Роман фадеева разгром кто такой морозко. Роман Фадеева «Разгром»: анализ




Гвозди бы делать из этих людей – Крепче бы не было в мире гвоздей… (Н. Тихонов. «Баллада о гвоздях») Вступление Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве. Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие явления. Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои. Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека. Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы, когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется, Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других нравственного, гуманного человека. Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья. Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера. Морозка Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом. До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой, немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том, чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг, и изругать товарища, и грубо обидеть женщину. Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и сознание своей ответственности перед коллективом, чувство гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было "для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся наводить порядок. Неожиданно Морозка "почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко...". Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем - это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув, он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил отряд о вражеской засаде. Метелица Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв. В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался автором. Судя по черновой рукописи, вначале Фадеев намеревался показать прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя - гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом, писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт, развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному делу. А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та сцена, где показан военный совет, на котором обсуждалась очередная боевая операция. Метелица предложил дерзкий и оригинальный план, свидетельствующий о его недюжинном уме. Бакланов Бакланов. Он не просто учится у Левинсона, а подражает ему во всем, даже в манере поведения. Его восторженное отношение к командиру может вызвать улыбку. Однако при этом нельзя не заметить, что дает эта учеба: помощник командира отряда заслужил всеобщее уважение своей спокойной энергией, четкостью, организованностью, помноженными на храбрость и самоотверженность, он один из людей, ведающих всеми отрядными делами. В финале "Разгрома" говорится о том, что в Бакланове Левинсон видит своего преемника. В рукописи романа эта мысль развивалась еще подробнее. Сила, двигавшая Левинсоном и внушавшая ему уверенность в том, что уцелевшие девятнадцать бойцов продолжат общее дело, была "не силой отдельного человека", умирающей вместе с ним, "а была силой тысяч и тысяч людей (какой горел, например, Бакланов), то есть силой неумирающей и вечной". Левинсон Фигура Левинсона открывает галерею "людей партии" - нарисованных советскими писателями. Художественная привлекательность этого образа в том, что он раскрыт "изнутри", озарен светом великих идей, вдохновляющих таких людей. Как живой встает со страниц книги невысокий рыжебородый человек, берущий не физической силой, не зычным голосом, но крепким духом, несгибаемой волей. Изображая энергичного, волевого командира, Фадеев подчеркивал необходимость для него выбрать правильную тактику, которая обеспечивает целеустремленное воздействие на людей. Когда Левинсон властным окриком останавливает панику, когда он организует переправу через трясину, в памяти всплывают коммунисты - герои первых повестей Фадеева. Но этот образ произвел огромное впечатление на читателей несходством со своими предшественниками. В "Разгроме" художественные акценты были перенесены на мир чувств, мыслей, переживаний революционного бойца, большевистского деятеля. Внешняя неказистость, болезненность Левинсона призваны оттенить главную его силу - силу политического, нравственного влияния на окружающих. Он находит "ключик" и к Метелице, чью энергию надо направить в нужное русло, и к Бакланову, ждущему лишь