Неизвестные факты об известных писателях. Лев Толстой




9 октября 2014, 11:44

В комментариях к моему предыдущему посту несколько раз встречались фразы, мол "тут только Толстого не хватает!", "Толстого бы сюда - дал бы фору Лермонтову" и прочие. Я порыскала в интернете и ничего такого ужасающего, на мой взгляд, не нашла)) ну да, донжуан, бабник и даже женоненавистник, как мне показалось))) Но наша сестра в те времена часто недооценивались мужской частью общества... Обо всём по порядку. Во-первых, видели ли вы Толстого без бороды?))

↓↓↓

1848-1849, безусый)))

1856. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев (Сплетник ван лав ) , Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Усикииии!

он же (1856) - УСЫЫЫ!

1862 - это пока так... по Толстовским меркам - бороденка)))

От фото - к словам!

♦ Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки, невинную крестьянскую девушку Глашу, соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».

♦ Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
♦ Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь. Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа. Во время брачной ночи ему даже показалось, что он обнимает не жену, а фарфоровую куклу.

♦ Лев Толстой не был ангелом. Он изменял жене даже во время её беременности. Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

♦ В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

♦ Александр Гольденвейзер писал: «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».

– Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой. – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
– Зачем же ты женился? – спросила графиня.
– А не знал тогда этого.
– Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
– Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. … Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым».

♦ В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами. В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем. Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – пугала Софья Андреевна.
– Этого мне только и надо, – невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

♦ Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве. Под влиянием единомышленников Лев Толстойотказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни". Все свои права на имущество Толстой передал жене. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей. А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.

♦ Далее – своими словами: Софья Андреевна практически помешалась, врачи поставили диагноз: «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой». А 82-летний Толстой страдал по своим причинам, не выдержал (даже стал опасаться за свою жизнь) и среди ночи при помощи дочери сбежал: хотел на Каказ, но по пути заболел, сошел на станции Астапово и через некоторое время умер в квартире начальника станции. Будучи при смерти, он просил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться. А Софья Андреевна тяжело переживала смерть мужа и даже хотела покончить с собой. В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: «Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек...»

Это, что касается любви и любовных вещей. Теперь же более привычные и многим знакомые факты:

♦ С юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные в работах писателя, оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

♦ Толстой общался с Чеховым и Горьким. Он также был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями - после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.

♦ В октябре 1885 года при беседе с Вильчмом Фреем Л.Н. Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства и сразу же принял это учение. После осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери - Татьяна и Мария Толстые.

♦ Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя и был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Когда Толстой умер, в России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон)

♦ Лев Толстой вместо нательного крестика носил портрет французского просветителя Ж.Ж. Руссо.

♦ Считается, что движение толстовцев (приверженцем которого ялялся, например, Булгаков) основал сам Лев Толстой. Это не так. Лев Николевич с осторожностью, а то и с брезгливостью относился к многочисленным организациям людей, считавших себя его последователями.

И еще чуть-чуть похоти:

♦ Впервые Толстой познал радости плотской любви в 14 лет с роскошной, пышной 25-летней горничной. Потом двадцать лет мечтал Толстой о любви и семейной идиллии и боролся с искушениями плоти. Рассказывают, что однажды Лев Николаевич спросил у Чехова: «Вы сильно распутничали в молодости?» Пока Антон Павлович что-то мямлил, Толстой произнес сокрушенно: «Я был неутомим». До сих пор появляются публикации о внебрачных потомках писателя.

♦ Говорят, в день венчания Лев Толстой умудрился остаться без рубашки. Все вещи упаковали по случаю отъезда молодых, лавки в воскресенье не работали. Жениха с нетерпением ждали в церкви, а он метался по дому, искал рубашку и с ужасом представлял себе, что подумает о нем невеста.

