Кариатида - статуя, заменявшая собой колонну. Тест по МХК (11 класс) на тему: Промежуточная аттестация по курсу МХК





В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Кариатида - статуя,
заменявшая собой колонну.

Портик Кареатид. Афинский акрополь

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу
орнаментировки.

Венера Милосская

Аппалон Бельведерский


Богиня охоты - Артемида

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ ПЕТЕРБУРГА
Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.
Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.
Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.
В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Однако скульптурные изображения можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко
Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 - 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм
Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир
Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс
Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко
В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика
Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн
При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм
Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир
В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок, оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

Дом №17 по улице Тверской знаменит не только тем, что в его стенах жили известные личности (такие как драматург Григорий Горин , летчик Александр Горголюк , пианист Александр Гольденвейзер и другие), и что на первом этаже расположился ресторан «Армения », но и тем, что на углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину , приветствовала его серпом и молотом. Автор скульптуры - советский мастер Георгий Мотовилов, слепивший стройную красавицу со своей жены (по крайней мере, так утверждают старожилы 17-го дома). По другой версии, прообразом девушки стала известная балерина Ольга Лепешинская (но большинство москвоведов в это не верят). Так или иначе, жилое здание на Тверской единогласно прозвали «домом под юбкой». И называют так до сих пор. Правда, той юбки на крыше давно уже нет.

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали, так как она начала сыпаться в прямом смысле этого слова. Бетон, из которого была сделана скульптура, дал слабину и отваливался кусками прямо на тротуар.

И вот спустя 60 лет жители дома объединились и борятся за то, чтобы облик 17-го дома восстановили, вернув на место скульптуру. Не ту, которая старая, а вполне себе новую. Отлитую из безопасного и более легкого материала.

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички. «В этом доме жил и творил...». «На этом месте стоял Храм во имя Пресвятой Троицы...». «В восьмом подъезде расположена музей-квартира А. Б. Гольденвейзера...». Миновав арку, оказываюсь во дворе. А еще через минуту попадаю в маленький вагончик охранников. Те были заняты важным делом, смотря по телевизору «Джентльмены удачи» и играя в карты.

Слыхали, конечно, про эту скульптуру, - признались мужики. - И то, что она сыпаться начала, тоже. Но только знайте, никакая это не балерина. Потому что юбка у нее была чуть ли не до пят. Где вы видели таких балерин?

Это верно. Благодаря старым снимкам можно заметить, что на девице Мотовилова нет балетной пачки. Хотя в народе многие называют ее балериной (видимо, из-за той же Лепешинской).

Старшая по дому Людмила Василенок рассказала, что кампания по возвращению скульптуры началась еще лет пять назад. Когда кто-то из местных жителей притащил старую фотографию и сказал, что девушку нужно вернуть. Писали письма в управу, мэрию, городскую думу. Но ответы получали неоднозначные. Мол, вернуть было бы хорошо, но нужно этот вопрос рассматривать отдельно. И так ни к чему и не пришли.

Надо понимать, что эта скульптура вошла в историю, - рассказала «КП » жительница дома №17 по улице Тверской Галина Абрамова . - Она есть на многих советских марках и рисунках. Ее печатали в газетах и журналах. Это, можно сказать, символ Москвы . Пускай и в руках у нее серп и молот.

По словам Абрамовой, несколько лет назад были еще живы знакомые архитектора дома Аркадия Мордвинова , которые рассказывали, что фигура женщины на крыше была слеплена с супруги ее создателя Георгия Мотовилова.

Стоит ли говорить, что квартиры в этом доме стоят очень дорого (двушка - 38 миллионов рублей). Расположение обязывает (до Кремля 10 минут ходьбы). К тому же дом сталинский. С просторными комнатами. И высокими потолками (3,3 метра). Всего в доме 158 квартир. На первом этаже магазины и кафе.

