Губернский город в поэме мертвые души кратко. Сочинение на тему Образ города в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» читать бесплатно




Николай Васильевич Гоголь – знаменитый российский критик, поэт. От рождения носил фамилию Яновский, по истечению времени стал иметь носить двойную фамилию Гоголь – Яновский. Уроженец Полтавской губернии, берёт свои начала у казаков. Военный деятель Остап Гоголь является его кровным родственником. С детства Николай отличался своим неординарным мышлением, и в итоге стал классиком русской литературы.

Работа «Мёртвые души», стала одним из шедевров русской литературы, в которой автор, глубоко открывает суть жизни Руси и все её тонкости. Чичиков Павел Иванович, является главным персонажем в этой поэме, и первым что можно рассказать о том образе города, в котором проходили действия поэмы, это было мнение этого героя. Сам Чичиков, является путешественником, который и выкупает в городах подобного рода, «мёртвые души» крестьян.

Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска, за которой кроется жизнь тех же самых богачей, который правят везде и всюду, при этом, оскверняя обычный дворянский нрав. В самом городе, все действия проходят строго по распорядку, который соблюдается ежедневно. Визиты к прокурорам, движение почтовых работников, и женщин, украшающих серые, но густые улицы города N. Именно краткое описание их внешности, давало читателю понять, как Павел Иванович относиться к ним. Губернатором города, по его мнению, был типичный добряк, угрюмый прокурор, отличался густыми бровями, а почтовый работник, казался ему остроумным философом.

Особое внимание, автор уделял, женщинам этих правителей. Дамы богачей и государственных деятелей, были очень «пустыми» но красивыми натурами. Их образ, можно было сравнить с образом французских леди. Не смотря на их красоту, женщины были огромными сплетницами. И в силу своего статуса, могли смело влиять на своих мужей. Тем самым, убеждать их в таких вещах, в которых сами разбирались только понаслышке.

Как и везде, здесь в гостиницах находились тараканы, всё было банально окрашено в серый цвет, зеркала, сильно искажали отражение, а золотые яйца на полках трактиров, подчёркивали величество города.

Не смотря на всё это, город живёт своими определёнными правилами, в которых существуют свои идеалы, к которым стремилось большинство его жителей. Возможно по этой самой причине, этот город, так часто упоминал автор, в своей работе.

Для 9 класса

Несколько интересных сочинений

    Честь. Это понятие было знакомо человечеству еще много лет тому назад, хотя в последнее время люди все реже задумываются, а что же на самом деле означает слово «честь»?

    Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению

  • Сочинение Как прекрасен этот мир 5 класс

    Наш мир прекрасен вдвойне, так как природа не только поражает своей красотой, но к тому же еще и люди создают этот мир по-своему.

  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

    Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

Губернский город в поэме «Мертвые души» назван NN. Это указывает нам на то, что это может быть любой город России. Все в городе «известного рода», «то же», как и везде, совершенно обыденное и привычное – «вечный мезонин», общая зала в гостинице, которую знает каждый, желтая краска на каждом доме. Все это говорит о непримечательности города, его схожести с другими городами страны. Описание города пронизано иронией, тут и гостиница с покойной комнатой и тараканами, «выглядывающими, как чернослив, из всех углов», и магазин с надписью «Иностранец Василий Федоров», и убогая аллейка, усаженная деревцами «не выше тростника», которую нахваливают в газетах – все это насмешка Гоголя над помпезностью, фальшивой культурностью города и его обитателей.
Что же до этих самых обитателей – чиновников, Гоголь так же безжалостно применяет в их описании иронию: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».
Когда Чичиков попадает в присутствие, «большой трехэтажный каменный дом, весь белый как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей», не обходится без упоминания Фемиды – богини правосудия. Так Гоголь подчеркивает нравственную нечистоплотность чиновников, полное отсутствие честности и порядочности как раз у тех, от кого эти качества требуются в первую очередь. Кроме того, в чиновниках нет самого главного – души, Гоголь показывает нам это, изображая служащих как «затылки, фраки, сюртуки», которые переписывают документы, ставят подписи.
Чиновники в NN делятся на толстых и тонких, о которых Гоголь говорит в своем первом лирическом отступлении. Толстые, такие как, например, председатель и прокурор, крепко стоят на ногах, обладают огромной властью и безгранично ее используют. У тонких же нет определенной цели в жизни, «их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно», они «спускают все отцовское добро» и единственное, к чему стремятся – развлечения.
Самая яркая характеристика дается полицмейстеру. Он ходил в лавки купцов как к себе домой, собирал поборы с населения, но при этом умел это обставить так, что о нем говорили «хоть оно и возьмет, но зато никак тебя не выдаст».
Все, что говорит Гоголь о дамах, касается исключительно внешних проявлений: «о характерах их, видно, нужно предоставить сказать тому, у кого поживее краски и побольше их на палитре, а нам придется разве слова два о наружности да о том, что поповерхностней». Одевались дамы с большим вкусом, по городу ездили в колясках, «как предписывала последняя мода», священной вещью для них считалась визитная карточка. «Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни единого слова не посвящено их внутреннему миру. Об их нравственности Гоголь пишет иронично, указывая на тщательно скрываемые измены, называя их «другое-третье». Дам интересует только мода и богатые женихи, они, разумеется, безгранично рады негласным прибавкам своих толстых мужей (тонким гораздо труднее обзавестись семьей!), ведь на эти деньги они смогут купить себе ткани, чтобы потом сшить аляповатые платья, украшенные «сплошь фестончиками».
В целом город NN переполнен фальшивыми, бездушными пустышками, для которых главное – деньги, власть. Чиновники – «мертвые души», но у них, как и у всех людей, есть надежда на возрождение, ведь Гоголь о смерти прокурора написал: «Послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника, точно, была душа, хотя он по скромности своей ее никогда не показывал».

Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по мнению Герцена, -“удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный”. Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах. Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности.

Как и в комедии “Ревизор”, в “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”.

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “...встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.

Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики. О губернаторе сказано, что он “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну...; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю”. О прокуроре известно, что он был обладателем “весьма черных густых бровей и несколько подмигивающего левого глаза”. О почтмейстере замечено, что он был человек “низенький”, но “остряк и философ”.

Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их “людьми более или менее просвещенными”, потому что “кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал...” Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями. Автор показывает в размышлении о “толстых и тонких”, как постепенно государственные люди, “заслужив всеобщее уважение, оставляют службу... и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут”. Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо.

Чиновники - это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления постоянные и повсеместные. Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись “белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда”.

Слуги народа” поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм “нежно любимого ими Отечества”. Они одинаково безответственно относятся к своим прямым обязанностям. Это особенно ярко показано при оформлении Чичиковым купчих на крепостных крестьян. В свидетели Собакевич предлагает пригласить прокурора, который, “наверняка, сидит дома, так как за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире”, и инспектора врачебной управы, а также Трухачевского и Белушкина. По меткому замечанию Собакевича, “они все даром бременят землю!” Кроме того, характерно замечание автора, что председатель по желанию Чичикова “мог продлить и укоротить... присутствие, подобно древнему Зевсу”.

Центральное место в характеристике чиновничьего мира занимает эпизод смерти прокурора. Всего лишь в нескольких строчках Гоголю удалось выразить всю пустоту жизни этих людей. Никто не знает, зачем жил и зачем умер прокурор, так как не понимает, зачем живет и он сам, каково его назначение.

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами “не виданный землею чепец” или “чуть ли не павлинов перо”. “Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется”. Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с “необыкновенной осторожностью и приличием”. Речь их изящна и витиевата. Как замечает Гоголь, “чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора”.

Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком. Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.

Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. “Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно...”

Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала жизни, который для большинства представителей губернского общества видится в образе столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города 30-40-х годов XIX века, автор совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни. Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы. Очень четко, без прикрас этот образ обозначился в “Повести о капитане Копейкине”. Гоголь с поразительной откровенностью замечает, что в этом городе, чинном, чопорном, утопающем в роскоши, совершенно невозможно жить маленькому человеку, такому как капитан Копейкин. Писатель говорит в “Повести...” о холодном равнодушии сильных мира сего к бедам несчастного инвалида, участника Отечественной войны 1812 года. Так в поэме возникает тема противопоставления государственных интересов и интересов простого человека.

