Эпоха архаики древней греции. Всемирная история




Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Этот процесс получил название Великой колонизации. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, и выступили посредниками между Грецией и другими странами. Постепенно греки вытесняют финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью.

Именно к этому периоду относится появление нового названия Греции - Эллада. Первоначально так назывался один из районов Фессалии, а затем и вся страна. Ионийцы и дорийцы, населявшие Грецию, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии называли себя эллинами, т.о. они стремились подчеркнуть свое отличие от остальных народов.

К рубежу 7-6 в до н.э. с развитием ремесла и торговли во многих греческих полисах появляется новый влиятельный социальный слой владельцев мастерских и купцов, он стал теснить от власти старую родовую аристократию, начинает нарождаться тимократия, т.е. власть богатства.

Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии и превращению крестьян в беднейший слой населения, росту социальной напряженности и классовой борьбе. На первом этапе борьба привела не к установлению демократических порядков (в их античном понимании), а к захвату власти диктаторами - тиранами. Причем тирании возникали в наиболее экономически развитых районах греческого мира. Везде, где старый земледельческий уклад переживал кризис, к власти приходили тираны, поддержанные наиболее обездоленными слоями населения. Тираны, сами часто происходившие из аристократической среды, выступали решительными противниками правления традиционной знати. Для того, чтобы найти опору в массах они заботились о том, чтобы дать разорившемуся населению возможность заработать. Многие тираны провозглашали программы общественных работ: строительство каналов, водопроводов, дорог. Они напрямую поддерживали торговлю, ремесло, сельское хозяйство как основу благосостояния и культуры. Именно в эпоху тиранов некоторые города-государства пережили период высшего расцвета - Коринф, Самос. Другие заложили основу своего будущего величия - Афины при тиране Писистрате, Сиракузы при Гелоне. Многие тираны были выдающимися личностями, они не только организовывали политическую и культурную жизнь полиса, но и сами занимались литературным творчеством, были меценатами и покровителями искусств.

В период архаики идет становление законодательства и судебной системы. В 621 г. до н.э. – в Афинах были приняты законы архонта (архонт - высшее должностное лицо в Греции) Дракон(т)а – «драконовские меры» - напоминавшие по своей жестокости табуальные запреты: очень многие нарушения карались смертью. Предусматривались денежные штрафы, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

В 594 г. до н.э. это законодательство было усовершенствовано архонтом Солоном - он ввел суд присяжных (гелиея), и даже самые бедные ремесленники получили право участвовать в народном собрании (экклесии) и быть членами гелиеи.

В эпоху архаики окончательно складываются религиозные представления греков. Грекам был свойственен политеизм (многобожие). Согласно представлениям греков внешний облик, жизнь и взаимоотношения богов такие же как у людей. Т.е. это не непорочные, нравственно возвышенные существа, а существа наделенные страстями даже больше чем люди, но свободные от всех человеческих скорбей, печалей. Жилищем бессмертных богов была гора Олимп.

Общеобязательных догматов греческая религия не имела, поэтому к богам, к мифам можно было относиться скептически, можно было рассказывать о богах забавные истории, смеяться над ними. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога (особенно покровителя полиса), нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание, вплоть до казни.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношений были весьма различны (возлияние (брызгание на землю или в огонь вина); жертвоприношение зерном, маслом, плодами, жертвенными животными). Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, религиозные пляски. Обряды совершались по строго установленному церемониалу.

Централизованного культа в Греции не было. Местные полисные и общинные культы были выражением политической раздробленности. Но некоторые культовые центры получили широкое общегреческое значение. Это – святилище Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине и др.

Ученые условно выделяют четыре религии древних греков:

1. религия Зевса;

2. религия Аполлона;

3. религия Диметры;

4. религия Диониса.

Религия Зевса - это религия природных сил. Главный бог Зевс - высшее божество, создатель людей и богов. В пантеон богов входят Гера - жена и сестра Зевса, братья Зевса: Аид - бог подземного царства, Посейдон - бог морей, сестра Зевса Диметра - богиня земли, дети Зевса: Афина - богиня мудрости, покровительница ремесла, Аполлон - покровитель образования, его сестра Артемида - богиня охоты, живой природы, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня, Дионис (Вакх) - бог вина и веселья. Зевсу поклонялись в дубовых рощах, храмы не строили.

Главным центром поклонения Зевсу была Олимпия (Пелопоннес) , где находился его оракул и регулярно происходили праздничные Олимпийские игры. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса установил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом. В Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма росла «олива священных венков», из ветвей которой плели венки победителям в Олимпийских играх. С 8 в. до н. э., когда святилище стало местом проведения Олимпийских игр; Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира».

Религия Аполлона.

В этой религии рождается такие понятия как храм, кумир и жрец. Центром религии Аполлона были город Дельфы у горного массива Парнас. Религиозное чувство, что Бог где-то рядом, рождает потребность стабилизировать это чувство. В результате возникает идея храма (место Бога). В Древней Греции храм строился для Бога, а сам культ мог совершаться рядом с храмом.

