Культура русских княжеств эпохи феодальной раздробленности кратко. Памятники архитектурной школы Киевской земли




Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.

Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

После распада Киевской Руси в ее культуре произошли известные изменения, связанные с развитием отдельных русских княжеств. Это прежде всего отразилось на русском летописании, так как уже с XI в наряду с общерусским летописанием появляется и местное. Особенно ярким было новгородское летописание. Его создателей интересовали лишь местные новгородские события, но они запечатлены с поразительной наблюдательностью и непосредственностью, каких мы не встретим в «Повести временных лет»

Памятником церковной литературы города Киева является «Киево-Печерский патерик», написанный в начале XIII в., чтением которого так увлекался А.С. Пушкин! Он составлен в форме переписки между суздальским епископом Симоном и печерским монархом Поликарпом. В этой переписке содержатся увлекательные и назидательные рассказы (их всего 24). Некоторые из них относятся к ранним этапам истории монастыря (середина XI в.)

Наряду с церковной литературой значительной развитие в XII в. Получило ораторское искусство - проповедничество. Прославленным проповедником этого времени был Кирилл Туровский (2-я половина XII в.) Поучения Кирилла посвящены главным образом церковным праздникам и притчам.

Было бы совершенно неверно только церковной средой ограничивать литературные очаги Древней Руси. В летописях содержится немало чисто светских сочинений. Особенно изобилует ими Ипатьевская летопись, составленная в пределах Галицко-Волынской Руси. Характеристика князей, их военные походы, описания хода государственных дел - все это по своему духу выдает светские, иногда просто «рыцарские» (воинские), источники своего происхождения.

Вершина древнерусской литературы - эпическая поэма «Слово о полку Игореве». Она посвящена походу русских войск во главе и новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле - мае 1185 г. Сам по себе этот поход не был каким-то исключительным по своему значению событием, но гениальный автор, оставшийся неизвестным, разглядел в нем и в его последствиях то, что так волновало русское общество того времени: необходимость борьбы с половцами, но непременно общим, а не разрозненным усилиями. Поход Игоря становился как бы суровым уроком и предостережением другими князьями. Таков общественно-политический смысл «Слова». Могущество и единство Руси в прошлом автор «Слова» противопоставляет времени усобиц.

«Слово» - это памятник национальной и одновременно мировой культуры. Появление профессиональной литературы произошло на Руси не позже чем во Франции, Германии и Англии.

Новые черты приобретают в период раздробленности и другие стороны культуры, в частности архитектура. Черниговские архитекторы были преисполнены творческих исканий и в самом конце XII в. Создали принципиально новую архитектурную форму, воплотив ее в храме Пятницы на торгу.

Особый путь развития прошло белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. На раннем этапе в начале XII оно было тесно связано с киевскими традициями. Но постройки середины XII в. (время Юрия Долгорукова) имеют уже самостоятельный характер. В эти годы освоения Залеской земли возводятся прежде всего крепости - опорные пункты княжеской власти, примером чему могут служить мощные валы Переяславля Залесского. Черты романского стиля в полной мере расцветают во владимирском зодчестве второй половины XII в.(правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). В это время сооружается Успенский собор, первоначально построенный в 1158-1161 гг.и значительно расширенный в 1185-1189 гг.

Изобразительное искусство тоже претерпело известные изменения. Так, в XII в. на Руси искусство мозаики прекратило свое существование, зато фреска в это время получает самое широкое развитие. Особенности этого искусства позволяли более гибко отражать запросы и идеалы, формирующихся в это время школ. Суровость и внутренняя напряженность приземистых фигур с острым взглядом - образец новгородских фресок XII в. Во владимирских фресках, как и в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, больше возвышенного и духовного аристократизма и изысканности.

Во второй половине XII в. во Владимире появляется собственная школа иконописи, для произведений которой характерен отход от византийских канонов. Образцом здесь может служить Спас Нерукотворный, поражающий своей экспрессивностью, выраженной в необычном построении лица и в огромных выразительных глазах. В начале XIII в. прославилась Ярославская школа иконописи. В монастырях и церквях Ярославля было написано немало икон-шедевров.

Прикладное искусство Руси XII в. достигло высокого уровня. Его изделия ценились и пользовались широким спросом не только на Руси, но и за рубежом. Тончайшим мастерством отличались и русские изделия из скани, перегородчатой эмали, зерни.

Анализируя итоги развития культуры XII - начала XIII в. можно сказать, что ей удалось догнать в это время Византию - культурнейшую страну того времени. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ.

Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели его к упадку. Напротив, жившие в XII-XII вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства. Это был второй «золотой век» русской культуры.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII--XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент, такой, как ослабление военного потенциала Руси, но в то же время она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах.

В начале ХII в. на Руси начинается период
феодальной раздробленности. Вместо
единого государства на карте Руси появилось
несколько самостоятельных княжеств.
Обороноспособность государства
ослабилась. Этим воспользовались монголотатарские племена. Для Руси настали
тяжелые времена.

Катастрофические последствия
монголо-татарского нашествия
Разорение русских земель
Разрушение и гибель культурных ценностей
Истребление и угон в плен значительной
части городского населения
Утрачивание ряда ремесел, забыты многие
технические приемы и навыки
Гибель многих памятников письменности,
упадок летописания, живописи, прикладного
искусства

Особенности периода

Общерусская культура высочайшего уровня (X – XII вв.)
Создание культурно-художественных школ
Монголо-татарское нашествие
Упадок культуры
Начало возрождения (XV век)
Стремление к единению

Продолжало развиваться былинное творчество

С XIII в. главной темой устного
народного творчества стала борьба
против золотоордынского ига. Многие
поэтические произведения в
переработанном виде вошли в
письменную литературу - сказания о
битве на Калке, о разорении Рязани
Батыем и рязанском богатыре Евпатии
Коловрате, о подвигах Меркурия
Смоленского, о Невской битве и
Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Новую жизнь получали древние былины.

В XIV в.
складывался цикл
новгородских былин
о Василии Буслаеве
и Садко,
отразивший
могущество
Новгорода и
вольнолюбивый дух
новгородцев.

Появление в былинах
образов монгольских ханов.
Старые былинные герои - с
чертами монголов.

Переводная литература (около 90 %):






Евангелие, Апостол, Псалтырь.
Произведения Иоанна Златоуста
Византийские светские повести и романы.
Воинские повести.
Рассказы о морях, океанах, реках,
диковинных животных, звездах.
– Произведения восточных авторов
(сирийские, индийские).

