Щедрин, Сильвестр. Большой Русский Талант в Италии




История одного шедевра: Сильвестр Щедрин "Новый Рим. Замок Святого Ангела"

Сильвестр Щедрин (1791-1830)«Новый Рим. Замок Святого Ангела», 1823
Холст, масло, 47х60, Русский музей

Сильвестр Щедрин (1791-1830) – один из самых пленительных художников в русском искусстве и ему мы посвящаем нашу 100 публикацию.
То, что отображено на этом холсте - художник видел почти каждый день, ведь жил совсем рядом с этим местом. Картина, которая является одной из основных вех в работах Щедрина.
Ведь сюжет в ней можно трактовать не так, как раньше в его полотнах. Здесь на первом плане изображены старые, начинающие рушиться дома бедных жителей, расположенные вдоль реки Тибр. Они не грязные, выглядят довольно опрятно, однако их возраст перевешивает в попытках выглядеть прилично. Около домов находятся лодки местных жителей, несколько из них собираются выходить на реку, какие-то пустые.
Немало людей находится и на берегу, они заняты своими привычными делами, ничуть не отвлекаясь на грязные воды реки. Очень тщательно прорисованы простые крестьяне, добавляя жизненности и яркости изображению.
Кажется, что это довольно прохладное утро, ведь небо находится высоко и окрашено в холодные серебристо-серые тона. Однако на картине всем дышится легко, в сюжете много воздуха. Она написана мастером живописи на открытом воздухе маслом на холсте.
Если на первом плане находятся старые дома местных жителей, то на втором, дальнем плане изображен «старый» Рим. Это замок Святого Ангела и Собор Святого Петра, которые должны олицетворять величественный, но уже не такой важный старый вид Рима. Находясь в глубине картины, они являются не более, чем просто своего рода фоном. Городская беднота и их ветхие дома на первом плане указывают на новый Рим. Этой картиной автор хотел показать сочетание вечного и временного, высокого и низкого в одном образе.
источник: гр."Эрмитаж".Виталий Ильин.

Художник Сильвестр Щедрин (1791 – 1830).
Русский живописец, пейзажист, который стал одним из родоначальников реалистического направления в русском пейзажи. Можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в феврале 1791 года в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора, ректора Академии художеств, профессора класса скульптуры Феодосия Щедрина.
В девятилетним возрасте Сильвестр стал воспитанником Академии Художеств по классу пейзажа. Уже через восемь лет обучения получил свою первую медаль за успехи в творчестве.
В 1811 году Сильвестр Щедрин окончил академию с Большой золотой медалью и правом «пенсионерства» за границей. Однако, отъезду художника из России помешало нашествие войск Наполеона в 1812 году и поездку пришлось отложить до 1818 года.
В 1818 году художник уехал в Италию и на родину больше не вернулся.
Ещё будучи учеником Академии художник написал несколько примечательных пейзажей, где есть и соблюдение канонов пейзажа времён классицизма, однако искусствоведы говорят о попытках отступить от канонов и приблизить пейзажи к реальному и более точному виду пейзажа.
Пейзажи С.Ф.Щедрина близки по своей природе общей направленности романтизму О.А.Кипренского. Романтические тенденции у Щедрина не носят самодовлеющего, декларативного характера. И у того и у другого романтизм заключался в лирическом, личном восприятии человека и природы, но не переходящем в восприятие субъективное.
Именно у Щедрина отчетливо непосредственное наблюдение натуры.
Основная тема итальянского периода творчества художника – это природа Италии, формирования образа «Златой Италии», в которой всё дышит величием и покоем, картины о счастье и доброте. Где есть уютные бухточки и глубокие тени от ленивой листвы, яркие лучи солнца и неспешное течение жизни.
С годами палитра живописца становится всё светлее, уходят традиционные коричнево-охристые тона, краски становятся всё чище.
Впрочем, о красках и тонах пусть пишут искусствоведы и критики.
Я же хочу вас пригасить полюбоваться на красоту, которую художник творил до самой своей смерти в 1830 году.
Похоронен Сильвестр Щедрин в городе Сорренто.

