Музей стекла завода «Красный Май» в Вышнем Волочке. Стекольный завод «Красный Май Показать изделия с завода красный май




Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп

2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии

3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках

8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!

11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"

12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки

Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.

13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали.

Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!

14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным (тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России), но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи

17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов

18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым

19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру

20. И современная карта.
После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России

21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)

22. Смотрите, какой красавец!
Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне

23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)

В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих

24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х

Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово
Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами - пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают - «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины.

Впрочем, есть и круглая дата - ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров» , - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен - это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло - далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове.

* * *
В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца - титулярного советника Самарина - на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на этом месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района - Борисовский (ныне - ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.

К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.

«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов - сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.

Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России - двуглавых орлов - осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.

Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный - из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности - от 8 до 9 квадратных метров.

Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла - молочного и рубинового - не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.).

Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.

Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м - хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…

* * *
«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориал дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии - сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.).

«Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад - обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи - это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Единственное, за что можно зацепиться взглядом, это небольшая церковь священномученика Фаддея , достроенная буквально несколько лет назад.

История развала завода «Красный май» в некотором смысле каноническая. Предприятие достойно пережило 90-е во главе с «красным директором» Л. Шапиро. В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Главным учредителем ООО «Стекольный завод «Красный май» до сих пор числится Михаил Пружинин, а соучредителем – Андрей Устиновский. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ «Ростовские». Следствие считает их главарями этой преступной группировки, костяк которой, несмотря на название, составляли жители Петербурга. Остальные «ростовские» получили в 2011 году реальные сроки по обвинениям в вымогательстве, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.

Константин Литвин

главный художник
завода «Красный май»
с 1986 по 2002 гг.

В 90-е годы, когда директором был Леонид Дмитриевич Шапиро, завод выживал. Мы шли даже достаточно прилично по сравнению с другими. Потом Шапиро ушел на пенсию, была какая-то чехарда с руководством, но мы еще работали, наконец, в 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили. Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал. Что-то подобное переживали тогда все большие стекольные заводы. И Гусь-Хрустальный, и Дятьково, они перебирались из одного банкротства в другое, третье, но оставались на плаву. Так, худо-бедно, но шевелились. А вот наш в общем пошел ко дну.

А вообще наш завод был третьим по величине стекольным заводом в стране. Гусь-Хрустальный, Дятьково и «Красный Май». Лучший период его деятельности – это было более трех тысяч работающих и очень широкий ассортимент посуды и осветительной арматуры. В общем, один из лучших заводов был. И первый завод по цветному стеклу, наверное, вообще лучший в стране. У нас варили такие стекла, как сульфидное,рубиновое и так далее. Неслучайно заказ на кремлевские звезды именно мы получили. Это была гордость страны.

Эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия

Теперь там ничего не осталось кроме музея. Сначала они распродали все, что было железного, на металлолом, а закончили тем, что разбирали все перегородки кирпичные, которые в цехах были, продавали кирпич и сдавали цеха. Хотя перед окончательным закрытием мы их уговорили, они включили печь, и эта печь каждый месяц давала прибыль в миллион рублей. По тем временам это были очень приличные деньги.Я им говорил, как главный художник: «Включите печь, мы сделаем ассортимент и заработаем энное количество денег, построим еще две печи, потом купим новую линию и так далее. Нельзя сказать, что никто не покупал продукцию. У нас же были еще такие вещи, как листовое стекло цветное. Мы были монополисты. Никто в стране больше не делал вот это цветное узорчатое стекло, стекло с рисунком, оно еще и армированное. Индийское, которое экспортировали, было на несколько порядков дороже. Строительные и мебельные компании с радостью покупали это стекло. Но эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Музей, конечно, жалко. Он тоже принадлежит этим товарищам. Там здание, которое не отапливается вообще. И там одна девочка, которая приезжает, только если экскурсию заказывают. А экспонаты там представляют большую культурную и материальную ценность. Заводу больше 150 лет, много дореволюционной продукции, когда это еще был завод купца Болотина, поставщика его императорского величества, между прочим.

Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Мы-то с женой нормально пережили, мы художники, у нас мастерская, занимаемся холодной обработкой. Набрали заказов, делаем выставки, ведем достаточно активную творческую жизнь. А вот для многих рабочих остановка завода оказалась равносильна смерти.

