Трофимов в пьесе вишневый сад. А




Петя: Да, я облезлый барин...

Я свободный человек.

А. П. Чехов. Вишневый сад

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - "эмоцио" и веривший только в науку - "рацио". Это "новые" и "особенные" люди Чернышевского: "разумные" эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: "К топору зовите Русь".

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в "поношенном мундире, в очках", "вечный студент", как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в каком-нибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. "Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!" Практически вся жизнь Пети осталась "за кадром", видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

"Должно быть, я буду вечным студентом", - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что "студент" - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, лучшей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: "Пожалейте меня, хороший, добрый человек", и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит, в общем-то, ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: "... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!"

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: "... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен".

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они "выше любви", сердится на Варю, которая следит за ними: "Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости". Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения "мелких", "призрачных", "пошлых" чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют "смешным человеком", "смешным чудаком", "недотепой". Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов для спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо "я" - "мы". Он верит в свою звезду и в звезду своей России: "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!" Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А "мечта прекрасная" - всегда неясная. Особенно в России.

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч- шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрач- ных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой». Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов ддя спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.

Споры о Пете Трофимове нача-лись уже давно — с момента по-явления «Вишневого сада» на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, напри-мер, отнесся к Пете с немалым подозрением: «...для меня облезлое "лучшее будущее" — что-то непонят-ное и ненатуральное».

А критик-большевик В. В. Боровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поко-ления, способного пойти на борьбу с враждебной средой.

Вот еще одно столкновение мнений, которое дол-жно побудить вас или принять чью-то сторону, или выработать собственную точку зрения. Итак, что вы думаете о Пете, о его взглядах, позиции, отношении к другим действующим лицам пьесы?

Почти у каждого героя «Вишневого сада» есть свои звездные минуты, когда они как бы взмывают вверх, оказываются выразителями высоких и благо-родных идей, на самом деле близких автору. Есть свои взлеты и у Пети Трофимова, но есть у него и падения. В этом отношении знаменательным являет-ся эпизод в третьем действии, когда Петя упал с лестницы: хотел забраться вверх, выше других — и упал, покатился вниз. «Высокое» и «низкое», серьез-ное и смешное в образе Пети слиты воедино.

Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью рассказывает о тяжелой жизни рабочих, упрекает интеллигенцию в бездействии. Но Чехов принципиально избегает однозначных решений. Мо-жет быть, особенно ясно это проявилось в его изображении Пети. Казалось бы, в задачу писателя вхо-дило вызвать у зрителей чувство симпатии к образу студента-демократа, подвергавшегося неоднократно пре-следованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен, призы-вающего к неустанной работе во имя приближения прекрасного будущего.

Все это так, но слишком уж велик диапазон ко-лебаний Пети Трофимова. Как-то странно уживают-ся воедино в нем восхищение абстрактным челове-чеством, которое идет вперед, и презрение к конк-ретным людям, призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная кон-статация всеобщей испорченности, а отсюда,— и не-верие в человека: «В своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив». Не связано ли последнее обстоятельство с тем, что сам Петя в душе крайне недоволен собой? Жизнь проходит, а ему, собственно, так и не удалось ничего сделать. После долгой разлуки Раневская с печалью говорит ему: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?» — на что Трофимов отвечает: «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

И еще одно важное обстоятельство. Из списка действующих лиц мы узнаем отчество Трофимова: «Петр Сергеевич». Но в пьесе так его называет только Дуняша, горничная. Все остальные зовут его уменьшительным именем — Петя. К Лопахину, на-пример, Раневская обращается исключительно по имени и отчеству. Но студент Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской, так и остался в глазах обитателей усадьбы умным мальчиком, из-лишне склонным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам.