Главная идея "Слова о полку Игореве"
в том, что вся Русь должна быть единой,
а не разделенной на множество мелких
княжеств. Раздробленность неизбежно
приводит сильное государство
к неминуемой гибели.
"Слово о полку Игореве", конец XIII в. (
1185 г. - поход Новгород-Северского
князя Игоря против половцев) - яркий образец русской эпической литературы.

Год?
Слово о полку
Игореве
1185
Князь?
Игорь НовгородСеверский
Поход против кого?
половцев

Литература
цикл произведений,
посвященных
Куликовской битве
«Сказание о
Мамаевом
побоище»
В XIII - XV вв. «слова», «повести» и
«сказания» были широко распространены и
отражали важнейшие события истории.
"О битве на Калке",
повести об Александре Невском
Главная тема
в XIII в. –
борьба за свободу
против захватчиков.
(Сафоний Рязанец)
«Задонщина
»
«Повесть о
московском взятии
от царя
Тохтамыша»
тверские повести
«Об убиении князя
Михаила
Ярославича в
Орде» и «О
Шелкане» (о
тверском восстании
1327 г.);,
«Повесть о
Меркурии
Смоленском»
«Повесть о
разорении
Рязани
Батыем»
«Повесть о
Петре и
Февронии».

Исторические повести

"О битве на Калке"
До
Куликовской
битвы

Исторические повести

" Повесть о разорении
Рязани Батыем "
До
Куликовской
битвы

До
Куликовской
битвы
Повести об
Александре
Невском

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Сказание о Мамаевом побоище"

"Сказание о
Мамаевом
побоище"

Исторические песни

Тогда же оформился
новый жанр народного
творчества - жанр
исторической песни.
Следы исторических
песен, связанных с
Куликовской битвой,
например, можно
обнаружить в
«Задонщине» и
«Сказании о Мамаевом
побоище».

«Хожения» или «хождения»

Развитие культурных,
экономических и
политических связей
с другими странами.
описания
путешествий.
Самым известным
произведением подобного
рода является первое в
европейской литературе
описание Индии -
«Хождение за три
моря» - путевые дневники
тверского купца Афанасия
Никитина, совершившего
в 1466-х – 1472 гг. несколько
путешествий на восток, в
частности в Индию.
К концу XV в. светский характер.

«Хожения» или «хождения»

описания
____________.
Самым известным
произведением подобного
рода является
«________________
________________»
- путевые дневники
__________________ купца
Афанасия __________,
совершившего в???????? гг.
несколько путешествий на
восток, в частности в Индию.
К концу XV в. ____________ характер.

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника» послание к князю (?) от человека,
попавшего в «заточение» - рассказ о
бедствиях, гонениях, мечта о
расположении князя, готовность
служить ему верой и правдой.
Идеи признания
человеческого достоинства и
защиты прав личности
независимо от ее
положения.
Много иронии, сатиры,
пословиц, поговорок,
балагурства.
Философские
рассуждения о природе
счастья и несчастья
(«участи» и «доли»).
Многие суждения
нравственного характера
актуальны и сегодня.
«Литературным памятником,
стоящим вне жанровых систем»,
назвал «Слово (или моление)
Даниила Заточника» Д.С. Лихачев.

Жанр "плачей"

Жанр "плачей"
«О ветер, ты, ветер!
К чему же так сильно
веешь?
На что же наносишь ты
стрелы ханские
Своими легковейными
крыльями
На воинов лады моей?
Мало ль подоблачных гор
твоему веянью?
Мало ль кораблей на синем
море твоему лелеянью?
На что ж, как ковыль-траву,
ты развеял мое
веселие?»
«Плач Ярославны»

Появление хронографов

Хронограф - (греч. - время + пишу) – сочинение по всемирной истории,
рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и по царствованиям,
изложенные в нравоучительном описательном стиле.
Стремление определить место России в мире, интерес к жизни других народов
привел к тому, что в 1442 г. появляется первая популярная русская
компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России
сербским книжником Пахомием Логофетом (жил в России с 1430-х до своей
кончины в 1484 г. и хорошо знал русскую историю).
Xронограф содержит, во-первых, краткий пересказ
библейских событий, за которым следует очерк
всеобщей истории, причем более подробно
рассказана история римского государства, Александра
Македонского и Византийской империи до падения
Константинополя в 1453 г.; затем идут отрывки из
истории южных славян и довольно обширный
русский отдел.
1512 г. - самый подробный вариант Хронографа

Берестяные грамоты

Более 700 берестяных грамот найдено во время
археологических раскопок в Новгороде в 1951г.
«Поклон к Юрию и к Максиму от всех
крестьян. Что ты дал нам за
ключника! Он за нас не стоит,
нас продает и мы им ограблены…Изза него погибаем…Дай нам смирного
человека. А в том тебе челом бьем.»

Обучение – домашнее
или при монастырях

Азбука

Устав
Полуустав
Скоропись
С XV в.
Материал для письма
Пергамент
VIP
Бумага
Береста
Черновики

Летописание
Итак, русская
письменная
литература возникла
на основе богатых
традиций устного
народного творчества.
Одним из основных
оригинальных жанров
формирующейся
древнерусской
литературы стало
летописание. При
этом русские летописи
- не просто памятники
литературы или
исторической мысли.
Они отражают широкий круг
представлений и понятий того
времени, являются свидетельством
всей духовной культуры
средневековья.

Самым
значительным и
наиболее ранним из
дошедших до нас
памятником
летописания
считается «Повесть
временных лет»,
составленная около
1113 г.
Летописец Нестор,
монах
Киево-Печерской
лавры
Летопись

Летописание
С середины XII в. в
условиях политической
раздробленности
летописание начало
приобретать областной
характер.
«Повесть» включалась
в начальную часть
большинства местных
анналов. Каждая
летопись начинается с
ПВЛ, потом - события
истории княжества.

Летописание
1325 г. - Московская летопись
1408 г. - Троицкая летопись
(общерусский летописный
свод)

Летописание
Одним из самых значительных
примеров русского летописания
стал Московский свод 1479 г.

Появление отдельных летописей: Псковской,
Новгородской,
Ипатьевской, Лавреньтьевской.

