Как сделать краски для рисования в домашних условиях? Как рисовать масляными красками? Техника рисования масляными красками.




В нашей семье все кроме папы рисуют понемногу. Владушка любит гуашь и акварель. Макар осваивает пальчиковые краски, мама Галя раскрашивает раскраски акриловыми красками. Даже дедушка красит забор масляной краской. Оказывается красок очень много.

Перед создание краски нужно разобраться из чего же она вообще состоит. Будем рассматривать краски художественные (для рисования). Любая краска состоит из основы и пигмента.

Для каждой краски своя основа. Так в масляной краске — это масло (обычно льняное), в акварели и гуаши — клей, в акриловых красках — полимер.

Пигменты же бывают синтетические, то есть полученные химическим способом, а также минеральные — это камни, природные — это глина и органические — из растений.

Наши пальчиковые краски будут на соляно-муко-масляной основе с органическим пигментом;)

Для приготовления домашних пальчиковых красок нам понадобятся:

  • мука 0,5 кг,
  • соль 5 ст.ложек,
  • растительное мало 2 ст.ложки,
  • вода,
  • блендер,
  • морковь,
  • свекла,
  • апельсин,
  • пищевые красители.

Для основы наших красок смешали муку и соль, добавили немного воды и масло. Размешали все очень тщательно, что бы не было комочков. Лучше это делать с помощью блендера. Должна получиться масса с консистенцией сметаны.

Приступаем к приготовлению красящих элементов. Для оранжевой краски натираем на терке морковь, отжимаем сок. Для красной — тоже самое проделываем со свеклой. Выжимаем сок из апельсина — это будет основа светло желтенькой краски.

Во всем этом действе главное процесс смешивания, натирания и выжимания

Бесцветную основу раскладываем по стаканчикам, в каждый из которых добавляем фруктово-овощные соки. Захотелось еще зеленого и синего цветов, которые сделали с помощью пищевых красителей.

Конечно же потом нарисовали рисунки с помощью самодельных красок.

Красим носки

Существуют текстильные краски, с помощью которых окрашивают ткани по специальной технологии. Конечно с ребятами мы не стали использовать настоящие краски, а просто обозначили возможность окрашивания ткани. Для окрашивания использовали пищевые красители. Объектам изучения стали белые носки и белые платочки.

Один носок окрасили в синий цвет, другой в желтый. С помощью платочков продемонстрировали возможность получения нового цвета. Так, желтый платочек отправился в синюю краску и стал зеленым.



Кондитерские краски

Кондитерских красок существует множество. Их можно отнести к пищевым. Я не великий кулинар и не пользуюсь пищевыми красителями по назначению. Исключение составляют дни перед Пасхой, когда пищевыми красителями окрашиваем яйца. Для занятия с ребятишками взяли сахарные карандаши в тюбиках. При надавливании из тюбика выползает цветная сахарная глазурь, как маленький червячок Этой глазурью мы украшали печенье. Есть еще пищевые фломастеры. По факту они оказались очень неудобны для раскрашивания печенья, так как слишком тонкие.

Вот еще несколько познавательных опытов с цветом.

Любая малярная работа начинается с составления проекта, подбора всех необходимых материалов и инструментов, подготовки стеновых поверхностей и т.д. Сегодня поговорим о том, как сделать масляные краски в домашних условиях, какие виды растительной основы для них выбора, на какие кисти обратить внимание и с помощью чего провести колорирование.

В момент, когда готовим материалы, очень важно понимать, какое масло добавить в краску чтобы получить оптимальный результат по цветовой композиции и текстуре. Актуальные профессиональные советы по этому поводу можно найти на предлагаемой страннице.

Тут же дана исчерпывающая информация по смешиванию цветов и выбору подходящего оттенка для решения той или иной дизайнерской и оформительской задачи. Ну и не обойтись без советов по поводу выбора малярных кистей.