Желание видеть божество приводит к идее антропоморфного существа – прекрасного юноши. Появляется скульптурное изображение Бога – кумир. А в связи с этим возникает потребность заботиться о храме и о кумире, и появляется жречество, которое с усложнением их функций становится профессиональным и наследственным. Должность жреца была почетной, но не давала ни какой непосредственной власти, зачастую официальным культом руководили не жрецы, а гражданские должностные лица.

Центральной фигурой религии Аполлона является жрица Пифия - предсказательница судьбы, сидящая на треножнике Аполлона в Дельфах. В Греции не предпринималось ничего значительного без предварительного мнения об этом Дельфийского оракула. В Дельфах выполнялся обряд очищения от преступлений, в т.ч. и от убийства.

Религия Деметры.

Деметра - богиня плодородия - земледельческий культ-душа поспевающей Нивы. Ее культ связан с мифом о Персефоне. В связи с возвращением Персефоны из царства Аида, Деметра основала мистерии - таинства, т.к. они проходили в Элевсине, то они получили название элевсинские мистерии, они просуществовали 1000 лет до 395г. н.э. Первыми жрецами был царь и царица Элевсина, которые приютили Деметру, покинувшую Олимп. Основные торжества проходили весной и осенью. Во время весенних обрядов (малых мистерий) происходило посвящение кандидата в мисты (первая степень). Осенью были великие мистерии когда, устраивалось посвящение во вторую степень – в эпопты. Главное место в церемониях посвящения занимали очистительные обряды, омовения, пост. После торжественного шествия из Афин в Элевсин устраивались ночные богослужения в храме Деметры, во время которых разыгрывались мистерии - священная драма, рассказ мифа о Персефоне, демонстрировались священные символы богинь – хлебные колосья. Люди созерцали драму и переживали чувства, которые переживала Деметры (скорбь, страдание, радость). Люди доходили до крайней степени чувственности. Посвящение символизировало второе рождение. Затем совершалась еще одна драма - созерцание действа о посмертной судьбе человеческой души, либо душа посвященного попадала на острова блаженства, а душа человека, который не смог посвятиться, обрекалась на странствие и работу.

Религия Диониса.

В ее рамках оформились два культа: оргиастический и гражданский. На основе гражданского культа впоследствии возник театр. Оргиастический культ возник во Фракии и распространился по всей Греции в 7-6 в. до н.э. Идея культа - соединение с природой и обретения бессмертия. Культ осуществлялся в виде вакханалии, т.е. ритмичного танца под музыку на природе. Во время танца человек доходит до экстаза, душа покидает тело и человек растворяется в природе. Основные действующие лица - вакханки. Существовала сложная экипировка участниц - факел, тирс (посох увитый плющом, виноградными листьями и сосновой шишкой наверху), венок на голове. Одежда состояла из шкур, подвязанных змеями. Многие молодые матери - вакханки для полного сближения с природой кормили грудью - волчат, ланей. Т.к. масштабы этого культа были велики, а последствия разрушительны, то вынуждены были отвести специальное место и время (1 раз в год), и определить специальную профессиональную группу вакханок.

С культом Диониса связано орфическое движение. Орфей - мифический поэт, живший якобы еще до Гомера. Он и его ученик Мусей создали песни, объясняющие происхождение богов Важное место в орфической мифологии играл образ страдающего и воскресающего бога Загрея-Диониса, сына Зевса и Персефоны. Посланные богиней Герой титаны растерзали юного Загрея, но сердце его было спасено Афиной. Зевс испепелил титанов, из пепла сделал людей и оживил их сердцем Диониса. Т.о. в человеке соединилось два начала: титаническое - ложное и злое; дионисийское - светлое. Поэтому смысл жизни человека в развитии дионисийского начала и подавлении титанического. Т.к. человек - единство тела и души (душа закована в тело), то смысл жизни человека состоит в спасении бессмертной души человека из тела, если этого не удается, то душа переходит из одного тела в другое и нужно разорвать этот круг с помощью определенного образа жизни, определенных ритуалов, участия в орфических мистериях. Кроме того, из сердца Загрея-Диониса Зевс создал Диониса, который и вошел в гражданский культ (Великие Дионисии).

Важнейшие общественно-религиозные празднества.

Большую роль в жизни греков играли состязания («агон»).

Главными состязаниями были посвященные Зевсу Олимпийские игры, появившиеся в 776 г. до н.э. и проводившиеся в области Олимпия на Пелопоннесе один раз в 4 года. От первых Олимпийских игр велось летоисчисление Древней Греции (Олимпиада – единица летоисчисления до 394 г. н.э.). Игры длились 5 дней, на это время объявлялся священный мир. Состязались в беге, кулачной борьбе, ристании на колесницах и пятиборье (метание копья, диска, прыжки в длину, бег, кулачная борьба). Участниками были только мужчины и они выступали обнаженными, поэтому женщины не допускались на игры под страхом смертной казни. Но зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Наградой победителю была оливковая ветвь, победитель въезжал в родной город через пролом в стене, который делали для него.

Пифгитские игры (Пифиады)- вторые по значению общегреческие празднества в честь Аполлона в Дельфах. Спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся один раз в 8 или 4 года. Наградой в играх был лавровый венок.

