Проблематика произведения 451 по фаренгейту. Традиции жанра антиутопии в западной литературе




«451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451 ) - научно-фантастический роман -антиутопия Рэя Брэдбери , изданный в 1953 году .

Книга перед началом первой части ставит следующее предложение на пустую страницу: если вам дают выровненную бумагу, напишите на другой стороне Хуана Рамона Хименеса. Согласно одному из персонажей книги «Фабер», три условия, необходимые для достижения свободы.

Право принимать действия на основе того, что мы узнаем, путем взаимодействия или совместных действий первых двух условий.

  • Качество информации.
  • Досуг, чтобы ассимилировать информацию.
В способе написания вы можете видеть, что у него есть свои маленькие маленькие, но ничего не остается недостойным благодаря содержащемуся в нем действию и его языку, часто поэтическому и полному метафор, которые позволяют вам иметь много видений того, что вы читаете.

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F (233 °C) . В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить , оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг , работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов , сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

Абсолютно рекомендуется. Фаренгейт 451 - это дистопический роман, написанный лучом Брэдбери, удостоенным наград американского писателя и писателя с большим авторитетом. Он считал себя «рассказчиком нравственных сказок», создавая чувство тоски, которое заставляет нас учиться, как мы не должны себя вести. Эта деталь очень важна в отношении книги, которая попытается показать реальность, к которой мы не чувствуем ничего, кроме отторжения. Его любопытное название также является важным элементом подхода к работе, поскольку оно относится к температуре, при которой бумага горит.

Сюжет

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, проецирующимся сразу на стены (в которые встроены кинескопы), и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

В общих чертах, он расположен в будущем, в котором пожарные, вместо тушения пожара, провоцируют его. Целью пожаров является сжигание книг, поскольку чтение или единственное владение литературными произведениями запрещено. Именно оккупация Монтага, который находит удовольствие в самых маленьких вещах: запах написанного слова в огне и его разрушенный брак с Милдред. Он живет вполне удовлетворительной жизнью и, по его мнению, счастлив, пока не встретит Кларисса, своего нового соседа «семнадцати и сумасшедших», девушку, которой научили думать о себе.

Главный герой романа, «пожарный» Гай Монтэг , знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь. Клариссу считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Монтэг любит свою работу, но тайно забирает из нескольких домов книги, которые должен был сжечь. Гибель Клариссы, которую сбивает автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывается покинуть собственный дом, залитый керосином, и сама чиркает спичкой о перила и сжигает себя вместе с книгами, усиливает внутренний разлад Гая. Позже Гай припомнит фамилию «Ридли», которая звучит во фразе той женщины: «Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда» (начальник Монтэга брандмейстер Битти объясняет Монтэгу слова старой женщины: «Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года»). Монтэг решает бросить свою работу после случившегося. Он притворяется больным на сутки.

Когда они узнают друг друга, и даже после исчезновения Клариссы, Монтаг начинает подвергать сомнению их образ жизни. По словам самого автора, это своего рода «предупреждение» о том, что может произойти в мире. В этом письме речь шла не только о том, что такое человек, что ему нужно для жизни, так и о том, как он ведет себя перед властью или другими людьми, что, несомненно, имеет большое значение, - но из двух путей, которые мы можем принять жизнь: справа, Милдред, жена главного героя, женщина, чья воля отменена и кто сидит, смотрит телевизор, думает о телевидении или говорит о телевидении; налево, Кларисса, молодой сосед Монтага, который с ее новым и юношеским мятежом задаст ей вопрос о самых элементарных основах ее жизни.

В то же самое время Ballantine Books продолжало печатать «взрослую» версию, которая продавалась в книжных магазинах. После шести лет параллельного выпуска двух изданий издатель прекратил выпуск «взрослой» версии, оставив лишь сокращённую, которая продавалась с 1973 по 1979 год. Об этом не подозревал ни сам Брэдбери , ни кто-либо другой.

В частности, может быть интересно посмотреть, какие этические идеи становятся прозрачными в тексте, наблюдая за поведением главных героев, а во-вторых, принимая участие в изображении, представленном неадекватным политическим режимом, анализируя правительство этой истории, В какой степени мы можем извлечь урок из всего этого? Действительно ли нам дана модель для обучения правильному поведению? Мы показали самый правильный способ управления? Или то, что заставляет нас учиться, - это именно тот факт, что мы отказываемся быть отражением нашего будущего?

