Пособие по истории отечества. Пособие по истории отечества Становление новой культуры в 1930 годы
Почему в истории советской культуры период х годов носит название «Культурной революции»? Задание на урок.
Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе- ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се- милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас- писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог- раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру- гие дисциплины. 1.Развитие образования. Школа в колхозе им.К.Маркса. Кабардино- Балкария.
В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе- реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст- рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен- тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи- ли на 110 языках народов СССР. 1.Развитие образования. Сельская школа для взрослых.
Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи- ческим прессом.Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес- кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков-Н.Вавилова,Н.Коль- цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ- яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене- тики были репрессированы, а сама генетика-зап- рещена. 2.Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.
Огромное внимание Ста- лин уделял историчес- кой науке.История ста- ла трактоваться,как ис- тория классовой борь- бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактирован ный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста- лина и фактически стал официальной трактов- кой основ-марксизма- ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром- лены неофициальные школы в исторической науке,ей был нанесен непоправимый ущерб. 2.Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский
Несмотря на идеологичес кое давление предста- вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микроф изика),И.Курчатов(ядер ная физика) и др. обо- гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела- ли фунда-ментальные открытия в области по лучения искусствен- ных веществ и органи- ческих пищевых про- дуктов. 3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица
Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов,В.Пустовой,В.Вильямс и др.Значитель- ных успехов достигли математика, астрономия, ме- ханика,физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география.Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.Были открыты новые залежи по лезных ископаемых:нефти в поволжье,угля в Под- московье и Кузбассе,железа –на Урале и др. 3.Успехи советской науки. В.С.Пустовойт
В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыс- лия в художественной культуре.Отныне иску- сство должно следовать одному направлению-со циалистическому реа- лизму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в предс- тавлении партийных вождей.Искусство стало насаждать мифы и соз- давать иллюзию, что счастливое время уже наступило.Используя его власти умело мани- пулировали обществен- ным мнением и направ ляли его в нужное рус- ло. 4.Социалистический реализм. П.Белов. Песочные часы.
Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф.Документальная хроника осве- щала в нужном свете текущие события.Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре- жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев- ка в жизнь».В й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто- рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. 5.Советский кинематограф. Кадр из фильма «Чапаев»
5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му- зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя- та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать- ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».На- кануне войны появилась целая серия патриотичес- ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были-С.Эйзенштейн,Н.Экк,Г.Алесандров,И.Пырь- ев, В.Пудовкин.
Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева,Д.Шостаковича,Т.Хренникова,И.Дунаевского. Появились музыкальные коллкктивы-Большой симфонический оркестр,квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей,поэтому жесткой кри- тики подвергся Д.Шестакович.Своего расцвета дос тигло песенное творчество.Произведения И.Дуна- евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Пок- расс знала вся страна. 6.Музыка и живопись. И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.
6.Музыка и живопись. Б.Иогансон. Допрос коммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,а идейная направленность сюжета,соответствие принципам социалистическо- го реализма.Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами.В этом стили работали А. Дейнека,Ю.Пименов,М.Нестеров.В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский,А. Лентулов.
7.Театр.Литература. М.И.Калинин среди награжденных писателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли- тературы.Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самги-на», «Егор Булычев и дру- гие».А.Толстой за-канчивант «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огром- ный вклад в историю литературы внесли М.Шоло- хов,М.Булгаков,В.Каверин,А.Платонов и др.
В к. 20-х гг. на сценах со- ветских театров начи- нают утверждаться пье- сы советских драматур- гов. «Человек с ружь- ем»Н.Погодина, «Опти- мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репер- туара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горько- го.Приобщение советс- ких людей к культуре шло благодаря быстро- му росту числа,театров, музеев, филармоний, би блиотек.По всей стране проводились смотры талантов. 7.Театр.Литература. Б.Щукин в роли Ленина В спектакле «Человек с ружьем»
Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.
Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.
Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.
Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.
В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.
В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.
Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.
С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.
Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.
Киноискусство в СССР
Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.
Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.
Особенности развития культуры n Культурная революция коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)
Задачи культурной революции Демократизация культуры; n Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения; n Всеобуч; n Формирование новой интеллигенции; n Создание новой идеологии. n
Народное просвещение n n Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. 1919 г. - Декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Индивидуально-групповое обучение. Итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80 -120 букв крупного шрифта или написать 5 -7 букв. 1939 г. официальные данные по ликвидации неграмотности – 87, 4% населения стали грамотными. Введение всеобуча. Введение обязательного начального всеобуча произошло в 1930 г.
