Храмы эпохи птолемеев. Архитектура Древнего Египта




Является самым большим собранием иероглифических текстов греко-римского времени, и третьим по величине после и . Согласно мифу, храм в Эдфу построен на месте великой битвы между Хором и Сетом.

Мифы и факты

Хор (Гор) - бог неба и солнца в облике сокола, его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Сын божественной пары Исиды и Осириса, подросший Хор отомстил за убийство своего отца, Осириса, его братом Сетом в битве в Эдфу. Сет был изгнан, и Хор вступил на престол. Таким образом, в Древнем Египте Хор считался прообразом всех фараонов, а сами фараоны его земным воплощением.

Храм Хора основан в эпоху Птолемеев с 237 до 57 г. до н.э. После Римской империи храм был заброшен, а язычество объявлено вне закона. Песчаные ветры засыпали со временем древнее сооружение, и сверху строились другие дома, пока его не раскопал Огюст Мариетт, сотрудник Лувра (), в 1860 году. Песок, охранявший памятник на протяжении многих веков, очень хорошо сохранил его.

Что посмотреть

Первая структура - пилон - большое сооружение над главными воротами высотой 36 м. Резьба на стенах массивных башен-близнецов является почти зеркальным отражением друг друга с традиционными сценами великих побед фараонов. Вверху видны канавки для мачты флагов, которые развевались у входа. Две статуи сокола Хора стоят перед главными воротами.

Барельеф внутреннего двора с колоннадой показывает важный ежегодный праздник, в котором культовую статую Хатхор доставляли на барже в Эдфу для встречи с ее супругом Хором.

Перед главным фасадом храма стоит знаменитая статуя Хора из черного гранита в виде сокола с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Внутри большого гипостильного зала 18 высоких резных колонн поддерживают потолок, украшенный астрономическими цифрами, представляющими небо.

Если у вас есть фонарик, вы можете рассмотреть две интересных палаты с южной стороны: "Дом Утра" слева, где священники одевались для ритуалов, и "Дом книги" справа, где сохранились священные тексты и рельефы с изображением Сешат, богини письма. Рядом находились лаборатории, где на стенах начертаны рецепты благовоний и мазей, а в противоположной части - казна, где хранилось золото, драгоценные камни и ценные ритуальные предметы.

Далее идет фестивальный зал - самая старая часть храма Хора, построенная в 237-212 гг. до н.э. Во время фестивалей этот зал украшали фаянсом, цветами и травами, воздух насыщали ароматом ладана и мирры. Через проход справа доставляли возлияния, фрукты и животных для жертвоприношения.

Проход в западной стене ведет в коридор с рельефами победы Хора над Сетом. Они изображают мистерии, которые выполнялись в ритуальных сценах фестиваля, где Сет принимает образ бегемота и скрывается под лодку брата. В конце игры священники разрезали и съедали торт в виде бегемота.

Эпоха Птолемеев

Птолемей был первым из династии правителей, которая будет носить его имя. Птолемей I объявил себя фараоном Египта, хотя и он сам, и его преемники сохраняли верность македонским традициям. Затем он взял себе титул Птолемея I Сотера, то есть Спасителя. Именно он перенес столицу из Мемфиса в Александрию. Этот город стал важнейшим культурным центром. Здесь по инициативе Птолемея были заложены библиотека и музей, сюда как в центр интеллектуальной жизни средиземноморского мира стремились поэты и ученые.

Династия Птолемеев правила Египтом следующие 300 лет. 15 фараонов, бравших себе имя Птолемей, отличались жестокостью. В борьбе за власть они не жалели ни братьев и сестер, ни отцов и матерей, ни сыновей и дочерей. Несмотря на кровосмесительные браки, нравственную деградацию и физическое вырождение Птолемеев, в период их правления были построены грандиозные сооружения, такие как Фаросский маяк и гигантская библиотека, в которой, как считалось, хранилась б?льшая часть великих произведений литературы цивилизованного мира. Они вмешивались в дела Греции и вели торговлю с Римом. Последней царицей эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев стала Клеопатра VII Филопатор – честолюбивая и талантливая женщина.

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Птолемеев „канон" Как разгадать таинственные движения планет? Почему эти блуждающие светила то обгоняют звезды, то вдруг останавливаются, то начинают пятиться, словно рисуют причудливые завитушки на небесном своде? Птолемей полагал, что планета обращается вокруг Земли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Египтяне [От древней цивилизации до наших дней] автора Азимов Айзек

Глава 10 Египет Птолемеев Первый из ПтолемеевЕгипет процветал под управлением Клеомена и временно превратился в тихую заводь, пока Александр покорял Персидскую империю, выиграв два больших сражения, бесчисленное количество малых и в конце концов стал ее правителем.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

4. Внешняя политика Птолемеев Огромная держава Птолемеев, включавшая значительную часть Восточного Средиземноморья, оказалась в центре почти всех военно-политических противоречий своего времени. Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды,

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Эпоха Птолемеев: 332–30 гг. до н. э Осенью 333 г. до н. э. Александр Великий, царь Македонии, завоевал Египет. Это вторжение стало началом эллинистического периода в стране. Александр не встретил сопротивления персидских гарнизонов на границе, и египтяне приветствовали его

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Египет под властью Птолемеев (328…200 г. до Р. X.)Через год после Димитрия умер царь египетский Птолемей I Лаг, то есть сын Лага. Он носил название Сотера, то есть избавителя. Родосцы даровали ему этот почетный титул в благодарность за защиту города от Димитрия Полиоркета,

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Государство Птолемеев Благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, которые сохранились до нашего времени, о социально-политическом устройстве эллинистического Египта известно гораздо больше по сравнению с остальными эллинистическими монархиями.

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это - эпоха инквизиции XV–XVI веков В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее

автора Адес Гарри

Глава 6. Александр и династия Птолемеев 332-30 годы до

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Начало династии Птолемеев (305–221 гг. до н. э.) Как будто мало было славы знаменитых александрийских памятников и святилищ, чтобы вызвать зависть соперников! Птолемей II учредил праздник, который отмечали раз в четыре года, его назвали Птолемейя и посвятили отцу царя и

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года? Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Династия Птолемеев Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и

Название "Египет" происходит от древнегреч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus, восходящего, вероятно, к одному из местных наименований г. Мемфиса "Хеткаптах" «Дом души Птаха», произносившемуся, видимо, «Хи-Ку-Птах», что по-гречески произносилось как Айгиптос. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" -"Черная", противопоставляя её таким образом "Красной" пустыне.