В 1980 году друг писателя обратил его внимание на сокращения, и автор книги потребовал от издательства прекратить публикации сокращённых версий, заменив их полной. Издатель согласился, и с 1980 года стала выходить полная версия книги.

История с цензурой привлекла внимание Американской библиотечной ассоциации , которая обнаружила, что школьные клубы так или иначе сокращают книги. Апеллируя к своему авторитету и угрожая изъять пометки «лучшие книги АБА» из всех сокращённых изданий, организация добилась того, что сокращённые книги в школьном книжном клубе были помечены на страницах выходных данных как издание школьного книжного клуба (песня «451 °F» из альбома Примечания

С этической точки зрения, в работе мы предлагаем несколько примеров поведения через главных героев и другие более второстепенные. В общем, мы можем сказать, что главными героями, которые имеют большую глубину, являются Монтаг, Кларис, Милдред, Битти и даже Фабер.

Монтаг, единственный герой всего романа, который развивается и развивается по мере того, как он живет и приобретает новые впечатления. Сначала это похоже на любого другого человека, не рассматривая ничего и принимающего все, что приходит извне как бесспорные факты и абсолютные истины. Однако, когда появляется Кларисса, появляется расстройство, и он начинает спрашивать, читает ли он когда-нибудь книги, которые он сжигал, почему люди не переставали смотреть и пахнуть травой, или если он был счастлив.

магистрант

Омский государственный педагогический университет

студент, кафедра иностранных языков

Палий Анна Абрамовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка, Омский государственный педагогический университет

Аннотация:

В статье приводятся примеры интертекстуальных включений, взятых из романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". К каждому примеру дается анализ и интерпретация, а также устанавливается функция, которую выполняет то или иное интертекстуальное включение в романе.

Сначала Монтаг не стеснялся: конечно, он был счастлив. Затем он начал крутиться и почувствовать симпатию к Клариссе и серьезно занялся его вопросами. Когда Кларисса исчезла, она начала задавать свои вопросы, украсть и хранить книги дома: что они содержали? Что может быть так важно, чтобы вкладывать столько ресурсов в их поиск и уничтожать, не оставляя следов? Постепенно он начал понимать, что, в конце концов, он не был доволен, что его обманули. Не довольствуясь тем, что он скрывал книги дома, он начал относиться к Фаберу, отставному профессору, который также хранил книги.

The article gives examples of intertextual inclusions taken from the Ray Bradbury"s novel "Fahrenheit 451". Each example provides an analysis and interpretation, and the function that executes any given intertextual inclusion in the novel is set as well.

Ключевые слова:

Рэй Брэдбери; интертекстуальность; аллюзии; цитаты.

Ray Bradbury; intertextuality; allusions; quotations.

УДК 81.38

Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» был издан в 1953 году. С момента выхода книга снискала мировую славу, став объектом бурных дискуссий среди критиков и литературоведов. Роман был тщательно исследован критиками и литературоведами, получив при этом довольно разноречивые отзывы. В романе дана картина жизни тоталитарного общества, где литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все обнаруженные книги, причём - вместе с жилищами владельцев. Главная идея романа заключается в том, что невозможно уничтожить культурные ценности человечества, даже пытаясь их сжечь. В романе горят книги, оставаясь в памяти людей, которые их выучивают наизусть, оберегая тем самым от сжигания "пожарными" и забвения.

Монтаг становился все более опасным. Но, чтобы сжечь свой дом, была последняя солома: он убил другого пожарного и бежал с группой людей, подобных ему. Если бы нам пришлось выбрать два абсолютно прорывных момента для характера Монтага, они должны быть разрывом Клариссы и сжиганием дома, где она не может переносить боль женщины, которая там жила. Все остальные события и все события начинаются с этих начальных точек. Монтаг показывает человека, который слеп к ужасной реальности и, благодаря тому, что кто-то начинает открывать глаза, медленно реформирует и открывает реальность мира.

В произведении содержится огромное количество интертекстуальных включений. Примеры интертекстов необходимо проанализировать и дать им интерпретацию, что определяет актуальность настоящего исследования.

Интерпретация интертекстуальных включений, использованных в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», а именно - аллюзий и цитат, их роли в раскрытии идеи произведения составляют цель данной статьи. Цель определила следующие задачи: 1) сбор примеров интертекстуальных включений; 2) идентификация интертекстуальных включений; 3) определение их функций. При этом в своем анализе аллюзий мы будем опираться на определение этого термина, данного Юлией Кристевой, автора собственной концепции интертекстуальности: «Интертекстуальность - общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга» . Что же касается функций интертекстуальных включений, то в этом вопросе мы будем руководствоваться классификацией, предложенной Р. Якобсоном. Р. Якобсон выделяет экспрессивную, апеллятивную, референтную, поэтическую и метатекстовую функции. Материалом исследования послужили интертекстуальные включения, содержащиеся в произведении. Статья будет строиться на основе метода интерпретации.