Проблемы формирования интеллигенции n n ь ь ь Отношение «буржуазных специалистов» к советской власти. Приняли советскую власть: Ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский Поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов Художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов, В. Р. Фальк Скульпторы А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков Архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, Л. В. Руднев
Проблемы формирования интеллигенции n ь ь ь ь ь Не приняли советскую власть и уехали в эмиграцию (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек): Марина Цветаева (1892 -1941) в эмиграции в 1922 -1929 гг. Иван Алексеевич Бунин (1920 -1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г. «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне бы предложили туда переехать, дав самые лучшие условия, я отказался бы. Я не смог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют» . Алексей Максимович Горький (1868 -1936) С 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1 -4 т. , 1925 -1936). Илья Ефимович Репин (1844 -1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала- «Я дачник с 1918 г. » Федор Иванович Шаляпин (1873 -1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 -1943 гг.) С 1917 г. за границей Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960 гг.) С 1926 г. жил во Франции, работал в театрах разных стран Алексей Николаевич Толстой (1882 -1945). 1918 -1923 в эмиграции. В дальнейшем лауреат трех Сталинских премий. Николай Константинович Рерих (1874 -1947 гг.) С 1920 г. за рубежом.
Проблемы формирования интеллигенции n «Философский пароход» . 1922 – высылка из страны 200 деятелей науки и культуры (философы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин; историк Л. П. Карсавин, в будущем создатель телевидения В. В. Зворыкин). Пароход «Обербургомистр Хакен» - 70 человек, пароход «Пруссия» . Высланы ректор Московского университета проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Корсавин (философ), группа математиков во главе с деканом матфака МГУ проф. Стратоновым, социолог Питирим Сорокин и др.
Проблемы формирования интеллигенции n n n Обучение специалистов 1918 г. - отменена плата за обучение в вузах. 1922 г. введены стипендии в университетах. 1928 г. - 41, 3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931 -71%, конец 1930 -х гг. -90, 6% 1919 г. - при вузах созданы рабфаки. 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. 33%, в 1932 г. - более 60%. Рост числа вузов: 1914 г. - 91 1922 г. – 244 1939 г. - 760 1928 г. - число специалистов с высшим образованием -90 тыс. 1930 -1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения. 1932 г. -184, 5 тыс. человек имели высшее образование. В начале 1920 -х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел. 1937 г. - интеллигенция в СССР 9, 6 млн. человек
Научная интеллигенция n n Петр Леонидович Капица (1894 -1984) В 1918 г. П. Капица становится сотрудником Радиологического института, руководимого А. Ф. Иоффе. В 1921 г. П. Капица прибыл в Англию в составе комиссии Российской Академии наук, направленной для восстановления научных связей с зарубежными учеными. Его принимают на стажировку в лабораторию Резерфорда в Кембридже, где он трудится до 1934 г. Член Лондонского королевского общества (1929). В 1931 г. Резерфорд добился получения денег для организации специальной отдельной лаборатории для Капицы. В 1934 г. вернулся в СССР. Один из основоположников физики низких температур. С 1946 по 1955 г. был уволен со службы за отказ работать над советским атомным проектом, но продолжал преподавать в МГУ.
Научная интеллигенция n Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863 -1945) стали основой нового направления в науке – геохимии и учения о биосфере. Под его руководством было организовано производство радия. В 1920 г. Николай Иванович Вавилов (1887 -1943) сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. За развитие учения о центрах происхождения культурных растений ему была присуждена премия имени Ленина. Николай Константинович Кольцов (1872 -1940) создал институт экспериментальной биологии. В нем впервые в СССР начаты исследования по генетике человека. В 1927 г. Н. К. Кольцов обосновал положение о хромосомах как наследственных молекулах.
Научная интеллигенция n n 1933 г. создан первый в мире Институт ракетной техники, в нем был отдел крылатых ракет, который возглавлял Сергей Павлович Королев (1906 -1966). В 1931 -1932 г. при руководстве Фридриха Артуровича Цандера (1887 -1933) была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), с апреля 1932 г. этой группой руководил Королев. Ноябрь 1933 г. по проекту Цандера (умер в 1933 г. 28 марта в Кисловодске во время лечения) была построена и запущена его учениками первая советская ракета ГИРДХ (масса-29, 5 кг, длина-2, 2 м.). Ракета взлетела вертикально на высоту 75 -80 метров, затем упала в 150 м. от места старта. Прототипом главного героя в романе Беляева «Прыжок в ничто» был Ф. А. Цандер.