Между прочим, у нас и сейчас живут известные артисты, - рассказали жильцы. - Например, Светлана Немоляева (народная артистка РСФСР , - прим. авт). В другом подъезде художник-монументалист Сергей Тер-Григорян .

Пообщаться с известной актрисой не удалось, а Сергей Леонович сообщил «КП», что в восстановлении скульптуры не видит ничего сложного. Ротонда, на которой она стояла, сохранилась. А фигуру (высотой - около 7 метров) можно отлить из современных материалов (на основе пластика, например).

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ БАЛЕРИНЫ

Историки и блогеры также выступили за то, чтобы вернуть скульптуру. Известный москвовед Павел Гнилорыбов сообщил, что этот вопрос в скором времени рассмотрят на заседании Совета депутатов Тверского района. И что эту идею поддержали в архитектурном совете столицы и Москомархитектуре (более 90% за).

Мы направили письма и предложения во все департаменты и органы города, которые так или иначе связаны с этим вопросом, - рассказал Павел. - Ответы традиционно готовятся около 30 дней. По мере поступления я буду публиковать их на своей страничках в социальных сетях.

В интервью «Комсомолке» москвовед объяснил, что все работы по восстановлению должен взять на себя городской бюджет. Кроме того, что скульптура вернет 17-му дому его знаменитый облик, она еще повысит интерес туристов к этому месту. Многие раньше назначали свидания «под юбкой». Девушка встречала гостей города, ехавших с Белорусского вокзала в сторону центра.

На въезде в Минск (сразу после вокзала) стояли две огромные башни и у них такая же история, - добавил Гнилорыбов. - В 70-е годы они стали осыпаться от времени. И их восстановили из силумина (сплав алюминия с кремнием, - прим. ред.). Сейчас не обязательно использовать силумин. Есть более легкие материалы на основе пластика (полые внутри).

КСТАТИ

Когда памятник Пушкину стоял на Тверском бульваре (через дорогу от того места, где он стоит сейчас), по столице гуляли шуточные строки: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног». В принципе, когда солнце русской поэзии перекатилось через дорогу, четверостишие не потеряло актуальность.

ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР - ЗА

Как сообщили «КП» в пресс-службе Москомархитектуры, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов поддержал идею с восстановлением скульптуры. После того, как активисты объявили кампанию по возвращению балерины, он заявил, что это пойдет на пользу города.

Главное, взвесить все «за» и «против», - сказал Кузнецов. - Но в целом я эту инициативу поддерживаю.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ВЕРНУТЬ

По мнению москвоведа Павла Гнилорыбов, в столице есть много архитектурных элементов, которые следует восстановить.

Раз мы говорим о сталинской архитектуре, то, например, на Гончарной, 14 есть статуи, у которых руки уже отваливаются и торчат арматуры, - рассказал «КП» москвовед. - Это выглядит печально. Также хотелось бы вернуть атлетических юношей в арке на входе на станцию метро «Театральная» (когда мы по Дмитровке идем - рядом с Большим театром). Там есть две ниши. Еще были хорошие скульптуры юноши и девушки на доме №4 - и тоже на Тверской. Дом без них смотрится голенько.

1.Назовите героев-ахейцев(их родных),богов пришедших взять Трою:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

2.Местом поклонения и почитания в Афинах был:

1.Амфитеатр; 2.Акрополь; 3.агора.

3.Девушки-статуи,поддерживающие крышу храма называются:

1.кариатиды; 2.куросы; 3.атланты.

4.Колоннами в греческом храме периода архаики были:

1.куросы; 2.деревья; 3.столбы.

5.Самым большим амфитеатром Рима был:

1.театр Марцелла; 2.театр Помпея; 3.театр Флавиев.

6.Первым уличным памятником в мире стала:

1.конная статуя Помпея; 2.конная статуя Марка Аврелия; 3.конная статуя Августа.

7.В переводе с древнегреческого «парфенос» обозначает:

1.покрывало; 2.дар; 3.девушка.

