Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия. Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре





Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Хрупкая фигурка юной девушки застыла на краю зимнего леса. Над ее головой - темное ночное небо, кое-где искрящееся звездами, вдалеке на горизонте едва видны огоньки деревенских окон. Легкая поземка дымчатой кисеей скрывает очертания деревьев и избушек на заднем плане, на толстом снежном слое отпечатались глубокие следы, идущие из леса. Перед нами «Снегурочка » - известная картина Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году.

Своим появлением это полотно обязано дружбе великого художника с Саввой Мамонтовым - российским предпринимателем и покровителем искусств. В 1881 году у Мамонтова появляется идея представить широкой публике театральную постановку пьесы «Снегурочка», написанную Островским. Он предлагает Васнецову поработать над декорациями будущего спектакля, и художник дает свое согласие - ведь для него это было возможностью получить новый художественный опыт.

Спустя несколько лет Васнецову довелось заниматься оформлением сцены к опере Римского-Корсакова, и после этого он принимает решение о создании собственного полотна на эту тему. Так и появилась картина Виктора Васнецова «Снегурочка».

Пьеса Островского - это литературное изложение известной народной сказки о дочке Мороза, которая ослушалась отцовского запрета и вышла к людям. На картине Васнецова «Снегурочка» мы видим молодую девушку, лицо которой отражает внутреннюю борьбу: ей очень хочется пойти туда, к людям, но она боится неизведанного - того, что ждет ее среди незнакомых и чужих людей. Она словно застыла в полуобороте, решая сложный вопрос: не вернуться ли домой к отцу, пока еще не поздно?

На картине Виктора Васнецова «Снегурочка» лесная опушка с маленькими елочками по краю ярко освещена лунным светом, который позволяет разглядеть причудливые узоры на теплой одежде, цепочку заячьих следов и слегка сдвинутые в тревожном раздумье девичьи брови. В какую сторону пойти - продолжить ли опасный путь, повернуть ли обратно? Выросшую среди лесных обитателей девушку давно уже манят веселые песни и смех, часто доносящиеся со стороны деревни, она хочет познакомиться с этими людьми, стать такой же как они. Однако отец ее предостерегал от такого шага, убеждая в том, что в лесу ей будет безопасно. А что если он неправ?

Для Виктора Михайловича Васнецова его картина «Снегурочка» стала одной из важных работ: он трудился над этим полотном на протяжении нескольких лет, стремясь перенести на холст то знание глубины русской души, которое он почерпнул из народного фольклора и своих поездок по стране. Реакция публики была положительной: современники художника восторгались тем мастерством, при помощи которого художнику удалось соединить небесное и земное. По словам критиков, никто из художников не смог бы так точно передать всю красоту русской женщины, как это удалось Васнецову.

Сегодня полюбоваться картиной Васнецова «Снегурочка» можно в одном из залов Третьяковской галереи.

  1. В.М. Васнецов - сказочный живописец.
  2. Передний план:
    • морозная ночь;
    • девушка-Снегурочка;
    • наряд Снегурочки;
    • описание полянки;
  3. Задний план (дремучий лес, деревня);
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов - удивительный русский живописец. Его очень увлекала тема русских сказок. Именно поэтому он написал столько замечательных картин на сказочные сюжеты. «Снегурочка» - одна из них.

На картине изображена снежная зима. Ясная, морозная ночь. Опушка темного, дремучего леса. Луна освещает сугробы своим холодным белесым светом. В глубоком, темном небе, как алмазы, сияют яркие редкие звезды.

На залитую серебристым светом полянку из чащи леса выбежала девушка, оставляя в мягком, пушистом снегу небольшие следы. Её лицо бледное, как чистый снег. У неё выразительные темные глаза, тонкие алые губки. Удивительно, что она бродит по ночному лесу совсем одна. Но ей не страшно. Она знает здесь каждую лесную тропинку, каждое деревце, ведь это - сказочная Снегурочка, внучка дедушки Мороза.

