Кариатида - статуя, заменявшая собой колонну. Афинский акрополь - сокровище мировой культуры




ВАРИАНТ №1

1 часть

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

изображение человека; животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

кариатиды; куросы; атланты

3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

Акрополь; Парфенон; Илион .

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

лев с головой человека; человек с головой шакала; кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

менестрели; миннезингеры; трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

Софийский собор в Полоцке; Софийский собор в Константинополе; Храм Василия Блаженного.

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

символики; науки; мифологии.

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

реформация; интуитивизм; гуманизм.

9. Отличительные черты Возрождения:

связь культуры и религии, подчинение человека церкви; подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей; светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

изобразительное; "искусство слова"; музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

исторические события Италии 14-16 вв.; Мадонна с младенцем; изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

Брунеллески; Джотто; Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

искусство Западной Европы; искусство Древнего Востока; искусство Византии; Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

12-15 века; 12-14 века; 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

они хотели остаться безызвестными; они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство; они копировали старых мастеров .

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

"Сотворение мира"; "Потоп"; "Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

14-16 века; 12-16 века; 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

Андрея Боголюбского; Владимира; Ярослава Мудрого;

2 часть

"Джоконда"; Микеланджело;

"Рождение Венеры"; Боттичелли;

"Давид", Леонардо да Винчи

20. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

21.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям:

1 .В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2 .Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума.

3 .«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре . В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

Античность; Средние века; Возрождение

22. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

Индия

Китай

Япония

Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…;

Кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…;

Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа…

3 часть

26 . В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи . Проанализируйте это произведение

Ответы. Вариант 1

1 часть

  1. Изображение человека
  2. Кариатиды
  3. Парфенон
  4. Лев с головой человека
  5. Трубадуры
  6. Софийский собор в Константинополе
  7. Символики
  8. Гуманизм
  9. Светский х-р культуры. Гуманизм, обращение к античности
  10. Изобразительное
  11. Мадонна с младенцем
  12. Джотто
  13. Искусство Византии
  14. 13-16 вв.
  15. Они копировали старых мастеров
  16. «Потоп»
  17. 12-16 вв.
  18. Андрея Боголюбского

2 часть

  1. «Джаконда» - Леонардо да Винчи
    «Рождение Венеры» - Ботичелли
    «Давид» - Микеланджело
  2. Ветер, огонь, вода
  3. 1- Средние века

2- Возрождение
3- Античность

  1. Индия – Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа.
    Китай – Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций.
    Япония – Кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку

3 часть

«Сикстинская Мадонна» На картине изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции.

Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных.

На первый взгляд картина проста и понятна, но Рафаэль всегда вкладывал в смысл картины больше, чем мог осознать "простой", непосвященный в тайны чудес писания картин. Зрители могут подолгу задерживаться напротив этой картины, любуясь прекрасным ликом матери и еще совсем детским, но уже затуманенным разумом, личиком ребенка.

Их целостность будто говорит нам о том, что их миссия на земле только начинается и уготовленные судьбой лишения лишь подчеркнут значимость их действий. Это ведь Божественное дитя, подаренное миру, а может и принесенное в жертву, для того, чтобы показать, что рождены все одинаково, что люди, что сыновья Господни, но, только преследуя праведные цели, можно найти свое место среди белых облаков.

"Сикстинская Мадонна" - шедевр, ведь в ней сочетаются не сочетаемые явления, как бренное людское тело и священность духа, как, свойственное "простым" людям, рождение детей и искупление грехов путем убийства.

Все смешалось, все спорит друг с другом, но, в то же время, одно другое дополняет. Без тела невозможно было бы изобразить женщину, подарившую миру Божественное дитя, без духа нет жизни в теле, без естественного появления ребенка на свет, как бы люди поняли, что также способны от рождения идти праведным путем, как без искупления греха стать безгрешным.