8.Капитель коринфского ордера- это:

1.прекрасная скульптурная корзина;

2.каменная подушка;

3.форма рога барана.

9.Архитектором знаменитого Лабиринта на острове Крит был:

1.Дедал; 2.Фидий; 3.Поликлет.

10.Покровительницей весны в греческой мифологии была:

1.Гера; 2.Афродита; 3.Персефона.

11.Перечислите все пункты путешествия Одиссея:

Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековье.

1 вариант.

1.Какой вид храмов не присутствовал в Индии:

1.чайтьи; 2.мастабы; 3. торана.

2.Что является основой китайской стабильности в культуре:

1.религия; 2.письменность; 3.каноны.

3.Культурный рывок Япония совершила в эпоху:

1.яёй; 2.дзёмон; 3.ноо.

4.В переводе с арабского «Коран» означает:

1.чтение вместе; 2.чтение сообща; 3.чтение вслух.

5.Цивилизация Индии насчитывает более:

1.5 тыс.лет; 2.6 тыс.лет.; 3.7 тыс.лет.

6.В этот период в Китае строили пещеры, храмы, ниши в качестве культовых сооружений:

1.циньский; 2.вэйский; 3.танский.

7.Самый большой в мире Будда находиться в городе:

1.Пекин; 2.Киото; 3.Нара.

8.Округлые,плавные арабески называются:

1.куфы; 2.сулья; 3.суры.

9.В индийской культуре все ритуалы, учения, научные знания, фольклор, мифология собраны в:

1.в Библии; 2.в Ведах; 3.в Коране.

10.Жёлтый цвет в живописи и архитектуре в Китае означает:

1.крестьянина; 2.мандарина; 3.императора.

11.Главным местом в японском доме считается:

1.хибати; 2.фусума; 3.токонома.

12.Вычеркните лишнее и объясните почему вы это сделали:

1.Авиценна; 2.Аристотель; 3.Аль-Бируни.

13.Значение индийской культуры:

Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековья.

2 вариант.

1.В переводе с санскрита это слово обозначает «знания»:

2.Ригведа;

2.Пейзажная живопись Китая «шань- шуй» означает:

1.птицы-горы;

2.птицы-рыбы;

3.горы-воды.

3. Культура каменного века в Японии, когда она развивалась внутри самих общин –это:

4.Чёткий,прямоугольные арабески в мусульманском искусстве называются:

5.Начало кастового строя в Индии положил бог:

2.Парвати;

6.Изображение в Китае на резанном шёлке называется:

7.Одним из любимых сюжетов японских художников является:

2.Фудзияма;

8.Одним из центров мусульманской культуры является:

3.Кордова.

9.При каком царе буддизм стал в Индии государственной религией:

1.при Ашоке;

2.при Гаутаме;

3.при Тамерлане.

10.Главным архитектурным памятником в Китае является:

2.реликварии;

11.Миниатюрная скульптура Японии называется:

3.какэмоно.

12. Чтобы попасть в мусульманский рай надо пройти по мосту святого:

1.Михаила;

2.Джабраила;

3. Муххамада.

13.Значение китайской культуры:

Тест по МХК 10 класс. Тема: «Ренессанс».1 вариант.

1.С именем этого художника связано начало Возрождения в Германии:

1.Ян Ван Эйк;

2.Альбрехт Дюрер;

3.Хуго Ван дер Гус.

2.Эта картина Питера Брейгеля проиллюстрировала буржуазную революцию в Нидерландах:

1. «Калеки»;

2. «Охотники на снегу»;

3. «Триумф смерти».

3.Это произведение Леонардо да Винчи больше всех пострадало от халатности людей:

1. «Тайная вечеря»;

2. «Мона Лиза»;

3. «Битва гигантов».

4.Он стал придворным живописцем в 18 лет:

1.Эль Греко;

2.Лукас Кранах Старший;

3.Диего де Сильва Веласкес.