сигнала к самостоятельным действиям, и к Морозке, который нуждается в строгой заботе, и ко всем остальным партизанам. Левинсон казался всем человеком "особой, правильной породы", вообще не подверженным душевным тревогам. В свою очередь, он привык думать, что, обремененные повседневной мелочной суетой, люди как бы передоверили ему и его товарищам самые важные свои заботы. Поэтому ему кажется нужным, выполняя роль человека сильного, "всегда идущего во главе", тщательно прятать свои сомнения, скрывать личные слабости, строго соблюдать дистанцию между собой и подчиненными. Однако автор-то знает об этих слабостях и сомнениях. Больше того, он считает обязательным рассказать о них читателю, показать затаенные уголки души Левинсона. Вспомним, например, Левинсона в момент прорыва белоказачьей засады: изнемогавший в непрерывных испытаниях, этот железный человек "беспомощно оглянулся, впервые ища поддержки со стороны...". В 20-х годах писатели нередко, рисуя смелого и бесстрашного комиссара, командира, не считали возможным изображать его колебания и растерянность. Фадеев пошел дальше своих коллег, передав и сложность нравственного состояния командира отряда, и цельность его характера, - в конечном счете Левинсон обязательно приходит к новым решениям, его воля не слабеет, а закаляется в трудностях, он, учась управлять другими, учится управлять самим собой. Левинсон любит людей, и эта любовь требовательная, деятельная. Выходец из мелкобуржуазной семьи, Левинсон задавил в себе сладкую тоску о красивых птичках, которые, как уверяет детей фотограф, вдруг вылетят из аппарата. Он ищет точек сближения мечты о новом человеке с сегодняшней действительностью. Левинсон исповедует принцип борцов и преобразователей: "Видеть все так, как оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть..." Верностью такому принципу определяется вся жизнедеятельность Левинсона. Он остается самим собой и тогда, когда с чувством "тихого, немножко жуткого восторга" любуется дневальным, и тогда, когда силой принуждает партизана достать рыбу из реки, или предлагает сурово наказать Морозку, или конфискует единственную у корейца свинью, чтобы накормить изголодавшихся партизан. Через весь роман проходит противопоставление действенного гуманизма гуманизму абстрактному, мелкобуржуазному. Здесь лежит водораздел между Левинсоном и Морозкой, с одной стороны, и Мечиком - с другой. Широко пользуясь приемом контрастного сопоставления персонажей, Фадеев охотно сталкивает их между собой, проверяет каждого отношением к одним и тем же ситуациям. Восторженный позер и чистюля Мечик не прочь порассуждать о высоких материях, но страшится прозы жизни. От его витийства только вред: он отравил последние минуты Фролову, рассказав о конце, который его ждет, устраивал истерику, когда у корейца отбирали свинью. Плохой товарищ, нерадивый партизан, Мечик считал себя выше, культурнее, чище таких, как Морозка. Проверка жизнью показала иное: героизм, самоотверженность ординарца и трусость белокурого красавчика, предавшего отряд, чтобы спасти собственную шкуру. Мечик оказался антиподом и Левинсону. Командир отряда быстро понял, какой это ленивый и безвольный человечишка, "никчемный пустоцвет". Мечик сродни анархисту и дезертиру Чижу, богобоязненному шарлатану Пике. Фальшивый гуманизм был ненавистен Фадееву. Он, безапелляционно отвергавший абстрактно-романтическую эстетику, на деле не только мастерски анализировал реальные будни противоречивой действительности, но и смотрел на них с высоты целей и идеалов "третьей действительности", как именовал будущее Горький. Внешнему, показному в "Разгроме" противостоит внутренне значительное, истинное, и в этом смысле сравнение образов Морозки и Мечика представляется чрезвычайно важным. Мечик Мечик является антиподом Морозки. На все протяжении романа прослеживается их противопоставление друг другу. Если характер Морозки в ряде эпизодов выражает психологию массы со всеми ее недостатками, унаследованными от старых времен, то индивидуальность Мечика, наоборот, предстает как бы дистиллированной, внутренне чуждой глубоким интересам народа, оторванной от него. В результате же и поведение Морозки, пока он не обретает черты самостоятельной личности, оказывается в чем-то антиобщественным, и Мечик губит не только товарищей, но и себя как