Краска и олифа на основе масла

Для приготовления краски на основе масла употребляют растительные компоненты, добываемые из семян: льна, конопли, подсолнечника, рапса и др.; лучшим и прочным считается льняное масло. В малярном деле употребляется оно не сырым, а вареным, с прибавкой к нему некоторых веществ, придающих ему способность скоро твердеть и сохнуть на воздухе.

Приготовленное таким образом масло называется олифой, которая в городах и больших селениях имеется в продаже. Дома можно приготовить олифу следующим образом.

Навесить котел в безопасном от пожара и удобном для варки месте, влить в него требуемое количество льняного растительное масла для красок, прибавить на каждые 16 кг по 300 г сурику и 100 г умбры (если масло варится для желтой окраски пола или другого), подложить под котел дрова и варить масло на ровном жару. Когда масло будет кипеть, следует размешивать его палочкой и не давать пригорать ему к стенкам котла, отчего оно может сделаться темным, негодным для цветных красок, да и потерять способность к затвердению. Масло варится от 1-2 часов. Вполне сваренным считается масло тогда, когда:

  • оно издает неприятный запах;
  • когда усы гусиного пера или зеленая травка, опущенные в котел, быстро свертываются, как бы от огня;
  • когда капля масла, спущенная на руку, при растирании ее пальцем не маслится, а мылится, производя пену.

Приготовленная таким способом олифа должна иметь цвет светло-соломенный, или янтарный, в соединении с краской должна просыхать в 24-48 часов, не должна давать отлипа и должна сопротивляться жару и сырости Лучшая олифа получается из старого, отстоянного масла, когда оно варится в широком котле на легком жару и постоянно размешивается. Свежее масло требует более продолжительного кипения его, чем старое. После охлаждения приготовленную олифу сливают с осадка.

При кипении масла надобно зорко смотреть, чтоб пена его не выходила за края котла; от пламени огня пена может легко загореться и зажечь все масло в котле. Гасить его отнюдь не следует водой, а следует поскорее покрыть котел крышкой и снять его с огня. Крышка и крючья для снятия котла всегда должны быть приготовлены до варки масла.

Приготовленная дома олифа из лучшего масла и неспешно может быть по качеству выше находящейся в продаже, из неизвестно из какого масла и с какими примесями приготовленной. Во всяком случае купленную олифу следует подвергнуть испытанию.

Производство рабочего состава

Одной олифой покрывают разные плотничные и столярные изделия и тем охраняют их от сырости и придают им более или менее красивый вид. Но несравненно прочнее и красивее выходит, когда олифу смешают с хорошей краской и покроют ею тот или другой предмет несколько раз; смесь эту называют масляной краской и производство рабочего состава осуществляют следующим образом.

Перед тем, как сделать масляные краски, купленный в виде камня пигмент, или вообще твердый минерал разбивают молотком, толкут в ступке, растирают курантом на плите и просевают сквозь мелкое сито; купленную же в порошке только просевают. Просеянную краску сложат на плите в виде круглой грудки, в средине ее сделают углубление, нальют в него олифы столько, чтоб ею можно было замесить краску в массу, в которой могла бы стоять шпатля; тогда сложат эту массу с плиты в посудину и плиту вытрут дочиста. Из замешанной массы берут понемногу краски па плиту и растирают ее курантом, держа его обеими руками и кружа его по поверхности плиты.

Перед тем, как самому сделать масляные краски, размазанную по плите массу, равно и приставшую к куранту, той же шпатлей собирают на средину плиты и снова растирают, пока она вполне не соединится с маслом. Чем долее растирают краску на плите, тем она бывает прочнее в деле, то есть более сопротивляется сырости и менее выгорает. Вполне истертую краску переносят с плиты в ведерко, или в банку таким образом: соберут краску на средину плиты и приложат к ней шпатлю пластъю, и приставшую краску спустят со шпатли в приготовленную посудину тонкой палочкой, которую для этого держат сверх посудины. Для растирания красок имеются в продаже машинки.