Новый Рим. Замок святого Ангела. 1823

Щедрин С.Ф.
Холст, масло
47 х 60

Русский музей

Аннотация

Замок Св. Ангела в Риме, расположенный на правом берегу Тибра, в своей основе представляет усыпальницу римских императоров ("Мавзолей Адриана"). Со временем он был перестроен и в средние века использовался как крепость, затем – как тюрьма. Наверху находится статуя архангела Михаила, по преданию явившегося на этом месте папе Григорию Великому во время эпидемии чумы. К замку ведет построенный еще в античные времена мост, называемый мостом Сант Анджело. На картине Щедрина замок и мост Св. Ангела изображены с левого берега Тибра, с набережной Торе ди Нона. Вдали видны собор Св. Петра и Ватиканский дворец.

Биография автора

Щедрин С.Ф.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)
Живописец-пейзажист.
Родился в Петербурге в семье скульптора Ф.Ф. Щедрина. Его первым учителем был дядя – С.Ф. Щедрин, профессор "ландшафтного класса" Академии. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М.М. Иванова и Ф.Я. Алексеева (1806–1811). В 1811 оставлен в Академии "для усовершенствования". Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. В летние месяцы жил и работал в окрестностях Неаполя – Сорренто, Амальфи, Капри.
Один из наиболее одаренных русских пейзажистов. Выработал свой собственный тип пейзажа. Часто варьируя один и тот же мотив, художник создал серии пейзажей "Новый Рим", "Водопады в Тиволи", "Веранды и гроты". Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской "школы Позилиппо".


Холст, масло. 63,9x89,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пейзажная живопись возникла в русском искусстве значительно позднее, чем портрет и историческая картина. Лишь в последней четверти XVIII века среди русских художников выделилась группа мастеров, для которых изображение природы стало основной специальностью. В необычайно короткий срок, не превышающий двух-трех десятилетий, пейзажная живопись достигла в России высокого художественного уровня и заняла полноправное место в ряду других жанров искусства.

Замечательно, что реалистические тенденции с большой силой проявились уже в первом поколении русских пейзажистов. Но на ранней ступени развития пейзажной живописи, на исходе XVIII столетия, стремление к правдивому воссозданию природы было еще сковано целой системой условных приемов и правил, восходящих к общим принципам искусства классицизма.

Изображение природы допускалось классической эстетикой лишь в форме «исторического» или декоративного пейзажа, и задачей художника было не столько воспроизведение действительности, сколько ее идеализация. Пейзаж не писали с натуры, а, пользуясь предварительными зарисовками, «сочиняли» в мастерской, произвольно группируя ряд изобразительных мотивов – гор, водопадов, рощ, руин и т. п., подчиненных декоративному заданию. На основе классических образцов была разработана схема построения пейзажа, в главных чертах сводившаяся к следующему: самый вид изображался обычно в глубине, на дальнем плане, а ближние планы строились наподобие театральных кулис, как бы обрамляющих изображение; пространство четко расчленялось на три параллельных плана, из которых первый обозначался коричневым цветом, второй зеленым и третий, самый дальний, голубоватым; переходы от одного плана к другому намечались при помощи линейной перспективы, сокращающей предметы, которые становились как бы вехами построения пространственной глубины. Живые впечатления от натуры должны были подчиняться этой схеме, и реалистические устремления русских художников находили себе выход лишь в правдивом воспроизведении деталей и частностей пейзажа при общей условности изображения в целом.

Первые шаги к освобождению пейзажной живописи от условных схем сделали на рубеже XVIII и XIX столетий художники М. Иванов и Ф. Алексеев. Завершение их дела выпало на долю замечательного живописца Сильвестра Щедрина, который в двадцатых годах XIX века поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту.

Щедрин прошел академическую школу под непосредственным руководством М. Иванова и в юношеские годы испытал сильное влияние живописи Ф. Алексеева. Раннее творчество Щедрина, еще опиравшееся в целом на классическую традицию, отразило те сдвиги в сторону реализма, которые характеризуют пейзажную живопись его предшественников. Уже в раннюю пору своей художественной деятельности он отошел от «сочиненных» пейзажей и обратился к непосредственному воспроизведению реальной природы. Но только в 1820-х годах, после глубокого творческого перелома, Щедрин сумел до конца преодолеть схематизм академических «ландшафтов» и вывести русскую пейзажную живопись на новые пути.

