Граффити история возникновения и стили. Граффити цифровой эпохи, или Интернет-граффити




Когда мы видим на стенах домов различные надписи, нам кажется, что подобное художество является чьей-то хулиганской выходкой. Однако есть такое направление в изобразительном искусстве как граффити , которое рассматривает данные надписи как первоначальный этап в своем развитии.

Сам термин «граффити» произошел от итальянского слова « graffito » , что в переводе означает «нацарапанный». И именно от надписей на стенах произошел этот вид искусства.

Долгое время граффити считалось изображением словесных форм самовыражения, которые были нанесены на поверхности домов, заборов и т.д. Однако сейчас это уже направление в изобразительном искусстве, которое имеет собственную историю и этапы развития.

История граффити

Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном - это были сцены охоты, животные и окружающая природа.

Изменения в изобразительном искусстве, которое носит это название, произошли намного позже. Случилось оно в древнегреческом городе Эфесе. Изображение сердца, ноги и числа являлось указанием на то, что где-то рядом находился публичный дом. Таким вот интересным образом использолась граффити.

Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви.

Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди.

На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы.

Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити . Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы - тэги . Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму.

Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити . Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах.

1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон. А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд.

Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление - трафаретные граффити . В Париже Blek le Rat создал подобное изображение, дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении.

История российского граффити

Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год . Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Молодые люди были потрясены увиденным. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор . Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства.

Процесс создания граффити

Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того, тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити .

Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы.

В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения - вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.

Виды традиционного граффити

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг . Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника. Нередко на стенах домов или заборов можно увидеть нарисованные по всей поверхности замысловатые символы. Как раз такое граффити и является тэггингом.

Еще один вид граффити - это бомбинг . Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов, выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити - покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам.

W ildstyle - это наиболее сложный стиль граффити . Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунка включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного.

Место граффити в современном искусстве

Граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер . Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное. Однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов.

Как в любом другом виде изобразительного искусства в граффити есть много художников-самоучек, которые творят, руководствуясь только своими воображением и фантазией.

Каждый известный живописец занимался изучением творчества ранее живущих профессионалов своего дела. Поэтому современное граффити не способно привлечь большое количество людей и заинтересовать их. Развитие граффити как отдельного вида изобразительного искусства еще впереди.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Изм. Лист № докум. Подп. Дата


Д.2102.1.32.02.003.0000


Лист



ВВЕДЕНИЕ

Граффити (с греч. - «рисование, царапание по плоской поверхности») - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, нанесенная на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящаяся в поле зрения общественности. Как и многое другое, искусство аэрозоля пришло к нам из Америки. Развитие граффити началось с простейших надписей, «тэгов», которые делались маркером. На первых порах тэгеры ограничивались написанием своих имен, затем появляются немудреные рисунки. В этот период также начинает формироваться такое направление, как бомбежка - незаконное нанесение изображений на вагоны метро, автотранспорт. Ярким тому примером служит «wholecar» - роспись «плохо стоящей машины».
В начале 1970-х граффитчики спустились под землю. Нью-йоркская подземка стала полем битвы. Это и были те самые широко известные массам «войны стилей» (style wars).

Следующая революция произошла, когда бруклинский мастер Пистол впервые нарисовал 3D. Он сделал свое имя в красно-белом цвете с голубой окантовкой, что придавало трехмерное настроение. Его подвиг многим рейтерам удалось повторить не сразу. Позже, наконец, возник самый сложный стиль «wid style», в котором буквы хитро переплетались, связываясь в нечитаемую паутину.
Граффити - одно из самых уникальных урбанистических направлений в хип-хоп культуре. Настоящий взрыв хип-хопа, прогремевший в начале 1980-х, выдвинул искусство аэрозоля наряду с такими течениями, как breakdance и рэп, в популярное культурное явление. Прежде всего, это искусство с богатым прошлым и, бесспорно, светлым будущим.

Но какова же причина появления этих «шедевров»? Многие из произведений, возможно, являются способом самовыражения авторов. Многие из творений несут в себе тонкий философский смысл, где за маленьким штрихом огромного «шедевра» могут скрываться печаль или радость, досада или облегчение.

Краткая история современного искусства

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве - всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х - видео и аудио, затем - компьютеры, и в 90-х - интернет.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.