Во-вторых, Кларисса - молодая женщина, которой не разрешено взаимодействовать с другими людьми, потому что она «нелюдима». Она выросла в семье, которая не уважает закон, а ее собственные идеи, и это именно то, чему она научилась. Незадолго до того, как Кларисса исчезнет - неясно, как, хотя говорится о возмущении. Кларисса представляет независимость, ясность, правду, восстание и верность своим идеалам. Это фигура, по которой Монтаг в конечном итоге будет ходить.

Менталитет обоих является тем же, из которого Монтаг начинает с самого начала работы: это два модельных гражданина, которые посвящают себя выполнению своей работы, не ставя под сомнение установленный порядок. Милдред пристрастилась к телевидению, а та, которая является «пассивной», означает, что она получает определенные влияния со стороны, на которой она не отражает, и которая позволяет ей настраивать свою личность, чтобы она была человеком, который ни о чем не заботится, у которого нет больше ценностей помимо того, что делает социально правильным, и только стремится получать удовольствие с наименьшими усилиями.

Научная новизна статьи заключается в том, что пока не существует работ, основанных на анализе интертекстов произведения Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Рассмотрим первую главу романа. На первых страницах, в сцене знакомства упоминаются имена двух главных героев - Гая Монтэга (Guy Montag) и Клариссы Маклелан (Clarisse McLellan). Имя Гая Монтэга является отсылкой к участнику Порохового заговора против английского и шотландского короля Якова I в 1605 году Гаю Фоксу (Guy Fawkes). Ему было поручено зажечь фитиль, который вел к палате лордов в Лондоне. Впоследствии, он стал символом этого события. Монтэг работает пожарником, в романе Брэдбери он - человек, устраивающий пожары, а не тушащий их. Поэтому, этих двух личностей объединяет один мотив - поджог. Кроме того, фамилия «Монтэг» переводится с немецкого как «понедельник», что символизирует начало чего-то нового. Следует обратить внимание на имя Клариссы. Имя Кларисса имеет латинское происхождение (clarus) и означает «ясный, светлый». Имя говорит о её характере, то есть, автор использует для характеристики героини прием антономазии. Приведенные аллюзии выполняют референтную функцию в тексте.

С другой стороны, Битти - один из тех людей, которые не могут искать оправдание влияния внешних идей, поскольку именно он дает приказ и пытается навязать свое мнение Монтагу. Это показывает нам, что у него есть такие предполагаемые идеи, которые он сделал ими, или он недобросовестный человек. В любом случае, это то, что Монтаг пытается уйти.

Наконец, хотя Фабер не главный герой или слишком много в романе, он занимает другую позицию от позиции других и заслуживает упоминания. Фабер не согласен с правительством и демонстрирует свое сопротивление скрытию книг дома, но в то же время очень осторожно и боится быть обнаруженным. Мы можем сказать, что Фабер - человек, который остался посреди дороги, в которую путешествовал Монтаг: он решил, что его позиция не подвержена влиянию общества, но он не достаточно храбр, чтобы показать это публично или рискнуть.

Все пожарники, в том числе и их капитан носят на своих формах символ Феникса. В древнеегипетской мифологии Феникс - птица, которая обладает способностью сжигать себя и затем возрождаться из пепла. В первой главе Феникс ассоциируется с огнем, тогда как в конце романа данный символ приобретает более сложный смысл. Феникс указывает на цикличную природу истории, перерождение человечества после войны и, конечно же, на духовное воскрешение Монтэга. Аллюзия на Феникса заставляет читателя понять, почему писатель использует его как символ. Соответственно, данная отсылка выполняет поэтическую функцию.

С политической точки зрения, эта работа показывает нам вполне обоснованный режим, который использует СМИ как идеальную систему для распространения определенных сообщений и изгибания общества. Фактически, это дает людям так много непосредственных удовольствий и изобретает так много методов развлечения, что люди не понимают, что это означает смотреть другим способом, когда они захватывают гораздо более элементарные и необходимые вещи.

