Сообщение на тему большой цирк в риме. Большой цирк – античный ипподром в Риме




В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Хронология

Игры

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.

Лошади

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Социальное влияние

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

Италия наполнена красотами разрушенных величественных зданий, многие из них находятся в ее столице. Особого внимания заслуживает Большой цирк в Риме, руины которого расположены между двух холмов: Авентином и Палатином. Он внушает искреннее изумление, так как его площадь действительно огромна.

История создания

Circo Massimo, как его называют римляне, произошло от латинского названия места для конных соревнований. Первое слово это круг, а второе производное от большого.

Вначале на этой площади выращивали зерно, и иногда, после его сбора, устраивали любительские соревнования на лошадях и колесницах. По некоторым историческим данным в них принимал участие даже первый царь Рима – Ромул.

Свою историю Большого цирка этот участок земли размерами 600×150 метров начал в 6 веке до н. э. Пятому царю – Тарквинию Приску захотелось масштабно организовать на этом месте ристалище – конное состязание. При этом он полностью переоборудовал отведенный участок, заменив деревянные козлы для зрителей крытыми сидениями, и установив их по периметру арены.

До II века до н. э. состязания проводились по прямой, но затем через ипподром был проложен водопровод, после засыпания которого, посредине арены появился холм и его пришлось объезжать. Из-за него колесницы стали ездить по кругу.

Ипподром занимал большую часть сооружения, ведь на нем проводились состязания . С одной его стороны были предусмотрены ворота для въезда участников состязаний, возле них были установлены три башни и стойла для участвующих в гонках лошадей. С другой стороны арены были грациозно выполненные большие ворота для въезда триумфаторов, победивших в серьезных сражениях, чтобы они могли выполнить свой круг почета.

После реконструкции Большого цирка при Юлии Цезаре, его площадь увеличилась, также стало больше зрительных мест. Даже если сравнивать современные большие цирки и стадионы, то их размеры значительно меньше, чем площадь этого древнего сооружения.

Затем на протяжении нескольких сотен лет каждый правитель Рима вносил в архитектуру сооружения свои коррективы, но до 103 года он оставался деревянным. Пока после трех сильных пожаров царь Траян перестроил его в каменное трехэтажное сооружение. Первый этаж был выполнен из мрамора.

Последнее конное массовое состязание проводилось в 549 году . После него цирк, как и сама Римская империя, стал приходить в упадок. Он некоторое время просто стоял без изменений, а потом его ярусы стали обрушиваться и местные жители стали разбирать это огромное сооружение на камни, чтобы возводить для себя жилье, а также их применяли для строительства не менее грандиозных строений в эпоху Возрождения.

Наши дни

В XIX веке на месте Большого цирка стали возводить газовый завод и обнаружили на глубине 6 метров нижние ряды древнего сооружения.

Сегодня туристы могут видеть на этом месте овальную поляну, по периметру которой расположены мраморные карцеры, каменные трибуны и небольшие участки сохранившихся выложенных дорожек. Его руины теперь используются как парк для прогулок.

На древнеримской арене можно прогуляться и сделать фотографии на фоне огромных каменных развалин, посидеть в тени старых деревьев и поиграть в футбол с местными парнями. Небольшой участок огромного ипподрома используется для проведения футбольных матчей, концертов и общественных мероприятий.

На арене Большого цирка постоянно празднуется День Рима.

В 2014 году на нем выступала легендарная рок-группа Rolling Stones, которая давала единственный концерт в Италии в рамках своего турне по миру. На небольшой части древнего ипподрома поместилось более 65 тыс. фанатов группы.

Как добраться?

Большой цирк расположен рядом с улицей Via del Circo Massimo, до которой можно добраться за пять минут пешком, если следовать от Колизея или Римского Форума.

С холма Палатина, возле которого он расположен, к цирку ведет лестница с названием Scalae Caci (Кака).

Из других мест к нему можно доехать на метрополитене. Нужно сесть на линию В и доехать до станции Circo Massimo.

Также к цирку едет трамвай с номером 3 и автобусы № 60, 75, 81, 170 и 160.

Посетить руины Большого цирка стоит так же, как и Колизей. При виде этого грандиозного сооружения захватывает дух, если представить его во всей стародавней красе, можно понять какой был рассвет Римской империи и размах планов по расширению ее границ был у правителей Рима.

