Ван гог звездная ночь сообщение. Ван Гог звёздная ночь




Винсент Ван Гог – голландский художник-постимпрессионист, который оказал колоссальное влияние на искусство. Его работы стоят десятки миллионов долларов, а почитатели творчества живописца есть во всем мире. Но все это случилось после смерти художника. Ван Гог прожил трудную и короткую жизнь, всего 37 лет. Он был в постоянном поиске себя как художника, боролся с тяжелым недугом, часто ему не хватало денег на еду, а все свои средства тратил на краски, кисти и холсты. Тем не менее, Винсент, а интенсивно творчеством он занимался последние семь лет своей жизни, оставил огромное наследие – более двух тысяч живописных и графических произведений. Одна из самых известных картин Ван Гога – «Звёздная ночь». Этот шедевр был очень значим и для самого художника.

Предыстория. Ссора с Гогеном. Написанию картины предшествовали важные события в жизни Ван Гога. Всем известна история с отрезанным ухом после ссоры с художником Полем Гогеном. Винсент в 1888 году жил в Арле, где мечтал создать в арендованном им желтом доме резиденцию художников. Он пригласил Гогена, и художник согласился приехать. Ван Гог радовался как ребенок, он восхищался талантом Поля Гогена, специально к его приезду написал картины с подсолнухами (ими он хотел украсить комнату друга).

Во время своего приезда в Арль Поль Гоген написал портрет Ван Гога за работой

Некоторое время Гоген и Ван Гог плодотворно работали вместе, но все чаще между ними возникали творческие разногласия. Поль Гоген считал, что художник больше должен фантазировать в создании своих работ, Винсент же был приверженцем работы с натурой. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле совершенно чужим. Мы с Винсентом редко приходим к согласию, особенно в том, что касается живописи. Он ненавидит Энгра, Рафаэля и Дега, которыми я восхищаюсь. Чтобы положить конец спорам, я говорю ему: «Ты прав, генерал». Ему очень нравятся мои картины, но когда я работаю над ними, он постоянно указывает мне то на один, то на другой недостаток. Он романтик, а мне по вкусы примитивы».

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» Ван Гог написал после ссоры с Гогеном

Всего Гоген провел в Арле два месяца. Во время ссор он часто угрожал Ван Гогу своим отъездом. А 23 декабря 1888 года решил покинуть желтый дом и провести ночь в отеле. Винсент подумал, что художник уехал. На следующее утро весь Арль бурлил известием о том, что в эту ночь у Ван Гога случился припадок помешательства. Художник отрезал мочку уха, завернул его в платок и отнес в публичный дом, чтобы подарить проститутке. Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание. В таком состоянии его и нашла полиция, которую вызвали обитательницы публичного дома. Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись. Больше художники никогда не встречались.

Работа над «Звездной ночью». После истории с Гогеном Ван Гогу поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Винсент согласился на пребывание в монастырской лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми.

В отличие от других пациентов, Ван Гог не был приписан к клинике. После ежедневной работы он мог покинуть монастырские стены, мог вернуться в свою келью. Он был под таким надзором, который считали необходимым, и был независим, насколько это было возможно; и Ван Гог верил, что лечение поможет ему. Низкая стена, окружавшая монастырь, в течение многих недель оставалась в его воображении границей, которую он не может пересечь. Стремясь к выздоровлению, добровольный пациент оставался в рамках, которые не были обязательными для него. Он хотел найти безопасность и защиту. Постепенно его начал интересовать окружающий пейзаж, увлекли кипарисовые деревья, оливковые рощи и редкая растительность на холмах. Окружающие художника мотивы уже обладали той странной оригинальностью, той темной, демонической стороной, к которой все больше стремилось его искусство.

Во время пребывания в монастыре Ван Гог в июне 1889 года пишет картину «Звездная ночь», фантазируя этот сюжет. Возможно, здесь сказалось влияние Гогена, который считал, что нужно работать больше с воображением, чем с натурой. Художник смотрит с воображаемой высокой точки вниз на деревню. Слева от нее в небеса устремляется кипарис, справа толпится оливковая роща, формой напоминающая облако, а к горизонту бегут волны гор. Манера, в которой Винсент трактует эти вновь найденные мотивы, вызывают ассоциации с огнем, туманом и морем, и стихийная сила природы соединяется с нематериальной космической драмой звезд. Вечная стихийность Вселенной одновременно идиллически укачивает жилище человека в колыбели и угрожает ему. Сама деревня могла находиться где угодно: это мог быть Сен-Реми или Нюэнен ночью. Шпиль церкви словно тянется к стихиям, являясь одновременно антенной и маяком, он напоминает Эйфелеву башню (увлечение которой всегда отражалось в ночных пейзажах Ван Гога). Вместе с небесным сводом детали пейзажа воспевают чудо творения.

Еще один ночной пейзаж Ван Гога — «Ночная терраса кафе»

«Я написал пейзаж с оливами и новый этюд звездного неба, - писал Ван Гог об этой картине брату Тео, - и, хотя я не видел последних полотен Гогена и Бернара, я глубоко убежден, что упомянутые два этюда написаны в том же духе. Когда эти два этюда побудут перед твоими глазами какое-то время, ты получишь по ним гораздо более полное представление о вещах, которые мы обсуждали с Гогеном и Бернаром, и которые нас занимают, чем из моих писем. Это не возврат к романтизму или религиозным идеям, нет. Именно путем Делакруа, то есть при помощи цвета и рисунка, более произвольного, нежели иллюзорная точность, можно скорее, чем это кажется, выразить сельскую природу».

Особенности картины. «Звёздная ночь» была не первой попыткой Ван Гога изобразить ночное небо. Годом ранее в Арле художник написал картину «Звёздную ночь над Роной». Ночные сюжеты привлекали мастера, он часто работал в тёмное время суток, прикрепляя свечи на шляпу, как это делали старые мастера.

Сейчас картина «Звездная ночь над Роной» хранится в Париже

Ван Гог писал Тео, что часто размышляет о звездах: «Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». Работая над «Звездной ночью» художник писал, что по-прежнему нуждается в религии, именно поэтому он рисует звезды.

Существует множество интерпретаций картины «Звездная ночь». В некоторых даже отмечается, что она точно передает положение звезд в ночном июньском небе 1889 года. И это вполне вероятно. Но извивающиеся спиралеобразные линии не имеют ничего общего с северным сиянием, Млечным Путем, какой-нибудь спиральной туманностью или чем-то подобным. Согласно другим трактовкам, Ван Гог написал свой собственный Гефсиманский сад. В качестве доказательства этого предположения приводится дискуссия о Христе в Гефисманском саду, которую Ван Гог в это время вел в переписке с художниками Гогеном и Бернаром. Это тоже возможно. Не исключено также, что в этой картине отражены также предчувствия и душевные страдания самого живописца. Но библейские аллегории проходят сквозь все творчества Ван Гога, и ему не был нужен для этого особый сюжет. Скорее это было стремление к синтезу, в котором сопоставлялись научные, философские и личные представления. «Звездная ночь» - попытка передать состояние шока, потрясения, а кипарисы, оливы и горы послужили лишь катализатором. Тогда Ван Гога больше чем когда-либо интересовала материальная сущность его сюжетов, так же, как и их символический смысл.

Примечательно, что многие ученые в картинах Ван Гога находят отражение природных феноменов. Факты о том, как работы голландского художника помогают исследователям, собрала в своем материале «Комсомольская правда» .

Подлинник картины «Звездная ночь» (холст, масло 73,7х92,1) хранится в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Работа туда перешла в 1941 году из частной коллекции.

ПОЛЕЗНОЕ

В каких российских музеях есть шедевры Ван Гога

Картины Винсента Ван Гога можно посмотреть и в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранятся «Красные виноградники в Арле», «Море в Сент-Мари», «Портрет доктора Феликса Рея», «Прогулка заключенных» и «Пейзаж в Овере после дождя». А в Эрмитаже находятся четыре работы знаменитого голландца: «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», «Арена в Арле», «Куст», «Хижины».

Картина «Красные виноградники» — одно из немногих произведений Ван Гога, которое было куплено при жизни художника

В материале использованы данные из книги «Ван Гог. Полное собрание сочинений» Инго Ф. Вальтера и Райнера Мецгера.

"Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, - в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды," - писал Ван Гог брату Тео.

В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со "Звездной ночью" Ван Гога.

Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма. Несмотря на сложный жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во владении техникой рисунка и живописи. За десять лет жизни, посвященных искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни художника.

Личность Ван Гога овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом), описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали выдуманные истории и искаженное отношение к художнику. В связи с этим сложился образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и таинственностью. Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.

Творчество Ван Гога стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм. Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить. Это особый способ нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе, определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на примере картины «Звездная ночь» в данной работе.

Формально-стилистический анализ

«Звездная ночь» - одна из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми, с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть картину следует на достаточном расстоянии.

Рассматривая картину, мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна, крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок, скрывающийся в деревьях. Задний план – темные холмы на линии горизонта, постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа. Можно сказать, что художник на первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике мазков и др.).

Композиция картины в целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за увеличивающихся справа налево холмов. В ней небо преобладает над землей, так как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в центре композиции. Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды, и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям, холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет. Поэтому в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план, фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает выделяться. Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить, что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна занимает небо.

Несомненно, в процессе восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины – цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.

В картине создано глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и движения мазков, разницы в размерах мазков. В том числе и за счет разницы в размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды. Цветовое решение выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны, темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.

Картина не во многом отвечает критерию линейности , а наиболее выражает как раз живописность . Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными контурными темными линиями. Можно сказать, что художник намеренно соединяет некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен. Эта часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные или какие-либо линейные элементы.

Что касается плоскостности и глубины , то картина тяготеет к глубине. Это выражено в цветовом решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике. В то же время объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками. Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет цветовых сочетаний мазков.

Роль света в картине не значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно расположенным справа под луной.

Силуэты изображенного тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя воспринимать отдельно от всего полотна. Поэтому можно говорить о стремлении к целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить и об обобщенности изображенного на полотне. Детализации нет из-за масштаба изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы) и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление изображаемого на отдельные цвета такими мазками. Поэтому нельзя сказать, что в картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах, фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.

Колорит в «Звездной ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты, глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны. И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна. В картине преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в контрасте с соседними мазками. Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах, дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и формы и добивается динамики в картине.

Ван Гог создает определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков, дополняющих друг друга. Самые темные места полотна не сводятся к черному, но только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень темный оттенок, близкий черному. То же происходит и с самыми светлыми местами – нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.

Можно сказать, что в картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает целостность восприятия картины. Разные сочетания оттенков синего между собой и с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом, развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков, кое-где даже с пробелами чистого холста. Мазки хорошо различимы, значимы для экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче. Нанесены по-разному, но довольно густой краской.

Возвращаясь к бинарным оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы . Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое начало . Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не обладают автономностью. Это выражено технически в композиции, в динамике, в цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную (относительную) ясность изображаемого. Так как видны только части изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы (звезды и луна гипертрофированы).

Иконографический и иконологический анализ

Собственно сюжет «Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа на пленере. Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные техники. Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти. В связи с этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась выразительность и необычность световых и цветовых эффектов. Поэтому световые и цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в картинах.

Если обратиться к иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай, мне снова снился сон, – сказал он. – В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой истории как дополнительного смысла оправдывается. Хотя трудно считать эту отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не связаны с библейским сюжетом.

Биографический метод

Рассматривая «Звездную ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми. Там по просьбе Тео Ван Гога Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом. Все имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.

Примечательно, что «Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность, динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в лечебнице. Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более яркими, экспрессивными и динамичными. Художник вкладывает в них большую эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.

Интересно, что Ван Гог, подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату, упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, – позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды".


Сравнивая «Звездную ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной», написанная в 1888 г. - за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по колориту. Наиболее яркие примеры - «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества Ван Гога.

Одна из самых известнейших картин - «Звездная ночь» Ван Гога - в настоящее время находится в одном из залов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Она была создана в 1889 году и представляет собой одно из самых знаменитых произведений великого художника.

История создания картины

«Звездная ночь» - это одно из самых известных и популярных произведений изобразительного искусства XIX века. Картина была написана в 1889 году и она как нельзя лучше передает уникальный и неповторимый стиль величайшего

В 1888 году Винсенту Ван Гогу после нападения на Поля и отрезанной мочки уха был поставлен печальный диагноз - эпилепсия височных долей. В этом году великий художник жил во Франции, в городке Арль. После того как жители этого города обратились в мэрию с коллективной жалобой на «буйного» живописца, Винсент Ван Гог оказался в Сен-Реми-де-Прованс - поселке для За год проживания в этом месте художник написал более 150 картин, среди которых и этот самый известный шедевр изобразительного искусства.

«Звездная ночь», Ван Гог. Описание картины

Отличительной особенностью картины является невероятный динамизм, который красноречиво передает душевные переживания великого художника. Изображения в лунном свете на то время имели свои древние традиции, и тем не менее ни один художник не мог передать такую силу и мощь природного явления, как Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» не написана спонтанно, как многие произведения мастера, она тщательно продумана и скомпонована.

Невероятная энергия всей картины сосредоточена главным образом в симметричном, едином и непрерывном движении серпа луны, звезд и самого неба. Переполняющие внутренние переживания удивительным образом уравновешены благодаря изображенным на переднем плане деревьям, которые, в свою очередь, уравновешивают всю панораму.

Стилистика картины

Стоит обратить предельное внимание на удивительно синхронизированное движение небесных светил на ночном небосводе. Винсент Ван Гог специально изобразил звезды значительно увеличенными, чтобы передать мерцающий свет всего ореола. Свет от луны также выглядит пульсирующим, а спиральные завитки очень гармонично передают стилизованный образ галактики.

Все буйство ночного неба уравновешенно, благодаря изображенному в темном цвете пейзажу города и кипарисам, которые обрамляют картину снизу. Ночной город и деревья эффектно дополняют панораму ночного неба, придавая ей ощущение тяжести и земного притяжения. Особое значение имеет поселок, изображенный в правом нижнем углу картины. Он кажется безмятежно спокойным по отношению к динамичному небосводу.

Немаловажное значение имеет и цветовая гамма картины «Звездная ночь» Ван Гога. Более светлые оттенки гармонично сочетаются с темным передним планом. А особая техника рисования мазками различной длины и направленности делает эту картину более экспрессивной по сравнению с предыдущими работами этого художника.

Рассуждения о картине «Звездная ночь» и творчестве Ван Гога

Как и многие шедевры, «Звездная ночь» Ван Гога практически сразу же стала благодатной почвой для всевозможных толкований и обсуждений. Астрономы принялись считать звезды, изображенные на картине, пробуя определить, к какому созвездию они относятся. Географы безрезультатно пытались выяснить, что же за город изображен в нижней части произведения. Однако плоды исследований ни тех, ни других не увенчались успехом.

Доподлинно известно лишь то, что, рисуя «Звездную ночь», Винсент отступил от привычной манеры писать с натуры.

Интересен еще тот факт, что на создание этой картины, по мнению ученых и исследователей, повлияло древнее сказание об Иосифе из Ветхого Завета. Хотя художник и не считался поклонником теологических учений, но тема одиннадцати звезд красноречиво фигурирует на картине «Звездная ночь» Ван Гога.

Прошло много лет после того, как великий художник создал эту картину, и программист из Греции создал интерактивную версию этого шедевра живописи. Благодаря особой технологии, касаниями пальцев можно управлять потоками красок. Зрелище потрясающее!

Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь». Есть ли в ней скрытый смысл?

Об этой картине пишут книги и песни, она есть и в электронных изданиях. И, пожалуй, сложно найти более экспрессивного художника, нежели Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь» - ярчайшее доказательство этого. изобразительного искусства до сих пор вдохновляет поэтов, музыкантов и других художников на создание уникальных произведений.

До сих пор не нашлось единого мнения по поводу этой картины. Повлияла ли болезнь на ее написание, есть ли какой-то скрытый смысл в этом произведении - нынешнему поколению остается лишь догадываться об этом. Не исключено, что это всего лишь картина, которую видел воспаленный разум художника. Тем не менее это совершенно другой мир, доступный только глазам Винсента Ван Гога.

Художники всего мира постоянно копируют произведение Ван Гога «Звездная ночь, Сен-Реми». Это одна из самых узнаваемых картин в мировом изобразительном искусстве, и разнообразные воспроизведения этого полотна украшают интерьеры множества домов. Обстоятельства создания «Звездной ночи», где и как она была написана, а также прежние несбывшиеся мечты художника, делают эту работу особенно значимой для творчества Ван Гога.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь, Сен-Реми». 1889

Когда Ван Гог был чуть моложе, он собирался стать пастором и миссионером, хотел помогать бедным людям словом Божьим. Религиозное образование в чем-то помогло ему создать «Звездную ночь». В 1889 году, когда и было написано ночное небо со сверкающими в лунном свете звездами, художник находился во французской лечебнице Сен-Реми .

Сосчитайте звезды - их одиннадцать. Можно сказать, что на создание картины повлияло древнее сказание о Иосифе из Ветхого завета. «Вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне", - читаем мы в Книге Бытия.

Ван Гог писал: «я все равно страстно нуждаюсь в религии. Именно поэтому я вышел в ночное время из дому и стал рисовать ночное небо со звездами».
Эта известная картина мастера демонстрирует зрителю большую мощь художника, а также его индивидуальную и неповторимую манеру письма и его особенное видение всего окружающего мира. Полотно «Звездная ночь» является самым выдающимся произведением искусства середины 19 века.


Можно указать много причин, почему «Звездная ночь» так притягивает людей, и это не только насыщенность синего и желтого цветов. Многие детали на картине и, в первую очередь, звезды сознательно увеличены. Это словно воплощенное видение художника: он окружает каждую из звезд шаром, и мы наблюдаем их вращательное движение.
Подобно тому как звезды склоняются на своем пути вниз, к холмистому горизонту, так и Ван Гог будет склонен оставить привычный мир, перешагнув порог лечебницы. Окна зданий напоминают о домах, где он жил ребенком, а шпиль церкви, изображенной Ван Гогом в «Звездной ночи» напоминает о том, что когда-то он хотел посвятить свою жизнь религиозной деятельности.

Основными «столпами» композиции являются кажущиеся огромными кипарисы на холме (передний план), пульсирующие полумесяц и звезды «сияющего», ярко-желтого цвета. Город, лежащий в долине, может даже сначала остаться незамеченным, ведь основной упор делается упор на величие Вселенной.

Лунный серп, звезды движутся в едином волнообразном ритме. Деревья, изображенные на данной картине, значительно уравновешивают общую композицию.

Вихрь в небе напоминает о Млечном Пути, о галактиках, о космической гармонии, выражающейся в одновременно и экстатическом, и блаженно спокойном движении всех тел в темно-синем пространстве. На картине это одиннадцать невероятно огромных звезд и большой, но убывающий месяц, напоминающие о библейском сюжете о Христе и 12 апостолах.



Тщетно географы стараются определить, что за населенный пункт изображен внизу полотна, а астрономы пытаются найти созвездия на картине. Образ ночного неба списан из собственного сознания. Если обычно ночное небо безмятежно и холодно-безразлично, то у Ван Гога оно закручено вихрями, полно тайной жизни.

Тем самым художник намекает, что воображение всесильно создать более удивительную природу, чем та, которую мы видим в реальном мире.

"Звёздная ночь"

Когда на Землю мраком Ночь спадает -
Любовь на небе Звезды зажигает...

Быть может, кто-то их не замечает,
А, кто-то в телескоп их наблюдает -

Там ищет жизнь, науку изучает...
А кто-то просто смотрит - и Мечтает!

Порою, сказочной Мечта бывает,
Но, все равно, он верить продолжает...

Звезда его - Жива, она сияет,
На все его вопросы отвечает...

Там, среди тысяч звезд - Винсента есть Звезда!
Она не угасает никогда!

Она на всю Вселенную пылает -
Она собой планеты зажигает!

Чтоб, среди Ночи темной стало вдруг светлей -
Чтоб Солнцем свет Звезды сиял в Душе людей!

Сестра Винсента

Ван Гог. «Звёздная ночь». 1889. Холст, масло, 73,7×92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Разговор о картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» уместно начать с вопроса о том, действительно ли перед нами ночь, как заявлено в названии картины? В этом легко усомниться, учитывая необыкновенную для ночного пейзажа яркость красок и динамику мазков. Когда звучит «звездная ночь», наше воображение рисует образ покоя и умиротворенности неба и земли, когда яркий свет звезд на небосклоне пронизывает тьму, но не рассеивает ее, не освещает все вокруг, как солнечный свет, а лишь мягко касается самой поверхности вещей, отчего создается впечатление таинственности, призрачности и погруженности пейзажа в свою глубину. Картина Ван Гога всем своим существом противоречит столь привычному для нас образу звездной ночи. В ней нет и следа ожидаемого спокойствия. Все сущее как будто захвачено единым вихрем и несется в каком-то непостижимом движении, переплетаясь друг с другом. Между вещами отсутствуют четкие границы, они перетекают друг в друга и растворяются в бурном потоке. Домики небольшого селения, расположенного в нижней части картины, казалось бы, обладают большей плотностью, чем небесные тела: у некоторых из них очерчены контуры. Однако они вовсе не настаивают на своей геометричности и устойчивости, словно еще один порыв ветра - и их не станет. А если поднять взгляд чуть выше, где располагаются холмы и деревья, то из поля зрения исчезнет и та незначительная плотность, которая угадывается в домиках. Над ними проносится белая полоса, похожая то ли на облако, то ли на продолжение горной гряды, во всяком случае, сложно однозначно отнести ее к небу или к земле. А выше начинается самый что ни на есть вихрь: громадный завиток в центре кружится и увлекает за собой все, что с ним соприкасается, кроме луны и звезд, которые не поддаются общему течению, но создают свое собственное. Складывается впечатление, будто ночной свет проистекает вовсе не от звезд, а напротив, своим кружением в пространстве он образует звезды, как своего рода очаги скопления этого света, не имеющего ни источника, ни объекта направленности. Чуть левее, подобно языку пламени, вздымается вверх кипарис. Благодаря своему расположению непосредственно на переднем плане, он неминуемо привлекает к себе уставший от нескончаемого кружения взгляд. Но ритм колебания кипариса-пламени оказывается родственным ритму всего остального, и, повинуясь ему, приходится вернуться обратно в пучину круговорота.

Кружащееся небо в середине картины может показаться эпицентром бушующего урагана или же спиралью Млечного Пути (есть и такие трактовки). Так или иначе, при взгляде на картину вряд ли удастся уйти от впечатления чего-то подобного космогонии, длящегося становления мира, разворачивания пространства из некоторой точечной стянутости. И поскольку процесс космогонии еще далек от завершения, становящееся пространство в очень большой степени хаотично. «Кипящее море хаоса» словно является скрытым принципом и влекущей силой становления «тонкой яблочной кожуры» неустойчивого порядка вещей, готового в любой момент сорваться обратно в бездну. Но, приближаясь к существу картины через обращение к понятиям в своей основе мифологическим, нужно иметь в виду, что внутри той культуры, для которой они являются неотъемлемым конститутивом и которой они более всего родственны, создание произведения, подобного картине Ван Гога, попросту невозможно. Скажем, античному греку, для которого, как мы знаем, наивысшей ценностью обладал космос, было бы непереносимым ужасом представить нечто похожее на «Звездную ночь». Такое представление было бы безжалостно изгнано на периферию сознания, как мимолетное помрачение, и воспринято недостойным воплощения в произведении искусства. Только космос, являющийся конечным результатом космогонии, был для древнего грека подлинным миром, только с ним он мог бы соотнестись как «Я». То же, что было в мире от хаоса - отдавало недовершенностью и ожидало космизирующих усилий человека или богов.

Существенная разница между древним греком и художником конца 19 века, которая позволила появиться на свет «Звездной ночи», заключается в том, что для последнего космос никогда не наступит. Не его могла бы пожелать душа этой эпохи. Поэтому изображенное на картине - не что иное, как вечное становление, не имеющее конца и разрешения. Вещи никогда не войдут в свое собственное неизменное существо, между верхом и низом, профанным и сакральным невозможно установление надлежащей дистанции, в конечном счете, дню так и не отделиться от ночи. Обратим внимание на одну определяющую деталь: практически на всех картинах Ван Гога отсутствует даль, которая традиционно отвечает за разведение и дистанцию между реальностями профанной и сакральной. Далью на картинах чаще всего предстает линия горизонта или небесная высь. Между тем, мы видим, как небо на картине близко нависает над землей, словно состоит из одного с ней материала. Безусловно, оно гораздо менее плотное, чем земная поверхность, но сущностно друг от друга они ничем не отличаются. Небо - та же земля. И здесь не может быть никакого сходства с образом небесной тверди, поскольку она обязательно предполагает наличие дистанции по отношению к земле. Скорее имеет место какое-то единое пространство, содержащее в себе совокупность разрозненных частиц света и лишенных своей онтологической укорененности и глубины «призраков» вещей.

Ван Гог. «Дорога с кипарисом и звездой». 1890. Холст, масло, 92×73 см. Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, Нидерланды).

Слияние дня и ночи более отчетливо у Ван Гога можно увидеть на картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом». При первом взгляде на нее представляется очевидным, что перед нами день. Более того - жаркий полуденный зной. Однако полной своей противоположностью он оборачивается, если сосредоточить внимание на двух светилах в верхней части картины: оцепенение полдня вдруг неожиданно совпадает с глубокой ночью. Если спроецировать замеченное нами в этой картине на «Звездную ночь», то откроется еще один дополнительный смысл. Исходя из того, что ночь и день у Ван Гога суть одно, можно заключить, что изображенная ночь на самом деле одновременно является еще и днем. Но было бы ошибкой предполагать, что оба эти понятия по отношению друг к другу равноценны. В картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом» мы видим полдень, заключающий в себе полночь, вернее, переход к полночи. В «Звездной ночи» же - ночь, отсылающую к реальности дня, которая ей, строго говоря, не предшествует, но между ними не временные отношения, день и ночь указывают друг на друга и переходят каждый в свою противоположность. При этом ночь на картине есть как будто прафеномен дня, его глубина, увиденная художником. Тогда ясность и отчетливость дня - не более чем мнимость и иллюзорность, и через эту тонкую пелену то и дело готов прорваться свирепый ураган хаоса. Но причастность прафеномена хаосу означает, что он непрестанно себя отменяет, существует в модусе непрерывного самоотрицания. Поскольку же бытие эйдоса и прафеномена в таком модусе невозможно, думаю, будет уместно назвать изображенное на картине «изнанкой» мира. И если изнанка мира такова, то неизбывно связанная с ней «лицевая» часть зависает над пропастью гудящей пустоты и распада.

Журнал «Начало» №21, 2010 г.