Словесный портрет архип из романа дубровский. Глава VI Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку




Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Сюжет. Композиция. Подготовка к сочинению». Цели урока: расширить представления учащихся об исторической эпохе 19 века; рассмотреть историю любви героев; развить представления о композиции и сюжете произведения; научить отбирать материал к сочинению, характеризовать героев. Вид: комбинированный урок. Тип: формирование новых знаний. План урока. 1. Организац. момент (1 мин.). 2. Проверка домашнего задания (15 мин.). 3. Работа по теме урока (20 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Запись темы урока в тетрадь. 2. Проверка домашнего задания Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян Беседа Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце». Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали». Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным? Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно. Глава V После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться. Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя? Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество». В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».) Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова. Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из

2 толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение. Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина? Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя. Глава VI Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих. Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду. Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной: «Архипушка, говорила ему Егоровна, спаси их, окаянных, Бог тебя наградит. Как не так, отвечал кузнец». Где мы уже слышали эти слова? Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 96 учебника). Составьте устный рассказ по этому рисунку. На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая. Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу. Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Вывод: Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было. 3. Работа по теме урока. Подготовка к сочинению.

3 1. Сюжет. Композиция. Роман. * Сюжет последовательность и связь событий в художественном произведении. (с. 156). - Зачем автор нарушает временнýю последовательность событий, т. е. последовательность изложения сюжета? Пушкин нарушает временнýю последовательность событий, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряженный интерес читателей. Читаем статью учебника «Композиция» (с. 155). Выписываем определение композиции. * Композиция это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Скажем ученикам, что на следующем уроке они закончат изучение первого романа, который входит в школьную программу. Прочитаем в учебнике определение романа (с. 156) и выпишем его себе в тетрадь. * Роман большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Действительно, в романе «Дубровский» изображены дворяне богатые и бедные, чиновники судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие. В романе показаны два поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие? Троекуров жил в эпоху крепостного права и по своему рождению принадлежал к дворянампомещикам, владевшим сотнями крепостных. Сознание своей власти над окружающими людьми, безнаказанности, раболепство, лесть окружающих, привычка считать себя выше других людей и ни с кем, кроме себя, не считаться, праздность, возможность выполнять все свои прихоти и капризы сделали его эгоистом и самодуром. 2. Романтическая история любви Владимира и Маши. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от планов мести? Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу. Почему? Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю? Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа? Как Маша продумывала свое поведение на свидании? Удалось ли ей вести себя так, как она хотела? Найдите слова Дубровского, объясняющие отказ от мщения. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому? Шестиклассники могут не сразу понять, что означает обещание не отвергнуть преданности. Расскажем им о том, что в средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической. Почему Дубровский был вынужден бежать из Покровского? Как расстался Троекуров со своими гостями? Попросим учеников вспомнить, как Троекуров приказал запереть ворота, чтобы гости не смогли уехать домой в день храмового праздника в Покровском. Сопоставим этот поступок с тем, как Троекуров в одиннадцать часов, будучи не в духе, разогнал гостей по домам. Сделаем вывод о деспотизме и самодурстве Троекурова. Примерный план сочинения. 1. Вступление. Время, отражённое в романе. 2. Троекуров и А. Дубровский. 3.Проблема защиты человеческого достоинства 4. Кто виноват в том, что Дубровский стал разбойником? 4. Подведение итогов урока. 5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: с (пересказ), подготовиться к сочинению.

4 Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: «Р.р. Классное сочинение «Защита человеческой личности в романе «Дубровский». Цели:. План урока. 1. Организац. момент (1 мин.). 2. Написание сочинения в черновик (20 мин.). 3. Написание сочинения в беловик (15 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Запись в тетрадь названия сочинения и плана. 2. Написание сочинения в черновик. Учитель индивидуально консультирует учащихся. 3. Написание сочинения в беловик. Учащиеся самостоятельно переписывают сочинение в тетрадь. 4. Подведение итогов урока. Учитель собирает тетради по литературе. 5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: подготовиться к итоговому тестированию по творчеству А.С. Пушкина.