5.Роспись этого плафона и потолка составляет около 500 кв.м.:

1.Сикстинская капелла-Микеланджело;

2.Афинская школа –Рафаэля Санти;

3.Фрески Джотто.

6.Его называют основоположником сюрриализма.Ему принадлежит картина «Воз сена»:

1. Мазаччо;

2.Питер Брейгель Старший;

3.Иеронимус Босх.

7.К какому периоду эпохи Возрождения принадлежит творчество Жана Фуке:

1.треченто;

2.кватраченто;

3.чинквиченто.

8.Его называют «Северный Леонардо».Это:

1.Альбрехт Дюрер;

2.Ганс Гольбейн;

3.Рогир Ван дер Вейден.

1.Микеланджело а- «Крещение Христа»;

2.Тициан б- «Сикстинская мадонна»;

3.Диего Веласкес в- «Мёртвый Христос»;

4.Иоахим Потимир г- «Венера с зеркалом»;

5.Иеронимус Босх д- «Святой Себастьян»;

6.Рафаэль е- «Корабль дураков»;

7.Альбрехт Дюрер ж- «Пьета»;

8.Мазаччо з- «Меланхолия»;

9.Мантеньи и- «Изгнание из рая»;

10.Анри Жан Гужон к- «Фонтан невинных».

10.Дайте определение – «Ренессанс»-

Тест по МХК 10 класс.Тема «Ренессанс».2 вариант.

1.В образе Христа нарисовал себя художник:

1.Леонардо да Винчи;

2.Альбрехт Дюрер;

3. Микеланджело Буанаротти.

2.В течение 25 лет он рисовал портреты придворных и королей:

1.Жан Фуке;

2.Жан Гужон;

3.Франсуа Клуэ.

3.Самое большое произведение Ян Ван Эйка называется:

1. «Мадонна канцлера Ролена»;

2. «Гентский алтарь»;

3. «Супруги Арнольфинни.

4. Им было создано 15 картин к Библии из серии «Апокалипсис»:

1.Альбрехт Дюрер;

2.Ганс Гольбейн;

3.Лукас Кранах Старший.

5.Творочество Тинторетто принадлежит к периоду:

1.триченто;

2.кватрачнето;

3.чинквиченто.

6.За эту картину Паоло Веронезе был призван на суд инквизиции:

1. «Венера и Адонис»;

2. «Пир в доме Ливия» ;

3. «Распятие».

7. «Крит дал ему жизнь, а кисть_Толедо»,о ком идёт речь:

1. о Диего Веласкесе;

2.о Рогире ванг дер Вейдене;

3.о Эль Греко.

8.Его именем начинается венецианское Возрождение:

1.Донато Браманте;

2.Пармиджанино;

1.Тинторетто а. «Спящая Венера»;

2.Рафаэль б. « Портрет Франциска»;

3.Диего де Сильва Веласкес в. «Коронование терновым венцом»;

4.Джорджоне г. «Тайная вечеря»;

5.Иеронимус Босх д. «Афинская школа»;

6.Ганс Гольбейн Младший е. «Пряхи»;

7.Джентими Беллини ж. «Библиотека святого Лоренца»;

8.Микеланджело з. «Французские послы»;

9.Альбрехт Дюрер и. «Чудо святого креста»;

10.Франсуа Клуэ к. «Четыре всадника».

11.Дайте определение «бодегоны»-

ВИДЫ ИСКУССТВ

Виды искусств

Фундаментальные, или основные 1 синтетические, или смешанные

Пространственные,

Или пластические

Временные

Пространственно-временные

Изобрази

Тектонич

Зрелищно-игровые технические

Искусство

изображения

Синтез искусств слова, звука, изображения

Периодизация истории Древнего Египта.

Додинастический период - « нулевая династия »- 50-31 вв . до н . э .

ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД :

Ранний период (I-II династия) 31-28 вв. до н.э.

Древнее царство (III- IV династия) 28-23 вв. до н.э.

