Ильина история искусств отечественное искусство. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия




Содержание статьи

РУССКОЕ ИСКУССТВО. История русского искусства отражает бурную историю страны и ее географическое положение между Востоком и Западом. Постоянно возникают дискуссии по поводу его сущности: является ли оно своеобразным воплощением западноевропейских традиций или представляет собой совершенно оригинальный феномен. Несмотря на частые политические изменения и периодически возникающие сомнения в национальной самобытности, русское художественное творчество имеет ряд отличительных черт, таких, как яркий колорит, асимметрия форм и склонность то к реализму, то к абстракции.

В период Средневековья, когда центром политической жизни Древней Руси был Киев, образцом для подражания в искусстве и источником многих художественных влияний была Византия. Татаро-монгольское нашествие в середине 13 в. и последовавший за ним период татаро-монгольского ига отрезали Русь от Запада почти на 200 лет. Завоевание независимости в 15 в. под предводительством московских князей не положило конец культурной изоляции Руси; она не испытала влияния культуры Возрождения и светского гуманизма. Только во время правления Петра I (1682–1725) и благодаря проводимой им политике на сближение с Западом Россия вернулась в лоно европейской культуры – сначала в качестве ученика, затем равноправного участника общекультурного процесса, а накануне Первой мировой войны – активного новатора в искусстве. В начале 1930-х годов Россия вновь была отрезана от Запада, когда Сталин установил режим изоляции, для того чтобы построить «социализм в одной отдельно взятой стране». Распад СССР и крушение коммунизма как системы в 1991 дали русским художникам стимул произвести переоценку ценностей и найти свое место в новой политической, экономической и культурной ситуации.

Древнерусское искусство.

В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. Использование приемов стилизации и яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19 – начала 20 в.
См. также ИКОНА .

В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В 14–15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас, отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком, оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери , привезенная из Византии в первой половине 12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами. В больших храмах других городов, находившихся к северу от Киева, мозаик не делали. Так, Софийский собор в Новгороде (1045–1050) был украшен гораздо менее дорогостоящими фресками .

В 1240 монгольское нашествие опустошило Киев и другие русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи, среди которых особенно выделяются московская, новгородская и псковская.

С конца 14 в. Московское княжество получило политическое преобладание над другими русскими землями, объединило их под своим главенством, а Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 – ум. 1427/1430) и Дионисий (ок. 1440 – после 1502/1503), чьи иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.

Крупнейшие русские художники 18 в. – Федор Рокотов (1735? –1808), Дмитрий Левицкий (1735–1822) и Владимир Боровиковский (1757–1825). Портреты Левицкого и Боровиковского можно рассматривать в русле европейской портретной живописи 18 в., они близки произведениям Т.Гейнсборо и Дж.Рейнолдса .

Эти художники были связаны с Императорской академией художеств, которая была задумана еще Петром I, но основана только в 1757. Организованная по европейским образцам, Академия художеств осуществляла более строгий контроль и оказывала большее влияние на развитие искусства (вплоть до конца 19 в.), чем заведения подобного рода в других странах.

В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих.

В жанре исторической живописи работали Василий Суриков (1848–1916), Михаил Нестеров (1862–1942), Василий Верещагин (1842–1904), Илья Репин.



Искусство и революция.

К 1890-м годам наметился кризис реалистического направления в искусстве. Рубеж 19–20 вв. был ознаменован в России господством стиля модерн. Это художественное направление, существовавшее под разными названиями почти во всех европейских странах, наиболее ярко проявилось в произведениях архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Михаил Врубель (1856–1910) является одним из представителей стиля модерн в русской живописи. Благодаря деятельности Сергея Дягилева (1872–1929) и Александра Бенуа (1870–1960) по организации художественных выставок и изданию журнала «Мир искусства» (изд. с 1898) русская публика получила возможность знакомиться с новыми течениями в зарубежном искусстве. В 1906 прошла первая выставка русского искусства в Париже, а начиная с 1909 там ежегодно проводились Русские балетные сезоны. Авторами декораций и костюмов для этих спектаклей были Лев Бакст (1866–1924) и Николай Рерих (1874–1947).

