Джакомо балла картины с названиями. Неукротимая энергия в картинах джакомо балла




Итальянец, принадлежащий к числу основателей футуризма, требовавших разрыва с общепринятыми традициями. Свои основные работы Балла посвятил запечатлению динамики движения.


Балла родился в Турине, в семье аптекаря. По окончании школы работал в мастерской литографии и посещал художественные курсы при вечерней школе. Из-за чрезмерной нагрузки у него развилась депрессия, и в 1891 он решил оставить мастерскую и целиком посвятить себя искусству.

1891: Годы учебы. Несколько месяцев Балла посещал "Академию Альберти" в Турине и затем практиковался в фотомастерской. В 1893 Балла приехал в Рим, где зарабатывал себе на жизнь рисованием карикатур и оформлением упаковок. Во второй половине 90-х Балла занимался световыми эффектами. В период своего пребывания в Париже (1900) он изучал работы французских неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка.

1909: Первый манифест футуристов. В начале XX века Балла за короткое время снискал себе репутацию портретиста. На многих его работах того периода сказывалось влияние фотографии: довольно часто он использовал только белый и черный цвета и для изображения выбирал фотографическую перспективу. В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования. Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппе Томмазо Маринетти - писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва совсеми стилями и формами мышления прошлого. В 1909 Балла стал одним из подписавшихся под составленным Маринетти Учредительным Манифестом футуристов.

Как и большинство футуристов. Балла прежде всего интересовали возможности запечатления движения, динамики, поэтому он снова обратился к фотографии, изучая "этюды движения" фотографов Жюль-Этьена Мари и Эдварда Майбриджа. Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина "Динамика собаки на поводке" (1912). В созданной в том же году картине "Девушка, бегущая на балкон" Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов "Синтез времени, места, формы, цвета и тона".

В дальнейшем он представил в изобразительной форме движение автомобиля полет ласточки (обе работы - 1913). Одновременно Балла продолжал исследования света, создавая абстрактные композиции - такие как "Меркурий проходит мимо Солнца - вид в телескоп" (1914).

1920: Спиритизм. В 1915, глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну. Балла совместно с Фортунато Деперо провозгласил манифест "О футуристической реконструкции Вселенной". К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса - подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали другие ансамбли, а также эскизы бытовых предметов. В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество. Так, средствами живописи он попытался передать феномен космического излучения ("Преображение духовных форм", 1920). В дальнейшем художник сохранял свою связь с футуризмом и в 1929 подписал манифест группы "Аэропиттура", провозгласивший наступление второго периода футуризма. Работы этого периода - например, "Кресло странного человека" (1929) -представляют собой продолжение направления "Pittura Metafisiса" Джорджио де Хирико (таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой).

В конце 30-х Балла отошел от футуризма и обратился к традиционной фигуративной живописи. В 1958 он умер в Риме в возрасте 86 лет.

Джакомо Балла (18.7.1871-1.3.1958) - итальянец, принадлежащий к числу основателей футуризма, требовавших разрыва с общепринятыми традициями. Свои основные работы Балла посвятил запечатле-нию динамики движения.

Балла родился в Турине, в семье аптекаря. По окончании школы работал в мастерской литографии и посещал художественные курсы при вечерней школе. Из-за чрезмерной нагрузки у него развилась депрессия, и в 1891 он решил оставить мастерскую и целиком посвятить себя искусству.

1891: Годы учебы

Несколько месяцев Балла посещал "Академию Альберти" в Турине и затем практиковался в фотомастерской. В 1893 Балла приехал в Рим, где зарабатывал себе на жизнь рисованием карикатур и оформлением упаковок. Во второй половине 90-х Балла занимался световыми эффектами. В период своего пребывания в Париже (1900) он изучал работы французских неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка.

1909: Первый манифест футуристов

В начале XX века Балла за короткое время снискал себе репутацию портретиста. На многих его работах того периода сказывалось влияние фотографии: довольно часто он использовал только белый и черный цвета и для изображения выбирал фотографическую перспективу. В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования.

Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппо Томмазо Ма-ринетти - писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва со всеми стилями и формами мышления прошлого. В 1909 Балла стал одним из подписавшихся под составленным Маринетти Учредительным Манифестом футуристов.

Как и большинство футуристов, Балла прежде всего интересовали возможности запечатления движения, динамики, поэтому он снова обратился к фотографии, изучая "этюды движения" фотографов Жюль-Этьена Мари и Эдварда Майбриджа. Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина "Динамика собаки на поводке" (1912). В созданной в том же году картине "Девушка, бегущая на балкон" Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов "Синтез времени, места, формы, цвета и тона".

В дальнейшем он представил в изобразительной форме движение автомобиля и полет ласточки (обе работы - 1913). Одновременно Балла продолжал исследования света, создавая абстрактные композиции - такие как "Меркурий проходит мимо Солнца - вид в телескоп" (1914).