P.S. С моим мужем в день свадьбы приключилась похожая история - рубашку он не потерял, но обнаружил испачканной, ибо накануне мыл машину на мойке и вода как-то просочилась в салон, где на вешалке висел костюм и рубашка. Наша свадьба была в маленьком, мало знакомом ему городе, и всё утро они с друзьями провели в поисках магазина и новой белой рубашки) В итоге, купили какую-то за 400 руб)))) костюм за тыщщщи-мильёны, а рубашка за копейки)

Моё первое знакомство с Толстым состоялось очень рано – когда мне читали сказку «Три медведя». Свои ощущения помню смутно. Кажется, я не восприняла историю всерьёз – очень уж глупо вели себя медведи. А девочка-героиня и вовсе вызывала недоумение. Зачем было лезть в медвежий дом и валяться на хозяйских кроватях? Но авторы сказок отнюдь не всегда бывают логичны.

Позднее бабушка прочитала мне «Кавказского пленника». Эта история произвела на меня огромное впечатление. Я полюбила её даже больше моих любимых волшебных сказок. И когда болела, всегда просила почитать «про Дину» – ту девочку-подростка, спасительницу главного героя. Как-то сложилась её судьба? Толстой ничего об этом не говорит. Вероятно, отец насильно выдал её замуж, и она стала тенью и прислугой мужа.

Очень люблю мемуары старшей дочки Льва Толстого – Татьяны. С какой искренней любовью она вспоминала Ясную Поляну, отца и мать, братьев и друзей дома! Но что-то тревожное порой мелькало между строк. Частые роды и болезни матери. Неоднозначные отношения между членами семьи. Присутствие тёмных духов в доме. Например, в памяти осталась странная игра, когда Лев Николаевич хватал детей и прятался в дальний угол от таинственного незнакомца. В другом месте Таня рассказывает о своём ночном похищении существом, похожим на волка. Что это? Богатое воображение ребёнка? Или девочка действительно видела неких сущностей, обитавших в яснополянской усадьбе?

Несколько лет назад мне в руки попала книга Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая». Книгу я прочла взахлёб. Кое-что мне было уже известно, а иное стало откровением. Немного напрягло название книги. Никакого рая в Ясной Поляне никогда не было. И быть не могло.

Соня Толстая лишилась невинности в дорожной карете на пути в Ясную Поляну. Позднее граф написал в дневнике: «что-то болезненное». Он был груб с молодой женой, совершенно её не чувствовал, но считал происходящее естественным. Был уверен, что семейное счастье досталось ей слишком просто.
Так началась семейная жизнь Льва Толстого. Тяжёлая для него и порой невыносимая для его жены Сонечки. Она всю жизнь не могла простить ему измены с крестьянками и первую брачную ночь, а он ей – зажатость и холодность. С этого эпизода начались их взаимные упрёки и раздражение.

Почему же её отец, врач, не подготовил дочь к тому, что её ждёт? Так было не принято. Наверное, накануне свадьбы с ней говорила только мать. А что она могла сказать? Неопределённость вроде: «Тебя ждёт то, что может испугать и потрясти. Но это удел всех женщин». И Соня смирилась. А недовольство росло. Молодая жена часто закатывала графу истерики. Неукротимый Лев злился. Хотя отчасти сам был в этом виноват. Почему он не был тактичен с ней? Почему не стремился сделать близость более приятной для неё? Мне кажется, наслаждения она не испытывала, только отвращение к мужу в интимные минуты.
Выходя замуж, Соня Берс ещё не знала, что одевает на свою девичью шейку ярмо постоянных беременностей, болезней, хозяйства, а также тяжёлого характера мужа и переписки его работ. Больше всех она любила своего последнего ребёнка, Ванечку. После его смерти Софья Андреевна так и не оправилась.

«Войну и мир» я прочитала ещё в школе. Отвращения не испытала, восторга – тем более. Сильнее всего меня удивило, что Толстой любил Наташу Ростову. Не верю. Или это – любовь садиста. Взять хотя бы жуткое преображение девушки в конце. Разве может нравиться любовь Пьера и Наташи? Трудно себе представить, что люди, которые живут, как эта парочка, счастливы. Особенно не может быть счастлива Наташа, если то, что написал о ней автор вначале, – правда. Неужели романтической и одухотворённой натуре интересны грязные пелёнки? Любовь к детям – понимаю, любовь к их экскрементам – нет. Превратив Наташу в самку, Толстой уничтожил её душу.

