Традиции и новаторство в комедии недоросль фонвизина. Традиционное и новаторское в комедии «Недоросль




Новаторство комедии «Недоросль»

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия "Недоросль" соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки "низкого" жанра. В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание.) Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник", "скот", "воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой ("век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и правило трех единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается.

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличии от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы.

Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин). Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные границы характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики.

Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Новаторство Фонвизина
Одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина является комедия «Недоросль». Это небольшая история о том, что происходит в семье русской дворянки Простаковой. «Недоросль» была написана в XVIII веке – веке господствующего классицизма, от канонов которого Фонвизин отшел. Я могу уверенно, без сомнений сказать, что Фонвизин – новатор. В чем же заключалось новаторство «русского из прерусских» ? (так Фонвизина называл юный А.С. Пушкин).
Классицизм имеет определенные рамки и строгие правила, такие как застывшие характеры; обязательная система амплуа; одна идея; один конфликт; единство действия; говорящие фамилии; счастливый конец и т.д. Фонвизин же, хоть и писал произведение во время расцвета классицизма, затронул несколько видов конфликтов. Например, любовный конфликт (Скотинин, Милон и Митрофан хотят в жены Софью), причем данный конфликт не является главным, он выполняет функцию фона. Также Фонвизин затронул социальный конфликт – отношение Простаковой к крестьянам. Бессердечие, тирания, деспотизм… Все это качества дворянки, представительницы элиты Российской Империи. Автор показывает недопустимое в классицизме развитие характеров героев, действительно, Митрофанушка не до конца остается «маменькиным сынком», он отказывается от «матушки любимой», когда узнает, что она лишена прав на управление имением.

Несомненно, новаторством является идея произведения – вина государства. Начиная с комедии «Недоросль» , русская литература вступает в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость. Действительно, Фонвизин указал на проблему власти, проблему законов и их реализации в обществе XVIII века. Если хорошо задуматься над комедией, то можно понять, что в проблемах образования и крепостного права автор винит именно правительство.
«Русская комедия начиналась еще задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле, эти комедии – суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Я полностью согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского. Фонвизин не только талантливый, но и смелый писатель. Далеко не каждый в то время мог указать властям на их пороки и бездействие. В классицизме представители правительства – идеал, нечто высокое и благородное, а в комедии «Недоросль» Фонвизин показал правду, за что ему пришлось уйти в отставку.

Фонвизин – отец Великой русской комедии, разрушивший каноны классицизма.

“Недоросль” - политическая комедия. Политические убеждения Фонвизина определили его художественное новаторство. В “Недоросле” его новаторство нашло свое выражение прежде всего в сюжете, реально передававшем исторический конфликт, изображавшем события общественно-политической жизни России конца 70-х годов. Новаторство определилось и в создании образов положительных героев, которые передавали черты реальных “новых людей” - дворянских просветителей. Исследователи до сих пор проходят мимо этого новаторства Фонвизина, объявляя Правдина и Стародума резонерами, бесплотными персонажами, которые без нужды разговаривают, “резонируют” на абстрактные темы добродетели, без нужды разъясняют зрителям, что злые персонажи действительно злы.
Стародум по своему мировоззрению - воспитанник русского дворянского Просвещения. Две важнейших политических проблемы определяли программу дворянских просветителей в эту пору: а) необходимость уничтожения крепостного права мирным путем реформа, воспитание, “приуготовление нации”); б) необходимость борьбы с Екатериной, являющейся не просвещенным монархом, а деспотом, покровителем и вдохновителем политики рабовладения. Вот почему такая прямая и непосредственная связь обнаруживается между речами Стародума и “Рассуждением о непременных государственных законах”.
Сопоставление речей Стародума с “Рассуждением” убеждает нас в том, что положительные герои “Недоросля” развертывают открытую пропаганду идей дворянского Просвещения. Эта связь очевидна, несмотря на то, что Фонвизин в ряде случаев вынужден был в “Недоросле” руководствоваться чувством осторожности и избегать особо резких антиекатерининских высказываний.
Политический идеал фонвизинского гражданина выражен в формуле - честный человек. Образы Стародума и Правдина исторически и социально верны. Это не литературные штампы, а живые персонажи, выхваченные из жизни характеры, передающие обаятельный облик дворянских просветителей с их патриотической ревностью к “возлюбленному отечеству”, ненавистью к деспотизму и рабству, с сочувствием к крестьянскому состоянию. . Вот почему зрители “узнавали” прототипов Правдина и Стародума.
При всей значительности художественных достижений Фонвизина в изображении положительных персонажей его реализм исторически ограничен. Он помог, разрушая классицизм, оторваться от условных литературных штампов. Он послужил основанием для создания типа передового деятеля, порожденного общественным движением. Но эти герои Фонвизина еще не предстали перед зрителями в индивидуальной неповторимости своей судьбы. Стародум, Правдин и Милон выступают как представители одного и того же определенного типа, определенной категории людей, противостоящих миру своекорыстных Скотининых и Простаковых. Для Фонвизина важно показать не столько отличие их друг от друга, сколько их близость. Ему дорога общность их убеждений, высокое понимание своей “должности”, своих обязанностей перед отечеством, их готовность “из собственного подвига сердца своего” вступаться за всех тех, кто в этой помощи нуждался. Вот почему драматург оставляет в стороне то, что разделяет его героев, - биографию души, тайну сердца, особенность субъективного мира каждого. Те же черты фонвизинского реализма - его слабые и сильные стороны - проявились и в раскрытии отрицательных персонажей. Та же правдивость и историческая конкретность образов Простаковой, Митрофана, Скотинина. Та же обусловленность характеров и социальной практикой. И та же слабость в изображении индивидуального облика каждого из них. Правда, этого резкого различия Простакова и Скотинина и не могло быть по самому замыслу Фонвизина, ибо отличаются друг от друга люди, в которых развита богатая личность. Скотинин, Простакова и Митрофан давно начисто стерли с себя черты человеческой личности. Отсюда карикатурность, гиперболичность их изображения.


Литературные направления и течения Литературное направление - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. Четыре основных литературных направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм. Литературное течение – более мелкое деление по сравнению с направлением: течения либо представляют собой разветвления одного направления, либо возникают при переходе от одного направления к другому (например, сентиментализм).


Классицизм Основное литературное течение в России XVIII века. Главные черты 1. Подражание образцам античной культуры. 2. Строгие правила построения художественных произведений. 3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия), средние (сатира, любовное послание), низкие (басня, комедия). 4. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества.


Главные правила построения драматических произведений 1. Правило «трех единств»: места, времени, действия. 2. Деление на положительных и отрицательных персонажей. 3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию). 4. Традиционные амплуа: резонер, герой-любовник, обманутый отец и т.д. 5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока. 6. Пять действий. 7. Говорящие фамилии. 8. Длинные нравоучительные монологи.


История создания комедии Замысел комедии сложился у Фонвизина после возвращения в 1778 году из Франции. «Недоросль» был завершен в 1781 году. Комедия была насыщена новыми идеями. Д.И. Фонвизин понимал. Что поставить такую комедию в театре будет нелегко, но вел упорную борьбу с правительством за ее постановку. Писатель принял самое непосредственное участие в подготовке спектакля. Фактически он стал режиссером первого спектакля в столице.


Двор Екатерины II демонстрировал свою неприязнь к «Недорослю», что выразилось в стремлении не допускать его появления на сцене придворного театра. Премьеру всячески затягивали, и вместо мая, как вначале было намечено, премьера с трудом состоялась 24 сентября 1782 года. Премьера комедии явилась триумфом идей русского просвещения. Публика шумно приветствовала спектакль. Один из современников вспоминает так: «…Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: Умри, Денис, лучше не напишешь. В 1783 году комедия впервые была опубликована.


Название комедии По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на втором смотре, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.


Соответствия в построении комедии законам классицизма Законы классицизма Построение комедии Правила «трех единств» Единство места Поместье Простаковых Единство времени Действие происходит в течение одних суток Единство действия Борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин


Назначение комедии: смехом казнить пороки «Говорящие» фамилии персонажей Скотинин, Митрофан, Простакова, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Все положительные герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.


Несоответствия в построении комедии законам классицизма Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многоранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма. Тщательно прописаны характеры и второстепенных персонажей. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (Еремеевна, Тришка, учителя). Они нужны автору для изобличения крепостного права. Каждый персонаж не олицетворение какого-либо одного качества, а живой образ. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение комического, героического и трагического не допускалось.

Урок № 25

ТЕМА: Способы создания комических характеров. Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторить понятие «комическое»; показать традиции и новаторство в комедии «Недоросль»; учить работать с критической литературой.

Развивающие: расширить представление учащихся о комическом; развивать навыки работы с художественным текстом.

Воспитательные: показать значение пьесы, ее актуальность, обучать навыкам ведения дискуссии.

Методы обучения: словесные (объяснение учителя, беседа, самостоятельная работа с текстом).

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Объявление темы, цели и задач урока.

II. Повторение изученного (15 мин.)

^ 1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о русской литературе XVIII века на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» и работаем дальше с текстом этого произведения, но сначала ответим на некоторые вопросы в качестве повторения предыдущих уроков.

2. Вопросы:

К какому литературному направлению относится комедия «Недоросль»?

(Классицизм.)

Как решается проблема героя в классицизме?

(Проблема героя в классицизме решается, прежде всего, через идею государственности, проповедующей гражданский долг, строгую иерархию и соподчиненность.)

Каковы особенности произведений классицизма?