Поскольку предприятие был градообразующим, на нем в поселке работали почти все. Кто-то после закрытия поехал охранником работать, кто-то в Москву, кто-то уехал на другие заводы, кто-то спился, кто-то умер, кто-то вообще покончил с собой. Жутко. Просто об этом без слез невозможно говорить. Понимаете, многие мастера обладали узкой специальностью при очень высокой квалификации, к работе своей относились с гордостью и уважением, – и вдруг оказались у разбитого корыта. Другие заводы тогда тоже на ладан дышали, работы по специальности нет, и когда такой мастер идет охранником устраиваться, это, конечно, трагедия.

Когда завод закрыли, взрослые мужики и деды, которые там работали, они просто плакали все. Они остановили печи со стеклом, полные печи. Обычно печь когда останавливают, ее всю вычерпывают, ее вырабатывают полностью для того, чтобы потом зажечь. А здесь печи были просто выключены, и все. Мужики ревели. Это же означало, что все, конец, песня спета, продолжения не будет. Я говорил, просто прокатилась серия самоубийств. Завод – это же не оборудование, это люди. Они тут поколениями работали. Я знал выдувальщика в седьмом поколении! Представляете, его прапрадеды с середины 19 века тут работали. Для таких, как он, просто стимул жить пропал.












По общему мнению, «Ростовские» действовали в тесной связке с городской администрацией. Пружинин («Пружина») и Устиновский официально являлись помощниками мэра, в здании администрации у них были кабинеты. Мэр Хасаинов пробыл у власти почти 15 лет, получив за это время контроль над многими предприятиями города. В 2009 году в Вышнем Волочке было организовано оппозиционное мэру и его команде движение «Новый город». Власть удалось поменять, но ненадолго. Перед уходом Хасаинов провел через местное собрание закон, ограничивающий срок полномочий главы города до двух лет. В 2011 году мэром стал Алексей Пантюшкин, друг Хасаинова. Срок полномочий был вновь продлен до четырех лет, но трагическое происшествие не позволило исполнить их до конца. Ранним утром 19 июля этого года Алексей Пантюшкин умер от разрыва сердца в номере-люкс пятизвездочного отеля в Турции. О его смерти сообщила девушка, оказавшаяся с ним в это раннее время в одном номере. Впрочем, упоминания о ней в российскую прессу почти не просочились. Вместе с мэром в пятизвездочном отеле отдыхали еще 12 городских чиновников разного уровня и пола – все без семей. На какие деньги была организована поездка, так и осталось неизвестным. Пантюшкина похоронили на городской Аллее Славы. Вышний Волочек ждет новых выборов.

Евгений Ступкин

краевед, бывший депутат вышневолоцкой гордумы,
один из основателей движения
«Новый город»

У нас же практически процентов 70 предприятий города закрыто или уничтожено с помощью Хасаинова. Он действовал в русле той же политики, что была в Твери и в Москве, просто отличался размерами. Дорогу строили сейчас окружную для федеральной трассы - так выяснилось, что чуть ли не половина земли, по которой она прошла, принадлежит Хасаинову. Но он же ничего не изобрел. Бывший губернатор Зеленин скупил все лучшие земли Тверской области по дешевке.

Вышний Волочек был индустриальным центром – вторым по значимости городом Тверской области. Все эти заводы знаменитые наши пошли под нож. Не только «Красный май». Например, завод дубильных экстрактов – таких во всей России меньше десятка – уникальную, незаменимую продукцию выпускал. Сегодня даже руин от него не осталось – и покупаем ту же продукцию, правда, худшего качества и много дороже, за рубежом. Знаменитый Зеленогорский завод ферментных препаратов - уникальный завод, уникальные разработки. Обанкротили.

Построили прекрасный кирпичный завод – построили на госденьги, тут же его обанкротили, и та же самая фирма, которая его строила, купила его уже в 10 раз дешевле, понимаете? То есть схема перехода бюджетных денег в частный карман отработана чётко.

У нас же ничего не осталось сейчас. Ну, единственно, что - лес… - лесокомбинат живой, леспромхоз живой. Там директорами нормальные мужики. Большинство лесных предприятий в стране сегодня только и знают, что вырубить и сразу же продать кругляком. Наши леспромхоз и лесокомбинат кругляк не продают совсем – все сырьё идёт в переработку. А большинство просто везут кругляк.