5 Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А.С.Пушкина «Дубровский». Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. Троекуров типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша натуры благородные, искренние, чистые и честные. Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков. Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны». Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком. Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А.С.Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».


Открытый урок литературы в 6 классе А.С.Пушкин «Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин Детский портрет А.Пушкина Публичный экзамен в Царском Селе Михайловское - имение матери А.Пушкина Сергей Львович Пушкин

А. С. Пушкин «Дубровский» Незавершенный роман. Часть I Кирила Петрович и Андрей Гаврилович. Ссора. Что такое русское имение, кого называли помещиком, почему из имения можно были не выезжать годами? Имение

Тема 23. Александр Пушкин. Роман «Дубровский» (продолжение) Тема мести и милосердия в прозе Пушкина Сегодня мы продолжим обсуждать главы романа А. С. Пушкина «Дубровский». Обсудите устно вместе с учителем:

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Сочинение на тему можно ли назвать дубровского благородным разбойником Простила. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом, способным на мы можем Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение)

26 сен 2011. Формирование представлений об историческом развитии литературы... инсценировок (эпизод из романа А. Пушкина «Дубровский»). 98812031774976 Анализ эпизода Пожар в Кистеневке. В романе «Дубровский»,

Пушилина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 36, Новосибирская область, город Новосибирск Музыка души (Интегрированный исследовательский

Пояснительная записка к уроку. Учитель: Жернова Надежда Викторовна Тема самообразования «Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Предмет: литература. Количество часов в

Хакуашева Марина Мухамедовна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г.п. Терек» Кабардино-Балкарская Республика СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНОГО

Урок-путешествие По страницам романа А.С. Пушкина «Дубровский» 1 станция «Пушкинская» П. В. Нащокин А. С. Пушкину Из истории создания романа «Дубровский» Художник Б. М. Кустодиев Роман не был завершѐн

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

5 ноя 2013. В данный момент вы видите - 6 класс сочинение дубровский.. Когда Троекуров приехал во двор, старший Дубровский сидел возле окна и,. программой по сочинение день знаний литературе, рекомендованной.

МЕТЕЛЬ 1 1. В конце" 1811 го"да жил в своём поме"стье 2 Ненара"- дове до"брый Гаври"ла Гаврилович Р**. Он был о"чень гостеприи"мный челове"к; сосе"ди ча"сто е"здили к нему" поесть, попи"ть, поигра"ть в

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

МОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района белгородской области» Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» Учитель: Курлыкин А.И. 2008 г. Пояснительная

М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Музыка Александра Осипова Для ансамбля русских народных инструментов Апрель 015 г. От автора Поэма М. Ю.

Сочинение на тему евгений онегин сын своей эпохи Именно Евгений Онегин явился тем произведением, на котором Пушкин как Сочинение Евгений Онегин сын своей эпохи Евгений Онегин. в теме сочинения вас просят

Урок-путешествие По страницам романа А.С. Пушкина «Дубровский» Сергеева Н. Н., учитель филиала МБОУ «Возрожденская СШ» Озерской ОШ 1 станция «Пушкинская» П. В. Нащокин А. С. Пушкину Из истории создания

Конспект урока чтения, 8 класс. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 часа). Цель урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Тема 56. А. Твардовский «Василий Теркин». Подготовка к сочинению типа «анализ эпизода» Завершать разговор об уникальной поэме Александра Трифоновича Твардовского мы будем по традиции сочинением. Для такой

Проза как бы отступала на второй план.. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом,. то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и... Скачать

Эйлин Фишер: «Попросите, чтобы Я вошел в неспокойные ситуации» Следующее общее пророческое слово было дано Эйлин Фишер 30 июля 2013 года во время ее еженедельной Пророческой школы Святого Духа, собирающейся

Сочинение на тему недоросль семья простаковых Распечатать сочинение Анализ Недоросль Фонвизина Д И ТВОРЧЕСТВО Д.И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых - Скотининых в комедии комедии, действие как бы выносится

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема. Проблема любви и счастья в произведениях А.С.Пушкина Задачи: 1. Активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями А.С.Пушкина; рассмотреть