Накануне Первой мировой войны в русском искусстве появился целый ряд художественных группировок, выступавших с разными теоретическими программами. Наталья Гончарова (1881–1962) и Михаил Ларионов (1881–1964) стали создателями русского примитивизма, а в 1912 – «лучизма». В 1910 Василий Кандинский (1866–1944) написал свою первую беспредметную композицию; Владимир Татлин (1885–1953) около 1913 приступил к созданию трехмерных абстрактных конструкций и пространственных рельефов; Казимир Малевич (1878–1935) в 1915 сформулировал концепцию супрематизма.

Творческие поиски получили второе дыхание и новую энергию после революции 1917. Некоторые художники эмигрировали, в том числе Гончарова и Ларионов, но большинство деятелей авангарда приняли революцию и сыграли видную роль в «культурной революции». Искусство расценивалось как мощное средство пропаганды и существенный фактор в формировании нового общества. Императорская академия художеств была заменена децентрализованной системой автономных мастерских и теоретических институтов. Кандинский возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК); Марк Шагал (1887–1985) и Малевич создали Экспериментальную школу искусств в Витебске, в основу которой легла теория Малевича о супрематизме.

Большую роль в создании русского авангарда сыграли женщины – Варвара Степанова (1899–1958), Любовь Попова (1889–1924) и Ольга Розанова (1886–1918). Искусство вышло на улицы; художники рисовали плакаты и оформляли площади для массовых политических акций и праздников, разрабатывали новый дизайн тканей, керамики, интерьеров; на 1920-е годы пришелся расцвет графики и книжной иллюстрации. Александр Родченко (1891–1956) работал в самых разных областях, он был живописцем, кинооператором, дизайнером мебели.

Чтобы представить, насколько разные стили сосуществовали в живописи 1920-х годов, достаточно вспомнить такие имена, как Павел Филонов (1883–1941), Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), Александр Дейнека (1899–1969). Однако некоторые художники, например Исаак Бродский (1884–1939), вернулись к традиционному реализму.

Социалистический реализм и его последствия.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 положило конец плюрализму художественных направлений. Все художественные объединения были распущены, вместо них введены союзные и республиканские профессиональные союзы писателей, художников и композиторов. В 1934 социалистический реализм, суть которого определялась как «правдивое и исторически верное изображение действительности в ее революционном развитии», был провозглашен официальным стилем советского искусства. Произведения передвижников 19 в. было настоятельно «рекомендовано» взять за образец для подражания. Многие художники стали жертвами политических репрессий, потому что их творческие концепции не вписывались в узкие рамки государственной идеологии. В музеях значительно уменьшились экспозиции, посвященные западному искусству 20 в. Чтобы осуществлять контроль над обучением, была восстановлена Академия художеств. Цензура обеспечивала нужное направление развития истории искусств и критики. Примером официально ангажированного искусства может служить картина Александра Герасимова (1881–1963) Сталин и Ворошилов в Кремле .

Во время хрущевской «оттепели» наряду с теми, кто продолжал прославлять успехи советской промышленности, небывалые урожаи и передовиков производства, появилась целая плеяда мастеров, которые стали обращаться к личным, общечеловеческим темам. Некоторые произведения авангарда 1920-х годов, находившиеся под запретом, стали появляться в залах музеев. Цензура была ослаблена, отдельные художники и направления в искусстве прошлого были реабилитированы. СССР стал более открытым для остального мира обществом. В 1957, во время Международного фестиваля молодежи и студентов, и в 1959, на первой американской выставке в Москве, было показано новое, неизвестное ранее искусство. Как результат большей творческой свободы наступил расцвет неофициального искусства, существовавшего параллельно с государственным заказом.

Годы пребывания у власти Л.И.Брежнева (1964–1982) были связаны с экономическим застоем и продолжением политики государственного контроля над искусством. Выставка, устроенная под открытым небом художниками-нонконформистами в Москве осенью 1974, была сметена бульдозерами; после этого некоторые крупнейшие мастера современного искусства, в т.ч. скульптор Эрнст Неизвестный (р. 1926), решили эмигрировать.