Не боясь стужи, она выбежала на лесную опушку и на минуточку замерла, вглядываясь вдаль и словно прислушиваясь к чему-то. Может, она заждалась свою подружку Метель? А она что-то задерживается, ведь ночь стоит тихая, ясная, спокойная. А, может, она украдкой убежала из своего ледяного дома и, пользуясь покровом ночи, задумала добраться до ближайшей деревни и заглянуть за деревянные ставни, посмотреть на вечернюю жизнь простых людей?
Картина Снегурочка Васнецова

На Снегурочке красивый зимний наряд: длинная до пят, теплая, пушистая, парчовая шубка, круглая шапочка с белой меховой опушкой, вышитые цветным рисунком тёплые варежки. Парча на шубе и шапочке расшита удивительными узорами - то ли кружевными снежинками, то ли ягодками земляничками. Рукава и подол у шубки оторочены заячьим мехом. Такой же меховой воротничок поднят вверх, чтобы холод и снежинки не залетели.

В лучистом свете, будто живые, дрожат от мороза запрошенные снежком маленькие темно-зеленые елочки. Молодая тоненькая березка трепещет от холода. На белой снежной скатерти совсем недавно оставила свои следы лиса. Их ещё не успело замести, и они отчетливо видны - тонкая ниточка следов от маленьких лапок. Никого нет. Кругом тишина и покой. Все замерло в ожидании чудес.

На заднем плане непроходимой стеной стоит лес, отбрасывая на полянку огромные мрачные тени. А вдали, словно светлячки, мерцают в деревенских избах редкие желтые огоньки.

Васнецов был очарован русскими сказками, они согревали его душу своим волшебством и поэтичностью. В этой картине художник отразил лиричность и красоту родной природы. Мне очень нравится эта картина. Она передает ощущение приближающегося чуда. Кажется, что сказка ожила, заглянула к нам на мгновенье и скоро тихими-тихими шагами снова уйдет в темный лес.

Картина «Снегурочка» создана Виктором Михайловичем Васнецовым в далеком 1899 году. Мастер специально писал данную картину для того, чтобы использовать ее в качестве декораций при постановке одноименной пьесы Островского, написанной по народным мотивам.

Фольклор как муза

Тема Снегурочки прошла лейтмотивом через все творчество художника. В 1881—1882 годах - декорации для любительского спектакля в доме Мамонтовых (по одноименной пьесе Островского), в 1885—1886 годах - снова декорации, но уже для оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Картина Васнецова «Снегурочка» является лишь одним из проявлений интереса художника к народному творчеству. Изначально вдохновением к написанию картины послужило именно оно. Согласно мотивам русской сказки, привлекательная юная девушка Снегурочка - это ребенок Мороза и Весны. Она представляет собой чистоту, как белый снег, но, увы, ее холодная душа совершенно не знала любви. Изо всех своих сил сердце прекрасной девушки пытается открыть для себя это неведомое чувство. К сожалению, по злой иронии судьбы, именно тогда, когда сердцу Снегурочки вот-вот откроется любовь, ей суждено погибнуть. Это чистейшее создание, которое соединило в себе земные и неземные качества, настолько сильно очаровало душу Васнецова, что он воплотил его на полотне. Так появилась идея, а вскоре и сама картина Васнецова "Снегурочка".

Отзывы критиков

Автор картины глубоко проникся образом Снегурочки и потому проникновенно изложил полноту своего понимания образа этой зимней красавицы. Надо сказать, что современники встретили это полотно недоброжелательно. Моменты поэтической условности, да и вся картина Васнецова «Снегурочка» вызывали споры.

О недопустимости таких свободных трактовок народных сюжетов высказывались критики и просто зрители. В вину живописцу ставили и нарочитость художественных приемов. Критик В.Стасов писал: «Натуры очень мало, а условности - слишком много».