Эллинисти́ческий Еги́пет, иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после распада державы . Столицей Эллинистического Египта стал основанный город Александрия (Египетская) в дельте Нила, ставший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

При разделе империи Александра Египет достался («Спасителю», 305-282 до н. э.), сыну македонского аристократа и соратнику царя. Осторожному и дальновидному Птолемею удалось привезти в Египет тело Александра, которое было погребено в святилище Аммона в оазисе Сива, что поставило Египет на особое место по сравнению с царствами остальных диадохов. Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая , короновавшимся фараоном, была продолжена Птолемеями.

В течение всего 3 века трон переходил по наследству от отца к сыну. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с прославленной библиотекой. Сын Птолемея I - Птолемей II Филадельф (285-246 до н. э.) - продолжил внутреннюю и внешнюю политику отца. Женатый на собственной сестре Арсиное II (фактической правительнице Египта), что было в духе древнеегипетской традиции кровнородственных браков внутри царской семьи, Птолемей II установил культ в построенных в ее честь храмах.

Культ Арсинои отправлялся в Мендесе, в Саисе, Мемфисе, Фаюме (город Арсиноя) и в Фивах. В Александрии, на мысе Зефирии, был также построен храм Афродиты Арсинои. На острове Филе культ царицы слился с культом Исиды. Птолемей II повелел перевезти прах Александра Великого из оазиса Сива в Александрию, где он был захоронен в гробнице в отделении царского дворца Сема. Первые два Птолемея провели денежную реформу, введя монетную систему, которая отсутствовала в традиционной древнеегипетской культуре эпохи Нового царства. При Птолемее Филадельфе (правил в 285-246) - покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Был построен и Фаросский маяк.

Будучи способными организаторами, Птолемей I и Птолемей II создали централизованную систему управления государством с сильной административной властью. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Основной опорой новой династии были греки и македоняне, являвшиеся держателями царской земли (клерухии). Среди египтян Птолемеи в основном опирались на жречество, предоставляя ему привилегии и одаривая вновь возводимые храмы в честь египетских божеств. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства.

При Птолемее III Эвергете (246-222 до н. э.), покровительствовавшего, как и отец, ученым, государство Птолемеев находилось еще в зените своего могущества, однако при последующих правителях начался упадок, сопровождавшийся народными волнениями и порчей монеты. Египтяне протестовали не только против конкретной династии, но против поставленных в привилегированное положение греков и поддерживавших их жрецов. Во 2-1 вв. до н. э. Египет, раздираемый политическими интригами при дворе, бюрократическим произволом на местах и социальными выступлениями египетского населения, вступает в экономический кризис. Последней выдающейся представительницей династии Птолемеев являлась Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). В действительности Клеопатра не была столь красивой, как стали считать позднее, но эта царица обладала обаянием и решимостью, которые помогли ей привлечь на свою сторону Юлия Цезаря, а затем и Марка Антония. С 51 Клеопатра правила страной совместно с братом и супругом Птолемеем XIII, но после его смерти между ней и ее младшим братом Птолемеем XIV разгорелась острая борьба за власть. В борьбе за трон Клеопатра прибегла к помощи Цезаря, любовницей которого она стала. В пожаре, возникшем в Александрии в ходе восстания жителей города против гарнизона Цезаря (48 г. до н. э.), погибла большая часть знаменитой Библиотеки. Цезарю удалось взять верх и посадить Клеопатру на египетский трон, однако Египет сохранил независимость от Рима.

Родившийся в 47 году от Цезаря (во всяком случае, так было объявлено царицей) и Клеопатры сын - Птолемей XV Цезарион, объявленный сыном Исиды, укрепил позиции царицы, хотя был лишь номинальным соправителем. После смерти Птолемея XIV и убийства в 44 г. Юлия Цезаря Клеопатра единолично правила Египтом. В разгоревшемся между Марком Антонием и внучатым племянником Цезаря Октавианом конфликте, Клеопатра, мечтавшая о создании эллинистической восточной империи, приняла сторону сподвижника Цезаря, заключив с ним союз. Антоний и Клеопатра объявили себя божественной парой - Осирисом (Дионисом) и Исидой. Однако недальновидная политика Антония, вступившего в брак с Клеопатрой и подарившего ей Крит и Киликию, вызвала возмущение в Риме и привела к войне между Антонием и Октавианом.

Война, начавшаяся между недавними союзниками, привела к разгрому объединенных сил Клеопатры и Антония в морской битве у мыса Акций 2 сентября 31 г. Антоний и Клеопатра скрылись в Александрию, где полководец, считавший войну проигранной, впал в отчаяние и покончил с собой. Клеопатра, тщетно рассчитывавшая на свои чары, чтобы не участвовать в триумфе Октавиана, была вынуждена последовать примеру своего мужа. Детей Антония и Клеопатры (и Цезариона как особенно опасного претендента на трон) Октавиан приказал убить. Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом.

Цари Египта (305 - 31 до н. э.)
Столица Александрия.:

331

Птолемеи (Лагиды)

282 - 246
246 - 222
222 - 205
205 - 180
180 - 170
163 - 145
145 - 144
144 - 131
81 - 80


(совместно)

80

Храм Гора в Эдфу (также известный как Храм Эдфу) считают наиболее сохранившимся культовым храмом в Египте. Частично потому, что он был построен позже всех храмов: в эпоху Птолемеев с 237 по 57 гг. до н.э.

Все же несмотря на свою позднюю дату, храм точно отражает традиционную архитектуру фараонов и наглядно представляет, как выглядели египетские храмы. Храм Эдфу также очень большой: второй по величине в Египте после храма Карнака.

2000-летний Храм Гора создает подавляющее впечатление. Основанный на участке более раннего храма, он был посвящен богу солнца Гору, Хатхор из Дендеры и их сыну, юному Харсомтусу, "Объединителю Двух Земель". История его постройки и описание всего храма сохранились в длинных надписях на внешней стороне окружной стены, особенно в северной части восточной и западной сторон.

В 332 г. до н.э. Александр Великий завоевал Египет. После его смерти в 323 году Египтом управляли его наследники, династия Птолемеев. Это была последняя династия независимого Египта. Птолемеи были греками, но преподносили себя как фараонов по рождению и подражали традициям и архитектуре Древнего Египта.

Храм Гора в Эдфу был построен во времена эры Птолемеев над более ранним храмом Гора, который ориентировался на восток-запад вместо вновь выбранного направления север-юг.