У Пети и у Гаева, двух явных и несомненных антагонистов, есть одна объединяющая черта: неумес-тность их речей. То, что они говорят, вообще-то само по себе бывает иногда и серьезно, и умно, но, как правило, они выбирают самое неподходящее время для своих выступлений. То Гаев начинает рассуждать в ресторане с половыми о декадентах, то Петя, оставшись наедине с Аней, произносит та-кую речь, словно он выступает на митинге, перед многочисленной толпой единомышленников: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

И Аня, всплескивая руками, восклицает: «Как хорошо вы говорите!» Как видим, и в пьесах бы-вает ощутима авторская ирония.

И еще один аспект, помогающий нам лучше уяс-нить авторскую оценку Пети Трофимова. Это лю-бовь, которая всегда была серьезным испытанием для чеховских героев. Как же справился с этим испытанием «вечный студент»?

Не показалось ли вам, что Петя Трофимов любит Аню нежной и трепетной любовью? Не случайно же в конце первого действия звучат вслед Ане взвол-нованные слова молодого человека: «Солнышко мое! Весна моя!»

Но в дальнейшем о любви речи нет, так что со-вершенно напрасно Варя так бдительно следила за молодой парой. А возмущенный Петя восклицает: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!»

Эти слова компрометируют Петю едва ли не сильнее падения с лестницы и старых калош. О ка-кой, собственно говоря, пошлости идет речь? Неуже-ли для него любовь — пошлость?

Так проявляется ограниченность Пети, по край-ней мере в области человеческих чувств. Вполне за-кономерно, что он не способен понять и человечес-кое горе Любови Андреевны, которая доверчиво раскрывает перед ним свою душу. Насколько же она в разговоре с Петей подавляет его своей человеч-ностью, искренностью, незащищенностью. По сравне-нию с ней Петя в этой сцене какой-то замкнутый, нечуткий.

Имя Раневской — Любовь, имя Трофимова — Петр, что значит «камень». Нет у Пети настоящего чело-веческого сочувствия к страданиям и мучениям дру-гого человека. Вознесся он «выше любви», а на самом деле это означает, что он стремится себя поставить и выше вишневого сада, и выше красоты («Я не желаю быть красавцем»), и вообще выше всех людей.

Наконец, очень важно отношение Пети Трофи-мова к вишневому саду. Для Пети вишневый сад — признак чужой, враждебной культуры, это то прош-лое, с которым необходимо покончить, уничтожив его: в этом будет заключаться искупление старых грехов.

И наивная Аня доверчиво принимает логику Пети Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, что на земле нет лучше места, чем наш сад». Материал с сайта

Опасность проповеди Пети Трофимова велика. С позиций имеющегося исторического опыта мы знаем, к каким тяжелым последствиям могут привести призывы к уничтожению красоты на земле.

Правда, Петя и Аня вместо старого сада, судьба которого не вызывает у них ни малейшего сожа-ления, охотно говорят о новом, еще более роскош-ном и красивом. Утешая рыдающую Любовь Анд-реевну, Аня обещает ей: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Разумеется, Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональ-ное, восторженное упование на прекрасное будущее, которое, как Ане кажется, уже совсем рядом и построить которое очень легко и просто. Слишком легко, слишком просто... И не в этом ли еще один урок пьесы — предостережение, важное не только для демократической молодежи начала XX в., но и для последующих поколений?

Одну школьницу спросили: в чем она видит связь чеховской пьесы с сегодняшним днем? Что ее больше всего поразило и взволновало? Она ответила: «Петя, во-первых. Я немножко похожа на Петю. Так же категорична в суждениях. Спектакль оста-навливает: стойте, оглянитесь, подумайте, что мы рубим, что мы делаем. Петя и Аня — у них нет базы, как и у нас. Мы относимся к тем, которые бегут вперед. Впереди якобы самое важное, а по-зади-то, оказывается, вишневый сад!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика пети трофимова вишневый сад
  • петя трофимов цитаты
  • вишневый сад Трофимов отношения к саду
  • в чём выражается противоречивость характера Пети Трофимова? почему автор относится к нему с иронией?
  • почему речь пети и ани не вызывают доверия

/ / / Образ Пети Трофимова в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Петр Трофимов в произведении предстает перед читателем в образе бывшего учителя сына . Мальчик в юном возрасте утонул, а Петр после этого несчастного случая, так и остался жить в поместье. Его называли по-разному, и «вечным студентом» и «облезлым барином» за его внешний и внутренний мир.