1920: Спиритизм

В 1915, глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну, Балла совместно с Фортунато Деперо провозгласил манифест "О футуристической реконструкции Вселенной". К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса - подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали другие ансамбли, а также эскизы бытовых предметов. В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество. Так, средствами живописи он попытался передать феномен космического излучения ("Преображение духовных форм", 1920). В дальнейшем художник сохранял свою связь с футуризмом и в 1929 подписал манифест группы "Аэропиттура", провозгласивший наступление второго периода футуризма. Работы этого периода - например, "Кресло странного человека" (1929) - представляют собой продолжение направления "Pittura Metafisi-са" Джорджио де Хирико (таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой).

ДЖАКОМО БАЛЛА

Итальянец, принадлежащий к числу основателей футуризма, требовавших разрыва с общепринятыми традициями. Свои основные работы Балла посвятил запечатлению динамики движения.

Балла родился 18 июля 1871 в Турине, в семье аптекаря. По окончании школы работал в мастерской литографии и посещал художественные курсы при вечерней школе. Из-за чрезмерной нагрузки у него развилась депрессия, и в 1891 он решил оставить мастерскую и целиком посвятить себя искусству.

В 1891несколько месяцев Балла посещал "Академию Альберти" в Турине и затем практиковался в фотомастерской. В 1893 Балла приехал в Рим, где зарабатывал себе на жизнь рисованием карикатур и оформлением упаковок. Во второй половине 90-х Балла занимался световыми эффектами. В период своего пребывания в Париже (1900) он изучал работы французских неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка.

В начале XX века Балла за короткое время снискал себе репутацию портретиста. На многих его работах того периода сказывалось влияние фотографии: довольно часто он использовал только белый и черный цвета и для изображения выбирал фотографическую перспективу. В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования. Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппе Томмазо Маринетти - писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва совсеми стилями и формами мышления прошлого. В 1909 Балла стал одним из подписавшихся под составленным Маринетти Учредительным Манифестом футуристов.

Как и большинство футуристов. Балла прежде всего интересовали возможности запечатления движения, динамики, поэтому он снова обратился к фотографии, изучая "этюды движения" фотографов Жюль-Этьена Мари и Эдварда Майбриджа. Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина "Динамика собаки на поводке" (1912). В созданной в том же году картине "Девушка, бегущая на балкон" Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов "Синтез времени, места, формы, цвета и тона".

В дальнейшем он представил в изобразительной форме движение автомобиля полет ласточки (обе работы - 1913). Одновременно Балла продолжал исследования света, создавая абстрактные композиции - такие как "Меркурий проходит мимо Солнца - вид в телескоп" (1914).

В 1915, глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну. Балла совместно с Фортунато Деперо провозгласил манифест "О футуристической реконструкции Вселенной". К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса - подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали другие ансамбли, а также эскизы бытовых предметов. В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество. Так, средствами живописи он попытался передать феномен космического излучения ("Преображение духовных форм", 1920). В дальнейшем художник сохранял свою связь с футуризмом и в 1929 подписал манифест группы "Аэропиттура", провозгласивший наступление второго периода футуризма. Работы этого периода - например, "Кресло странного человека" (1929) -представляют собой продолжение направления "Pittura Metafisiса" Джорджио де Хирико (таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой).

В конце 30-х Балла отошел от футуризма и обратился к традиционной фигуративной живописи.

Кто хочет посмотреть его футуристические работы советую пройти по ссылке

Балла Джакомо (1871–1958)

Бесспорным шедевром Джакомо Балла по праву считается «Полет ласточек». Стая ласточек кружится перед зрителем, и их полет ощущается физически. Жесткие статичные ставни окна подчеркивают непрерывное движение стремительных птиц. Эта работа не только демонстрирует исключительное мастерство Балла; она является символом динамики современного, ежеминутно меняющегося мира.


Джакомо Балла родился в Турине. Живописному мастерству он обучался в туринской Академии Альбертина. В 1895 году он уехал в Рим. Там его работы регулярно экспонировались на выставках Общества любителей и почитателей искусств. В 1900 году Балла приехал в Париж. Там он познакомился с современными направлениями в живописи - с импрессионизмом и дивизионизмом. Его очень увлекли проблемы передачи цвета и света на полотне.

После возвращения в Рим Балла открыл собственную художественную мастерскую и занялся преподавательской деятельностью. Среди его учеников были Северини, Боччони, Сирони. В 1900-е годы характер картин Балла можно назвать реалистическим, причем для них свойственно внимание к острым социальным проблемам.

1910 год стал решающим в творчестве Балла. Совместно с У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра и Л. Руссоло он подписал «Манифест художников-футуристов», который свидетельствовал о возникновении авангардного художественного движения в Италии.