1-й переходный период (VII- X династия) 23-21 вв. до н.э.

Среднее царство (XI-XII династия)21-18 вв. до н.э.

2-й переходный период (XIII-XVII династия) 18-16 вв. до н.э.

Новое царство (XVIII-XX династия) 16-11 вв. до н. э.

Поздний период (XXI-XXX династия) 1085-332 г.г. до н.э.

Греко-римский период- 332-30 г.г.до н.э. – 395 г. н.э.

Коптско-византийский период- 395 – 642 г.г.

Арабский период с 642 г.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

сооружения

Древнее царство

Среднее царство

Новое царство

Жилище усопших

Жилище богов

Жилище живых

Основные события в доисторической культуре

Культурный период

Основные культурные события

Палеолит- древний каменный век(до 12 тыс. лет до н.э.)

Средний палеолит- мустье

Поздний палеолит-

Соллютре

Матриархат

Освоение огня

Собирательство и охота

Тотемизм

Пещерные жилища

Жилища из природных материалов (кости, шкуры, дерево)

Красочные штрихи, пятна, зигзаги, спирали, контуры рук на стенах пещер.

Широкое использование охры.

Палеолитические «Венеры».

Сложный контурный и линейный рисунок животных в сложных позах и поворотах.

Высший расцвет культуры палеолита- пещера Ляско во Франции «Сикстинская капелла», Альтамира в Испании.

Мезолит – средний каменный век (12-8 тыс.до н.э.)

Изобретение лука и стрел.

Микролитические орудия труда.

Искусство многофигурной композиции.

Пиктограммы.

Неолит – новый каменный век (7-2 тыс. лет до н.э..)

Патриархат.

Земледелие и скотоводство

Появление неприродных материалов (керамики, тканей).

Геометрический (магический) орнамент.

Появление кирпича-сырца и мазанных глиняных жилищ.

Мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи, дольмены).

Первые музыкальные инструменты (погремушки, флейты, арфы).

Использование символических посланий и пиктограммы для передачи сообщений.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н.э.)

Расслоение общества.

Первые рабовладельческие государства.

Строятся архитектурные сооружения первобытного человека: мегалиты: менгиры, дольмены и кромлехи.

Век железа(1 тыс. до н.э.)

Металлическое оружие.

Декоративно-прикладное искусство.

Пантомима и музыка.

Тест МХК 10 класс «Первобытное искусство»1 вариант.

1.Каковы характерные особенности первобытной культуры?

2.Что такое «синкретичность культуры»? ___________________________________________________________________________

3.На какие три периода делится каменный век и почему они так называются?

4.Какой период каменного века считается вершиной расцвета первобытного искусства?

5.Кого чаще всего изображали первобытные художники?

6.Напиши название самых известных пещер, где была найдена живопись первобытного века.

7.В какой период каменного века появляются сюжетные композиции?

8.Что такое пиктограмма?

9.Что такое мегалитические сооружения и в какую эпоху они появились?

Тест МХК 10 класс «Первобытное искусство» 2 вариант.

1.Как звали археолога-любителя, открывшего росписи в пещере Альтамира?

2.Что заставляло первобытного человека рисовать и лепить?

3.Какие науки позволяют нам судить об искусстве первобытного строя?

4.В каком веке решился вопрос о существовании первобытного искусства?

5.Как называют искусство современных народов Африки, Австралии и Океании?

6.Назови особенности первобытной культуры:

7.Что такое «тотемизм» и как он возник?

8.Какие мегалитические сооружения ты знаешь?

9.Что такое пиктографическое письмо?

Тест 10 класс. МХК. Искусство Древнего Египта и Междуречья. 1 вариант.

1.Что называлось в Месопотамии «домом табличек»:

1. библиотека;

2.Фасад какого храма в Египте украшают четыре 20-метровые статуи фараона:

1. Луксор;

2. Карнак;

3. Абу- симбел.