Мужчина очень любит высказывать свою точку зрения, считая ее истиной. На деле же его слова порой противоречат его же действиям. Он с осуждением и буквально с ненавистью относится к помещикам, к старому режиму. Однако мужчина покидает усадьбу лишь тогда, когда она переходит в «распоряжение» .

Петр любит очень любит рассуждать вслух. Причем для мужчины важно лишь то, чтобы его собеседник внимательно слушал и не перебивал. В своих высказываниях он осуждает человечество за «нечистоплотность», моральное разложение, пьянство, лень. Он не умеет прощать, и буквально винит юную Анну, за то, что ее предки были когда-то помещиками. Мужчина стыдит девушку за то, что она тоже привыкла жить на всем готовом.

Трофимов с презрением относится к нынешним дворянам, за то, что они перестали развиваться, ценить искусство и даже соблюдать этикет. Их уровень образования не соответствует занимаемому положению.

В своем ночном разговоре с Анной, под цветущими вишнями, Петр призывает девушку к свободе. Он считает, ее «рабой» старого режима, материнских предрассудков и мещанства. Он внушает девушке все забыть и оглянуться по сторонам, чтобы увидеть счастье.

Анна влюблена в речи Петра. Ей хочется проводить больше времени с мужчиной, который хочет показать ей другой мир, другую жизнь. Но хочет ли этого сам Петр?! Он заявляет девушке, что их отношения выше любви. Но тогда зачем он морочит ей голову? Или мужчина просто нашел в жизни единомышленника? По сути, выходит хороший «тандем». Петр – любит много говорить, – с упоением его слушает.

А чему он может научить девушку? Так яростно высказываясь и осуждая лень в других, он ничего не хочет делать. Мужчина без дома, работы, даже с учебы его дважды отчисляли. Может ли он стать хорошим примером для подражания?

Призывая к светлому будущему, он даже не может внятно сформулировать с чего начать?! Если, к примеру, вырубить так ненавистный ему вишневый сад, что будет находиться на его месте? Просто уничтожить, стереть с лица земли все прошлое и никогда о нем не вспоминать. Зачем?! Как это изменит общество и повлияет на его нравственность? Таким образом, Чехов показывает просто фанатика. Причем в голове мужчины заложена программа ненависти, уничтожения, искоренения.

Автор, не делает из Петра «физического агрессора». Он рисует человека, который своими высказываниями может «подорвать» только не сформировавшуюся психику, так сказать «завербовать» юнцов. Взрослому поколению его мысли не понятны, а пламенные речи, порой кажутся глупыми.

Петр, по сути мелочный. И хотя мужчина на словах пытается доказать обратное, на деле все обстоит иначе. Он ужасно огорчен утрате своих старых калош, и кода Варя их случайно находит, в персонажа вновь вселяется счастье. В этом и вся суть Трофимова, он много говорит, а главное противоречит сказанному.

Особое место среди персонажей комедии "Вишневый сад" занимает Петр Трофимов. Он - бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а "только работать".
Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину".
Трофимов обличает "грязь, пошлость, азиатчину", критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: "Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!"
Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до "высшей правды", Трофимов уверенно отвечает: "Дойду или укажу другим путь, как дойти".
В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом - пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!"

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. "Облезлый барин", Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты "недотепства", присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе - потому-то он и "вечный студент".

Трофимова Чехов наделил некоторыми "смешными" чертами "облезлого барина" с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, "среднюю" девушку. "Аня и Трофимов... словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам... без ясной программы жизни", - так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они - люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей.
Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса - "недотепа". Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

Фигура Трофимова - показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще "недоделанный", "недотепистый". Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда - его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе - все это близко и дорого автору.