Архитектура
Большинство
храмов XII - начала
XIII вв. – одноглавые
Разные
архитектурнохудожественные
школы.

С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества

От архитектуры
прошлого его
отличают меньшая
масштабность
зданий, поиск
простых, но
выразительных
форм. Наиболее
типичным стал
кубический храм с
массивной главой.
Церковь Георгия во дворе Староладожской
крепости была построена в 1164 г. Храм очень
компактен и пропорционален. Световой
барабан со шлемовидным куполом увенчивает
кубический в объеме и массивный в
основании собор с тремя полукруглыми
апсидами.

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной
отделки позволяли в короткие сроки строить
экономичные сооружения, соответствовавшие
материальным возможностям и эстетическим
представлениям заказчиков.

Характерной чертой, роднящей всю
архитектуру той поры,было
органическое сочетание
архитектурных сооружений с
природным ландшафтом.

Сложился тип храма, при котором
маленькая церковь выглядит
величественной.

Со второй половины
XII в. заметно
ослабевает
византийское
художественное
влияние, что
ознаменовалось
появлением в
древнерусской
архитектуре храмов
башнеобразной формы,
неведомой зодчеству
Византии.
Собор Черниговского монастыря, больше
известный под названием Пятницкой церкви,
один из самых древних памятников архитектуры
Черниговской области, построен в XII в.
Храм похож на крепость -
очень толстые стены, окнабойницы, массивные
колонны. Храм отличается
стремительной удлиненной
композицией, динамично
«взлетая» вверх.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве
(1425-1427 гг.) - новый тип одноглавого храма башнеобразной
конструкции, со сложным верхом - рядами килевидных закомар
и кокошников, с системой лестниц, ведущих к прекрасно
декорированным перспективным порталам.

Примерами таких построек
являются собор СпасоЕвфросиньева монастыря в
Полоцке (до 1159 г.), собор
Михаила Архангела в Смоленске
(1191 - 1194 гг.) и церковь
Параскевы Пятницы в Чернигове
(конец XII в.). Устремленность
зданий ввысь подчеркивается
высоким стройным барабаном,
вторым ярусом закомар и
декоративными кокошниками у
основания барабана.
1
2
3

Если византийское влияние в XII в. ослабевает, то влияние
романского стиля становится все заметнее.
Оно не затрагивало основу древнерусского храма -
крестово-купольную конструкцию, но сказывалось на
внешнем оформлении храма: группы полуколонн и пилястр,
колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и,
наконец, причудливая каменная резьба на внешней
поверхности стен.
Использование элементов романского стиля
распространилось в Смоленском и Галицко-Волынском
княжествах, а затем и в Северо-Восточной Руси.

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества в разных центрах
Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими
примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и
новгородский архитектурные стили.

Шедевры строительного искусства Владимиро-Суздальского княжества

Успенский (1158-1161 гг.) и Дмитриевский
(1194-1197 гг.) соборы во Владимире, церковь
Покрова на Нерли (1165 г.) - отличаются
парадностью форм, утонченностью и
легкостью пропорций. Последним
памятником этого стиля («лебединой песней
домонгольской архитектуры») стал
Георгиевский собор Юрьева-Польского
(1230-1234 гг.).

Во ВладимироСуздальском княжестве,
начиная с достаточно
скромных в декоративном
отношении построек Юрия
Долгорукого типа церкви
Бориса и Глеба в Кидекше,
складывалась самобытная,
яркая архитектура,
отличавшаяся особенным
изяществом пропорций и
нарядностью внешнего
декора, в частности,
виртуозной резьбой по
белому камню.

"Золотые ворота" были возведены в
1164 году в западной части
владимирской крепости, на главной
дороге, ведущей в город. Они
служили одновременно и
оборонительным сооружением, и
торжественным въездом.
Белокаменную арку ворот венчала
надвратная церковь с золоченым
куполом. В те времена на
противоположной стороне
владимирской крепости
возвышались, вероятно, столь же
мощные и парадные "Серебряные
ворота". В 1469 году русский зодчий
Василий Дмитриевич Ермолин
подновил надвратную церковь
"Золотых ворот". Позднее храм был
перестроен.

Основание Боголюбова

По легенде, в 1155 году князь Андрей
Юрьевич Боголюбский, уезжая из
Киева во Владимир, взял с собой
икону "Владимирская Богоматерь". В
пути, немного не доехав до
Владимира, везшие образ лошади
стали. На этом месте, при впадении
реки Нерли в Клязьму, князь Андрей
Юрьевич велел поставить церковь
Рождества Богородицы, дворец для
себя и кельи для монахов. Вскоре
поселение разрослось и получило
название Боголюбова. В настоящее
время от дворца в Боголюбове
сохранилась лишь небольшая часть
белокаменных палат – "моленная
палата", соединявшаяся с церковью
Рождества Богородицы и служившая
переходом в храм. "Моленная палата"
– единственный сохранившийся
памятник древнерусского
гражданского зодчества XII века.

Построенный в 1194-1197 годах
при Великом князе Всеволоде
III Юрьевиче Большое Гнездо
каменный одноглавый
Дмитриевский собор во
Владимире хорошо
сохранился до настоящего
времени. По некоторым
предположениям,
неизвестный зодчий,
соорудивший здание, был
близко знаком с собором
Святого Луки в Венеции: он
украсил фасады храма
тождественными
декоративными резными
изображениями людей и
зверей, белокаменным
растительным орнаментом.
На стенах Дмитриевского
собора во Владимире
сохранились фрески,
относящиеся к 1197 году.