Актуальное искусство

В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Институции современного искусства

Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной. Многие галереи современного искусства предлагают художникам помесячные выплаты вне зависимости от проданных работ [ , для поддержки художника. Что касается фондов, наград, грантов, то такая форма поддержки современного искусства практически отсутствует в России. Одно из исключений - благотворительный Фонд развития и поддержки искусства «Айрис», основанный Дарьей Жуковой. Первым проектом фонда является Центр современной культуры "Гараж".

Существует тесная связь между государственными учреждениями, занимающимися современным искусством и коммерческим сектором. Например в Великобритании большинство работ ключевых современных художников, выставленных в государственных музеях, приобретены у нескольких влиятельных арт-дилеров.

Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).

Частные коллекционеры оказывают большое влияние на всю систему современного искусства. Например на рынке современного искусства Великобритании с 1980-х годов доминирует Чарльз Саатчи, с именем которого иногда связывают целое десятилетие в британском современном искусстве

Попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства предпринимают коммерческие корпорации: проводят выставки современного искусства на своей территории, организуют и спонсируют премии в области современного искусства и приобретают работы художников, формируют большие коллекции .

Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество Авдея Тер-оганьяна ).

Граффити. история и современность

Гра́ффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число - граффи́то; от итал . graffito, множ. graffiti ) - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити. В начале XX века граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах. Один из таких граффити - Texino - ведет свою историю с 1920-х годов до нашего времени. За время Второй мировой войны и в течение нескольких последующих десятилетий фраза «Killroy was here», дополненная изображением, стала распространена по всему миру. Эту фразу использовали американские войска, и она быстро проникла в американскую массовую культуру. Вскоре после смерти Чарли Паркера (у него было прозвище «Yardbird» или «Bird») граффити со словами «Bird Lives» стали появляться по всему Нью-Йорку. В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-révolutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства. В это время в США на короткий период становятся популярными политические слоганы (такие как «Освободите Хьюи», посвященные Хьюи Ньютону, лидеру движения Черных Пантер). Известным граффити 1970х годов стало знаменитое «Dick Nixon Before He Dicks You», отражающее враждебность молодежи по отношению к президенту США.

Граффити, связанные с рок-н-роллом, составляют важную часть искусства граффити. Знаменитым граффити XX века стала надпись в лондонском метрополитене, гласящая «Clapton is God». Эта фраза была написана аэрозольной краской на стене станции Ислингтон осенью 1967 года. Это граффити запечатлели на фотографии, на которой собака мочится на стену. Искусство граффити также оказалось связанным и с протестным движением панк-рока начала 1970-х годов. Такие группы, как Black Flag и Crass (а также их последователи) всюду наносили свои названия по трафаретам, между тем как многие панковские ночные клубы, помещения и места встреч славятся своими граффити. В конце 1980-х изображение перевернутого бокала Мартини - символ панк-группы Missing Foundation - стало самым повсеместным граффити в нижнем Манхэттене, и воспроизводилось фанатами хардкор-панка по всей Америке и Западной Германии.

Граффити сегодня - вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, - самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры , создающие на улицах города настоящие шедевры.

В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити - настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других - это вандализм.

С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики.

Граффити также используются как сигнал банды для маркировки территории или служат как обозначение или «тэг» деятельности этой самой банды. Споры, которые ведутся вокруг такого вида искусства, продолжают подогревать разногласия между блюстителями порядка и граффитчиками, стремящимися выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Это быстро развивающаяся форма искусства, ценность которого яро отстаивается его приверженцами в словесных перепалках со представителями власти, хотя то же самое законодательство зачастую защищает граффити.

Зарождение современного граффити

Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение граффити движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей. Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые тэги, исполненные райтерами из Филадельфии, которых звали Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити.

Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, штат Пенсильвания, в Нью-Йорк. Райтеры стремились оставить свои тэги везде, где только можно, при том максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тэг TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил - 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои тэги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей». Одним из ранних райтеров считается также Julio 204, но в то время он остался незамеченным средствами массовой информации. Другими заметными граффитчиками были Stay High 149, PHASE 2, Stitch 1, Joe 182 и Cay 161. Barbara 62 и Eva 62 были первыми женщинами, прославившимися своими граффити.

В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг».

К 1971 году манера исполнения тэгов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Считается, что райтер Super Kool 223 первым стал исполнять подобные «куски».