Другая система, которая используется, заключается в том, чтобы устранить или скрыть существование людей, противоречащих их целям, чтобы люди, которые начинают иметь «антиобщественные» устремления, не могут идентифицироваться с окружающими, и, чувствуя себя одинокими, не провоцируют такие проблемы, как Фабер.

Есть в романе отсылка на великого политического деятеля США Бенджамина Франклина, который предстает перед читателем как первый пожарник, сжигавший книги: «Established, 1790, to burn English-influenced books in the Colonies. First Fireman: Benjamin Franklin.» В реальной жизни, Б. Франклин основал первую пожарную бригаду и в 1734 г. - публичную библиотеку в Филадельфии. Брэдбери использовал отсылку, чтобы помочь начальнику Монтэга, брандмейстеру Битти объяснить историю появления первых пожарников.

В своем разговоре с Монтагом Битти ссылается на то, как с людьми следует обращаться, чтобы с политической точки зрения место было процветающим и мирным. В основном используется маневр отвлечения: напомнить столицам штатов, песням или любопытным данным, чтобы люди не обращали внимания на действительно важные вещи.

Классы не даются учителем, а видео. В общем, большая часть философского бремени работы распределяется в этическом измерении. Любопытно, как, кроме того, персонажи являются отражением «литературных отношений»: автор - это своего рода Кларисса, который открывает нам глаза на мир, который нас ужасает, читателем, как ожидается, станет Монтаг, который осознает где мы идем и решаем заняться исправлением. Есть также такие люди, как Милдред, которая даже не осознает дистопии, в которой она живет, или как Битти, которая не только осознает, но считает, что она подходит, или даже Фабер, кто знает, что есть и как это должно быть но не хватает мужества, чтобы решить перенести палец.

В одной из реплик брандмейстера Битти, упоминается Вавилонская башня: «Where"s your common sense? None of those books agree with each other. You"ve been locked up here for years with a regular damned Tower of Babel. Snap out of it! The people in those books never lived. Come on now!» В Библии эта башня была построена людьми, говорившими на одном языке. Вскоре Бог прервал строительство башни и создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. В книге эта аллюзия иллюстрирует отношение общества к книгам. Люди считают, что книги сбивают с толку и противоречат друг другу. У людей нет собственного мнения, их разум контролируется правительством и манипулируется в том направлении, в котором оно захочет. Данной аллюзии также присуща поэтическая функция.

В этом случае это гораздо более тонкий режим, но не менее вредный. В общем, автор использует эти идеи, чтобы включить нас в свою историю и в реальность, которую он создает, чтобы сказать нам в ухе, что все несправедливости вокруг нас должны спровоцировать реакцию в нас и попытаться изменить их. Фактически, работа, которая имеет очень драматичный и сдержанный момент, не имеет другого основного сообщения, кроме как надеяться на то, что рано или поздно сможет изменить ситуацию.

В Фаренгейте 451 он изображает общество, которое потеряло независимое мышление, взаимодействие с другими людьми и само природный мир. Его видение связанных технологий и стремление человека к прогрессу, которое в конечном итоге ведет к нашей деградации, является спорным вопросом, который остается актуальным и по сей день.

В разговоре Монтэга и Битти также упоминаются две известные книги американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу и Хелен Баннерман: «Colored people don"t like Little Black Sambo. Burn it. White people don"t feel good about Uncle Tom"s Cabin. Burn it.» Так утверждается мысль о том, что книги должны быть сожжены, тогда они исчезнут из памяти людей и не будут их расстраивать. Для приведенных аллюзий характерна референтная функция.

В книге «Фаренгейт 451» Монтаг - пожарник, но в его обществе пожарные поджигали, а не выставляли их. Его главная цель - книги. Сообщество постоянно становилось менее самоуверенным и более одержимым политической корректностью. Они начали критиковать книги и запрещали их всем.

По мере развития истории Монтаг все больше и больше интересуется книгами и тем, что они могут предложить. Он становится особенно заинтригованным после того, как нашел девушку по имени Кларис, которая открыла глаза на то, как стало тревожным мир. Это резко контрастирует с поведением его жены, которая регулярно выбирает смотреть телевизор, взаимодействуя с мужем.

Экспрессивная функция прявляется в ещё одной библейской аллюзии. В метро, на пути к своему другу, Фаберу, Монтэг начинает читать отрывок из Нового Завета, но реклама, которую показывают в вагоне перебивает его: «Denham"s Dentrifice. Shut up, thought Montag. Consider the lilies of the field. "Denham"s Dentifrice." They toil not- "Denham"s-" Consider the lilies of the field, shut up, shut up.» Строки о лилиях перемежаются с рекламой зубной пасты «Денэм», звучащей в вагоне. Эта параллель символична: проведена черта между двумя сферами бытия — материальной и духовной. Люди забыли, что необходимо заботиться о душе, они посвятили себя заботам о хлебе насущном, тогда как всё, что имеет человек, даёт ему Бог.