До сих пор половина Вышнего Волочка, практически вся инфраструктура города, все системы жизнеобеспечения города находятся в частных руках, то есть контролируются Хасаиновым и его подельниками. Вода, газ, свет, тепло, все. Даже если нет никаких денег, все равно же люди будут за это платить. И тарифы на эти услуги у нас растут стремительно. Это даже не оголтелый капитализм, это что-то другое. Например, раньше можно было различить – вот это бандит, вот это чиновник. Сегодня эти два понятия настолько слились, что стали единым целым. Единая система, жесткая снизу до верху, вертикальная, мощная, прочная, хорошая. Как ее разрушить, я, например, ума не приложу.

Хасаинова уже шесть лет, как нет у власти, но если человеку принадлежит половина города, каким образом городской власти с ним можно не контактировать? Естественно, с ним считаются. Вышний Волочек - это не что-то уникальное, так работает система по всей России.

До чего доходило – строили завод на госденьги, тут же его банкротили, и та же самая фирма, которая его строила, покупала его уже в 10 раз дешевле, понимаете?

Хасаинов почти 15 лет правил. Одним из тех, кто его сбрасывал, был я. Мы сначала на 70% свою Думу собрали, где не было его холуев, а потом уже и его скинули. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Руководил борьбой с Хасаиновым Бабушкин, он уже потом выразился как-то, что операция по свержению Хасаинова - лучший его бизнес-проект. В общем, так и вышло. Мэром стал родственник Бабушкина, с командой Хасаинова они быстро договорились и разделили сферы влияния. В общем, всех нас кинули – всю команду, которая смогла убрать Хасаинова из мэров, да по большому счёту, и весь город – всех его жителей, 80 % которых проголосовали за смену власти. Я из «политики» ушёл - снова занимаюсь своим любимым краеведением, дописываю книгу «Вышневолоцкая пушкиниана» - почти два десятка друзей и знакомых Пушкина жили в наших краях, представляете?!

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титу-лярным советником Самариным.

ИСТОРИЯ СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА «КРАСНЫЙ МАЙ»

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титу-лярным советником Самариным. Выпускалась такая продукция, как купорос, купорос-ное масло, лампадное масло, нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на кото-рой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Боло-тинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. Уже в 1882 и 1886 годах новая продукция завода, «совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» (как оценил ее известный в свое время профес-сор - «стекловед» А.К. Крупский), была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде за богатую цветовую гамму и за тщательность обработки. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод «КРАСНЫЙ МАЙ». С этого времени завод стал расши-ряться, начали строить новые стекловаренные печи.

В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 40-е го-ды очень важный период в истории завода, когда с честью был выполнен первый правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. В 1946 году задание было выполнено успешно. В этом же году заводу вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение. За годы вой-ны заводской коллектив 23 раза занимал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий легкой промышленности с вручением перехо-дящего Красного Знамени. Семь раз заводу присуждали II место.

В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от темпера-туры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, «КРАСНЫЙ МАЙ» являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента.

Мастера «Красного Мая» хранят и продолжают вековую традицию работы с цветным стеклом, свободно владея всем кругом приемов обработки материала. Изготовление цветного стекла привлекло к себе внимание многих известных художников-специалистов по стеклу, выполняющих на «Красном Мае» свои произведения, заду-манные в цвете.

На заводе трудились петербургские художники: заслуженный художник РСФСР Б.А. Смирнов и Д.Н. Дэемяшкевич, москвичи Л.А. Фомина, Т.П. Сажин, Л.И. Савельева, В.А. Филатов, заслуженные художники РСФСР Г.А. Антонова, А.Я. Степанова, С.Г. Рязанова, эстонка Э.О. Йыги и художники из других республик.

На предприятии изготавливались вазы, сувениры, посуда, декоративные произведения, светильники, архитектурно-строительное стекло. Основу заводского ассортимента составляют новые образцы, созданные в художественной лаборатории завода, где трудились художники, имена которых известны в художественном стеклоизделии: заслужен-ные художники РСФСР А.М. Силко, С.М. Бескинская, В.Я. Шевченко, Л.А. Кучинская, художники С.А. Коноплев, В.Г.Хролов, А.И. Новиков, К.Н. Литвин, Е.Ю. Есикова.

