Фамусов о своем уме. А




Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.

Павел Афанасьевич Фамусов - человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.

Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли. Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.

Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка. Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.

В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей - типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

3 вариант

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Образец 4

Произведение Грибоедова "Горе от ума" показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на "минувший век" и "век нынешний". У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.

Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.

Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.

С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.

Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.

Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят "не суди книгу по обложке". Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.

Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.

Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс

    В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Фамусов Павел Афанасьевич — один из ключевых героев комедии; богатый вдовец, барин, в чьем московском доме происходит действие, «управляющий в казенном месте»; отец Софии, в которую влюблен внезапно вернувшийся после трехлетнего отсутствия Чацкий. (Ф. был другом его покойного отца.) Образы Чацкого и Ф. полярно противоположны; один странствователь, другой домосед; один поднимает словесный бунт против дряхло-патриархального московского мира, другой — растворен в этом мире без остатка и в каком-то смысле олицетворяет его.

Наиболее патетичный из монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века: здесь по отцу «и сыну честь», тут у кого «душ тысячки две родовых, / Тот и жених»; московских дам можно сей час отправить «командовать в Сенат», московские дочки «так и льнут к военным» — «А потому, что патриотки». Особый восторг Ф. вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят... и разойдутся». Это не просто «похвальное слово Москве», но некий ретроспективно-утопический образ идеального общества «фамусовского» типа; точно так же — знаменитые календарь Ф., записи в котором он проглядывает в 1-м явл. 2-го д. (во вторник к Прасковье Федоровне в дом... в четверг на погребенье... в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту — крестить «у вдове, у докторше»), не просто деталь его быта, но свод правил московского миропорядка, основанного не на делах, а на связях. Соответственно, бал в фамусовском доме, во время которого Чацкий будет объявлен сумасшедшим, —это маленькая «модель» Москвы, гости Ф. — князья Тугоуховские с 6 дочерьми, Хлестова, Скалозуб и другие — представляют срез московского общества.

Как положено вдовому московскому барину, Ф. заигрывает со служанкой дочери («зелье, баловница»), находится в особо тесных отношениях с докторшей-вдовой, которая должна не просто родить, но именно по особому «расчету» Ф. И при этом он «монашеским известен поведеньем». Как положено человеку «века минувшего», он страшится новых веяний. Во время первого же разговора с Чацким (чье возвращение его совсем не радует — помимо прочего и потому, что Чацкий беден, это не московский жених с «тысячками двумя» душ) Ф. затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Естественно, он порицает французские моды и лавки Кузнецкого моста (традиционный комедийный мотив переосмыслен; обычно предметом осмеяния становились не «ругатели» мод, но сами модники и модницы). В этом он отчасти совпадает с Чацким, обличающим дух подража-нья; но в том и разница, что «мода» для Ф. — не враг самобытности и самостоятельного русского ума, а всего лишь один из псевдонимов новизны, которую он ненавидит. Разница между книжными и бисквитными лавками для него несущественна (ср. тот же мотив в «Графе Нулине» А. С. Пушкина, написанном после знакомства с «Горем от ума»). Главный враг для Ф. — ученье, ибо оно разрушает неподвижность мира — главное условие долгоденствия его «московской утопии». Неосуществимая мечта: «забрать все книги да и сжечь».

