Стивен Холл: «архитектура — это всепоглощающий опыт. Анализ теоретических концепций С.Холла




Стивен Холл признан одним из самых талантливых архитекторов Америки за его уникальную способность создавать концептуальный дизайн, с неподражаемой чувствительностью сочетать в своих работах свет и пространство, используя уникальные особенности каждого проекта.

архитектор

Архитектор Стивен Холл родился 3 сентября 1947 года в Бремертоне, штат Вашингтон. Окончив Университет в Сиэтле в 1969 году, поехал учиться в Рим, затем в лондонскую Школу Архитектурной ассоциации.

По возвращению, в 1976 году основал мастерскую «StevenHollArchitects» в Нью-Йорке. Благодаря полученному опыту и постоянному стремлению к совершенству в 1981 году становится профессором Колумбийского университета - читает лекции, издает многочисленные труды, участвует в выставках.

Американский архитектор специализируется на внедрении новых проектов в существующую окружающую среду, стремясь не нарушить индивидуальную культурную и историческую важность места. Стивен Холл создаёт оригинальные проекты в области гражданской, жилой, учебной и культурной архитектуры по всему миру.


Стивен Холл прославился многими архитектурными проектами. Но помимо этого его увлекают и живопись акварелью, и изобретение новых строительных материалов, и индустриальный дизайн, а главное - философия. В 2007 году была издана его книга «Вопросы восприятия: феноменология архитектуры».

По мнению Стивена Холла, архитектор должен понять противоречия между реальным восприятием действительности и логикой, скользить между архитектурным замыслом и реализацией проекта, уметь предугадать уместность спроектированной постройки в будущем.

Во многих проектах Стивена Холла чувствуется стремление воплотить мечты, иллюзии в реальность, преодолеть законы гравитации, создать многослойное восприятие пространства. Все эти желания американский мастер объединяет в одно философское понятие - феноменология архитектуры.

Это сложное понятие состоит в том, чтобы «учитывать движение человека в пространстве и погружение его в опыт, в котором пространство, свет, материалы, поверхности, цвет, геометрия, запах, звук ветра или падающей воды - всё это перекрещивается… Архитектура - это единственное искусство, которое можно постичь, только исследовав его феноменологическое измерение».

«Чтобы понять, хороша ли архитектура, надо побывать в здании, потрогать стены, ощутить и понять, хорошо ли вам в нем»

Одним из первых архитектурных проектов Стивена Холла был многофункциональный комплекс в японском городе Фукуока, рассчитанный на 28 жилых квартир, реализованный в 1991 году. Привлекательность этого здания состоит в том, что внутри практически все стены - раздвижные, и это позволяет днём расширять жилую площадь, убирая перегородки спальни, а ночью - возвращать их обратно.

Также благодаря такой конструкции можно подстраивать квартиру под изменения в семье с течением времени - количество комнат может быть увеличено или уменьшено в зависимости от потребностей жильцов.

1990 - премия в области архитектуры А.В.Бруннера, США,
1997 - Почетная медаль американского Института архитекторов в Нью-Йорке, США,
1998 - медаль Алвара Аалто, Финляндия,
1998 - премия Крайслера за инновации в дизайне, США,
1998 - медаль Академии архитектуры, Франция,
1998 - медаль Американского института архитектуры, США,
2001 - Большая Золотая медаль Академии архитектуры,
2002 - престижная Национальная премия дизайна в архитектуре Национального музея дизайна Купера Хюитта, США,
2003 - стал Почетным членом Королевского института британских архитекторов (FRIBA), Великобритания,
2009 - премия фонда BBVA «Рубежи знаний», Испания,
2010 - премия Чарльза Дженкса, Великобритания,
2012 - медаль Американского института архитектуры, США.


Этот комплекс вдохновил архитектора в 1996 году построить в другом японском городе Чиба более масштабное здание, включающее в себя 190 единиц жилья, торговых и общественных объектов - «Новый город Макухари». Он расположен в тихой бухте Токийского залива.

Концепция архитектурного бюро в этом проекте предполагает использование двух различных типов конструкций: это тяжелое массивное основание - само здание и выступающие из него облегчённые конструкции. Бетонные несущие стены расположены таким образом, что проникновение солнечного света в здание мягко искривляет внутреннее пространство и коридоры, придавая постройке некую нереальность.

Еще более сложными и глобальными проектами стали два центра, построенные в Китае в 2009 году: Linked Hybrid (Пекин, общая площадь 221,426 кв.м) и горизонтальный небоскрёб-центр VANKE (Шэньчжэнь, общая площадь 1,296,459 кв.м). В Пекине комплекс состоит из 8 башен и включает в себя 644 квартиры, общественный парк, коммерческие зоны, гостиницы, кинотеатр, детский сад, школу Монтессори и подземный паркинг.

Все башни связаны между собой высотными «небомостами». Весь комплекс представляет собой трехмерное городское пространство, в котором здания на земле, под землей и над землей сливаются вместе. На первом уровне этажей располагаются магазины, ресторан, отель, школа, детский сад и кинотеатр. Все эти помещения открыты для свободного доступа всех желающих.

На втором уровне - бассейн, фитнес-зал, кафе, выставочная галерея, ночной клуб и зрительный зал, которые связаны с отелем высотным мостом, предлагающим захватывающий вид на разрастающийся город. Геотермальные скважины (глубиной 100 метров) обеспечивают охлаждение «Гибрида» летом и отопление в зимний период, а пруд в центре комплекса задерживает переработанную в зданиях воду, зимой он замерзает и превращается в каток.

Другой центр - горизонтальный небоскрёб VANKE включает гостиницу, офисы, общественный парк, апартаменты, конференц-центр, спа-салон, подземную парковку и штаб-квартиру китайской компании Vanke Co.ltd. Постройка в плане напоминает гигантского лежачего дракона, который опирается на восемь высоких столбов.

Внутренний «климат» здания поддерживают экотехнологии: солнечные батареи, озелененная крыша, использование переработанных материалов. Проект стал первым в Китае, отмеченным сертификатом «The Leadershipin Energyand Environmental Design» (LEED) за энергоэфективность.

Особая конструкция перфорированного фасада прикрыта специальными жалюзи, работающими в зависимости от расположения солнца - их открытие и закрытие зависит от силы солнечного света. Часть из них закреплена горизонтально, часть - разбита на фрагменты разной величины.

В архитектурной карьере Стивена Холла большое место занимает конструирование зданий для образовательной системы. Это такие здания, как Колледж строительства, архитектуры и ландшафтной архитектуры (Университет Миннесоты, США, 2002 г.); Симмонс Холл (Массачусетский технологический институт, США, 2002 г.); выставочный зал Хиггинса (Институт Пратт, США, 2005 г.); Школа искусства и истории искусств (Университет Айовы, США, 2006 г.) и многие другие.

Колледж строительства, архитектуры и ландшафтного дизайна включает в себя общежитие на 350 кроватей, столовую, актовый зал, библиотеку, кабинеты, аудитории.

Чётко продуманная внешняя и внутренняя архитектура здания способствует увеличению студенческой активности в городке, объединяя обе школы на территории кампуса. Постройка представляет очень интересную конструкцию, состоящую из двух L-образных частей. Она прилегает к уже созданному корпусу Университета, гармонично дополняя его своей необычной формой.