3) Задания и ответы на задания отборочного этапа олимпиады для учащихся 8-9 классов Тестовая часть: 1.Укажите статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой воспроизведен смысл древнеримского

20 сентября 2017 Хаустова Д.А. Система смарт-заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Печать Хаустова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы в 5-6 классах (из опыта работы учителя) Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А., высшая квалификационная категория Слайд

28 ВОПРОСОВ О ЛЮБВИ 151 ответ на вопросы о... 1 Может ли Бог проговорить девушке, что тот или иной человек будет ее мужем, тогда как девушке тот человек совсем не нравится, он не в ее вкусе? Бог никогда

ГОУ СОШ 262 Г. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ МО учителей русского языка и литературы УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ УМК М.Г.БЕЛОВОЙ УРОК 38 ТЕМА 9 Роман как эпический жанр. А.С.Пушкин «Дубровский». ЗАНЯТИЕ 7 Любовь в романе

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

Ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев

Краткое содержание Том III Часть вторая «Война и мир» Толстой... Изрядно выпив, Ростов предлагает тост за доброго, обворожительного и великого человека, за Александра... Сочинение почему Дубровский стал

27 сен 2013. Скачать; Получить код. Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы XI XVI).. Темы сочинений по роману «Дубровский». 1147112995 реферат скачать бизнес план предприятия сочинение на тему я

Сочинение на тему был ли выбор у понтия пилата Тема выбора в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита Роман Н.А. Это был рассказ про Понтия Пилата, всевластного прокуратора. В своем. Награжден был не только

Класс: 5 В.Я.Коровиной. Москва: «Просвещение», 2007. Учебник: «Литература. 5 кл.». В 2 ч./под ред. В.Я.Коровиной. Авторы-составители: 1. Введение (1ч.) 2. Устное народное творчество (6 ч.) 3. Древнерусская

Ru: сочинение Дубровский с планом для 6 класса. 388361699 29 окт 2004... Женя Ярошенко Представляем сочинение ученицы 6 класса Ярошенко Евгении на тему: Дубровский - разбойник или жертва?. 2. Сочинение

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Автор: О.И.ГИЗАТУЛИНА, учитель русского языка и литературы г. Гулистан, Узбекистан На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества.

Эссе по литературе Тема работы «Анна Каренина и Эмма Бовари сравнительный анализ женских образов» Выполнила: Сокольская Ирина Павловна учащаяся 11 класса ГБОУ СОШ «ОЦ» с.лопатино Руководитель: Анищенко

ЛИТЕРАТУРА Календарно-тематический план 7 класс Наименование разделов и тем Всего часов Дата Примечание ВВЕДЕНИЕ (ч) Роды и жанры художественной литературы ФОЛЬКЛОР (5 ч) 2 Жанры фольклора. 3 Знакомство

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г.мичуринска» Урок литературы в 6-ом классе по теме: «Нравственные уроки В.Распутина (по повести «Уроки французского»)».

Сомова Ольга Вячеславовна г. Санкт-Петербург, ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», отделение очно-заочного и дистанционного обучения, учитель русского языка и литературы Особенности работы

ГОУ ЦПМСС «Личность» учитель-логопед Дягилева Е.А Развитие связной речи младших школьников с ОНР и ЗПР. Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными

Аннотация к рабочей программе Класс: 5 Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень)

Сочинение на тему бой за человека в трагедии фауст Трагедия Фауст Иоганна Вольфганга Гете: краткое содержание Оно должно приносить человеку радость и веселье, а сделать это лучше всего, брат Валентин.