Для усовершенствования в своей специальности Щедрин в 1818 году был направлен в Италию в качестве пенсионера Академии художеств.
Рим считался в те годы мировым художественным центром. Художники, в частности пейзажисты, съезжались сюда со всех концов Европы. Их привлекало славное прошлое Италии, ее великое искусство и пленительная природа. Здесь можно было встретить представителей всех живописных направлений и школ. В пестрой художественной среде тогдашнего Рима сложилась обстановка международного соперничества, напряженных живописных исканий, острой борьбы нового со старым; реакционные устои классики сталкивались с передовыми веяниями романтизма, зарождающийся реализм выступал против традиционных форм искусства.

В этой сложной, насыщенной противоречиями творческой атмосфере Щедрин сумел сохранить независимость и национальное своеобразие своего творчества.

Щедрин сразу занял выдающееся место в римской колонии художников. Он быстро добился признания в самых широких кругах художественной общественности. Соперничать с ним по силе таланта и уровню мастерства могли лишь немногие. Учителя – в прямом смысле слова – он не нашел ни в старшем поколении, ни среди сверстников. Но близкое соприкосновение с новыми течениями в пейзажной живописи было плодотворно для Щедрина. Он жадно впитывал обильные и разнообразные художественные впечатления, и взыскательная критическая переработка их послужила могучим толчком к развитию его творчества. Вместе с лучшими пейзажистами своего времени он стремился к правдивой передаче природы, к живой непосредственности ее восприятия, к изучению ее на натуре, но к достижению этих целей он пошел своим собственным, своеобразным путем.

Овладевая реалистическим методом изображения, Щедрин шел от отдельных, аналитически изученных подробностей пейзажа к новому живописному обобщению. Декоративной условности академических ландшафтов он противопоставил безукоризненно точное воспроизведение материальной предметности мира. Он всматривался в Колизей и в развалины старого Рима, как портретист всматривается в лицо изображаемого им человека. Уже это преодоление декоративности представляло собою решительный шаг вперед на пути к реализму.
Еще плодотворнее и значительнее были сдвиги в самом отношении к действительности, в содержании и истолковании образа природы.

Картина «Старый Рим» (1824) была, в сущности, последним произведением, написанным Щедриным с оглядкой на прежнюю академическую манеру. От античных воспоминаний он обратился к живой современности и уже в следующем, 1825 году написал картину «Новый Рим», которая стала как бы программой его дальнейших художественных исканий. Отныне Щедрина привлекает уже не величие прошлого, не суровая красота классических руин, а поэзия реальной действительности, очарование природы, которую одушевляет жизнь и труд современного человека. Традиционный образ Рима, как «вечного города», родины знаменитых памятников искусства и свидетеля былой славы великого народа, уступает место новому образу, – образу современного Рима и его обычной, сегодняшней жизни, с рыбачьими лодками на Тибре и оживленными группами горожан на первом плане картины. Преодолев традицию «героического пейзажа» и выработанное в Академии художеств понимание природы как повода для исторических воспоминаний, обратившись к живой, современной ему действительности и реальной природе, Щедрин вместе с тем преодолел и условную академическую схему художественного решения пейзажной темы. Новое содержание образа обусловило новую живописную форму.

«Новый Рим» отмечает переломную точку в развитии творчества Щедрина. С середины 1820-х годов наступает период наивысшего расцвета его дарования. В последние пять-шесть лет своей жизни он работает с поразительной творческой напряженностью и продуктивностью. Все наиболее ценное в его наследии создается именно в эти годы.
http://sttp.ru/master12.html

Два города писал Сильвестр Щедрин в Италии: Рим и Неаполь. В них воплощена итальянская жизнь и как лучшая, главная пора собственного существования художника и как собственная его тема в искусстве. Пейзажи Рима – это приобщение к истории, к высокой художественной традиции, пейзажи Неаполя – приобщение к реальной жизни, пестрой, беспечной и безоглядной.

"Новый Рим" – не живописная иллюстрация к всемирной истории, а современный город прекрасный тем, что в нем естественно соединились великое прошлое и настоящее со всей его будничностью. Город, у которого есть своя неповторимая жизнь, в которой одно целое составляют люди и их жилища, воды Тибра и лодки на берегу, аркады моста и громада замка, облака в небе и купол собора св. Петра вдали. В живописи все это передано единством освещения и тональным единством колорита.

