Русская культура периода феодальной раздробленности кратко. Памятники архитектурной школы Киевской земли
Культура переживала дальнейший подъём. Возникли местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.).
Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы.
Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство.
Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве» , повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот памятник подделкой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.
Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Кли мента Смол я́ тича († 1164). «Киево-Печерский патер и́ к » содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.
Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).
Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе , Параскéвы Пятницы . В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище .
Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх . При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота ), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор , в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́ , а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор , отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.
Живопись . Икона «Владимирская богоматерь » («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский » из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы », «Спас Нерукотворный », фрески церкви Спаса на Нерéдице .
Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов.
Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета.
Брачные обычаи . На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.
Жилище . Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.
Сельское население жило в деревнях-вéсях . Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.
Существовали два типа жилых построек:
-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);
-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).
Питание . Основу пищевого рациона составляли растительные и животные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.
Одежда . Основным видом одежды была рубаха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Мужчины носили длинные штаны – «порты, или ноговицы ». Верхней одеждой простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан , головной платок – убрус. Князья носили застёгивающиеся на плече плащи – «кóрзно » и шубы («кожухи »), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обувью. Знать, следуя византийским традициям, носила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.
З доровье . Антропологи полагают, что на Руси средняя продолжительность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболеваниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с недостатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.
Широкое распространение имела баня . В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не мученье». Русь в развитии гигиенических навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.
Развлечения . Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы» ) и дружинные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свирелях, устраивал скоморошьи забавы и игрища.
Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.
Культура Руси в период раздробленности
Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).
В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).
"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.
Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.
Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.
Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.
Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.
Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.
В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).
Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).
Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности.
Понятие культуры. Характерные черты культуры Киевской Руси. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Культура русских земель периода феодальной раздробленности и ее особенности.
Ответ по любому вопросу по культуре рекомендуется начать с определения понятия «культура» (совокупность материальных и духовных ценностей людей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение). Затем следует выявить характерную черту развития культуры этого периода и описать достижения в разных областях культуры: литературе, архитектура, искусстве и т.д.
1. Культура Киевской Руси. Характерная черта – огромное влияние принятия христианства на становление и развитие культуры. Особенно оно проявилось:
1. В литературе: окончательно возникла письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал – пергамент (особым образом выделанная кожа телят) и береста (берестяные грамоты в Новгороде).
2. В архитектуре – появились первые сооружения из камня: церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве (989-996 гг.), соборы святой Софии в Киеве (1037-1043 гг.) и Новгороде (1045-1050 гг.). Постарайтесь ответить на вопрос, что означал культ святой Софии и почему главные храмы государства были именно так названы? (показать свое равенство с Византией, где главный собор был назван в честь св. Софии). Необходимо отметить, что первоначально в качестве образца использовались византийские крестово-купольные храмы; постепенно с конца XII в. появились и элементы национального стиля – прежде всего, завершение глав храмов либо в виде луковицы, либо в виде шлема воина (в Византии – полусфера).
3. В живописи – появление иконописи (в основном копировались византийские иконы). Следует также отметить использование фресковой живописи (нанесение красок по сырой штукатурке) и мозаики при украшении храмов.
Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного дела (техники «зернь» и «скань» ).
2. Культура русских земель периода феодальной раздробленности. Характерная черта – появление многочисленных новых культурных центров помимо Киева и Новгорода, конкурировавших между собой. В особенности это проявилось:
1. В литературе – возникло несколько альтернативных центров летописания; наиболее яркие из них – новгородская школа (характерная черта: восхваление «господина Великого Новгорода»), владимирская школа (характерная черта: восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта: наличие многочисленных лирических отступлений, яркость стиля; главный герой – Даниил Галицкий).
2. В архитектуре – выделилось два стиля:
– новгородский: главная черта – суровость стиля, минимизация украшений, основной материал – кирпич (пример: церковь Спаса на Нередице (1198 г.);
– владимирский : главная черта – повышенная декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк (примеры: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире (1158-1160 гг.), Дмитровский собор во Владимире (1154-1197 гг.)).
Вывод: к моменту монгольского нашествия русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и, как минимум, не уступала культуре стран Запада.
В 12 в. Киевская Русь распадается на десятки феодальных княжеств, к 15 в. их количество достигает 250. Их отличают собственные черты культурного развития. Складывались Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и другие художественные школы.
Создаются былины , циклы исторических песен, местное (областное) летописание .
Архитектуру отличает сочетание местных традиций с византийскими и элементами западноевропейского романского стиля . Типичным становится одноглавый купольный храм .
После Батыева нашествия монголо-татарских войск были разрушены многие храмы, погибли книги, иконы, на полстолетия приостановилось монументальное каменное зодчество. В период монголо-татарского владычества (1240–1480) русской культуре был нанесен огромный урон.
В 14–15 вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства. Не пострадавший от монгольского нашествия, он сохранил культурные ценности домонгольской Руси, в том числе найденные в 1951 г. берестяные грамоты .
Со второй пол. 14 в. начинается национальный и культурный подъем , связанный с победой на Куликовом поле (1380) и объединительной ролью Москвы.
23. Культура московского государства в 14–17 веках
Центром государственного и культурного возрождения становится Московское княжество . Москва была центром общерусского летописания и церковной столицей .
В 16 в. при Иване Грозном созданы:
10-томные «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные» - жизнеописания русских святых, составленные по месяцам);
«Степéнная книга» - изложение русской истории от Владимира Крестителя до Ивана Грозного;
свод житейских правил и наставлений «Домострой».
Первые попытки книгопечатания относятся к 1553 г. От того времени сохранилось семь анонимных книг.
В сер. 16 в. в Москве Иван Грозный создает первую государственную типографию , в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец 1 марта 1564 г. издали первопечатный «Апостол» , в 1565 г.- «Часослов» , затем - другие книги.
На рубеже 15–16 вв. Москва превращается в столицу единого централизованного государства , оплот православия . Это подкрепляется выдвинутой монахом Филофеем в нач. 16 в. теорией «Москва - третий Рим» , которая получает монументальное оформление в архитектуре.
С кон. 15 в. перестраивается белокаменный Кремль. Итальянские мастера одевают его в красный кирпич. К нач. 16 в. на Соборной площади Кремля перестраиваются или возводятся заново Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы .
В 16–18 вв. в каменное строительство привносится традиционный для деревянного зодчества шатровый стиль (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади и др.).
Живопись этого периода представлена иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Иконопись русских изографов-богомазов является шедевром не только отечественной, но и мировой культуры.
н а пороге Нового времени. В 17 в. завершается история патриархальной древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Начинается «обмирщение» культуры (усиление ее светского характера).
Во второй пол. 17 в. стала проявляться реалистическая тенденция в живописи - в иконах Симона Ушакова («Спас нерукотворный» и др.), в парсунах (испорченное от лат. персона - лицо, личность). так назывались портреты реальных исторических лиц, написанные в традиции иконописи (переходная стадия к светскому портрету).
Появляется рифмованная поэзия (Симеон Полоцкий), драматургические произведения. Первый придворный театр в России (1672–1676) существовал 4 года при дворе царя Алексея Михайловича.
В 1687 г. (в регентство царевны Софьи) в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.
Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.
Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе , где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.
Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории . Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские.
На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества . Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.
В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.
Прикладное искусство и скульптура , менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.
В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.
Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.
В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях - о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.
Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве».
Развитие русской культуры в XII-XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.
В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.