Сочинения по литературе: Сказки для детей изрядного возраста. Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е




М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста»

Тургенев сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина: «Щедрин как бы преувеличивает истину посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее суть». Действительно, фантастическое в сатире Салтыкова-Щедрина в преувеличенном виде отражает закономерности самой реальности: аллегорические, гротесковые образы в «Сказках», «Истории одного города» подчеркивают парадоксальность, алогичность происходящего, совмещение трагического и комического, вызывая одновременно смех и ужас.

Основа комического в литературе – несоответствие идеала и реальности, желаемого и действительного ; в «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию (иносказание), гиперболу (преувеличение) и гротеск (сильное преувеличение, выводящее изображаемое в сферу фантастики), писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные – проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека.

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый пискарь» в аллегорических образах пескаря и щуки отражаются трусливый, соглашательский характер русского либерализма конца 19 века и самодержавие, не способное изменить свою «хищную» природу. Скрываясь всю жизнь от щук, пескарь, по сути, позволял им тем самым делать всё, что они хотят. «Вот кабы все так жили – то-то в реке тихо было!» - хвалят пескаря щуки.

Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой – дума о себе? Страх, появившийся еще до рождения пескаря, был передан ему в рассказах отца, однако если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пискаря» уже трудно назвать жизнью – это скорее страх, растянутый более чем на сто лет. Цель жизни пескаря – «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что он делает, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пискаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

«Карась-идеалист»

Удивительно современно звучит сказка «Карась-идеалист», в которой высмеиваются благодушные мечты, никак не связанные с жизнью, абсолютно далекие от реальности. Казалось бы, всё, о чем говорит карась, - истины вечные и прекрасные: «не верю, чтобы борьба и свара были нормальным законом, верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили друг друга, чтобы каждая за всех, а все за каждую», «справедливость восторжествует: сильные не будут теснить слабых, богатые – бедных». Однако эти истины словно живут отдельно от реальной жизни, которую карась совершенно не знает: произнося высокие слова, воодушевляясь от самого процесса их произнесения, карась, например, ничего не слышал о главной рыбьей опасности – «ухе». Сам карась, ратующий за «гармонию» и «справедливость», полагает тем не менее, что эти вечные ценности не для всех, на ракушек, например, они не распространяются, а потому их можно поедать на том лишь основании, что каждому свое: «ракушки – ракушки, а караси – караси».

Попытавшись одними лишь словами о «добродетели» изменить хищную природу щуки, карась был ею же незаметно съеден – причем щука и не поняла, как это произошло. В чем смысл этой сказки? Мир, конечно, далек от совершенства и справедливости, однако одними лишь прекрасными мечтами и высокими словами о «добродетели» его не изменить. Часто на Руси рутинной, негромкой, но постоянной работе противопоставляли высокие слова и громкие подвиги, однако мечтатели либо объявлялись сумасшедшими, либо погибали, оставляя звонкие легенды, а жизнь все так и оставалась необустроенной и неуютной.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Социальные и нравственные проблемы поднимает писатель и в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». События сказки становятся своеобразной моделью социальных отношений в России: мужик – основа того мира, в котором живут многочисленные генералы, полагая, что именно они – хозяева жизни.

Комическое в этой сказке основано на абсолютном несоответствии того, какими видят себя генералы и какими они в действительности являются. Бессмысленность – знак жизни щедринских генералов: они всю жизнь служили в какой-то регистратуре и, следовательно, как добавляет писатель, «ничего не понимали». Не знали они того, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», не представляли, «где восток и где запад». Они абсолютно не способны осознать даже то, что с ними произошло: беспокоятся о том, кому теперь на необитаемом острове нужны будут их доклады да кто за них пенсию получать станет.

Если генералы единственным своим долгом считают повелевать, то «громаднейший мужичина» - подчиняться. Для него естественно, что «строгие генералы» полностью им распоряжаются и разве только от сытости вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать частичку наготовленной им же самим провизии. Как само собой разумеющееся воспринимает он и веревку, им сплетенную, которой генералы привязывают его к дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды мужичина считает святейшей обязанностью да еще и благодарен генералам, что «они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Духовный сон, непробужденность сознания высвечивает Щедрин в своем «мужичине» - мастере на все руки. Талантливость и многотерпеливость русского «мужичины» вызывают у писателя и грусть, и протест, ведь именно эта безропотная готовность быть рабом и поддерживает в многочисленных российских «генералах» желание быть господином.

«Дикий помещик»

Сказка Щедрина «Дикий помещик» показывает саму суть взаимоотношений между двумя основными социальными группами России 19 века – между крестьянами и помещиками. Писатель развенчивает уверенность высших слоев общества в том, что именно от них зависит движение жизни. Без мужика оказываются невоплотимыми не только грандиозные проекты помещика (выписать машины из Англии, развести сады), но даже малейшие его жизненные потребности. Без мужика и сама жизнь «глупого помещика», и даже его облик уродливо изменяются: сначала помещик «тело имел мягкое, белое, рассыпчатое», потом постепенно перестал умываться, питался только пряниками, а затем и вовсе одичал.

Однако, как показывает в этой сказке Щедрин, человеческую природу уродует не только привычка повелевать, но и готовность покоряться. Без мужиков замирает жизнь не только во владениях помещика, но в городе, а потом и в государстве: «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», некому платить подати, беднеет казна. Но крестьяне не в состоянии осмыслить свою значимость. По мнению мужиков, чем строже помещик, чем разорительнее с них взыскивает, тем он разумнее: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть». Именно эта неосознанность крестьянами своей значимости позволила Щедрину уподобить их рою пчёл: «В это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь».

Комическое и трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина оказываются нераздельными: высмеивая пороки российской жизни и человеческой натуры, писатель с горечью отмечает необустроенность и нелепость жизни, ее несовместимость с нравственным и социальным идеалом.

