равные промежутки времени, и на выходе получается множественное изображение этого объекта. Используя эти знания, художник стал экспериментировать с передачей движения в своих картинах.

Таким образом, ему прекрасно удалось изобразить относительность взаимодействия времени и пространства.

Одной из самых знаменитых его работ является «Динамизм собаки на поводке» (Dinamismo di un cane al guinzagilo). Мельтешение маленьких собачьих лапок и туфель хозяйки, радостное виляние хвоста, колыхание юбки, - кажется, будто это случайно остановленный кадр мультфильма, и если нажать на Play, то их движение продолжится. К этому же периоду относится и «Руки скрипача» (Le mani del violinista).

Особенность данных картин в том, что на них мы всё ещё можем чётко разглядеть и женщину, и таксу, и руки музыканта, и гриф скрипки. А вот увидеть объекты, обозначенные в названиях более поздних картин футуриста, уже не так просто.

Неким «переходным» моментом можно назвать картину «Девушка, выбегающая на балкон» (Ragazza che corre sul balcone). Мы также можем различить девушку, но очертания её уже размыты, её движение заполняет собой всё доступное на холсте пространство, и показано это всё с помощью вихря разноцветных точек.



Разглядеть автомобиль в преломлениях света и лихо закрученных спиралях картины «Скорость автомобиля» (Velocità d’automobile) вам поможет только лишь фантазия: с 1913 года достоверное изображение объектов в картинах Балла перестало быть значимым.



Эмоции европейских художников (особенно – футуристов) обострялись вместе со стремительными темпами научно-технического прогресса и накаляющейся обстановкой в международных отношениях. Поэтому отличительные признаки работ этого периода – динамизм, склонность к абстракциям, экспрессия. Неважно что – важно как! Джакомо изображал не только скорость предметов, но и скорость света, и стремительность звуков, сливающихся в единую какофонию…

После войны движение футуристов претерпело огромные изменения. Они столкнулись с этой «гигиеной мира», воспетой в их манифестах, и осознали, что их романтические идеи могут быть ошибочны. Начался новый поиск смысла для искусства. Может быть, поэтому, когда Европа приходила в себя от разрушений, в искусстве так стали популярны мотивы духовного поиска и создания нового мира? В 1918 и 1920 годах Балла выразил эти мысли в своих картинах «Трансформация душевных форм» (Transformazione forme spiriti) и «Возникновение идеи» (Sorge l’idea).

Здесь абстрактные формы не агрессивны, как это было раньше. Цвета в них стали красочнее и чище; нет ощущения, будто они с бешеной скоростью куда-то несутся, движение стало изображаться гораздо плавнее.

После 20-х годов XX века Джакомо Балла продолжил своё творчество и дальше, развивая и совершенствуя его. Он снова вернулся к портретам и удачно совмещал их с абстракциями. Однако миру он запомнился, прежде всего, как художник, сумевший отобразить на холсте красоту скорости и энергии, которую нельзя укротить.