Вам также может понравиться:

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зре-лища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по ар-хитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, на-зывавшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Боль-шой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя хол-мами,— Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 ты-сяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену — длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верх-них, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрез-вычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к по-жарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклети-ана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина — ши-рокая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, кото-рая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся ло-шадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятни-ки — обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них по-коилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой — столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя ко-лесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покро-вительствовавшими цирку, — Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полага-ли, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стре-мительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое от-ношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворени-ем самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно ле-генде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из брать-ев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,— как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные стол-бы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо стол-бов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком поворо-те, а в случае падения — не быть растоптанным лошадьми соперни-ков (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей несколь-ких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посы-панную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публи-ки из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, за-пряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно на-правлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неисто-во хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидыва-лись на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше все-го объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровож-давшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасполо-жения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей экс-плуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутриго-сударственную политику римских властей политикой «хлеба и зре-лищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними — возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего — Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне вос-хищаются руинами Колизея, который некогда был громадным ам-фитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью око-ло 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно проис-ходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную ста-тую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фа-мильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зри-тельных мест (причем мраморные сиденья предназначались — как и в цирках-ипподромах — для богачей, а деревянные скамьи «га-лерки» — для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натяги-вался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштей-нах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внима-ние необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Лю-ди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти — великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не счи-таясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероят-ным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных об-ществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими раба-ми и были связаны со своими прежними хозяевами различными де-нежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каж-дого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно дер-жали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победите-ли составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря — приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со вре-менем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на ко-лесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бес-платно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красо-вались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина че-редовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яства-ми насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...



Фото артиста цирка Л. Осинского.

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латин-ского языка означает приблизительно — меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками — древнейшими жите-лями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались кар-тине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись обще-ственными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиато-ров восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора — мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в пе-реводе с латыни означает — носящий сеть). Цель «игры» заключа-лась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «ры-бу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невреди-мым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищен-ными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развле-кать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что по-вышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бой-цам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае по-ражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытя-нутым указательным пальцем, это означало, что он просил у пуб-лики помилования. В ответ зрители махали платками или также под-нимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял из-лишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нане-сти последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижи-гали павшего каленым железом и, удостоверившись таким обра-зом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и император-ских), где царила жестокая палочная дисциплина — вплоть до за-бивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страда-ния?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варва-ры», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи — люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).


В гладиаторские школы поступали и свободные люди — бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и на-дежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свобод-ных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: посту-пая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разре-шает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — веп-рями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с корот-ким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались зве-риные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога застав-ляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неисто-вый восторг, когда звери начинали терзать друг друга. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным обра-зом около 5 тысяч животных!

Откуда же брали такие баснословные количества зверей?

Каждая покоренная римскими легионами страна присылала в Италию своих наиболее редких животных. Целые караваны их в клет-ках следовали в Рим по дорогам империи (причем, города и селения,

мимо которых проходили эти караваны, обязаны были снаб-жать зверей кормом). В Риме зверей размещали в виварии (зверинце), который по своим масштабам превосходил любой из теперешних зоопарков; при императоре Гордиане III, на-пример, там находились 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жираф, лосей и гиен, бегемот и носорог, 40 диких лошадей и мно-жество других самых разных мелких животных. И все это предназначалось для уничто-жения!

Бои гладиаторов и бестиа-риев, как и звериные травли, возникли гораздо позже состя-заний на колесницах, но полу-чили отнюдь не меньшее при-знание. Из Рима они распро-странились почти по всем круп-ным городам провинций (Пом-пеи, Капуя, Верона, Арль, Ним), где до нашего времени сохра-нились полуразрушенные ам-фитеатры (разумеется, не столь грандиозные, как Коли-зей). Такое широкое увлечение зрелищами массовых, проду-манных и издевательских убийств (а иначе трудно на-звать все эти «игры» на аре-нах амфитеатров) объясняет-ся огрубением и развращен-ностью нравов, что было вы-звано многочисленными за-хватническими войнами рим-лян.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодова-ние. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удо-вольствия, «когда слабый че-ловек растерзывается огром-ным сильным зверем или ког-да прекрасное животное прон-зается охотничьим копьем». Ци-церону вторил философ Сене-ка, гневно указывавший, что «человек священен для чело-века, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сене-ка — считали, что воинственный дух должен являться неотъем-лемой принадлежностью рим-ского народа...

В заключение остается ска-зать несколько слов о тех зре-лищах, которые не получили какого-либо значительного рас-пространения. Так, в том же Колизее показывались дресси-рованные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невре-димыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возле-жали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег вза-пуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызы-вали восторгов у экспансивной римской публики и мало-по-малу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принци-пам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цир-ковые зрелища в Древнем Ри-ме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.