Истмийские игры (Истмии) – общегреческие празднества в честь Посейдона в Истмии в Коринфе, проводившиеся один раз в 2 года. Гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания. Награда сосновый венок.

Немейские игры - общегреческие празднества в честь Зевса в Немее, проводившиеся зимой каждый второй и четвертый год Олимпиады. Спортивные и музыкальные состязания.

Пинафинеи великие – торжественные празднества в честь рождения Афины проводившиеся один раз в 5 лет.

Дионисии великие – ежегодные празднества в Афинах в честь Диониса. Состязания драматургов, поэтов, хоров.

Философия.

В период архаики зарождается философия, благодаря которой Греция вступила на путь рационалистического мышления. Этому способствовало то, что в Греции не было особой жреческой касты, не было устойчивых религиозных догматов, а это облегчило отделение философии и науки от религии. Знание восточной, в первую очередь вавилонской, математики, астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, регулярность и повторяемость природных явлений. Главным для первых философов стал поиск первооснов, первопричин всего существующего (натурфилософия). Греческие натурфилософы за первооснову выделяли: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, который все в себе содержит и всем управляет, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Пифагор – число.

Литература.

Греческий язык состоял из четырех диалектов: ионийского, аттического, дорийского и эолийского. Но все диалекты были знакомы каждому греку и служили для выражения различных родов поэзии. Например, ионийско-эолийский был основой эпоса, а дорийский основой хорового пения.

С Гомером ушла и его эпоха героев. Но у Гомера было много последователей и подражателей. Сюжеты древних мифов обрабатывались в стиле Гомера. Такие поэтические циклы получили называние киклические поэмы.

Новым в литературе стало творчество Гесиода (700г. до.н.э.). Он создал три новых эпических жанра: космогонический - о происхождении мира и Богов («Теогония»); генеалогический - о героинях древних мифов («Каталог женщин»); дидактический или назидательный – советы и наставления («Труды и дни» - советы земледельцам).

Гесиод рационалистически систематизирует греческую мифологию и является последним представителем эпического жанра.

Постепенно в 7 веке до н.э. основное место в литературе занимает лирика.

Древнегреческую лирику делят на два вида: мелическую (пелась в сопровождении различных инструментов) и декламационную (отошедшую от музыки). Основными жанрами Декламационной лирики стали элегия, ямб, эпиграмма и гнома.

Основным жанром была элегия (греч. «жалобная песня»). Предполагают, что она возникла из погребального плача. Это стихотворение средней длины, печального содержания, рассказанное от первого лица. Первоначально элегия имела преимущественно морально-политическое содержание, затем преобладающей стала любовная тематика. Основоположником элегии считают Каллина (первая половина 7 в. до н.э.), писавшего военно-героические элегии, близкие к эпосу. Наиболее известным автором военно-героических элегий был Тиртей (вторая половина 7 в. до н.э.). За героической элегией был закреплен ионийский диалект.

Другой более важный вид элегии – элегия личной судьбы. Первым представителем был Архилох (вторая половина 7 в. до н.э.), развивавший мотив наемника, то есть человека, служащего чужому делу.

Третья разновидность элегии – философско-политическая. Наиболее ярким представителем был афинский архонт Солон (ок. 640- ок. 559 г. до н.э.), выражавший в элегии свои политические мысли

Другим жанром лирики был ямб - стихотворение назидательной сатирической направленности. В Греции существовали культы осмеяния богов, победителей. Считалось, что смех отгоняет злых духов, очищает атмосферу. Высмеивалось все высокое. Существовало два вида ямба: личное осмеяние (инвектива) и осмеяние общественных отношений (сатирический ямб). Ямбы отличались большой вольностью, для них не было ограничений. Основоположником ямба считают Архилоха. Среди наиболее известных авторов ямбов Мимнерм, Гиппонакт (6 в. до н.э.), Феогнид (вторая половина 6 в. до н.э.).

Эпиграмма – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Первоначально это были посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи. Эпиграммы писались на твердом материале – камне, меди, памятниках.

Гнома (греч. «вывод, мысль, изречение ») – короткое стихотворное изречение мудрости (формулировка общепринятых положений) или поучительно-философские изречения). Например, «познай самого себя». Большинство гном приписывают семи полулегендарным греческим мудрецам.

Мелическая лирика имела два вида: монодия (монос – «один», одия – «песня») и хоровая лирика. Древние греки строго различали монодию (сугубо личное переживание, любовную лирику) и хоровую лирику (в ней не было любви, она была связана с общественными событиями, с коллективом). В мелической лирике поэт был и композитором. Текст создавался для определенной мелодии и был с нею неразрывно связан.

Ведущей темой монодийной лирики была любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (Са(п)фо (610-580г до н.э.), Алкей (рубеж 6-7в до н.э.)) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где ярко проявил свою индивидуальность Анакреон(т) (570-478 г. до н.э.). Монодийная лирика создавалась на эолийском диалекте.