личность. Разница между ними в том, что у Морозки есть перспектива преодоления недостатков, а у Мечика нет. Мечик, другой «герой» романа, весьма «морален» с точки зрения десяти заповедей… но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса. Мечик постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем окружающим, в том числе и наиболее близким из них – Чижу, Пике, Варе. Его желания почти стерильно очищены от внутренних подчиненности всему тому, что кажется ему некрасивым, с чем мирятся и что принимают как должное многие вокруг. И Фадеев поначалу даже сочувственно акцентирует это стремление к чистоте и независимости, это самоуважение, стремление сохранить свою личность, мечту о романтическом подвиге и прекрасной любви. Однако осознание себя человеком, личностью, столь дорогое для Фадеева, в Мечике оказывается совершенно абсолютизированным, оторванным от общенародного начала. Он не чувствует своей связи с обществом, а потому при любом соприкосновении с другими людьми теряется – и перестает чувствовать себя человеком. Как раз то, что могло бы стать в Мечике наиболее ценным, начисто исчезает у него в сложностях в реальной жизни. Он не в состоянии быть личностью, быть верным самому себе. В результате ничего не остается от его идеалов: ни столь желанного благородного подвига, ни чистой любви к женщине, ни благодарности за спасение. На Мечика никто не в состоянии положиться, он всех может предать. Он влюбляется в Варю, но прямо об этом не может сказать ей. Мечик стыдится любви Вари, боится кому-либо показать свою нежность к ней и в конце концов грубо отталкивает ее. Так из-за слабости совершается и еще один шаг по той дороге к предательству, по которой идет развитие характера Мечика в книге и которая позорно и страшно заканчивается двойным предательством: не сделав сигнальных выстрелов и сбежав дозора, Мечик обрекает на гибель и своего спасителя Морозку, и весь отряд. Так вырождается и вянет, не успев расцвести, та личность, которую не питают родные соки. Заключение В заключении мне бы хотелось определить главную тему романа и выразить свое отношение к роману. Осмелюсь вставить слова самого А.А. Фадеева, определившего основную тему своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения в сознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти люди поднимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. В этом и была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром». Мне кажется, что судьба страны в руках самой страны. Но как сказал сам народ, что из него как из деревянного полена, смотрю кто его обрабатывает… «Отбор человеческого материала» ведет и сама война. Чаще погибают в боях лучшие – Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как Чиж, Пика и предатель Мечик. Бесконечно жалко всех –ведь народ образуется не в итоге отбора, «выбраковывания», отсева. В этих строках Марины Цветаев о гражданской войне, про которую говорят, что все, в ней проигравшие, отражается мое отношение ко всему тогда происходившему в нашей стране: Все рядком лежат – Не развесть межой Поглядеть: солдат Где свой, где чужой, Белым был – красным стал Кровь обагрила, Красным был – белым стал Смерть побелила. Краткое содержание романа А.А Фадеева «Разгром» 1. МОРОЗКА Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром. Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо, а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”. Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом. Морозка - шахтер во втором поколении. Он родился в шахтерском бараке, а в двенадцать лет сам стал “катать вагонетки”. Жизнь шла по накатанному пути, как у всех. Сидел Морозка и в кутузке, служил в кавалерии, был ранен и контужен, поэтому еще до революции “уволен из армии по чистой”. Вернувшись из армии, женился. “Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов” (огородов). А позже, в 1918 году, ушел он, забрав жену, защищать Советы. Власть отстоять не удалось, поэтому подался в партизаны. Заслышав выстрелы, Морозка ползком забрался на вершину сопки и увидел, что белые атакуют бойцов Шалдыбы, а те бегут. “Разъяренный Шалдыба хлестал плеткой во все стороны и не мог удержать людей. Видно было, как некоторые срывали украдкой красные бантики”. Морозка возмущен, видя все это. Среди отступающих Морозка увидел хромающего парнишку. Тот упал, но бойцы побежали дальше. Этого Морозка видеть уже не мог. Он подозвал коня, взлетел на него и погнал к упавшему парнишке. Кругом свистели пули. Морозка заставил коня лечь, положил поперек крупа раненого и поскакал в отряд Левинсона. 