Новые изделия художников и массовая продукция завода демонстрировалась на всесоюзных, международных выставках и ярмарках.

Таким образом, история предприятия насчитывает более 140 лет.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ», один из старейших заводов отрасли образован в 1859 году. Завод является градообразующим предприятием для поселка с на-селением 7000 жителей, большинство из которых работали на заводе. Предприятие известно изготовлением рубиновых звезд для московского Кремля. Завод выпускал широкий ассортимент продукции. Имеет территорию площадью 24 га, железнодорожную ветку, газопровод, другие необходимые коммуникации и элементы инфраструктуры.

Последние десять лет завод прошел через сложные процессы и в 2001 году пережил финансовый кризис. В 2002 году проведена реструктуризация старого предприятия и подготовлены активы для осуществления инвестиционных проектов. Организовано новое юридическое лицо ООО «Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ», которое обладает необходимыми производственными сооружениями и земельными участками на праве собственности.

В настоящий момент для реализации рассматриваются следующие проекты:

1. Организация производства стеклянной тары. Рассмотрено несколько вариантов:

o Организация производства стеклянной тары мощностью 250 миллионов условной тары в год со строительством нового составного цеха. Объем инвестиций – 25 миллионов Евро.

o Организация производства стеклянной и эксклюзивной тары и электро-технического стекла прессовыдувным способом на базе 3-х 6-ти секци-онных стеклоформующих машин фирмы Bottero (Италия). Объем инве-стиций – 11 миллионов Евро.

o Еще ряд вариантов различающихся по мощности, капиталовложениям и размещению оборудования.

2. Увеличение производство стеклянной тары до 500 миллионов штук условной тары в год со строительством нового тарного цеха. Объем инвестиций – 20 мил-лионов Евро.

3. Производство архитектурно-строительного стекла (узорчатого, цветного, армированного) мощностью до 200 тысяч квадратных метров в месяц. Объем инве-стиций – 12.5 миллионов Евро.

4. Производство электротехнического стекла (плафоны, стветильники). Объем инвестиций – 1 миллион Евро.

5. Производство сортовой посуды, сувенирной и художественной продукции из простого и цветного стекла, хрусталя.

Выбор проектов в основном обусловлен исторической ориентацией завода на выпуск этого ассортимента продукции. Обоснованность работы с тарным направлением подтверждена отдельными маркетинговыми исследованиями.

Успех реализации проектов обусловлен выгодным экономико-географическим положением стекольного завода «КРАСНЫЙ МАЙ» между двумя главными рынками страны - Москвой и Санкт-Петербургом (завод расположен практически на федеральной трассе), наличием производственных площадей, основных средств, инфраструкту-ры и коммуникаций, а также необходимого производственного персонала.

Проекты полностью обеспечены сырьем для производства, причем основные виды сырья - кварцевый песок и доломит - в большом количестве имеются на месторождениях в Центральной России, а песок завод получает непосредственно из Тверской области. Разведанных запасов природного сырья для стеклотарного производства хватит еще на 100-200 лет работы отрасли. Сотрудники стекольного завода «КРАСНЫЙ МАЙ» уже имеют необходимые связи и опыт работы с поставщиками сырья для стекольного производства.

К июню 2002 года проведена техническая работа по выбору поставщиков обо-рудования, потенциальных проектировщиков и подрядчиков по всем видам работ.

Глубина проработки проектов находится на разном уровне. Так по первым трем проектам полностью готовы бизнес-планы, по остальным проведены укрупненные экономические расчеты. По тарным проектам и проекту производства архитектурно-строительного стекла получены предпроектные предложения и технико-экономические обоснования от отраслевого проектного института ГИПРОСТЕКЛО (Санкт-Петербург), НПЦ «Стеклогаз». Также проведены переговоры и выбраны потенциальные поставщики и подрядчики.

По всем проектам проведены переговоры с потенциальными потребителями продукции, по тарным проектам уже заключены договора на поставку продукции в 2003-2004 годах.

Основным вопросом для запуска данных проектов остается вопрос финансирования. Он может решаться с учетом возможности осуществления проектов как в рамках одного юридического лица, так и выделения отдельных проектов в отдельные юридические лица.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Первое ограничение связано с мощностью и состоянием существующего составного (сырьевого) цеха. При незначительной модернизации существующий цех может выдавать до 250-300 тонн шихты (сырья) в сутки. При комплексном рассмотрении вышеуказанных проектов необходимо учесть возможность снабжения всех производств сырьем одновременно.