Истинный плюрализм в искусстве наступил только с приходом к власти М.С.Горбачева (1985–1991). Его попытка оживить социализм при помощи гласности и перестройки принесла свободу художественного творчества и пробила железный занавес. Вместе с проведением реформ, направленных на создание свободного рынка, закончилась эпоха государственного контроля в сфере искусства. Начиная с персональных выставок Малевича и Филонова , проходивших в 1988, музеи стали постепенно доставать из своих запасников произведения, находившиеся под запретом с начала 1930-х годов. Не контролируемые более цензурой, начали появляться статьи и художественные издания, посвященные культурной жизни России 20 в. и первых лет революции. Проведение в июле 1988 в Москве международного аукциона произведений русского искусства 20 в. под эгидой Министерства культуры СССР положило конец эпохе государственной монополии в области культуры.

После распада СССР в 1991 и крушения коммунизма перед российскими художниками открылись новые возможности. Государственный контроль над преподаванием искусства в школах, над профессиональным образованием и идеологическим содержанием уступил место полной свободе объединений и творческого самовыражения. Появились художественные группировки и частные галереи, многие из которых пользуются спонсорской поддержкой банков и коммерческих предприятий. Что касается стиля, то в современном искусстве можно найти все: от неопримитивизма и стилизаций под народные промыслы до сюрреализма и абстракционизма. Кардинальное изменение системы ценностей привело к глубокому кризису в умах людей. Многих сейчас занимает вопрос, не исказит ли новый дух коммерции то высокое призвание, на которое в культурной и политической жизни России всегда претендовало искусство.

Москва, 2007г. Стр. : 300; Учебник для высших учебных заведения. Книга является частью диалогии по курсу "История искусств". В данном учебнике рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века. Третье издание значительно доработано: внесены изменения и дополнения. В учебнике сконцентрирована не только база необходимых систематических знаний по истории отечественного искусства, но изложен ряд современных представлений об идейно-стилистических особенностях его на каждом этапе, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; о характерных тенденциях в творчестве тех мастеров, в работах которых наиболее полно ярко отразились черты эпохи. В учебнике даны обобщенные характеристики отдельных видов искусства, чередующиеся с небольшими монографическими очерками. В данной книге, посвященной истории изобразительного искусства, имеется лишь самая общая характеристика архитектуры, особенно в моментах, когда она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. Намеренно не рассматривается и история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специфику. Кроме того, автор старался избавить текст от излишней детализации, второстепенных сведений, чтобы сосредоточить внимание студентов на самых важных явлениях в отечественной художественной культуре, отражающих основные проблемы времени. Автором сделана попытка дать объективную, правдивую картину развития отечественного искусства после октября 1917 г., рассказать о работах тех больших русских художников, имена которых были ввергнуты в небытие.

Учебник состоит из следующих разделов и глав:
"Предисловие",
"Древнерусское искусство" (главы: "Искусство Киевской Руси", "Искусство периода феодальной раздробленности. XII - середина XIII века", "Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV - начало XV в.)", "Искусство русского централизованного государства конца XV - XVI века", "Искусство XVII века"),
"Русское искусство XVIII века" (главы: "Искусство первой трети XVIII века", "Искусство середины XVIII века", "Искусство второй половины XVIII века"),
"Русское искусство XIX - начала XX века" (главы: "Русское искусство первой половины XIX века", "Русское искусство второй половины XIX века", "Русское искусство конца XIX - начала XX века"),
"Искусство советского периода" (главы: "Советское искусство от 1917 до 1941 г. ", "Искусство в 1941-1945 гг. ", "Искусство середины 40-х - конца 50-х годов", "Искусство 60-80-х годов").
Издание снабжено списками рекомендуемой литературы, принятых сокращений и именным указателем. Имеет гриф: Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для высших учебных заведений.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей. Учебник может быть использован в качестве учебного и научного материала при изучении истории России и церковного искусств - для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

18

ИСКУССТВО РИМА 20
ЭТРУССКОЕ ИСКУССТВО 20
ИСКУССТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 21
ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 24

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 31
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО 32
ДОРОМАНСКОЕ ИСКУССТВО 34
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО 37
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 46
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 58

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ 59
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 59
ТРЕЧЕНТО 60
КВАТРОЧЕНТО 63
ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В СРЕДНЕЙ ИТАЛИИ 71
ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В ВЕНЕЦИИ 82
СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС 89
НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 90
НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 94
ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 99

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII ВЕКЕ 102
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА 103
ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА 108
ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА 115
ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА 120
ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА 129

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА 134
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 135
ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 138
АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 145

ИСКУССТВО XX ВЕКА 192
АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 193
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 199
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 218
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 218

3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.

