В списках не значился автор произведения. ««В списках не значился» — это история




Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.

Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые "огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то оказывается последним.

Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться, они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, “В списках не значился”, Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.

Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа “В списках не значился”, только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт Николай Майоров сказал:

Мы были высоки,

русоволосы

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли

недолюбив

Не докурив последней

папиросы.

Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.

Прочитав произведение Бориса Васильева “В списках не значился” можно сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…

Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.

В характере главного героя большая правда времени, которое писатель рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.

За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, несдавшимся, свободным, “смертью смерть поправ”.

Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды - пулемётам! И вот в живых только один - Плужников, герой книги Б. Васильева “В списках не значился”. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: “Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?”

Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.

“Я виноват… один я!” - восклицает Плужников, когда погибает всеми любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, “виноваты” в том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта суровая “наука ненависти”.

Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях - грохоте разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев - ещё больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова, создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.

Не жертвой - героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, “щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку”, а солдаты “ вытянулись и замерли”. Это и Плужников не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из “Капитанской дочки”. А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, “уже не имевший возраста”. Но не это - не внешний вид важен. “Он был выше славы, выше жизни и выше смерти”. Что значат эти строки? Как понять это “выше”? И то, что Плужников плачет: “Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?”

Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой - земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове “плачет молоденький лейтенант Коля”, который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.

Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это - слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.

Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? “Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти”, - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.

“Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще - суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит, надо!- логика тех, для кого подвиг - до конца выполненный долг”.

Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. “Я русский солдат”, - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное - жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте…

Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные собирательному патриот.

Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо - бесстрашное “выше”, когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг - это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань. Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…

Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к части Прижнюк…

Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.

Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости, невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным ими самим себе.

Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.

И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота и скромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию о нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направления современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом поступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметные снаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победы над врагом.

"Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…"

А. Твардовский

Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал... Новые поколения знают о войне только из кинофильмов, из рассказов старших да из книг. Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Но и сейчас создается много произведений о тех тяжелых для страны годах, о мужестве и стойкости советских людей, победивших в самой жестокой из прошедших, войн. Путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней... И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед. Идут годы... Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.

Живая память о беспримерном подвиге – книги советских писателей. Они передают эстафету памяти нам. Их произведения делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны им за это. Почти все произведения о войне, которые я читала, оставили в моей памяти неизгладимый след. Но наибольшее впечатление произвела повесть Б. Васильева «В списках не значился». Я считаю, что эта повесть не об одном герое, а обо всех неизвестных защитниках Брестской крепости.

Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли, но имена которых остались неизвестными. Пусть имена их неизвестны нам, но подвиг их живет в наших сердцах. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».

Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Для меня Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. Николай Плужников, Андрей Соколов, Николай Кузнецов, миллионы других солдат. Откуда брались у них душевные силы выдержать нечеловеческие страдания, что дало им силы в борьбе? Вот как писал об этом П. Богданов: «Нас не учили, как под танк бросаться, И вражью амбразуру грудью как закрыть, И на врага живым тараном мчаться... Но нас учили Родину любить!» Да, любовь к Родине, к родной земле, к дому дала им силы победить. И Родина помнит своих сынов и дочерей, отдавших жизнь за ее свободу и независимость. Нет такого города или села, где бы не стоял памятник погибшим в Великой Отечественной войне. У подножия памятников и обелисков всегда лежат живые цветы.

Такие люди, как Николай Плужников, Андрей Соколов и многие другие, каждым часом своей жизни приближали Победу. Они всегда будут жить в сердцах наших людей. Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые её видели. И нам надо чаще встречаться с ветеранам и, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить ее повторения. Давно окончилась Великая Отечественная война, но остались еще солдаты, чьи имена неизвестны. И наш долг – сделать все, чтобы люди узнали о них. Ведя поисковую работу, мы сами становимся нравственно богаче, учимся сопереживать участникам событий. Нам очень интересно бывает с ветеранами. Часто мы приходим к ним домой, помогаем им, а потом слушаем их рассказы. У нас в школе ведется летопись Великой Отечественной войны. Часто к нам в гости приходят ветераны войны. Эти люди являются для нас примером. Мы помним о том, что они воевали для того, чтобы мы могли жить под мирным небом, чтобы наше поколение было счастливым.