Гоголь искренне негодует против царящей в России социальной несправедливости, облекая свое возмущение в сатирические формы. В поэме он использует “ситуацию заблуждения”. Это помогает ему раскрыть те или иные стороны жизни губернского города. Автор ставит всех чиновников перед одним фактом и выявляет все “грешки” и преступления каждого: произвол на службе, беззаконие полицейских, праздное времяпрепровождение и многое другое. Все это органично вплетается в общую характеристику города NN. а также подчеркивает его собирательность. Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России. В “Мертвых душах” писатель воссоздал реальную картину русской жизни 30-40-х годов XIX столетия, и в этом его величайшая заслуга.

«Вся Русь явится в нем», - писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».

Проницательный взгляд Н. В. Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Не обходит он своим вниманием и российский город.

В одной из рукописей, относящейся к наброскам поэмы, Н. В. Гоголь записывает: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло от безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». И далее - трагический взгляд на эту идею: «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно… Смерть поражает не трогающийся мир». Посмотрим, какое воплощение получил этот первоначальный замысел Гоголя.

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников.

Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный… за него все делает стряпчий Золотуха». Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям.

Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Ключевым эпизодом, раскрывающим суть жизни в городе, является смерть прокурора. С одной стороны, она носит комический характер, но с другой, пожалуй, - более чем трагический. Тому есть две причины. Первая заключается в том, что, по словам Н. В. Гоголя, «…появленье смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Вторая связана с общей гоголевской концепцией человека.

«Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! и вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего челов

  1. Новое!

    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...