Вошли в моду разнообразные варианты декорирования граффити: узоры в горошек, в клетку, штриховки и т. д. Сильно возросли объемы использования аэрозольной краски, потому как райтеры увеличивали размеры своих работ. В то время стали появляться «куски», которые занимали высоту всего вагона, их называли «top-to-bottoms», то есть «сверху донизу». Развитие граффити, как нового художественного явления, его повсеместное распространение и растущий уровень мастерства райтеров не могли остаться без внимания. В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение Граффити Художников»), в которой состояло множество лучших граффитчиков того времени. Организация стремилась к тому, чтобы представить широкой публике произведения граффити в рамках арт-галереи. К 1974 году райтеры стали включать в свои работы изображения героев и сцен из мультфильмов. Команда TF5 («The Fabulous Five», «Невероятная Пятерка») прославилась тем, что искусно расписывала вагоны целиком.

Распространение граффити культуры

В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеские отношения между Fab 5 Freddy и вокалистки группы Blondie Дебби Харри повлияли на создание сингла под названием «Rapture» группы Blondie в 1981 году. Видеоклип на эту песню, в котором также появляется Жан-Мишель Баския, известный своими SAMO граффити, впервые демонстрирует зрителям элементы граффити и хип-хоп культуры. Хотя более значительным в этом смысле стал выход в свет в 1982 году художественного фильма «Wild Style» независимого режиссера Чарли Эхерна, а также документального фильма «Войны стилей» («Style Wars»), снятого Public Broadcasting Service. (Национальным Телевещанием США) в 1983 году. Музыкальные хиты «The Message» и «Planet Rock» способствовали повышению интереса к хип-хопу и за пределами Нью-Йорка. Фильм «Войны стилей» не только продемонстрировал публике таких знаменитых райтеров, как Skeme, Dondi, MinOne и Zephyr, но также усилил роль граффити в зарождающейся в Нью-Йорке хип-хоп культуре: кроме райтеров, в кино появляются известные брейк-данс группы, такие как Rock Steady Crew, а в качестве саундтрека используется исключительно рэп. До сих пор считается, что фильм «Войны стилей» наиболее точно отобразил то, что происходило в хип-хоп культуре в начале 1980-х. В рамках проходившего в 1983 году музыкального тура («New York City Rap Tour Fab») 5 Freddy и Futura 2000 продемонстрировали граффити в хип-хоп стиле европейской публике в Париже и в Лондоне. Голливуд также проявил внимание к хип-хопу, когда в 1984 году на экраны всего мира вышел фильм «Beat Street», в котором снова фигурирует хип-хоп культура. Во время создания этого фильма режиссер консультировался с райтером PHASE 2.

Появление трафаретного граффити также относится к этому периоду. Первые примеры трафаретного искусства были созданы около 1981 года граффити художником Blek le Rat в Париже, а к 1985 году они стали популярны во многих других городах, включая Нью-Йорк, Сидней и Мельбурн. Американский фотограф Чарльз Гейтвуд и австралийский фотограф Ренни Эллис запечатлели на своих снимках многие трафаретные граффити тех лет.

ВВЕДЕНИЕ 3

Краткая история современного искусства 4

Актуальное искусство 5

Институции современного искусства 5

Граффити. история и современность 6

Зарождение современного граффити 8

Распространение граффити культуры 9

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Стрит-арт не расправится с мировой нищетой, но он может заставить вас думать и улыбаться».

Уличные рисунки давно уже перешагнули ту грань, когда они считались только вандализмом и не несли в себе ничего разумного, доброго, вечного. Нет, конечно, бессмысленные и чаще всего бесталанные «теги» есть и никуда не денутся. Но современный стрит-арт уже куда глубже и шире, чем просто теги, выражение протеста или своей позиции. Он разросся и принял в себя, помимо всего прочего, социальную функцию.

сайт подготовил список художников, работы которых делают города красивее, а людей немножко лучше и счастливее.

Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта. Добрые глазастые создания Никиты, органично вписанные в пространство, обыгрывающие форму стен, существуют уже во многих городах России: в его родном Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Казани и так далее.

Алексей Меньшиков

Художник из Пензы Алексей Меньшиков украшает улицы своего города забавными рисунками, удачно вписывая их в окружающий пейзаж. Его позитивные герои не оставят равнодушным никого и заряжают позитивом на весь день.

Этот талантливый уличный художник из России является приверженцем сюрреалистического стиля, который тонкой нитью пронизывает все его работы. Тематика работ весьма разнообразна – начиная с рисования представителей героев субкультур и различных явлений и заканчивая сюрреалистическими и сказочными мотивами.

Художник из Екатеринбурга Слава PTRK - настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции - это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.

Еще один художник из Екатеринбурга, знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями.

Московский уличный художник Женя 0331С (Оззик) привык сравнивать то, что рисуют в его родном городе и на улицах мира. Это помогает ему осознать, для чего он создает свои работы. Для Оззика стрит-арт - это полноценное искусство, возможность передать чувства или эмоции через то, что ты умеешь делать.

Молодой, продуктивный и чертовски талантливый граффити-художник из Питера. Работает в технике фотореализм и создает ярких, незабываемых персонажей.

Андрей Адно (Adno) родился в 1986-м году и сейчас живет в Калининграде. Художник утверждает, что граффити никогда не было его основным источником вдохновения. Ему близка старая школа графического дизайна, советский плакат и все то, что балансирует на грани граффити и общепринятого искусства.

Как бы то ни было, но граффити сегодня — одна из самых доступных форм самовыражения, вид быстроразвивающегося уличного искусства. Современное граффити получило распространение во многих странах мира как органичная часть городской культуры, самостоятельный жанр современного искусства со своими стилями, направлениями и райтерами — гениями, создающими настоящие шедевры.

Если отталкиваться от значения слова «граффити», произошедшего от итальянского слова graffito (нацарапанный), то буквально оно означает «древние надписи и рисунки, нацарапанные на поверхностях стен, сосудов» и т. д.

Современный толковый словарь даёт два объяснения слову граффити. С одной стороны, это надписи, рисунки, и знаки, процарапанные или нанесённые краской на стены, символического, магического, религиозного, политического или бытового характера. С другой стороны, это направление в авангардном искусстве последней четверти XX века, характерной особенностью которого является ориентация на самодеятельные уличные росписи молодёжных групп, яркость, эмоциональность, стремление выйти за рамки общепринятых понятий. Граффити — не только атрибут урбанистической среды, но и вид творчества, нашедший своё отражение в станковом и монументальном искусстве.

Возникновение современного граффити относится к 1920 годам и связано с появлением рисунков и надписей на вагонах в США, с деятельностью политических активистов, использующих граффити для пропаганды своих идей, и уличных группировок, для которых граффити было способом отметить свою территорию тегами. Теги представляли собой сокращённое имя или прозвище райтера и номер дома, в котором он живёт, например, Stay High 149, Cay 161.

Ко второй половине XX века популярность граффити вырастает настолько, что центр граффити-движения перемещается в Нью-Йорк, деятельность райтеров активизируется, обращая на себя внимание официальной прессы. В 1971 году в «Нью-Йорк Таймс» выходит статья «Таки вызвал волну последователей» о райтере Таки 183.

Рост количества райтеров привёл к появлению соперничества между ними и их перемещению в зону железнодорожного депо, где райтеры имели возможность исполнять сложные работы с меньшим риском для себя. Конкуренция между райтерами привела к усложнению тегов, к появлению новых стилей в граффити, к увеличению размеров работ («masterpieces» или «кусков» — например, райтера Super Kool 223 в 1972 г.), к использованию контуров, к декорированию граффити узорами. Растёт мастерство райтеров.

К середине 1970 годов сложились основные принципы граффити-культуры. На это время приходится пик популярности граффити, движение райтеров принимает соревновательный характер, граффити привлекает к себе внимание профессионалов.

В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение художников граффити»), которая занялась популяризацией граффити-искусства, стремясь поставить его на профессиональную основу.

Однако на протяжении всей истории развития современного граффити со стороны Управления метрополитеном и администраций городов различными способами с большим или меньшим успехом проводились акции по его ликвидации.

Поэтому уличное по своей природе искусство граффити искало новые пути и способы выражения. Новым витком усиления интереса американской и европейской публики к граффити стало использование граффити в рекламных компаниях, создание студий граффити, предоставление граффити-художникам галерей, включение граффити в хип-хоп культуру, создание видеоклипов с использованием граффити, документального фильма «Войны стилей», снятого Национальным телевидением США, демонстрация граффити в Европе в рамках музыкального хип-хоп тура 1983 года и, наконец, создание компьютерных игр с включением граффити и его виртуализации.

Объединение граффити с видеоиграми и хип-хопом нашло выражение в телесериале «Kung Faux» Мики Ноймана. В создании фильма приняли участие известные граффитчики ESPO, KAWS, STASH, & Futura 2000, легендарный брейк-дансер Crazy Legs, а также исполнители хип-хопа Afrika Bambaataa, Biz Markie и Queen Latifah.