Самая старая часть храма - секция от Праздничного Зала до Святилища; храм был начат Птолемеем III в 237 году до н.э. и закончен его сыном, Птолемеем IV Филопатором. Художественное оформление стен рельефами и надписями закончено в 147 г., во время правления Эвергета II, то есть ровно спустя 90 лет после заложения камней основания. Эвергет II также добавил большой вестибюль (закончен в 122 г.) и украсил его рельефом. Во времена Птолемея IX Сотера II и Птолемея X Александра I была построена передняя площадка с колоннадами, окружными стенами и пилоном, но пилон была украшен рельефом только при Птолемее XII. Полностью здание было закончено в 57 г. до н.э., строительным материалом послужил песчаник.

Храм был окружен высокой кирпичной стеной, часть которой сохранилась. Главные ворота находились на юге по центральной оси храма, также были построены меньшие ворота на западе.

Гор (Хор) с головой сокола первоначально был богом неба, глаза которого - солнце и луна. Позже он ассимилировался в популярный миф об Осирисе и Исиде в качестве ребенка божественной пары. Возрожденный Исидой и Хатхор после убийства Осириса его братом Сетом, Гор отомстил за смерть отца в битве у Эдфу. Сет был низложен, а Гор сел на трон, Озирис управлял через него из подземного мира. Таким образом все фараоны утверждали себя воплощением Гора, "живого царя".

Храм Эдфу был заброшен после введения христианства в Римской империи, а язычество было объявлено вне закона в 391 году нашей эры. В христианские времена были утеряны некоторые рельефы. Храм лежал скрытый в песках, пока его не обнаружил и раскопал Огюст Мариетт в 1860-х годах. Песок все эти годы защищал памятник от разрушения, поэтому он очень хорошо сохранился до наших дней.

В 2005 году у южной стороны храма появились туристический центр автостоянка, а в конце 2006 года - сложная система освещения, позволившая вечерние посещения.

Установленный Птолемеем IX (88-81 гг. до н.э.), Большой Пилон - одна из последних деталей храма. Возвышаясь на 37 м в высоту, этот пилон - один из крупнейших в Египте. Пилон, первоначально стоявший внутри окружной кирпичной стены, был закрыт двустворчатой дверью. Со всех сторон он покрыт рельефами и надписями. Особенно известен рельеф на фронтоне: внизу царь Неос Деонис, поражающий своих врагов, которых он держит за волосы, с соколом-Гором и Хатхор. По обеим сторонам главного входа - две перпендикулярные ниши для флагштоков.

Перед пилоном стоят два колоссальных сокола из черного гранита ; перед левым соколом - фигура жреца в римской одежде.

Подъем на вершину пилона довольно проблематичен. Лестница на южной стороне переднего двора состоит из 242 ступеней и 14 пролетов. Лестницы в двух башнях связаны друг с другом проходом над центральным дверным проемом, в каждой башне дверь ведет на крышу колоннад вокруг переднего двора.

На крыше западной колоннады - отметки рабочих пилона. С платформы открываются виды целого храма, Нильской равнины с зелеными рощами и деревнями.

За Пилоном находится просторный Двор Подношений или Передний двор, где люди приносили пожертвования к изображению Гора. Двор с трех сторон окружен 32 колоннами и украшен праздничным рельефом. Начинаясь на внутренних стенах Пилона и продолжаясь вокруг двора вдоль основания стены, рельеф изображает Праздник Прекрасной Встречи, во время которой образ Хатхор приплыл из Дендеры для свидания с Гором в святилище Храма Эдфу. Ниже западной колоннады - рельеф Птолемея IX (88-81 гг. до н.э.) изображает подношения Гору, Хатхор и Ихи.

В середине двора когда-то находился большой алтарь, на котором приносились жертвы богам Эдфу.

Слева и справа от входа находится пара статуй Гора с двойной короной из черного гранита. Одна статуя возвышается выше человеческого роста и является любимым фотографическим объектов для туристов, другая, без ног, лежит на земле.

В дальнем конце переднего двора - красивый фасад вестибюля, по верху которого проходит карниз. Между колоннами с обеих сторон большого центрального дверного проема - низкие каменные панели, на которых царь Эвергет II изображен в присутствии Сокола-Гора и Хатхор.

В Вестибюле 12 колонн со сложными цветочными капителями. Потолок покрыт астрономическими рельефами, теперь зачерненными до неузнаваемости. На стенах - четыре ряда выгравированных рельефов с Эвергетом, приносящим подношения или совершающим ритуальные действия (например, закладывание здания храма). Дверь в восточной стене ведет во внутренний проход вокруг храма. На каждой стороне вход в часовню. Слева - Зал Посвящения из-за рельефа, на котором Гор и Тот льют священную воду на Царя; справа была Библиотека со списком книг на стене и изображением Сешат, богини письма. На архитраве двери в Гипостильный Зал интересный рельеф солнечной лодки, управляемой двумя сокологоловыми фигурами.

Прямоугольный Гипостильный Зал (был построен при Птолемее VII (145-116 гг. до н.э.)), крыша которого поддерживается 12 колоннами со сложными цветочными капителями, освещен апертурами в стенах и крыше и имеет рельефы, подобные по тематике с рельефами в вестибюле. На каждой стороне расположены по две маленьких комнаты. Одна на каждой стороне ведет во внутренний проход вокруг храма, вторая слева служила лабораторией, а вторая справа выводит на восточную лестницу к крыше храма.

За гипостильным залом находится Праздничный Зал или Первый Вестибюль с лестницами по обеим сторонам, ведущими на крышу. Это зал отмечает начало самой старой части храма, построенной в 237-212 гг. до н.э. при Птолемеях III и IV. Как и в Дендере рельефные фрески изображает процессию жрецов, возглавляемых Царем. Во время празднеств этот зал украшался фаянсом, цветами и травами, ароматическими ладаном и миррой. Подношения возлияний, фруктов и жертвенных животных проносились через проход справа, а подарки для долгого хранения оставались в комнате слева. Комната в дальнем левом (северо-западном) углу - Лаборатория, где на стенах записаны рецепты для ладана и мазей. В комнатах на восточной стороне крыши вероятно отправляли культ Осириса.