Когда приготовленная краска не будет употреблена в дело в течение суток, тогда следует прикрывать ее слоем масла, которое потом пред употреблением краски сливать; оставленная же краска на несколько суток без масла может сверху засыхать и не годиться для дела.

Тертые масляные краски имеются в продаже в городах и в больших селах, только качество их более или менее сомнительно, так как неизвестно, из лучшего ли масла и высшего ли сорта белил и красок составлены они. Во всяком случае при покупке их следует быть осторожными и купленные исследовать.

Важно знать о том, какие кисти нужны для масляных красок, а выбрать их помогут советы профессионалов. Красят посредством кистей, которые имеются в продаже разной величины и достоинства. Одни кисти продаются весом, другие - поштучно; но те и другие требуют от маляра некоторого приспособления их к делу. Весовыми кистями называются перевязанные ниткой пучки ровной щетины весом в 400, 200 и 100 г; употребляются они для окраски больших поверхностей: полу, стен и крыш дома. Штучные кисти для масляных красок снабжены рукояткой и употребляются для окраски столярных вещей, шкафов, сундуков, также дверей, оконных переплетов и проч. Весовые кисти бывают разной, доброты, лучшими считаются те, которые собраны из белой длинной и ровной щетины. Такие кисти приспособляют к делу следующим образом.

Приготовят круглую рукоятку длины и толщины по величине кисти, вокруг конца первой уложат ровным слоем щетину и, отступя немного от верхнего края, перевяжут ее прочной тонкой бечевкой. Потом из крепкой бечевки делают несколько петель и, надев их на кисть, затягивают их возможно туже. Такими петлями обвязывают кисть далее половины ее. Для клеевой и водяной окраски приготовляют весовые кисти еще и другим способом: набирают длинной и жесткой щетины в легкий железный обруч и посредством ударов по столу выравнивают ее.

Потом приготовят круглую рукоятку, утолщенную с одного конца и доску, на которой просверлят несколько разных дыр, подходящих к толщине рукоятки; тогда подыщут кусок старой подошвы и сделают на ней дыру, равную тонкому концу палки. Вставив в кисть рукоятку тонким концом, проденут ее в меньшую дыру кожи и доски и начнут ударять молотком по толстому концу ее, и по мере надобности переставлять рукоятку с кожей из меньших по размеру в большие дыры; когда толстый конец рукоятки сравняется с обручем, тогда подровняют щетину, и кисть готова.

И небольшие покупные кисти с рукоятками также требуют со стороны маляра некоторого приспособления для работы. Их необходимо перевязать прочной голландской ниткой на две трети, потому что в купленных кистях щетина, имея малую перевязь, бывает длинна и неудобна для крашения ею. Перевязку эту делают таким образом. Купят довольно длинную пробку, равную по толщине концу рукоятки, вставленному в кисть, прикрепят ее к рукоятке проволочным гвоздем и прочной голландской ниткой перевязывают кисть, начиная сверху до конца пробки посредством петель, окончательно закрепляют бечевку на рукоятке сверх кисти. Перевязь эта препятствует сползанию щетины и делает кисть более твердою и вполне годною для равномерного покрывания краской известных предметов.

Прочное устройство кистей и содержание их в порядке главное условие для успешного производства малярной работы. Самого лучшего материала и самого прочного устройства кисть можно испортить после одного употребления ее в дело, если только после оного кисть не будет тотчас надлежащим образом промыта теплой водой с мылом и вполне просушена. При обиходе же кисти могут служить очень долго. Чуть засохла кисть с краской, должно промыть ее скипидаром; волосяные кисти, употребляемые для клеевой окраски, после промывки скипидаром смазывают еще салом и завертывают в бумагу. В таком виде кисть не портится очень долго. Пред употреблением в дело обертывают кисть серой бумагой, прикладывают ее к горячему железу, причем все сало растапливается и впитывается в бумагу. При постоянном употреблении кисть с масляной краской на ночь сохраняют под водой или же погружают ее в краску, но ежедневно не промывают.

Грамотный подбор краски для стен по цвету

Очень важен профессиональный подбор цветов краски, поскольку от их сочетания зависит общее настроение и стиль. Для окраски полов в домах употребляется охра, желтая краска разных оттенков; лучшей считается французская охра. Для окраски окон и дверей в белый цвет употребляются преимущественно белила № 0, 1, 2 и крем-шифервейс, в желтый цвет-светлая охра, в коричневый - умбра и мумия. Грамотный подбор краски для стен по цвету начинается с определения общего стиля помещения и согласуется с заранее составленным проектом.

Для окраски стен в белый цвет употребляют белила, в серый - цинк-грау и цементную или же дикую -составную. В синий цвет - берут ультрамарин, берлинскую лазурь; в желтый - охру светлую, крон. Для зеленого цвета берут цинковую зеленъ и зеленую киноварь; для красного-мумию, сурик железный и сурик свинцовый. Для окраски крыш в зеленый цвет требуется медянка французская яр и цинковая зеленъ; в красный - сурик железный, сурик, мумия французская, черлядь, тот же сурик употребляется и при окраске баков для воды.

Из названных красок можно получить и другие цвета, смешав их одну с другой. Для окраски в серый цвет к белилам прибавляют немного сажи; голубой получают чрез прибавку к лазури и ультрамарину белил. Светло-зеленый цвет получают от прибавки белой краски к зеленой. От соединения синей краски с желтой получаются разные зеленые цвета.

Приготовив кисти и краску для известного дела, осуществив подбор цвета краски, подготовляют назначенные для окраски предметы. Подготовка эта состоит в том, чтоб все назначенное под окраску было совершенно сухо и очищено от пыли, копоти, грязи, ржавчины и старой краски; очистку производят щетками, кистями и стальными скребками, которыми стараются действовать осторожнее, чтоб острыми углами их не сделать на ровной поверхности повреждений. Для успешной очистки старую клеевую краску слегка водой смачивают; масляную же окраску моют крепким щелоком.

На деревянном полу старую окраску выжигают: горячим углём на железном листе, передвигая его с одного места на другое по мере надобности, или же скипидаром, покрывая им кистью уцелевшие места краски и зажигая его; в том и другом случае поступают осторожно и обгоревшую краску поскорее снимают скребком. Но так как и для новых построек часто употребляется суковатый лесной материал, и обрабатывается он мастерами спешно, да и не всегда острыми инструментами, то на поверхности полов, стен и крыш получается довольно сучков и углублений, мешающих ровной и прочной окраске их. Осуществляя подбор цветов краски для стен, потолков и прочих поверхностей следует учитывать, что необходима более интенсивная укрывания сила именно на таких местах.

К смолистым сучкам плохо пристает краска; в углублениях она ложится толстым слоем и долго не засыхает. Тогда маляру следует более смолистые и выдавшиеся сучки несколько порубить стамеской, чтоб поверхность их сделать шероховатой, способной держать краску, углубления же значительные заделать плотнику или столяру деревом, незначительные -подмазать прочной замазкой.

Подготовленную указанным способом поверхность можно выкрывать краской за несколько раз и достигать того, чтобы на ней образовался самый твердый слой краски, охраняющий ее от сырости, жару и прочих вредных воздушных влияний.

Домашняя масляная краска создается путем смешивания льняного масла и пигмента до достижения нужной консистенции. Они смешиваются довольно легко, но требуется много времени и всего лишь несколько ингредиентов. Производство масляной краски является очень сложным процессом, и существуют различные методы и механизмы для достижения идеальной консистенции и цветовой гаммы. Масляные краски от производителей хранятся в течение длительного времени, из-за наличия в них стабилизаторов и консервантов.
Некоторые художники, которым нужна "чистая" масляная краска и полный контроль над процессом изготовления, предпочитают создавать ее своими руками.

Почему художники делают свою масляную краску?