Первая футуристическая картина Балла стала своеобразной иллюстрацией к манифесту футуриста Маринетти под необычным наименованием «Убьем лунный свет!». Работа Балла называлась «Уличный фонарь» (1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). На полотне изображен фонарь с расходящимися от него яркими спектральными линиями, из-за которых почти совсем не видно слабого отблеска лунного серпа.

Это был первый опыт работы Балла в технике симультанности. Художник хотел с помощью красок передать последовательность фаз движения какого-либо объекта. Это достаточно просто реализовать в хронофотографии и фотодинамике, но в изобразительном искусстве подобное совмещение различных моментов на плоскости представляет известную сложность. Шедеврами симультанного искусства по праву считаются такие работы художника, как «Руки скрипача» (1912, Галерея Тейт, Лондон), «Динамизм собаки на поводке» (1912, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало), «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан).

Через некоторое время Балла оказался оторванным от основной группы своих сподвижников, поскольку работал в Риме. Здесь ему очень скоро наскучила фигуративная симультанность. Он стал экспериментировать в области абстрактного искусства, тем более что в столице он познакомился и всерьез увлекся теософскими и герметическими учениями.

Балла преобразовал главное положение футуристической эстетики. Футуристы требовали, прежде всего, осуществления динамического принципа, однако большинство из них добивалось подобного эффекта путем дробления объектов, а Балла противопоставил этому движение отвлеченных траекторий. Примером таких новаторских композиций служат «Пластичность света + скорость» (1913, частное собрание), «Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С помощью кисти Балла создает упругие и гибкие пересечения углов и дуг, в результате чего мастер получает поразительный эффект кинетики неоднократно преломленных световых лучей.

Интересна композиция «Радужное взаимопроникновение № 7» (1913–1914, частное собрание). Разноцветные ромбы на этом полотне образуют спирали, причем их цвета то причудливо расходятся, то вновь соединяются. Таким образом, при помощи этих спиральных секвенций художник хотел рассказать о высшей гармонии мира.


Дж. Балла. «Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек», 1913 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк


В 1914 году Балла исполнил серию картин под общим названием «Проход Меркурия перед Солнцем». В это время действительно наблюдалось данное астрономическое явление, однако полотно выразило представление художника о всепроницаемости Вселенной. Хроматическая гамма символизирует токи интеллектуальной энергии, которые насквозь пронизывают космическое пространство.

Большинство пространственных композиций мастера являются промежуточной формой между живописью и пластическим искусством. В них художник использует свой излюбленный метод диагональных пересечений и линий, расходящихся наподобие лучей. В этом стиле исполнена работа «Скульптура из дерева, картона и веревок» (1914, Галерея Обелиск, Рим).

С 1912 по 1930 год Балла занимался архитектурными экспериментами, создавал необычные интерьеры, делал мебель в стиле ар нуво. Его абстрактная живопись под влиянием подобных экспериментов обогатилась новыми реминисценциями. В композициях появились плавные формы, напоминающие архитектурные волюты и раковины, а ритмы приобрели пластичные изгибы. Ярким примером этого сложного синтеза является работа «Формы кричат: “Да здравствует Италия!”» (1915, частное собрание).

С конца 1910-х годов Балла входил в объединение молодых художников-футуристов, среди которых были Прамполини, Доттори, Деперо и Брагалья. Новые футуристы выдвинули концепцию «аэроживописи», которая заинтересовала Балла. Мастер продолжал создавать абстрактные полотна, исполненные стремительности и динамизма («Трансформация духовных форм», 1918, частное собрание). В течение жизни художнику не раз приходилось колебаться, делая выбор между различными течениями в модернизме. Так, в 1933 году он писал картины в традиционном духе фигуративного искусства. В 1950 году он снова был признанным лидером футуризма и оставался таковым до конца.


| |

Многие из нас в детстве любили (да и сейчас любят) смотреть мультфильмы. Анимация бывает совершенно разной, но суть у неё одна: это искусственно созданная имитация движения. А что будет, если перенести изображение движения в статичное искусство?

Над этим вопросом задумывалось не одно поколение художников. Свой особенный вариант переноса движения на холст предложил итальянский футурист Джакомо Балла (Giacomo Balla) . Давайте же посмотрим, что у него получилось, и какими идеями он руководствовался.

К футуризму Балла пришёл не сразу. После завершения обучения в своём родном Турине он в середине 80-х годов XIX века переехал в Рим и обосновался там. Вскоре он стал известен как портретист; работал в основном в жанре дивизионизма (когда цвет в картине раскладывается на множество точек из составляющих его спектральных цветов). Так как Джакомо вырос в семье профессионального фотографа, то у него был интерес и к сфере, в которой работал его отец.