Столько эмоций уместилось на одном полотне, столько человеческих умов и мыслей легло на ложе познания истины, но только сам автор может с уверенностью и без выдумки сказать, что конкретно имел в виду, объединяя несовместимые вещи.

Предварительный просмотр:

КИМ для промежуточной аттестации по предмету
«Мировая художественная культура».

ВАРИАНТ №2

1. Какие стили искусства характеризуют XVII-XVIII века?

Романский, готический; Барокко, готика; Барокко, классицизм

2. « Вольный воздух» (от французского pleiair) для художников – импрессионистов это:

Пленер; пастель; передача света

3. Какие исторические темы были наиболее популярны у художников-романтиков?

история Древнего Востока; средневековье; современность .

4.Какой выдающийся французский писатель был теоретиком реалистического театра?

Э. Золя; Вольтер; Ш. Бодлер

5. Имя героя оперы В. Моцарта, известного в европейской литературе своими многочисленными любовными похождениями: Казанова; Калиостро; Дон Жуан.

6. На эпоху правления какого русского монарха приходится расцвет классицизма в 18 веке?

Екатерина 2; Елизавета Петровна; Александр 1.

7. Выдающимся русским мастером скульптурного портрета в России во второй половине XVIII века

Ф.И. Шубин; Г. Добре; Э. Ионеско.

8. Как называется художественное объединение русских художников, танцоров, композиторов, которое возглавлял Сергей Дягилев:

«Русские сезоны», «Буря и натиск», «Могучая кучка».

9. Кто является художником картины «Бурлаки на Волге»?

В.Д.Полевой; В.Н.Суриков; Н.А.Ярошенко; И.Е.Репин

10. О какой картине идёт речь? «В этой картине отражены последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698г. царевну Софию и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру I.

«Утро стрелецкой казни»; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; «Бурлаки на волге».

11. Главный вид портрета, господствовавший в русской живописи в 18 веке:

групповой портрет; камерный портрет; парадный портрет.

12. Какая картина НЕ является произведением И.Е.Репина?

«Утро стрелецкой казни»; «Бурлаки на Волге»; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; «Крестный ход в Курской губернии».

13. Творчество этого композитора развивалось под влиянием русской народной песни. Одна из известных сатирических песен «Блоха» стала особенно известна благодаря исполнению Ф.И.Шаляпина:

П.И.Чайковский; М.П.Мусоргский; А.П.Бородин.

14. К композиторам «Могучей кучки» относится:
А.Г.Бородин; П.И.Чайковский; М.И.Глинка

2 часть

17. Характерные особенности стиля – барокко, маньеризма, классицизма.

(Впишите названия стилей напротив цифр; 1 - …).

Изысканность.

Вычурность.

Изображение фантастического,

Потустороннего мира.

Изломанность контурных линий.

Световой и цветовой контраст.

Удлинение фигур.

Неустойчивость и сложность поз.

Пышность.

Вычурность.

Изогнутость форм.

Яркость красок

Обилие позолоты.

Обилие витых колонн и спиралей.

Сдержанность.

Плавная контурная линия.

Объективность.

Чёткость.

Простота.

3 часть

18. Эссе «Русские художники передвижники»

Ответы. Вариант 2

1. Барокко, классицизм

2. пленер

3. средневековье

4. Э. Золя

5 Дон Жуан

6.Екатерина 2

7. Ф. И. Шубин

8 «Русские сезоны»

9. И. Репин

10. «Утро стрелецкой казни»

11. парадный портрет

12. «Утро стрелецкой казни»;

13. М. Мусоргский
14 А. Бородин
15. М. Мусоргский
16. 1- 2; 2-3; 3 – 1; 4 - 4

17. 1- маньеризм, 2- барокко, 3- классицизм .


Контрольное тестирование

по МХК за курс 10 класса.

Пояснительная записка

к аттестационному материалу по мировой художественной культуре за курс 10 класса

Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится с целью выявления уровня знаний по темам «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения» в форме контрольного тестирования.

Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы: Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./сост. Г.И.Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.

Использованы следующие методические пособия:

Мировая художественная культура: учебник для 10 класса / Г.И. Данилова – М.: Дрофа, 2013

Структура аттестационной работы:

Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На выполнение работы - 45 минут. Предлагаемый тест состоит из 3 частей

1 часть – 20 вопросов (с1по 20 вопросы) – базовый уровень,

2 часть – 5 вопросов (с 21 по 25 вопросы) – конструктивный (на соотношение),

3 часть – 1 (26 вопрос) – творческое задание

ТЕСТ

1 часть

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

а) изображение человека

б) животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

а) кариатиды;

б) куросы;

в) атланты

3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

а) лев с головой человека;

б) человек с головой шакала;

в) кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Софийский собор в Константинополе.

в) Храм Василия Блаженного;

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

в) мифологии.

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) интуитивизм

в) гуманизм;

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы;

б) искусство Древнего Востока;

в) искусство Византии.

в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) "Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

в)Ярослава Мудрого;

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

2 часть

1) "Джоконда"; а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;

3) "Давид", в)Леонардо да Винчи

а) "Воз сена"; 1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста"; 2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол"; 3) Питер Брейгель.

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

2- ; 3- .

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1 .В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2 .Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3 .«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа

3 часть

26 . В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.

КЛЮЧИ:

№ вопроса

Кол.-во баллов

1 - в,2 - б,3 – а

1-в, 2-а, 3-б;

ветер, огонь, вода,

1 – В, 2 – Д, 3 – А

5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

А-Е, Б-Г, В-Д

«Сикстинская Мадонна»

Критерии оценивания работы:

Максимальное количество баллов – 40

35 – 40 баллов –«5» - отлично

25 - 34 балла – «4» - хорошо

19 - 24 балла – «3» - удовлетворительно

Менее 19 баллов -« 2» - неудовлетворительно




ТЕСТ
1 вариант
1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках
а) изображение человека;
б) животных.
2. Что не является чудом света?
а) пирамиды в Гизе;
б) Великая китайская стена;
в) статуя Зевса.
3. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма, называются:
а) кариатиды;
б) куросы;
в) атланты
4. Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:
а) Акрополь;
б) Парфенон;
в) Илион.
5. Сфинкс – это каменное сооружение в виде:
а) лев с головой человека;
б) человек с головой шакала;
в) кошка с головой человека.
6. "Немецкие рыцарские средневековые поэты­певцы, воспевавшие любовь к
даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
7. Этот памятник архитектуры ­ синтез художественного опыта античноcти и
воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32
метров, а его кольцо­основание поднято на высоту 14­этажного дома (более 40
метров)".
а) Софийский собор в Полоцке;
б) Софийский собор в Константинополе.
в) Храм Василия Блаженного;
8. Искусство Средневековья проникнуто духом:
а) символики;
б) науки;
в) мифологии.
9. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии
культ Человека, отсюда название:
а) реформация;

б) интуитивизм
в) гуманизм;
10. Отличительные черты Возрождения:
а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;
б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих
способностей;
в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
11. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
а) изобразительное;
б) "искусство слова";
в) музыкальное.
12. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14­16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы;
б) искусство Древнего Востока;
в) искусство Византии.
14. Временные рамки эпохи Возрождения:
а) 12­15 века;
б) 12­14 века;
в) 13­16 века.
15. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:
а) Андрея Боголюбского;
б) Владимира,
в) Ярослава Мудрого;
16. Соотнеси название работы и автора:
1) "Джоконда"; а) Микеланджело;
2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;
3) "Давид", в) Леонардо да Винчи
17. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия
(географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней
относящиеся:
а) Индия; 1) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций
б) Китай; 2) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…
в) Япония 3) Тадж­Махал, Ганг, «Махабхарата», аюрведа
18. Какое значение имеет для мирового искусства культура Античности?
Критерии оценивания работы:
1­15 задания – 1балл
16 задание ­ 2 балла
17 задание ­ 3 балла
18 задание ­ 5 баллов