«Анна Каренина» – роман о ещё одной женщине, которую убил Лев Толстой. За то, что она посмела искать большего, чем могли ей дать её мужчины. За то, что вышла из образа, который был для автора эталоном. Благословенный патриархальный идеал. Но в конце жизни писатель бросил этот идеал в лицо своей глубоко несчастной жене. Не потому ли Софья Андреевна кинулась в пруд? Желание швырнуть куда-нибудь своё тело, чтобы освободить душу. Под поезд, в пруд – неважно. Только это иллюзия свободы. Унижение перед тираном превращает женщину в животное, которое ничего кроме презрения у него не вызывает. Подлинная свобода – понять это и уважать себя. Недаром во второй половине жизни Софья Андреевна увлеклась музыкой и композитором. Это было её освобождение. Роман был платонический, но Толстой зверски ревновал. Понимал, что теряет бразды правления.

«Воскресение» – путь к освобождению обольщённой и униженной девушки. Была такая и в судьбе самого писателя – простая крестьянка Глаша. Его тётка – старая дева – вышвырнула её на улицу. Но сестра неукротимого Льва оказалась не такой ханжой и приютила её у себя. О чём думала бедная девушка? Вспоминала ли своего растлителя? Можно себе представить её чувства. Но автору было мало унизить девушку блудом. Он пишет роман, где называет её Катюшей, помещает в публичный дом, чтобы её унижали другие мужчины, и вешает на неё чужое преступление. Главная героиня могла бы возненавидеть такого автора.

Уже в зрелые годы Толстой пишет скандальную «Крейцерову сонату». Пишет в порыве ревности, ибо жена посмела увлечься композитором Танеевым. Эта повесть – разгул страстей и плевок в лицо Софье Андреевне. Главный герой Позднышев убивает жену за измену с музыкантом. Причём автор даже не удосужился дать жене имя.

Старшая дочь Толстого вспоминает, что отец был невысокого мнения о женщинах, презирал и насмехался над ними. В семейном кругу это называли «женофобией». В то же время его очень влекло к женщине – как к самке. И он считал воровкой ту, которая нарядом провоцирует вожделение.
Лев Толстой видел в женщине орудие похоти или инкубатор для вынашивания потомства, но вот главного – души – не разглядел. И этого жена так и не смогла ему простить – о чём неоднократно писала в дневниках и жаловалась сестре.
В последние годы жизни с мужем Софья Андреевна страдала тяжёлой формой истерии, а то и похуже. Некоторые проявления её характера больше смахивали на паранойю. Отношения с младшей дочерью Александрой напоминали военные действия. Но вот что удивительно. После смерти Льва Николаевича его жена успокоилась и примирилась с дочерью. Вот уж верно говорят: «Муж и жена – одна сатана».

В час смерти Толстого некоему прозорливому старцу на Валааме было видение: за писателем гнались бесы и мешали ему прорваться к церкви, а потом схватили его за бороду и увлекли в пучину. Символично и то, что в поздние годы жизни самым близким Толстому человеком стал его редактор по фамилии Чертков. Этот интриган делал всё, чтобы поссорить писателя с семьёй.

Однажды я увидела Толстого внутренним взором. Это был старик с мудрыми глазами и синей бородой. Он задумчиво смотрел на меня. А рядом стоял его демон и улыбался…

Император Австрии Франц-Иосиф Лев Толстой, германский император Вильгельм I — Пушкин (Кеннеди), Александр III (Карл Гольштейн): Берти кобургский и его жена Александра датская во время встречи в 17 сентября 1884 года в Скерневцах. Так сочинялась история 19 века советским союзом писателей по итогам второй мировой войны. Наше всё.