В учебнике кратко изложена история западноевропейского искусства от античности до наших дней.

Книга является частью дилогии по курсу «История искусств», состоящей из учебников «Западноевропейское искусство» и «Отечественное искусство». Третье издание (2-е - 1994 г.) значительно доработано: внесены изменения и дополнения. Книга оснащена научно-методическим аппаратом и хорошо иллюстрирована.

Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей. Для специалистов, занимающихся изучением истории стран Западной Европы, западноевропейского искусства, культурологии, для филологов, изучающих западноевропейскую литературу, а также для всех интересующихся мировой культурой.

Издание третье,
переработанное и дополненное

Допущено
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника
для высших учебных заведений

УДК 7.03 ББК 85.103(3) И 46
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Рецензенты:
кафедра теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (проректор по НИР профессор С.Г. Данилов);
М. Ю. Герман (главный научный сотрудник Государственного Русского музея)
Ильина Т. В.
И 46 История искусств. Западноевропейское искусство:
Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.: ил.
ISBN 5-06-003416-Х
В учебнике кратко изложена история западноевропейского искусстваотантичности до наших дней. В третьем издании (2-е -1998 г.) автор попытался учесть все новое в современном мировом искусствознании. Книга иллюстрирована и снабжена указателем.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей.
УДК 7.03 ББК 85.103(3)
Учебное издание Ильина Татьяна Валериановна
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
Редактор С. А. Юшина. Художественный редактор Ю. Э. Иванова. Художники В. В. Хомяков, А. И. Зайцев. Технический редактор Д. А. Овчинникова. Корректор О.В. Шебашова. Набор и компьютерная верстка Г. А. Шестакова
ЛР № 010146 от 25.12.96. Изд. № РИФ-174. Сдано в набор 18.02.2000. Подп. в печ. 16.08.2000 Формат 60х90 1/16 . Бум. офс. № 1. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Объем 23,00 усл. печ. л. + + 0,25 усл. печ. л. форз., 24,00 усл. кр.-отт., 24,48 уч.-изд. л. + 0,37 уч.-изд. л. форз. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1881
ГУП «Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/4. Факс: 200-03-01, 200-06-87 E-mail: .ru http://wvw.v-shkola.ru Набрано на персональных компьютерах издательства. Отпечатано в ГУЛ ИПК «Ульяновский Дом печати», 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
ISBN 5-06-003416-Х © ГУП «Издательство «Высшая школа», 2000


Предисловие

Учебник посвящен истории изобразительного искусства Западной Европы от античности до наших дней и представляет собой первую часть двухтомного издания, во второй части которого излагается история отечественного искусства. Он написан в соответствии с утвержденной программой курса.
Свою главную задачу автор видел в создании не только базы необходимых систематических знаний по истории искусства, но и представлений об идейно-стилистических особенностях каждого этапа длительного исторического процесса, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров у студентов гуманитарного профиля.
Картина развития искусства Западной Европы последовательно прослеживается как на характеристиках его основных этапов, так и на примере творчества отдельных наиболее значительных его представителей; освещаются особенности искусства эпохи в целом, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени. Обращаясь к искусству от античности до современности, автор неизбежно чередовал обобщенные характеристики отдельных видов искусства с небольшими монографическими очерками. Сжатые рамки учебника, посвященного в основном изобразительному искусству, обусловили возможность дать самую общую характеристику архитектуры в разделах, касающихся тех эпох, в которых она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. По этой же причине намеренно не рассматривается история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специфику.
Создавая как можно более полную картину развития основных этапов западноевропейского искусства, автор старался вместе с тем избавить текст от сведений более узких, второстепенных, чтобы внимание студентов было сосредоточено на наиболее важных явлениях в европейской художественной культуре рассматриваемых эпох, отражающих основные проблемы времени.
Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических и политических основ развития, вне взаимоотношений с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии: с религией, правом, моралью, наукой и особенно с философией. Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем художественной жизни общества. В каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает как главенствующая и влияет на остальные. Подобно этому в разные периоды в искусстве какой-то один из видов становится главным, ибо с наибольшей полнотой выражает тенденции времени (так, во второй половине XIX в. русская литература была именно той трибуной, с которой провозглашались и решались «больные вопросы современности»). Кроме того, следует помнить, что на каждом из этапов история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую (античная Греция, средневековая Византия или Западная Европа, Италия Возрождения, Испания, Фландрия, Голландия XVII в., Франция XVII-XIX вв. и пр.).
Все эти соображения так или иначе обусловили композицию книги.
В заключение добавим, что при иллюстрировании учебника автор пытался отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие то или иное направление, того или иного мастера, чтобы создать по возможности целостное представление об особенностях развития разных эпох западноевропейского искусства.