Творческая интеллигенция n n Пролеткульт – организация, оформившаяся в 1918 г. А. А. Богданов (1873 -1928 гг.), П. И. Лебедев-Полянский. (1881 -1948) Организация, выступившая за создание новой пролетарской культуры. Пролеткультовские организации и их лидеров активно критиковал Ленин.
Принципы формирования советской культуры В. И. Ленин А. А. Богданов Сначала социалистическая революция, потом культурная Сначала культурные преобразования, затем социалистическая революция Руководство культурой со стороны партии и государства Руководство культурой со стороны Пролеткульта, чисто рабочей организации Необходимо учитывать культурное наследие Сначала создать собственную культуру, потом использовать выборочно достижения прошлой культуры Просвещение масс, развитие самодеятельности Отношение к интеллигенции: использование знаний, перевоспитание с целью привлечения к культурному строительству Знания буржуазных специалистов могут быть использованы только в развитии науки, в художественном творчестве нет. Онисозерцатели и не могут встать на позицию рабочих, следовательно не могут передать их переживания
Идеи Пролеткульта n А Платонов «Чевенгур» . Герой Дванов « в душе любил неведение больше культуры: невежество-чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания. Культура - это заросшее поле, где соли почвы взяты растениями, где ничего не растет» . n 1918 г. - реформа правописания. Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН… n Новые имена: Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года)… n n Военизация языка: «Фронт работ» , «солдаты партии» , «наступление на недостатки» , «миллионная армия тружеников села» и тд.
Общественные художественные организации n «Кузница» (1920 – выделились из «Пролеткульта») Поэт Василий Казин Рабочий май (1922) Стучу, стучу я молотком. Верчу, верчу трубу на ломе, И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме.
Общественные художественные организации n n Футуристы В. В. Маяковский (1918 г.) Белогвардейца найдете – и к стенке Время пулям по стенкам музеев тенькать Выстроили пушки на опушке А почему не атакован Пушкин И прочие генералы классики? В. И. Ленин: Пушкина понимаю и признаю, Некрасова признаю, а Маяковского, простите, нет. В. Кириллов стихотворение «Мы» (1920 г.) Во имя нашего завтра Сожжем Рафаэля Разрушим музеи Растопчем искусства цветы
Общественные художественные организации n Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н. Н. Асеев, О. М. Брик, художники Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др. Преемники футуризма, отстаивали новое искусство и отрицали преемственность. n «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) -19221932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР) А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции. n Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А. И. Безыменский, Д. Бедный, Д. А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.
Театр n Многообразие коллективов в 1920 -е гг. n Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др. n Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3 -я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов(18831922) – 1922 г. «Принцесса Турандот» Карла Гоцци
Театральный Октябрь n n Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 -1940) Театры «РСФСР-1» , «РСФСР-2» , «Театр имени В. Э. Мейерхольда» (1923 г.) - С. Эйзенштейн, В. Яхонтов, Э. Гарин, В. Маяковский, С. Мартинсон Массовые действа 1920 г. 7 ноября в Петрограде штурм Зимнего дворца. Участвовала «Аврора»
Кинематограф в 1920 -е гг. n 1920 г. - первая экранизации повести М. Горького «Мать» (реж. Разумный) n 1918 -1919 гг. выходил периодический хроникальный киножурнал «Кинонеделя» , позднее были выпуски «Киноправды» , «Кинокалендаря» и т. д. n С. М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925 г.) В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая награда. n 1922 г. вышли на экраны 9 советских фильмов, 1927 г. - 86, 1931 г. - 261.
Живопись n Плакатное искусство n Художник М. М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, поэт В. В. Маяковский)
Живопись n Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции n Натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д. П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны 1918 г.
Скульптура n 1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах. n Одними из перовых были открыты памятники А. Н. Радищеву работы Л. В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С. Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве.
Скульптура n Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919 -1920 гг. В. Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. Модель, выполненная из дерева и проволоки вскоре была утеряна.