Давно отгремели залпы Великой Отечествннной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Столкновение мирной жизни с жестокой реальностью войны является оним из главных мотивов романа "В списках не значился". Всё произведение -- повествование о школе зрелости и мужества, которую проходит 19 летний лейтенант, Николай Плужников.
В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. н уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Бретскую крепость. В го планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Бретскую крепость: гитлеровская Германия предательки напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Бретской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить.. .
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование.. . Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Бретской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложой, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Бретсткой крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и "хозяином" крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага.. . "Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью... "
Слова Плужникова: "Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. "
Я осталась под впечатлением от истории любви Плужникова и Мирры. Кажется, что эта романтическая любовь в подземелье как-то неожиданна в этом романе. Но эта любовь является проявлением настоящей человечности, противостоящей жестокости войны. Великая сила жизни, добра, любви неистребима неперекор всему что стремится ее уничтожить.
Легендарные герои, легендарные подвиги, изображеннные в романе "В списках не значился" отражают подлинную действительность. И Борис Васильев, рисуя их, опирался на реальную историю обороны Бретской крепости.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. Поэт ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии. В поэме Некрасов показывает искателей истины - семерых мужиков, которые решили: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами, Ни с малыми ребятами, Ни стариками стар

Читая стихи С. Есенина, можно выделить разные темы: о природе, родине, любви. Из стихотворений на лирическую тему я хотела бы выбрать “Письмо к женщине”. В нем С. Есенин пишет про любовь, которую он возвышает в своих чувствах. Женщина отвергает его любовь: Вы говорили: Нам пора расстаться, - Что вас измучила Моя шальная жизнь... С. Есенин писал, что Земля - это корабль. На этом корабле с каждым может случиться разное. Поэт сам попал в трудную ситуацию. Он вел разгульную жизнь. В письме к любимой женщине С. Есенин раскаивается. Но прямо прощения он не про сит. Из его письма ясно, ч

Передовые, прогрессивные тенденции в развитии русской общественной мысли и литературы второй половины 18 века, заложившие основы революционной идеологии в России и ускорившие процесс формирования реализма, нашли своё наиболее полное выражение в творческой деятельности выдающегося писателя, революционера, мыслителя Александра Николаевича Радищева. Радищев был первым русским писателем, связавшим литературу с освободительным движением и революционной мыслью. Надо было обладать большим мужеством, смелостью политической мысли, чтобы в реакционную пору екатерининского правления выступить с революцио

Борис Васильев - один из самых известных русских писателей, которые писали о войне. Его повести "А зори здесь тихие...", "Глухомань", "Не стреляйте белых лебедей" проникнуты любовью к людям и родной природе.

Мы рассмотрим повесть "В списках не значился", анализ которой пригодится для изучения произведения в школе.

Начало военной карьеры Коли Плужникова

Повесть открывается историей молодого парня Николая Плужникова, у которого все в жизни складывается: карьера (ему присвоили младшего лейтенанта), новая форма, предстоящий отпуск... Плужников идет на один из самых лучших вечеров в его жизни - на танцы, куда он приглашает библиотекаршу Зою! И даже просьба начальства пожертвовать своим отпуском и остаться, чтобы разобраться с имуществом училища, не омрачает чудесного настроения и жизни Коли Плужникова.

После командир спрашивает о том, что Николай намерен делать дальше, собирается ли он идти учиться в академию. Однако Коля отвечает, что хочет "послужить в войсках", ведь настоящим командиром стать невозможно, если не служил. Генерал одобрительно смотрит на Николая, начиная его уважать.

Николая направляют в Западный округ, на Брестскую крепость.

Вдруг началась война...

Анализ произведения "В списках не значился" (Васильев) невозможен без упоминания о промежуточной остановке Коли между училищем и крепостью. Этой остановкой стал его дом. Там Николай увиделся с матерью, сестрой Варей и ее подружкой Валей. Последняя подарила ему поцелуй и пообещала непременно дождаться.

Николай Плужников отправляется в Брест. Там Коля слышит о том, что немцы готовятся к войне, однако большинство горожан не верят в это, не воспринимают всерьез. К тому же русские верят в силу Красной Армии.

Коля подходит к крепости, его сопровождает хромоногая девушка Мирра, которая раздражает Плужникова своей болтовней и осведомленностью. На КПП Колю пропускают, дают ему комнату для командировочных и обещают разобраться с его распределением после.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года Брестскую крепость начинают бомбить. Очень реалистично умел описывать войну Борис Васильев. "В списках не значился" анализирует и показывает всю обстановку, в которой приходится сражаться таким солдатам, как Коля Плужников, их мысли и мечты о доме и родных.

Последний герой

После нападения немцев все русские, которые были на Брестской крепости, надеются, что вот-вот подоспеет Красная Армия и окажет помощь, самое главное - дожить до подмоги. Но Красной Армии все нет, а немцы уже разгуливают по крепости, как у себя дома. Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, описывает, как маленькая горстка людей сидит в подвале крепости и доедает найденные сухари. Они сидят без патронов, без еды. На улице настоящий русский мороз. Эти люди ждут подмоги, однако ее все еще нет.

Люди, сидящие в подвале, начинают умирать. Остается только Николай Плужников. Он стреляет в немцев последние патроны, а сам постоянно прячется в расщелинах. Во время одной из перебежек на другое место он находит укромное местечко, залезает туда и вдруг... слышит человеческий голос! Там Плужников видит очень худого человека в ватнике. Он плачет. Оказывается, он уже три недели не видел людей.

Плужников умирает в конце повести. Но он умирает после того, как его спасают русские войска. Он падает на землю, смотрит в небо и умирает. Николай Плужников остался единственным живым русским солдатом после вторжения немцев на Брестскую крепость, а это значит, что она не была завоевана до конца. Николай Плужников умирает свободным, непобежденным человеком.

Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, не дает сдержать слез в финале произведения. Борис Васильев пишет так, что каждое слово буквально цепляет за душу.

История создания произведения

В конце повести читатели наблюдают, как к вокзалу Бреста приезжает женщина и возлагает цветы. На дощечке написано, что во времена Великой Отечественной войны вокзал оберегал Николай (фамилия его неизвестна). Свидетелем этой истории, произошедшей в реальности, стал Борис Васильев.

"В списках не значился" (анализ этой повести невозможен без опоры на следующие факты) - произведение, основанное на том, что сам Васильев проезжал мимо станции вокзала в Бресте и заметил женщину, которая стояла перед табличкой с надписью о неизвестном Николае. Он расспросил ее и узнал, что во времена войны был такой солдат, который пал героем.

Борис Васильев попытался поискать о нем что-либо в документах и архивах, но ничего не нашел. Потому что солдат в списках не значился. Тогда Васильев придумал ему историю и донес ее до нашего поколения.

Любовная линия

Сначала Николай Плужников влюбился в Валю - подругу своей сестры. Она обещала его ждать, а Коля обещал вернуться. Однако на войне Николай полюбил снова. Да, между ним и той самой хромоножкой Миррой вспыхнула любовь. Они сидели в подвале и планировали, как они оттуда выберутся и поедут в Москву. А в Москве они пойдут в театр... Мирра поставит протез и не будет больше хромать... Таким мечтаниям предавались Коля и Мирра, сидя в холодном, сером, Богом забытом подвале.

Мирра забеременела. Пара поняла, что Мирре невозможно оставаться в подвале и питаться одними сухарями. Ей необходимо выбраться, чтобы сохранить ребенка. Однако она попадает в руки к немцам. Немцы долго избивают Мирру, потом протыкают штыками и оставляют умирать на глазах у Плужникова.

Другие герои повести

Плужников воюет с солдатом Сальниковым. Удивительно, как война меняет людей! Из зеленого юнца он превращается в сурового мужчину. Перед смертью он винит себя в том, что часто думал не о самом ходе боя, а о том, как его встретят дома. Его нельзя винить в этом. Никто из молодых ребят, находившихся на Брестской крепости, не был предупрежден и подготовлен к встрече с врагами лицом к лицу.

Одна из главных героинь, о которых говорилось выше, - это Миррочка. Девушка, которая вообще не должна была оказаться на Брестской крепости в такое нелегкое время! Она нуждалась в защите своего героя - Коли, которого она, может быть, отчасти в благодарность и полюбила.

Таким образом, Борис Васильев ("В списках не значился"), анализ произведения которого мы сделали, создал историю одного героя, подвиг которого олицетворяет подвиги всех русских солдат в Великой Отечественной войне.