Третье издание (2-е - 1994 г.) значительно доработано: внесены изменения и дополнения.

Настоящее издание является частью дилогии по курсу «История искусства». В нем рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства Западной Европы от Античности до конца XX века. Издание снабжено списком рекомендуемой литературы и хорошо иллюстрировано, в том числе имеются цветные иллюстрации.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей.
Благодаря свободному, лексически богатому стилю изложения, а также обилию иллюстративного материала книга может быть интересна широкому кругу читателей.


Скачать и читать История искусства Западной Европы от Античности до наших дней, Ильина Т.В., 2011

В учебнике кратко изложена история западноевропейского искусства от античности до наших дней. В третьем издании (2-е -1998 г.) автор попытался учесть все новое в современном мировом искусствознании. Книга иллюстрирована и снабжена указателем.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей.


Учебник посвящен истории изобразительного искусства Западной Европы от античности до наших дней и представляет собой первую часть двухтомного издания, во второй части которого излагается история отечественного искусства. Он написан в соответствии с утвержденной программой курса.
Свою главную задачу автор видел в создании не только базы необходимых систематических знаний по истории искусства, но и представлений об идейно-стилистических особенностях каждого этапа длительного исторического процесса, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров у студентов гуманитарного профиля.


Скачать и читать История искусств, Западноевропейское искусство, Ильина Т.В., 2000

Книга является частью дилогии по курсу «История искусств», состоящей из учебников «Западноевропейское искусство» и «Отечественное искусство».
В учебнике «История искусств. Отечественное искусство» рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века.
Третье издание (2-е – 1994 г.) значительно доработано: внесены изменения и дополнения.
Книга оснащена научно-методическим аппаратом и хорошо иллюстрирована.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей.


Скачать и читать История искусств, Отечественное искусство, Ильина Т.В., 2000

Предусматривает контроль степени усвоения грамматических умений на базовом уровне владения немецким языком. Тесты, предусмотренные в пособии, рекомендуются как для самостоятельной, так и для аудиторной работы студентов и позволяют улучшить их знания по немецкому языку.
Предназначено для студентов высших учебных заведений всех специальностей, а также для тех, кто самостоятельно изучает немецкий язык.


Скачать и читать Практическая грамматика немецкого языка, Григорьева В.С., Зайцева В.В., Ильина И.Е., Теплякова Е.К., 2014

Рассматриваются современные проблемы управления проектами. Предметом исследования является методология управления проектами, программами и портфелями проектов в России и за рубежом. Объектом исследования являются перечисленные выше объекты, осуществляемые современными компаниями, органами отраслевого, муниципального, регионального и государственного управления.
Предназначена для научных работников, аспирантов и студентов, работающих и обучающихся в области совершенствования методологии управления проектами с учетом требований современной глобальной экономики.

искусство

Издание третье,

переработанное и дополненное

Допущено

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для высших учебных заведений

УДК 7.03 ББК 85.103(3) И 46

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

кафедра теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (проректор по НИР профессор С.Г. Данилов);

М. Ю. Герман (главный научный сотрудник Государственного Русского музея)

Ильина Т. В.