03

На фотографии Kaiser von Österreich mit seinen Brüdern Beschreibung Franz Joseph in Galauniform eines k.u.k. Feldmarschalls in deutscher Adjustierung mit seinen Brüdern Karl Ludwig, dahinter stehend Ludwig Viktor und Ferdinand Maximilian.
Vermerk auf der Rückseite: Vertrieb durch Victor Angerer.
Autor Angerer, Ludwig Technik Albuminabzug
Datierung um 1862

На фотографии Император Австрии Лев Толстый Франц Иосиф со своими братьями.

04

Солнце прусской поэзии Пушкин Кларк Кеннеди в изгнании Лондоне, как все наши новые русские. Это у них уже историческая традиция: чуть что и сразу бежать в Лондон щепетильный. Там уже на четверть бывший наш народ.

05

Франц Иосиф и Лев Толстой.

06


2. Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
3. Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
4. Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)

Да, тут у нас появляется император Мексики Максимилиан I!

07

08

А почему, скажите, у Льва Толстого так мало фотографий? Да, потому что нашкодил в своё время!

09

Шантрапа-братва и в Австрии рвань. Это они типа анператоры?
Datierung um 1862
Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
Karl Ludwig, Erzherzog von Österreich (1833 — 1896)
Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)
Schlagworte Familie, Gruppenbild, Habsburg, Österreichisch-Ungarische Monarchie

А это их бабушки, матери и жены.

10

Дама справа похожа на императрицу Марию Александровну, мать Александра III/

11

А это пособие для литераторов: как надо переводить, чтобы все прусские казаки Эльстона стали русскими евреями Гогенцоллерна?

12

Комедианты ГабсбургAbbildung des Ludwig Viktor, Ehzg von Österreich als Harlekin kostümiert mit einer Gruppe Aristokraten. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier

13
Bildnis in Oberstinhaberuniform der Kaiserjäger. Original-Fotografie von Ludwig (Hoffotograf) und Viktor (Fotograf) Angerer in Wien. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier
Technik Fotografie. Datierung 1879

1848-1849, Л. Толстой

14
Толстой отрок и Франц Иосиф.

15

И про Толстого и про ФИ пишут, что они любили вставать очень рано. Это их отличительная характеристика. И еще про ФИ пишут, что у него была жена Елизавета Браварская, с которой он жил недолго. (Видимо в Европе у него была одна жена). А в России, став уже известным писателем он встретил Софью Толстую, как пишут "первую и единственную".Толстой умер в Ноябре 1910 года. А ФИ — в 1916 году.

Кинохроника Толстого и его смерть. На "смертном одре" очень похож на Франца Иосифа.
И самое главное — за какие заслуги его так пышно хоронят??
За Войну и Мир??

16

18

Quelle: Internationales Freimaurer-Lexikon von Eugen Lennhoff und Oskar Posner (1932)
Graf, Größter nationaler Dichter Rußlands, . 1799, t 1837 im Duell, der Schöpfer des Romans "Eugen Onegin", der Tragodie "Boris Godunow" und vieler anderer bedeutender Werke, war kurz vor dem Verbot der russischen Freimaurerei, 1822, Mitglied der Loge "Ovid" in Kischinew.
.
Источник: Интернациональная лексика от Евгения Ленхофа/Ленгова и Оскара Поснера: до запрета русских масонов Пушкин был членом масонской ложи "Овид" . Фото было сделано предположительно в Штуттгарте.

PuschkinAus Freimaurer-Wiki

Источник: Международный масонский лексикон Евгений Lennhoff и Оскар Познер (1932)
Граф, Крупнейший Национальный Поэт России, . 1799, т в 1837 году на дуэли, создатель романа "Евгений Онегин", трагедии "Борис Годунов" и многих других интересных произведений, был незадолго до запрещения русского масонства в 1822 году, член ложи "Овидий" в Кишиневе.
(перевод машинный)

Это Пушкин, который типа никогда не был за границей. Надо полагать, что Англия, Германия и Китай, в которых Пушкин "отметился" при своей жизни, для гусских никогда не были заграницей.

19

20

Напомню, что национальностей в начале 20 века у гусских не было, вместо национальности у гусских было вероисповедание (принадлежность к организованным партийным группировкам николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии) 1853-1953 гг.