Несмотря на то, что оба здания сливаются практически в однородную конструкцию, Колледж добавляет многообразия и многослойности архитектуре института. Прозрачные вертикальные фасады крестообразной конструкции позволяют с улицы заглянуть внутрь здания, погрузившись на миг в студенческую жизнь.

Симмонс Холл Массачусетского технологического института - это общежитие, столовая, актовый зал, театр на 125 мест, ночное кафе и другие помещения общего назначения в одном строении. Необычный внешний дизайн постройки выполняет несколько программных и биотехнических функций: большие отверстия, расположенные, казалось бы, в хаосном порядке, снабжают здание солнечным светом и свежим воздухом.

Каждая из одноместных комнат общежития имеет девять открывающихся окон. Фасады стен окрашены в яркие солнечные цвета - красный, желтый, оранжевый - зимой, когда солнце опускается низко, эти теплые летние краски согревают помещение. В ночное время свет от окон Симмонс Холла - просто магический.

Все проекты Стивена Холла тщательно проработаны, технически совершенны и художественно изысканны, в каждом есть изюминка.

Очень многие свои работы Стивен Холл спроектировал и построил у себя на родине - в Соединённых Штатах Америки. Помимо образовательных учреждений, это здания инфраструктуры, музеи, галереи.

В 2005 году «Стивен Холл Аркитектс» завершило строительство необычного турбулентного гостевого дома в Нью-Мексико. Это строение напоминает айсберг, верхушка которого находится на поверхности, а основная массивная часть скрывается ниже.

Располагается оно на пустынном обдуваемом плоскогорье, неподалеку от работ художника Ричарда Таттла - серии домов из природных материалов. Его конструкция облицована алюминием, произведенным заранее в Канзас Сити. Каждая панель, а всего их 31, уникальна по форме.

Благодаря светлому цвету материала здание не притягивает солнечный свет, что позволяет сократить расходы энергии на охлаждение. Окна с южной и северной сторон выпускают теплый воздух, работая по принципу вытяжной трубы. Цистерна, располагающаяся с южной стороны дома, наполняется дождевой водой, которой потом поливается участок. Солнечные панели производят достаточно энергии для обеспечения автономной работы здания.

После завершения этого проекта архитектор приступил к постройке нового здания во Франции - «Центра океана и прибоя», спроектированного совместно с супругой - бразильской художницей Соланж Фабиан.

интересно

Компания HORM выпустила новый продукт - табурет-стол Hexagon, спроектированный Стивеном Холлом. Основой этой модульной системы является усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты годятся для использования внутри дома и снаружи. Их производят из камня, белого или черного лакированного металла, дерева окоуме

В основе формы здания лежат пространственные концепции «под небом» и «под морем». Оно состоит из двух зон. Верхняя зона, названная «Площадь Океана», помещена в вогнутую «седловину» основного объема - вымощенное булыжником рекреационное пространство под открытым небом. Сам же музей расположен в нижней зоне, «под морем», - его выпуклый потолок создает ощущение нахождения под водой.

Такая иллюзия волны прекрасно сочетается с ландшафтным дизайном участка, пролегающего параллельно берегу океана. Широкие просторные залы музея усиливают «подводную» тему, продолженную морскими проекциями на потолке. Строительство здания завершилось в 2011 году. Сейчас оно включает в себя выставочную зону, большой лекционный зал, ресторан, кафетерий и офисы.

Также совсем недавно, в июне 2012 года, было закончено строительство ещё одного проекта Стивена Холла - Дома и художественной галереи DAEYANG в Сеуле. Частная галерея расположена на холмах с Kangbuk. Она состоит из трёх основных павильонов: входного, жилого и помещения для приемов. Крыша постройки превращена в мелкий водоем.

Стены павильонов обшиты листами меди снаружи и натуральным деревом - внутри. Дерево, вода, естественное освещение и витражи создают для посетителей необыкновенный природный мир. Здание нагревается и охлаждается при помощи геотермальных скважин.

Основная мысль проекта заключается в том, что пространство вокруг человека «безмолвно», пока «туда не проникнет свет и не включит его». Когда Стивен Холл говорит о своих проектах, он довольно часто указывает на значение естественного освещения в архитектуре. Он рассматривает свет как главный строительный материал.

Американский мастер убежден, что недостаточно создавать рисунки зданий на обычном листе бумаги, абстрагированном от реальности, при проектировании должны приниматься во внимание самые разные измерения действительности, - именно в этом и заключается «феноменология по Стивену Холлу».

Американец Стивен Холл (Steven Holl, р. 9.12. 1947) - постоянный ньюсмейкер глобальной архитектуры. Автор «турбулентных» и «пористых» зданий, в которых человеку дается свобода перемещения, пространственного переживания и всепоглощающего опыта.

В интервью ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН Холл призывает пересмотреть прерогативы в современной архитектуре.

Новый фьюжн Мы вошли в XXI век с оккупировавшей треть земного шара «развитой архитектурой», которая на самом деле вот-вот превратится в горы строительного мусора. На смену урбанизму как абстрактному планированию и ландшафтному дизайну как декоративному озеленению зданий приходит смешение этих дисциплин. Оно дает позитивные плоды: зеленые крыши обеспечивают сохранение энергии, оздоровляют атмосферу; мы учимся тому, как поддерживать микроклимат такой структуры. Этот новый фьюжн, на мой взгляд, и будет определять архитектуру будущего.

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Massachusetts Institute of Technology (MIT), Simmons Hall (2002).

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012).

Steven Holl Architects. «Дом-вихрь» или «турбулентный дом» (2005). Абикью, США.

Steven Holl Architects. Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, 2005.

Steven Holl Architects. Институт Пратта. Нью-Йорк, 2005.

Поворотный проект Музей искусств в Канзас-Сити. Он начинался как бескомпромиссная стратегия. Концепт был очень радикальным. Поддержал фонд и директор музея. Благодаря им в процессе реализации не случилось компромиссов. Иметь все, что тебе нужно, под рукой - очень редкая ситуация для практикующего архитектора. Это был особый шанс, и до сих пор строительство и проектирование этого музея играет особую роль в моей творческой судьбе.

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012). Фрагмент фасада.

24 из 24. Работа над небоскребами Linked Hybrid перевернула жизнь нашего офиса: мы работали 24 часа в сутки, 
12 часов здесь, в Нью-Йорке, и 12 часов в нашем пекинском офисе, которым руководит Ли Ху, наш партнер, уроженец Пекина (на нем лежали все переговоры). Представьте себе: мы посылали им файлы в конце дня, они получали информацию к началу своей работы. Таким образом мы делали все в два раза быстрее! На всех трех участках китайцы строили в сумасшедшем темпе. В общем, процесс получился волнующим и забавным.

Steven Holl Architects. Центр Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии.

Почитать прежде, чем построить Проект Центра Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии родился из «Голода», эпизодов и целых глав романа. Пока мы готовили эскизы, я прочитал всего Гамсуна, который 
оказался под рукой и пересмотрел массу фильмов, снятых по его произведениям. Мои первые наброски имели названия вроде «Здание как тело. Поле боя невидимых сил». Именно так писал Гамсун о своем романе «Голод». Есть силы внутри наших тел, страстные и невидимые, норовящие вырваться наружу. В первых эскизах у меня присутствовал лифт как спина, лестница как ребра и большой собачий ошейник из мексиканского серебра у входа.

Стеллаж Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Стол Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Модульные столики-табуреты Hexagon, дизайн Стивен Холл, Horm.