Хоровая лирика связана с событиями в жизни полиса, праздниками. Важнейший жанр – парфений – хоровая песня в честь богинь, исполнявшаяся хором девушек. Пеан – гимн в честь Аполлона (главное содержание - победа солнца над мраком), исполнявшийся вооруженными юношами при нападении на врагов или после победы. Дифирамб - песня в честь Диониса, сопровождавшаяся бурным оргиастическим танцем. Наиболее крупными представителями хоровой лирики были Алкман (вторая половина 7 в. до н.э.), Симонид (ок. 556 – 468 г. до н.э.), Пиндар (518-438 до н.э.).

К 6 в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня (короткий, комический рассказ, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами басни обычно выступают животные, растения, вещи), родоначальником которой считают Эзопа (6 в. до н.э.). Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»)

В 8-6в до н.э. зарождается греческая историография и греческий театр, выросший из хоровых песен, молитв, исполняемых на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано Феспидом (рубеж 7-6 в. до н.э.), который выделил из хора действующее лицо - актера.

Изобразительное искусство.

В области изобразительного искусства период архаики отличается господством схематичности и рационализма. Человек изображается как человек вообще, как абстрактный член общества.

Сильна героическая монументальность, в том числе и в живописи, дошедшей до нас в виде росписи на вазах - вазописи. На древнейших вазах человек изображался крайне условно: комбинация простейших геометрических элементов. Раскраска условна: мужские фигуры даны в черном цвете, лица и руки женщин белого цвета, а фон красный. Вазопись этого периода относится к строгому стилю, т.к. художника интересовал смысл изображаемого, сущность, а не детали Во второй половине 6 в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной техники вазописи (впервые применил Андокид (амфора «Пирующий Геракл», «Геракл на Олимпе»).

Архитектура.

Архитектура архаического периода сохранилась плохо, т.к. постройки в основном возводились из дерева.

Предположительно около 8 в. до н.э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое направление отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. В ионийском стиле ценились легкость, изящество, прихотливость линий.

Сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки со всех сторон обнесенной колоннадой. Здание с одним рядом колонн по периметру называлось периптер (греч. «окрыленный»), с двойным рядом колонн - диптер.

Греческий храм был хранилищем казны и художественных сокровищ; местом поклонения богу и центром общественной жизни граждан полиса. Храм возвышался в центре акрополя (крепости) или на городской площади.

Именно в период архаики была создана продуманная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. В основе греческого зодчества уже в лежала определенная система соотношения, равновесия несущих и несомых частей здания - ордер (лат. «строй, порядок»).

Первым оформился дорический ордер. Каменное основание дорического храма (стереобат) обычно трехступенчатое, его верхняя ступенька (стилобат) служила постаментом храма. В наос (святилище), где находилась статуя бога, вел ход со стороны главного фасада. В некоторых храмах был еще опистодом - помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада. Наос освещался через двери или световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол колонны прорезали желобки (каннелюры), на высоте 1/3 ствол утолщался (утолщение называется энтазис). Капитель (верхняя часть колонны состояла из эхина (круглая каменная подушка) и абака (квадратная плита), на который опирались перекрытия (антаблемент). Антаблемент складывался из 3-х частей: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера гладкий; фриз состоит из квадратных плит (метопы) и прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками (триглифы). Антаблемент завершается гладким карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, образовывала треугольные фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Ионический ордер сложился к концу 7 в. до н.э. Капитель ионического ордера имела эхин из двух изящных завитков. Архитрав разделен тремя горизонтальными полосами, поэтому кажется легким, фриз идет по антаблементу сплошной лентой, карниз богато декорирован.

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: поле фронтона (тимпан) и триглифы - синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура.

Иногда дорические колонны заменяли мужскими фигурами – атлантами, а ионические колонны - женскими фигурами – кариатидами. Т.о., дорический стиль называют мужским, ионический - женским.

Скульптура.

Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпиадных игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Т.к. юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики, обнаженного юношеского тела. В период архаики появились скульптурные изображения юношей, т.н. курос. Руки его прижаты к туловищу, сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение - широкие плечи и узкие бедра. Специфическое «архаическое» выражение лица: углы губ приподняты («архаическая улыбка»), глаза широко раскрыты. Соблюдался принцип фронтальности - рассмотрение статуи только спереди. Раскраска была условной: борода - синяя или зеленая, а глаза - красные. До нашего времени дошло несколько десятков архаических Аполлонов (например, «Аполлон из Тенеи»). Курос связан с дорическим ским стилем, а с ионийским – изображение коры - задрапированной (в одежде) девушки. Их глаза- удлиненные, широко открыты, архаическая улыбка еле намечена. Раскрашивались: волосы -розовато-красные, брови и ресницы - черные, одежда яркая.


Похожая информация.


Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.

Следующий период, о котором пойдёт речь – это архаический период (VIII — VI века до н.э.), период архаики , это эпоха формирования греческого полиса.

Итак, что есть полис? Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В частности, скажем, в произведениях Аристотеля, в его же “Политике” и даётся исследование определения этого уникального явления. То есть сами греки уже осознавали специфичность и особенность своей общественной жизни. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис — это есть город-государство. Это хорошее определение, оно возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении следующее является справедливым. Первое, на что указывает это определение — то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Вот греческая цивилизация, которая с этого момента, т.е с периода архаики , возникнет – это цивилизация, в отличие от предшествующей эпохи, это цивилизация городская. Это цивилизация урбанистическая. Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Понимаете ли, и раньше были города, и на востоке были города, но они вписывались в структуры существующих деспотических монархий, прежде всего, как административные центры, как укрепления и т.д., здесь же впервые возникнет город, прежде всего, как политический и экономический центр. Это очень важно.

