Почему ольга ильинская не смогла оживить обломова. Почему Ольге Ильинской не удалось пробудить к активной жизни Обломова? по роману Обломов (Гончаров И




Когда-то француз Альбер Камю отметил, что слова «я люблю тебя» равносильны словам «ты никогда не умрешь». Бесценным даром богов, чувством, ниспосланным свыше, считали любовь древние. Прекрасные строки посвящали любви великие творцы слова. Прослеживается линия любви и в романе И.А. Гончарова «Обломов».

«Любовь - она бывает разной,

Бывает отблеском на льду,

Бывает болью неотвязной,

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом,

Бывает цепью и тюрьмой… - писала Ольга Высоцкая в известном стихотворении о любви. Кому-то любовь приносит радость и спокойствие, а кому-то горе и разочарование. Это чувство может помочь начать новую жизнь, а может и погубить.

Приходит любовь и к нашему герою. Но смогла ли его возлюбленная помочь ему измениться, возродила ли его для новой жизни? Почему Обломов не смог разделить счастье с Ольгой Ильинской и « воскреснуть»? Попробуем ответить на этот вопрос.

До знакомства с Ольгой жизнь его напоминает неподвижную водную гладь с мутной, затянутой тиной водой. Нет в ней ничего, что заставило бы Илью Обломова встать с дивана и предпринять какие-либо действия. В молодости он мечтал о благе России, о полноценной активной жизни. Способности у него были. Но было это в его родной Обломовке, где все заботились о нем и его удобствах. Оставшись один на один с жизнью, Обломов утрачивает юношеский задор. Ему становится скучно ходить на службу и сидеть там целый день, рауты и приемы тоже не привлекают его. Он замкнулся, облюбовав диван и общаясь только со своим слугой Захаром и изредка приходившим к нему Штольцем.

Именно Штольц спровоцировал встречу Обломова и Ольги Ильинской, когда отвез последнего на прием в дом Ильинской. На Обломова производит впечатление очаровательная и искренняя девушка, с прекрасным голосом. Она тоже проявила интерес к нему. А Обломов, заметив ее, продолжает думать об Ольге. Можно предположить, что Илья Ильич влюблен. Он испытывает желание понравиться, меняет свою жизнь: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…». Меняется его внутренний и внешний облик, снова вспыхиваю мечты и юношеские стремления. Увы! Продолжалось это недолго. Привычная леность вновь возвращается к герою.

Почему? Скорее всего, чувство Ольги Ильинской не было искренним и сильным. Да и любовь ли это с ее стороны? Ведь она смотрела на Обломова, как на друга которому необходима помощь, опека. Она скорее пыталась сделать его воплощением собственной мечты об идеальном человеке, побуждая его к действию.

И, наш герой понял это, когда прошел первый эмоциональный порыв. Он осознает, что Ольга «была готова к восприятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой…» Илья Ильич уверен, что если встретится кто-то другой, более активный, и Ольга Ильинская отречется от него и пойдет за другим. Он пишет возлюбленной прощальное письмо и разрывает отношения.

Я думаю, написание письма, не что иное как подтверждение того, что Обломов, несмотря на кажущуюся леность, человек чуткий, тактичный. Он способен разбираться в чувствах других людей, понять их. А из этого следует, что не так уж он и равнодушен и ленив, как кажется. Но трусость и неуверенность в себе ему свойственны. Будь Илья Ильич решительнее, он стал бы бороться за любимую женщину. Но предпочел отказаться от этого, заранее решив исход борьбы с придуманным соперником.

Не получилось у Ильинской воскресить Илью Обломова именно в силу его характера: мягкого, нерешительного. С одной стороны боязнь, бездействие и мнительность, неуверенность в своих силах помешали герою измениться.

Роман с Ильинской был обречен с самого начала. Илья Ильич ее полюбил, но она его? Они не подходили друг другу. Рациональная и активная Ольга, и сибарит Обломов не смогли бы быть семьей.