По словам современника, "произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его. Художник... должен был повторить этот вид восемь раз, но любя художество и природу, не захотел быть копиистом собственной работы. Всякий раз он изменял воздух и тон картины и таким образом произвел восемь картин, один и тот же вид представляющих, равно оригинальных" (В. И. Григорович. О состоянии художеств в России. 1827).

Совершим весьма небольшую прогулку от базилики св. Петра до замка св. Ангела. Общая протяженность маршрута составляет менее километра.
1*.
Улица Примирения
Виа делла Кончилиационе — одна из важных улиц Рима, расположенная в районе Борго . Длина улицы составляет около 500 м. Она соединяет Замок Святого Ангела на западном берегу реки Тибр с Площадью Святого Петра. Виа делла Кончилиационе была построена в ходе муссолиниевской перепланировки Рима в 1936-1950 гг. в качестве главной дороги к площади Святого Петра. При строительстве улицы в 1936-1950 годах были разрушены средневековые постройки района, в котором находились пристанища для паломников со всего мира. На улице расположено множество туристических магазинов, а также ряд значимых исторических и религиозных сооружений.
2.

Церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина [41.9026763N 12.4621439E ]
Санта-Мария-ин-Траспонтина , иначе называемая «Церковь св. Марии за мостом» архитектора Г. Перуцци, — церковь кармелитов в Риме. Расположена на месте древнеримской пирамиды, которую в Средние века считали гробницей Ромула. При папе Александре Борджиа пирамиду снесли. Её изображение можно видеть на бронзовых дверях портала базилики св. Петра и триптихоне Джотто в Пинакотеке Ватикана. На этом месте вблизи замка св. Ангела была воздвигнута первая церковь канониров, разрушенная в 1527 г., чтобы расширить линию пушечного обстрела из замка. Церковь в современном виде возведена в 1566 г. Санта-Мария ин Траспонтина является единственной церковью в Риме, у купола которой нет барабана. Так сделано для того, чтобы предотвратить очередное разрушение при артеллирийском обстреле со стороны замка. Внутреннее убранство и алтарное изображение начала XVII века, главный алтарь работы Карло Фонтана (1674).
3.

Мост Виктора Эммануила II [41.901219N 12.4643165E ]
Мост Виктора Эммануила II — мост через реку Тибр, построенный по проекту, разработанному в 1886 архитектором Эннио Де Росси. Мост строился около четверти века. Строительные работы затягивались, сроки сдачи неоднократно переносились, и мост был открыт только 5 июня 1911 года. Мост, названный в честь императора Виктора Эммануила II , соединил исторический центр Рима с Ватиканом. Он заменил собой несколько древних мостов, которые уже были разрушены до того времени. Непосредственно возле моста сохранились фрагменты древнего моста Нерона . Каменный трехарочный мост имеет общую длину 108 метров. Оба его края украшают установленные на высокие постаменты большие бронзовые скульптуры крылатой Виктории и над каждым из причалов — массивными аллегорическими скульптурными группами травертина.
4.

5.

6.

Мост св. Ангела [41.9018698N 12.4664247E ]
Мост Святого Ангела — пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; погибло множество пилигримов. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла, к которым с подачи Бернини впоследствии добавилось ещё десять статуй ангелов.
7*.

8.

9.

10.

11.

12*. Угловые скульптуры. Ангел с копьем (Доменико Гуиди ); Ангел со св. губкой (Антонио Джоргетти ); св. Павел (Паоло Романо, 1463 ); св. Петр (Лоренцетто, 1530 )

13*. Скульптуры на мосту. Ангел с надписью (Джулио Картари ); Ангел с крестом (Эркуль Феррата ); Ангел с колонной (Антонио Раджи ); Ангел с вуалью Вероники (Косимо Фанцелли ); Ангел с покровом с кубиками (Паоло Налдини ); Ангел с короной из шипов (Паоло Налдини ); Ангел с гвоздями (Джироламо Люценти ); Ангел с хлыстами (Лаззаро Морелли )

Замок св. Ангела
Замок Святого Ангела — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана, иногда называемый Печальный Замок, представляет собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра . Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Когда-то замок считался самым высоким зданием в Риме.
14*.

После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции.
15*.

Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.
16. Картина голландского художника Гаспара ван Виттеля (1690-е годы), прожившего почти всю жизнь в Италии.