Маленький дверной проем, украшенный роскошным рельефом священных лодок Гора и Хатхор, приводит от Праздничного Зала в Зал Подношений или Второй Вестибюль. На восточной стороне Второго вестибюля - маленький Двор подношений, слева - изящная веранда с крышей на двух колоннах; на потолке - богини неба Нут с солнечными фигурами в лодках. С другой стороны Второго вестибюля - маленькая комната, посвященная культу бога Мин.

Во время Новогоднего праздника изображение Гора несли по восходящей лестнице слева, чтобы оживить его солнцем, а затем уносили по нисходящей лестнице. Рельефы на стенах обеих лестниц изображают это событие.

В Святилище, освещенном тремя маленькими квадратными отверстиями в крыше, самые интересные рельефы - в нижнем ряду справа. Царь (Филопатор) снимает замок от Храма Гора, открывает двери часовни, предлагает подношения своим божественным родителям, Эвергету I и Беренис. У задней стены расположена гранитная святыня, посвященная Гору царем Нектанебо II, это самый старый предмет в храме. Когда-то здесь стояло позолоченное деревянное культовое изображение Гора. Рядом со святыней - стол подношений и церемониальная лодка, на которой Гора несли во время празднеств. Рельеф справа (восточная стена святилища) показывает Филопатора (Птолемея IV), поклоняющегося Гору, Хатхор и его обожествленным родителям.

Вокруг святилища идет коридор, в который выходят десять маленьких и плохо освещенных комнат с рельефами, которые служили как кладовые для ритуальной посуды или для неких культовых целей. В углах двух комнат - отверстия в полу (прежде закрытые каменными плитами), ведущие к склепам.

Вокруг храма проложен внутренний проход, ведущий от Гипостильного Зала, который также украшен рельефами и надписями. На внешней стороне храмовой стены находятся львиные головы в качестве водостоков и четыре ряда религиозных рельефов. На западной стене поразительный рельеф - битва Гора с врагами (крокодилами и гиппопотамами).

Описание Нилометра, оставленное греческим географом Страбоном (ок. 63 г. до н.э. - 20 г. н.э.), все еще не потеряло своей актуальности: "Нилометр высечен из камня на берегу Нила и регистрирует повышение уровня воды. На стороне колодца оставлены отметки высоты речной воды, достаточной для орошения и т.д. Крестьянам важно знать уровень воды для сельскохозяйственных работ, а чиновникам - с целью налогообложения на воду".

Подземная лестница ведет от восточной стороны внутреннего прохода к древнему Нилометру, шахте вне храма, окруженной винтовой лестницей. Шкала на стене шахты отмечает уровни глубин. Нилометр больше не связан с Нилом.

Коридор, окружающий святилище, содержит несколько интересных комнат. Слева (на западе) - Льняная комната между часовнями Мина и Трона Богов. Позади - ряд комнат, номинально посвященных Осирису, с красочным рельефом Гора, получающего подарки (левая комната), изображением лодки Гора в натуральную величину (средняя комната) и рельефом с его воплощениями (задняя комната в правой/восточной стене). Правый коридор на юг ведет в Новогоднюю часовню с внушительным синего цвета рельефом богини небу Нут на потолке.

Проход в западной стене приводит к коридору с рельефом триумфа Гора над Сетом. Здесь определенно изображена Тайная игра, часть праздничного ритуала, в которой Сет появляется как гиппопотам, скрывающийся под лодкой своего брата. В конце представления жрецы разрезали и съедали пирог в форме гиппопотама.

Последним фараоном-строителем периода Нового царства был Рамзес III, основатель XX династии. В его время Египту пришлось с напряжением всех сил отражать вторжение своих старинных врагов-ливийцев и одновременно давать отпор нашествию «народов моря» - племен различных областей Средиземноморья, вторгшихся в Дельту. Оба эти события в области политической истории Египта были тем более грозными, что и изнутри силы Египта были надорваны все более нараставшими классовыми противоречиями.

Уже в конце XIX династии по Египту прошла волна восстаний рабов и царская власть временно попала в руки сирийца, может быть, одного из придворных рабов. Привлекая в ряды египетских войск наемников — ливийцев, фараоны в их лице сами вводили в Египет врагов, закрепляя их положение раздачей земель в Дельте.

В начале Нового царства фиванское жречество деятельно поддерживало фараонов. К концу Нового царства эта сила переросла царскую власть, окончательно подчинив ее себе. Начиная с XIX династии, высшая административная власть находилась фактически в руках верховного жреца бога Амона.

Огромным значением жречества можно объяснить и то, что строительная деятельность XIX и XX династий была направлена преимущественно на постройку храмов. После смерти Рамзеса III царская власть в Фивах перешла в руки жреца Амона Хрихора, основателя XXI династии. Одновременно с воцарением Хрихора в Фивах один из потомков Рамессидов захватил власть в городе Танисе (в Дельте), и Египет временно снова распался на Верхний и Нижний.

После сравнительно недолгого правления XXI династии власть в Египте захватила династия ливийцев (XXII-XXIV династии). Одновременно в Нубии, некогда египетской провинции Напате, возникло новое, Эфиопское государство с династией также ливийского происхождения. В недавнее время американские раскопки в Нубии обнаружили погребения этих южных ливийцев, овладевших Египтом в 722 г. до н. э. и положивших начало XXV эфиопской династии, с которой начинается так называемый Поздний период Египта.

Найденные здесь захоронения с их надгробиями в форме пирамид и богатым инвентарем показали, как далеко проникло в Нубию влияние Египта. Но техника и ряд деталей рельефов открытых здесь, говорят об их местном суданском происхождении.

При эфиопской династии Египту пришлось пережить ассирийское завоевание, Ашурбанипал, царь Ашура, проник в Верхний Египет и так разорил и разрушил Фивы, что эта столица впоследствии уже не могла оправиться.

Новый расцвет Египта наступил на короткое время, когда фараон Псамметих I, основатель XXVI династии, захватил власть в свои руки с помощью наемников — ионян и карийцев, избрав своей резиденцией Город Саис в Дельте. Оживленная деятельность этих фараонов XXVI, так наз. Саисской, династии ярко проявилась в попытке связать каналом Средиземное море с Красным и в далекой экспедиции вокруг Африки, предпринятой финикийским флотом по указанию фараона Нехо II. Но и Саисские фараоны для укрепления своей власти должны были привлечь опять-таки наемников, вслед за которыми потянулись в Египет финикийские и греческие купцы.

