Иконография вознесения господня в искусстве византии и древней руси. Иконы вознесения господня Икона вознесения




В христианстве существует множество чудотворных икон, которые обладают исцеляющими свойствами или сильной энергетикой. Например, иконы, написанные в честь великих праздников — таких как Вознесение Господне.

Стоит отметить, что этот образ Вознесения церковь обычно советует держать в каждом православном доме, как и некоторые другие иконы . Ведь образа — не просто обязательный христианский атрибут в любом доме. Они создают впечатление постоянного присутствия Бога в доме, изгоняя нечистую силу, зло и беды, которые боятся одного напоминания о Всевышнем.

Икона «Вознесение Господне»

Эта икона отражает события праздника Вознесения, который приурочен к 40-ому дню после Пасхи, после чудесного воскрешения Иисуса Христа. Историки и священнослужители спорят о том, почему на иконе изображена Дева Мария, но это по сути не имеет значения, ведь художник видел это так, как хотелось ему. Более того, образ Божией матери не меняет сути и лишь добавляет иконе важности, трагичности.

Праздник Вознесения олицетворяет последний путь Иисуса Христа, его торжественное воссоединение с Отцом и Святым Духом. Единство Троицы означает завершение миссии Христа на Земле. Перед своим уходом он оставил своим ученикам весть, что будет второе пришествие. Точный срок Страшного суда никто не знает, ибо он известен лишь Отцу Небесному.

На иконе «Вознесение Господне» по традиции изображается Мария, апостолы и ученики Иисуса, которым он давал наставления и учил последние 40 дней своей земной жизни. Также на иконе часто присутствовала Елеонская гора и ангелы, несущие Иисуса на небо.


Молитвы перед иконой Вознесения

Молитвы к этой иконе должны быть наполнены любовью и душевным теплом. Они помогают правильно расставить приоритеты между духовными и земными делами. Перед этой иконой можно читать любые молитвы, начиная с Отче наш и заканчивая Богородице, Дево, радуйся . А вот главная молитва перед Вознесением:

Тебе Господу и Богу Нашему служить будем и поработаем; когда же отрешившись от уз плоти и пройдя беспрепятственно воздушные преграды, достигнем небесных обителей Твоих, там, став одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославлять будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом.

Этими словами мы просим Бога, чтобы он позволил нам найти в себе силы идти за ним в земной жизни. Есть две более короткие молитвы, о которых знает меньше людей, но которые не становятся от этого менее сильными:

Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворимый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Эти две молитвы больше подходят под сам праздник Вознесения, хотя многие читают эти строки каждый день. Они, как и сама икона Вознесения, наполнены подлинной любовью Иисуса Христа ко всем людям, живущим и жившим на Земле. Они дарят нам свет и умиротворение, а также спокойствие. Иисус Христос пережил великие муки за каждого из нас, но обрел то блаженство, которого был изначально достоин. Это и есть главный смысл христианства — видеть во всем только хорошее, находить в испытаниях спасение, а в радости узнавать смысл жизни.

Священнослужители всегда дают очень важное наставление всем верующим по поводу того, как следует молиться перед любой иконой. Главное — это настрой. Не нужно заучивать молитву и читать ее, словно робот, ведь это общение с Богом. Не надо себя заставлять это делать. Почувствуйте этот зов вашего сердца изнутри. Пусть он даст вам понять, что настал тот самый момент, когда нужно помолиться, чтобы обратиться к Богу. Пусть эти молитвы и икона "Вознесение Господне" ведут вас к духовному просветлению, смирению и радости жизни.

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа - Елеонской горе близ Иерусалима - был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года. Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время в Иордане - в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33). В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы - венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы - четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа - это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки - награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и .

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения - это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение - это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Бог Сын - воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории - домостроительство Бога Духа Святого.

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI – нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

История иконы

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Описание иконы Вознесения Господня

На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.

В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.

Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - один из великих двунадесятых православных праздников. Это событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо. Именно этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне».

Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.


1. (Лк. 24:50-53) «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Деян. 1:9). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

2. Эти тексты обходят молчанием присутствие Божией Матери. Но на иконе "Вознесение Господне" Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла (он не имел еще никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе "Вознесение Господне", еще не были написаны и т. д.


3. Но икона "Вознесение Господне" - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.

4. Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богоматери в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например, "…пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля…" (стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямого обращения к Ней: «Се Сын Твой, Богородице… востече к небесным» (тропарь 8-й песни канона). Причина Ее присутствия здесь вытекает очевидно из Ее роли в деле воплощения. Николай Кавасила: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии.


Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью, лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле». В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она «рождшая всех Творца и всех Содетеля» и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, «матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости» (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.

5. Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.

6. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове, и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека. В Пятидесятнице наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же в связи с Сошествием Святого Духа нигде Ее не упоминает, и традиционная икона праздника Ее не изображает. (120)


7. В иконе Сошествия Святого Духа апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, которого они благословляют. (129)

8. Если Вознесение Господне обусловило пришествие Святого Духа в мир, то пребывание третьей ипостаси в Церкви обуславливает и подготавливает в мире второе и славное пришествие Спасителя, когда 12 апостолов воссядут на престолах судить 12 колен Израилевых. В этом смысле Церковь ведет нас к эсхатологическому свершению, к явлению того, что показывает нам икона Вознесения: Спаситель «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). Спаситель вознесения есть спаситель второго пришествия.

9. Апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, котого они благословляют. (129)

10. В иконе Вознесения, праздника «завершенного спасения», Богоматерь находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. (133)26.* Церковь основана на двойном схождении в мир Сына Божия и Духа Святого. В цепи двунадесятых праздников Пятидесятница имеет особое значение, как начало домостроительства третьего Лица Святой Троицы. В Вознесении «кончились дела Христовы телесные …",- говорит святой Григорий Богослов.


"Что же относится ко Христу?" - спрашивает он и отвечает: «Дева, рождение, ясли…", то есть то, к чему Богоматерь имеет непосредственное отношение как Осуществительница воплощения с человеческой стороны, то, что имеет отношение к нашей природе, воспринятой Христом. С Пятидесятницы «начинаются дела Духа»,-продолжает святой Григорий Богослов, начинается земной путь Церкви в полноте ее благодатной жизни. (133-134)* Мы не приемлем римско-католического догмата о непорочном зачатии, пресекающем связь Пресвятой Богородицы со всем человеческим родом, делающим из Нее особое, сверхъестественное существо, отличное от других. Не приемлем мы и учения об обожении Богоматери в Благовещении. В этом смысле Евангелие категорично, и притом именно Евангелие, читаемое на Литургии первого дня Пятидесятницы: «Не у бе Дух Святый (то есть еще не был в мире), яко Иисус не у бе прославлен» (Ин. 7:39); то до прославления Сына Божия, до Его вознесения, не могло совершиться Сошествие Святого Духа и, следовательно, невозможно было обожение человека, то есть почивание Духа Святого во святых, в том числе в первой из них - Богоматери.

Великий церковный праздник. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Христос – наша защита и наше спасение. В молитвах перед иконой «Вознесение Господне» просят Господа о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Апостолы были потрясены смертью Учителя и не поверили рассказу жен-мироносец о том, что они разговаривали с Иисусом Христом после Его смерти. Но вскоре они сами смогли убедиться в том, что их Учитель был необычным человеком.

По пути из Иерусалима в небольшое селение Эммаус, Иисус в образе другого человека подошел к своим ученикам Луке и Клеопе, но они не узнали Господа. На Его вопрос:

«Отчего вы так печальны?»

ответили:

«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»

И рассказали Незнакомцу о распятии Иисуса Христа, с горечью добавив, что они

«надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк. 24, 21)

Еще рассказали Ему о том, что несколько женщин сообщили им, что Иисус жив, но подтверждения этому нет, Его никто, кроме них не видел.
В ответ Иисус сказал:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»(Лк. 24, 25–26)

И начал объяснять им все, что говорили о Нем пророки, начиная от Моисея.

С этими разговорами путники подошли к Эммаусу и Лука с Клеопой пригласили Собеседника в гости. За ужином Незнакомец взял хлеб, благословил его, преломил и подал им точно так, как это делал их Учитель.

«Это ОН!»

догадались ученики, и в то же мгновение Иисус стал для них невидимым.
Лука и Клеопа поспешили обратно в Иерусалим и рассказали остальным апостолам о встрече, но они им не поверили. До тех пор, пока вечером воскресного дня сами не увидели Господа.

«Мир вам!»

— с этими словами Он явился им в Сионской горнице, хотя ее двери были закрыты. Апостолы смутились и испугались, но Господь успокоил их, а потом даже поужинал с ними. Тогда, наконец, апостолы поверили, что с ними разговаривает не призрак.
Все, что написано в ветхозаветных пророчествах – исполнилось:

«так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 45–48).

Среди апостолов не было одного, Фомы. Ему рассказали о встрече с Господом, но он сказал

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Через восемь дней, Иисус снова явился перед своими учениками. И когда Фома убедился, что Его руки пробиты гвоздями, воскликнул:

«Ты - Господь мой и Бог мой!»

После Воскресения, Господь не один раз являлся Своим ученикам, учил их, разговаривал о Царстве Небесном и о той истине Своего учения, о которой они должны были поведать всему миру:

«…дана Мне всякая власть на небе и на земле. …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 18–20)

И вот наступил сороковой день видимого пребывания на земле Господа Иисуса Христа. В своей прощальной беседе Он сказал ученикам:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15)

и пообещал Свою поддержку:

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

После этого Иисус с учениками пошли на Елеонскую гору. Когда они поднялись на вершину горы, Господь поднял Свои руки и благословив их, стал подниматься, возноситься вверх до тех пор, пока светлое облако не скрыло Его от апостолов. Долго они еще стояли и с грустью смотрели наверх, в опустевшее небо.
Но Господь утешил учеников, тотчас послав им двух Ангелов, которые поведали им о том, что Иисус придет к ним еще:

«Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).

После этой радостной вести от Ангелов, апостолы возвратились в Иерусалим. В молитве они начали ждать сошествия на них Святого Духа, который дал бы им силы для проповедования Учения Христа во всем мире.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТА

Воскресение Христа и его Вознесение смогли убедить апостолов в том, что Его учение — истинное и что Он действительно есть Бог воплощенный. Никто так, кроме Бога, не смог бы вознестись в собственном (земном) теле.
Все православные христиане должны помнить о том, что мы, хотя и живем на земле, но принадлежим не ей, а небу. И думать мы должны в первую очередь о духовности, а не о материальных ценностях, которые после нашей кончины останутся здесь, на земле.

«В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

ВИДЕОФИЛЬМ