Холодная красота

Картина В. М. Васнецова «Снегурочка» выполнена в холодных тонах. Буквально половину полотна занимает чистейший нетронутый снег, он изображен на первом плане. По замыслу художника этот снег должен отражать чистоту души девушки и одновременно холод ее сердца. А вот образ Снегурочки написан в движении, она выходит на поляну оглядываясь вокруг, как будто желает что-то распознать в открывшемся пейзаже. Ее милое личико излучает чистоту и нежность. Образ юной девушки В. Васнецов дополнил чудесной шубкой, выполненной из дорогого материала - парчи. Заканчивает образ чудесная шапочка, придающая Снегурочке еще большую чистоту и нежность. Она очаровательна, даже природа восторгается ее красотой. Картина Васнецова «Снегурочка» имеет ещё одну "изюминку" - снег подсвечен неизвестным светом. Так автор ещё больше хочет подчеркнуть привлекательность юной девушки.

Нужно также отметить таинственность леса, изображенного на втором плане, создает впечатление о глубине русской души, которую действительно невозможно понять умом. В глубине картины виднеются дома, что делает картину ещё более целостной.

Олицетворение народной красоты

Именно в образе Снегурочки мастер В. М. Васнецов необычно сумел воплотить свое понимание настоящей женской красоты. Художник с особым вниманием подходил к выбору модели, которая должна была олицетворять народную красоту, простоту и вместе с тем значимость. Выбор его пал на Сашу - дочь С. Мамонтова. Это необычайное произведение автора до сих пор поражает всех зрителей своей проникновенностью и глубиной чувств. А те чувства, которые вдохновляют на

Этот образ удалось раскрыть Васнецову. Декорации говорили одно, а вот на картину художника вдохновили множество деталей. Он несколько раз перечитывал пьесу, собирал и бережно хранил в памяти бытовавшие в России его времени патриархальные нравы, самые яркие образы народных сказок и, конечно, окружающую природу.

В наши дни Снегурочка стала одним из олицетворений русской красоты. Она – непременная спутница Деда Мороза на новогодних праздниках, ее день рождения жители Костромы решили отмечать в апреле, а если вы относитесь к любителям творчества «Сектора Газа», то найдете песню (весьма фривольного содержания), посвященную этой героине сказок.

Описание картины «Снегурочка» В.Васнецова

Каждый из нас знает историю о Снегурочке с самого детства. Мы не представляем новогодних утренников без внучки Деда Мороза, которая чаще всего бывает или озорной девчушкой, или молодой девушкой. Правда, будучи детьми, мы не заостряли свое внимание на том, что Снегурочка – не что иное, как пережиток языческих верований, тождественных ангелам в христианстве или демонам в Древней Греции.

Истории о внучке Деда Мороза появились со времен сказок Афанасьева, опубликованных в 1869 году. Собирался его том по всей России, где Снежевиночку (одно из имен Снегурочки) любили и баловали. Как известно, сделали эту девушку из снега, а она возьми да оживи. Дочка принесла своим приемным родителем радость, а потом, с наступлением весны, растаяла.

Несколько другой увидел фольклорную Снегурочку художник В. Васнецов. Его, правда, всегда привлекала тематика русских сказок, но вот картину с девушкой из снега в роли главного персонажа мастер кисти даже не планировал. Он и подумать не мог, что из всех декораций и эскизов костюмов Савва Мамонтов, решивший поставить пьесу А. Островского «Снегурочка», выберет именно его работы!

Итак, Васнецов, оформил пьесу «Снегурочка», спектакль открыл новое направление в отечественном искусстве декораций и настолько полюбился публике поначалу Абрамцево, а потом и других городов, что родилось новое произведение. Это была опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» декорации и костюмы к которой традиционно выполнил Васнецов.