Сказки для детей изрядного возраста

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, - например, сказки Пушкина "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке". Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Дикий помещик") здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил", "Коняга") здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия ("Ворон-челобитчик", "Путем-дорогою", "Богатырь"). В сказках рисуется предательство либералов ("Либерал", "Вяленая вобла"), трусливая ограниченность обывателя ("Здравомысленный заяц").

Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке "Пропала совесть" Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев - общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.

Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов. Он обращался к устному народному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым, революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик народный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.

Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности.

Так, в сказке "Медведь на воеводстве" туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.

Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например, в сказке "Премудрый пескарь" с горькой насмешкой рисует он образ до смерти перепуганного обывателя, "остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет". В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина) философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить?

Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспотошной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи "рыбьи" черты. Таким образом, "пескарь" - это определение человека, это художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.

Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: "Жил - дрожал и умирал - дрожал". Своей сказкой писатель хочет сказать читателю: живи так, чтобы давать людям тепло и свет, ибо счастье может быть лишь одно - приносить счастье другим.

Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нарицательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот - вяленая вобла, а тот - премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.


: Салтыков-Щедрин M. E.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, - например, сказки Пушкина "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке". Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Дикий помещик") здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил", "Коняга") здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия ("Ворон-челобитчик", "Путем-дорогою", "Богатырь"). В сказках рисуется предательство либералов ("Либерал", "Вяленая вобла"), трусливая ограниченность обывателя ("Здравомысленный заяц").

Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке "Пропала совесть" Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев - общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.

Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов. Он обращался к устному народному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым, революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик народный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.

Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности.

Так, в сказке "Медведь на воеводстве" туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.

Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например, в сказке "Премудрый пескарь" с горькой насмешкой рисует он образ до смерти перепуганного обывателя, "остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распо-стылую свою жизнь бережет". В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина) философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить?

Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи "рыбьи" черты. Таким образом, "пескарь" - это определение человека, это художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.

Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: "Жил - дрожал и умирал - дрожал". Своей сказкой писатель хочет сказать читателю: живи так, чтобы давать людям тепло и свет, ибо счастье может быть лишь одно - приносить счастье другим.

Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нарицательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот - вяленая вобла, а тот - премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.

Сочинения по литературе: Сказки для детей изрядного возраста

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. , написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, - например, сказки Пушкина "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке". Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Дикий помещик") здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил", "Коняга") здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия ("Ворон-челобитчик", "Путем-дорогою", "Богатырь"). В сказках рисуется предательство либералов ("Либерал", "Вяленая вобла"), трусливая ограниченность обывателя ("Здравомысленный заяц").

Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке "Пропала совесть" Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев - общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.

Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству прочти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество…
М. Горький

Михаил Евграфович Салытков-Щедрин избрал в своем творчестве верное оружие: сатирическое изображение действительности. От этого принципа он не отказывается и при написании сказок, которые посредством сатиры мы понимаем лучше. Михаил Евграфович - настоящий мастер пера, он стал продолжателем традиций Гоголя, Грибоедова. Он наравне с ними показал, что сатира может стать идеальным оружием для борьбы с острыми вопросами своего времени.

В своих сказках Щедрин затрагивает много важных тем, но, по-моему, главная из них - смысл человеческой жизни. Он, как и все его предшественники, понимал, что жизнь без движения не принесет успеха, что, живя так, человек не оставит после себя никакого следа, даже в памяти друзей. В его понимании нет жизни без действия, движения, а ведь другого и быть не могло, потому что Салтыков-Щедрин - революционер-демократ, человек, который всегда подкрепляет свои слова делом, а не просто разбрасывает слова по сторонам. Он борется, а не «болтает».

Почему в своих сказках он учит «детей изрядного возраста» жизни, ее смыслу. Он стыдит людей, которые прожили ее бесполезно, не боролись, прибывали в страхе всегда.

Это мы видим в сказке «Премудрый пескарь». В ней главная мысль заключена в изображении обывателей, смирившихся, притихших, неподвижных перед революцией. Пескарь - главный герой, который разговаривает, думает, но все его мысли сосредоточены в том, как бы пожить побольше, да чтоб без курьезов, схваток. Он жил тихо, мирно, никого не трогал, день и ночь сидел и думал, боялся, что сегодня-то он жив, а, что будет завтра неизвестно. Так и пробоялся всю жизнь в норе, не заведя ни семьи, ни детей, ни даже друзей. А потому напрашиваются вопросы: «А вообще жил ли он по-настоящему? Была ли им достигнута цель, поставленная перед ним Господом?»

И я думаю, что можно без раздумий ответить на оба эти вопроса отказом. Ведь пескарь никому пользы не принес, не выполнил наказ «Помогай ближнему своему». И в конце жизни он все понял сам, понял то, что если бы все так жили, то «весь пескарный род давно перевелся бы». Перед смертью он решил вспомнить все, что сделал, а оказалось, что и вспоминать нечего.

«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто».

Да, прожив более ста лет, он понял, что был не тем, кем себя представлял, нет, наоборот пескарь был лживым мастером своего дела. Думал, что знает, как прожить жизнь.

В чем же смысл этой сложной штуки под названием «жизнь»? Согласно Салтыкову-Щедрину ответ достаточно прост.

Лучше прожить немного, но с пользой, чтобы после себя остался след. Именно к этому выводу подталкивает нас Щедрин. Нет не надо, не обязательно изобретать вечный двигатель, надо просто жить, любить, действовать, бороться, помогать другим. Надо делать то, что испокон веков делали наши предки, то для чего вообще мы существуем и живем, ведь у каждого из нас есть определенная миссия, цель на этой Земле.