К середине 1980 годов пик моды на этот вид искусства прошёл, но многие райтеры сделали серьёзную карьеру в искусстве дизайна скейтбордов, одежды и обуви в известных компаниях DC Shoes, Adidas, Rebel8 Osiris или Circa.

Так что же такое граффити? Вандализм или искусство?

И стория граффити началась с сообщений, которые представители банд Нью-Йорка оставляли на улицах города в 1920-1930-х годах. Со временем, подобные надписи стали появляться на всевозможных недвижимых и движимых объектах, а количество художников и стилей росло в геометрической прогрессии, пока к концу прошлого века полиция и власти городов в разных странах начали вести борьбу с адептами уличного искусства. В результате, андеграундное течение разделилось на несколько направлений, а некоторые художники предпочли улицы коммерции и ушли в галереи, уступив дорогу самым смелым ветеранам жанра. Так или иначе, граффити как явление прочно закрепились в уличной культуре, и без них сложно представить современные города.

DTF Magazine совместно с американским брендом Pabst Blue Ribbon , который недавно вышел на украинский рынок, поэтапно разобрались в истории граффити и в том, как эта городская субкультура стала такой популярной

1920-1950-е годы: первые рисунки на улицах

Первыми проявлениями граффити считаются рисунки и надписи, которые оставляли на стенах зданий и товарных вагонах поездов члены нью-йоркских уличных банд в 1920-1930 годах. Так участники группировок «метили территорию» и общались между собой.

Затем подобную практику переняла молодежь, однако и она не сразу использовала рисунки на стенах для самовыражения. Надписи появлялись как реакция на социально-политические проблемы, а характерными для того периода стали вызывающие слоганы и лозунги.

Лишь к началу второй половины XX века к новому движению присоединились уличные художники, оставлявшие на улицах короткие отметки со своими псевдонимами.

1960-1970-е годы: развитие культуры рисунков на домах и поездах

Развитие культуры уличных рисунков началось на Восточном побережье США в 1960-х. Именно тогда первые энтузиасты стали оставлять надписи с именами в случайных местах по городу. Среди первых райтеров оказались художники Cool Earl и Topcat126, а уличный артист из Филадельфии Cornbread считается неофициальным основателем движения в культуре - он одним из первых стал оставлять подписанные его именем заметки без политического подтекста.

Поначалу люди не придавали этим надписям особого значения, да и сами отметки были непримечательны - о многообразии стилей в то время не шло и речи, поскольку молодое движение улиц только начинало обретать культурный мотив.

Первые упоминания граффити

Отправной точкой в истории граффити считается публикация в газете The New York Times, вышедшая в начале семидесятых годов. В заметке рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183. Он работал курьером, поэтому много времени проводил в метро. Там он на каждой посещаемой станции оставлял отметку со своим именем. Со временем их стало так много, что на них обратили внимание не только прохожие, но и местные журналисты. Художник стал первой заменитостью в истории граффити и считается одним из его основоположников. И хотя Taki183 не был первым художником, оставлявшим отметки на улицах, благодаря его вездесущности о ранее малоизвестной культуре рисунков заговорили жители города и пресса. Другими знаковыми художниками того периода считаются Stay High 149, PHASE2, Stitch1 и Joe136.

Практикой Taki183 и других пионеров граффити стали теги - надписи с псевдонимами, оставляемые на стенах, заборах, вагонах и в других видных местах. Художники зарабатывали дополнительное уважение за теги в труднодоступных локациях: например, на большой высоте или на охраняемых территориях. Тогда приоритет отдавался не визуальной стороне, а популярность измерялась в количестве отметок по всему городу. Среди других заметных артистов, тэгавших улицы и метро оказались — Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Pro-Soul, Tracy 168, Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161 и Junior 161.

Эти проявления индивидуализма стали вызовом нарастающей вездесущности брендинга и общественной инфраструктуры, поэтому граффити, незаконно появлявшиеся поверх витрин, объявлений или рекламных постеров, считались сугубо негативным явлением для городских властей, а некоторые горожане и вовсе считали надписи отголосками проделок уличных банд.