  1. Создание масляных красок сэкономит деньги. Гораздо дешевле сделать свои собственные, чем покупать в магазине.
  2. Это дает вам больший контроль над качеством масляных красок. С практикой вы можете создавать точные цвета, необходимые для рисования. Если вам нужны яркие и сочные цвета, просто добавьте больше пигмента. Кроме того, вы можете создать свой собственный рецепт краски, используя другие ингредиенты, такие как воск, льняное масло и другие ингредиенты.
  3. Вы будете ближе к вашим краскам. Обработка материала на всех этапах процесса создания приблизит вас к нему.

Пигменты масляных красок

Некоторые пигменты имеют опасные ядовитые вещества. Чтобы не вдыхать, вы должны надеть респиратор, защитные очки для защиты глаз и резиновые перчатки. Смешивайте их в хорошо проветриваемом помещении и очень медленно, чтобы уменьшит распыление веществ в воздухе.

Состав масляной краски для живописи

  1. Связующие — Льняное масло это лучшее связующее вещество для начала. Когда вы хорошо ознакомитесь с процессом, вы можете поэкспериментировать с другими веществами, такими как растительное масло или ваш собственный раствор.
  2. Шлифованная плита — лист стекла, но некоторые используют мраморную плиту.
  3. Пигменты — их можно приобрести в небольших количествах или оптом в художественных магазинах. Подготовьте пигмент, но не открывайте его до начала изготовления и надежно закройте, когда закончите процесс.
  4. Нож — используйте металлический или пластиковый нож.
  5. Стеклянный мюллер — для растирания небольшого количества краски.
  6. Пустые тюбики для краски — имеются в некоторых художественных магазинах. Если вы не можете их купить в местном магазине, их можно найти в интернете.

Время и запись данных

Различные пигменты требуют разное количество времени для полного смешивания. При смешивании ингредиентов запустите таймер и записывайте количество затраченного времени. Таким образом, при создании масляной краски в будущем вы сможете опираться на записанное время.

Как сделать масляную краску

  1. Поместите пигмент на шлифованную плиту и вылейте небольшое количество льняного масла.
  2. Используйте нож, чтобы медленно перемешать пигмент в льняном масле. Будьте очень аккуратны и избегайте попадания частиц в воздух.
  3. Когда вы полностью перемешаете, вам может потребоваться добавить больше пигмента или льняного масла для улучшения консистенции.
  4. Переместите всю массу на одну сторону стекла и поместите столовую ложку полученной массы в центр. Используйте мюллер для растирания краски круговым движением, не надавливая слишком сильно. Когда закончите с этой порцией, переместите ее в сторону и переходите к следующей порции.
  5. Переместите всю краску в центр. Если вам нужно добавить больше пигмента или льняного масла, вам, возможно, придется повторить весь процесс снова. Когда вы достигните мягкой, маслянистой консистенции, переместите краску в пустые тюбики для краски с помощью ножа.
  6. Закатайте раструб тюбика и, используя плоскогубцы, герметично зажмите шов.
  7. Затем маркером подпишите цвет и дату изготовления.


Поздравляю! Вы только что сделали масляную краску своими руками! Возможно, это заняло чуть больше времени, но с опытом вы будете изготавливать масляную краску намного быстрее.

Мастер-класс от Елены Крючковой. Акрил - дорогой, масло - дорогое, еще и сохнет долго. Что, если вы хотите только попробовать что-то нарисовать на холсте? Всего одну картинку, ради которой не хочется выкидывать "бешеные тыщи" на краски, которые потом будут просто лежать без дела? Или вы только учитесь, или рисуете с детьми, или просто рисуете для себя. В любом из этих случаев на помощь приходит дуэт гуашь+клей ПВА.

Этому приему меня научили друзья-керамисты, и я долго пользовалась этой смесью и для рисования на холстах, и для росписи фигурок - да для чего угодно это можно использовать. Между прочим, говорят, что такой же смесью расписывают шкатулки с традиционными орнаментами.