Особенно активно каменное
строительство велось во
Владимире.
В строительную артель, кроме
местных мастеров, входили
западноевропейские, присланные
императором Фридрихом
Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был
Успенский собор города
Владимира (1158-1160 гг.,
перестроен в 1185-1189 гг.),
отличавшийся как от киевских, так
и от ранних памятников СевероВосточной Руси.
Это белокаменный храм
стройных пропорций и крупных
размеров, украшенный
роскошными резными
перспективными порталами,
аркатурно-колончатым поясом,
сложно профилированными

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во
Владимире
Построенный в 1158-1160 годах по велению
Великого князя Андрея Юрьевича
Боголюбского Успенский собор во
Владимире не сохранился в
первоначальном виде. Храм сильно
пострадал во время пожара 1185 года и в
1185-1189 годах был перестроен.
Впоследствии он не раз перестраивался. В
настоящее время собор пятиглавый, хотя по
первоначальному плану он имел только
одну главу. Внутреннее убранство храма, на
сооружение которого князь Андрей Юрьевич
выделил десятую часть своих доходов,
сверкало золотом, серебром и
драгоценными камнями. Его сравнивали с
легендарным храмом библейского царя
Соломона. В 1408 году собор украсили
фрески прославленных русских мастеров
Андрея Рублева и Даниила Черного. В то
время Успенский собор во Владимире, по
образцу которого был позднее построен
Успенский собор Московского Кремля,
считался на Руси эталоном в архитектуре.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова

В 1165 году близ Боголюбова, на
берегу реки Нерли, возвели
каменную одноглавую церковь
Покрова Богородицы. Великий
князь Андрей Юрьевич
Боголюбский построил этот храм
после кончины сына в память о
нем и в умиротворение своей
печали. При сооружении церкви
ее фасады украсили
декоративными резными
изображениями людей и зверей.
Такое внимание внешней отделке
стен было уделено едва ли не
впервые на Руси.

Храм стоит на
искусственном
холме высотой 4 м,
некогда
облицованном и
обложенном
белокаменными
плитами. Высота его
стен, равная длине,
дополнялась легкой
главой,
поставленной на
четырехгранный
пьедестал.

Удачно найденные
пропорции, тонкая
многоуступчатая
профилировка
выступающих из толщи
стен лопаток с почти
отрывающимися от них
колонками, резные
изображения под
сводами закомар
делали церковь
нарядной. Впервые в
аркатурно-колончатом
поясе появились
фигурные консоли в
виде львов, барсов,
грифонов, звериных и
женских масок.

Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском

В 1152 году в
Переславле-Залесском
возвели одноглавую
церковь Спаса
Преображения.
Белокаменный храм,
достроенный в 11571160 годах, отличался
монументальной
массивностью,
отсутствием настенных
украшений и простотой
интерьера.

Демократизм новгородской архитектуры выразился в таких
чертах, как небольшие размеры и простота в оформлении
фасадов.
2
1
Церкви:
1. Благовещенья в
Аркажах (1179 г.),
2. Петра и Павла
(1185 - 1192 гг.),
3. Спаса-Нередицы
(1198 г.);
4. Параскевы
Пятницы (1207 г.)
в Новгороде
3
4

Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода

В архитектурном
ансамбле
расположенного близ
Новгорода Юрьева
монастыря доминирует
каменный трехглавый
Георгиевский собор,
возведенный в 1119-1130
годах русским зодчим
Петром. На стенах храма
сохранились фрески,
относящиеся к XII веку.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1117 г.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода,
на берегу реки Спасовка,
была построена каменная
одноглавая церковь Спаса
Преображения на
Нередице. Храм, сильно
разрушенный в 1941-1943
годах, во время Великой
Отечественной войны,
ныне восстановлен, но
фрески 1199 года на его
стенах почти полностью
утрачены.

Церковь Спаса Преображения Мирожского монастыря в Пскове

В архитектурном ансамбле
псковского Мирожского
монастыря особое место
занимает величественная,
хотя и невысокая,
одноглавая церковь Спаса
Преображения,
возведенная в 1156 году.
Храм был соединен с
колокольней, что было
редкостью для культовой
архитектуры Руси того
периода. В интерьере
церкви Спаса
Преображения Мирожского
монастыря сохранились
фрески, относящиеся к XII
веку.

Памятники архитектурной школы Киевской земли

1
1. Церковь Богородицы
Пирогощи (1131-1136)
на Подоле в Киеве
2. Кирилловская (после
1146)
3. Васильевская (1183)
4. Юрьевская церковь в
Каневе (1144)
3
2
4

Архитектура Черниговской земли

Борисоглебский собор
Церковь Параскевы
Пятницы (Пятницкая)
церковь

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное
здание. Толстые
стены выложены
кирпичом особой
техникой
«в
ящик» (снаружи и
изнутри ряды
кирпичей, а
промежутки между
ними заполнены
раствором).

Аркатурноколончатый поясдекоративный фриз в виде
ряда небольших одинаковых
глухих арок.
Закомара- полукруглое или
килевидное завершение верхней
части стены, соответствующее
форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное
утолщение стены, отвечающее
конструкции здания. Лопатку более
сложной профилировки называют
пилястрой.

Прясло - часть стены
здания от одного членения
пилястры или лопатки - до
другого.
Кокошник – ложная
закомара. Представляет
собой полукружие с
килеобразным повышением
в центре. Кокошник
располагается на стенах,
сводах, у основания шатров
и барабанов глав церковных
зданий.

После монголо-татарского разорения русская
архитектура переживала пору упадка и застоя.
Монументальное строительство прекратилось на
полстолетия, кадры строителей, по существу, были
уничтожены, подорвана и техническая
преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом
приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух
основных районах: на северо-западе (Новгород и
Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и
Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк,
который в сочетании с валунами и кирпичом
формировал неповторимо пластичные силуэты
новгородских построек.

Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор, соединяющий ряды
плинфы – смесь извести, песка,
толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый
валун, из него без всякой
обработки клали стены.
Белый известняк –
тщательно отесанный в
прямоугольные блоки, легко
поддается обработке,
использовали под резьбу.

В конце 13 века на окраинах Северо –
Западной Руси началось возрождение
русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные
в 14 веке приходские и домашние храмы
Новгорода и Пскова. Перед лицом
постоянной угрозы вооруженного натиска
Орды с востока и крестоносцев с запада
правители были вынуждены уделять
особое внимание крепостному
строительству. Были сооружены кремли
в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске,
Острове, Порхове и др.

Лучшие памятники
зодчества,
отличающиеся
богатством декора,
созданы в первой
половине столетия.
Новгородская церковь Федора
Стратилата на Ручью, 13601361гг.
Церковь Спаса
Преображения на Ильине,
1374г.).
Географическое положение
Пскова, постоянная опасность
нападения Ливонского ордена
обусловили развитие оборонного
зодчества. В 1330 году вблизи
города была построена крепость
Изборск (сооружение
выдержало восемь немецких

Псковские храмы небольших размеров
возводили из местного камня и белили,
чтобы известняк не выветривался. Облик
церквей оживлялся асимметричными
крыльцами, папертями, звонницами, которые
в целях экономии строились без
собственного фундамента и возводились
прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость
архитектурного мышления, практичность
создали заслуженную славу псковским
зодчим и позволили им в дальнейшем
сделать весомый вклад в архитектуру

До конца XV в. - сохранение
особенностей Владимиро-Суздальской
и Новгородской школы. Церковь Федора
Стратилата на Ручье 1360 г.