(Особенностью произведений классицизма является резкое деление героев на положительных и отрицательных. Первые воплощали авторскую идею, вторые – порок. Такой контраст высвечивал идею произведения, убеждал в ее истинности. Стремление к ясности, убедительности идей и образов произведения – выражение еще одной черты классицизма, главенство разума.

Другими словами все должно быть выверено, соразмерно подчинено строгим правилам. Строго разграничивались литературные жанры. У них была своя иерархия: высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира) Господствовали высокие жанры, низкие считались второстепенными, их роль обличать и осмеивать порок.)

Каким правилам подчинялись драматические произведения классицизма?

(Соблюдение правил триединства – время, место, действие, т. е. пьесы должны были состоять из пяти актов, события должны происходить в течение суток, действие должно развёртываться в одном месте.)

Каковы особенности русского классицизма?

(Русский классицизм – явление двойственное. Наряду с опытом западноевропейских стран в развитии данного литературного направления русский классицизм вобрал традиции петровской эпохи. В отличие от других стран русский классицизм начинается с сатирического направления(Антиох Кантемир). Петр умирает, боярство поднимает голову, в стране начинается реакция. В связи с этим активно проповедуется идеал абсолютизма, высокий гражданский пафос, обращение к фактам национальной истории, близость к фольклору и реформа стихосложения опиралась, прежде всего, на него.

Вывод: Своеобразие русского классицизма заключается в повышенном интересе писателей к историческому прошлому России, культ государя, просветительский характер русского классицизма. Изменение традиционной системы жанров (трагедия переходит в категорию средних жанров, введение в систему литературных жанров басни и песни), активное развитие сатирического направления.

Первые русские классицисты: Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.)

III. Изучение нового теоретического материала (25 мин.)

Понятие «комическое» (10 мин.)

^ 1. Слово учителя.

В литературоведении есть понятие «комическое», на основе которого создаются отрицательные образы произведения.

На чем строится комическое, что это за понятие?

(На отрицательных образах.)

Что чему не соответствует в отрицательных образах в произведениях комического жанра?

(Необразованность, грубость, невежество, «скотство» не соответствует титулу дворянина.)

^ 2. Запись в тетради.

Понятие «комическое» - сложное и многозначное.

1. Комической в произведении может быть ситуация (с кафтаном).

2. Комическое проявляется в характере (Скотинин – его страсть к свиньям).

3. Комическое возникает в отношениях персонажей (Простакова не знает, как сбыть Софью с рук, а когда узнает, что Софья богата, сразу меняет к ней отношение – такие комические «перевертыши» мнений и отношений).

4. Комическое проявляется в речи: смешение стилей в речи Простаковой (она разговаривает с Правдиным и Стародумом грамотно и достойно, и в то же время её «базарный», грубый стиль в разговоре с Еремеевной и Скотининым).

Наиболее сложным и ярким является образ Простаковой.

В чем же его новизна и сложность?

(Главная черта характера Простаковой – любовь к сыну. Это благородное чувство. Но в Простаковой оно стало уродливым и злонравным, потому что нет в ней основы для добродетели и разума.)

Фонвизин с горечью заканчивает комедию фразой: «Вот злонравия достойные плоды».

Традиции и новаторство (15 мин.)

^ 1. Слово учителя.

Мы прочитали комедию «Недоросль» и разобрались в характерах ее героев. Но лейтмотивом уроков литературы в 8-м классе является исследование традиций и новаторства в художественном произведении.

Каковы же традиции и новаторство в комедии «Недоросль»?

Обсуждение статьи учебника по вопросам на стр. 182 – 183.

^ 2. Выводы (записываются в тетради):

Традиции

(традиционные приемы классицизма)

Новаторство

1. Пять действий.

2. Сохранено правило «трёх единств» места, времени, действия. (Место действия – имение Простаковых; действие происходит в течение суток (начинается утром и заканчивается утром следующего дня; действие подчинено одной главной идее (необходимости воспитания достойного, честного, добропорядочного гражданина).

3. «Говорящие фамилии».

4. Деление героев на положительных и отрицательных.

5. Присутствие героя-резонера (Стародум – носитель авторских идей).

1. Неоднозначное изображение некоторых героев. (Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба, беспрекословно выполняющая приказы господ, готова зубами и ногтями постоять за своего воспитанника – Митрофанушку, или по-настоящему любящая его.)

2. Меткий язык комедии в речевых характеристиках.

3. Развитие идей Просвещения. (идея о необходимости воспитания и просвещения гражданина, воспитание души.)

3. Идея устройства общества по законам добра и справедливости.

IV. Выводы по уроку, домашнее задание (4 мин.)

1. Письменно ответить на вопросы творческого практикума стр. 184.

2. Выписать из текста комедии афоризмы, принадлежащие разным героям.

(Афоризм (греч.) – изречение, кратко, метко, отточено и изящно выражающее обобщенную, законченную мысль, например: Стародум: «Лучше вести жизнь у себя передней».)