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это - на долгие годы (заглавная картина была нарисована 6 лет назад, и все еще никаких изменений).

При этом, если работа не получилась или надоела - открываем кран с горячей водой и за одну минуту все смывается почти бесследно. И холст не пропадает, а снова идет в работу.

Что понадобится:

  • клей ПВА
  • самая обычная гуашь - 9 или 12 цветов
  • стеки или какие-нибудь палочки для смешивания красок
  • то, на чем вы будете рисовать
  • кисти (я беру плоские, как для масла)
  • бумага или тряпка для вытирания кистей и стеков
  • палитра
  • вдохновение

Наливаем в ячейку палитры клей ПВА из расчета примерно 1 к 1 с краской, можно 1 к 2 - смотрите по объему, по густоте краски, лучше сначала поэкспериментировать с разными пропорциями.



Смешиваем с краской. Если нужно получить новый оттенок - то сначала намешиваем этот оттенок, а потом уже вливаем ПВА, потому что пока он не высох, он создает иллюзию более светлого цвета.

Получится вот такая объемная смесь - все, набираем на кисточку и рисуем.

Можно растирать ее по холсту тонким слоем, а можно класть объемно.

После высыхания: первая полоска слева гуашь без ПВА, посередине гуашь с ПВА объемная, справа, самая светлая гуашь с ПВА растертая (видите, насколько лучше выглядит смесь гуашь+ПВА? а та, что без клея, уже готова отваливаться).

Чтобы закрепить готовый рисунок, его можно покрыть дополнительным слоем ПВА или лаком (но если возьмете лак, то уже эту картинку водой не смоете).

А вот так холст выглядит после купания в горячей воде - просто легкий след краски, поверх которого можно снова рисовать:

Другие Мастер-классы из рубрики

Сегодня я покажу вам свой небольшой мастер-класс по декорированию кожаной обложки для паспорта в технике точечная роспись. Декорировать будем с помощью трафарета. Точечная роспись достаточно недавно получила широкую известность и популярность. Хотя история ее намного древнее, истоки ее ищите в древнем мире. Элементы точечной росписи применяли в своем творчестве австралийские аборигены, народы Африки и Индонезии.

Всякая масляная краска - это смесь олифы с пигментами, т. е. с красящими веществами. Как их приготовить самостоятельно, будет рассказано дальше , а сейчас займемся основой масляной краски - олифой.

Разумеется, олифу (как и некоторые пигменты) можно купить в магазине. Но для юного химика такое решение было бы слишком неинтересным. Если уж ставить опыты, то надо и олифу приготовить самостоятельно. Однако прежде надо уяснить, что она собой представляет.

Натуральную олифу готовят на растительных маслах. Такиx масел множество; некоторые из них способны высыхать на воздухе (льняное, конопляное). Другие высыхают лишь отчасти, и поэтому называются полувысыхающими (например, подсолнечное масло). А некоторые масла не высыхают вовсе - оливковое из оливок, касторовое из клещевины.

Но что значит слово «высыхают» применительно к маслам? В них нет растворителя, и высыхать вроде бы нечему. Так оно и есть. Высыхание - термин хотя и устоявшийся, но не совсем точный. На самом деле масла полимеризуются, их молекулы связываются между собой, образуя твердый нерастворимый и неплавкий полимер. Но для этого нужно вещество, которое сшило бы воедино относительно небольшие молекулы масла. Это веществ о -кислород воздуха. Вот почему пленка масляной краски, нанесенной на изделие, высыхает быстро. А масло, оставшееся в банке, загустевает лишь с поверхности: только она и соприкасается с воздухом.

Но даже высыхающие масла сами по себе реагируют с кислородом очень медленно, и нам пришлось бы ждать очень долго, пока краска перестанет пачкать. Однако эту реакцию можно значительно ускорить, если добавить к маслу немного катализатора. Те катализаторы, которые ускоряют высыхание масляной пленки, называют сиккативами . Обычная олифа - это смесь масла (в последнее время - все чаще синтетического) с сиккативом.