Метро как способ общения

Средством связи для уличных артистов стало метро. Благодаря рисункам, оставленным на стенах вагонов подземки, художники из разных районов узнавали о существовании друг друга, поэтому со временем надписи чуть ли не полностью покрывали как внешнюю, так и внутреннюю части поездов. Так нью-йоркское метро стало своеобразным средством коммуникации для андеграундных артистов.

" data-ids="27634,27635,27637,27636,27638" data-orderby="post__in" data-include="27634,27635,27637,27636,27638" data-items="1">

В те времена метро охранялось недостаточно, а чисткой вагонов занимались редко, поэтому разрисованные составы месяцами курсировали по городу, а художники исписывали вагоны, чтобы представить свое творчество на обозрение как можно большему количеству людей - это явление получило название «бомбинг». Чтобы как можно быстрее нанести теги и рисунки на вагоны художники специально выбирали короткие псевдонимы — Tee, Iz, Pi, In, Le, To, Oi, благодаря чему рисовка тегов занимала гораздо меньше времени. Однако существовали и так называемые стайлрайтеры, для которых на первый план выходил стиль. Эти два вида художников негласно конкурировали между собой, рисуя в депо и на вагонах метро.

Развитие техник

Одним из первых художников, активно практикующих стиль в подземке, стал Futura 2000. С первых же работ он увидел потенциал в рисовке на вагонах метро - именно там прохожие увидели его первые теги и рисунки.

И в то время как новая культура привлекала все больше участников, узнаваемым лицам пришлось задуматься над тем, как же выделиться среди увеличивающегося количества тегов. Наиболее изобретательные художники стали внедрять в подписи графические детали в виде штрихов, кругов, звезд и других подобных элементов, пробовать художественные стили или играть с толщиной, стилем и цветом надписей. Новые практики быстро подхватывали новички - так началась эволюция стилей.

Конкуренция побудила художников к изобретательности, а вслед за этим уличные артисты начали постепенно отходить от тегов с надписями и оснащать рисунки большим количеством графических элементов. Художник из Филадельфии Topcat126 придумал стиль Broadway, а вскоре на замену ему пришел стиль Block Busters, характерной чертой которого стали надписи с использованием огромных наклоненных букв. А еще один энтузиаст под псевдонимом PHASE2 стал использовать объемные шрифты в виде пузырей под названием Bubble Letters.

Эти стили стали основными, на основе которых развивались другие практики уличных художников. Block Busters и Bubble Letters подтолкнули художников к креативу, а многообразие техник вылилось в один смешанный стиль под названием Wild Style. Период с 1975 по 1980 год считается одним из самых благоприятных для развития граффити: с расцветом противостояния между стилями художников каждый пытался стать заметнее других. Известные художники этого периода - Case 2, Seen, Mare, Comet, Repel, Cos 207, Duro, Kade 198, Fed 2, Revolt, Rasta, Zephyr, Lee, Dondi, Blade, Crash и Daze.

" data-ids="27642,27641,27643,27644,27646,27645" data-orderby="post__in" data-include="27642,27641,27643,27644,27646,27645" data-items="1">

1980-1990-е годы: борьба против граффити и приход в Европу

Борьба против вандализма

Только в начале восьмидесятых годов уличные художники столкнулись с первыми реальными проблемами. Когда городские власти начали массовую борьбу с рисунками, многие произведения начали беспощадно уничтожаться - срок жизни свежих работ заметно сократился, а количество охранников в метро и полицейских на улицах заметно увеличилось. Для борьбы с райтерами городские власти даже ввели ряд законов, запрещающих продажу краски несовершеннолетним, а баллончики с краской, подобно оружию, хранились в сейфах или защищенных шкафчиках.

Из-за возникших сложностей поредело и сообщество художников: многим пришлась не по душе угроза криминальной ответственности, поэтому часть артистов прекратили рисовать на улицах и в метро, а часть занялись легальным творчеством, работая в студиях.

Для оставшихся художников правила игры заметно ужесточились. Когда круг локаций, доступных для рисования, уменьшился, их противостояние местами стало напоминать вражду уличных банд. Художники-одиночки не осмеливались делать творческие вылазки без оружия, ведь в противном случае их могли избить, а сплоченные коллективы и вовсе ходили рисовать группами в целях безопасности. Среди старожилов, принимавших участие в противостоянии, работать продолжили Skeme, Dez, Trap, Delta, Sharp, Seen, Shy 147, Boe, West, Kaze, Spade 127, Sak, Vulcan, Shame, Bio, Min, Duro, Kel, T Kid, Mack, Nicer, Brim, Bg 183, Kenn, Cem, Flight, Airborn, Rize, Jon 156, Kyle 156 и X Men.