Эти чужестранцы на территории своих концессий основывали города и поселения. Так возник Навкратис - греческий город в Египте. Оживленная торговая жизнь, развитие ремесел и промышленности, проникновение новых технических приемов (например выдувания стекла), наконец, проникновение иных форм организации труда изменники и самый характер социальных отношений. Все эти новые условия привели Египет к формам рабовладельческого общества античного типа.

Одним из характернейших явлений Позднего Египта является демократизация письма - дальнейшее упрощение иероглифов и возникновение так наз. демотического (народного) письма, что было необходимо в связи с развитием торговли и деловых операций. Иероглифы в позднее время становились все менее понятными даже и грамотному жречеству и сохранили по преимуществу значение декоративного средства для обработки больших плоскостей храмовых отен или стволов массивных колонн.

В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персами. В 332 г. до н. э. Александр Македонский, разрушив царство Ахеменидов, захватил Египет. После его смерти страна продолжала еще жить самостоятельной политической жизнью, но уже под властью царей македонской династии Птолемеев, потомков одного из военачальников Александра Македонского. В культурном отношении страна подверглась греческому влиянию.

Строительство Позднего времени

В Позднее время монументальное строительство не прекращалось, а в Саисский период (663-525 до н. э.) наступил даже его новый расцвет. В связи с общим экономическим состоянием страны приходилось, однако, отказываться от сооружений грандиозных размеров. В Позднее время зачастую довольствовались дополнительными пристройками к уже существовавшим святилищам.

Материалы и строительная техника оставались по существу теми же, что и раньше. Наряду с наклонной плоскостью пользовались деревянными лесами, а для подъема тяжестей применяли блок. С точки зрения развития архитектурных форм и проявления новых влияний Позднее время является периодом меньше всего изученным, что не дает возможности ни установить разницу между искусством времени ливийской и эфиопской династий, ни проследить процесс постепенного нарастания греческого влияния в египетском искусстве.

В архитектуре Саисского времени, как и в других искусствах, видна попытка вернуться к традициям наиболее блестящих предшествующих периодов. Лучшие сооружения архитектуры прежних времен еще существовали и были доступны обозрению. Недавние раскопки установили, что ансамбль пирамиды Джосера еще не быт разрушен в Позднее время; известно и то, что XXVI династия усиленно занималась реставрацией монументальных сооружений предыдущих эпох.

Основные типы сооружений: жилой дом и хозяйственные постройки, - поскольку они нам известны, - не отличались ничем от аналогичных построек Нового царства.

В области заупокойного культа наряду с использованием старых могил можно заметить стремление к созданию такого типа их, который мог бы предохранить погребение от разграбления. Этот новый тип возник в Гизе и в Саккара, где вследствии песчаных заносов трудно было использоватъ для погребения древние мастаба. В Гизе и в Саккара вырубали в скале глубокую (25-30 м) шахту. Дно ее коротким коридором соединяли с погребальной камерой, которая в свою очередь устраивалась на дне другой, очень широкой шахты, идущей параллельно первой. В камере, обложенной кирпичом, помещался базальтовый саркофаг, вставленный в массивный блок известняка. Кирпичной кладкой наглухо заделывали вход в погребальную камеру из коридора и засыпали обе шахты песком и щебнем. Если грабители пытались проникнуть в погребальную камеру через первую, более узкую шахту, и через коридор, то при попытке их разрушить кирпичную стенку, песок из широкой погребальной шахты неудержимым потоком заполнял коридор.

При Птолемеях храмовое строительство пережило новый подъем. Стремясь к укреплению своей власти, Птолемеи, так же как впоследствии римские императоры, вписывали свои имена в картуши и всемерно поддерживали культ египетских богов, сооружая в честь их храмы. Наиболее известными и наиболее типичными из них являются храм Гора, бога солнца, в Эдфу, храм богини Хатор в Дендера и постройки на острове Филе, около Ассуана.

Храм Гора в Эдфу . Основная часть храма Гора, святилище и гипостильный зал, были начаты постройкой в 237 г. до н. э. Птолемеем III и закончены при Птолемее IV в 212 г. Дальнейшее строительство временно прекратилось, и до 147 г. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями. Храм был полностью покрыт изображениями, включая и его наружные стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. Его преемники - Птолемеи X, XI и XII - окружили храм внешней стеной, закрыв его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, были закончены последние отделочные работы (табл. 58-62).

Несмотря на долгий срок строительства (почти двести лет), храм Гора обладает цельностью композиции и, благодаря своей сохранности, получил широкую известность. Он выдержан в классически строгих формах с соблюдением характерных для египетского храма основных черт планировки. Влияние эллинистической культуры сказалось лишь на деталях.

Пилон . Обычный в Новом царстве прием сосредоточения всего богатства и сложности архитектуры внутри сооружения (в противовес архитектуре Древнего царства) применен и здесь. Пилон как бы является фасадом храма и вместе с тем тяжелой преградой, изолирующей внутренние пространства храма. Тема силы и величавой торжественности великолепно выражена в его облике теми же приемами, какие применялись в Новом царстве. Обычный наклон стен подчеркивает устойчивость их огромных масс. Даже передняя плоскость портала наклонена (табл. 59, фиг. 1). Колоссальность размера пилона оттеняется узостью его обводного валика и относительно небольшим карнизом, венчающим его (около 1:15 высоты).

Таблица 60. Храм Гора в Эдфу.

Понижение портала подчеркивает величину боковых массивов пилона. Обработка этих связанных между собой элементов решается противоположными приемами. Относительно меньшая величина портала подчеркнута увеличенным размером карниза (около 1,0:6,3 высоты). Меньшей форме соответствует более крупная деталь. Портал ближе к размерам человеческого тела и все-таки очень велик по сравнению с ним, его пропорции грузны.

Архитектору удалось объединить две самостоятельные боковые башни пилона сильным выделением центрального входа (порталом) и приближением к нему ниш от четырех мачт для установки флагов. Расположение рельефов на стене подчинено той же тенденции. Ритм фигур учащается к середине. Кроме того, построчные членения рельефов уменьшаются кверху. Контраст геометризированных статических объемов и динамического распределения подчиненных декорирующих элементов создает острую композиционную схему.

Рельефы пилона . Рельефы играют значительную роль в общем облике сооружения как по своему построению, так и по тематике. Содержанием изображений служит та же тема силы и власти. В нижнем ряду на фараона Птолемея XIII смотрят бог Гор с головой сокола и богиня Хатор. В верхних, меньших по высоте, ярусах изображено приношение даров. Как и раньше, в Новом царстве различные величины фигур дают полную шкалу переходных размеров, связывающую реальные размеры человеческого тела с громадной массой пилона. Внутри пилона проходят лестницы на крышу здания.