2. МЕЧИК Но спасенный сразу не понравился Морозке. “Морозка не любил чистеньких людей. В его практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя было верить”. Левинсон распорядился отвезти парня в лазарет. В кармане раненого лежали документы на имя Павла Мечика, сам же он был без сознания. Очнулся лишь тогда, когда его несли в лазарет, потом заснул до утра. Очнувшись, Мечик увидел врача Сташинского и сестру Варю с золотисто-русыми пушистыми косами и серыми глазами. При перевязке Мечику было больно, но он не кричал, чувствуя присутствие Вари. “А кругом стояла сытая таежная тишина”. Три недели назад Мечик радостно шагал по тайге, направляясь с путевкой в сапоге в партизанский отряд. Неожиданно из кустов выскочили люди, они подозрительно отнеслись к Мечику, не разобравшись, по малограмотности, в его документах, вначале избили, а затем приняли в отряд. “Окружавшие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивее, жестче и непосредственней...” Они ругались и дрались между собой из-за любого пустяка, издевались над Мечи-ком. Но это были не книжные, а “живые люди”. Лежа в госпитале, Мечик вспоминал все пережитое, ему было жаль хорошего и искреннего чувства, с которым он шел в отряд. С особой благодарностью он принимал заботы о себе. Раненых было мало. Тяжелых двое: Фролов и Мечик. С Мечиком часто беседовал старик Пика. Изредка приходила “миловидная сестра”. Она обшивала и обстирывала весь госпиталь, но к Мечику относилась особенно “нежно и заботливо”. Про нее Пика сказал: она “блудливая”. “Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит”. Мечик поинтересовался, почему сестра такая? Пика ответил: “А шут ее знает, с чего она такая ласковая. Не может никому отказать - и все тут...” 3. ШЕСТОЕ ЧУВСТВО Морозка почти сердито думал о Мечике, зачем такие идут к партизанам “на все готовое”. Хотя это была неправда, впереди был тяжелый “крестный путь”. Проезжая мимо баштана, Морозка слез с коня и стал торопливо набирать в мешок дыни, пока его не застал хозяин. Хома Егорович Ря-бец погрозился найти на Морозку управу. Хозяин не верил, что человек, которого он кормил и одевал как сына, обкрадывает его баштаны. Левинсон беседовал с вернувшимся разведчиком, докладывающим, что отряд Шалдыбы сильно потрепали японцы, и сейчас партизаны отсиживаются в корейском зимовье. Левинсон чувствовал, что творится неладное, но разведчик ничего путевого сказать не мог. В это время пришел Бакланов, заместитель Левинсона. Он привел возмущенного Рябца, пространно рассказывающего о поступке Морозки. Вызванный Морозка ничего не отрицал. Он только возразил Левинсону, приказавшему сдать оружие. Морозка посчитал это слишком строгим наказанием за воровство дынь. Левинсон созвал сельский сход - пусть все знают... Потом Левинсон попросил Рябца собрать по деревне хлеб и скрытно насушить пудов десять сухарей, не объясняя для кого. Бакланову он приказал: с завтрашнего дня лошадям увеличить порцию овса. 4. ОДИН Приезд Морозки в госпиталь нарушил душевное состояние Мечика. Он все время думал, почему Морозка так пренебрежительно смотрел на него. Да, он спас ему жизнь. Но это не давало право Морозке не уважать Мечика. Павел уже выздоравливал. А рана Фролова была безнадежна. Мечик припомнил события последнего месяца и, укрывшись с головой одеялом, разрыдался. 5. МУЖИКИ И “УГОЛЬНОЕ ПЛЕМЯ” Желая проверить свои опасения, Левинсон пошел на собрание заблаговременно, рассчитывая услышать разговоры мужиков, слухи. Мужики удивлялись, что сход собрали в будний день, когда на покосе горячая пора. Они говорили о своем, не обращая внимания на Левинсона. “Он был такой маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен”. Слушая мужиков, он улавливал понятные ему одному тревожные нотки. Понимал, что надо уходить в тайгу, затаиться. А пока выставить повсюду посты. Между тем пришли и шахтеры. Народу постепенно набралось достаточно. Левинсон радостно приветствовал Дубо-ва - рослого забойщика. Рябец недовольно попросил Левинсона начинать. Теперь вся эта история казалась ему никчемной и