Только он смог соединить в небольшом полотне (всего-то 116 на 80 см) потрясающие детали зодческого искусства Древней Руси, народную вышивку, резьбу по дереву и образ сказки. Выбирая домотканый холст для костюмов персонажей спектакля, художник внес нотки этого в одежду самой Снегурочки. Ее шубка и шапочка создают не только неповторимый декор, а и являются одной из основных характеристик девушки.

Именно после написанной в 1899 году картины публика убедилась в том, что сказка и Васнецов – это два неразрывных понятия. Ведь только этот человек смог найти образ ледяной красавицы, которую воспримет и полюбит рядовой русский человек. Снегурочку авторства кисти Васнецова справедливо считают идеалом русской женщины, образцом русской красоты и потрясающим единством небесного и земного. Причем, считают так не только критики-искусствоведы, а и сами русские красавицы.

Если вы внимательно присмотритесь к этому полотну, написанному в бледных голубых и белых тонах, то непременно осознаете, что художник не просто презентует образ красавицы из волшебных сказок. Он рассказывает нам историю, наполненную драматизмом.

Центральный объект на картине – это Снегурочка, которая идет по зимнему лесу. Присмотритесь к выражению лица девушки – оно не просто красиво. Ее глаза, руки, разведенные в вопросительном жесте, слегка неуверенная поступь –это единый слиток настоящих человеческих переживаний. В глазах можно прочесть абсолютно все: необъяснимый страх, неуверенность в своих силах, порывы двигаться вперед и невероятная, не фантастическая, а человеческая печаль. Многие, кто хоть раз видел картину, говорят, что Васнецов забыл написать Снегурочке слезы. Тем не менее, она не может заплакать – слезы растопят ее снежное сердце.

Сказочной девушке под стать и сама таинственная, сумрачная атмосфера картины. То ли это Островский вдохновил, то ли Римский-Корсаков навеял, то ли русские сказки… Этого мы не узнаем никогда. Единственное, что знаем наверняка, так это то, то на небольшом по размеру холсте увидим неповторимую ночь в заснеженном лесу. Залитая лунным светом проселочная дорога, звездное небо над головой Снегурочки, готовой сделать первый шаг к людям, создают ореол таинственности и загадочности.

Сейчас она уже не сказочная героиня, а самая обычная испуганная девушка, которая стала мертвенно-бледной от переживаний. Огни деревни вдалеке одновременно манят Снегурочку и одновременно закладывают в ее душу сомнения – а стоит ли уходить из своего дома.

В снегу виднеется ловушка, а сияние от деревьев создает эффект распахнутых глаз и ртов, словно предупреждая девушку об опасности. За спиной у Снегурочки мы можем увидеть силуэт человека, но не поймем кого: то ли матери, то ли Деда Мороза. Это неясное очертание словно несет в себе вопрос выбора: отстаиваться ли в безопасности, в привычном лесу или сделать несколько шагов по направлению к ярким, но таким недобрым огням деревеньки.

Картина окутана не только тревогой настоящей, а и предчувствием беды в будущем. Согласно пьесе А. Островского, Снегурочка обойдет капкан, но попадет в более страшную западню. Солнце, древний славянский бог, убьет эту хрупкую красоту за то, что она осмелилась познать любовь, не имея человеческой души.

Тем не менее, она – дочь леса, девственной природы. Даже полушубок, шапка и рукавички этой девушки поразительно сочетаются с ослепительным белым снегом, сине-зеленой ночью и молодыми елочками на переднем плане. Стоит заметить, что сама фигура Снегурочки, окружена особым, стивено-кинговским мистическим сиянием. Оно и неспроста: такой переливающийся оттенок не притягивает к себе, а наоборот, отталкивает. Странно, но эта враждебность где-то в глубине души манит к себе каждого человека. Она заставляет воспринимать Снегурочку не как персонажа пьесы, сказки, картины или оперы, а как вполне реальную девушку, которая будет идти к своей цели вопреки всему.

Вам может быть интересно: