Фактура в музыке. Теория музыки




1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

(словарь)

Фактура – характер изложения музыкального материала произведения (его музыкальная ткань).

регистром, диапазоном, принадлежностью к муз.складу и др.

Музыкальный склад – наиболее типичный способ изложения материала.

(монодия, от греч . (греч. poly –много, phon ё- (греч. homos –равный) -

monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо-

точно самостоятельных ническим сопровожде-

усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали

лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью.

дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих-

аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность -

лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони-

зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак-

кордовая фактура при

Два типа полифонии: отсутствии выразитель-

контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса), .

имитационная (подражание),

общие мелодические обороты.

гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).

В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М.,1960):

- гармоническая фигурация , - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов).

- ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll).

- колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),.

- мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.)

В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).

Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки.

(Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).

4типа неак. звуков.

На сильном времени (такта или метрической

доли) – задержание ,- неак. звук, задерживающий

появление аккордового тона:

Н
а слабом времени –вспомогательный ,


опевающий:

- проходящий , – неак. звук в поступенном

(
гаммообразном) движении:

- предъем , – неак. звук, появляющийся

ранее своего аккорда:

Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.

Типы многоголосия русской народной песни

Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

Гетерофония (от греч. heteros-другой; другой звук, разноголосие ), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).

Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094 ) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,

«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».

Пространство фактуры

  1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
  2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

  1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание);
  2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Рассуждать о яркости образов в музыке.
  3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Известно, что фактура - дословно «изготовление», «обработка» (лат.), а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса - аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно-гармонической. Гомофония (от греч. Homos - один и phone - звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие.

Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

  1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
  2. Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию;
  3. Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук).

Другой важнейший тип - полифоническая фактура, что значит «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана прежде всего с полифонической музыкой. Двух - и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре.

Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура - это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Обратимся к романсу С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.

Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева - «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.

Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии – голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.

Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:

  1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
  2. За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
  3. Вспомните, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бизе. Утро в горах. Оркестровый антракт, mp3;
Рахманинов. Весенние воды в исп. Д. Хворостовского, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.
Фактура - способ изложения музыкальной ткани.
В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков).
Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад. В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный
тип появляется при взаимодействии двух первых.

Монодия (унисон) (от греч. «моно» - один) - это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке).

Гомофония - (от греч. « гомо»- человек,«фон»- звук, голос). Гомофония или гомофонно - гармоническая фактура - одно и то же.

Гомофонно - гармониче ская фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII
века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.

Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы
(довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.

Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) - более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век -
первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосо
в).

Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.

Контрастная (разнотемная) полифония о бразуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные.

Имитационная (от лат.- подражание) - образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И.- С. Баха.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке), я вляется самой примитивной разновидностью полифонии. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение- квартами, квинтами, терциями, секстами).

Смешанная фактура - возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно-гармонической, гетерофонно-гармонической

Введение

Отличительной чертой музыкальной культуры эпохи Возрождения явилось бурное, стремительное развитие светского искусства, выразившееся в широком распространении в 15-16 веках многочисленных песенных форм- французских chansons, испанских вильянсико. итальянских фроттол, вилланелл, английских и немецких многоголосных песен, а также мадригала. Их появление отвечало жизненным потребностям времени, тем прогрессивным тенденциям в области идеологии, философии, культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися передовыми принципами гуманизма. Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров- сольной песни, кантаты, оратории, оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

музыкальный инструментальный фактура песенный

Понятие " Музыкальная фактура"

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.

В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.

Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляция, штрихи, агогика и т. д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм. В процессе развития музыкальной формы они служат факторами формообразования, в строении звуковой ткани представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержание музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Такое рассмотрение тоже бывает необходимым, но по существу выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика. Мелодическое развитие содержит любые интервалы, но главную роль играет секундовая связь звуков, что имеет, как увидим далее, существенное значение в мелодической фигурации. К понятию гармонии в широком(современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы. В более узком, специальном смысле под гармонией подразумеваются такие созвучия, которые организованы по вертикали (согласованность звуков), и в этом отношении ей противопоставляется понятие дисгармонии. При большем количестве звуков вводится понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонантным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Сущность же любого аккорда заключается в том, что он является представителем ладогармонической системы музыкального мышления. В качестве такого он служит организующей силой гармонии и не только по своему звучанию, но и по своей ладовой направленности, то есть выполняет ту или иную функцию с большей или меньшей определённостью. Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередование звуков, как музыкальных с определенной высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах). Но в непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом. Ритмическая организация звуков основана на объединение их в группы, образующие ту или иную систему отсчета во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Метр и ритмический рисунок могут рассматриваться отдельно в условных аспектах. Соотношение того и другого подчеркиваеться названием метроритм, но мы будем прибегать к общему понятию ритма, включающему обе стороны организации звуков. В медленном темпе звуки объединяются по два (сильный -слабый), в более быстром - по четыре, при большем ускорении- по восемь; такая тенденция к ритмической квадратности в самом восприятии имеет важное значение в музыке. Восьмизвуковое объеденение является пределом. Как выяснилось, фактура представляет собой синтез основных компонентов (иногда очень сложный), и для понимания их роли и взаимосвязей необходимо рассматривать ее с разных точек зрения, в тех или иных условных аспектах, Исходить надо при этом от общего представления об основных типах фактуры- музыкальных складах, об их смешении, взаимопроникновении.