Архитектура n n n Появился новый стиль зданий. Для них характерны: упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. К. С. Мельников Клуб имени Русакова (1927 -1929), (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей). И. И. Леонидов А. В. Щусев Этот стиль получил название конструктивизма.
Формирование новой идеологии n 1930 -е гг. Утверждается принцип социалистического реализма, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г. , авторство приписывают А. М. Горькому. n Государство выступает за жесткий контроль за культурной сферой. Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа» , восхваление Сталина и Коммунистической партии. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР. Только за членами союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя.
Литература 1930 -х гг. n n n Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. М. А. Шолохов «Поднятая целина» , Н. А. Островский «Как закалялась сталь» . В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строительство нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом был признан В. В. Маяковский, ушедший из жизни в 1930 г. Статус великого пролетарского писателя прочно закрепился за Горьким. В то же время произведения, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации. Это произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Детских писателей Д. И. Хармса и А. И. Введенского обвинили во вредительстве и формализме. Продолжились нападки на «чуковщину» . Стало большое внимание уделяться героическому прошлому страны. Их герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, К. Минин и Дм. Пожарский. Подобные произведения, как правило, удостаивались Сталинских премий, учрежденных в 1939 г.
Театр в 1930 -е гг. n n n Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!» Закрытие левых театров Два направления в развитии театра: 1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька» , Арбузов «Таня») 2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия») Развитие самодеятельных театров
Кинематограф 1930 -х гг. n n n n n Кинематограф создал плеяду образов новых людей-героев мирной жизни. «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк)1931 г. «Семеро смелых» (реж. С. А. Герасимов)1936 г. «Трактористы» (реж. И. А. Пырьев)1939 г. «Светлый путь» (реж. Г. В. Александров)1940 г. «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)1934 г. Появилась ленинская тема: «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 г. » (1939 г.) (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. «Партийный билет» (реж. И. А. Пырьев) 1936 г. Музыкальные комедии реж. Г. В. Александрова «Волга» (1938 г.), «Цирк» (1936 г.) (музыка Исаака Дунаевского)
Архитектура 1930 -х гг. n 1934 -1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.
Итоги культурного развития Демократизация культуры. Самодеятельность. n Формирование социалистической идеологии. Патриотизм. Доказала война. Огосударствление культуры. Главную роль в культуре играет государственный заказ. n Формирование новой интеллигенции. Ш. Фицпатрик: «Культурные достижения 30 -х гг. явились скорее результатом усилий старой дореволюционной интеллигенции» . n Не умаляя достоинств этих людей, следует отметить, что в 1923 -1939 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и 40 млн. малограмотных. В начале века 75% взрослого населения России не умели читать и писать. n Философы, социологи: подлинная интеллигенция в СССР после репрессий 30 -х гг. прекратила свое существование. n Историки против. Н. Г. Чуфаров: 1). Многие представители старой интеллигенции продолжали работать. 2). Сформировалась новая советская интеллигенция, которой свойственны такие позитивные качества, как стремление служить Родине, своему народу, целеустремленность, организованность, трудолюбие, стремление к расширению кругозора. Правда, она утратила такие качества старой интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. n
В образовании в эти годы были выполнены важнейшие задачи - ликвидирована неграмотность населения и введено всеобщее начальное обучение. По данным переписи 1939 г., доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. началось введение всеобщего начального (4-классного) образования. Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до более 900 тыс. в 1940 г. В средней школе было восстановлено преподавание гражданской истории. Открылись исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В то же время подверглась разгрому педология - наука о возрастных особенностях ребенка.
Существенные структурные изменения в 1930-е гг. произошли в научной сфере . Научные исследования осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР являлась центром фундаментальной науки. Характерной особенностью деятельности академии стало проведение выездных научных сессий для помощи в решении конкретных задач модернизации экономики. В то же время механический перенос в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносил фундаментальным исследованиям ущерб, так как ученые обязаны были, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «догнать и перегнать науку капиталистических стран» (в 1939 г. отменен как ошибочный). Несмотря на это, советские ученые в 1930-е гг. добились ряда выдающихся результатов. Под руководством академика С. В. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1933 г. прошли испытания первой советской ракеты, и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Ф. Иоффе) и в других отраслях фундаментальной науки. Так, ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе.
Но в 1930-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства советского руководства. Начался поход против генетики (наука о законах наследственности), который возглавил агробиолог Т. Д. Лысенко, пользовавшийся покровительством Сталина. В результате глава советских генетиков, всемирно известный ученый академик Н. И. Вавилов был репрессирован и уничтожен. Подверглась осуждению гелиобиология - наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Л. Чижевский был предан забвению. Были репрессированы физик-теоретик Л. Д. Ландау, авиаконструктор А. Н. Туполев, конструктор ракет С. П. Королев и многие другие ученые. В обществоведении поддерживались исследования, ведущиеся только в рамках теории марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке была разгромлена научная школа академика М. Н. Покровского. Главным историческим трудом была признана изданная в 1938 г. «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», в написании которого непосредственное участие принимал Сталин. «Краткий курс» стал своеобразным катехизисом сталинского правления.
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» . Результатом этой «перестройки» стали ликвидация всех литературных объединений и группировок и создание единого Союза советских писателей (первый съезд состоялся в 1934 г.). Впоследствии были созданы аналогичные союзы композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под жестким партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм , который обязывал писателей, художников, композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание уделялось производственным темам - индустриализации и коллективизации. К их отображению привлекались известные авторы: М. Шолохов опубликовал «Поднятую целину», М. Шагинян - «Гидроцентраль», В. Катаев - «Время вперед!» и т. д.
Многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать без надежды на прижизненную публикацию или общественную оценку своих произведений. Таковой судьбой отмечены роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» А. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Травля и грубая критика, напоминавшая брань, стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Дм. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда - формализмом, картины А. Лентулова - пачкотней и т. д. В результате репрессий погибли писатели И. Бабель и Б. Пильняк, поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд и многие другие выдающиеся деятели культуры.
В изобразительном искусстве в качестве образца пропагандировались художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича, других ярких представителей русского авангарда в живописи. На многих полотнах художников в 1930-е гг. изображался Сталин, что свидетельствовало о благонадежности живописца (А. Герасимов «Сталин и Ворошилов в Кремле»). Из числа известных советских художников того периода надо отметить: К. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Будущие летчики»), Б. Иогансон («Допрос коммунистов»), Ю. Пименов («Новая Москва»). Символом того времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
В архитектуре 30-е годы отмечены серьезными изменениями. Если в 20-е годы господствовал стиль конструктивизма , отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм, что четко видно в творчестве братьев Весниных (Краснопресненский универмаг), К. Мельникова (клуб завода «Каучук»), то в 30-е годы все эксперименты в архитектуре оказываются под запретом. Торжествуют идеи монументальности и неоклассицизма, формируется так называемый «большой стиль», или сталинский классицизм. В этом стиле были построены Дом Совета Труда и обороны (арх. А.Я. Лагман), здание Библиотеки им. Ленина (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), жилые дома на Тверской улице в Москве, первые станции Московского метрополитена.
В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Первым советским звуковым фильмом стала картина «Путевка в жизнь». Создавались фильмы о событиях революции и Гражданской войны, шедеврами киноискусства на все времена стали ленты «Чапаев» (режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган), трилогия о Максиме (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг). Большим успехом пользовались музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Цирк» (режиссер Г. Александров). Популярными были фильмы на историческую тематику: «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. Петрова.
Послеоктябрьской трагедией стал раскол отечественной культуры . Творческая жизнь русской эмиграции, несмотря на оторванность от Родины, была интенсивной. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания. Ряд эмигрантов, среди которых были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и Г. В. Вернадский, осмысливая исторический путь России, разработали учение о евразийстве. Они доказывали, что Россия принадлежит к двум мирам - Европе и Азии, что у России особое место в истории - быть связующим звеном между этими двумя континентами и двумя типами цивилизаций. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп - первую передающую телевизионную трубку. Авиаконструктор И. И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международную известность.
Общественно-политическая жизнь страны в условиях тоталитарного режима.
Тоталитаризм - режим политической власти, стремящийся к осуществлению полного контроля над всеми областями государственной и общественной жизни. Сталинский режим, как считает ряд исследователей, был разновидностью тоталитаризма и характеризовался следующими чертами: личной диктатурой вождя; особой ролью правящей коммунистической партии, которая своими структурами пронизала все государственные и общественные организации, полностью контролируя их деятельность; господством единственной идеологии (марксизм-ленинизм в сталинском варианте); преследованием любого инакомыслия; массовыми репрессиями против собственного населения; атмосферой страха, подозрительности и насилия. Все ошибки и провалы в осуществлении модернизации страны, во внутренней и внешней политике объяснялись происками многочисленных «врагов народа», «вредителей» и «саботажников», над которыми проводились открытые и закрытые судебные процессы. Для оправдания репрессий Сталин выдвинул положение об обострении классовой борьбы в стране по мере строительства социализма.
В мае - июле 1928 г. был проведен «Шахтинский процесс» . Обвинялись в техническом вредительстве 53 инженерно-технических работника Донбасса. Вынесено пять смертных приговоров, остальные получили различные сроки заключения. В ноябре - декабре 1930 г. состоялся процесс над так называемой Промышленной партией , обвиненной во вредительстве и подготовке иностранной военной интервенции против СССР. Восемь высококвалифицированных специалистов во главе с директором Теплотехнического института Л. К. Рамзиным, проходившие по делу о Промпартии, получили различные тюремные сроки. Было объявлено также о разоблачении «Трудовой крестьянской партии» во главе с профессорами Н. Д. Кондратьевым и А. В. Чаяновым, которые якобы саботировали курс на коллективизацию. Они были расстреляны. В 1931 г. состоялся процесс над 14 экономистами, якобы создавшими «Союзное бюро меньшевиков» . В 1932 г. группа партработников-большевиков во главе с М. Н. Рютиным распространила документ с требованием вернуться к ленинским принципам партийной жизни и отстранить от руководства Сталина. Все участники группы подверглись аресту, а Рютин в 1937 г. был расстрелян.
Политические репрессии осуществлялись преемником ВЧК - Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ), влившимся в 1934 г. в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и реорганизованным под руководством Г. Г. Ягоды. Органы ОГПУ-НКВД находились под личным контролем Сталина и фактически подчинялись только ему. Впоследствии во главе НКВД стал Н.И. Ежов , разделяющий со Сталиным ответственность за террор второй половины 30х годов.
Новый виток массовых репрессий начался после загадочного убийства в Смольном 1 декабря 1934 г. руководителя ленинградских большевиков и секретаря ЦК ВКП(б) С.М. Кирова . Сталину это убийство дало повод для расправы со всеми, кто подозревался в политической оппозиции. Был принят указ, на основании которого все дела о политическом терроризме рассматривались ускоренно и смертные приговоры немедленно приводились в исполнение. С 1935 г. уголовная ответственность распространилась на детей старше 12 лет, которых можно было приговаривать к смертной казни.
Летом 1936 г. в Москве был проведен 1-й открытый процесс против 16 видных деятелей коммунистической партии и Советского государства (на скамье подсудимых находились Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и др.). Они обвинялись в соучастии в убийстве Кирова, в создании «троцкистско-зиновьевского террористического центра». Все 16 бывших сподвижников Ленина и Сталина были расстреляны.
В январе 1937 г. состоялся 2-й открытый московский процесс («процесс 17»). На скамье обвиняемых теперь находились Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников и др.: 13 человек были приговорены к смертной казни, остальные - к длительным тюремным срокам. В июне 1937 г. газеты сообщили о закрытом процессе и расстреле ряда видных военачальников , среди которых были М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич и др. Началась полоса преследований в Красной Армии, в результате которых было «вычищено» по различным причинам около 40 тыс. командиров и политработников. Расстреляны были три маршала из пяти, 14 командармов из 16, репрессированы все командующие военными округами и командиры корпусов, почти все командиры бригад и около половины командиров полков, около трети комиссаров полков, многие преподаватели военных учебных заведений. Таких потерь командного состава (именно высшего уровня) наша армия не имела даже в годы Великой Отечественной войны.
В марте 1938 г. состоялся 3-й открытый московский процесс («процесс 21»), по которому проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков , бывший глава НКВД Г.Г. Ягода и др.: 18 человек было расстреляно, трое приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Это был последний крупный процесс, необходимости в дальнейшем разворачивании политики террора Сталин больше не видел. Основные цели были достигнуты: власть вождя стала беспредельной, общество было запугано. Поэтому в 1938 г. Ежов был объявлен «врагом народа», а на его место был назначении Л.П. Берия .
Итогом «большого террора» 1937-1938 гг. стала ликвидация значительной части так называемой ленинской партийной гвардии, которая в разные годы находилась в открытой или скрытой оппозиции к Сталину. В 1937 г. были приговорены к расстрелу 353 074 осужденных, в 1938 г. - 328 618 осужденных. При этом жертвами «большого террора» оказались не только руководящие деятели большевистской партии и Советского государства, но и рядовые члены партии, а также беспартийные. Маховик репрессий затронул миллионы людей. В системе ГУЛАГа в конце 1930-х гг. имелось 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. По официальным данным, только в 1937 г. число заключенных насчитывало около 1 млн. человек.
«Сталинская конституция».
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР . Формально она выглядела очень привлекательно и демократично. Советский Союз провозглашался социалистическим государством, которое строилось на основе союза рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Частная собственность, как основа эксплуатации человека человеком, провозглашалась уничтоженной. Экономическую основу СССР составили две формы собственности - государственная (земля, ее недра, заводы, фабрики и т. п.) и колхозно-кооперативная.
Таким образом, Конституция зафиксировала полную ликвидацию в СССР эксплуататорских классов и причин, порождающих эксплуатацию. Государственной основой СССР были Советы депутатов трудящихся. Высшим органом законодательной власти становился Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным Советом утверждалось правительство СССР. Для избрания депутатов в Советы всех уровней от сельского до Верховного вводилось всеобщее, равное, прямое избирательное право с тайной подачей голосов. Следовательно, не допускалось лишение избирательных прав по социально-политическим критериям, как в предыдущих советских конституциях. Конституция 1936 г. провозглашала широкие права и свободы для всех граждан СССР: право на труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости; политические свободы, свободу совести.
Но, как показала реальная жизнь, Конституция 1936 г., сразу же названная сталинской, была формально-декларативным документом. За ее красивым фасадом скрывалось тоталитарное государство с неограниченной властью Сталина, мощным репрессивным аппаратом, огромной армией партийно-государственных чиновников, неподотчетных и неподконтрольных трудящимся. Выборы в таком государстве превращались в пустую формальность, так как на одно место всегда претендовал один-единственный кандидат, заранее подобранный партийно-государственными органами. Любая оппозиция, любое инакомыслие в СССР жестоко подавлялись.
В 1926 г. 43% людей в возрасте 9-49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны. В 1927 г. в стране насчитывалось 119 тыс. школ , имелось 1200 вузов и техникумов. В 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности. В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930-1931 гг. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения.
В промышленных городах была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки. В результате по всесоюзной переписи населения 17 января 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин - 90,8, женщин - 72,6). В СССР действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало 4600 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.
Были достигнуты значительные результаты в естественных и технических науках.
Крупным достижением химической науки была разработка к 1928 г. С.В. Лебедевым оригинального метода получения синтетического каучука из этилового спирта.
Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике: Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей, Д.Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А.Е. Иоффе изобрел многопластинчатый изолятор, Н.Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций.
Исследования К.Э. Циолковского завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса. В 1930
г. был построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент - Н.И. Вавилов). В том же году создана Белорусская Академия наук. К концу первой пятилетки организованы Уральский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджикистанская базы АН СССР; в 1935 г. вместо Закавказского филиала созданы три новых филиала; Азербайджанский, Армянский и Грузинский.
В годы второй пятилетки создаются новые физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.
До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин. Видную роль в развитии советской и мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель - Н.И. Вавилов).
Однако развитие
науки тормозили репрессии. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др.
Намного более скромными были достижения общественных наук.
Возросла роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. В 30-е годы
развертывается преподавание истории в средней и высшей школе.
Более трагическая ситуация складывается в области литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Вместо многочисленных литературных группировок было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР.
Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, И. Гроссман-Рощина, Г. Горбачева, Г. Лелевича и др.); из более чем 50 писателей, принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся до 30-х годов были репрессированы трое - О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель; "крестьянские" же писатели (Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, И. Касаткин, И. Приблудный, П. Васильев, В. Наседкин, Пимен Карпов) погибли все, кроме Карпова.
Однако и в эти годы
создаются значительные произведения: "Тихий Дон" и 1-я часть "Поднятой целины" М.А. Шолохова, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, П.Н. Васильева, Н.А. Клюева, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, романы и повести A.M. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.
В эти годы
создаются выдающиеся произведения советского кино.
В живописи, скульптуре работают А. Дейнека, М. Нестеров, П. Корин, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, В. Мухина, И. Шадр; в музыке - Б. Асафьев, Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Д. Шостакович и др.