Форма этого пилона не отличается от питонов Нового царства, но в другие элементы храма внесены некоторые новшества.

Изолирующая стена . Наиболее характерной особенностью храма в Эдфу является стена, окружавшая его со всех сторон, начиная от переднего пилона. Узкий коридор между внешней оградой и наружной стеной храма был доступен только для тех, кто имел право входа во внутренние помещения храма. Таким образом, рельефы, украшавшие наружную стену храма и внутреннюю поверхность окружавшей храм стены, оставались невидимыми для посетителей двора (табл. 59, фиг. 3).

Двор . Двор храма Гора сильно отличается от храмовых дворов предыдущего периода, например от храма Хонсу в Карнаке.

Двор храма Хонсу (XII в. до н. э.) окружен непрерывной колоннадой. Ограда храма является продолжением его стен. Антаблемент на колоннах, поставленных в два ряда, примыкает торцами к пилонам. Часть колоннады, примыкающая к стене гипостильного зала, имеет слегка поднятый уровень пола, что создает перспективное уменьшение размеров в глубину. Это - начало выделения переднего зала. Антаблемент не меняет высоты; изменяется лишь высота колонн вследствие различных уровней площадок, на которых они стоят.

Совсем другая картина наблюдается в Эдфу. Здание храма стоит здесь внутри ограды, не примыкая к ней. Комплекс храма разделился на самостоятельные части. Цельного перистиля уже нет. Наибольшее значение приобрел фасад храма - входной зал. Он имеет повышенную высоту колонн и осевое: симметричное расположение. Боковые колоннады двора, состоящие из 32 колонн, получили подчиненное значение. Они ниже колонн переднего зала. Образуя в плане два угла, колоннады подходят к храму своими длинными сторонами и неожиданно обрываются по краям. Форма двора стала более сложной и одновременно менее цельной. Спокойная статическая схема перистильного двора заменилась динамической напряженной схемой с резко выделенной продольной средней осью. Способ выделения центра симметрии на задней стороне пилонов интересен тем, что портал и дверь, разрывающее колоннаду двора, сделаны значительно большей величины, чем сама колоннада (табл. 58, фиг. 4).

Колонны не подчинены строгому канону. Архитектор оперирует ими достаточно произвольно. Все колонны, в результате общего подъема уровня двора по направлению к храму, имеют меняющуюся высоту ствола, но высота капители и антаблемента при этом не изменяется (высота антаблемента составляет около
 1/5 всей высоты ордера). Кроме того, форма caмих капителей все время варьируется. Почти все капители двора храма Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных симметричных половинах двора.

Входной зал . Основным, наиболее сложно разработанным элементом храма Позднего времени является монументальный входной зал. Внимание, прежде уделяемое закрытому гипостильному залу, перешло на предшествующую ему часть храма, которая была видна всем молящимся, находившимся во дворе (табл. 59, фиг. 2; табл. 60 и 61).

Количество рядов колонн в переднем зале увеличилось. Один или два ряда колонн времени Нового царства заменились тройным (а затем в Дендера - четверным) рядом очень высоких колонн, значительно превышающих высоту стоящего сзади гипостильного зала. Глубокий портик переднего зала главенствует над относительно низкой и неглубокой колоннадой двора.

Фасад входного зада разработан очень богато. Его стены имеют обычный уклон. Боковые плоскости фасада сливаются без расчленения с архитравом колоннады. Весь фасад обведен тонким валиком. Интерколумнии забраны массивными, сильно выдвинутыми стенками, образуя одно целое по всей передней плоскости. Фасад трактуется как большой пилон с вырезанным проемом. Колонны подпирают стену, ослабленную этим проемом; верхняя часть ничем не выделена. Венчающий карниз здания с обычной египетской выкружкой, несколько возвышаясь над уровнем плоской крыши, образует вокруг нее парапет (крыша в Позднее время использовалась для целей культа).

В спокойный силуэт вписана сложная динамическая архитектурная схема. Колонны стоят очень тесно. Интерколумний немногим больше диаметра колонны. В то же время средний пролет широко раздвинут, подчеркивая направление главной продольной оси симметрии. Все время меняющиеся, но симметрично повторяемые относительно центральной оси капители колонн вносят разнообразие и некоторое беспокойство в ряд вертикалей. Ясность и простота Нового царства уже не отвечали вкусам Позднего времени.

Высокая преграда между наружными колоннами египетских храмов вносит существенные изменения в трактовку открытых колоннад на фасадах храмов, разрабатываемую в параллельно развивающихся культурах Греции и Рима. Она превращает открытый, общественно полезный портик в замкнутое, изолированное пространство.

Несмотря на то, что преграда между колоннами является только заполнением между ними, она сдвинута вперед, заподлицо с передней линией колонн и, получив грузное завершение, кажется массивной.

Центральный пролет оставлен свободным. Он оформлен введением большого разорванного портала (мотив, вызывающий в памяти аналогичные приемы эллинистической архитектуры). Этот портал играет весьма существенную роль в решении центрального узла фасада. Он дает масштаб двери, определяет на фасаде величину человека. Высота преграждающей стены равна высоте проема и значительно больше человеческого роста. Одновременно отверстие портала оставляет видимой всю колоннаду, что придает цельность всей композиции. Сквозь открытый высокий проем виден богато украшенный интерьер входного зала. Балки перекрытия и потолок в нем сплошь покрыты рельефами.

Форма стволов восемнадцати высоких колонн входного зала более однообразна, чем раньше. Все колонны круглые, гладкие, без ребер - по типу, установившемуся в конце Нового царства. Все капители имеют открытую чашечку цветка. Изменения сводятся только к различию декоративной обработки открытой чаши (табл. 62).

Потеряна строгость в выборе места применения различных типов колонн. Прежний прием размещения закрытых бутонов в полутемной низкой части гипостильного зала, а раскрытых чашечек цветов в светлом» повышенном нефе - заменился случайным размещением разнообразных типов, капителей в одном ряду.

Все это вместо прежней суровости и силы создает впечатление некоторой интимности, несмотря на подчеркнутую монументальность форм.

