Проблема памяти о войне примеры. Что значит помнить? Как надо помнить? Последовательность формирования исторической памяти




Сочинение «Память о войне» ученицы 7 класса средней школы №7

Арбит Анны.


Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям.

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

А. Твардовский

9 мая... День Победы – праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы своим черным крылом самая страшная из войн - Великая Отечественная! В этот день под звуки духового оркестра на площадь перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, по-моему, таких слов, какими можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых война стала новой точкой отсчета, по которой привыкли они выверять смысл и цену своих поступков.

Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн. И живы еще люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным и горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Нам повезло, мы живём в относительно мирное время, и за это - низкий поклон всем тем, кто сражался за освобождение нашей страны от фашистских захватчиков: в тылу и на фронте люди не жалели своих сил и жизни, «просто был выбор у каждого: я или Родина». И люди выбирали Родину, чтобы было будущее у детей и внуков, чтоб не исчезла русская земля. Благодаря именно такому истинному патриотизму мы есть.

О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлено фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы очевидцев.

Многие из героев, на плечи которых легли тяжелейшие испытания, принадлежали к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. Юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти, сталкиваясь с бесчеловечными и жестокими силами фашизма.

В нашем городе живет человек удивительной судьбы. Его зовут Шульгин Владимир Михайлович. В 1941 году он добровольно ушел на фронт. Его часть обороняла знаменитую Дорогу Жизни, которая проходила по льду Ладожского озера. По ней в осажденный Ленинград везли на машинах продукты и оружие. Бойцам приходилось очень трудно. Ни днем, ни ночью нельзя было выйти из окопа. И спали, и ели на посту. Вражеские атаки с воздуха не давали передышки. Однажды ночью в окопе оказался чуть живой мальчишка. Бойцы подобрали его, накормили. Владимир Михайлович провожал его домой, прикрывая собой во время бомбежки. На память подарил ему свой ремень и весь солдатский продовольственный паек, который выдавали только бойцам. А кормили их не лучше, чем блокадников, и они всегда ходили голодные.

В один из дней, когда фашисты особо лютовали, огонь был шквальным, и снаряд угодил в окоп, в то место, где как раз находился Владимир Михайлович. Засыпало всех, были слышны крики и стоны. Владимир Михайлович пришел в себя, когда через поле, по которому стреляли, его тащила юная, маленького роста медсестра. Тащила и уговаривала потерпеть.

Владимир Михайлович был ранен множеством осколков. Военный хирург долго боролся за жизнь бойца. Владимир Михайлович выжил, а вот ноги… они еле передвигаются. Каждый шаг дается с болью. После госпиталя его демобилизовали. До сих пор сияют на парадном пиджаке солдата медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». После войны Владимир Михайлович работал в школе учителем истории в Казахстане. После смерти жены его, уже старенького и больного, забрала к себе родная сестра, и теперь он живет здесь, в городе Киржаче. Владимир Михайлович – удивительно добрый и скромный человек. Он не любит много говорить о себе, не любит быть в центре внимания. Он утверждает: «Я не сделал ничего особенного, просто воевал и защищал Родину так же, как все». А награды говорят о мужестве и доблести солдата.

Это о таких защитниках Родины сказал когда-то знаменитый адмирал Ушаков: «Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины…»

Люди военного поколения ─ особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Высота человеческого подвига определяется силой любви в жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. Мы никогда не забудем погибших в войне, мы всегда будем помнить тех, кто жертвовал собой, спасая и защищая Родину.

Скоро 9 мая. А это значит, что уже в 65 раз прозвучит над Красной площадью салют. Уже 65 лет русский народ празднует великий праздник - День Победы! Жаль только, что участников сражений, ветеранов Великой Отечественной войны, остаётся всё меньше и меньше. К сожалению, скоро уйдут из жизни настоящие герои, которые и героями-то себя не считают, и, как Василий Тёркин, говорят о своих подвигах как-то вскользь, между прочим, мол, «бывало всяко». А что кроется под этим «всяко» - страшно представить! Смерть товарищей, потеря близких людей в результате бомбёжек и пленения, первый выстрел в человека… И хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить. И я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, молодых, не утратили любовь к Родине и благодарны солдатам Великой Отечественной войны. А еще я хочу, чтобы каждый из нас хоть изредка задумывался, использует ли он этот шанс в полной мере, чтобы когда-нибудь, оглянувшись, посмотреть на прожитую жизнь и с чистой совестью сказать вам, людям, защитившим нашу Родину, что все сделанное вами не пропало даром и никогда не будет забыто, потому что «есть память, которой не будет конца»!