Вот современная городская цивилизация, западная цивилизация, она в основном городская, она в какой-то степени берёт начало именно оттуда. Хотя здесь трудно проследить прямую преемственность. В следующем году, надеюсь, когда я вам буду рассказывать о средних веках, мы будем говорить о средневековых городах. Они в какой-то степени наследники античности, но в значительной степени они возникнут исходя из своих собственных причин и по своим собственным закономерностям будут развиваться. Вот современные города связаны жёстко со средневековыми городами Западной Европы. Но, повторяю, город как таковой возникнет у нас ещё в античности.

Второе, что в этом определении важно – город-государство. Вот это определение подчёркивает очень интересную особенность, интересную особенно для нас. То, что все греческие государства, а полис – это государство, этим же словом обозначается и город, это тоже полис, потому что это в принципе характеризует то, что все греческие государства были очень маленькими. А вот это очень важный момент.

Понимаете ли, конечно хорошо жить в большой, мощной державе, все народы как-то так стремятся быть крупными. Вот нам было хорошо быть 1/6 частью суши. Сейчас мы 1/8 часть суши, это тоже неплохо. Китайская, скажем, империя, империя Александра Македонского, Римская империя, всё колоссальные такие политические образования. Так вот греческие полисы, а мы сегодня же с вами будем говорить о архаическом периоде , в частности будем говорить об одном из самых ярких достижения греческой цивилизации – именно о демократии. Так вот хочу сразу определить, что многие явления, которые и делают античность столь яркой и впечатляющей, были возможны только потому, что эта культура, эта цивилизация развивалась в маленьких политических организмах.

История Древней Греции. Архаический период. (Общий обзор)

Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры

Ранняя Греция

Рубеж III-II тыс. до н.э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы.

Около 2500 г. до н.э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются крупные металлургические центры. Значительные успехи наблюдаются в керамическом производстве, где стал применяться гончарный круг. Благодаря развитию мореплавания усиливаются контакты между различными районами, распространяются технические и культурные новшества. Столь же ощутимым был и прогресс в сельском хозяйстве, связанный с созданием нового поликультурного типа (так называемая средиземноморская триада), в основе которого лежит выращивание злаковых, прежде всего ячменя, винограда и оливок. Большое влияние на развитие этого региона оказало и соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Расписной сосуд из Старого дворца в Фесте. Около XIX-XVIII вв. до н.э.

Начальные стадии становления классового общества и государства в этом регионе пока еще недостаточно изучены, и это объясняется главным образом тем, что в распоряжении исследователей сравнительно немного источников. Археологические материалы, относящиеся к данному периоду, не могут осветить политическую историю, характер социальных отношений, а древнейшая система письменности, появившаяся на Крите (так называемое линейное письмо А), еще не дешифрована. В дальнейшем греки Балканского полуострова приспособили это письмо к своему языку (так называемое линейное письмо Б). Оно было дешифровано только в 1953 г. английскими учеными М. Вентрисом и Дж. Чэдвиком. Но все тексты - документы хозяйственной отчетности, и потому объем сведений, сообщаемых ими, ограничен. Определенную информацию об обществе II тыс. до н.э. сохранили знаменитые поэмы греков «Илиада» и «Одиссея», а также некоторые мифы. Однако исторически интерпретировать эти источники сложно, так как действительность в них художественно преображена, идеи и реалии различного времени сплавлены воедино и крайне трудно вычленить то, что бесспорно относится ко II тыс. до н.э.

Как полагают некоторые исследователи, вполне возможно, что первые очаги государственности возникают на Балканском полуострове еще в середине III тыс. до н.э. Но процесс становления классового общества и государственности в южной части Балканского региона был прерван нашествием племен с севера. Около XXII в. до н.э. здесь появились собственно греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями. Старое, догреческое население, этническая принадлежность которого не установлена, было частично вытеснено или уничтожено пришельцами, частично ассимилировано. Завоеватели стояли на более низком уровне развития, и это обстоятельство сказалось на определенном различии судеб двух частей региона: материковой и острова Крит. Крит не был задет упомянутым процессом и потому на протяжении нескольких веков представлял зону наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного прогресса.



Фреска из Кносского дворца. Около XV в. до н.э.

Минойская цивилизация

Подробнее читайте в статье - Минойская цивилизация Крита

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. Такое название ей дал английский археолог А. Эванс, впервые обнаруживший памятники этой цивилизации при раскопках дворца в Кноссе. Греческая мифологическая традиция считала Кносс резиденцией царя Миноса - могущественного владыки Крита и многих других островов Эгеиды. Здесь у царицы Пасифаи родился Минотавр (получеловек-полубык), для которого Дедал построил в Кноссе лабиринт.