На противоположной входу стене переднего зала создан, — путем незначительного утолщения стены, декоративный пилон. Его высота рвна высоте колонн зала. Над ним остается небольшой кусок свободной стены. Потолок и балки несколько выше опираются на стены, как обычно в египетской архитектуре, без карнизов. Изображенный пилон поэтому не играет никакой тектонической роли. Он является пережитком пилона; ранее иногда прикрывавшего базиликальный разрез гипостильного зала. Для Позднего Египта этот прием стал обычным.

Гипостильный зал . Гипостильный зал гораздо скромнее предшествующего ему переднего зала. Он имеет всего двенадцать колонн, более низких, чем колонны переднего зала, и размещенных в три ряда. Как входной зал так и гипостильный освещались верхним светом через отверстия в крыше.

Святилище . Расположение помещений святилища сильно отличается от схемы, существовавшей во времена Нового царства. Ранее зал священной ладьи имел колонны и две двери, расположенные в противоположных стенах по главной оси здания. В Эдфу этот зал превратился в небольшое замкнутое помещение, имеющее лишь один вход спереди. Изображение божества помещалось теперь не в священной ладье, а в небольшом каменном наосе, расположенном у задней стены зала и замыкавшем перспективу храма. Характерно для Позднего времени, что крыша такого наоса увенчивалась пирамидкой.

Помещение наоса окружено коридором, за который, в узаконенном для Позднего времени порядке, располагался ряд покоев дружественных богов. По оси храма позади наоса размещался зал статуй, получивший значение собственно святилища. Сложный и дробный план задней части храма раннего времени выкристаллизовался в Эдфу в простую и очень четкую схему, гораздо более ясную, чем в эпоху Нового царства.

Подражание древним образцам. На внутренней стороне ограды храма в Эдфу, построенной в птолемеевское время, сохранилась надпись, в которой говорится, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, «следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую, сочинил жрец Имхотеп Великий, сын бога Пта». ПоД книгой, вероятно, следует понимать древнюю постройку Имхотепа, оказавшую влияние на последующую архитектуру, так как в поздних текстах (Архитектор Хнумибре, живший в V столетии до н. э., оставил в Вади — Xаммате надпись, содержащую перечень 22 его предков, последовательно занимавших должность главного царского архитектора. О Рахотепе, первом из 22 предков Хнумибре, надписи говорит, что «голос его доходит до заведующего строительными работами севера и юга, начальника столицы и визиря, верховного жреца-чтеца царя Верхнего и Нижнего Египта, до Имхотепа, сына Канофера, заведующего строительными работами севера и югa». Баллод. Очерки по истории древнеегипетского искусства) неоднократно упоминается о какой-то божественной книге Имхотепа, откровении для архитекторов, «снизошедшем севернее Мемфиса с небес».

Такая ссылка на стене храма Позднего времени очень характерна, так как показывает вполне сознательное стремление к подражанию древним освященным традициям и образцам, что сильно ослабляло влияние эллинистической Греции.

Храм Хатор в Дендера . Искусство Позднего времени характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-иному применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм богини Хатор в Дендера; в основу его был положен план храма Хеопса, еще существовавшего в греко-римское время, как явствует из строительной надписи в храме Хатор.

Таблица 63. Храм Хатор в Дендера (117 г. до н. э.- 98 г. н. э.). 1. План (а - входной, зал, б - гипостильный зал, в - святилище). — 2. Фасад входного зала. — 3. Поперечный разрез (по материалам наполеоновской экспедиции в Египет). - 4. Интерьер входного зала. - 5. Колонна гипостильного зала. — 6. Колонна портика.

Храм в Дендера остался незаконченным; пилон и следующий за ним открытый двор, обычные для архитектурного ансамбля Нового царства, здесь отсутствуют. Фасад храма сохраняет типичную для египетской архитектуры всех времен наклонную линию стен, выкружку карниза и под ней валик, окаймлявший фасады также и по вертикали, проходя по углам здания (табл. 63, фиг. 2 и табл. 64, фиг. 2). Плоскую крышу входного зала, открытого в сторону двора, поддерживали 24 колонны с круглыми гранитными базами и стволами из песчаника (табл. 63, фиг. 4 и табл. 64, фиг. 1). Капители колонн с четырех сторон украшены рельефными изображениями головы Хатор, богини с лицом женщины и ушами коровы, и увенчаны кубами, оформленными в виде систров, музыкальных инструментов, употреблявшихся в культе Хатор. Между этой «хаторической» капителью и архитравом находится очень тонкая, едва видимая снизу, абака.

Хаторическая колонна . Хаторические капители были уже применены в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Разница только в том, что капители Среднего царства и XVIII династии, будучи двухсторонними, производят впечатление незаконченных, что было правильно учтено строителями храма в Дендера, превратившими их в четырехсторонние.

Интерколумнии переднего ряда входного зала были, как и в храме в Эдфу, забраны до половины высоты каменными плитами с рельефными изображениями. Средний проход вел через малый колонный зал и два преддверия к темному культовому помещению, где, вероятно, хранилась священная ладья богини.

Плоская крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий; сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой (табл. 63, фиг. 3). Следует отметить также включение в состав этого храма подземных тайников.

Дом рождения бога . Характерным для этого храма, как и для ряда других храмов Позднего времени, являлось введение в ансамбль его «маммизи» («дома рождения бога», в данном случае Хатор) - небольшой часовни, стоявшей на высокой платформе с открытым двором перед ней.

Храм в Ком-Омбо . Особое место в архитектуре Позднего Египта занимает храм в Ком-Омбо, строившийся и украшавшийся рельефами в течение II и I вв. до н. э. Его особенностью является совмещение в одном храме двух культов, благодаря чему храм разделился на две параллельные части: южная (правая часть) посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) - богу Гору. Каждому культу соответствовали свое святилище и прямой проход через все помещение к нему. Поэтому на общей оси храма находится не дверь, как обычно, а столб, к которому примыкают две равноценные двери (табл. 65, фиг. 1).

Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу, передний открытый двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину (табл. 65, фиг. 1а, и фиг. 2). Середину двора занимал алтарь.

Высокий входной зал имел три ряда колонн с богато украшенными капителями (табл. 65, фиг. 16). Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями (табл. 65, фиг. 3). Вследствие параллельности двух культов входной зал имеет два входных портала, а на оси фасада стоит колонна.

Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом ряду (табл. 65, фиг. 1в и фиг. 4). Средние пролеты между колоннами и здесь шире крайних. Далее следуют три неглубоких зала и наконец, два стоящих рядом святилища, окруженных рядом небольших камер (табл. 65, фиг. 1г).

Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, еще более возрастает по сравнению с храмом в Эдфу.

Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; заметны следы эллинистического влияния.

Храм в Эснэ . Храм в Эснэ посвящен богу Хчум, изображавшемуся с бараньей головой, и был построен в птолемеевское время. На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филометора - II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размером 3 м X 15 м) с проемом в середине, где шесть колонн подпирают архитрав с обычным египетским карнизом. Входной зал (размером 38 м X 16,5 м) включает в себя 24 колонны с богато украшенными капителями. Колонны достигают высоты 11,3 м (табл. 66).

Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересным элементом в храме являются сложные капители, похожие по своему облику на капители храма в Ком-Омбо (табл. 67).

Таблица 68. Остров Филес (Птолемеевская эпоха, III - I вв. до н. э.) I. Общий вид острова.- 2. Пилон храма Изиды, слева - «маммизи».- 3. Киоск.- 4. Ордер «маммизи».- 5. План острова (а - предхрамовая площадь, б - «маммизи» - «дом рождения бога», в - храм Изиды, г - киоск Августа, д - храм Хатор, е - храм императора Августа, к - лестница и входные ворота города). - 6. Продольный разрез по 1-1 (справа храм Изиды, в центре «маммизи», слева первый пилон и напало галлереи предхрамовой площади).

Архитектурный комплекс на о. Филе . Греко-римские влияния. Появление новых принципов в творчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Отметим, во-первых, видоизменение, которое претерпела колонна, вернее, ее капитель. Оставаясь растительной, она представлена всеми тремя типами, созданными древностью: пальмообразной, папирусообразной и лотосообразной. Однако формы капители все более усложнялись (табл. 62, фиг. 1,2, 3,4 и табл. 67). Разные типы сливались между собою, комбинировались. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образовывали пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминающие гигантские венчик колокольчика, теперь расчленялись пучками бутонов и листьев. Богатство капители еще более подчеркивалось пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета были умело использованы и создавали гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.

Наиболее совершенной формы так наз. композитная капитель достигла в гипостильном зале храма Изиды на острове Филе (южная граница Египта), в храме, являющемся одним из наиболее ярких образцов архитектуры греко-римского времени. Строители храмов Филе сумели сочетать архитектурный ансамбль с окружающим пейзажем острова, заросшего пальмовыми рощами и омываемого водами Нила, образующего здесь свои первые пороги (табл. 68, фиг. 1 и 5). Необычайная красота храмов Филе и самого острова привлекала к себе внимание путешественников, начиная с греко-римского времени. В начале XIX в. на шей эры постройки Филе неоднократно зарисовывались художниками, сохранившими, таким образом, их облик и для нас. Постройка большой Ассуанской плотины, задерживающей воды Нила, привела к тому, что большую часть года остров находится теперь под водою, и лучшие его постройки обречены на неизбежную гибель.

Центральным сооружением острова, выстроенным в III в. до н. э., был небольшой храм Изиды, состоявший из обычных для египетского храма помещений (табл. 68, фиг. 2 и 6). Перед ним находится двор с большим пилоном спереди. Боковые стороны двора ограничены самостоятельными постройками, среди которых слева от входа находится «дом рождения» Изиды, изящное сооружение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен (табл. 68, фиг. 4 и табл. 69, фиг. 1, 2 и 3). Перед большим! пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, следующих за изгибом берега реки. Некоторые части комплекса симметричны и правильны по форме, общая компановка их живописна. Остров Филе играл в поздний период египетской истории ту же роль, которую играл в свое время Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Кроме основного комплекса храма Изиды, представляют интерес неоконченная часовня, построенная императорам Августом (табл. 68, фиг. 3 и табл. 69, фиг. 6), и ряд малых храмов.

Изобразительные искусства Позднего периода

Искусство Позднего времени характерно своей архаизирующей манерой. Здесь повторяются формы, приближающиеся к искусству Тель-эль-Амарны с его изяществом и манерностью, или экспрессивные, слегка обобщенные фигуры, напоминающие скульптуру Среднего царства. Среди сохранившихся скульптур ряд изображений достигает высокого мастерства. К таким принадлежат: угрюмая старческая голова Ментуемхата (табл. 70, фиг. 1) и властная голова жреца (табл. 70, фиг. 2), выделяющиеся яркостью своего образа.

Большим распространением пользовался также тип так наз. «кубической» статуи, очень характерный для всего египетского искусства своей обобщенностью и геометричностью. Некоторые из этих изображений достигали большой силы и выразительности (табл. 70, фиг. 3).

Позднеегипетский декоративный рельеф на стенах и опорах значительно отличается по своему характеру от более раннего рельефа. Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой. Отражая эллинистические греко-римские влияния, он (разорвал свою тысячелетнюю связь с графикой. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Все эти изображения, сравнительно очень мелкие, расписанные яркими красками, покрывали стены и стволы колонн Переплетаясь со строками и столбцами иероглифов, утерявших уже свое старое основное значение письма к превратившихся в декоративный элемент.

Таблица 71. Скульптура Позднего времени. 1. Голова знатного чиновника, из храма Мут в Карнаке (XXV династия, 0,46 м; каирский музей).- 2. Голова жреца из зеленого шифера (Саисский период, VII - VI вв. до н. э.; высота 0,22 м; эфиопский период, VII в. до н. э.; гранит, высота (Берлин, Египетский музей). - 3. Сидящая фигура (XXVI династия, около 570 г. до н. э., Париж, Лувр).- 4. Статуя жреца
(черный базальт; высота 0,68 м; Париж).-5. Бронзовая статуя бога Гора (XXX династия, около 350 г. до н. э., Париж, Лувр).

Высокой художественностью и изумительной техникой восковой живописи отличаются фаюмские портреты, принадлежащие к эпохе римского владычества (I-III вв. н. э.). До нашего времени они дошли в большом количестве уложенными в саркофаги поверх бальзамированного тела. Однако в них сильно сказывается эллинистическое влияние, и их нельзя считать характерными для искусства Египта.

Архитектура Позднего Египта не создала грандиозных памятников, но, использовав все старые приемы и канонические древние правила, привела их к ясной и более логичной, чем ранее, схеме. Храмы птолемеевской эпохи были показателем нового яркого расцвета архитектуры.

Введение христианства и начавшееся гонение на языческие культы привели к варварскому уничтожению многих памятников и положили конец всякому дальнейшему развитию как египетского искусства вообще, так и основного ведущего вида его - архитектуры.

Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. - Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1944-1949.