  2. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» перед читателем раскрывается панорама России 30-х годов 19 века, ведь в замысел писателя входило «показать хотя с одного боку, но всю Русь». Именно этим глобальным замыслом объясняется жанровое своеобразие произведения: жанр поэмы позволяет совместить в одном тексте и эпическое, и лирическое начала, то есть авторский голос, его позиция, его боль очень сильны в «Мертвых душах», а также поэма предполагает более широкий охват изображаемых событий. Одна из задач произведения - охарактеризовать все социальные слои общества, именно поэтому в поэме представлены и помещики, и провинциальное дворянство, и чиновничество, и столичный свет, и крестьяне.
Произведение начинается с описания провинциального города NN, типичного города России того времени (не случайно город не имеет конкретного названия, ведь на его месте может быть любой другой).
Сначала читатель знакомится с жителями города - двумя крестьянами, которые обсуждают въехавшую в ворота бричку с сидящим в ней Чичиковым. Их разговор очень колоритен: мужикам интересно, доедет ли колесо брички сначала до Москвы, а потом до Казани. Гоголь, с одной стороны, иронически рисует своих персонажей: два крестьянина-бездельника решают совершенно никчемную проблему; а с другой -- читатель уже готов к восприятию «мертвых душ», коими впоследствии окажутся и чиновники провинциального города, и помещики. На их фоне крестьяне - единственные «живые души», отличающиеся живым умом, любознательностью, жаждой жизни, интересом к ней.
Второе впечатление от губернского города читатель получает, знакомясь с гостиницей, в которой останавливается Чичиков. Автор всячески подчеркивает тот факт, что гостиница ничем не отличается от таких же заведений в других городах: длинная, в два этажа, верхний из которых выкрашен «вечною желтою краскою», а в нижнем располагаются лавочки; «покойные» комнаты с тараканами и дверями, заставленными комодами. Автор не скрывает своей иронии по отношению к быту провинциального города, например, он сравнивает лицо сбитенщика с его же самоваром, подчеркивая, что отличие между ними только в бороде.
Для характеристики города важна реакция Павла Ивановича Чичикова, который, отдохнув, отправился осматривать окружающую местность. Герой был удовлетворен, потому что «город никак не уступал другим губернским городам». Поражает убогость и мрачность русской провинции: желтая и серая краска, широкая улица с беспорядочно расположенными на ней домами, бесконечные деревянные заборы, обшарпанные лавчонки, нелепость которых Гоголь подчеркивает надписью на одной из них: «Иностранец Василий Федоров»; чаще всего встречались питейные заведения, что говорит об основном увлечении жителей города. Писатель обращает внимание на состояние мостовой, так как дороги - это в некотором смысле лицо города. Городской сад, который, по сообщениям газет, должен был представлять собой «тенистые, широковетвистые дерева, дающие прохладу в знойный день», на самом деле состоял из тоненьких прутиков, и этот факт свидетельствует, во-первых, о деятельности городских правителей, а во- вторых, о продажности и лицемерии городской прессы.
Таким образом, еще не познакомившись с городскими властями, читатель получает представление о них и их деятельности «на благо города». Когда же Гоголь представляет галерею местных чиновников, которых (без исключений) посещает Чичиков, чтобы засвидетельствовать свое почтение, то прежде всего их характеризует тот факт, что Павел Иванович всеми обласкан и принят как свой, его сразу же приглашают кто на домашнюю вечеринку, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
Естественно, что визитной карточкой города является его губернатор, принадлежность которого к классу «ни толстых, ни тонких» дает ему своеобразное право на власть. Обычно, представляя человека, стараются указать на его лучшие качества, а уж если это человек, от которого зависит судьба города или страны, то необходимо определить его деловые качества. Отличительным же свойством губернатора считалось то, что он имел на шее Анну. Иронизируя над ним, Гоголь подчеркивает, что, несмотря на «Анну», губернатор был добряк и даже вышивал по тюлю. Вряд ли все это может оказаться полезным для главы города, равно как и для огромного количества других городских чиновников: вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками и так далее (всех, намекает автор, невозможно упомнить).
Показательно, что «сильные мира сего» даже не имеют имен, ведь самое главное, что ценится в этом обществе, - чин, и только данный критерий важен для оценки гоголевских чиновников. Кроме того, автор дает понять читателю, что на месте города NN может быть любой другой провинциальный город и там найдется тот же набор «исполняющих службу» людей. Не имеют имен и дамы города, ведь для них основное - это внешность, поэтому одна будет считаться «дамой просто приятной», другая - «дамою приятною во всех отношениях». Характеризуя их, Гоголь утверждает, что они «были то, что называют презентабельны», тем самым подчеркивая, что соблюдение условностей, следование этикету являются для этого круга людей смыслом жизни.
Кульминационной сценой эпизода является сцена бала у губернатора. Гоголь очень тонко выбирает художественные средства для описания местного общества. Самым выпуклым является сравнение присутствующей публики с черными мухами на «белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» Суетящиеся на балу люди - это «воздушные эскадроны» мух, которые собрались вместе, чтобы только показать себя, покружиться то так, то этак, потом снова улететь, потом опять прилететь. То есть их движение совершенно бессмысленно, хаотично, да и сами люди-мухи не вызывают никаких положительных эмоций.
Кроме того, Гоголь приводит некую классификацию присутствующих на балу мужчин, показывая тем самым, что перед нами не индивидуальности, а лишь человеческие типы, причем их типичность определяется, прежде всего, внешними факторами, и факторы эти «работают» не только в провинциальном городе NN, но и «везде». Мужчины делились на тоненьких, толстых, а также не слишком толстых, но и не тонких, и судьба каждого оказывалась предопределена именно тем, к какой группе он относился. Крайне колоритны и лица: у толстых - полные и круглые, с бородавками, рябые; волосы или низко подстриженные, или прилизанные; черты лица закругленные и крепкие; естественно, что это почетные чиновники города и они умеют «обделывать дела свои». Среди тонких самыми важными занятиями на балу считаются ухаживание за дамами и танцы, а в кругу толстых - карты, которым чиновники предаются со всей серьезностью: «Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному».
Таким образом, провинциальный город представляет собой как бы срез жизни России в целом с ее устройством, политическим и социальным, с ее пороками и недостатками, с ее чиновничьим аппаратом, необычайно многочисленным и столь же несостоятельным, с ее серостью и необразованностью, вечным пьянством, бездельем и так далее. Знакомясь вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым с губернским городом NN, читатель постигает своеобразие русской жизни тридцатых годов девятнадцатого века и погружается в позицию автора, разделяет его боль и его надежду на будущее России.
Рецензия. Сочинение отличается грамотностью и продуманностью. Автор хорошо владеет текстом поэмы Гоголя и умело использует его для доказательства своих мыслей. Из работы становится ясно, что автор разобрался в позиции Гоголя и осознал, что изображение провинциального города является значимой страницей в характеристике всей России.