Во второй половине III - начале II тыс. до н.э., видимо, были освоены все земли, пригодные для земледелия - ведущей отрасли хозяйства Крита. Важную роль, по всей вероятности, играло и скотоводство. Значительный прогресс наблюдался в ремесле. Рост производительности труда, создание избыточного продукта приводили к тому, что часть его могла использоваться и в межобщинном обмене. Для Крита это имело особое значение, поскольку остров лежал на перекрестье древних морских путей.

Ритон в виде бычьей головы из Малого дворца в Кноссе. XVI в. до н.э.



На рубеже III и II тыс. до н.э. на Крите возникают первые государства. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Именно появление дворцов свидетельствует о классовом характере общества и развитии государственности.

Эпоха «дворцовой цивилизации» на Крите охватывает примерно 600 лет: от 2000 до 1400 г. до н.э. Около 1700 г. до н.э. дворцы были разрушены. Как считают некоторые ученые, это было вызвано природными катаклизмами (вероятнее всего, грандиозным землетрясением), другие видят в этом результат социальных конфликтов, следствие борьбы народных масс. Однако разразившаяся катастрофа ненадолго задержала развитие. Вскоре на месте разрушенных дворцов появились новые, превосходившие старые монументальностью и роскошью.

Об эпохе «новых дворцов» мы знаем несколько больше. Хорошо исследованы, например, четыре упомянутых выше дворца, ряд поселений, некрополи. Лучше всего изучен раскопанный А. Эвансом кносский дворец - грандиозное сооружение на общей платформе (около 1 га). Хотя до нашего времени сохранился только один этаж, совершенно ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажное. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высоком художественном уровне, часть - из драгоценных металлов. Стены помещений дворца украшали великолепные росписи, воспроизводившие окружающую природу или сцены из жизни его обитателей. Большую часть цокольного этажа занимали кладовые, в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно, изделия местного ремесла, а также товары, поступавшие из дальних стран. Во дворце располагались и ремесленные мастерские, где работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы.

Статуэтка богини со змеями из Кносского дворца. XVII в. до н.э.

Вопрос о социальной и политической организации критского общества решается учеными по-разному, но на основании имеющихся данных можно предполагать, что основой хозяйственной жизни государства было дворцовое хозяйство. Критское общество эпохи расцвета, вероятно, представляло собой теократию: в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. Уже появились рабы, но число их оставалось незначительным.

Апогей минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. В начале этого периода происходит объединение всего Крита под властью кносских владык. Греческое предание считает царя Миноса первым «владыкой моря» - он построил большой флот, уничтожил пиратство и установил свое господство на Эгейском море. В конце XV в. до н.э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар минойской цивилизации. Очевидно, она произошла из-за грандиозного извержения вулкана на острове Тира. Большинство поселений и дворцов погибло. Воспользовавшись этим, на остров с Балкан вторглись ахейцы. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейской Греции.

Ахейская цивилизация

Подробнее читайте в статье - Микенская цивилизация

Расцвет цивилизации ахейской Греции наступает в XV-XIII вв. до н.э. Центром этой цивилизации была, очевидно, Арголида. Расширяясь, она охватила затем весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттика, Беотия, Фокида), значительную часть Северной Греции (Фессалия), а также многие острова Эгейского моря.

Как и на Крите, важнейшую роль в жизни общества играли дворцы. Наиболее значительные из них открыты в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке. Но ахейские дворцы резко отличаются от критских: все они представляют собой мощные цитадели. Самым впечатляющим примером служит цитадель Тиринфа, стены которой выложены из огромных блоков известняка, достигающих порой 12 т. веса. Толщина стен превышала 4,5 м, высота же только в сохранившейся части - 7,5 м.

Юноша с рыбами. Фреска с острова Тира. XVI в. до н.э.

Подобно критским, ахейские дворцы имеют одинаковую планировку, однако для них характерна четкая симметрия. Лучше всего изучен археологами пилосский дворец. Он был двухэтажным и состоял из нескольких десятков помещений: парадных, сакральных, покоев царя и царицы, их домочадцев: складов, где хранили зерно, вино, оливковое масло, предметы обихода; подсобных помещений. Важную часть дворца составлял арсенал с запасом оружия. Во дворце существовала налаженная система водоснабжения и канализации. Стены многих помещений украшали росписи, часто с батальными сценами.

Исключительную важность для истории II тыс. до н.э. представляют результаты раскопок, начатых греческими археологами в 1967 г. на острове Тира - самом южном из группы Кикладских островов. Под слоем вулканического пепла здесь были найдены остатки города, погибшего при извержении вулкана. Раскопки вскрыли мощеные улицы, большие здания, от которых сохранились вторые и даже третьи этажи с ведущими на них лестницами. Поразительны росписи стен зданий: голубые обезьяны, стилизованные антилопы, два борющихся мальчика, на руке одного из них специальная перчатка. На фоне красных, желтых и зеленых скал, покрытых травой и мхом, красные лилии на желтых стеблях и летящие над ними ласточки. По-видимому, так художник написал картину прихода весны, и роспись дает возможность судить о том, как выглядел этот цветущий остров, пока его не постигла катастрофа. О том же, в каких домах жили, на каких судах плавали тогдашние тиренцы, можно судить по другой росписи, изображающей, очевидно, панораму города и море со множеством кораблей.