…Ты спрашиваешь, Инна, о моих летних впечатлениях. С удовольствием расскажу о них. Прежде всего - природа. Помнишь, каким душным, пыльным был наш город в июле? И вдруг я попала в рай. Тихая, задумчивая речка, чистый песчаный берег, вокруг лес, березовые рощи, прелестные солнечные поляны. А над всем этим - высокое ясное небо с легкими прозрачными облаками.

Но главное мое впечатление связано с книгой, да еще - ты не поверишь, - из списка произведений для обязательного чтения.

Дома меня называют книгоглотателем (ты ведь знаешь, я очень люблю читать), но когда мне что-то навязывают, это всегда вызывает протест. А тут «Обломов»! Оказывается, это любимая бабушкина книга. Начала читать, чтобы не обидеть мою золотую бабулю. Сначала было скучновато, а потом так увлеклась, что и о речке забыла. И все время думала: какими’мудрецами были классики, как умели читать в душах! Ведь роман написан сто пятьдесят лет назад, а как будто о нас, о наших переживаниях, о том, в чем даже себе не смеешь признаться.

Читая, я поняла, как это страшно, когда дело подменяется словом, когда мечты оторваны от жизни, когда человек понимает, что надо Делать, как поступить, чтобы добиться счастья, но лень и апатия губят его, не дают подняться. В самом деле, почему люди не летают?Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла спасти Обломова этой прекрасной, талантливой, поэтичной девушке, Ведь сначала он словно пробудился от тяжелого сна: поднялся с дивана, сбросил халат, стал читать, чтобы беседовать о прочитанном с Ольгой. Исчезли вялость, сонливость, апатия. «Цветущая поэма любви» развертывается на фоне весенних пейзажей. Как знак своей любви

Ольга дарит Обломову цветущую ветку сирени. И вот он пишет любимой девушке письмо. Искренне, не щадя себя, он рассказывает Ольге о своей человеческой слабости, отсутствии воли. Его любовь оказалась бескрылой. Обломов увидел в ней, этой любви, «труднейшую школу жизни». Меня поразило, что, написав письмо, в котором фактически отказывается от Ольги, от любви, Илья Ильич не чувствовал горя, более того, ему стало почти весело.

Поразительна, по-моему, сцена прощания Обломова и Ольги. Это решающий момент, он требует полного напряжения сил. И что же мы видим?! Ольга, которая очень долго верила, что ей удастся возродить любимого, помочь ему изменить свое отношение к жизни, теперь поняла, что все ее усилия напрасны. Ей очень больно, но девушка находит в себе силы произнести беспощадный приговор любимому человеку и расстаться с ним навсегда. А Обломов в этой сцене кажется мне особенно жалким и беспомощным. В ответ на горькие упреки Ольги он «улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: «Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня…» Не презрение, а сочувствие и участие вызывает у меня Обломов в этой сцене. Может, я не права, не знаю, но чувствую именно так. Жалею, что в прошлом остались и чудесная ария, вызвавшая у Ильи Ильича слезы, и ветка сирени, и трепет счастья, и мечты о возрождении.

Мне не в чем упрекнуть Ольгу: она искренне хотела спасти Обломова и делала для этого все, что могла. Но ей мало голубиной нежности, она мечтает о деятельной, содержательной, полезной жизни. А добрый, умный, нежный и благородный человек оказался слишком слабым, чтобы стать ей надежным спутником. И снова спрашиваю себя: «Что же сгубило Обломова, почему даже Ольга с ее любовью не стала для него якорем спасения?»

Казалось бы, какое до этого дело мне, живущей через полтора века после Обломова и Ольги?

А вот думаю, думаю… Повторяю: «Сирени завяли… Снег… все засыпал».

Судьба Ильи Ильича не безразлична мне. Погубила его «обломовщина» - обломовское воспитание, обломовский образ жизни, обломовская сонная лень. Да, он барин и делать ничего не умеет, потому что привык (и имеет возможность) жить чужим трудом.