Архитектуру называют каменной
летописью мира. Действительно,
архитектура – это огромная каменная
книга, на страницах которой
запечатлены эпохи жизни человечества.
Любое архитектурное сооружение несет
на себе печать своего времени…

Москва:
строительство
каменных
Кремлей.
1367 г. - Белокаменный кремль
1382 г. (?) - пострадал;
нуждается в перестройке.
Конец XV в. - Краснокирпичный
Кремль, по форме неправильный треугольник;
окружен Москва-рекой и
Неглинной.

Кремль = парадная резиденция

1479 г. - Успенский собор
Построение
Соборной
площади
Кремля.
1489 г. - Благовещенский собор
1509 г. - Архангельский собор

Грановитая
палата
Марко Руффо, Пьетре и Антонио
Саляри, Алевиз Новый (Миланец),
Аристотель Фиорованти
Рубеж XV - XVI вв.

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
1330-е годы –1405/10 г.
Великий художник
Фрески
Византия
Новгород
Москва
Церковь Спаса Преображения на Ильине
улице
Церковь Рождества Богородицы 1395
наиболее
значительный из
всех когда-либо
живших в России
греческих
живописцев
Благовещенский собор 1405
Эмоциональное напряжение, трагизм.
Василий I
Учитель
Андрея
Рублева

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
Святой,
иконописец и
живописец.
В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и
Прохором с Городца расписал Благовещенский
собор Московского Кремля (фрески не
сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.
мастерами - Успенский собор во Владимире
(роспись сохранилась частично)
Ученик
Феофана
Грека
Школа Андрея
Рублева.
Ученики
расписывали
Успенский собор
в Звенигороде,
Троице-Сергиеву
Лавру.

Идеи объединения
Руси и
централизующей
функции Москвы.
Идея
преемственности
Москвы.
Монах Филофей.
«Москва - третий
Рим»

Нил Сорский
Иосиф Волоцкий
Нестяжатели:
Феодосий Косой.
Федор Карпов.
Матвей Башкин.
Иван-Волк
Курицы.
НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские
ИОСИФЛЯНЕ (осифляне),
старцы), религиозно-политическое
церковно-политическое течение в
течение в русском государстве в
Русском государстве кон. 15 - сер.
кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали
16 вв. В борьбе с нестяжателями
аскетизм, уход от мира; требовали
отстаивали незыблемость
отказа церкви от земельной
церковных догм, защищали
собственности. Осуждены на
церковно-монастырское
церковном соборах 1503, 1531.
землевладение.

Образование
самостоятельных
иконописных
школ (своя
манера
исполнения и
цветовая гамма) Былом
распространено в
монастырях
Известно более 100
швов
Создание "рисунков
иглой".

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Культура Руси периода феодальной раздробленности

Введение


Мною была выбрана тема «Культура Руси периода феодальной раздробленности», потому что, не смотря на распространенное мнение об отсталости Руси от других стран в это время, о ее культурной неразвитости, я хочу доказать обратное. Русь периода XI-XIII в.в. пережила большой всплеск культуры, она духовно возвысилась. К началу нашествия татаро-монгол Русь была духовно духовно богата, к этому времени она уже успела произвести на свет множество памятников архитектуры, литературы, живописи. В конце XIII века Русь развилась очень сильно. В большинстве городов была освоено и развито зодчество, летопись, иконопись. Так же я хочу показать, что Русь многое взяла от Византии (религию, летопись, священные церковные книги, иконопись, строение церквей и храмов), но при этом, она преподнесла это по своему, во всем, что создавал народ Руси чувствовался ее дух, настроение, чувства. Русский народ смог внести во все, что было им сотворено частичку себя, такую неповторимую, и родную для нас. Так же я хочу показать, что культура народа является частью его истории. Это все то, что было создано умом, талантом, рукоделием народа и то, что до сих пор передается из поколения в поколение, все, что выражает его духовную сущность. Взгляд на мир, природу, человеческие отношения и отношения между человеком и богом.

Русская средневековая культура X-XIII в.в. заслужила высокую оценку, как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Беременский). Ученый пресвитер, Теофил из Падерборна, в своей технической энциклопедии XI века восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди ее только Греция, а позади Италия, Аравия, Германия и другие страны. Образцы русских изделий восхищали вельмож германских императоров и тогда, когда они в качестве послов были в Киеве, и тогда, когда киевский князь бежавший от восставшего народа, показывал русские вещи императору.

Культура того времени помогает нам понять становление государства, мировоззрение людей, их разум и чувства, и, что самое главное, культура того времени и сейчас присутствует в нашей жизни, и интерес к ней ничуть не угасает, это «Слово о полку Игореве», это соборы и храмы, построенные еще в то время, и живущие до сих пор, это фрески и иконы нарисованные иконописцами домонгольской Руси, это сказки, былины, пословицы, поговорки, которые и в наши дни актуальны своими учениями и моралью, это религия, которой до сих пор придерживается большая часть русского народа. Все это прошло сквозь пелену времени и продолжает существовать, удивлять и жить своей жизнью даже в наше время.

Я считаю, что русский народ внес неоценимый вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад актуальные до сих пор произведения культуры. Итак, в этой контрольной я хочу показать все богатство русской души, которое легло в основу памятников культуры того времени.


Общие условия развития культуры


Уже в XI веке в жизни древнерусских княжеств все более выделяется одна тенденция: усиления княжеских распрей и междоусобиц, мешавших становлению Руси и ставивших под угрозу саму ее независимость. Этому способствовал рост вотчинного землевладения и развитие городов. Города достаточно усилились, чтобы не подчиняться Киеву, который не мог более им обеспечить при необходимости эффективную защиту, с этой задачей лучше справлялись местные князья, получавшие поддержку вотчинников и горожан. Все это наряду со стремлением князей к независимости вело к обособлению княжеств от Киева. Борьба за сам Киев, однако, не прекращалась, ибо он оставался самым престижным столом и крупнейшим городом Руси.