И 46 История искусств. Западноевропейское искусство:

Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.: ил.

ISBN 5-06-003416-Х

В учебнике кратко изложена история западноевропейского искусстваотантичности до наших дней. В третьем издании (2-е -1998 г.) автор попы­тался учесть все новое в современном мировом искусствознании. Книга иллюстрирована и снабжена указателем.

Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также широкого круга читателей.

УДК 7.03 ББК 85.103(3)

Учебное издание Ильина Татьяна Валериановна

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Редактор С. А. Юшина. Художественный редактор Ю. Э. Иванова. Художники В. В. Хомяков, А. И. Зайцев. Технический редактор Д. А. Овчинникова. Корректор О.В. Шебашова. Набор и компьютерная верстка Г. А. Шестакова

ЛР № 010146 от 25.12.96. Изд. № РИФ-174. Сдано в набор 18.02.2000. Подп. в печ. 16.08.2000 Формат 60х90 1 / 16 . Бум. офс. № 1. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Объем 23,00 усл. печ. л. + + 0,25 усл. печ. л. форз., 24,00 усл. кр.-отт., 24,48 уч.-изд. л. + 0,37 уч.-изд. л. форз. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1881

ГУП «Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/4. Факс: 200-03-01, 200-06-87 E-mail: [email protected] http://wvw.v-shkola.ru Набрано на персональных компьютерах издательства. Отпечатано в ГУЛ ИПК «Ульяновский Дом печати», 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.

ISBN 5-06-003416-Х © ГУП «Издательство «Высшая школа», 2000

Предисловие

Учебник посвящен истории изо­бразительного искусства Западной Европы от античности до наших дней и представляет собой первую часть двухтомного издания, во второй части которого излагается история отечественного искусст­ва. Он написан в соответствии с утвержденной программой курса.

Свою главную задачу автор видел в создании не только базы необходимых систематических знаний по истории искусства, но и представлений об идейно-стилистических особенностях каждого этапа длительного исторического процесса, о характерных тенден­циях в творчестве наиболее выдающихся мастеров у студентов гуманитарного профиля.

Картина развития искусства Западной Европы последовательно прослеживается как на характеристиках его основных этапов, так и на примере творчества отдельных наиболее значительных его представителей; освещаются особенности искусства эпохи в целом, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени. Обращаясь к искусству от античности до современности, автор неизбежно чередовал обобщенные характеристики отдельных видов искусства с небольшими монографическими очерками. Сжатые рамки учебника, посвященного в основном изобразительному ис­кусству, обусловили возможность дать самую общую характеристи­ку архитектуры в разделах, касающихся тех эпох, в которых она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. По этой же причине намеренно не рассматривается история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специ­фику.

Создавая как можно более полную картину развития основных этапов западноевропейского искусства, автор старался вместе с тем избавить текст от сведений более узких, второстепенных, чтобы внимание студентов было сосредоточено на наиболее важных яв­лениях в европейской художественной культуре рассматриваемых эпох, отражающих основные проблемы времени.

Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических и политических основ развития, вне взаимоотношений с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии: с религией, правом, моралью, наукой и особенно с философией. Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем художественной жизни обще­ства. В каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает как главенствующая и влияет на остальные. Подобно этому в разные периоды в искусстве какой-то один из видов становится главным, ибо с наибольшей полнотой выражает тенденции времени (так, во второй половине XIX в. русская лите­ратура была именно той трибуной, с которой провозглашались и решались «больные вопросы современности»). Кроме того, следует помнить, что на каждом из этапов история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую (античная Греция, средневековая Византия или Западная Европа, Италия Возрождения, Испания, Фландрия, Голландия XVII в., Франция XVII-XIX вв. и пр.).

Все эти соображения так или иначе обусловили композицию книги.

В заключение добавим, что при иллюстрировании учебника автор пытался отобрать произведения, наиболее ярко характеризу­ющие то или иное направление, того или иного мастера, чтобы создать по возможности целостное представление об особенностях развития разных эпох западноевропейского искусства.

Литература, список которой приводится в конце книги, позво­лит студентам более подробно ознакомиться с излагаемым в учеб­нике материалом.