Рисуя или размышляя, я никогда не ставлю себе никаких ограничений, кроме одного: формат моего блокнота - всегда 5 на 7 дюймов. Люблю приступать к зарисовкам и живописным эскизам на рассвете, перед завтраком. Иногда результатом этих очень личных исследований становятся новые экспериментальные методики.»

Steven Holl Architects. Ex of In House (2016).

Своим манифестом Холл считает сегодня дом (85 кв. м), построенный в 2016 году под Нью-Йорком. Названный Ex of In House, проект декларирует альтернативу модернистским виллам, которые «разрастаются в ландшафте». «Я надеюсь построить суперэкологичные здания, которые были бы не только передовыми с точки зрения науки, но которые я мог бы считать своим духовным завещанием, - говорит архитектор.

Steven Holl Architects. Интерьер философского факультета Нью-Йоркского Университета (NYU). 2004.

Компанию Steven Holl Architects он основал в Нью-Йорке в 1976 году. Спроектировал множество зданий для американских университетов. Самые известные проекты - реконструкция Института Пратта, «дом-вихрь» (2005), Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, Музей искусства в Херинге (2008), Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

После известного музея «Киасма» в Хельсинки (1998) Стивен Холл много строит в Европе (Музей океана и воды в Биаррице, 2011, Корпус школы искусств в Глазго, 2014), а потом и в Китае. Здесь он проектирует огромные многобашенные конгломераты - жилые комплексы с подземными моллами и замкнутой системой жизнеобеспечения, которые называют прообразами многофункциональных комплексов будущего.

Профессор Колумбийского университета, автор книг и эссе Стивен Холл - пропагандист и неустанный новатор. Он любит говорить о том, что главным материалом для себя считает свет. «Архитектура - это всепоглощающий опыт взаимодействия с реальностью. Это феноменологический опыт, совокупность и единство явлений в пространстве, включая свет, звуки, запахи, тактильные качества материалов.»

Клец В.А.

Аспирант, Римский университет Ла Сапиенца

СТИВЕН ХОЛЛ. КИАСМА, КАК ЦЕНТР ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются феноменологические идеи французского философа М. Мерло-Понти, которые легли в основу архитектурных концепций С. Холла.

Благодаря анализу книг архитектора и изучение его проекта музея современного искусства Киасма – прослеживаются взаимосвязи между архитектурой и чувствами, т.е. феноменологическая основа проектирования.

Музея современного искусства Киасма – как сосредоточие всех феноменологических принципов архитектора Стивена Холла.

Ключевые слова: Стивен Холл, музей Киасма, феноменологическая архитектура

Valeriya Klets

Phd student, The Sapienza University of Rome

(Università degli studi di Roma “La Sapienza”)

STEVEN HOLL. KIASMA, AS THE CENTER OF THE PHENOMENOLOGICAL ARCHITECTURE

Abstract

The article discusses the phenomenological ideas of the french philosopher M. Merleau-Ponty, which formed the basis of S. Holl’s architectural concepts. Through the Holl’s books analysis and the study of his Museum of Contemporary Art Kiasma project – traced the relationship between architecture and the senses, that is, phenomenological basis of design. Museum of Contemporary Art Kiasma – as the center of all the phenomenological principles of architect Steven Holl.

Keywords: Steven Holl, museum Kiasma, phenomenological architecture

Вступление.

Знаменитый американский архитектор Стивен Холл не всегда следует канонам американской академической школы: он завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Холл – обладатель многих наград и медалей – прославился своими проектами Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, Музея искусств Нельсон-Эткинс (Nelson-Atkins) в Канзас-Сити, факультета философии Нью-Йоркского университета и т.д. Кроме архитектуры его интересуют индустриальный дизайн, живопись акварелью, изобретение новых материалов, а главное – философия. Он автор многочисленных публикаций и более 10 монографий. С.Холл – архитектор с четкими философскими убеждениями, приверженец инноваций, экспериментов и натуральности. Он один из самых ярких примеров сегодняшней архитектуры.

В проектах С.Холла очевидно читается связь его архитектурных концепций с философскими идеями М. Мерло-Понти(1908-1961) – французского философа, приверженеца феноменологии. К идеям феноменологии также обращались многие философы, психологи, психоаналитики, исследователи, архитекторы. Помимо Мориса Мерло-Понти эту проблему рассматривали – Гастон Башляр – французский философ и искусствовед, Георгий Габричевский – русский учёный, микробиолог, Анатолий Бакушинский – русский искусствовед, Ролло Мэйамериканский экзистенциальный психолог и психотерапевт и т.д., и все они восходят к Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю – немецкому философу. Однако Стивен Холл всегда ссылается на М.Мерло-Понти, он трансформирует его филосовские идеи в архитектуру, тем самым «оживляя» её. Поэтому целью дальнейшего исследования стали – рассмотрение идей, концепций С.Холла и выяснение путей и средств используемых им для активизации чувственных восприятий. Взаимосвязь архитектурных концепций С.Холла с философскими идеями Мерло-Понти, и их влияние на работы архитектора. Я постаралась раскрыть темы основываясь на исследовании книг и публикаций Стивена Холла. Проследить развитие идей и практик феноменологии, а также связанных с ней архитектурных концепций. Так же, на примере Музея Современного искусства – Киасма, спроектированного Стивеном Холлом в г.Хельсинки, я попыталась проследить результаты применения на практики теоретических постулатов этого архитектора.

Анализ теоретических концепций С.Холла.

Архитектор Стивен Холл – пишет и реализует.

Стивен Холл один из самых выдающихся архитекторов Америки, имеющий свою четкую позицию в нынешней архитектуре. Отличительные особенности его проектов, материалы, которые он использует, текстуры, цвет и свет, всё это можно рассматривать – как качества, благодаря которым можно выделить его работы. Он специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью.

Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.

Отмечу, что Стивен Холл – это архитектор который пишет, который объясняет свою точку зрения, который отлаживает свои убеждения, либо отрицает, то с чем не согласен – всё с помощью слов. Для него слова существуют, чтобы объяснять архитектуру. Слова в архитектуре и для архитекторов необходимы, как материалы, как свет, как цвет, как собственная фантазия. Слова нужны чтобы создавать архитектуру, утверждает он.

Слова как стрелки, указывающие нужное направление: рассматривайте их все вместе и вы увидите карту архитектурных замыслов.

Во всех работах С.Холла есть глубокий теоретический фундамент, он всегда четко следует от теории к практике. В основу его проектов, прежде всего, ложится идея, неотъемлемой частью которой всегда является место, контекстная среда – далее идет форма. Как говорит сам архитектор: «Формирование в архитектуре должно идти от абстрактного к конкретному, от бесформенного к цельному. В то время как художник или композитор могут идти от конкретного к абстрактному, архитектор обязан путешествовать в обратном направлении.» Архитектура в отличии от других видов искусства, таких как изобразительное искусство или музыка, не является отражением одного чувства, это многочувственная феноменологическая реальность. Поэтому каждая работа Холла испытывается феноменологически: с помощью света, цвета, материалов, времени, точнее всеми этими факторами, призванными обозначать архитектурное пространство. Феноменология означает сбор и описание феноменов не как иллюзий, но как проявления реальности.

Архитектурная философия Холла. Феноменология и чувства в архитектуре .