хлопотной. Левинсон же упирал на то, что это дело касается всех: в отряде много местных. Все недоумевали: зачем надо было воровать - попроси Морозка, любой бы ему дал этого добра. Мо-розку вывели вперед. Дубов предложил гнать Морозку в шею. Но Гонча-ренко заступился за Морозку, назвав его боевым парнем, прошедшим весь Уссурийский фронт. “Свой парень - не выдаст, не продаст...” Спросили Морозку, и тот сказал, что сделал это необдуманно, по привычке, дал шахтерское слово, что никогда подобное не повторится. На том и порешили. Левинсон предложил в свободное от военных действий время не слоняться по улицам, а помогать хозяевам. Крестьяне остались довольны таким предложением. Помощь была не лишней. 6. ЛЕВИНСОН Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю, оброс хозяйством, много было дезертиров из других отрядов. До Левинсона доходили тревожные вести, и он боялся сдвинуться с этой махиной. Для своих подчиненных Левинсон был “железным”. Он скрывал свои сомнения и страхи, всегда уверенно и четко отдавая распоряжения. Левинсон “правильный” человек, всегда думающий о деле, знал свои слабости и людские, и еще он четко понимал: “вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои”. Вскоре Левинсон получил “страшную эстафету”. Ее прислал начальник штаба Суховей-Ковтун. Он писал о нападении японцев, о разгроме главных партизанских сил. После этого сообщения Левинсон собирал сведения об окружающей обстановке, а внешне оставался уверенным, знающим, что делать. Главной задачей на этот момент было “сохранить хотя бы небольшие, но крепкие и дисциплинированные единицы...”. Призвав к себе Бакланова и начхоза, Левинсон предупредил их, чтобы были готовы к выступлению отряда. “В любой момент быть готовым”. Вместе с деловыми письмами из города Левинсон получил записку и от жены. Он перечел ее только ночью, когда все дела были закончены. Тут же написал ответ. Потом поехал проверить посты. В ту же ночь съездил в соседний отряд, увидел его плачевное состояние и решил сниматься с места. 7. ВРАГИ Левинсон отправил Сташинскому письмо, в котором говорилось, что надо постепенно разгружать лазарет. С этого времени люди стали расходиться по деревням, свертывая безрадостные солдатские узелки. Из раненых остались только Фролов, Мечик и Пика. Собственно, Пика ничем не болел, он просто прижился у госпиталя. Мечику тоже уже сняли повязку с головы. Варя говорила, что скоро он уйдет в отряд Левинсона. Мечик мечтал в отряде Левинсона поставить себя уверенным и дельным бойцом, и, когда вернется в город, никто его не узнает. Так он изменится. 8. ПЕРВЫЙ ХОД Появившиеся дезертиры перебаламутили всю округу, посеяли панику, якобы идут большие силы японцев. Но разведка не нашла японцев за десять верст в округе. Морозка отпросился у Левинсона во взвод к ребятам, а вместо себя рекомендовал ординарцем Ефимку. Левинсон согласился. В тот же вечер Морозка перебрался во взвод и был вполне счастлив. А ночью встали по тревоге - за рекой слышались выстрелы. Это была ложная тревога: стреляли свои по приказу Левинсона. Командир хотел проверить боеготовность отряда. Потом при всем отряде Левинсон объявил о выступлении. 9. МЕЧИК В ОТРЯДЕ Начхоз появился в госпитале заготовить продукты на случай, если отряду придется скрываться тут, в тайге. В этот день Мечик впервые встал на ноги и был очень счастлив. Вскоре он ушел с Пикой в отряд. Их встретили доброжелательно и определили во взвод к Кубраку. Вид лошади, вернее клячи, которую ему выдали, почти оскорбил Мечика. Павел даже пошел в штаб высказать свое недовольство по поводу кобылы, определенной ему. Но в последний момент заробел и ничего не сказал Левинсону. Кобылу же он решил уморить, не следя за ней. “Зючиха обросла паршами, ходила голодная, непоенная, изредка пользуясь чужой жалостью, а Мечик снискал всеобщую нелюбовь, как “лодырь и задавала”. Сошелся он только с Чижом, никчемным человеком, да с Пикой по старой памяти. Чиж хаял Левинсона, называя его недальновидным и хитрым, “на чужом горбу делающим себе капиталец”. Мечик не верил Чижу, но с удовольствием слушал грамотную речь. Правда, вскоре Чиж стал Мечику неприятен, избавиться же от него не было никакой возможности. Чиж научил Мечика отлынивать от дневальства, от кухни, Павел стал огрызаться, учился отстаивать свою точку зрения, а жизнь отряда “шла