Итак, чтобы приготовить олифу, надо смешать высыхающее масло с сиккативом. Его также можно купить в магазине, но не лучше ли будет приготовить сиккатив самостоятельно и на опыте проверить его действие?

Многие сиккативы - это соли органических кислот. Вы можете приготовить такую соль, достаточно известную - плавленый резинат; резинатами называют соли кислот, входящих в состав канифоли.

В фарфоровой посуде (а если ее нет, то в металлической) нагрейте около 50 г канифоли. Температура должна быть примерно 220-250°С. Канифоль при такой температуре расплавится. В этот расплав небольшими порциями при размешивании введите (с осторожностью, не дотрагиваясь руками) 5 г негашеной извести СаО. В результате реакции получится резинат кальция.

Если вместо извести взять 15 г глета (оксида свинца РbО), растертого в пасту с льняным маслом, и добавлять его небольшими порциями, то образуется другой сиккатив - резинат свинца. Глет можно получить из порошка свинца, смешанного с натриевой или калиевой селитрой (это распространенные удобрения). При нагревании смеси образуется оксид свинца РbО желтого цвета, так что о ходе реакции можно судить по изменению окраски. Когда она станет достаточно интенсивной, прекратите нагрев, охладите смесь и обработайте ее водой. Растворимые продукты реакции перейдут в раствор, а при встряхивании легкий глет отделится от тяжелого свинца, не вступившего в реакцию, - он осядет на дно. Таким образом, надо слить взмученную непрозрачную жидкость с осадка, профильтровать и высушить - глет готов.

Смесь канифоли с СаО или РbО надо нагревать до тех пор, пока не получится однородная масса. Ее капли помещайте время от времени на чистое стекло, и как только капля окажется прозрачной, нагрев можно прекратить.

Еще один очень распространенный сиккатив - оксид марганца МnО 2 . Получить его можно просто. Приготовьте два раствора - сульфита натрия Na 2 SO 3 и перманганата калия КМnO 4 (марганцовки). Когда вы смешаете эти растворы, в осадок выпадет черный порошок. Это и есть искомый оксид. Отфильтруйте его и высушите на воздухе без подогрева.

Какой бы сиккатив вы ни приготовили, дальнейшие действия будут одинаковыми. Добавьте сиккатив в нагретое до 150-200°С льняное или конопляное масло - оба высыхающие. Опыт удается лучше, если масло рафинированное. На 100 частей масла возьмите 3-5 частей сиккатива и размешайте смесь до полного его растворения. Вы приготовили олифу. Дайте ей остыть и проверьте действие сиккатива.

Нанесите олифу тонким слоем на стекло или металл, рядом нанесите такую же пленку чистого масла, без катализатора. Вы легко обнаружите, насколько сиккатив ускоряет высыхание масла. Если вы приготовили несколько сиккативов, сравните их активность.

Чтобы получить масляную краску, олифу надо смешать с пигментом, готовым или самодельным. Имейте в виду, что пигмент должен быть высушен как следует, растерт и просеян через самое мелкое сито, какое вы сможете найти, или через марлю, сложенную вдвое.

К такому мелкому порошку добавляйте по каплям олифу, каждый раз размешивая и растирая ее, пока не получится густая однородная масса, напоминающая кашу. Разотрите ее тщательно еще раз и разбавьте все той же олифой, чтобы она приняла густоту обычной малярной краски. Возможно, ваша краска окажется прозрачной, а это далеко не всегда желательно. Чтобы избежать прозрачности (как говорят специалисты, чтобы краска была укрывистой), добавьте к маслу какой-нибудь белый пигмент. Он не повлияет на окончательный цвет краски, но лишит ее прозрачности.

Даже если вы все будете делать аккуратно, полученная масляная краска все равно будет, пожалуй, чуть-чуть хуже, чем из магазина. Зато - своими руками.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986