Большой смысл несет в себе отсылка к легенде об Антее и Геракле из греческой мифологии, упомянутая в разговоре с Фабером и Монтэгом: «Do you know the legend of Hercules and Antaeus, the giant wrestler, whose strength was incredible so long as he stood firmly on the earth. But when he was held, rootless, in mid-air, by Hercules, he perished easily. If there isn"t something in that legend for us today, in this city, in our time, then I am completely insane. Well, there we have the first thing I said we needed. Quality, texture of information.» Согласно легенде, Антей был побежден Гераклом, чего ранее не удавалось сделать никому при встрече с ним, поскольку он был великаном. Фабер ссылался на легенду, имея ввиду следующее: общество находится под влиянием информации настолько, что это губит его. Знания и интеллект дают людям силу для того, чтобы выжить. Для данной аллюзии характерна метатекстовая функция.

При разговоре с Монтэгом, Битти цитирует Юлия Цезаря: «The books are to remind us what asses and fools we are. They’re Caesar’s praetorian guard, whispering as the parade roars down the avenue, ‘Remember, Caesar, thou art mortal.» Этим Битти намекает Монтэгу, что ему пора оглянуться вокруг, быть осторожнее. Аллюзия Брэдбери на Юлия Цезаря есть намек на то, что Монтэг в чем-то схож с Цезарем. Цезарь не хотел следовать закону, когда он ушел от жены, и Монтэг не подчинялся закону, читая книги и пряча их. Цезарь был предан близкими ему людьми, в конце романа можно увидеть сцену предательства жены Монтэга, Милдред. Процитированные слова выполняют поэтическую и экспрессивную функции.

Следующая аллюзия выполняет референтную функцию. В одной из сцен Фабер читает «Книгу Иова», повествующую об истории Иова - жертвы спора между Богом и Сатаной. Они хотели увидеть, останется ли Иов верен Богу, несмотря на все трудности, которым подвергал его Сатана. И Фабер советует Монтэгу продолжать делать то, что он считает правильным, так же несмотря на трудности. В конце концов, Бог награждает Иова за его терпение. Здесь связь с «Книгой Иова» заключается в том, что Монтэг будет вознагражден в конце.

Самая очевидная отсылка имеет место в той главе книги, где Монтэг читает подругам Милдред поэму «Dover Beach» Мэттью Арнольда. В поэме Арнольд говорит, о том, что мир благодаря доверию, был в безопасности, а сейчас все окутано ложью: «The Sea of Faith / Was once, too, at the full, and round earth"s shore…But now I only hear / Its melancholy, long, withdrawing roar…» Мир, описанный в стихотворении имеет сходство с миром Брэдбери. Референтная функция характерна и для этой цитаты.

В следующей цитате используется библейская аллюзия на историю о пропавшей овце: "Well, the crisis is past, and the sheep returns to the fold. We"re all sheep who have strayed at times." В истории говорится о пастухе, у которого было стадо, состоявшее из ста овец. Однажды одна из них отбилась от стада и заблудилась. Он оставил своих овец и стал искать заблудшую овцу, пока не нашел ее. Цитата Капитана Битти несет иронический эффект, поскольку Битти знает, что Монтэг до сих пор хранит книги. Что интересно, в момент, когда он произносил эти слова, он собирался сжечь дом Монтэга. Как и остальные библейские аллюзии, она выполняет преимущественно экспрессивную функцию.

В книге имеется огромное количество цитат из произведений Уильяма Шекспира, однако наиболее яркой из них является аллюзия на комедию «All is well that ends well»: «No, you mustn"t! If there were no war, if there was peace in the world, I"d say fine, have fun! But, Montag, you mustn"t go back to being just a fireman. All isn"t well with the world.» Как можно заметить, в словах Битти название комедии приобретает негативный оттенок. Его цитата говорит читателю, что на самом деле не все так хорошо с этим миром, она выполняет поэтическую функцию.

В последней главе древнегреческая легенда об Икаре и Дедале встречается в словах Битти: «Old Montag wanted to fly near the sun and now that he’s burnt his damn wings, he wonders why.» Аллюзия является важным посылом в произведении, выполняющим экспрессивную функцию, а Икар символизирует неудержимое стремление Монтэга к свободе и получению знаний.