И, как типичного московского барина, его водят за нос все кому не лень. И дочь, и ее возлюбленный Молчалин, взятый Ф. в секретари именно за робость и услужливость, и Софиина служанка Лиза. На сцене Ф. впервые появляется в тот самый момент, когда София и Молчалин, всю ночь (по счастью, платонически) проведшие наедине, еще не расстались; Лиза переводит часы, чтобы их звоном потревожить покой любовников и предупредить о том, что оставаться вместе уже небезопасно; сначала Лиза, затем София и Молчалин усыпляют бдительность хозяина, заподозрившего неладное. А последний выход Ф. на сцену приурочен к финальному свиданию Софии с Молчали-ным, во время которого та убеждается в низости и корысти «любовника»; картина ночного свидания дочери с секретарем повергает Ф. в ужас (особенно потому, что его покойная жена была большой охотницей до мужчин). Комизм сцены усилен тем, что Ф. словно раздваивается между внезапно охватившей его ненавистью к «новой» Москве, которая заражена «духом» Кузнецкого моста («Дочь! Софья Павловна! <...> / Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. / <...> / В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!») и прежней пламенной любовью к «столице, как Москва». Только что (явл. 14) он грозил предать позорный случай огласке («В Сенат подам, Министрам, Государю»), и тут же, в явл. 15, завершающем комедию, в слезном ужасе восклицает: «Что будет.говорить княгиня Марья Алексевна!!!» Мнение московской княгини стоит в его иерархии выше и значит для него больше, чем мнение русского царя, обретающегося в Петербурге.

Как все центральные персонажи комедии, Ф. имеет своих «двойников». Один из них — Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Ф. рассказывает в назидание Чацкому. («На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб / <...> / Был высочайшею пожалован улыбкой / <...> /Упал вдругорядь —уж нарочно» — д. 2, явл. 2.) Это идеальный «прообраз» Ф. А его (и одновременно Максима Петровича) сюжетная тень — Молчалин, впитывающий московские традиции, живущий по московским правилам. Поэтому разрыв Ф., уверенного, что Молчалин обманул его доверие, с «секретарем» может оказаться временным, на что намекает финальный монолог Чацкого.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем большую ценность они представляют. Так происходит с драгоценными винами, живописными полотнами, скульптурами, зданиями и т. д.

Фабула и сюжет

Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.

Олицетворение барской Москвы

В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует. Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.

Основные черты характера

Какую же роль играет в «Горе от ума» Фамусов? Характеристика Павла Афанасьевича совершенно недвусмысленна. Он уже в годах, вдовец, но обладает отменным здоровьем, что позволяет ему волочиться за хорошенькой Лизой, выставляя себя в то же время примерным, скромным, степенным семьянином и отцом перед Софьей. В угоду моде и новым временам он вынужден обучать дочь «по-французски», танцам и «всем наукам», одевать в иностранных магазинах на Кузнецком мосту, а сам с праведным гневом отзывается о науках, просвещении. По его мнению, учёность - «вот чума», источник инакомыслия, революционных идей, всего нового, что грозит сместить привычный и удобный герою ход вещей, самодержавный строй, сломать тот уклад, на котором базируется и власть Фамусова, и богатство. Умный, хитрый и расчетливый, этот «старинный русский барин» тоскует о временах «Максима Петровича», когда высокие чины и звания, награды и жалования раздавались не по заслугам и достоинствам, а на основе лести, низкопоклонства, угодничества и наушничества. Закоренелый крепостник и ретроград, смотрящий свысока на тех, кто беден, он с удовольствием выступает в роли благодетеля, как в случае с Молчалиным. Свое твёрдое убеждение он высказывает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Это тоже вполне яркая «Горе от ума», по сути, это портрет двух эпох: «века минувшего» и сплотившихся вокруг него Скалозуба, княгини Марьи Алексеевны, князей Тугоуховских, самого Фамусова, а также «века нынешнего», олицетворением которого стал одиночка Чацкий.

Как утверждают критики, в комедии победа осталась за Чацким. Но очень сомнительная, напоминающая больше поражение. А резонёры Фамусовы, увы, были, есть и продолжают быть, оставаясь основной, рутинной частью общества.

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Прошедшего житья подлейшие

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,

идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо-мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо-ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по-явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра-фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон-ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До-стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано — так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред-ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате-рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста-новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же-нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас-ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран-цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите-лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар-шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо-ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой-ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. Материал с сайта

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра-стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва-ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до-статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка-чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре-мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис-кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • фамусов происхождение в обществе, образ и воспитания
  • сочинения на тему образ фамусова
  • описание фамусова в комедии горе от ума сочинение
  • образ фамусова сочинение
  • фамусов образ