3.Эта страна дала миру новые термины в музыке «жанры», «лады» и «интервалы»:

2. Месопотамия;

4.Горизонтальный пояс в египетской скульптуре назывался:

1. рельеф;

2. регистр;

3. барельеф.

5.Основными музыкальными инструментами в Египте были:

1. флейта, лира и свирель;

2. флейта, барабан и свирель;

3. флейта, лира и барабан.

6. Дайте определение:

Специальная жестикуляция руками для выражения ритма и мелодии……………………….

Общая деталь мужского и женского древнеегипетского костюма……………………………

Герой шумерского эпоса…………………………………………………………………………

Архитектурный элемент, который впервые использовали в Междуречье назывался ……………………………

Статуэтка заупокойного культа в Месопотамии – это………………………………..

7.Определите место создания памятников культуры:

….- Ворота богини Иштар 1.- Древний Египет

….- Пирамида Хеопса 2. – Междуречье

….- Висячие сады Семирамиды

…. – Иероглифы

…. – Палетка Нармера

…. – Пирамида Джосера

…. – Миф о Гильгамеше

…. – Гробница Тутанхамона

…. – Законы Хаммурапи

…. – Зиккурат

Тест по МХК 10 класс. Искусство древнего Египта и Месопотамии. 2 вариант.

1.Книги этого царя помогли расшифровать клинопись Месопотамии:

1. Тутанхамона;

2.Ашшурбанипала;

3. Рамзеса.

2.Её скульптурный портрет был найден археологом Л.Борхардом в 1912 г.:

1. Нефертарри;

3. Нефертити.

3.Храм царицы Хатшепсут расположен в долине:

4.Мумификация проходила в:

1. нижнем храме;

2. верхнем храме;

3. в храме Анубиса.

5.Амарнский период, относится к правлению царя:

1. Рамзеса;

2.Аменхотепа;

3.Навуходоносора.

6.Закончите предложение:

Полосатый головной платок фараона называется………..........................................

Ступенчатый башнеобразный храм называется……………………………………..

Канон – это……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………

Искусство изготовления резных каменных печатей круглой и цилиндрической формы называется……………………………..

Башни в виде трапеции с высокими обелисками, называются………………………….

7.Соотнесите термины и определения:

….. – знаки-рисунки 1.жрецы

…. – царь в Древнем Египте 2.клинопись

…. – буквенная система письма 3.астрономия

…. – служители храма 4.иероглифы

… - древнейшая письменность в Междуречье 5.зиккурат

…. – наука о небесных телах 6.алфавит

…. – основная культовая постройка в Междуречье 7. фараон

…. – сосуд для мумификации 8.ушебти

…. – заупокойная статуэтка 9.мастаба

…. – гробница для знати, предшественница пирамид 10.каноп

Тест по МХК.10 класс. Тема «Античность».

1 вариант.

1.Перечислите всех троянцев, упомянутых в поэме Гомера «Илиада» и кем они приходились друг другу:

2.К какому периоду истории искусства Греции относятся «Львиные ворота» в Микенах:

1.ахейскому;

2.классическому;

3.крито-микейскому.

3.Фриз-это:

1.верхняя часть колоны;

2.украшение на крыше;

3.подушка,держащая крышу.

4.Главным храмом Рима являлся:

2. Пракситель;

6.Назовите имя римского бога, которому соответствовал греческий бог Арес:

7.В какой период римского искусства статуи стали выражать нечеловеческое величие:

1.республики;

3.империи.

8.Основой многих строительных приёмов в Риме стало:

1.греческое искусство;

2.искусство италиков;

3.искусство этрусков.

9.С какой целью возводились акведуки:

1.система канализации;

2.система водоснабжения;

3.система дорог.

10.Кто из греческих богов выковал щит для Ахилесса:

11.Перечислите подвиги Геракла:

Промежуточная аттестация по МХК 10 класс

ТЕСТ

1 часть

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

а) изображение человека

б) животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

а) кариатиды;

б) куросы;

в) атланты

3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

в) Илион.