Ранние работы будущего сторонника футуризма напоминают : и свет, и композиция выстроены в них точно так же. Например, портрет художника Этторе Розлер Франца (Ritratto di Ettore Roesler Franz) выглядит как случайный кадр фотосъёмки.

Художник изображён за работой на пленэре и не смотрит в кадр: он увлечён моментом. Официозность и торжественная серьёзность, присущие многим портретам, совершенно отсутствуют.

Портрет Карло Фонтана (Ritratto di Carlo Fontana) хорошо передаёт обстановку дружественной беседы: этому способствуют непринуждённая поза Фонтана, мягкий, чуть ироничный и расслабленный взгляд, полуулыбка и пейзаж за его спиной.

А девушка, изображённая на картине «Сомнения» (Il Dubbio), и вовсе выглядит так, будто она живёт в наше время! Издалека кажется, что это настоящая фотография, но стоит лишь присмотреться, - и мы видим талантливо нарисованную картину. И это в 1908 году!


В это время сферу искусства начали «захватывать» футуристы. Через своих учеников Джакомо Балла познакомился с лидером течения Филиппо Томмазо Маринетти и «включился в игру». В 1910 году вышло несколько манифестов футуристов, под которыми художник поставил свою подпись. Эти манифесты вызвали большой резонанс в обществе (на что они и были рассчитаны), но при этом глубоко передавали суть течения.

Поэтому приведём несколько положений, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшее творчество Балла:

  • Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!
  • Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
  • Мы воспеваем человека за баранкой: руль насквозь пронзает Землю, и она несётся по круговой орбите.
  • Мы стоим на обрыве столетий!.. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир. Невозможно! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живём уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.

Амбиции футуристов были огромны: они (футуристы) нагло решили отменить всё традиционное искусство и заменить его новым! Эксперименты с различными формами изображения проводились повсюду…

Джакомо Балла был знаком с техникой хронофотографии. Это такая техника, когда движущийся объект фотографируется через равные промежутки времени, и на выходе получается множественное изображение этого объекта. Используя эти знания, художник стал экспериментировать с передачей движения в своих картинах.

Таким образом, ему прекрасно удалось изобразить относительность взаимодействия времени и пространства.

Одной из самых знаменитых его работ является «Динамизм собаки на поводке» (Dinamismo di un cane al guinzagilo). Мельтешение маленьких собачьих лапок и туфель хозяйки, радостное виляние хвоста, колыхание юбки, - кажется, будто это случайно остановленный кадр мультфильма, и если нажать на Play, то их движение продолжится. К этому же периоду относится и «Руки скрипача» (Le mani del violinista).

Особенность данных картин в том, что на них мы всё ещё можем чётко разглядеть и женщину, и таксу, и руки музыканта, и гриф скрипки. А вот увидеть объекты, обозначенные в названиях более поздних картин футуриста, уже не так просто.

Неким «переходным» моментом можно назвать картину «Девушка, выбегающая на балкон» (Ragazza che corre sul balcone). Мы также можем различить девушку, но очертания её уже размыты, её движение заполняет собой всё доступное на холсте пространство, и показано это всё с помощью вихря разноцветных точек.



Разглядеть автомобиль в преломлениях света и лихо закрученных спиралях картины «Скорость автомобиля» (Velocità d’automobile) вам поможет только лишь фантазия: с 1913 года достоверное изображение объектов в картинах Балла перестало быть значимым.



Эмоции европейских художников (особенно – футуристов) обострялись вместе со стремительными темпами научно-технического прогресса и накаляющейся обстановкой в международных отношениях. Поэтому отличительные признаки работ этого периода – динамизм, склонность к абстракциям, экспрессия. Неважно что – важно как! Джакомо изображал не только скорость предметов, но и скорость света, и стремительность звуков, сливающихся в единую какофонию…

После войны движение футуристов претерпело огромные изменения. Они столкнулись с этой «гигиеной мира», воспетой в их манифестах, и осознали, что их романтические идеи могут быть ошибочны. Начался новый поиск смысла для искусства. Может быть, поэтому, когда Европа приходила в себя от разрушений, в искусстве так стали популярны мотивы духовного поиска и создания нового мира? В 1918 и 1920 годах Балла выразил эти мысли в своих картинах «Трансформация душевных форм» (Transformazione forme spiriti) и «Возникновение идеи» (Sorge l’idea).

Здесь абстрактные формы не агрессивны, как это было раньше. Цвета в них стали красочнее и чище; нет ощущения, будто они с бешеной скоростью куда-то несутся, движение стало изображаться гораздо плавнее.

После 20-х годов XX века Джакомо Балла продолжил своё творчество и дальше, развивая и совершенствуя его. Он снова вернулся к портретам и удачно совмещал их с абстракциями. Однако миру он запомнился, прежде всего, как художник, сумевший отобразить на холсте красоту скорости и энергии, которую нельзя укротить.