Что у прусских евреев-казаков красной гвардии называлось "государствами" и "державами", объяснили сами же донские евреи-казаки, красногвардейцы в своем письме кайзеру Вильгельму от 1917 года. См. роман Шолохова: "Тихий Дон" о мирной жизни прусских евреев-казаков красной армии в оккупированной ими Ростовской области.
У них Ростовская область была государством и державой. Государствам и державами у казаков в 1917-м году назывались такие же точно области, как и Ростовская. Завтра захватят блаженный Урюпинск и объявят его империей, а очередного еврея-казака старой красной (прусской) гвардии объявят кайзером, королем, царем и государем-императором. А потом будут лапшу на уши вешать всей красной (прусской) гвардией евреев-казаков о своих империях и государях-императорах красной (прусской) еврейско-казацкой национальности вероисповедания.

Если Пушкин был Кларком Кеннеди, почему бы ему не стать Вильгельмом Гогенцоллерном, германским императором николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии Эльстона (Юсуповых), задним числом? Бумага всё стерпит. Потомки разберутся.

Пушкин - германский император Вильгельм Гогенцоллерн, Горчаков - канцлер германской империи Сумарокова (Юсуповых) Бисмарк, Левий Толстый - стал Францем-Иосифом, Александр III - Берти Ротшильдом кобургским государем императором той же самой германской империи Эльстона (Юсуповых). Николай 2-й стал Георгом 5-м кобургским, Лайонелем Ротшильдом, Мария Фёдоровна стала Александрой кобургской, в девичестве Эмма Луиза Ротшильд, на белом пароходе «Мальборо» увозя с собой всю элиту николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии. Какая романтическая история.

21

Да простят меня женщины, но сегодня будем говорить не о женских слабостях и дамских штучках. Обратим свой взор на мужчин. Потому что терпение кончилось, душа горит. Будем развенчивать их наивную уверенность в собственной неотразимости. Речь пойдет о бороде.

Такое ощущение, что современные мужчины Ульяновска без бороды «и ни туды, и ни сюды». Бородачей стало так много, что иногда кажется, что ты попала в местность, далекую от цивилизации. И нет там ни бритвы, ни ножниц. Бороды отрастили артисты (не для роли) и футболисты, соседи и друзья, мои коллеги и телеведущие спортивного канала. Прямо эпидемия какая-то! Приводят при этом два убойных (на их взгляд) довода. Первый: «А мне нравится!» Второй: «А моей девушке нравится!».

Ну насчет девушек поговорим позже, а для начала попытаемся выяснить, что может нравиться в этом слегка подстриженном кустике волос, загораживающем пол-лица, причем иногда весьма симпатичного.

Вырвал клок - плати штраф

Самые образованные представители сильного пола призывают нас обратиться к истории. Надо же, даже у этой растительности есть своя история! Ну, конечно, мужики постарались, чего только в свое оправдание не придумаешь! Причем в своем историческом экскурсе они пропускают Древний Египет, где все мужчины брили бороду, только фараон (в знак о владения землей) носил... искусственную - из шерсти или срезанных волос, перевитых золотыми нитями, да еще и подвязывал ее к подбородку шнурком.

Не вспоминают и Александра Македонского, который приказывал своим солдатам сбривать бороду, а то вдруг вражеский воин схватит за нее в ходе сражения. Железная логика. Забывают мужчины и про времена Римской империи, когда бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности.

Не любят бородачи вспоминать и Петра I, который ввел обязательное бритье бороды в 1699 году - сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сия процедура шла вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина и достойного человека. Конечно, возмущались и протестовали. После чего в 1705 году вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам. А всем остальным разрешалось только за специальную плату. Хочешь носить бороду - плати. К примеру, 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне, 60 рублей - мелкие и средние купцы, посадские люди, 30 рублей - слуги, извозчики и ямщики.

С крестьян налог не брали, но каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. А спустя 10 лет эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Отменили плату за бороду лишь в 1772 году. Думаю, если бы такой указ существовал в наши дни, то 90 процентов нынешних мужчин начали бы бриться.