23 – 25 баллов –«5» ­ отлично
17 ­ 22 балла – «4» ­ хорошо


Промежуточная аттестация по МХК 10 класс (тест)
Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре
первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового
Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На
выполнение работы ­ 45 минут.
ТЕСТ
2 вариант
1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
а) архитектура;
б) наскальная живопись;
в) танец.
2. Какое из предложенных вариантов архитектурных сооружений не
относится к Семи чудесам света:
а) Вавилонская башня;
б) Висячие сады Семирамиды;
в) Александрийский маяк.
3. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?
а) Новый завет;
б) Библия;
в) Евангелие.
4. Назови первые архитектурные сооружения:
а) пирамиды;
б) зиккураты;
в) мегалиты;
г) храмы.
5. Где был изобретён папирус:
а) Египет;
б) Древняя Передняя Азия;
в) Древняя Греция.
6. Назови архитектурное сооружение Древнего Рима, где разыгрывались
пантомимы, происходили бои гладиаторов:
а) Пантеон;
б) термы Каракаллы.
в) Колизей;
7. В какую эпоху распространилось христианство:
а) Античность;
б) Средневековья;
в) Возрождения;
г) Просвещения.

8. Назови священную часть храма:
а) апсида;
б) алтарь;
в) базилика.
9. Самая известная икона Андрея Рублева:
а) «Архангел Михаил»;
б) «Апостол Павел»;
в) «Троица».
10. Какой инструмент на Руси пользовался особым уважением, его звон
отгоняет смерть и болезнь:
а) гусли;
б) колокола;
в) свирели.
11. Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является:
а) монастырь;
б) пагода;
в) ступа;
г) храм.
12. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:
а) музыка;
б) литература;
в) храмовое зодчество.
13. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:
а) во Франции;
б) в Нидерландах;
в) в Италии.
14. Автор картины «Мона Лиза»:
а) Боттичелли;
б) Рафаэль;
в) Леонардо да Винчи.
15. Как называется литературный жанр, созданный Т. Мором и Т.
Кампанелла, в котором воплотили они мечту о справедливом и счастливом
обществе:
а) утопия;
б) пастораль;
в) идиллия.
16. Соотнесите архитектурные сооружения и стили:
а) Собор Нотр­Дам в Париже; 1) романский стиль;
б) Собор в Кёльне; 2) готический стиль.
в) Успенский собор Московского кремля;
г) Собор Василия Блаженного.
17. Установите соответствие между именами художников Возрождения и
названиями их работ:
а) Рафаэль; 1) «Тайная вечеря»;
б) Леонардо да Винчи; 2) статуя Давида;
в) Микеланджело Буаноротти; 3) «Сикстинская Мадонна»;

18. Какое значение имеет для мирового искусства культура Возрождения?
Критерии оценивания работы:
1­15 задания – 1балл
16 задание ­ 2 балла
17 задание ­ 3 балла
18 задание ­ 5 баллов
Максимальное количество баллов – 25
23 – 25 баллов –«5» ­ отлично
17 ­ 22 балла – «4» ­ хорошо
11 ­ 16 баллов – «3» ­ удовлетворительно
Менее 10 баллов ­« 2» ­ неудовлетворительно
Промежуточная аттестация по МХК 10 класс (тест)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вариант а б а б а б б а в
2 вариант б а б в а в б б в
Ответы
1
0
в
б
1
1
а
б
1
2
б
в
1
3
в
в
1
4
в
в
1
5
а
а
16
17
1­ в
2­ б
3­ а

а,б
1­ в,г
а­3
б­1
в­2
а­3
б­1
в­2


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Промежуточная аттестация по МХК 10 класс

ТЕСТ

1 часть

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

а) изображение человека

б) животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

а) кариатиды;

б) куросы;

в) атланты

3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

в) Илион.