Император Адриан начал строить крепость в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. После смерти Адриана завершил строительство в 139 г. его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером . В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму.
17. Макет мавзолея.

С наступлением тяжёлых времён мавзолей постоянно укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с мощными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
18.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела.
19.

В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто , по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок. Этот скрытый ход папа Александр VI использовал для бегства при нападении на Рим войск короля Франции Карла VIII в 1494 г., а в 1527 г. по этому коридору папе Клименту VII удалось бежать из Ватикана после захвата города многонациональными войсками императора Карла V.
20*.

В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини , скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён. За всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег из замка.
21. Тюрьма в замке

Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично. В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились.
22. «Новый Рим. Замок святого Ангела» (Сильвестр Щедрин , 1823-1825). В Третьяковской галерее хранится три из восьми созданных вариантов полотна.

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий сегодняшнему вид.
23. Картина Александра Брюллова с аналогичным сюжетом (1823-1826).

В зале Правосудия в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
24.

25. Собор св. Петра

26. Витториано

В замке имеется множество галерей, идущих, как правило, по периметру крепости.
27.

28.

29.

30.

Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую архангела Михаила XVI в. работы Рафаелло де Монтелупо (1544), которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.
31.

32.

33.

Зал библиотеки
34*.

35.

Зал Паолины
36*.

37*.

38*.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

Зал Персея
45.

46*.

Зал сокровищ
47.

Национальный музей замка
48. Лука Синьорелли

49. Никколо Пуссин

50.

51.

52. Бюст папы Павла III

53.

54.

55.

Спальня Павла III
56.

57*.

58.

59. Папский трон

60. Монументальный камин

61. Колодец во дворе Александра VI

62. Баня Климента VII

63. Зал урн, где находились погребальные урны.

64. Диагональная рампа, ведущая к залу урн.

Традиционное небольшое видео, дополняющее мой рассказ.

Новый Рим. Замок святого Ангела

«Новый Рим. Замок святого Ангела» - серия картин Сильвестра Феодосиевича Щедрина , написанная в ранний римский период (1821-1825).

Эта серия является поворотным этапом в творчестве Щедрина. Прежде всего, по-новому трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стены жилых домов - вот первый план, а «старый» Рим (замок Святого Ангела и Собор Святого Петра) перемещается в глубину и становится своеобразным фоном. Эта серия пейзажей - очень удачный опыт Щедрина пленэриста, мастера живописи на открытом воздухе. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные - серебристые, голубые и зеленоватые тона.

Композиционное единство достигается благодаря изображению Тибра . Если слева и вдали возвышаются величественные строения замка Святого Ангела, собора св. Петра и Ватиканского дворца, олицетворяющие старый Рим, то слева композицию замыкают дома городской бедноты - Рим новый. Этим Щедрин подчёркивает, что в «Вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. С особой тщательностью изображены простые римляне на берегу Тибра, придавая картине неподдельную жизненность и достоверность.

Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три варианта полотна.

Источники

  • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII - начала XX века. - М .: СканРус, 2007. - С. 114. - ISBN 978-5-93221-120-5

Ссылки

  • «Новый Рим. Замок святого Ангела» в базе данных Третьяковской галереи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Новый Рим. Замок святого Ангела" в других словарях:

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рим (значения). Город Рим итал. Roma … Википедия

    Памятник Статуя Джордано Бруно итал. Monumento a Giordano Bruno … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Петра (значения). Католический собор Собор Святого Петра лат. Basilica Sancti Petri итал. Basilica di San Pietro … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Щедрин Сильвестр Феодосиевич … Википедия

    Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 1830) русский художник, пейзажист. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Литература 4 Ссылки // … Википедия

    Рим в 753 году до н. э. История Рима охватывает 2800 лет существования города, который вырос из маленькой итальянской деревни, появившейся в IX веке до н. э. Сегодня это … Википедия

    Урбан VI Urbanus PP. VI 202 й … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Книги

  • Шедевры от А до Я. Выпуск 6 , Астахов А.Ю.. С новым проектом издательства`Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки…
  • Шедевры русской живописи. Книга для раскрашивания , Коняева М.. Развитие собственных художественных способностей можно начать с раскрашивания. Особенно если перед вами не просто узоры и веселые картинки, а профессионально отрисованные контуры картин…