Философия архитектуры Холла с 1984 года в основном базируется на феноменологии французского философа Мориса Мерло-Понти, хотя он обращается так же и к другим философским течениям, например к Анри Бергсону и его философии времени. Однако Холл считает себя феноменологически ориентированным архитектором, поэтому влияние Мерло-Понти очевидно и прослеживается во всех его работах. Холл разъясняет, как идеи этого философа заставляют его переосмысливать архитектуру и развивают его архитектурное мышление. В своей интерпретации феноменологии Мерло-Понти, архитектор трансформирует философские концепции в архитектурные. Мерло-Понти рассматривает восприятие(ощущения) в качестве внутреннего состояния и самой идеи предыдшествущих восприятий, так как это не требует ничего кроме, нас и самих ощущений, поэтому С.Холл, как архитектор, стремится и создает такие места, где человек встречает ряд сенсорных стимулов, тем самым увеличивая свое восприятие реальности, вызваных элементами архитектурной композиции. Мысли Мерло-Понти отражаются в работах Холла, в его архитектурных пространствах, которые становятся катализаторами восприятий, пространств в которых человек становится не простым зрителем, но главным героем, который путешествует по живой сцене архитектуры вместе со светом, звуками, временем, которые взаимодействуют с материалами, цветами и поверхностями, которые, в свою очередь, определяют это архитектурное пространство. То есть архитектура – это всепоглощающий, опутывающий нас опыт взаимодействия с реальностью. Ее невозможно представить себе на плоскости в виде геометрических фигур в планиметрии. Это феноменологический опыт, совокупность и единство явлений в пространстве.

В этом взгляды Холла сходятся со взглядами Юхани Палласмаа (Juhani Uolevi Pallasmaa) – финским архитектором, дизайнером, педагогом и теоретиком архитектуры, наверное, самым известным в мире, из числа ныне здравствующих, так же как и Холл приверженца и разработчика феноменологических идей. Среди многих его книг по архитектурной теории – книга «Глаза Кожи. Архитектура и чувства» – стала классикой теории архитектуры и обязательна для прочтения во многих архитектурных школах мира. Основная гипотеза “Глаз кожи” Юхани Палласмаа: превалирующая роль зрительного восприятия.

Я настаиваю на том, что проектирование настолько превратилось в некую игру с формой, что реальность того, как здание переживается, оказалась упущенной. Мы делаем ошибку, когда размышляем о здании и оцениваем здание как формальную композицию, не понимая более, что оно есть символ переживания другой реальности, которая лежит за этим символом .

Наша пост-историческая эра пресекла исторические повествования, концепцию прогресса и видение будущего. Эта потеря горизонта, ощущения цели и уплощение перспективы отвратили архитектуру от образов реальной жизни в пользу аутической и самокопательной погружённости в свои собственные структуры. К тому же, архитектура дистанцировалась от прочих чувственных сфер и стала чисто окулярной формой искусства .

По мысли Юхани Палласмаа, доминирование зрения среди прочих органов чувств инспирировано мышлением и в этом есть дань возрожденческой традиции перспективного изображения и восприятия. Особая роль в архитектуре, как считает Юхани Палласмаа, принадлежит коже и прикосновению.

Все чувства, включая зрение, являются лишь расширением тактильности.

Архитектура, по Юхани Палласмаа и Стивену Холлу, сформирована важнейшими для человека чувствами, и, проектируя, феноменологически ориентированный архитектор моделирует не физический объём, а чувства. Среди них такие, как чувства принадлежности, покоя, уникальности, сакральности места, приобщения к судьбе другого человека, укрытости и безопасности и др. Полнота восприятия поддерживается также обостряемыми архитектурой чувствами одиночества, страха и их преодолением. Архитектура участвует в формировании в сознании человека метафор времени и пространства с его универсалиями – вертикали и горизонтали, внешнего и внутреннего, центра и периферии. Замечательные примеры прикосновения к феноменологическому опыту человека, упоминаемому Юхани Палласмаа, даёт художественная литература. Вот как Л.Н.Толстой раскрывает чувства юноши, возвращающегося после долгой разлуки в дом своего детства: «Не выставлявшееся двойное окно, за которым, как я помнил, росла рябина, – всё это так было знакомо, что я вдруг почувствовал на себе ласку этого милого старого дома. /…/ Дом радостно принимал меня в свои объятия и каждой половицей, каждым окном, каждой ступенькой лестницы, каждым звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий невозвратимо счастливого прошедшего.»

От идеи к проекту.

“A concept is the engine that drives the design process. Early in each project, after analyzing the site and program and sometimes after several false starts, a central concept (or concepts) is settled on, together with vague spatial sketch. As each site circumstance is unique, we aim for equally balanced and particular solutions. The concept, expressed in the diagram and words, helps focus a manifold of different aspects. It helps in the development of project …”

Для Холла каждый проект таинственный и непредсказуемый путь. В этом поиске, стремясь схватить специфику, у архитектора есть безграничничное количество возможностей. Можно обозначить два основных принципа, которые выделяют процесс проектирования С. Холла. Первое это путаница целей, неопределенность, бесконечность материалов и форм. Благодаря этим факторам каждый проект становится экспериментом для Стивена Холла. То есть для него нет никаких заранее-определенных предпосылок для начала проектирования. Второе, его подход к архитектуре происходит в рамках феноменологической структуры, которая обеспечивает ему «пред-теоретическое обоснование».

Начало проектирования является первым и, пожалуй, самым тяжелым, этапом архитектурной практики. Холл, для которого проектирование развивается через интуитивно строящийся процесс, подходит к архитектурному проектирования как к экспериментальному процессу. Во-первых, он сосредотачивается на идее проекта. Для Холла все, что обладает способностью активизировать чувства, будет инициировать формирование идеи. Особенности места, контекстной среды. Еще древние греки и римляне отмечали существование так называемых Genius loci – Гений места – неповторимую атмосферу места. Так человеческое воображение находило знаки, особенности, дух и культуру народа – придавая пейзажу или определенным его местам важное значение и даже собственный характер. Поэтому желание архитектора основываться, в частности, на определенных эмоционально-исторических особенностях местности вполне обоснованно. Но не только окружающая среда и место служат областью исследований для С.Холла, он также может быть вдохновлен поэтическими, литературными, мифическими или духовными темами. Эта интеллектуальная концентрация постепенно приводит к формированию идеи. Идея, в действительности, это не какой-то конкретный, а неопределенный образ, вокруг которого архитектор разрабатывает свой ​​конкретный проект.

Важно зацепить идею, которая парит в воздухе каждого места. Это может быть все что угодно: истории, передаваемые из уст в уста, живой фольклор, неповторимый юмор. Ведь оригинальные и аутентичные элементы культуры настолько сильны, что заставляют нас забыть о стиле.

Материалы и осязание.

Взаимодействие с материалами в архитектуре не только визуальное, но осязательное, слуховое и обонятельное. Возможно, кроме осязания, больше не сушествует другого «мира», который включал бы в себя несколько чувственных явлений взаимодействия с реальностью, чем именно, осязание.

«Обратите внимание на твердость и хрупкость стекла: когда оно разбивается со звенящим звуком, т.е. визуальное восприятие стекла трансформируется в этот звук. Обратите внимание на упругость стали, пластичность горячей стали, твердость и жестькость стальной пластины, мягкость стружки»: пишет M. Мерло-Понти в своей книге “Феноменология восприятия”. Когда материальность деталей, которые создают архитектурное пространство, становится очевидной, чувство осязания выходит на первый план. В этом случае усиливается чувственное восприятие и, более того, вовлекаются психологические аспекты восприятия.