Раздробленность, вызванная социально политическими причинами, была, впрочем, неизбежным этапом в истории Руси - через нее прошли почти все страны средневековой Европы.

Междоусобицы между княжествами доли немаленькую прореху в обороне границ Руси, к тому же многие князья не гнушались звать в помощь при борьбе с соседними княжествами половцев. Те, в свою очередь, сильно разошлись, и князья вскоре потеряла над ними всякий контроль, и русская земля стонала под натиском набегов с окраин. Окраинные княжества, города и села были выжжены, ограблены, многих забрали в плен, так же активно вмешивалась в русские дела Польша и Венгрия.

Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское и Галицко - Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальская земля: Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался. Юрий погиб при странных обстоятельствах в 1157 году (скорее всего был отравлен киевскими боярами). Старший сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г. Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в. икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России ("Богоматерь Владимирская"). Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на "младшую дружину" (служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII - начале XIII вв. был самым сильным русским князем. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынская земля: Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах, в предгорьях Карпат - добыче соли и горному делу. Важное место в жизни края играла торговля с другими странами, большое значение в которой имели города Галич, Перемышль, Владимир-Волынский.

Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство, в постоянной борьбе с которым княжеская власть пыталась установить контроль над положением дел в своих землях. Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии, куда за помощью или с целью найти убежище обращались как князья, так и представители боярских группировок. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Только в 1238 г., незадолго до нашествия Батыя, Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче.

Новгородская земля: с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Важнейшей особенностью этой земли было то, что традиционное для славян занятие земледелием, за исключением выращивания льна и конопли, не давало здесь большого дохода. Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода - бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов - бортничества, охоты на пушного и морского зверя. Наряду с издревле жившими здесь славянами в состав населения Новгородской земли входили представители финно-угорских и балтийских племен. В XI-XII вв. новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII в. новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озер. Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства. Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимир, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики, и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Таким образом, мы видим, что Киевская Русь окончательно распалась, появились другие крупные русские княжества и города, из - за чего на Руси было не спокойно, междоусобицы, набеги с окраин, все это тревожило сердца и умы народа. Наступало не самое спокойное время, хоть оно и было исторически предсказуемым. Но при этом из - за того, что Русь поделилась на множество княжеств в каждом феодальном государстве начало развиваться искусство, что, в общем - то, и дало в итоге такой всплеск культуры во всех областях Руси.


Памятники литературы

русская средневековая культура

Важнейшим памятником на Руси является летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами.

Географический кругозор летописца очень широк - он знает и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические пережитки у англичан, и Китай на востоке Старого Света, где люди живут на краю земли. Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.

Эпоха феодальной раздробленности сказалась в том, что появились областные литературные силы, в каждом новом княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным событиям, но не перестававшие интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгороде-Северском, Пскове, Переяславле и других городах.

Важно отметить, что в то время, как Древняя Русь сблизилась с Византией, началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках, но при этом они продолжали пользоваться своим языком, что отличало его от большинства стран Востока и Запада. Русский язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе.

Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на досках (очевидно, навощенных). При всем патриотизме русской литературы мы не найдем в ней и следа проповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей: Милуй не токмо своея веры, но и чюжия..., аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу, XI в.). В последующие века русская литература оказала большое влияние на культуру южнославянских стран, не знавших латинского языка в качестве официального. Русская литература XI-XIII в.в., как это не печально, дошла до нас не полностью. Средневековая церковь, агрессивно настроенная на остатки язычества в государстве рьяно уничтожало все, с ним связанное, литературу это не обошло стороной, поэтому многие сочинения, упоминавшие языческих богов, были уничтожены. В пример можно привести «Слово о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами. До XVIII в. дошел только один список «Слова…», хотя известно, что его читали в разных русских городах, отдельные цитаты в сохранившихся рукописях, намеки на обилие книг и отдельных произведений - все это убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, гонений православной церкви, половецких и татарских набегов могла погибнуть много сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть очень ценна и интересна.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в тот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Михаила Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, среди них видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора. Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость за свое государство, сознания необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических войск, стремление прекратить разорительные войны русских князей между собой.

Жемчужиной русской литературы домонгольского времени является «Слово о полку Игореве» (~1187) стоящее в первом ряду шедевров мировой поэзии. «Слово…» является одним из величайших памятников древней русской литературы. Около восьми веков назад, примерно в 1187 г. Было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы. «Слово…» - это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX вв., а его корни глубоко уходят в русскую почву.

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом к темам общественного и государственного строительства, неизменно развивающейся связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. В русской литературе XI-XVI вв. не было поэзии, лирики как обособленных жанров, и поэтому вся литература проникнута особым лиризмом. Этот лиризм проникает в летописание, в исторические повести, в ораторские произведения. Характерно при этом, что лиризм имеет в древней русской литературе по преимуществу гражданские формы. Автор скорбит и тоскует не по поводу своих личных несчастий, он думает о своей родине, к ней по преимуществу обращает всю полноту своих личных чувств. Это лирика не личностного характера, хотя личность автора в ней и выражается призывами к спасению родины, к преодолению неурядиц в общественной жизни страны, острым выражением горя по поводу поражений или междоусобий князей.

Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово…» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей-современников к активным действиям против врагов родины.

«Слово…» проникнуто большим человеческим чувством - теплым, нежным, сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря:


«на третий день к полудню пали стяги Игоревы!

Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;

тут кровавого вина недостало;

тут пир закончили храбрые русичи:

сватов напоили,

а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а древо с тоской к земле приклонилось.»

И в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам:

«Жёны русские восплакались, приговаривая:

"Уже нам своих милых лад

ни в мыслях помыслить,

ни думою сдумать,

ни глазами не повидать,

а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!"»

и в широкой картине русской природы и в радостях по поводу возвращения Игоря:

«Солнце светится на небе, -

а Игорь князь в Русской земле.

Игорь едет по Боричеву

ко святой богородице Пирогощей.

Села рады, грады веселы.

Певши песнь старым князьям,

потом и молодым петь:

"Слава Игорю Святославичу,

Буй туру Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!»


Поэма вдохновляла реальными событиями истории того времени. «Слово…» было создано после событий Игорева похода и написано под свежими впечатлениями от этих событий. Это произведение собрано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что еще было в памяти каждого человека. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах. «Слово…» с гениальной силой и вдохновенностью отразило бедствие того времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от усилившегося и участившегося нажима набегов кочевых народов и восточных соседей Руси.