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

а) лев с головой человека;

б) человек с головой шакала;

в) кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Софийский собор в Константинополе.

в) Храм Василия Блаженного;

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

б) науки;

в) мифологии.

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) интуитивизм

в) гуманизм;

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы;

б) искусство Древнего Востока;

в) искусство Византии.

в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) "Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

в)Ярослава Мудрого;

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

2 часть

21. Соотнеси название работы и автора:

1) "Джоконда"; а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;

3) "Давид", в)Леонардо да Винчи

а) "Воз сена"; 1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста"; 2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол"; 3) Питер Брейгель.

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

1- ;

2- ; 3- .

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

А) Индия

Б) Китай

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа

3 часть

26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.

КЛЮЧИ:

1-20 вопрос – 1 балл

1 а

2 а

10а

11б

12б

13в

14в

15в

16б

17б

18а

19а

20а

1 - в,2 - б,3 – а

3 балл

1-в, 2-а, 3-б;

3 балл

ветер, огонь, вода,

3 балла

24.

1 – В, 2 – Д, 3 – А

5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.

А-Е, Б-Г, В-Д

3 балла

26.

«Сикстинская Мадонна»

3 балла

Сикстинская Мадонна

Работа изображает Мадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины. Стоит отметить виртуозно выполненную драпировку и выбор цветов.

Рафаэль был единственным художником эпохи Ренессанса, который применял в своих картинах великое множество психологических моментов. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.

Каждый жест и движение героев картины можно трактовать по-разному. Взглянув на Мадонну, зритель может подумать, что она идет ему навстречу, но одновременно с этим может показаться, что она вовсе не стремится двигаться с места. То, как она держит младенца Иисуса, показывает трепетное отношение матери к ребенку и нежелание с ним расставаться, но в то же время, она будто преподносит его людям, как великий дар.

Считается, что Мадонна появилась «сама по себе». Рафаэль не создавал множества эскизов, но несмотря на это, изображение женщины полно красотой и совершенством форм.

Здесь перед нами линейная композиция безупречнейшей гармонии, лишенная, при всей своей математической схеме, холодной обдуманности. В самом деле, можно геометрически реконструировать эту картину, построенную строго по принципу «золотого сечения». Однако эта, по-видимому, столь обдуманная конструкция производит такое естественное и непосредственное впечатление, точно она вовсе не плод математических размышлений, а мгновенная и прекрасная импровизация.

Пространство изображено так, что зрителю кажется, будто Мария приближается к нему из царства бесконечности.

На «Сикстинской Мадонне» фигуры окружены блеском красок, нежным полумраком. Мария, прекрасная, как статуя, овеяна светлыми, мерцающими облачками, населенными ангелочками, и в их сутолоке чувствуется жизнь, чувствуется дыхание, слышится шепот великих тайн.

Краски, линии, ощущение пространства, эллинское благородство форм все сочеталось в этой картине в удивительную гармонию. Как «Преображение», так и «Сикстинская Мадонна» – явления. Лишь на мгновение разорвалась завеса, являющая небесную группу двум стоящим внизу на коленях смертным.

Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как и . Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии. Известный критик Коббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Эти младенцы также появляются на различной атрибутике, пазлах, майках, пакетах, оберточной бумаге и т.д. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Они и стали прототипами ангелов.

Рафаэль, изобразив фигуры Богородицы, Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, понял, что композиция имеет много пустого пространства под ногами Мадонны. Она нашел выход, заполнив его облаками, а также добавив изображения ангелов, которые, как считается, были созданы позже.

Критерии оценивания работы:

Максимальное количество баллов – 40

35 – 40 баллов –«5» - отлично

25 - 34 балла – «4» - хорошо

19 - 24 балла – «3» - удовлетворительно

Менее 19 баллов -« 2» - неудовлетворительно