И пусть умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему,
Покой и счастье мирных дней.
Ты встань и поклонись ему.
И в это мирное время века
Я готова бить в тот набат:
«Люди, подло забыть человека,
имя которого - русский солдат!»

Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Память хранится в книгах. Общество, о котором говорится в произведении, утратило книги, забыв о важнейших человеческих ценностях. Людьми стало легко управлять. Человек полностью подчинился государству, ведь книги не научили его думать, анализировать, критиковать, бунтовать. Опыт предыдущих поколений для большинства людей пропал бесследно. Гай Монтэг, решивший пойти против системы и попробовать прочесть книги, стал врагом государства, первым кандидатом на уничтожение. Память, хранящаяся в книгах - великая ценность, утрата которой ставит под удар все общество.

А.П. Чехов "Студент"

Студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает незнакомым женщинам эпизод из Евангелия. Речь идет об отречении апостола Петра от Иисуса. Женщины реагируют на рассказанное неожиданно для студента: из их глаз текут слезы. Люди плачут о событиях, происходивших задолго до их рождения. Иван Великопольский понимает: прошлое и настоящее неразрывно связаны. Память о событиях минувших лет переносит людей в других эпохи, к другим людям, заставляет сопереживать и сострадать им.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Не всегда стоит говорить о памяти в историческом масштабе. Петр Гринев помнил слова своего отца о чести. В любой жизненной ситуации он поступал достойно, с мужеством перенося испытания судьбы. Память о родителях, воинском долге, высоких моральных принципах - все это предопределяло поступки героя.

Когда говорят «Великая Отечественная война» передо мной встает картина боев и ожесточенных сражений; боль – физическая от ран, и душевная, которая мучает людей потерявших своих близких в ту пору. Но что значит война для современного общества? Как относятся нынешние люди к ветеранам, к памяти о великих боях и о всеобщих героях? Именно об этом заставляет задуматься читателя своим текстом Л. Матрос.
Говоря об этой проблеме, автор с сожалением признает, что военные годы уходят вдаль из памяти современностии «во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает все то, что напоминает о ней». И он прав, ведь подрастает новое поколение, которое, увы, не интересуется «проблемами прошлого», им гораздо интереснее думать о сегодняшнем дне. Все чаще мы сталкиваемся с такой ситуацией, что для современного поколения Великая Отечественная война становиться лишь отголоском из прошлого, о котором упомянуто в учебниках по истории. Не зря Матрос считает тему победы особенно актуальной в наши дни, потому что Великая Победа показала, «как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объединения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества».
Я полностью разделяю взгляд автора, мне близка его боль. Я также считаю, что тема народной памяти очень актуальна в нынешнее время, когда в мире мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством неприятностей. Опираясь на это, я считаю, что невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны
Великая Отечественная война создала целую поэтическую антологию эпохи. Важность народной памяти не раз подчеркивалась в произведениях талантливых писателей. Таким образом они показали нам, что эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
Вспомним, хотя бы, «Обелиск» Василя Быкова, где подвиг учителя, расстрелянного фашистами, не был забыт.
Также примеру, можно вспомнить повесть Кондратьева «Сашка».
Говоря об этом произведении, нельзя пройти мимо таких понятий, как мужество, честь, смелость и отвага. Именно этими качествами обладал главный герой повести. Сашка. Хоть этот герой совсем еще юн, но к своей профессии относиться очень серьезно.
Никого не оставляют равнодушными события тех лет. И очень ценно то, что со временем мы не превращаемся в рабов-манкуртов из известной легенды, не помнящих своего прошлого.
Главное – помнить поистине великие слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости».

Сочинение ЕГЭ по тексту: " Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость…" (по Б.Л. Васильеву).

Полный текст

(1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (З)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость. (4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (б)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла. (6) Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь. (9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. (14) Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью. (16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17) На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат. (21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. (23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. (26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: "НИКОЛАЙ". (ЗЗ)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. (36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

Статья русского писателя Бориса Васильева заставляет нас задуматься, помним ли мы тех солдат, которые защищали нашу страну, нас, от чёрной чумы фашизма. Проблему памяти Великой Отечественной Войны поднимает автор статьи. В нашей стране много музеев, посвященных героям-солдатам. Одним из них является музей защитникам Брестской Крепости.

Позиция автора четко выражена в словах: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь». Автор призывает современную молодёжь помнить о тех, кто нам дал свободную жизнь, сохранил наше государство, наш народ. И самое главное это то, за что они сражались, а сражались они за наше будущее.

Я полностью согласен с автором статьи. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб в этой кровавой бойне, мы должны знать и чтить их могилы, их памятники. Нельзя жить, не касаясь этого, ведь это наша история. Это обязательно нужно помнить и передавать знания будущим поколениям.