мимо” него. 10. НАЧАЛО РАЗГРОМА Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами. Связавшись с железной дорогой, командир узнал, что скоро придет эшелон с оружием и обмундированием. “Зная, что рано или поздно отряд все равно откроют, а зимовать в тайге без патронов и теплой одежды невозможно, Левинсон решил сделать первую вылазку”. Отряд Дубова напал на товарняк, н"агрузив лошадей, увернулся от разъездов и, не потеряв ни одного бойца, вернулся на стоянку. В тот же день партизанам раздали шинели, патроны, шашки, сухари... Вскоре в разведку поехали Мечик и Бакланов, хотевший проверить “новенького” в деле. Дорогой они разговорились. Мечику Бакланов нравился все больше и больше. Но задушевного разговора не получилось. Бакланов просто не понял мудреных рассуждений Мечика. В селе они нарвались на четырех японских солдат: двух убил Бакланов, одного - Мечик, а последний убежал. Отъехав от хутора, они увидели, как оттуда выходят главные силы японцев. Все разузнав, погнали в отряд. Ночь прошла тревожно, а наутро отряд был атакован неприятелем. У нападавших было орудие, пулеметы, поэтому партизанам ничего не осталось делать, как отступать в тайгу. Мечику было жутко, он ждал, когда все кончится, а Пика, не поднимая головы, палил в дерево. В себя Мечик пришел только в тайге. “Здесь было темно и тихо, и строгий кедрач прикрывал их покойными, обомшелыми лапами”. 11. СТРАДА Отряд Левинсона укрывается в лесу после боя. За голову Левинсона назначена награда. Отряд вынужден отступать. Из-за нехватки провизии приходится обворовывать огороды, поля. Что бы накормить отряд Левинсон отдает приказ убить свинью корейца. Для корейца это еда на всю зиму. Что бы отступать и не таскать за собой раненого Фролова, Левинсон принимает решение отравить его. Но Мечик подслушал его замысел и портит последние минуты жизни Фролова. Фролов все понимает и выпивает предложенный ему яд. Показывается лжегуманизм Мечика, его мелочность. 12. ПУТИ-ДОРОГИ Похоронили Фролова. Пика сбежал. Морозка вспоминает свою жизнь и грустит о Варе. Варя в это время думает о Мечике, она видит в нем свое спасение, она впервые в жизни полюбила кого-то по-настоящему. Мечик ничего этого не понимает и наоборот избегает ее и грубо обходится с ней. 13. ГРУЗ Партизаны сидят и рассуждают а народе, о мужицком характере. Левинсон отправляется на осмотр дозоров и натыкается на Мечика. Мечик рассказывает ему о своих переживаниях, думах, о своей нелюбви к отряду, о не понимании всего происходящего вокруг. Левинсон пытается его переубедить, но все тщетно. Метелицу отправили в разведку. 14. РАЗВЕДКА МЕТЕЛИЦЫ Метелица поехал в разведку. Почти доехав до нужного места, он встречает мальчика-пастуха. Знакомится с ним, узнает у него сведения о том, где расположены белые в селе, оставляет у него коня и отправляется в село. Подкравшись к дому командира белых, Метелица подслушивает, но его заметил часовой. Метелицу поймали. В это время в отряде все переживают за него и ждут его возвращения. 15. ТРИ СМЕРТИ На следующий день Метелицу повели на допрос, но он ничего не сказал. Устраивают публичный суд, пастух у которого он оставлял коня не выдает его, но хозяин мальчика выдает Метелицу. Метелица пытается убить начальника эскадрона. Метелицу расстреляли. Отряд партизан идет на выручку Метелице, но уже слишком поздно. Человека сдавшего Метелицу партизаны поймали и расстреляли. В бою у Морозка убивают коня, с горя он напивается. 16. ТРЯСИНА Варя, не участвовавшая в бою, возвращается и ищет Морозка. Находит пьяным и уводит с собой, успокаивает, пытается помириться с ним. На отряд наступают белые. Левинсон принимает решение отступать в тайгу, в болота. Отряд быстро устраивает переправу через болота и переправившись подрывает ее. Отряд оторвался от преследования белых, потеряв при это почти всех людей. 17. ДЕВЯТНАДЦАТЬ Оторвавшись от белых отряд, решает идти на Тудо-Вакскй тракт, где находится мост. Что бы избежать засады, посылают вперед дозор состоящий из Мечика и Морозки. Мечика, ехавшего впереди поймали белогвардейцы, он смог убежать от них. Следом едущий Морозка погибает как герой, но при это предупредил своих товарищей о засаде. Завязывается бой, в котором гибнет Бакланов. От отряда остается всего 19 человек. Мечик остается один в тайге. Левинсон с остатками отряда выезжает из леса.

Которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения "Разгром" Фадеева. Анализ его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.

Итак, мы рассмотрели произведение, которое создал Фадеев анализ его были вам представлены. Надеемся, эта статья оказалась вам полезна.

Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

Морозка (Морозов Иван)

РАЗГРОМ
Роман (1927)

Морозка (Морозов Иван) — шахтер во втором поколении. Герою 27 лет; внешность его описывается по сходству с конем: «...такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив». С 12 лет М. работал на шахте, «не искал новых путей, а шел старыми, уже выверенными тропами». На фронте первой мировой войны шесть раз ранен, дважды контужен. По возвращении с фронта женился. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». В начале романа М. — капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в партизанский отряд Шалдыбы. Наблюдая бой партизан Шалдыбы с белогвардейцами, М. спасает одного из раненых партизан — Мечика. Через некоторое время, навещая жену Варю, работающую в госпитале, М. вновь видит Мечика, относясь-к нему с открытой иронией, а позже неприязненно вспоминает о нем как о пришедшем в революцию «на готовенькое». По дороге в отряд М. ворует на баштане дыни крестьянина Рябца, в конюшне которого стоит жеребец М. и который самого М. «в течение месяца кормил и одевал, как сына». На крестьянском сходе, собранном для обсуждения проступка М., командир взвода шахтер Дубов предлагает выгнать его из отряда. Потрясенный М. дает «шахтерское» слово, обещая исправиться. Приехав в госпиталь с письмом Левинсона, М. догадывается, что Варя влюблена в Мечика. «Мысль о том, что любовником его жены может быть такой человек, как Мечик», кажется ему очень обидной; он говорит Варе: «Не надо мне барских объедков», а затем ссорится с Мечиком и, не захватив ответного письма к Левинсону, уезжает. Во время бешеной скачки гнев М. остывает, и герой ощущает одиночество. Встретившийся дозорный сообщает ему, что в деревне началась паника при получении известия о приближении японцев. Подъехав к парому, М. видит толпу, стремящуюся как можно скорее переправиться через реку. В первый момент он испытывает желание в шутку напугать людей еще сильнее, однако вместо этого принимается успокаивать, «пока окончательно не расхолодил собравшихся».

Вернувшись в отряд, М. просит Левинсона перевести его из ординарцев в строй и отправляется во взвод Дубова. Ночью, услыхав за рекой стрельбу, М. будит Дубова; в отряде объявлена тревога, однако взвод Дубова приходит к месту сбора позже всех. Встретив Мечика в отряде, М., «к удивлению своему, не ощутил ни прежней злобы, ни ненависти». Он понимает, что Варя предпочла Мечика из-за его внешней «красивости». Размышляя о своей жизни, герой думает, что 27 лет прожиты им напрасно. Несмотря на то что у М. дед и «двое дядьков» в деревне, он говорит, что не любит мужиков: «...кровь другая: скупые, хитрые они». Однако подрывник Гончаренко возражает М.: «...гордиться нам не нужно перед мужиками». Под его влиянием М. постепенно меняется к лучшему, ощущает осмысленность собственной жизни.

В атаке убит конь М., и он, напившись пьяным, бродит по деревне с гармонью; встречая Мечика, предлагает тому выпить на «панихиде». Новый конь М., отбитый у белых, получает кличку Иуда за свой «неверный предательский вид». Ночью М. разыскивает Варя: он лежит на улице у плетня. Она хочет вести его в первую попавшуюся избу, однако М., поняв, что в этой избе стоит Гончаренко, испуганно отказывается. Варя ведет его на сеновал; происходит их примирение. Наутро М. испытывает чувство жгучего стыда перед товарищами. Когда наступают белые, взвод Дубова остается прикрывать отряд, а затем вместе с ним прорывается через трясину. М. и Мечика посылают в дозор, причем М. едет сзади. Надеясь на Мечика, он от утомления невнимателен; думает об «обетованной земле», которая — несмотря на высказывавшееся им презрение к крестьянству — «представлялась ему в виде большой и мирной, залитой солнцем деревни». Попав из-за Мечика в руки казаков, М. успевает трижды выстрелить, чтобы предупредить отряд, после чего погибает.

Все характеристики по алфавиту:

Роман А. Фадеева «Разгром» можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.

Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…

Морозка — рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы».

Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…

Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.

Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».

Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено».

Морозка же даже беседует со своим конем: «- Мишка-а…у-у… Сатана-а… — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка… у-у… божья скотинка…»

Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.

Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…

Более того, Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.

А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.

Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.

Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.

Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело» не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.

Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.

Два героя романа «Разгром» — Морозка и Мечик — антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.