Протоиерей Владимир Воробьев Слово на отпевании Виталия Владимировича Лукина 11 июля 2014 г. 1/5 Провожая усопших, мы поем прокимен: «Блажен путь, в онь же идеши днесь душе», «Блажен, его же избрал и приял

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

Л.Н.Толстой 1829 1910 Рассказ «После бала» (1903). Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ После бала выходит далеко

Аннотация к рабочей программе по литературе Класс: 5 Уровень изучения учебного материала: базовый УМК, учебник: Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного

Закирова Регина Константиновна, учитель начальных классов Тема урока: Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Цели урока: Образовательные: Формировать навыки написания сочинения, формирование

Сочинение на тему прав или виноват раскольников Но то, что человек не может не согрешить, а значит, виноват перед Богом, более или менее самоочевидно. ли сумел бы столь убедительно изобразить Раскольникова

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Становясь одной плотью: Божий план семьи. Оставить отца и мать 4B / 8 Ведущие: Авель Волошин, Александр. Музыка/Объявление передачи Здравствуйте! Добро пожаловать на программу «Семейная жизнь». Спасибо,

Классный час. Все мы разные, но общего в нас больше. Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания Этот классный час строится в форме диалога. В начале классного часа ребята садятся

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Тема 59. Е. Шварц «Голый король». Старая сказка на новый лад Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным сказочником ХХ века Евгением Львовичем Шварцем и с его пьесой-сказкой «Голый король». Эта

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

Вступ: За последние несколько воскресений, мы разобрали четыре важных вопроса, которые выясняются до помолвки: 1. Являетесь ли вы духовно возрастающими христианами? 2. Подходите ли вы по-библейски к разрешению

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть

Сочинение рассуждение на тему нужен ли базаров россии сочинение на тему евгений базаров новый герой или трагическая я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Последние слова

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

Прокуроры двух эпох: Андрей Вышинский и Роман Руденко... промышленности и облегчить восстановление капитализма в СССР»... 31 июля 1938 года следователю пришлось даже составить акт по поводу его поведения,...

Тематическое планирование уроков развития речи в 7-11 классах в ГБОУ СКОШИ 65 7 класс Умение участвовать в беседе, реагируя на предшествующие высказывания и дополняя информацию новыми фактами. Использование

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Неделя науки 2017 Соотношение добра и зла в повести А. Грина «Алые паруса» Подготовила: Никулина Виктория, 8 класс

Класс: 5 В.Я.Коровиной. Москва: «Просвещение», 2010 г.. Учебник: «Литература. 5 кл.». В 2 ч./под ред. В.Я.Коровиной. Авторы-составители: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: «Просвещение»,

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

Сочинение на тему я человек свободного общества Я работаю сам, и почему-то должен отдать часть государству? Почему? Мы предлагаем разобрать эту тему в виде эссе по обществознанию свобода, задание С9. Свободным

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», - время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.

Особенно тяжело было крепостным у таких помещи­ков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избало­ванного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, кото­рые должны были заниматься рукоделием, насильно выда­вал их замуж по своему усмотрению. В то же время соба­кам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и свое­нравно», те боялись барина, однако надеялись на его по­кровительство в отношениях с соседями.

Совсем другие взаимоотношения сложились с крепост­ными у соседа Троекурова - Андрея Гавриловича Дубров­ского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали при­езда сына Андрея Гавриловича - молодого Владимира Дубровского.

Случилось так, что ссора между бывшими друзьями - Дубровским и Троекуровым - привела к передаче иму­щества первого (вместе с домом и крепостными) Троекуро­ву. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело пере­живший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.

Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозя­евам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защи­щать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старо­го барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя засту­пился за приказных, которые приехали разъяснить поло­жение дел после передачи имущества. Крестьяне уже со­брались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда моло­дой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.

Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправед­ливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяс­нил, что он «пришел... было проведать, все ли дома», но после честно признался в своем глубинном желании: «всех бы разом, так и концы в воду».Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен помес­тья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уве­рен и в том, что «не приказные виноваты».

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достал­ся чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить прове­рить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожи­данной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь поги­бает, а вы сдуру радуетесь».

Кузнец Архип - сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Гри­горий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «сла­вился умом, отважностью и каким-то великодушием». Про­винившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестоко­стью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубров­ским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримири­мую борьбу со своими угнетателями

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг.) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу. Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения. «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой. Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику. «Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы. Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами. «Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорит Пушкин, - он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству. И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость. Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым "они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях". Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения. Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он "не мог удержаться от некоторой зависти" при виде псарни Троекурова. Его "суровый" ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов. Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши. Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде. : он "топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя".

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной. В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать. Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера). Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину. И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип. В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа. И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, - сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности. Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством. Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.

Том первый

1833

Глава VI

«Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перилы в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец все утихло.

Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам. Владимир разорвал их, не читая. Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода (1) и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги; в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство насчет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили одиннадцать. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух рома слышался по всей комнате. Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю - двери были заперты. Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу, - ключ лежал на столе, Владимир отворил дверь и наткнулся на человека, прижавшегося в угол - топор блестел у него, и, обратясь к нему со свечою, Владимир узнал Архипа-кузнеца. «Зачем ты здесь?» - спросил он. «Ах, Владимир Андреевич, это вы, -отвечал Архип пошепту, - господь помилуй и спаси! хорошо, что вы шли со свечою!» Владимир глядел на него с изумлением. «Что ты здесь притаился?» - спросил он кузнеца.

Я хотел... я пришел... было проведать, все ли дома, - тихо отвечал Архип запинаясь.

А зачем с тобою топор?

Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники - того и гляди...

Ты пьян, брось топор, поди выспись.

Я пьян? Батюшка Владимир Андреевич, бог свидетель, ни единой капли во рту не было... да и пойдет ли вино на ум, слыхано ли дело, - подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора... Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду.

Дубровский нахмурился. «Послушай, Архип, - сказал он, немного помолчав, - не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети-ка фонарь ты, ступай за мною».

Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца и пошли около двора. Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. «Кто сторожа?» - спросил Дубровский. «Мы, батюшка, - отвечал тонкий голос, - Василиса да Лукерья». - «Подите по дворам, - сказал им Дубровский, - вас не нужно». - «Шабаш», - промолвил Архип. «Спасибо, кормилец», - отвечали бабы и тотчас отправились домой.

Дубровский пошел далее. Два человека приблизились к нему; они его окликали. Дубровский узнал голос Антона и Гриши. «Зачем вы не спите?» - спросил он их. «До сна ли нам, - отвечал Антон. - До чего мы дожили, кто бы подумал...»

Тише! - перервал Дубровский, - где Егоровна?

В барском доме в своей светелке, - отвечал Гриша.

Поди, приведи ее сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось кроме приказных, а ты, Антон, запряги телегу.

Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных, никто в доме не смыкал глаза.

Никого, кроме подьячих, - отвечал Гриша.

Давайте сюда сена или соломы, - сказал Дубровский.

Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.

Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню!

Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину.

Постой, - сказал он Архипу, - кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.

Архип побежал в сени - двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так, отопри!» - и возвратился к Дубровскому.

Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.

Ахти, - жалобно закричала Егоровна, - Владимир Андреевич, что ты делаешь?

Молчи, - сказал Дубровский. - Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином.

Отец наш, кормилец, - отвечали люди, - умрем, не оставим тебя, идем с тобою.

Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла трещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим, помогите, помогите». - «Как не так», - сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. «Архипушка, - говорила ему Егоровна, - спаси их, окаянных, бог тебя наградит».

Как не так, - отвечал кузнец.

В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли.

Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

Теперь все ладно, - сказал Архип, - каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть.

В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, - со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. «Чему смеетеся, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущенной дворне, - мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».

Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки.


1) то есть во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Одно из самых известных произведений Пушкина - "Дубровский". В отзывах отмечается, что это, пожалуй, самый известный отечественный "разбойничий" роман. В нем рассказывается о любви между Владимиром Дубровским и Марией Троекуровой. Оба - потомки двух богатых, но враждующих семейств. Пушкин писал этот роман в 1833 году, за несколько лет до гибели. Он его не обработал для печати и так и не окончил.

Роман "Дубровский"

Роман "Дубровский", по отзывам, позволяет в полной мере оценить мастерство Пушкина как прозаика. Повествование начинается в поместье под названием Покровское. В нем живет известный в округе и достаточно состоятельный барин Кирилл Троекуров. Он отличается крутым нравом, из-за которого его недолюбливают все соседи. Исключение одно: бедный помещик, живущий по соседству, Андрей Дубровский. Раньше они вместе служили в армии. Оба стали вдовцами.