Многие русские писатели поднимали тему войны в своих произведениях. Написаны великие произведения о героических подвигах советских солдат. Это и «Судьба человека» М. Шолохова, и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, и многие, многие другие. Прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», я долго не мог отойти от того состояния, в которое он меня ввел. Андрей Соколов пережил очень многое. Судьба, которая пришлась на время войны - самая тяжелая. Но, несмотря на все трудности, пройдя весь ужас плена, концлагеря, Соколов смог сохранить в себе человечески чувства доброты и сострадания.

Также и Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» рассказывает о простых советских девушках, которые не побоялись во много раз превосходящего их врага и исполнили свой воинский долг: не дали пройти немцам к железнодорожным путям, чтобы взорвать их. За бравое дело девушки поплатились своей жизнью.

Забывать о том, чего стоила нашей стране свобода, нельзя. Мы обязаны помнить о тех, кто сложил свои головы за будущее потомков. Чтить память, и учить этому своих детей, передавая память о войне из поколения в поколение.

Задание к сочинению ЕГЭ:

15.3 Как вы понимаете значение фразы: Проблема памяти Великой отечественной войне? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Проблема памяти Великой отечественной войне

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример сочинения № 1 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

«Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству; она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее её», — утверждал Мартин Лютер, христианский богослов, инициатор реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Действительно, война стирает всё, что человек принёс в эту жизнь. Любое бедствие не уносит столько жизней, не приносит столько боли и страданий, СКОЛЬКО ВОЙНА, поэтому люди не забывают эти страшные годы.

В тексте Бориса Львовича Васильева,…, поднимается проблема памяти о Великой Отечественной войне.

Автор отмечает, что каждый год двадцать второго июня в Брест приезжает старая женщина. Она не стремится к Брестской крепости. Старая женщина выходит на площадь, где читает одну и ту же надпись на мраморной плите, вспоминая своего сына.

Примером, доказывающим мою мысль, служит стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт – ничто не забыто». Строки этого стихотворения пронизаны благодарностью русским солдатам, которые сражались и умирали за Отечество. Ольга Бергольц призывает людей помнить о том, через что пришлось пройти нашим соотечественникам. Автор говорит о том, что каждый год вся страна «поклоняется праху убитых» в знак уважения.

Ещё одним примером, доказывающим мою мысль, служит блокада Ленинграда. Десятого июля 1941 года немцы напали на Ленинград. Имея численное и техническое преимущество, немцы планировали в скором времени захватить город. Невзирая на это, русские люди смогли выдержать осаду. Они так и не сдали город врагу. В память об этих годах Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Таким образом, важно помнить страшные годы Великой Отечественной войны, не забывать о том, что пришлось пережить нашему народу.

Пример сочинения № 2 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово «война» болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая - это священный праздник для всего народа нашей страны.

Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б.Васильева.

Защита Брестской крепости стала одной из многих легендарных страниц той страшной войны.Автор пишет о том, что «Крепость не пала. Крепость истекла кровью».Время стерло в памяти лица солдат,защищавших крепость. Мы не знаем их всех поименно. Но мы знаем одно: до последней капли крови они противостояли фашизму.

Сейчас Брестская крепость - музей. Сюда идут благодарные потомки, чтобы вспомнить тех, кто навечно остался лежать на этой земле, поклониться им.

Каждый год, 22 июня приезжает в Брест старая женщина.Она возлагает цветы к мраморной плите, на которой высечено имя ее сына, героически оборонявшего вокзал Бреста. Прошли десятилетия с того момента как погиб ее сын. Но она - мать, и в ее сердце он будет жить вечно.

Каждая строчка этого текста наполнена гордостью за весь наш народ, который одержал победу над фашизмом в ВОВ. Позиция автора ясна: мы потомки солдат ВОВ, будем вечно помнить об их подвиге,героизме и мужестве

Вспоминаю «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Пять девушек-зенитчиц погибают, вступив в неравный поединок с немецким десантом. Погибают, но не сдаются. У них была возможность избежать этого столкновения. Но они сделали свой выбор: погибли, но не подпустили фашистов к железной дороге. Но опушке леса появился скромный обелиск. Сюда приходит старшина Васков и сын Риты Осяниной, чтобы вспомнить военные годы и почтить память погибших.

В романе «молодая гвардия» А.Фадеев рассказывает о подпольщиках, боровшихся в тылу врага с фашизмом. Они были совсем молоды, мечтали о счастливой жизни. Но их предали, и все они погибли. Их имена навечно высечены на мраморной плите мемориала в городе Краснодоне.

Время безжалостно. Уходят ветераны. Их осталось совсем немного. Из их уст мы узнает правду о войне. Мы, современная молодежь, благодарны всем, кто подарил нам безоблачное небо и счастье мирного дня.