Следующая библейская аллюзия отсылает к способности Иисуса ходить по воде: «You think you can walk on water with your books. Well, the world can get by just fine without them.» Битти считает, что книги не несут в себе пользы, они могут заставить человека спорить и возражать. Монтэг же считает как раз наоборот, что книги приносят вдохновение, свое мнение, дают человеку силы. Под этими словами автор имел ввиду, что Монтэг, по его мнению лучше всех, поскольку он читает книги, он гонится за несбыточными мечтами. Для данной аллюзии характерна поэтическая функция.

В третьей главе имеет место сцена, где при попытке задержания Монтэга капитаном Битти Монтэг собирается сжечь его с помощью огнемета. Перед этим Битти цитирует строчки из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»: «There is no terror, Cassius, in your threats, For I am arm"d so strong in honesty, That they pass by me as the idle wind...» Эти слова принадлежат Бруту, который обвинял Кассия в коррупции. Когда Кассий угрожал Бруту, он ответил ему что он «не видит ужаса в его угрозах». Таким образом Битти пытался сказать Монтэгу что и он не боялся его угроз, поскольку он был прав. Кроме того, ироничность данной ситуации заключается в том, что по сути, данные слова должны принадлежать Монтэгу, защитнику книг. Референтная функция присуща отсылке на Юлия Цезаря.

В книге можно заметить отсылку на документ под названием «Magna Carta», или Великая хартия вольностей, правовой документ, составленный в июне 1215 года и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Целью использования данной аллюзии автором было объяснить, за кем стоит руководство в обществе и насколько сильно правительство. Отшельник Грейнджер при разговоре с Монтэгом после побега от полиции говорит ему, что не стоит беспокоиться, пока народ не цитирует Великую хартию вольностей: «A few crackpots with verses in their heads can"t touch them, and they know it and we know it; everyone knows it. So long as the vast population doesn"t wander about quoting the Magna Charta and the Constitution, it"s all right.» . Поскольку данная отсылка ориентирована на конкретный круг адресатов, то она выполняет апеллятивную функцию.

В то время, когда Монтэг знакомится с отшельниками, Грэйнджер спрашивал, какие заученные книги он помнит. Монтэг ответил им, что он знает Книгу Экклесиаста и Книгу Откровения. Данная аллюзия играет здесь большую роль, поскольку Экклесиаст с греческого переводится как проповедник, учитель в «экклесии» - собрании верующих. То есть, в конце романа Монтэг, Грэйнджер и остальные защитники книг должны объединить усилия, чтобы по памяти восстановить все книги, в первую очередь - Библию. «Книга Откровения» также символична, поскольку она отражает постапокалиптичное будущее, как и в романе. Мир цензуры пришел к своему завершению и теперь будущее стоит за отшельниками. Примечательно и то, что «Книга Откровения» описывает сцену второго пришествия, в романе он предстает перед читателем как «проповедник». В данном случае, интертекстуальные включения выполняют поэтическую функцию.

Завершают роман строки из 22 главы «Книги Откровения», процитированные Монтэгом: «And on either side of the river was there a tree of life ... And the leaves of the tree were for the healing of the nations.» Древо жизни, которое приносит свои плоды, символизирует будущее выживших после войны людей. Плоды означают знания, которыми владеют отшельники. Функция этой аллюзии - референтная.

В результате изучения интертекстуальных включений нами было проанализировано 21 интертекстуальное включение, среди них - 14 аллюзий и 7 цитаций.

Проанализированный материал позволяет сделать следующий вывод: роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» изобилует интертекстуальными включениями и прежде всего цитатами и аллюзиями. Следует отметить, что в романе имеются в основном библейские и мифологические аллюзии.

Библиографический список:


1. Bradbury, Ray Fahrenheit 451. Simon & Schuster, 2013. - 125 с.
2. Интертекстуальность // Slovar.lib.ru URL: http://slovar.lib.ru/dictionary/intertextualnost.htm (дата обращения: 20.06.2016).
3. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон.// Структурализм: «за» и «против». – М. : Прогресс, 1975. – С. 193-230

Рецензии:

25.06.2016, 22:26 Кобланов Жоламан Таубаевич
Рецензия : Тема статьи актуальная, интертексты проанализированы очень грамотно,определены основные функции аллюзий и цитат романа. Поэтому рекомендую опубликовать данную статью. Кобланов Ж.Т.