Сын Дубровского служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая пока живет с отцом.

Троекуров часто подумывает о женитьбе детей, но все меняется после внезапной ссоры между двумя друзьями. Дубровский при этом ведет себя гордо и независимо, что не оставляет никаких шансов на примирение.

Троекуров, чтобы отомстить, устраивает суд, целью которого является лишить Дубровского поместья.

Суд

О романе Пушкина "Дубровский" краткий отзыв посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю отыскать "законный" путь в этом беззаконии.

В итоге на суде оглашается решение, полное юридических казусов, но присуждающее имение Дубровского Троекурову. Здоровье бедного помещика ухудшается. Его крепостная Егоровна пишет Владимиру в Петербург, чтобы тот приехал поддержать отца.

Владимир застает отца уже на смертном одре. Троекурова мучит совесть. Он приезжает извиниться, но Дубровского при виде бывшего друга разбивает паралич. Владимир выгоняет богатого помещика. В это мгновение Дубровский-старший умирает.

Новый хозяин поместья

Отзыв о рассказе Пушкина "Дубровский" следует посвятить тому, что это произведение о невероятном беззаконии, которое не всегда можно победить с помощью закона и даже силы.

После похорон приставы приезжают в имение Дубровского, чтобы исполнить решение суда. Крестьяне отказываются им подчиняться, только Владимир спасает чиновников от народной расправы.

"Дубровский", по отзывам, - роман, в котором Пушкин описывает идеального романтического героя. Им является Владимир. Он красив, силен, но при этом не приемлет несправедливости и беззакония. Ночью он отговаривает кузнеца Архипа убить приказных. Вместо этого решает навсегда уехать из имения, а дом напоследок сжечь, чтобы не достался никому. Он приказывает кузнецу открыть все двери, чтобы приказчики без труда спаслись. Но Архип его не слушает. В итоге Владимир поджигает дом и быстро уезжает. Он даже не подозревает, что в огне гибнут все приказные.

Под подозрением

У Пушкина в "Дубровском", по отзывам, большую роль играет правоохранительная и судебная система. Чиновники этих ведомств снова выходят на первый план, когда оказывается, что Владимир - главный подозреваемый в убийстве и поджоге.

Вскоре в губернии появляется банда разбойников, которые грабят всех подряд. Не трогают только людей Троекурова. Многие подозревают, что руководит лихими людьми подавшийся в бега Дубровский. В отзывах отмечается, что многие просто убеждены в этом.

В это время в поместье Троекурова появляется учитель мсье Дефорж для маленького Саши. Француз влюбляется в Марию, но та не отвечает ему взаимностью.

В отзывах о романе "Дубровский" отмечается, что девушка меняет к нему свое отношение после того, как француз убивает медведя, оказавшись с ним взаперти в одной комнате. Так традиционно любили подшутить над гостями в доме Троекурова.

Все говорят о Дубровском

На праздник в доме Троекурова собираются гости. Речь заходит о Дубровском. Оказывается, что он благородный разбойник. Одна дама сообщает, что ее приказчик сначала сообщил об ограблении Владимиром. Однако потом выяснилось, что когда Дубровский прочитал письмо и узнал, что мать посылает деньги сыну, то не стал никого грабить. Приказчик же сам хотел утаить 2 000 рублей.

В завершении праздника на балу Дефорж танцует с Машей. Один из гостей остается ночевать в доме Троекурова, просится в комнату к Дефоржу, так как наслышан о его храбрости, и рассчитывает на защиту в случае ограбления.

Среди ночи Дефорж с пистолетом отбирает у помещика все деньги. Выясняется, что он и есть Дубровский. Последний подкупил учителя на почтовой станции за 10 000 рублей. С документами француза он приехал в дом Троекуровых.

Помещика Спицына он ограбил не случайно. Накануне тот признался, что лжесвидетельствовал в суде против его отца. Наутро Спицын уезжает, не сказав никому ни слова.