«Слово о полку Игореве» не только повествует о событиях похода Игоря Святославича - оно дает оценку и представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь - то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

«Слово…» и в наши дни остается актуальным произведением литературы. Не смотря на то, что это произошло около 825 лет назад оно остается великим памятником русской культуры и интерес к нему и интерес к нему не угасает, а даже наоборот увеличивается. В нем показана вся любовь русского человека к своей родине, своему народу и его волнение за будущее своей страны.

Литература того времени не угасает не смотря на прошедшие столетия. Благодаря ей мы узнаем многое, что происходило в то время, поучения авторов тех времен жизненны и сейчас. В примере летописей, «Повести временных лет», «слове о полку Игореве» и других произведений того периода мы можем увидеть, что русский народ был духовно высок, образован и возвышен. Он был заинтересован в том, что происходит в государстве и за его пределами, мало того, он умел правильно делать оценку происходящему, не утаивая от читателя и черных сторон того времени. Это были действительно образованные люди, которые внесли в литературу домонгольской Руси частицу себя. Частицу русского наследия, чувства, настроения.


Устное народное творчество


все также важным и жизненным в наше время остается фольклор Древней Руси. Не смотря на то, что пословицы, поговорки, сказки, былины и песни начали записываться лишь с XVII в., появились они именно в период домонгольской Руси. Все они наполнены смыслом, поучениями и высмеиванием плохих качеств людей. Они показывают нам единение человека с природой, богом, его духовную силу.

С X в. был самый большой всплеск появления былин. Любимыми былинными героями стали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Силянович, Вольга.

Русский эпос XI - XII в.в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. К середине XII - XIII в.в. относится появление новгородских былин о «госте» Садко, богатом купце, происходящем из древнего дворянского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого является Роман Мстиславович Галицкий. Поговорки того времени высмеивали ложь, трусость, слабость человека, они восхваляли труд, доброту, соучастие, опять же таки единство. Они поучали человека быть сильным духом и телом, почитать старших, любить свою родину. Очень много поговорок, появившихся в древней Руси, дошли до наших дней. Люди продолжают ими пользоваться, ведь смысловая нагрузка поговорок и пословиц осталась та же. Сказки, появившиеся в тот период, тоже частично дошли до наших времен, их переносили из уст в уста, из поколения в поколение. В большинстве сказок и сказаний лежат языческие корни. Языческие боги и божки, гонимые православной церковью нашли свое убежище и пристанище в сказках и до сих пор живут там. В сказках мы видим лесовиков, леших, водяного, русалок, домового и другие божества языческой культуры. Это лесовик в «Царевне - лягушке», водяной (морской царь в народных сказках и былинах), так же в них находит свое веяние и фетишизм (скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, волшебный клубочек).

В сказках мы также можем наблюдать представление народа о загробном мире, о вечном мире предков, взаимосвязях его с миром живых на земле. Мы можем наблюдать в сказках видение смерти, загробном мире, о душе, как переходе к иной форме существования. Преимущественно отражение этой веры они нашли в волшебных сказках, в особенности связанных с образом Бабы Яги, которая осуществляла переходника в иной мир. Сказки позволяют понять представление язычников о пособниках смерти, путях, ведущих в потусторонний мир, грани между земным и «вечным миром», о способах преодоления ее и помощниках в долгом и трудном пути на «тот свет». Но не будем забывать, что в сказках также поднималась тема честности, храбрости, правды, она обругивала зло, ложь, лень, предательство. Главные злодеи всегда были наказаны по тяжести своей вины. Таким образом фольклор показывает нам представления людей того времени, его моральные качества, разумность и вера в хорошие добрые чувства того поколения.


Архитектура и живопись


Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Имевшие уже опыт строительства крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов 1036г., Киев 1037г.). Новгородское восстание 1136г. Приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому. Ранее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привела к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII - XIII в.в. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широкие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже X - XI в.в. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XIIв. башнеобразных, стремящихся вверх, стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства. Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким примером такой общности стиля, говорящим о том, что искусство - понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро - Суздальской земли с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо - вполне русские по своим традициям и строительным приемам. Но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в.

Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI - XII в.в., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей. Недавние находки в старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий к основе вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредничество Закавказья и Тмутаракани. Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

Тоже самое можно сказать и о живописи древней Руси. Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. Высокий уровень художественной выразительности, достигнутый древнерусской живописью, отчасти объясняется тем, что восприятие византийского мастерства было подготовлено развитием славянского народного искусства еще в языческий период.

Красочные сочетания узоров на тканях, сложные орнаментальные композиции из цветов, деревьев, птиц и животных идут из глубокой древности, когда люди покланялись стихиям природы и всему, что эта природа порождает: зверей, птиц, рыб, деревья, траву, камни. Основная масса, уцелевших до наших дней, произведений живописи и скульптуры, относится к сожалению, только к одному разряду - к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Каждое церковное здание представляло собой не только красивейшее архитектурное сооружение, но и целую галерею фресковой живописи, подчиненную единому сложному замыслу. В несколько ярусов располагались священные изображения, которые должны были внушать славянину суеверный страх и чувство подчиненности богу небес и князьям земли. С церковных фресок смотрела на находящихся внизу простых людей изображения христианских святых в одеждах епископов, царей, воинов дружинников, монахов.

Классовая сущность феодальной церкви во всей полноте раскрывалась в отношении к искусству, которое церковь пыталась монополизировать, чтобы посредством его притягательной силы воздействовать на умы русских людей. Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и тонкого использования всех видов искусства в целях утверждения идей феодальной церкви. Киевлянин или новгородец, войдя в церковь, попадал в особый мир образов, отделенный от шумного городского торга. Огромнейшая голова Иисуса Христа как бы парила в небе, над затянутым дымом ладана, пространством купола. Суровые «отцы церкви» сплошным рядом выступали из - за алтаря, готовые поучать и карать. Христианская Богородица напоминала славянину древнюю языческую богиню земли и плодородия (Рожаницу, Макошь) и тем самым объединяла в его сознании старый и новый культы. Когда, устрашенный и подавленный величием изображенного на стенах храма, славянин уходил из него, то его последним впечатлением была нарисованная над выходом картина «Страшного суда». Он возвращался из церкви в свой мир, и церковь напутствовала его изображениями страшных мучений, ожидающих того, кто посмеет ослушаться церковных законов.