Используя существующий составной цех можно говорить о работе производств с суммарным потреблением шихты 250-300 тонн.

Для крупного тарного производства необходимо строительство нового составного цеха, что учтено в соответствующем инвестиционном проекте. Новый составной цех сможет обеспечить объемы производства 300-600 тонн шихты в сутки, с возможно-стью увеличения его мощности при незначительных капиталовложениях до 800-1000 тонн в сутки. Это создает возможность при благоприятной конъюнктуре рынка увеличить объемы производства, к примеру, тары, в 3-4 раза, путем строительства нового производственного цеха на существующей территории завода. Данный вариант разви-тия рассмотрен и привязан к территории институтом ГИПРОСТЕКЛО.

Второе ограничение касается одновременного осуществления проектов, так как наиболее удачное решение по некоторым из них вписывается в одно и тоже производ-ственное здание.

По всем другим вопросам завод обладает достаточной инфраструктурой.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ.

ТАРНЫЕ ПРОЕКТЫ.

На сегодня в России сложилась благоприятная ситуация для инвестиций в производство пищевой стеклянной тары. Дефицит стеклотары возник по причине отстава-ния темпов развития отечественного стеклотарного производства от темпов роста спро-са со стороны российских предприятий пищевой промышленности, как в количественном, так и в качественном плане.

Отличия в предлагаемых проектах сводятся к разнице в объемах производства и возможности осуществления второго проекта со значительно меньшими инвестициями и без капитальных вложений в строительство новых производственных зданий и сооружений, нового составного цеха.

На первом этапе, по рекомендациям независимых экспертов и специалистов завода, наиболее предпочтителен к осуществлению проект по организации производства мощностью 250 миллионов условной тары в год. Этот вариант позволит создать максимально возможное при существующих ресурсах тарное производство с возможно-стью выпуска широкого ассортимента продукции в кратчайшие сроки (12-14 месяцев с момента начала финансирования).

Данный проект можно реализовать в здании цеха №5.

Полные бизнес-планы указанных проектов доступны для ознакомления и рас-смотрения.

ПРОИЗВОДСТВО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО СТЕКЛА.

В настоящий момент производство цветного узорчатого стекла и армированного стекла в России практически отсутствует. Данные виды продукции поступают на рынок страны из Белоруссии и Европейских стран. На ценообразование кроме разницы в стоимости энергоносителей, сырья и труда влияет и стоимость доставки.

Целью осуществления данного проекта является создание производства для вы-пуска продукции по характеристике «цена-качество» превышающего все существую-щие на рынке предложения.

Стекольный завод КРАСНЫЙ МАЙ производил данный вид продукции в течение 30 лет. Последние продажи перед остановкой этого производства из-за морального и физического износа были проведены весной 2002 года.

В рамках проекта завод сможет производить стекло всех необходимых размеров шириной до 1800 мм и толщиной от 2 до 15 мм.

Данный проект можно реализовать в здании цеха №5 или в здании цеха №4.

Для производства необходимо построить новую стекловаренную печь с возможностью варки цветного стекла и установить линию на базе прокатной машины. Для поставки прокатной машины выбрана немецкая фирма RUREX. Генеральным подрядчиком и проектантом является немецкая фирма HORN.

ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРО-ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА.

Стекольный завод КРАСНЫЙ МАЙ производил до 80% электротехнического стекла в СССР. Последние годы ассортимент состоял из молочно-накладного стекла промышленного и бытового назначения.

В рамках нового проекта проведены переговоры с турецкой фирмой Адачи по сотрудничеству в производстве и реализации плафонов по турецкой технологии производительностью 500 000 – 1000 000 штук в месяц с сохранением производства обычно-го ассортимента завода.

Таким образом, проект обеспечен реализацией продукции и носит импортоза-мещающий характер.

Данное производство планируется полностью организовать в существующем здании учебно-производственного корпуса (цех №6). Производство будет состоять из двух стекловаренных печей 10 и 2 тонны, участков матирования и декорирования стекла.

СОРТОВАЯ ПОСУДА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО И СУВЕНИРЫ.

Данное направление производства является основным историческим для завода. Музей стекла завода наглядно показывает возможности и достижения этого производ-ства. Многие работы художников включены в каталоги и хранятся в государственных музеях страны.