Зато как же греют душу другие исторические факты. В период царствования Ярослава Мудрого был установлен штраф за вырванные из бороды волосы. Вырвал у соседа клок - уплати в государственную казну 12 гривен. А во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр - им выщипывали бороду.

Ну а в конце XVII века борода стала пропуском в рай. Патриарх Адриан писал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех, кто «скоблился», отлучали от церкви. Ведь согласно Священному Писанию, человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в царствие небесное.

Крошки, сосульки, пыль

Еще ни один мужчина внятно не объяснил мне, зачем ему борода. Многие думают, что для привлечения внимания со стороны женского пола. Мол, женщины любят такие мужские черты, как уверенность в себе, мужество и храбрость. И якобы именно борода придает мужественность и уверенность мужчины в себе. Грубейшая ошибка. Все упомянутые качества проявляются только в истинно мужских поступках. А когда вместо поступков одна борода - зачем такой мужчина нужен?

Почему-то бородатые мужчины считают, что они воспринимаются как более взрослые, уважаемые и даже высокостатусные. Научного объяснения этому нет. Так что очередной приступ самолюбования.

До сих пор неизвестно, нравятся ли женщинам бороды. Это не я сказала. Это пишут мужчины-«исследователи». Ребята! Да что там может нравиться? Ничего эстетического в растительности на лице я не нахожу. К тому же крошки застревают, пыль оседает, сосульки висят, возраст не определяется. Не у всех и на голове то шикарные волосы растут, с бородой - та же история. На иного глянешь и вздохнешь: где ж ты, милый, куски бороденки-то растерял?

Наверное, зимой с бородой теплее. Но вопрос на засыпку. Вы целовались с бородатым мужчиной? Нет? И не пробуйте. Пока в его бороде к цели поцелуя пробьешься, ничего уже не хочется. Если женщина утверждает, что ей нравится бородатый любимый или муж, значит, она просто считает себя мудрой. Правду и под пытками (бородой, конечно) не скажет, а то ведь мужчина, уверенный в своей неотразимости, расстроится и разлюбит.

Погонотрофия не поможет

Кстати, процесс отращивания бороды носит специальный термин «погонотрофия». Можно пощеголять термином: отрастить бородищу и рассказывать окружающим, что вы специалист по погонотрофии. Тогда уж равняйтесь на «чемпионов». Самая длинная борода в 1927 году принадлежала норвежцу Хансу Лангсету - она выросла до 5,33 метра. В 2008 году его попытался обогнать индийский бородач Сваран Сингх, но остановился на 2,3 метра. Для любителей бить рекорды сообщаю: исследования показали, что если бы мужчины навсегда выбросили бритвы, то их бороды могли бы отрасти до восьмиметровой длины. Дерзайте.

В общем, посоветовались мы тут женским коллективом и решили: вся эта «мода» - от элементарной лени. Сама неоднократно слышала стоны бреющихся родственнников - опять бриться, опять скрести лицо. Я вам еще факты приведу, чтобы совсем этот ритуал возненавидели. Мужская борода состоит из

30 000 волосков. Чтобы держать всю эту растительность под контролем, надо бриться каждый божий день, делая по 100 - 600 взмахов бритвой за один сеанс. А за всю жизнь на бритье тратится от 900 до

3 000 часов. Представляете, сколько времени отнято от других - любимых мужских дел!

И не надо кивать бородой на великие примеры. Мол, Карл Маркс и Чарльз Дарвин, Клод Моне и Джузеппе Верди, Лев Толстой и Эрнст Хемингуэй носили бороды! Вот когда будете писать, как Толстой, или рисовать, как Моне, тогда отнесемся благосклонно к вашей слабости. А пока вашим бородам как-то ближе русские пословицы. Например, борода не в честь, а усы и у кошки есть. Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток. Особенно вот эта: бородой в люди не выйдешь. Никакая погонотрофия не поможет.

Анна ГРИГОРЬЕВА