Мария и Дефорж

В отзывах по произведению "Дубровский" отмечается, что вскоре Маша начинает испытывать любовь к французу. Однажды она получает от него записку с просьбой о свидании. В условленном место он сообщает ей о своем скором отъезде. Напоследок признает, кто он такой на самом деле.

Дубровский успокаивает испуганную девушку, уверяя, что давно простил ее отца. Вернувшись в дом, она узнает, что Дубровского раскрыл и Троекуров. А побег учителя только подтвердил его подозрения.

Спустя год

В отзывах о произведении Пушкина "Дубровский" отмечается, что автор делает временное отступление длиной в год. В следующей главе рассказывается, как на лето в соседнее к Троекурово поместье Арбатово приезжает из-за границы князь Верейский. Маша поражает его своей красотой.

Через несколько дней Маша тайно получает письмо от незнакомца. Не успев его прочитать, оказывается в кабинете отца, где узнает, что Верейский сватается к ней. Она плачет, но Троекуров не обращает на это внимания. От предстоящего брака она приходит в ужас, а в письме видит только одну фразу: "Вечером в 10 часов на прежнем месте".

Ночное свидание

В отзыве о книге "Дубровский" читателями отмечается, с какой точностью и скрупулезностью Пушкин описывает отношения молодых людей. На свидании Дубровский уговаривает Машу принять его покровительство.

Девушка надеется избежать брака, достучавшись до сердца отца с помощью просьб. В крайнем случае она просит Дубровского приехать за ней и обещает стать его супругой. Перед расставанием Владимир дарит девушке кольцо. Это их условный знак. В случае бед ей будет достаточно оставить кольцо в дупле, тогда он явится вновь.

Тем временем в поместье Троекурова вовсю готовятся к свадьбе. Маша пишет письмо Верейскому, уговаривая его отказаться от ее руки, потому что она не любит его и никогда не будет с ним счастлива. Но все происходит ровно наоборот.

О письме узнает Кирилл Петрович. Он приходит в ярость и решает ускорить приготовления, а свадьбу сыграть уже на следующий день. Напоследок Маша грозится, что обратится за помощью к Дубровскому. Услышав это, отец запирает ее.

Маша взаперти

На помощь Маше приходит ее младший брат, который соглашается отнести кольцо в дупло. Саша все исполняет в точности. Но то, как он что-то прячет в дереве, видит какой-то оборванец. Между мальчишками начинается драка, Сашу спасает только садовник. Оборванца ловят и ведут для разбирательств.

Навстречу им попадается Кирилл Петрович, которому Саша под угрозами рассказывает о поручении, которое дала ему сестра. Троекуров посылает за исправником.

Наступает день свадьбы. Машу везут в церковь, где ее уже ожидает жених. Начинается венчание, последние надежды девушки на чудесное спасение исчезают. По дороге из церкви в Арбатово карету с молодыми окружают вооруженные люди. Главный среди них - человек в полумаске. Он открывает дверь кареты и объявляет Маше, что она свободна. Узнав Дубровского, князь стреляет в него из пистолета и ранит. Вооруженные люди намереваются убить князя, спасает Верейского только заступничество Владимира.

Дубровский уговаривает Машу поехать с ним, но девушка объявляет, что уже поздно. Дубровский теряет сознание, сообщники увозят его.

В завершении романа описывается разбойничий лагерь, состоящий из нескольких шалашей. В одном из них старуха просит караульщика, который горланит песни про бандитов, помолчать, потому что барин спит. В самом шалаше находится раненый Дубровский.

В это время в лагере объявляют тревогу. Все отправляются на исходные позиции, вооружаются. Караульные сообщают, что в лес вошли солдаты. Начинается кровопролитное сражение. Победу в нем одерживают разбойники.

Спустя несколько дней ушедший от возмездия Троекурова Дубровский собирает всех своих сподвижников и сообщает, что намерен их покинуть. Он исчезает в неизвестном направлении. По слухам, уезжает за границу.

На этом роман Пушкина обрывается.