Развитие классовой борьбы и антицерковных движений, «ересей», привело к распространению определенных сюжетов в искусстве, например «Чудо Михаила архангела в Хонях», где Михаил, «небесных сил воевода», наказывает крестьян, пытавшихся поднять восстание. Сюжет «Уверение Фомы» направлен против скептиков, сомневавшихся в христианских легендах.

Таким образом мы можем сделать вывод, что, не смотря на то, что очень многое в архитектуре и живописи появилось с приходом христианства от Византии в Русь, переняли они от него не многое. Во всех проявлениях искусства своя, ни с кем несравнимая, русская душа человека. Да, она немного видоизменилась, благодаря новым течениям культуры и религии на Руси, своя нотка искусства, зародившаяся и процветавшая еще в языческой Руси, все еще продолжала присутствовать во всем. Также, не смотря на феодальное раздробление государства и междоусобиц между князьями, все еще культурная и языковая общность всех княжеств. Можно даже сказать, что феодальный раскол государства положительно повлиял на развитие архитектуры и живописи в разных княжествах, а не в каком-то одном. Это еще раз показывает насколько могущественным и единым в духовном плане оставалось государство древней Руси.


Религия


Известно, что крещение на Руси произошло в 988 году, но при этом русская земля еще долго переживала крещение.

Народ не хотел расставаться с многолетним укладом жизни, даже приобщившись к христианской вере.

В 990 году был крещен Ростов, но, жители Ростова, сначала принявшие крещение, затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ при помощи военной силы смог разрушить языческое святилище в Ростове и заставить людей принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской областей. По- видимому христианизация этих областей началась не ранее XII в..

Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. Стойкие приверженцы язычества бежали из городов. В 1024 году в Суздале началось восстание под предводительством языческих жрецов. Князь Ярослав жестоко подавил движение жрецов. Однако, спустя менее полувека, в 1071 году, жрецы вновь подняли смуту на Ростовской земле и в Новгороде, но она снова была погашена.

Тем не менее, если князья и могли насильно крестить, то насильно заставить верить кого- либо было невозможно. Итогом религиозной реформы князя Владимира стало двоеверие, которое господствовала на Руси начиная с X-XI в.в.. христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население, в основной своей массе, оставалось верно язычеству, с которыми была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. С этой реальностью приходилось мириться и церковь, вынужденная идти на уступки, чтобы привить людям хотя бы главное в учениях. Сама церковь пыталась стать ближе к народу и иногда пускалась в ухищрения. Известно, например, что в Новгороде церковь св. Василия стояла на Волосовой улице, а святой в ней изображен на иконе в окружении скота, то есть, очень часто церкви отстраивались на месте бывших языческих святилищ. Так же церковь пыталась сделать ближе и понятней храм божий для человека тем, что им напоминало языческие поклонения: это поклонение иконам и статуям(в пример языческим идолам богов), так же, разделение между пантеоном канонизированных святых, за каждым из них закреплялась определенная сила и они были покровителями одной определенной направленности(в пример разделение сил между богами в язычестве), и даже то, что нужному святому ставилась свеча, напоминала обряд, когда перед нужным идолом зажигали костер. Это касается и погребений, еще в XIII в. в княжеские погребения при храмах клали украшение и оружие, как требовал того языческий обряд.

Но не смотря на все прерии, церковь, с приходом христианства на Русь сделала очень многое, она открыла качественно новую страницу в истории и культуре.

Новая религия подняла на новую ступень литературу, архитектуру, благодаря ей появилась иконопись. Но, как и в остальных разветвлениях культуры, мы видим, что Русь не просто приняла новую веру, встав на ступень выше, но она, как всегда, привнесла в церковь свои истоки, сделав ее не похожей на другие религии.


Заключения


Начиная с X в. Русь достигла больших высот в культуре. По большей части этому благодетельствовало появление христианства, как новой веры и новый виток в истории Руси. На нее возложили большие надежды, и как оказалось, не зря. Она помогла сохранить языковое и культурное единство в государстве, расколовшемся на тот момент на множество маленьких осколков - феодальных княжеств, но, самое главное, что люди не переняли все с других стран, полностью копируя уже устоявшиеся картины, не, они привнесли в культуру, в литературу, в архитектуру, живопись, религию кусочек себя, они перестроили все то, что им передала та же Византия, на свой нрав, оставив, не малую, на тот момент языческую культуру и приспособив ее под ново-пришедшую. Позже в XVIII-XIX в.в. культура станет еще более светской и потеряет свое христианское и языческое влияние, но сейчас, что очень приятно, люди начинают возвращаться к своим истокам.

Русь XI-XIII в.в. была очень высока в духовном и моральном плане. Она смогла, не смотря ни на что, донести до наших времен все то, что они думали, что их беспокоило, о чем они мечтали и чем жили.

Сейчас мы не сможем представить себе жизнь без «Слова…», без соборов, храмов, без той устной литературы, которая появилась еще в то время, но продолжает нас воспитывать с самого детства, наставлять нас. Это религия, которая с момента слияния язычества и христианства почти не изменилась. Это фольклор, который шел с нами с самого детства, былины про могучих богатырей, олицетворяющих всех могучих мужей домонгольской Руси.

Все это присутствует в нашей жизни с малого возраста с первой сказкой на ночь, с первой свечкой, поставленной к иконе, в храме, с первыми рассказами про домовых, русалок, леших, с первым ознакомлением уже в школе со «Словом…», «Повестью временных лет». И когда ты начинаешь задумываться, сколько же на самом дела прошло столетий, прежде чем ты прочел, услышал и увидел, становиться действительно радостно за свой народ, за свое прошлое.

Это во всем показывает, насколько ошибочно распространенное мнение о том, что Русь, в период феодальной раздробленности была культурно полноценна.

Я считаю, что она действительно внесла неоценимый вклад в мировую культуру в целом и в культуру сегодняшней России в частности.

Это было поистине культурно богатое государство, не смотря на все распри и смуты, которые в тот момент в ней происходили.


Список литературы


1.Б.А. Рыбаков «Культура Древней Руси » Москва 1956г.

.Д.С. Лихачев «Слово о полку Игореве» и культура его времени» Ленинград 1985г.

.«Слово о полку Игореве» Москва: Просвещение, 1984

.Б.А. Рыбаков «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи» Москва 1963г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.