Сегодня промышленный и коммерческий рынок архитектурных «продуктов» имеют тенденцию работать с синтетическими материалами. Теперь деревянные оконные рамы изготавливаются из виниловым и водонепроницаемого пластика, металлы окисленны или покрыты синтетической отделкой, стеклянные витражи, не более чем, цветная синтетическая краска, пластик имитирует камень и древесину. Эти методы промышленного бизнеса размывают осязание или вовсе стирают.

Стивен Холл утверждает, что материал может быть изменен с помощью различных средств, которые не уменьшают, а наоборот усиливают их природные свойства. Например возможно изменять светопропускание стекла. Искривленное стекло приводит к изменению простой плоской поверхности геометрической кривизной отраженного света. Матовое стекло, с его таинственной непрозрачностью, создает рассеянное свечение. Пескоструйная обработка стекла, также обладает различной светопропускаемостью, в зависимости от толщины стекла и размера зерен кварцевого песка.

Металлы также могут быть трансформированы, пескоструйной обработкой, могут быть искривлены, окислены или же вторичнопереработаны для того, чтобы создать богатые текстуры, цвета и поверхности. Невозможно заменить красоту натуральных металлов, их цвета, измененные с течением времени при контакте с воздухом из-за окисления материалов. Печатные металлы, алюминий, бронза, латунь это альтернативная палитра архитектора. Металлы, такие как медь, никель и цинк, благодаря новым технологиям, теперь могут распыляться, могут создаваться слои на поверхностях других материалов, это дарит новые возможности для изготовления мелких, особенных деталей.

Вода для Стивена Холла – особенный материал, он называет ее «феноменальная линза», которая обладает способностью отражения, реверберации, пространственной инверсии и преобразования солнечного света. Психологическая сила отражения намного превосходит классическое научное изучение преломления.

Стивен Холл настаивает на необходимости работы с новыми технологиями. Технология расширяет возможности трансформации природных материалов. То есть расширяет возможности создания феноменологических пространств. Материалы, вынуждены воплощать новую природу.

Согласно Стивену Холлу новые материалы, новые технологии, новые энергитические ресурсы переопределить мир осязания.

Анализ феноменологических концепций Стивена Холла, приме-ненных в проекте Музея современного искусства Киасма.

Концепции М. Мерло-Понти, как база проекта .

К трудам Мерло-Понти Холл обращается часто, исключением не стала и разработка проекта музея Киасма. В своей статье The Intertwining The Chiasm , (Пересечение – Перекрест) Мерло-Понти пишет: «Мы должны привыкнуть к тому что все видимое вырезано из осязаемого, что все осязаемое в той или иной степени видимость, здесь и есть то самое посягательство, не только на ощутимое и осязаемое, но и на материальное и визуальное,/…/, материальное без видимого – ничто. Следуя этому, если тело и видит, и осязает, значит визуальное и материальное принадлежат одному и тому же миру. /…/. Пересекая внутренние связи эмоционального и материального, все его движения присоединяются к исследуемой вселенной.» Эта статья легла в основу концепции создания музея Киасма. Как пишет сам С.Холл «Тело присоединяет и описывает мир». Музей г. Хельсинки показывает, как человеческое тело является увиницей измерния пространства. «Движение тела» стало одной из доминирующих идей музея. Эта идея является и превалирующей в книге С.Холла “Parallax” выпущенной в 2000 году. Тело является основой существования и средством нашего пространственного восприятия, пишет архитектор.

Архитектура – феноменологическая дисциплина, и я считаю, что мы способны понять архитектуру, только осознавая тот момент, когда наши тела движутся сквозь пространство. Если вы повернете голову, отведете взгляд или повернетесь в другую сторону, то увидите другое, только что раскрывшееся пространство. И эта возможность у вас появилась только потому, что вы совершили движение.

Интеграция архитектурной формы в пейзаж города. Урбанистические связи.


Строительство музея Kiasma было завершено в 1998 году. Это музей современного искусства в центре города Хельсинки. Концепция идеи музея – это «переплетения» связей между телом и миром. Тело стало единицей меры пространства музея, которое формируется в игре раздваиваний и пересечений. С.Холл отказывается от двойственности тело/объект и человек/природа. Он предполагает взаимосвязь между природой и культурой. Целью архитектора было интегрировать архитектурную форму в пейзаж и в пространство существующего города. Он расположил музей на границе, между двумя сетками города. Железнодорожная станция и почта находятся к востоку от музея, в строгой ортогональной части улиц города, и являются одним из основных фланговых элементов, повлиявших на расположение музея. Западная же часть города расположена по диагонали, относительно плана города. Улица, где расположен музей является разделительной линией с ортогональной частью города. В течение большей части 20-го века место, где сейчас расположен музей, использовалось в качестве общественной площади и являлось связующим, центральным звеном плана застройки.

Геометрически, музей можно рассматривать как две части, или два здания, которые пересекаются. Одно из зданий является прямолинейным, другое криволинейным. Вход – атриум, образует между этими двумя частями музея «связующую» пустоту. Прямолинейная часть музея расположена симметрично оси железной дороги /почты (ортагональной сетки) – взаимодействует с городом. Вторая часть здания трансформирована в криволинейную, развивая идеи о местности, взаимодействуя с ландшафтом. Криволинейный объем выражен, как экструдированная кривая, как парабола, которая прокатилась по земле. Эта экструзия является частью окружности – движения солнца. Т.е. музей расположен точно на пути движения солнца. Парк, на востоке, треугольной формы, выступает в качестве двух лучей, так же описывает дугу музея. Криволинейная часть музея, ориентируется в северной стороне на парламент, залив и Финляндия Хол Алвара Аалто. Интересно, что Стивен Холл связывает музей Киасма и Финляндия Хол не только с точки зрения расположения и ориентирования, но и с определенными сходствами в плане. Так же стоит отметить, что расположение Музея Киасма является полным отражением идеи Алвара Аалто о застройке города Хельсинки.

Хотя структура криволинейного здания остается радиальной, организация его внешних стен изменена. С.Холл отрезает часть наружной стены – смотрящей на ортагональную сетку улиц, как произведение искусства, выходящее за границы холста. Это позволило «скопировать» окно на западной стороне и дублировать его на восточную, тем самым связать их. Конная статуя президента Маннергейма, расположенная в восточной сетке улиц, так же как и ж/д станция является сильным организующим элементом и представлена в качестве второго бокового ориентира. С.Холл спроектировал здание таким образом, чтобы прямолинейная часть Музея стала параллельным фоном для статуи.

X – киасма, как взаимопересечение геометрии музея.

Продолжая концепт пересечения, Холл проектирует фасад здания, рассеченным по-центру. Стороны музея смещены (та что слева снаружи, та что справа внутри) для того чтобы начать сплетение пересекающегося хиазматического пространства. Таким образом пространственный перекрест объединяется в пересечении между смотрящим и видимым, тактильным и зрительным.

Первый этаж здания используются в качестве общественного форума. Там есть книжный магазин, гардероб, справочное бюро, кафе-бар и театр. Вход в кафе расположен снаружи рядом со статуей Маннергейма и прудом, к нему примыкает пешеходный туннель, который проходит через здание от юго-запада к северо-востоку. Внешний вид и интерьер смешанные. Вход-атриум не совсем внутри, он остается все-таки большим открытым пространством, пустотой между зданиями, где свет сверху и позади связывает его с внешним пространством.