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

а) лев с головой человека;

б) человек с головой шакала;

в) кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Софийский собор в Константинополе.

в) Храм Василия Блаженного;

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

б) науки;

в) мифологии.

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) интуитивизм

в) гуманизм;

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы;

б) искусство Древнего Востока;

в) искусство Византии.

в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) "Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

в)Ярослава Мудрого;

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

2 часть

21. Соотнеси название работы и автора:

1) "Джоконда"; а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;

3) "Давид", в)Леонардо да Винчи

а) "Воз сена"; 1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста"; 2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол"; 3) Питер Брейгель.

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

1- ;

2- ; 3- .

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

А) Индия

Б) Китай

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа

3 часть

26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.

КЛЮЧИ:

1-20 вопрос – 1 балл

1 а

2 а

10а

11б

12б

13в

14в

15в

16б

17б

18а

19а

20а

1 - в,2 - б,3 – а

3 балл

1-в, 2-а, 3-б;

3 балл

ветер, огонь, вода,

3 балла

24.

1 – В, 2 – Д, 3 – А

5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.

А-Е, Б-Г, В-Д

3 балла

26.

«Сикстинская Мадонна»

3 балла

Сикстинская Мадонна

Работа изображает Мадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины. Стоит отметить виртуозно выполненную драпировку и выбор цветов.

Рафаэль был единственным художником эпохи Ренессанса, который применял в своих картинах великое множество психологических моментов. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.

Каждый жест и движение героев картины можно трактовать по-разному. Взглянув на Мадонну, зритель может подумать, что она идет ему навстречу, но одновременно с этим может показаться, что она вовсе не стремится двигаться с места. То, как она держит младенца Иисуса, показывает трепетное отношение матери к ребенку и нежелание с ним расставаться, но в то же время, она будто преподносит его людям, как великий дар.

Считается, что Мадонна появилась «сама по себе». Рафаэль не создавал множества эскизов, но несмотря на это, изображение женщины полно красотой и совершенством форм.

Здесь перед нами линейная композиция безупречнейшей гармонии, лишенная, при всей своей математической схеме, холодной обдуманности. В самом деле, можно геометрически реконструировать эту картину, построенную строго по принципу «золотого сечения». Однако эта, по-видимому, столь обдуманная конструкция производит такое естественное и непосредственное впечатление, точно она вовсе не плод математических размышлений, а мгновенная и прекрасная импровизация.

Пространство изображено так, что зрителю кажется, будто Мария приближается к нему из царства бесконечности.

На «Сикстинской Мадонне» фигуры окружены блеском красок, нежным полумраком. Мария, прекрасная, как статуя, овеяна светлыми, мерцающими облачками, населенными ангелочками, и в их сутолоке чувствуется жизнь, чувствуется дыхание, слышится шепот великих тайн.

Краски, линии, ощущение пространства, эллинское благородство форм все сочеталось в этой картине в удивительную гармонию. Как «Преображение», так и «Сикстинская Мадонна» – явления. Лишь на мгновение разорвалась завеса, являющая небесную группу двум стоящим внизу на коленях смертным.

Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как и . Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии. Известный критик Коббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Эти младенцы также появляются на различной атрибутике, пазлах, майках, пакетах, оберточной бумаге и т.д. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Они и стали прототипами ангелов.

Рафаэль, изобразив фигуры Богородицы, Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, понял, что композиция имеет много пустого пространства под ногами Мадонны. Она нашел выход, заполнив его облаками, а также добавив изображения ангелов, которые, как считается, были созданы позже.

Критерии оценивания работы:

Максимальное количество баллов – 40

35 – 40 баллов –«5» - отлично

25 - 34 балла – «4» - хорошо

19 - 24 балла – «3» - удовлетворительно

Менее 19 баллов -« 2» - неудовлетворительно