На первом этапе в рамках этого проекта планируется наладить производство по-суды (стаканов, изделий на ножке, салатниц, конфетниц, ваз) механизированным спо-собом на основе пресса, прессовыдувного способа, метода центробежного формования.

Рыночная стратегия сводится к производству доступной и дешевой, и в тоже время, практичной и качественной продукции для наименее состоятельных и средних слоев потребителей. Решение задачи продаж будет решаться за счет широкой дистрибуции и замещения импорта, в частности, турецких товаров.

В настоящий момент этот проект находится в стадии развития и подбора оборудования для производства, подготовки бизнес-плана.

Русская Цивилизация

Иногда, немного отчаявшись или разочаровавшись, бывает очень приятно неожиданно наткнуться на прекрасное и красивое. Такое, что в один момент перекроет серые предыдущие эмоции и впечатления. Так было со мной в , когда после промокших по колено ног от нечищенных заснеженных дорожек зашли мы в потрясающий музей стекла завода «Красный Май». Посмотрим, что за краски смогли отогреть и обаять?

В 1859 году в селе Ключино московским предпринимателем Самариным был основан химический завод, где выпускалась такая продукция, как купорос и купоросное масло, лампадное масло и нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Самарину, к сожалению, средств на развитие производства совсем не хватало и в 1873 году завод был продан вышневолоцкому богатому купцу. Им стал А.В.Болотин и на базе завода основал стекольное производство.

В тот же год новые хозяева построили первую печь и начали выработку стеклянной посуды и плафонов.

Настоящий расцвет производства начался с приходом на завод опытного стекловара Василия Векшина - обладателя тайны оставления шихты для варки цветных стекол.

На заводе начали выпускать цветное стекло с разнообразной цветовой палитрой.

В 1882 и 1886 году продукция завода была удостоена золотой и серебряной медалей на различных выставках. В 1920 году завод был национализирован, а с 1 мая 1923 года его переименовали в завод "Красный Май".

До 1940 годов были построены ванные печи непрерывного действия. Вырабатывалось ламповое стекло и оконное, столовая посуда.

В 30-х годах выполнялся заказ на производство светильников для освещения московского метрополитена.

В годы Великой Отечественной войны вырабатывалось стекло для нужд военно-морского флота, авиации и медицины, семафоры и светофорные линзы, аккумуляторные сосуды и прочее.

В 1944 году предприятие получило правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд.

Заказ был успешно выполнен в 1946 году, а заводу было вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение.

В 1950-1960 годах выпускались изделия из цветного стекла, раскрашенные золотом, люстрой, силикатными красками, а также широкий ассортимент хрустальных изделий.

С 1959 года завод "Красный Май" начал работать с сульфидно-цинковым стеклом, которое за неисчерпаемое богатство цвета назвали "русским чудом".

Художники на предприятии создавали уникальные декоративные композиции из этого стекла, которые очень успешно демонстрировались на выставках не только в нашей стране, но и за рубежом.

Брюссель, Нью-Йорк, Монреаль, Париж, Лондон по достоинству оценили красномайское стекло.

В 1974 году в связи с реконструкцией Красной площади завод снова выполнил почетный заказ по изготовлению рубиновых кремлевских звезд.

В 1980 году завод "Красный Май" был награжден почетным орденом Трудового Красного Знамени.

В 1983 году предприятие выполнило большой заказ по изготовлению светильников из прозрачного и молочного стекла для Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

В 1986 году по просьбе правительства Болгарии было изготовлено рубиновое стекло для мемориала дружбы на Шипке и для Дома правительства в Софии.

В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт и постепенно превратился в руины.

Но память о его истории и великих талантливых мастерах и художниках до сих пор жива в коллекции художественного стекла, которая была собрана и открыта для обозрения еще в 1968 году и теперь демонстрируется в новом музее стекла в Вышнем Волочке.

Посетите при возможности этот музей.

Ну, вдруг занесет вас в Волочёк и захочется красоты и ярких красок?

Адрес музея: г. Вышний Волочёк, улица М. Магомаева, дом 17. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18.

А в завершение еще некоторая полезная информация и благодарности за насыщенный туристический информационный тур. Наша поездка в Вышний Волочёк конечно бы не состоялась без давней и плодотворной дружбы сообщества