В музее не существует одного единственного пути прохождения галлерей или одного определенного способа получить законченное представление о пространствах. Напротив, существует множество путей, ведущих через здание, посетитель должен выбрать сам – куда ему идти. Динамическое внутреннее пространство с его пандусами, лестницами дарит посетителям «интерактивное» видение, вдохновляя их на выбор своего собственного маршрута. Это отсутствие определенного пути, вынуждает посетителей испытывать неожиданные эмоции и чувствовать необходимость делать паузы, «испытывая» отражения света и тени, становиться «открывателями» пространств. Тело начинает взаимодействовать с построенной окружающей средой, исследуя её. Благодаря своей идее «движения тела», обуславливающей то, что человек перемещаясь, меняет пространство, Холл наделяет музей – динамикой. Сильно искривленное пространство активизируется в разных точках наблюдения, рождая многочисленные горизонты – параллаксы. Тем не менее, С. Холл хотел, чтобы одна вещь была видна изначально. На входе в музей, в этой искривленной среде, два пандуса между двумя частями здания выступают в качестве соединения. Этот хиазматический перекресток, где основные кривые образуют проход, определяется вертикальными полосами лестницы, по форме похожими на ДНК, соединяющих все уровни здания. Пересечение становится вынужденной фокусной точкой.


Поднимаясь вверх по пандусу, вдоль криволинейной части здания, в месте пересечения двух объемов здания, посетитель попадает в музей. Оглядываясь назад, в сторону входа, можно визуально соединить изогнутую стену, с искривленными дверными проемами через отдельные пространства галерей прямолинейного здания. Таким образом внутри музея создается взаимопересечение радиальной геометрии в прямолинейном здания, и наоборот.


Стивен Холл концентрируется на создании необычной пространственной геометрии музея. В криволинейном здании спроектированы большие, необычные пространства разделенных галерей, в то время как прямолинейное здание состоит из сотовых галерей.

Свет, тень, вода, материалы.



В интерьерах используется лишь белый цвет, играя материалами, текстурами, светом и тенью архитектор стимулирует чувственное восприятие. Нюансы света и тени, их различных источников, прозрачность, открытость, отражения и преломления переплетаются в необходимости формирования пространства. Как результат, интерьеры становятся нейтральным фоном для выставок и впечатлений посетителей. Пространства становятся спокойными, но не статичными. Стивен Холл в проекте музея использует новые материалы или измененые маиериалы. Например полупрозрачные белые пластины стекла, используемые на западной стене здания – создают особенную таинственную атмосферу в здании.

Одной из особенностей музея является, то, что в каждом его помещении – натуральное освещение. Распространенная дилемма в проектировании музеев искусств с галерееями на разных уровнях – это проблема нехватки дневного света, так как наложение этажей мешает свету проникать в залы на нижних этажах, оставляя единственную возможность – использовать искусственное освещение. Киасма же, напротив, использует «горизонтальный» дневной свет Хельсинки, как говорилось ранее, музей расположен точно на пути движения солнца, что позволяет солнцу быть внутри помещений втечении всех часов открытия: мягкая вариация в формах и размерах помещений, искривленность здания, позволяет проникать свету разными образами. Вся последовательность из 25 галерей заканчивается – как своего рода музыкальная секвенция – в большой галерее на верхнем этаже, которая, будто увеличивается, когда свет заливает ее «ледяную стену» на западе. Эта стена искривлена и на нее попадает вертикалный свет через стеклянные просветы, в то время как горизонтальный свет падает на нее из центральной части. В другом зале зона искривления отверстий для освещения сделана в форме «бабочки» что позволяет распределить свет в галереи расположенные под последним этажом. Особенность искривления и пересечения пространства в здании, «вращение» пересечения пространства и света, позволяет, в общем, проникать дневному свету во все двадцать пять галлерей. Музей Киасма это место для современного искусства, для вещей требующих динамических пространств. Дневной свет и тени стали свойствами, которые стимулируют воображение и позволяют фантазировать. Воображение становится ключевым элементом в ощущении пространства. Чувство осязания усиливается с использованием различных материалов, целью которых становится усиление чувства загадки и неожиданности. Слабый северный дневной свет рассеивается полупрозрачным стеклом в галлереях, что дает ощущение спокойной изолированности от городской жизни. Некоторые стены Холл спроектировал из толстых аллюминиевых листов, обработанных пескоструйным способом, которые тоже реагируют на свет. В зависимости от положения солнца и падения на них солнечных лучей, они могут быть от практически белых и отражающих свет, до абсолютно черных. Все материалы использованные в музее служат зрительным и тактильным целям, но спроектированы для того чтобы скрыть размеры и вес.


Так же интересно отметить то, как чувство слуха может быть «испытано» внутри здания и как оно может взаимодействовать с чувством зрения. Вода, которая является центральным элементом экстерьера, проходит вдоль здания, продолжается в туннеле, соединяющим западную и восточную части музея и заканчивается в его северной части. Звук текущей воды можно услышать во всех галлереях. Как говоилось раньше вода для Стивена Холла – особенный материал, «феноменальная линза», которая отражает реальность и трансформирует ее в непосредственное психологическое восприятие.

Заключение.

Итак, подводя итоги, можно утверждать, что концепцией проектирования музея для С. Холл стали феноменологические взгляды Мерло-Понти, его статья The Intertwining – The Chiasm. Это дало название музею – Киасма и легло в основу его проекта. Chiasm – с английского – пересечение. В музее современного искусства всё пересекается и взаимодействует: пространства, свет, тень, материалы, структура. При проектировании этого здания, Стивен Холл останавливается на «бегстве от двойственности: тело/вещь, и человек /природа». Он отрицает наличие такой двойственности, он предполагает взаимозависимость между природой и культурой. Он включает архитектуру нового сооружения в уже устоявшийся пейзаж города Хельсинки. Он фактически начал свой проект музея от абстрактного к и перешел к конкретному. При проектировании музея, Холл, действительно, придерживается своего мирровозрения, своей философской позиции – феноменологии, идеи о «движении тела», о взаимосявязи и стимулировании человеческих чувств, о необходимости интеграции архитектуры в пространство.

Стивен Холл действительно реализует на практике свои взгляды и убеждения.

Литература

1. HOLL S., Anchoring, Prineceton Arch. Press, New York, 1988, p. 9, 42

2. HOLL S., Parallax , Milano, Postmedia, 2004, стр. 19, 21, 143, 151

3. HOLL S., Architecture spoken , Rizzoli Int. P., NY,2007, стр. 19, 170-183

4. PÉREZ-GOMEZ A., The Architecture of Steven Holl, In Search of a Poetry of Specifics, El croquis, Mexico: Arquitectos Publishing, 2003, стр. 547.

5. MATTIOLI F., Genius Loci, Bonanno Editore, 2011, стр.19

6. ТОЛСТОЙ Л., Т.1. Детство. Отрочество. Юность., Mосква: Художественная литература., 1978, стр.80

7. PALLASMAA J., The eyes of the skin , John Wiley & Sons Ltd., 2005, стр.11

8. MERLEAU-PONTY M., The Visible and the Invisible , Evanston: Northwestern University Press, 1968, стр.134

9. PALLASMAA J., Thought, Matter and Experience, El croquis, Mexico: Arquitectos Publishing, 2003, p. 58.

10. PALLASMAA J., The Geometry of Feeling: A Look at the Phenomenology of Architecture , Arkkitehti., 1986, No 3.

11. PALLASMAA J., Identity, Intimacy and Domicile . Notes on the Phenomenology of Home , Arkkitehti, 1994, No 1.

12. ВИН A., Интервью, © Журнал АРХИДОМ, № 80 http://archidom.ru/content/1170.html

S. Holl, Parallax, Milano, Postmedia, 2004, стр. 151

S. Holl, Parallax, Milano, Postmedia, 2004, стр. 21


Американский архитектор Стивен Холл специализируется на гармоничном внедрении своих проектов в уже существующую окружающую среду, стремясь не нарушить ее уникальность и неповторимость. Имя одного из самых значимых зодчих современности должно быть знакомо каждому, кто связан с архитектурой. А тем, кто еще не знаком с его творчеством, будет весьма любопытно прочитать наш обзор 16 потрясающих проектов американского архитектора Стивена Холла, которые должен увидеть каждый ценитель современной архитектуры.





Здание художественного музея Бельвью, построенное в 2011 году, располагается в самом сердце американского города Сиэтл. Вся структура этого трехэтажного комплекса образована с помощью трех материалов - стекла, алюминия и текстурированного бетона. Главной задачей для Холла на стадии проектирования стало соблюдение принципа максимальной открытости и освещенности музея. Архитектор решил ее с помощью своего излюбленного принципа "пористости".





Расположенный среди южных тропиков Китая Центр Ванке считается первым в мире "горизонтальным небоскребом". Построенный в 2009 году комплекс представляет собой замысловатую структуру из башен, буквально лежащих на боку. На территории Центра расположены офисы различных компаний, отель и выставочный комплекс. Центр Ванке считается одним из самых значимых экологичных сооружений в истории человечества - при его строительстве были использованы в основном натуральные материалы, в частности, бамбук, а на крышах установлены солнечные панели, вырабатывающие примерно 15 % электричества в офисах.





Современный «корпус Блока» в старом здании музея искусств Нельсона-Эткинса в американском Канзас-Сити был построен в 2007 году. Главной задачей архитектора было согласование нового корпуса с уже существующим основным зданием музея, которое было построено в 1930-х гг.. «Корпус Блока» состоит из пяти полупрозрачных асимметричных форм - «линз», которые практически полностью утоплены в землю. В первой «линзе» расположены главный вестибюль, администрация, магазины и медиатека. Со второй «линзы» начинается ряд выставочных пространств, оснащенных системой световых колодцев.





Новое здание школы искусств и истории искусств Университета Айовы было возведено на территории студенческого городка в 2006 году. Оно расположено недалеко от заросших зеленью известняковых скал, посреди плакучих ив. Архитектурный замысел Стивена Холла заключался в системе взаимосвязи внутренних зон с размытыми границами. Современная постройка из стекла и стали находится в общей струкутре кампуса и образует вокруг себя новые рекреационные зоны и связи с ландшафтом. В состав современного здания входят несколько аудиторий, мастерских, помещений администрации, большая столовая и выставочный зал.





Здание спортивного центра Кэмпбелла Колумбийского университета было построено в северной части Манхэттена в 2013 году. Этот потрясающий спортивный объект включает в себя спортзал, офисные помещения, конференц-залы и учебный центр. Любопытно, что идею своего проекта Стивен Холл описал как «точки на земле, а линии в пространстве»: под точками подразумеваются сваи, а линии – это внешние зигзагообразные лестницы.





«Турбулентный дом» Стивена Холла - это жилой дом, построенный в небольшом американском городке Эбикью в 2010 году. Самым оригинальным в этом проекте можно считать фасад из алюминиевых листов самой разной конфигурации, подчеркивающих обтекаемую форму остова здания. Архитектор предпочел ее классической прямоугольной структуре из-за необходимости качественной циркуляции воздушных потоков. Этот проект выполнен в лучших традициях деконструктивизма - остов здания, его внешняя оболочка и наиболее значимые элементы конструкции были детально смоделированы на компьютере.





Строительство невероятного сооружения Музея океана и воды во французском городе-курорте Биаррице завершилось в 2011 году. Соавтором Холла в этом проекте выступила его супруга Соланж Фабиан. Здание условно делится на две части - эксплуатируемую кровлю с бутиками и кафе над водой и сам музей с галереями и выставочными пространствами под водой. Музей пользуется огромной популярностью у многочисленных туристов Биаррица.

8. Корпус Рейд школы искусств в Глазго, Шотландия

Корпус Рейд Школы искусств в Глазго, Шотландия: ночной кадр



Корпус Рейд Школы искусств в Глазго: интерьер помещения


Корпус Рейд школы искусств, построенный в 2014 году в столице Шотландии - один из последних реализованных проектов Стивена Холла. При проектировании этого здания он использовал необычную систему «световых пустот», выступающих одновременно в качестве световых колодцев, узлов вертикальной коммуникации и основного элемента естественной вентиляции. Основным принципом проекта послужило сближение и коммуникация студентов всех специальностей. Этому процессу служит единая сеть из вестибюлей, выставочных залов, лекционных аудиторий, а также художественных студий и мастерских.





Комплекс художественной галереи «Тэян» был построен в Сеуле в 2011 году. Сооружение состоит из помещений галереи, на крыше которых расположены три павильона и небольшой водоем, образующий необходимый уровень освещенности помещений внизу с помощью специальных проемов. Любопытно, что обшитые снаружи медными листами стены павильона внутри покрыты деревом. За небольшой период своего существования галерея "Тэян" стала одним из самых знаковых объектов города Сеул.





Студенческое общежитие «Симмонс Холл» было построено в Бостоне в 2002 году. Это оригинальное здание образовано тремя крупными кубическими блоками, прорезанными небольшими отверстиями, что придает фасадам эффект пористости и особенный измельченный ритм. В состав этого уникального объекта входят непосредственно жилые помещения для студентов, а также общие пространства - конференц-залы, рестораны, кафе и игровые клубы. "Симмонс Холл" являет собой пример того, как должно выглядеть общежитие XXI века.





Музей современного искусства «Киасма» был построен в столице Финляндии в 1998 году. Основным архитектурным элементом в этом здании стал, как ни странно, свет - Холл был буквально пленен невероятным по своей красоте и чистоте дневным светом Хельсинки. Именно свет в значительной степени повлиял на выбор поверхностей и формы этого здания - музей проектировался с учетом того, под каким углом и насколько долго свет будет проникать и оставаться в его интерьерах. Любопытно, что в основе этого проекта лежит дзен-буддийская философия покоя и самопознания.





Художественный музей, открывшийся в китайском Нанкине в 2011 году, является частью музейного комплекса, включающего в себя главный корпус с галереями, чайный домик, хранилище книг и небольшую резиденцию куратора. Безусловно, самым оригинальным фрагментом нанкинского музея можно назвать верхнюю галерею, приподнятую на пилонах для того, чтобы посетители смогли насладиться не только выставленными экспонатами, но и красивейшей панорамой Нанкина. Этот объем, изогнутый под прямым углом, образует визуально четкую геометрию, контрастирующую с объемом из черного бетона - нижним ярусом музея.





Многофункциональный комплекс «Гибрид» в Пекине был удостоен почетной премии как лучшее высотное здание 2009 года. "Гибрид" состоит из 8 высоких корпусов, связанных между собой в единую замкнутую систему с помощью 8 "небесных мостов", в которых расположены: крупный плавательный бассейн и фитнес-центр, кафе, выставочные галереи, небольшой кинозал и ночной клуб. Услугами этих объектов могут воспользоваться исключительно жильцы комплекса. Противопоставленный рядовой застройке Пекина, "Гибрид" продолжил неотъемлемую для всех работ Стивена Холла тему «пористости» - открытости вовне и взаимосвязи с окружающими ландшафтом и застройкой.





Роскошный многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block, построенный в китайском городе Чэнду в 2013 году, состоит из 5 башен, по периметру окружающих огромную городскую площадь. Под землей расположен гигантский шестиуровневый торговый центр, а в самих башнях находятся апартаменты разного класса, офисы и гостиничная часть. Столь необычные формы комплекса продиктованы не только художественной составляющей, но и местными нормативами - такая структура позволяет минимально затенять все прилегающие к комплексу территории. Торцы башен полностью остеклены, а на основные фасады вынесена несущая конструкция: основной бетонный каркас с диагональными распорами на случай вероятного землетрясения. Сегодня многие называют Sliced Porosity Block образцом многофункционального комплекса будущего.





«Планар-хаус», построенный в американском штате Аризона в 2005 году - это своего рода художественный павильон, где хранятся и выставляются ценнейшие экспонаты современного искусства - дизайнерские работы и видео-инсталляции Брюса Наумана, Роберта Римана, Джеффа Кунса и Джэнниса Куннелиса. «Планар-хаус» - это прямоугольное в плане сооружение с бетонными стенами, плоской крышей и максимально открытым интерьером, обеспечивающим выставочное пространство необходимым уровнем естественного освещения.





Строительство нового центрального корпуса «Хиггинс-холла» в нью-йоркском институте Пратта было завершено в 2005 году. Этот необычный объект Стивена Холла представляет собой светлое, максимально открытое здание, контрастирующее с окружающими его старыми кирпичными корпусами. В стенах "Хиггинс-холла" расположены вестибюль, выставочная галерея, террасы и рекреационные пространства, небольшой центр исследований и мастерские. Оригинальной затеей архитектора стало использование пандуса в качестве одного из основных структурных элементов, так как полы двух боковых зданий находятся на разном уровне.

Личность Стивена Холла многогранна, а его талант не ограничивается архитектурной деятельностью - американец неоднократно проявлял себя в качестве талантливого дизайнера мебели. Подтверждением этому факту послужит наша статья . Имя Стивена Холла стоит в одном ряду с другими гениальными архитекторами-деконструктивистами, о творчестве которых мы уже рассказывали в материалах: , и .

Свет у Стивена Холла играет не просто визуальную роль. Он учит жителей общаться друг с другом и понимать архитектуру, расширяет пространство и экономит искусственную энергию. Мы выбрали пять проектов, которые вдохновляют относиться к свету как к материалу.

Архитектор работает с двумя идеями: пористой архитектуры и света как материала, который способен кардинально изменить пространство. За концепцией стоит простая мысль — архитектура должна предоставлять человеку свободу перемещения, пространственного переживания и собственного опыта. При этом свет всегда образует дуэт с пористостью.


Музей современного искусства «Киасма»

Хельсинки, 1998





Первым проектом, который демонстрирует две идеи, сам Стивен Холл называет музей «Киасма». В нем очевиднее всего возможности света: архитектор проектировал здание, учитывая, под каким углом солнечные лучи попадут в интерьер в разное время суток. В результате получилось архитектурное золотое сечение.

Все пространство Холл называет «почти прямоугольным» — плавные линии позволяют свету проявить себя, преломляя лучи. А окна в здании расположены таким образом, что свет эффектно рассеивается и дополняет искусственное освещение. Также Холл использовал световые люки, которые «превращают свет в скульптурный элемент». Впоследствии они станут визитной карточкой архитектора. В совокупности приемы дают ощущение «разнообразия пространственных переживаний», к которому всегда стремится Холл: в какой бы точке музея посетитель ни оказался, свет всегда даст ему увидеть здание по-новому.


Экспериментальный дом Ex of In




Камерный дом площадью всего в 85 кв. м в небольшой деревне под Нью-Йорком — альтернатива «растекающимся в ландшафте» виллам, которые обычно себе строят американцы. На примере этого проекта Стивен Холл показывает: какой бы площади ни был объект, на какой бы затененной местности ни находился, он может быть светлым и казаться визуально больше, чем есть на самом деле.

Достигается это за счет простых решений: конструкции в виде сферы, панорамного остекления, светлых фасадов, «отзеркаленных» окон и контрастного цветового освещения. Так, внутри здание отделано пастельным деревом, которое дополняют мягкие лампы, а белые фасады и окна впускают дневной естественный свет. Впечатление яркого пространства особенно усиливают сферы, считает Стивен Холл — они создают абстракцию света и игру светотени.


Павильон Space T2





Миниатюрное здание в США полностью посвящено «переживанию света»: в доме нет водопровода и отопления, а интерьеры без мебели. Подразумевается, что посетитель будет разгадывать дом как головоломку — одновременно и главным секретом, и подсказкой окажется свет. T-образная форма и световые колодцы помогают гостю увидеть дом в новом свете в прямом смысле слова. Из здания открываются виды на лесные пейзажи из «традиционных окон», а небо видно из скошенных, как будто это подзорная труба, труб-колодцев. Черный фасад усиливает впечатление от белоснежных интерьеров, которые еще и ярко освещены. Как и всегда, Стивен Холл показывает взаимодействие света и тени: тень образуют угловые колодцы.


Школа искусств в Глазго

Шотландия, 2014









В школе искусств свет помогает студентам общаться: вместо темных лестниц и коридоров они проводят целый день в светлых интерьерах с панорамными окнами. Дополнительные объемы в интерьерах создают игру светотени, а световые пустоты служат еще и вентиляционными отверстиями.

Максимальной яркости Холл здесь добивается дополнительными акцентами: например, лестницы с голубыми перилами контрастируют с белыми стенами и создают блики. Здесь тоже можно говорить о пространственном переживании света — здание абсолютно проницаемо благодаря колодцам и пересекающим пространство лестницам. Такая свободная территория, считает Холл, усиливается грамотным освещением. В результате студенты учатся и индивидуально воспринимать архитектуру, и чаще общаться друг с другом.


Корпус изобразительных искусств Университета Айовы







Главным достижением проекта Стивен Холл называет то, что 99% здания освещено естественными лучами солнца. Их ожидаемо обеспечивают световые люки — семь вырезов, которые архитектор называет «центрами света». Максимально яркое помещение — атриум, в котором часто встречаются студенты. Это пространство, которого учащиеся не избегают — как, например, коридоров в школах, — а наоборот стремятся проводить там время. Студентам проект по душе: они говорят, что здорово во время учебы замечать, как вечер сменяет день. «Концепция со множественными центрами света и центральными пространствами, которые объединяют лучи света, является социальным конденсатором», — говорит Стивен Холл.

Рассказывая о корпусе искусств в Айове, Стивен Холл заметил, что здание дарит ученикам «радостные моменты удивительного света». Эти моменты, говорит он, отвлекают студентов от повседневности, разрешают задуматься о действительно важных вещах. Но архитектор мог бы сказать так о любом своем проекте. Неважно, студенты ли, жители или случайные гости — абсолютно все благодаря Стивену Холлу учатся смотреть на жизнь по-другому. Архитектор научил людей замечать свет.