Хозяйство ахейцев

Боксирующие дети. Фреска с острова Тира. XVI в. до н.э.

Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, которое включало большие ремесленные мастерские - по переработке сельскохозяйственных продуктов, прядильные и швейные, металлургические и металлообрабатывающие, изготовлявшие орудия труда и оружие. Дворцовое хозяйство контролировало также основные виды ремесленной деятельности на всей территории, под особо строгим контролем находилась металлообработка.

Владельцем земли, как следует из документов пилосского архива, являлся дворец. Все земли делились на две категории: находившиеся в частном владении и общинные. Самый низший слой общества составляли рабы, но их было относительно немного, и принадлежали они в основном дворцу. Рабы различались по своему положению, и между рабами и свободными отсутствовала четкая граница. Важную социальную группу составляли формально свободные общинники. Они имели свои участки земли, дом, хозяйство, но зависели от дворца экономически и политически. Господствующий слой включал в первую очередь развитый бюрократический аппарат - центральный и местный. Во главе государства стоял царь («ванака»), обладавший политическими и сакральными функциями.

Политические события

Политическая история ахейской Греции известна плохо. Некоторые ученые пишут о единой Ахейской державе под гегемонией Микен. Однако более правильно считать, что каждый дворец - центр самостоятельного государства, между которыми часто возникали военные конфликты. Это, однако, не исключало возможности временного объединения ахейских царств. Видимо, так было во время похода на Трою, события которого легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». Не исключено, что Троянская война - один из эпизодов широкого колонизационного движения, начавшегося во второй половине II тыс. до н. э. Ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, активно заселялись острова Родос и Кипр, ахейские фактории были открыты в Сицилии и Южной Италии. Ахейцы участвовали в том мощном натиске на прибрежные страны Переднего Востока, который обычно называют движением «морских народов».

Золотая погребальная маска из Микен. XVI в. до н.э.

В XIII в. до н.э. процветающие ахейские государства начали ощущать приближение грозных событий. Во многих местах возводятся новые и ремонтируются старые укрепления. Как свидетельствуют археологические раскопки, катастрофа разразилась в самом конце XIII в. до н.э. Почти все дворцы и большая часть поселений оказались уничтожены. Агония ахейской цивилизации продолжалась около ста лет, и в конце XII в. до н.э. погиб последний ахейский дворец в Иолке. Население было частично уничтожено, частично закрепилось в малопригодных для обитания районах, а то и вообще эмигрировало из страны.

Ученые давно ищут причины этих роковых событий в истории Греции. Существует ряд гипотез, объясняющих разрушение ахейской цивилизации. Наиболее убедительной представляется, на наш взгляд, следующая. В конце XIII в. до н.э. на Грецию двинулись северные народы, в том числе греки-дорийцы, а также другие племена. Массового переселения, однако, тогда не произошло, и только позднее на опустошенную территорию постепенно стали проникать дорийцы. Старое ахейское население сохранилось лишь в некоторых областях, например в Аттике. Вытесненные из Греции ахейцы расселились в восточном направлении, заняв острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и Кипр.

Темные века Греции

Дама с ожерельем. Фреска из Микен. XIII в. до н.э.

Подробнее читайте в статье - Темные века

XI-IX века до н. э. в истории Греции ученые называют темными веками. Главными источниками этого периода служат археологические материалы и эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев под Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом, основное содержание поэм должно отражать жизнь ахейского общества в самом конце его расцвета. Но сам Гомер, по всей видимости, жил уже в VIII в. до н.э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Наконец, необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию.

В описываемый период основным занятием населения Греции по-прежнему оставалось земледелие. Видимо, большую часть обрабатываемой земли занимали зерновые, важную роль играли садоводство и виноделие; оливы продолжали оставаться одной из ведущих культур. Развивалось и скотоводство. Судя по поэмам Гомера, крупный рогатый скот выступал в роли «всеобщего эквивалента». Так, в «Илиаде» большой треножник оценивается в двенадцать быков, а искусная мастерица - в четыре быка.

Архаическая Греция

Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н.э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами:

· классическое рабство;

· система денежного обращения и рынка;

· основная форма политической организации - полис;

· концепция суверенитета народа и демократическая форма правления.

Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры:

· философия и наука,

· главные жанры литературы,

· театр,

· ордерная архитектура,

· спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение:

Около 800 г. до н. э. греки жили, на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма.
Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин. К 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления.
Около 800 г. до н. э. греческое общество - простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики.
В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция - страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Появление тирании

Обострение социальных конфликтов в VII-VI вв. до н.э. привело к рождению во многих гречесеких городах тирании, т.е. единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью. Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Одна из голов мифологического чудовища. Фронтона Гекатотмпедона на афинском Акрополе. Раскрашенный известняк. Около 570 г. до н.э.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

Вариант Афин

История Афин в архаическую эпоху - это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати - эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в. до н.э. привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н.э., и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени»). В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников. Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления - совет (буле), возросло значение народного собрания.

