Нравственная идея в рассказе Л.Толстого «Лев и собачка». Конспект урока по литературному чтению "Л.Н




Лозовая Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 1568 имени Пабло Неруды города Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Разработка урока литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Дата публикации: 04.04.2016
Раздел: начальное образование

11.02.2015

Тема «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Цель:
ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
Задачи:

образовательные:
o продолжить работу над анализом художественного произведения, o отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных; 
развивающие:
развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре; 
воспитывающие:
воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
 регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану;  познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;  коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

(слайд)
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна.
(слайд)
Он родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете.
(слайд)
В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность.
(слайд)
Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
(слайд)
В школе ребят учили читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, рисованию и пению.
(слайд)
- Чтение текста из учебника (стр.50-51)
(слайд)
10 ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. - Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?
(слайд)

4. Знакомство с произведением «Лев и собачка»
1) Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке.
(слайд)
1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути. (Лев)
(слайд)
Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (Собака)
Физкультминутка. (слайд)

(слайд)
Сегодня познакомимся с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”. - Как понимаете слово «быль»? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, не выдуманная история.)
История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. 2) Показ диафильма «Лев и собачка» – Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её). – Какой момент был самым тревожным? 3) Словарная работа.
(слайд)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Поджала хвост – испугалась, утратила самоуверенность. Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом. Издохла – умерла Засов – большая дверная задвижка. Барин - богатый человек 4) Чтение рассказа цепочкой. 5) Работа по содержанию. -Прочитайте, как начинается рассказ? Что автор хотел нам показать? (Люди – безжалостны, они уничтожали бедных животных, смотрели на эту расправу) -Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.) -Почему лев сразу не съел собачку? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.) (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостом) -Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста. (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, встала на задние лапки)
-Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание) - А в чём выражалась дружба и забота льва по отношению к собачке? (делился мясом лев, спали вместе) 6) Сюжет рассказа.
(слайд)
Выборочное чтение - Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку хозяину? (ощетинился и зарычал) -Почему умерла собачка? -Как лев воспринял смерть друга? - Почему лев не принял другой собачки? -Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга) -Как автор относится к собачке? (Он её любит.) Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова - добрые, ласковые.) -Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу
.
6) Работа с пословицами
.(слайд)
- Какая пословица подходит к содержанию рассказа? Объясните. O Где дружбой дорожат, там враги дрожат. O Храброму смерть не страшна. O Один за всех и все за одного. O Сила сломит всё, а ум силу. 7) Работа в группах.
Сочинить четверостишье про животных по рассказу. Заключительное слово учителя.
(слайд)
Закончить урок я бы хотела словами из рассказа И.С.Тургенева «Воробей» “ Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. – Как вы понимаете эти слова? Преданность – это уважение, верность, искренняя любовь, покорность.
6. Итог урока.
Сегодня на уроке
(слайд)
Я узнал(а) … Я понял(а) … Я научился(лась) … Мне было …
7. Домашнее задание.
 Подготовить пересказ текста стр. 50-51  Подготовить пересказ близко к тексту рассказа «Лев и собачка» стр.52- 53

Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

Что вы уже знаете об этом писателе?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

Проверка домашнего задания

А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в) «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца

Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

В чем причина ошибок?

Пробное действие.

Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).

Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.

Обсудите в парах , что вы нарисовали (обсуждают);

Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.

(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.

Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.

Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.

Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

По теме: "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: "Лев и собачка".

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.


Оборудование: портрет, презентация о жизни и творчестве, подборка слайдов по теме урока, выставка книг, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа "Лев и собачка".

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, .

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков . Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством , много и серьезно читал.

очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны . Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка)

IV. Работа над содержанием произведения «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»»

г. Саратова

Конспект урока

по литературному чтению
в 3 классе

Л.Н. Толстой. Лев и собачка

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Марина Васильевна

г. Саратов

Конспект урока

по литературному чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Цель урока:

ХОД УРОКА

1.Повторение пройденного материала.

Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.

Вспомним, с произведениями, каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.

Что такое быль?

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».

Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?

История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.

Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)

4. Проверка первичного восприятия.

Какие чувства вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)

Какие эпизоды взволновали?

5. Постановка учебной задачи.

Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.

Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

Прочитайте первый абзац.

В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Прочитайте второй абзац.

Какое чувство вызвал у вас поступок человека?

Какие слова характеризуют его поведение?

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)

Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? (Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)

Прочитайте описание встречи льва и собачки .

Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)

Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.

- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)

- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)

- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)

- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)

- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)

- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)

Какие чувства возникли между животными?

Прочитайте следующие два абзаца.

Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней».)

Прочитайте следующий абзац.

Какой новый персонаж появляется в рассказе?

Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)

Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)

Чем похожи барин и хозяин?

Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)

Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)

Прочитайте следующие предложение.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)

Прочитайте рассказ до конца .

Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.

Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)

Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)

7. Обобщение.

Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? (1. Люди не в праве распоряжаться судьбами животных 2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека. -Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.

8. Итоги урока.

Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)

9. Домашнее задание. -Подготовить выразительное чтение рассказа. -Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец этой грустной истории.

Список использованной литературы

1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – СПб.:Папирус, 2003.

Класс: 3

  • Цели:
  • обеспечить условия для:
  • открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы и музыки;
  • освоение детьми приемов художественного анализа рассказа (выявление ключевых слов для понимания сути произведения).

Чуткому сердцу откроются тайны

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого, на партах конверты с кружочками черного, темно-синего, розового, желтого, красного цветов, магнитофонная запись пьесы Э.Грига “Смерть Озе”.

Ход урока

I. Организация художественного восприятия произведения

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.

Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают журавли.

Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям.

Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо.

Звучит музыка Э.Грига “Смерть Озе”.

(Ответы детей.)

Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.

– Покажите, какого цвета печаль? (Черная.)

– Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.

– Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя?

Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

– Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны”. Прочитайте его про себя.

– Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

II. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка”.

Учитель читает рассказ.

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Какие слова помогли это определить?

– Давайте перечитаем рассказ и выделим карандашом важные слова.

III. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

– Подчеркните слова, которые характеризуют этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

Подчеркните слова, которые раскрывают поведение собачки.

– Что она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово “тревога”.

2) Чтение второй части

– Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

– Как ведет себя лев? Прочитайте.

– Какое это чувство? (Забота.)

На доске – слово “забота”.

3) Чтение третьей части

– Какие чувства испытывает собачка? (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово “доверие”.

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово “тоска”.

– Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

– Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце – ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

IV. Организация художественного исполнения

Прочитайте этот рассказ друг другу с чувством, выделяя голосом ключевые слова, чтобы еще раз подумать о прочитанном произведении.

– Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление, прочитайте его.

– Что потеряет текст, если убрать из него описание дружбы между львом и собачкой?

Вывод : в произведении все важно.

V. Организация художественного творчества

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы – печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)

Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

VI. Итог урока

Какого цвета радость? Покажите.

– Как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

– Кому удалось понять что-то новое о себе?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа.