Придумал новую философскую задачу об отношениях предмета и его названия. Хоть горшком называй, только в печку не ставь




«хоть горшком назови, только в... не ставь» (посл.)

Альтернативные описания

В ней готовила еду Баба Яга, живя в избушке на курьих ножках из русских народных сказок

Созвездие Южного полушария

Сооружение для отопления помещения, приготовления горячей пищи

Устройство для обработки материала или изделий нагреванием

Буржуйка

. «что за зверь: в зиму ест, а летом спит, тело тепло, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не свезет?» (загадка)

Ею не хвалятся в нетопленой избе

Горн, но не музыкальный инструмент

. «летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают, глотает» (загадка)

Транспорт Емели

Дровяной крематорий

Каменное или металлическое сооружение для отопления

Емелино «авто»

Транспорт Емели по щучьему велению

Деревенская домашняя «котельная»

На ней имеются полати

Муфельная...

На ней лежал Илья Муромец

Емелина кровать

Сказочная самоходка

Созвездие Южного полушария

Сооружение для обработки чего-нибудь нагреванием

Устройство для нагрева жилища

Южное созвездие

. "летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают, глотает" (загадка)

Деревенская домашняя "котельная"

Емелино "авто"

Или печи, пекать что, пещи, церк. прогревать, прокалять на огне, либо в вольном духу нежидкую пищу, снедь, яство. Пекут хлеб, пироги, блины. Печеная баранина, на углях. Печеная ветчина, запеченная в тесте. сроду блинов не пекала. Так наша печь печет, иначе мы не умеем. Не учи печи, не указывай подмазывать. На дворе печет, солнце печет, жжет, палит, жарит, невыносимый зной. Сверху печет, снизу морозит. -ся, страдат. или возвр. Пироги в печи сидят, пекутся. Весь день пекся на зное, все коня искал. См. печа. Хлеб не выпечен, не выпекся. Допекает он меня. Запечь окорок. Кровь запеклась. Испекла пирожок, и корова не ест! Наварила и напекла хоть отца с матерью жени! Опекуны опекают его, шуточн. Отпекли блины. Попекся на солнце. Пирог перепечен. тебя припеку! угроза. Хлебы не пропеклись. Начальник всех распек! распушил. Упекут они меня в беду! Печь глаг. ср. арх. светить (Шейн). Печенье ср. действие по глаг. Хлебенные, мучные, печеные яства, пироги, блины, пышки и пирожное всякого рода; зап. печеня ж. печное, печиво, печень пск. печина влад. Печенье, кровь печенками, створоженная, запекшаяся. Печь, печка ж. пещь церк. петь [Слово петь произносится твердо, а между тем женского рода, как печь] влад. груба малорос. снаряд для топки, для разводки в нем огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву; плавильная (домна, вагранка, шахтная и пр.) для добычи и отливки металлов; разделительная, для очистки природных сплавов, серебра со свинцом: стекловарная, для плавки стекла; про(за)кальная, для исподвольного охлажденья его и пр. Кузнечная печь, горное. Малая железная, грелка; обжигальная, для выжига алебастра, извести, для обжига гончарной посуды и пр. Волчья печь, сыродутный горн, в котором прямо из руды добывается железо. Варить пиво песником, арх. в печи. русской печи: опечье, низ, битое основанье ее, из песку и глины, иногда в деревянном срубе; подпечье, простор под опечьем; запечье, простор между печи и стены; припечье, припечек, заваленка, либо голбец; плоскость, подошва внутри печи, под; над подом свод; впереди его очаг или шесток с загнеткой (порск, бабурка, зольник), отделенный очелком или задорожкой от поду; в задорожке чело, устье, а над шестком кожух и труба. иных печах кожух зовется также колпаком и шатром. комнатной печи: опечье (основанье же), под, свод, топка, хайло (куда тяга идет), обороты, разделка (начало трубы, на проходе сквозь потолок и накат) и труба; наружные плоскости, бока печи, зеркала. Печь нам мать родная. На печи все красное лето. Добрая-то речь, что в избе есть печь. Словно у печки погрелся (хорошо). Сижу у печи, да слушаю людские речи. Хлебом не корми, только с печи не гони! Сижу подле печи да грею плечи. До лет греет жена, после 30-ти рюмка вина, а после и печь не греет. Корми деда на печи; и сам будешь там. Где зимовать, там и на печи лежать. просе на печи лежать (южн.). Лежи на печи да ешь калачи. них и печки и лавочки, все вместе (дружны). Придет счастье и с печи сгонит. Счастье придет и на печи найдет. Умереть на печи, все одно, что с перепою, рскл. Около печи нельзя не нагреться (поживиться). Не хвались печью в нетопленной избе. холодной печи не согреешься. Печь без дров, гора. Звали на-честь, а посадили на-печь, тестя. Кого зовут пиво пить, а нас печь бить (на работу). Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи! по летам, и по годам, одно место: печь. Кожух с плеч да и полез в печь! (париться). плеч, да в печь (такова одежа). печи тесно (как готовят), а в брюхе просторно. Словно в печь: сколько ни вали, все ничего нет. Живет, что в печи (мотает). Пет здорова, да ялова корова; сама не кормит, а добывай. Печь светит, а луна печет, арх.-шнк. Из одной печи, да не одне речи. Разбирать встречи не слезать с печи. Стой у печи, да не приставай к чужой речи. Не пересказаны речи, сам видел с печи (т. е. где меня не видали). Всем бита, и об печь бита, только печью не бита. Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться! Словно с печи свалился. Пока баба с печи летит, дум передумает. Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из печи идет? Не хлопочи, когда нет ничего в печи. печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки. Все нам печаль по чужим печам; а своя, словно яловая! Полна печь перепечей, а середи печи коровай? (небо, звезды, месяц). Печь класть на новолуние теплее будет. Если под печью голик лежит, либо сидит лягушка, хлебы не дойдут. Печь, количество припасов, идущих за один раз в печь. Печь хлеба, печь кирпича, извести, Две печи горшков. Печка, горное. сиб. местная, небольшая выработка руды колодцами, дудками ниж. Вообще яма печкой, вырыть что печкой, пещеркой, подкопом, подрываясь под пласт. Печища, увеличенная печь; печище ср. остатки развалившейся печи, напр. на пожарище. Печище, опечек, приглубая, ровная мель. Арх. деревушка, в

Буржуйка как отопительное устройст..

Буржуйка как отопительное устройст.

Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

«Хоть горшком назови, только в печку не ставь»
«Как вы лодку назовёте, так она и поплывет» (вариант: «Назвался груздем - полезай в кузов»).

Интересные объяснения, которые нашел в интернете:
Назвался груздем - полезай в кузов и
Хоть горшком назови, только в печку не ставь.
Основанием для их объединения послужило то, что в обоих случаях речь идет об отношениях предмета и его названия. Однако в пословицах представлены две разные точки зрения на эту проблему. Назвался груздем - полезай в кузов означает, что название определяет «поведение» предмета. А в "Хоть горшком назови, только в печку не ставь", наоборот, утверждается независимость предмета от названия.

Если пробовать толковать поговорку "Хоть горшком назови, только в печку не ставь" , как мы её понимаем в современной трактовке слов, то получается полный абсурд - Почему же нельзя ставить горшок в печь, если он именно для этого и предназначен? Не буду утомлять читателя полной расшифровкой, скажу лишь результат. Это просьба не использовать, назвавшегося горшком, по большой нужде. А если попросту - Не какай на меня.
Если коротко, то смысл в том, что суть не в имени/названии, а в сути.
Варианты:
Хоть как ни зови (хоть чертом зови), только хлебом корми.
Как хочешь зови, только водкой пои.

А вот картинки:






________________________________________ ____________

О философских задачах см. в моей книге "Занимательная философия":

Рональд Рейган, известный стереотипно-голливудскими крылатыми фразами, адресованными по ту сторону Берлинской стены, однажды сказал, что в русском языке нет слова для freedom - свободы. Слово, как мы понимаем, есть, а Рейган в патриотическом порыве республиканского гонора просто ошибся. Но допустим, что в каком-то языке действительно нет такого слова. Означает ли это, что народ-носитель этого «несвободного» языка никогда не задумается о демократии и гражданских правах? Иными словами, может ли язык, его лексика и грамматика влиять на наш взгляд на окружающий мир?

Относительность ключей и мостов

Все читатели этих строк знают, что мыши - это по умолчанию женщины, а ежи - мужчины. Русскоязычному ребенку, которого попросили придумать сказку про ежа, не придет в голову сочинять приключения зверька женского пола. Это восприятие половой принадлежности предметов распространяется и на неживые объекты. В русском языке, например, слова «суп» и «год» - мужского рода. В арабском оба слова - женщины.

Влияют ли такие различия на восприятие? Например, слово «ключ» мужского рода в немецком и женского - в испанском. Носители немецкого языка описывают ключи как твердые, тяжелые, металлические, полезные. Испанцы же склонны считать ключи небольшими, золотыми, замысловатыми и красивыми.

Можно предположить, что немцы в принципе склонны к «тяжеловесным» оценкам. Однако слово «мост» (женский род в немецком языке) они снабжают эпитетами красивый, элегантный и хрупкий. Испанцы же, считающие мост мужчиной, используют слова большой, опасный, крепкий, нависающий.

Идею о «лингвистическом релятивизме» (относительности мировосприятия и влиянии на него языка) обычно приписывают американскому инженеру противопожарных систем Бенджамину Ли Уорфу. Лингвист-любитель, Уорф увлекался центральноамериканскими языками и в 1930 году получил грант на их полноценное исследование.

Работы Уорфа представляют собой несистематическое, в основном бездоказательное сопоставление малоизученных индейских языков с «усредненным европейским языком» (индоевропейские языки в целом очень сходны по своей структуре). Несмотря на популярность идей Уорфа, к 1960-м годам они подверглись резкой критике и в основном были списаны с научных счетов большинством психологов и лингвистов.

Действительно, в исследованиях Уорфа мало того, что могло бы считаться научным по современным стандартам, сформировавшимся во второй половине XX века.

В течение 30 лет лингвистический релятивизм считался отправленным на свалку научной истории. Отчасти это резонировало с послевоенным мировоззрением развитых стран: гипотеза о том, что чей-то язык может «неправильно» отражать реальность, сильно отдавала идеями Рейха.

Однако в 1980-х и 1990-х годах новое поколение исследователей взглянуло на лингвистический релятивизм свежим взглядом. Вопрос наконец сдвинулся с мертвой точки споров между сторонниками и противниками Бенджамина Ли Уорфа, и в 2000-е уже мало кто сомневался: связь между языком и восприятием мира есть. Непонятно только, насколько эта связь сильна и насколько абсолютна.

Сегодня самым известным исследователем взаимодействий между мышлением и сознанием является харизматичный американский психолог белорусского происхождения, профессор Стэнфорда, полиглот и просто красавица Лера Бородицки . Ее работы отличаются остроумием, относительной простотой и одновременно глубиной - их интересно просто читать, что большая редкость для научных публикаций. Как следствие, к Бородицки и ее работам неизменно приковано внимание прессы - в том числе русскоязычной .


Время, на запад!

В одном из исследований Бородицки и ее коллеги проводили простой эксперимент с участием австралийских аборигенов из небольшого сообщества Помпурау. Его представители известны тем, что не пользуются относительными направлениями (лево-право-вперед-назад). Вместо этого они всегда используют абсолютные направления (восток-запад-север-юг).

Помпураец, например, скажет «подвинуть чашку на юго-запад» вместо «подвинуть чашку влево». Абсолютные направления применяются настолько широко, что они включены в традиционное приветствие.

Если американцы встречают знакомого словами «как дела?» и всегда получают ответ «хорошо», то аборигены Помпурау спрашивают при встрече «куда ты идешь?» - на что нужно отвечать в духе «далеко на юго-юго-запад». Бородицки шутит: без постоянно работающего внутреннего «компаса» помпурайцы не могут даже поздороваться!

Этот феномен давно интересует психологов. Неудивительно, что жители Помпурау отличаются феноменальной способностью ориентироваться в пространстве и определять свое местонахождение. Даже в спонтанных указательных жестах (вроде неопределенного взмаха в сторону улицы, которым сопровождается фраза «сидели мы вчера с Серегой в пивной») аборигены, не задумываясь, точно указывают в нужном направлении.

Если представления о направлениях могут так разительно отличаться в зависимости от языка, то что происходит с другими категориями, которые связаны с пространством? В своей другой работе Лера Бородицки задалась вопросом: как аборигены Помпурау представляют себе время?

Этот вопрос напоминает задание , которое Артемий Лебедев однажды дал читателям своего блога: нарисовать, как выглядит календарный год. Из результатов, опубликованных в его ЖЖ, было очевидно одно: разные люди представляют время по-разному, но так или иначе склонны «организовывать» его в пространстве.

Эксперимент Бородицки был менее красочен, но более научен: он был построен таким образом, чтобы «визуализацию» времени можно было подсчитать и статистически проанализировать. Добровольцев - американцев или аборигенов Помпурау - сажали на стул в определенной ориентации и просили разложить на земле несколько карточек в порядке, который кажется логичным. На карточках были изображены, например, мужские лица разного возраста.

Добровольцам не сообщали о настоящих целях эксперимента: они думали, что проходят тест на умение анализировать последовательность событий. На самом же деле исследователи наблюдали за тем, как именно участники раскладывают карточки на полу.

О том, как задание выполняли американцы, несложно догадаться: подавляющее большинство из них раскладывало карточки слева направо. Совсем по-другому поступали аборигены: не выказывая предпочтения какому-либо из относительных направлений, большинство из них ориентировалось в абсолютных координатах: фотографию младенца они клали с восточной, а старика - с западной стороны от себя!

По-видимому, для аборигенов восток ассоциируется с «началом» чего-либо так же, как для нас - левая сторона. В нашем случае это может быть изначально связано с направлением письма, в их - вероятно, с восходом солнца.


Русский блюз: у вас тоже есть сверхспособность

Исследования, подобные вышеописанным, показывают, что язык может влиять на мировосприятие. Но с позиций нейробиологии они оставляют открытым вопрос: на каком уровне язык влияет на мозг? Является ли его «модифицирующая» роль исключительно сознательной, культурной - другими словами, поверхностной - или же возможно и более «глубокое» влияние?

Существуют данные, указывающие на последний вариант. Классический пример - восприятие цвета. В 2006 году группа Бородицки опубликовала работу, в которой продемонстрировала, что русскоязычные добровольцы лучше различают оттенки синего, чем англоязычные.

В английском нет отдельного слова для голубого цвета - как следствие, утверждают ученые, их мозг хуже приспособлен для его восприятия.

Эта работа вышла под заголовком “Russian blues” и показывает влияние языка на различение цветов (Russian blues можно перевести и как «русские оттенки синего» и как «русская тоска» - работы Бородицки вообще богаты подобными каламбурами).

Самое интересное в этом исследовании - в том, что разница между русскими и американцами пропадала, если одновременно с заданием по различению цветов добровольцам предлагалось отвлекающее вербальное задание: мысленное проговаривание строчки с цифрами. Если же в качестве отвлекающего задания предлагалось удерживать в голове геометрическую фигуру, то разница в различении синего и голубого сохранялась.

Что это означает? Нервный сигнал, поступающий из глаз, должен пройти через несколько «центров обработки» перед тем, как он дойдет до сознания и укажет нам на то, различаются ли цвета на экране. Эксперименты Бородицки показывают, что одним из этих центров является языковой: он по-разному устроен у русских и американцев и блокируется отвлекающим заданием, направленным в этот центр.

К сожалению, русские не уникальны в своей потрясающе полезной способности отличать синий от голубого. В греческом, например, для этих цветов тоже есть два слова - и цветовосприятие греков тоже отличается повышенной чувствительностью к оттенкам синего. Это регистрируется в мозге уже через десятую долю секунды после демонстрации цветов - задолго до того, как человек может сделать сознательный выбор. Таким образом, язык действительно может воздействовать на мозг гораздо глубже «поверхностного» уровня.


Великие и могучесть?

Все приведенные примеры влияния языка на сознание объединяет одно: они легко проверяются и документируются. Но нет никаких оснований предполагать, что роль языка в нашем мировосприятии ограничивается конкретными категориями: направлениями, цветами, полом. Гораздо сложнее поставить эксперимент, проверяющий, например, влияет ли русский язык на ту самую русскую тоску. Почему-то эта гипотеза кажется вполне правдоподобной.

Известно, например (читатель уже сам может догадаться, из чьих работ), что в зависимости от преимущественного использования в языке пассивного (ваза была разбита) или активного залогов (кто-то разбил вазу) люди могут по-разному определять и запоминать виновников случайных событий.

Если американец всегда помнит, кто что разбил, запачкал или опрокинул, то для испанца центральным является только сам факт этого события. Выходит, язык влияет на такие сложные элементы сознания, как злопамятность.

Исследователи только начинают обнажать всю многогранность взаимоотношений между языком и другими функциями мозга и сознания. Науке не известно, как было бы устроено общество, не имеющее слова «свобода». Но опираясь на наши знания о языке, не будет слишком рискованным предположить: оно сильно отличалось бы от привычного нам. Отсутствие слова «свобода» при этом могло бы быть как причиной, так и следствием иного мировоззрения - об этом в науке всегда нужно помнить.

В свете вышесказанного можно посоветовать одно: учите языки. Еще Карл Великий говорил: знать второй язык - это как иметь вторую душу.

Хоть горшком назови, только в печь не станови.
См. НАЗВАНИЕ - ИМЯ - КЛИЧКА

  • - См. СВОЕ -...
  • - Говорящий допускает в отношении себя даже нелестные выражения, не влекущие за собой физических последствий...

    Словарь народной фразеологии

  • - Хоть горшком назови, только в печь не ставь. Хоть как ни зови, только хлебом корми. Как хочешь зови, только водкой пои. Ср. Противоп.: "хоть полы мною мой, но не называй меня тряпкой"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Хоть горшкомъ меня зови, да не ставь только къ жару. Хоть какъ ни зови, только хлѣбомъ корми. Какъ хочешь зови, только водкой пой. Ср. Противоп. «хоть полы мною мой, но не называй меня тряпкой»...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУЩНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - По мне хоть пес, только б яйца нес. См. СУЩНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖИЗНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Хоть как ни зови, только хлебом корми! См. СУЩНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сиб. О большом количестве, избытке чего-л., о том, излишек чего не жалко сжечь. ФСС, 136...

    Большой словарь русских поговорок

"Хоть горшком назови, только в печь не станови." в книгах

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…» Как ни смотри, хоть так хоть этак, Но все равно сорвется с губ: - Сей Ювенал в сатире туп, А в эпиграммах он не едок! 1955 г. 13 мая.

Хоть с земли, хоть с воды…

Из книги Самолеты нашей судьбы автора Маркуша Анатолий Маркович

Хоть с земли, хоть с воды… Свою «летающую лодку» молодой инженер Вадим Шавров задумал еще во второй половине двадцатых годов. Строить машину начали втроем - сам Шавров, инженер Виктор Коровин и механик Николай Фунтиков. Все элементы будущего летательного аппарата

13. От лихорадки, хоть водить к дереву или хоть не водить, и можно на суровую нитку ладить.

Из книги Лечебные «наговоры»: Из собрания А. А. Савельева автора Савельев Антон Антонович

13. От лихорадки, хоть водить к дереву или хоть не водить, и можно на суровую нитку ладить. Стану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье попадает мне

Печь. Плита. Духовка. Микроволновая печь

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Печь. Плита. Духовка. Микроволновая печь Моя покойная тетя Сильвия никогда - и это не преувеличение - не использовала духовку. Та была буквально забита - и это снова не преувеличение - готовой выпечкой. Сладкоежки всегда могли найти в ее духовке что-то вкусное.Думаю, так

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет”

Из книги Фрикономика [Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями] автора Левитт Стивен Дэвид

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет” В которой мы взвешиваем важность первого официального акта родителя - выбора имени для ребенка. Мальчик по имени Победитель и его брат Неудачник… Самые черные и самые белые имена…

Предисловие Не говори: это неопределенность; назови это удивлением. Не говори: это небезопасность; назови это свободой.

Из книги Храбрость автора Раджниш Бхагван Шри

Предисловие Не говори: это неопределенность; назови это удивлением. Не говори: это небезопасность; назови это свободой. Я здесь не для того, чтобы дать догму. Догма делает человека уверенным. Я здесь не для того, чтобы что-то пообещать на будущее – любое обещание создает

Хоть Розой назови ее…

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Хоть Розой назови ее… Вскоре Наполеон выиграл главный приз своей жизни - Жозефину, ту самую, к которой были обращены его слова «не сегодня, Жозефина». Французы будут уверять вас, что он не произносил ничего подобного, и все это происки бриттов, но, как мы увидим, история,

Хоть горшком назови…

автора Сарбучев Михаил Михайлович

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…»

Из книги Чтоб знали! Избранное (сборник) автора Армалинский Михаил

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…» Хоть с какой пиздой, хоть со старой, хоть с Прасковьей или с Саррой. Женщины, годные лишь для ебли (на остальное – глаза ослепли), рвутся заполучить кольцо - у своей пизды стоят на посту. Женщины – все на одно лицо, только разные на

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве

Из книги Повелительное наклонение истории автора Матвейчев Олег Анатольевич

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве Прежде всего, надо обратиться к нашему великому опыту «Сухой закон» в России заслуживает особого внимания. Впервые ему предшествовали трехлетние дебаты в Государственной Думе,

Хоть горшком назови…

Из книги Никакого «Ига» не было! Интеллектуальная диверсия Запада автора Сарбучев Михаил Михайлович

Хоть горшком назови… Итак, имена… 4 – 5 лет назад российскими учеными была проведена серьезная работа. Был составлен список частотных русских фамилий (подробнее см. Приложение 1). Интересно, что государственные структуры (в частности Центризбирком) и избирательные

Из книги Журнал «Посев» № 2 (1589) - февраль 2010 автора Автор неизвестен

Григорий Амнуэль. Испания – хоть похожа на Россию, только всё же не Россия РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОДРУЖЕСТВЕ И НЕ ТОЛЬКОНовый 2010 год начался с председательства Испании в Европейском Сообществе. Казалось бы, просто очередное

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ!

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ! Провожал друзей на Киевском вокзале.До отхода поезда оставались считанные минуты. По сумрачному подземному переходу неслись мы, не разбирая пути. На повороте в поле зрения попала молодая женщина с малышкою в оберемке. И негромкое:- Подайте копеечку

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет Пойми, бесполезно сделать сто поклонов и не почувствовать ничего… Лучше сделай только двадцать поклонов или пятнадцать, но с чувством и любовью ко Господу, в сообразовании с Его

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna

Из книги автора

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna Меня до сих пор удивляет Ford Scorpio, потому что ведь однажды кто-то пришел на важное совещание и сказал: «Смотрите все, вот как это будет выглядеть».Почему никто из присутствовавших не сказал: «Ты шутишь?» –

Что делает человек, к словам которого не прислушиваются и предупреждениями которого пренебрегают? Если он обладает силой и властью, то помешает своим близким совершить что-то непоправимое. Если нет, то у него должно хватить ума, чтобы речей не тратить по-пустому. И только не очень умный человек начинает грозить собеседникам страшными карами и бранить их. Брань того, кто только ею и ограничивается, в расчет обычно не принимается. Люди так и говорят:

Хоть горшком назови, только в печку не ставь!

Мои рассуждения, естественно, относятся только к людям. Человек, даже на вершине власти, обладает ограниченными возможностями, и простоватый, но умный Санчо Панса, в роли губернатора Баратарии, должен был признать правоту одного из своих «подданых». Когда Санчо пригрозил, что заставит его проспать эту ночь в тюрьме, бродяга хладнокровно ответил, что даже губернатор для этого недостаточно могуществен, ипояснил, что запереть его на ночь в тюрьмеможно, а вот заставить там спать, вряд ли, удастся.

Возможности у Господа совершенно иные. Он может варьировать реальность по собственному усмотрению. На Него не распространяются Им же установленные законы природы. Изменить взгляды и настроения любого человека для Него не сложнее, чем для нас перевернуть кнжную страницу. И если люди, по неразумию, делают что-то, что не нравится их Создателю и Властителю, то Он в состоянии принудить их силою или сделать так, чтобы им самим не хотелось поступать подобным образом. Однако мир по-прежнему полон грешниками...

Издавна придумано объяснение такой нераспорядительности библейского Господа: Он предоставил человеку свободу воли, и тот самвыбирает себе дорогу. Свобода воли, по моему представлению, должна выглядеть так. Передо мной несколько возможностей, и каждая из них имеет для меня свои преимущества и свои недостатки. Я могу познакомиться с мнением сторонников и противников той или иной возможности, прикинуть, что сулит мне тот или иной выбор, и свободно принять решение. Моё решение уважают все окружающие, Я сам несу за него ответственность, а что касается самого выбора, то «ничего мне за это не будет »...

Но какая же это свобода воли, если меня предупреждают, что я, конечно, могу делать то, что нахожу нужным, но меня за это накажут? Я не настаиваю на поощрении, но мне разрешили выбирать, и я выбрал. За что же меня наказывать? Какую свободную волю может проявить человек, которого Всемогущий запугивает страшными карами? Более того, где элементарная логика: Господь знает всё. Значит, ему заранее известно, кто испугается его угроз, а кто нет. Значит, первых не надо доводить до нарушения воли Божией, чтобыне заставлять потом выполнять её из под палки. А вторых, непокорных, надо либо сразу карать, либо чудесным образом изменить ориентацию их мышления, критерии выбора. В любом случае, нет никакого смысла играть с людьми в кошки-мышки, якобы предоставляя им свободу воли. А всякие объяснения о непостижимости для нас замысла Божия вызывают законный вопрос: а откуда вам известно, что он непостижим?.

А сами по себе угрозы и посулы, да ещё неисполняемые, очень скоро теряют силу и никого не пугают. Вот вам образцы: Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: "пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше". Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим .

Попробуем изложить это более внятно по-русски, примерно так: Вы, которые дрожите перед словом Божьим, выслушайте его: Вот, что говорят ваши братья, которые вас ненавидят и гонят из-за Меня: «Пусть Господь продемонстрирует Свою славу, а мы полюбуемся на вашу радость по этому поводу». Но они будут посрамлены. Слышны крики из города, раздается голос из храма, это голос Господа, воздающего по заслугам врагам своим .

Вместо того чтобы продемонстрировать свою мощь и славу, которая должна была бы поразить отступников и привести их к Господу, тот спешит воздать им по заслугам, то есть наказать. Кстати, наказание это остается на уровне пустых обещаний. Во всяком случае, за две с половиной тысячи лет, которые отделяют нас от яростных предсказаний Исайи, верующие страдали гораздо чаще, чем атеисты, и пока ещё массового обращения всего населения нашей планеты к библейскому Богу не наблюдается.

А от того, что происходит сейчас, от показушного выполнения обрядов, от формального почитания святынь нас предостерегает тот же Исайя: «[Беззаконник же,] заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их,- так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне ».

Попробуем и здесь разобраться, о чем идет речь: Человек, не соблюдающий установленных Мною моральных правил, но приносящий в жертву быка, так же преступен, как убийца; человек, приносящий в жертву ягненка, так же мерзок, как тот, который душит собак, а тот, кто приносит в жертву муку (это и есть непонятный «семидал »), ничем не оличается от того нечестивца, который использует для этой цели свиную кровь (сама мысль о принесении крови в жертву недопустима, а тут это усугубляется ещё и тем, что свинья животное и вовсе нечистое), а тот, кто воскуряет фимиам, как бы молится идолу . Иными словами, исполнение предписанных обрядов без соблюдения установленных правил морали не заслуга, а преступление перед Господом. Много ли сейчас есть на свете сторонников Иудаизма, Христианства, Ислама, которые сердцем и душою исполняют моральные правила, установленные основателями великих религий? Гораздо легче формально соблюдать ритуальные предписания поздних законодателей.

Мы добрались до конца книги Исайи. Трудно восхищаться красотами и поэтичностью его творения: языка подлинника я, увы, не знаю, а перевод этому не очень способствует. Трудно обсуждать целесообразность его выступлений, не зная детально политической обстановки того времени и эффективности слов пророка. Во всяком случае, видеть в его словах намеки, на нечто происшедшее позднее можно с тем же основанием, как пытаться делать предсказания на основе великих поэм Гомера или Шах-намэ бессмертного Фирдоуси. Всё дело в упорстве и остроумии толкователя. Кто ищет, тот всегда найдет !

Продолжим нашу беседу через неделю.

This entry was originally posted at