Оставшаяся сцена заиграла новыми красками: когда количество уличных артистов сократилась, ветераны граффити дали себе волю, а уже существующие стили приобрели еще более яркие формы и узнаваемые черты.

Кроме того, с началом «войны» за чистоту подземки, художники обратили внимание и на другие передвижные объекты — автомобили. В основном райтеры предпочитали рисовать на фургонах или небольших грузовиках городской службы доставки - эти машины ежедневно курсировали по городу, а у райтеров появилась еще одна возможность прорекламировать себя и свое творчество. Поэтому, после того как условия рисовки в метро усложнились, практика рисования на городском транспорте стала набирать популярность.

Уклон в сторону искусства: иконы восьмидесятых

Одной из самых заметных личностей в культуре стрит-арта стал Кит Харинг, известный не только выставками в галереях, но и иллюстрациями в метро. Его стиль основывался на смешении течения поп-арта с уличными рисунками, поэтому Харинга нельзя назвать райтером в привычном понимании этого слова. Особенностями его рисунков считались жирные линии, яркие цвета и изображения человечков, постоянно появлявшиеся в разных уголках города. Харинг объединял творчество с активизмом: художник известен борьбой против СПИДа, и этот посыл стал неотъемлемой частью его рисунков.

Еще одной иконой культуры граффити считается Жан-Мишель Баския. Он начал рисовать в начале семидесятых, а через десять лет подружился с Энди Уорхолом - знаковой личностью среди художников в период расцвета поп-арта. Баския и его друг, художник Эл Диас основали движение SAMO (Same Old Shit), сигнатурные подписи и рисунки которого покрыли улицы города. В современной культуре Баския стал одной из самых ярких личностей, а его работы выставляются в музеях по всему миру.

Граффити в Европе

Однако не стоит недооценивать роль и отошедших от дел американских коллег. Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.

Одним из пионеров движения во Франции стал художник под псевдонимом Blek le Rat. Для создания рисунков он использовал специальные трафареты, что позволяло ему быстро рисовать граффити и избегать арестов. Своей деятельностью художник намеревался показать, что искусство может быть доступным каждому и не ограничивается стенами галерей.

В Великобритании стрит-арт ассоциируется в первую очередь с именем Бэнкси - он начал рисовать в девяностых годах и до сих пор считается самой заметной и самой скрытной фигурой уличной культуры. В то время как настоящая личность артиста держится в тайне, его работы выставляются в галереях по всему миру, а рисунки неожиданно появляются в самых разных городах. Помимо этого, Бэнкси ведет активную политическую деятельность, что явно отражается в его провокационных работах в тематике полицейского произвола, расовой и гендерной дискриминации, военных конфликтов и многих других современных проблем.

Граффити в XXI веке: с улиц в музеи и галереи

В наше время уличная культура все еще остается противоречивым явлением: часть рисунков граффити заслужили принятие горожан, однако, учитывая неизменные случаи вандализма, далеко не все положительно относятся к творчеству райтеров. На уличной арт-сцене появилось множество новичков, а состоявшиеся иконы хоть и стали привычными участниками выставок и арт-проектов, все равно продолжают рисовать на улицах городов.

Граффити все также остается неотъемлемой частью протеста против потребительской культуры. Пример тому — работы уличного художника Kidult, разрисовывающего краской витрины бутиков Chanel, Céline, Maison Margiela, Supreme и других известных мировых брендов.

Характерной чертой для современной граффити-культуры стала коммерция. Когда крупные компании осознали популярность рисунков уличных художников, артисты стали все чаще привлекаться для реализации рекламных кампаний, а проявления граффити в массовой культуре можно найти везде - начиная от рекламы и фильмов и заканчивая видеоиграми.

С развитием соцсетей художники больше не использует подземку в качестве связующего элемента для андерграундной культуры, а еще одной причиной снижения популярности рисовки на вагонах стала усиленная охрана объектов. Вместо этого, райтеры Нью-Йорка и других городов оставляют рисунки на фургонах или грузовиках, а среди поклонников передвижных арт-объектов оказался даже Banksy, разрисовавший однажды ночью один из фургонов службы доставки. После того, как работы уличных художников появились в галереях, владельцы автомобилей добровольно приглашают райтеров разрисовать транспорт чтобы придать ему оригинальный внешний вид.