Бронзовая фигурка всадника. VI в. до н.э.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н.э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н.э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них - реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Вариант Спарты

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н.э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению - область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки - клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры:

· суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина;

· строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан - спартиаты жили так, будто находились в военном лагере;

· запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром;

· ограничение контактов с внешним миром.

Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления - коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, следивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т. е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении - илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам - спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6-1/4 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа - периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Культура архаической эпохи

Этническое самосознание

Апполон из Пирея. Бронза. Около 520 г. до н.э.

Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

Этика

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса (строй фаланги). Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип - кто лучше послужит полису.

Религия

Аттический курос. Середина VI в. до н.э.

Стела Аристиона работы Аристокла. 510 г. до н.э.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому - поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса - Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера - под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги - третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия - богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

От брака Зевса и Геры родились Геба - богиня юности, Арес - бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.

Сестра Аполлона Артемида - богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонни функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса,- богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины - богиня победы Ника, символ мудрости Афины - сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.

Вотивная табличка со сценой жертвоприношения. Живопись по дереву. 540 г. до н.э.

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила - Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера - с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида - с Делосом, Аполлон - с Дельфами, Зевс - с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Архитектура

Кора в пеплосе. 540 г. до н.э.

Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов - покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н.э. Храм нового типа родился в Спарте - древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры - применение ордеров, т. е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор - колонн, поддерживавших несомые части - антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях - укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре - главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.

Скульптура

Чернофигурная амфора. 540-е гг. до н.э.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура - вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла - к отливке скульптуры из бронзы. В VII-VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Вазопись

Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII - начале VI в. до н.э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Чернофигурная амфора. 550-е гг. до н.э. Греция

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы о

Общая характеристика

Временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции считается архаический период, хронологически очерченный $VIII-VI$ вв. до н.э. Именно тогда возникли все предпосылки для последующего расцвета культуры эллинов. Глубокие изменения происходят практически во всех областях жизни. В течение 300 лет в античном обществе происходит переход от деревни к городу, от родовых патриархальных отношений к рабовладельческому строю. Основной формой организации общественной жизни становится город-государство, греческий полис.

Бурное развитие сельского хозяйства способствует расцвету ремесел. Прогресс в экономике требует расширения рынка сбыта, а это приводит к усилению колонизации новых территорий.

Достижения духовной культуры

Однако самых больших высот достигло развитие духовной культуры.

Замечание 1

Величайшим достижением культуры архаической Греции, сыгравшим исключительную роль в ее эволюции, стало создание алфавитного письма, которое было разработано на основе письменности финикийцев, однако оказалось значительно проще и доступнее. Изобретение письма дало возможность создать эффективную систему образования.

Это время формирования основных этических норм и ценностей общества, объединяющих чувство коллективизма с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Возникает новый идеал человека, у которого в гармоничном соотношении находятся дух и тело. Этому в огромной мере способствовали Олимпийские игры (776г. до н.э.), которые проводились 1 раз в четыре года, и во время которых прекращались любые военные действия. Человеку, победившему в играх трижды, ставили статую в священной роще возле храма Зевса.

Наука и художественная культура

Архаический период – это время появления в античной культуре основ различных наук:

  • философии,
  • математики,
  • астрономии,
  • риторики.

Одним из основателей античной философии и науки является полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

В это время развивается архитектура. Ведущий тип постройки в это время – сакральный храм, как обитель бога, самый известный из них – храм Аполлона в Дельфах. Наиболее распространенным публичным зданием становится акрополь.

Замечание 2

Создаются основные типы монументальной скульптуры, которые использовались, как отдельно стоящими, так и в виде барельефов для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.

Наиболее часто используются статуи обнаженного юноши-атлета и задрапированной девушки, а также скульптуры, изображающие сюжеты из мифологии.

Получает развитие ориентализирующий, или протокоринфский, стиль – одно из художественных направлений в вазописи $VII$ в. до н. э. Этот стиль чернофигурной вазописи, использующий мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов, был заимствован из Ближнего Востока и отличался наличием так называемого «страха пустого пространства», когда любой свободный промежуток обязательно заполнялось рисунком. Центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф.

Поэзия также переживает свой подъем. В это время создавал свои произведения знаменитый греческий поэт Гесиод. Принадлежащие его перу поэмы «Каталог женщин», «Теогония», представляющая родословную богов, завершили все, что было создано великим Гомером. С его творчеством античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Кроме Гесиода в этот период творили и другие известные нам поэты Древней Греции. Следует отметить творчество Архилоха, который считается основателем лирической поэзии; его произведения полны личных страданий и переживаний, вызванных различными невзгодами и проблемами личной жизни любимца муз.

Особого внимания также заслуживает лирика знаменитой древнегреческой поэтессы с острова Лесбос – Сапфо, оставившей потомкам удивительные произведения, открывающие сокровенные чувства страдающей, любящей и ревнующей женщины.

Замечание 3

Широко известным баснописцем Древней Греции был Эзоп, значение произведений которого для жанра басни в мировой литературе невозможно переоценить.