Но ведь такой характер, такое отношение к жизни могут сложиться и в наше время, пусть в другой форме, и тогда ничто не спасет. Может, читая «Обломова», я впервые серьезно задумалась о жизни, о своей ответственности за то, как сложится моя судьба.

Особенно взволновал меня тот момент, когда Обломов отчетливо осознает, что погубило его. На вопрос Ольги: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу» - Илья Ильич чуть слышно отвечает: «Есть… обломовщина!» Как видишь, приговор себе он произносит сам. Все понимает, но бессилен изменить себя. Это для любого человека - трагедия.

Вот о чем думала я, гуляя по солнечным полянам, любуясь сиянием сквозных березовых рощ, вслушиваясь в шелест листвы. Кажется, я очень повзрослела за это лето. Спасибо И. А. Гончарову за «Обломова», за талантливый жизненный урок, за то, что заставил заново оценить свои поступки, свою жизнь, свои отношения с близкими людьми. И еще я поняла, что «воспитание - великое дело: им решается участь человека».

Любовь Ольги Ильинской не изменила Обломова, хотя на время вывела его из обычного апатичного состояния. Читатель романа может наблюдать эволюцию чувств Ольги: любопытство, желание «пробудить» привели к увлечению, вспыхнувшее в ней чувство делает ее более настойчивой, упорной. В сознании Ольги возникает сравнение своей ситуации с пигмалионовской: «Это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом», - думает она с досадой.
Что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Увы, программу пробуждения «статуи» в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, книги, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Но петербургская жизнь для Ильи Ильича - это «вечная игра дрянных страстишек», «пустая перетасовка дней», далекие от его идеала.
Для него счастье - это свобода, отдых и покой, которые и являются целью людской суеты, страстей, войн, торговли и политики. Такое понимание счастья свойственно не только гончаровскому герою. Можно вспомнить царя Дадона из пушкинской «Сказки о золотом петушке», который «под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить», или лермонтовское «Я б хотел свободы и покоя». В эпилоге «Войны и мира» Л.Н. Толстого мы видим Наташу Ростову располневшей, опустившейся, утратившей былой огонь, но приобретшей выражение спокойной мягкости и ясности на лице, и узнаем, что все ее порывы «имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа». Поэтому и Обломова не могут переделать пустая суета и тягостные заботы, лишающие человека цельности.
Боги в античном мифе оживили Галатею, видя беспредельную и безрассудную любовь Пигмалиона. Но любовь Ольги Ильинской слишком рассудочна: она размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей «миссии» - спасти Илью Ильича. В ее мыслях о любви есть тщеславие и самолюбование («Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем»), ставящие под сомнение абсолютность ее чувства. Такая любовь не может быть безоглядной. Это также одна из причин того, что Ольге-Пигмалиону так и не удается оживить Галатею-Обломова.
Обломов в своем чувстве наивнее, проще Ольги, несмотря на то, что она гораздо моложе его. Но зависимость от женщины такого типа оборачивается необходимостью постоянно доказывать свою интеллектуальную и деловую состоятельность, а это мучительно для Ильи Ильича. Во многом именно поэтому он предпочел остаться в домике на Выборгской стороне.
Женитьба на Ольге не переменила бы Обломова, в конце концов, это поняла и она сама. Человека нельзя переделать, а Ольга не хотела принимать Илью Ильича таким, какой он есть, и это сделало их брак, для которого не было никаких внешних препятствий, невозможным.

Жизнь главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» можно сравнить с практически неподвижной рекой, постепенно превращающейся в болото. Вода в этой реке неподвижна, постепенно она мутнеет и начинает «цвести». В ней не заметна никакая жизнь, ничто не тронет ее застоявшихся вод. И лишь изредка сядет на ее поверхность пролетающая мимо птица или булькнет где-то незаметная рыбка. Каждый, кто пройдет мимо этой речушки, подумает, что скоро она совсем зарастет и превратится в болото. А ведь когда-то это была полноводная река, «до краев» наполненная жизнью. Так и существование Ильи Ильича Обломова. Когда-то этот молодой еще барин подавал большие надежды – он не был лишен способностей, грезил о деятельности на благо России, о своей полноценной и разносторонней жизни. Но все это было дома, в Обломовке. Там, где все, начиная от родителей и заканчивая каждой травинкой, заботились об Илье Ильиче, любили его, оберегали от малейшего дуновения «суровой действительности». В Петербурге же, когда Обломов остался один на один с жизнью, весь его пыл быстро пропал. Герою не нравилось ни служить, целый день просиживая в канцелярии, ни ездить по светским раутам и вести пустые беседы, ни заниматься наукой или искусством, пробиваясь через сотни бездарностей. И постепенно Обломов ушел в себя, ограничил свою жизнь до минимума: он лишь лежал на диване и…все. Весь круг общения героя сводился к слуге Захару, изредка навещавшего героя друга Штольца и случайно забежавших к Илье Ильичу знакомых. Так бы и текла жизнь героя романа, постепенно затухая и не получая никакого разнообразия. Но на жизненном пути Ильи Ильича возникают два важнейших для него события – две любовные встречи. Они не только сильно повлияли на Обломова, изменили его существование, но и в полной мере отразили характер героя, особенности его натуры. Так, совсем неожиданно в жизни Ильи Ильича появляется Ольга Ильинская. Встречу этих героев «провоцирует» друг Обломова – Штольц. Именно он, пытаясь как-то «растормошить» Илью Ильича, везет его на вечер к Ильинской. Несомненно, Обломов не мог не очароваться прелестной, искренней, естественной девушкой с великолепным оперным голосом: «…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз». Ольга первая заинтересовалась таким необычным «экземпляром», как Обломов. Но тот, заметив внимание к себе этой девушки, уже не мог выпустить из своей головы воспоминание о ней. Можно сказать, что Илья Ильич влюбился: «Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой». Под влиянием Ольги, желая понравится ей, быть достойным ее, Обломов начал жить – активной интеллектуальной и физической жизнью: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам...» Герой преобразился внешне и внутренне, вновь в нем вспыхнули мечты и стремления юности. И, казалось бы, вот оно – произошло преображение героя! Однако вскоре «все встало на свои места» - натура Обломова взяла верх над его мечтами. Надо заметить, что любовь Ольги не была любовью в полном смысле этого слова. Ильинская видела в Илье Ильиче не любимого мужчину, а близкого друга, которому требуется опека, «сильная рука», постоянный контроль. Обломов был для этой героини отражением собственной добродетели, подтверждением собственного величия и - ничем более. Наверное, Илья Ильич почувствовал это, когда прошла любовная горячка. Герой понял, что Ольга – не для него и любит его по «случайности», потому что он просто «попался под руку» в нужный момент: «Она готова была к воспринятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой... Другой только явится - и она с ужасом отрезвится от ошибки!» В результате пишет письмо, которое помогает разорвать все отношения с Ильинской. О чем говорит этот эпизод «отречения» Обломова? Что он высвечивает в облике героя? Мне кажется, что здесь проявляется и душевная чуткость Ильи Ильича, его необыкновенный такт, способность понять другого человека, разобраться в его чувствах. А это значит, что герой не так апатичен и ленив, как кажется; душа его и ум живы. С другой стороны, мы видим, что Обломов труслив и неуверен в себе. Он, любя Ольгу, не стал бороться за нее, заранее решив, что проиграет в борьбе с будущими конкурентами. Таким образом, на мой взгляд, Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова из-за характера главного героя. Страх, инертность, лень, с одной стороны, и мягкосердечие, неуверенность, склонность к сомнениям, с другой, привели к тому, что изменения главного героя остановились на полпути. Кроме того, безусловно, Обломов любил Ильинскую, но вот любила ли она его? Думаю, что нет. Эти герои не подходили друг другу, они не смогли бы построить семью - их роман был обречен закончиться очень быстро. Но, и это несомненно, он обогатил духовно и Обломова, и Ильинскую.

Роман Гончарова «Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм. Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед. (Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.

Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Тест по произведению