Тема маленького человека в произведении достоевского. Сочинение на тему: "Маленькие люди" в произведениях Ф.М




Человек!… Это звучит… гордо!

М.Горький «На дне»

«Маленький человек» - одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» - явление социальное, этическое и психологическое.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.

Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл, что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчествеА. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”),М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Герои произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы – темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа – Макар Девушкин – бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”. Гуманистическая направленность “Бедных людей” была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: “Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…”.Социальная тема, тема “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “”некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицахПетербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для копирование запрещено бедняков и бездонное море страданий, – это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о “необыкновенных личностях”.Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого “маленького человека” и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский – гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы “маленьких людей” проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а Read More ......
  2. Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный Read More ......
  3. Тема “маленького человека” в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С. Пушкин Read More ......
  4. Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель останавливает внимание на судьбе “маленького человека”, которого он попытался изобразить Read More ......
  5. Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербургских повестях” истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности “натуральной школы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”. В “Петербургских записках” 1836 года Read More ......
  6. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как Read More ......
  7. В рассказе М. Зощенко “Монтер” поднимается важная проблема несправедливого социального неравенства людей. Главный герой рассказа – монтер, работающий в провинциальном театре. Он честно выполняет свою работу, однако чувствует, что является всего лишь “техническим персоналом”. На общей фотографии, где присутствовал весь Read More ......
  8. Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным Read More ......
Тема “маленького человека” в произведениях Достоевского

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «...бедность не порок, это истина... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя (ʼʼВсе мы из гоголевской ʼʼШинœелиʼʼ вышлиʼʼ). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: ʼʼНовый Гоголь явился!ʼʼ. Ф.М. Достоевский продолжил исследования души ʼʼмаленького человекаʼʼ, углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что ʼʼмаленький человекʼʼ не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, ʼʼБедные людиʼʼ- это был первый роман в русской литературе, где ʼʼмаленький человекʼʼ заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Добросœеловой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всœему роману и показала одну из базовых позиций Достоевского: главное в ʼʼмаленьком человекеʼʼ - ϶ᴛᴏ его натура. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа ʼʼБедные людиʼʼ знают, что ʼʼмаленькомуʼʼ в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: ʼʼИ ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пишиʼʼ . Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Добросœелова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар - ϶ᴛᴏ человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества ʼʼмаленького человекаʼʼ по Достоевскому. Макар Алексеевич читает пушкинского ʼʼСтанционного смотрителяʼʼ и гоголевскую ʼʼШинœельʼʼ. Οʜᴎ потрясают его, и видит он там себя: ʼʼ… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложенаʼʼ. Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У ʼʼмаленького человекаʼʼ в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

Достоевский показывает ʼʼмаленького человекаʼʼ как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. ʼʼБедные людиʼʼ - роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает данный жанр, т.к. главная цель писателя - передать и показать всœе внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать всœе вместе с героем, пережить всœе вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что ʼʼмаленькие людиʼʼ - личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе. ʼʼМаленький человекʼʼ более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в ʼʼБедных людяхʼʼ и продолжает в ʼʼУниженных и оскорбленныхʼʼ. Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского - ʼʼмаленький человекʼʼ способен и на высокие чувства. Итак, в случае если у Достоевского ʼʼмаленький человекʼʼ живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, всœе по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем. По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целœенаправленно отстаивал право на изображение ʼʼмаленького человекаʼʼ как объекта литературного исследования. Гоголь изображает ʼʼмаленького человекаʼʼ в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в ʼʼмаленьком человекеʼʼ, его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.

Новое в ʼʼБедных людяхʼʼ возникает уже на уровне материала, традиционного лишь на первый взгляд. Обильно черпая у своих предшественников - очеркистов ʼʼнатуральной школыʼʼ - там, где речь шла о внешнем антураже событий и бытовых условиях его героев, Достоевский вносит, однако, в эти реалии существенно новые акценты. К примеру, в это описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина: ʼʼНу, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, всœе так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчегʼʼ Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире - общечеловеческого - общежития. Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не всœе и всякие ʼʼразрядыʼʼ, национальности и специальности столичного народонаселœения - окна в Европу: ʼʼЧиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинœениях говорит, обо всœем говорит - умный человек! Два офицера живут и всœе в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. ...Хозяйка наша - очень маленькая и нечистая старушонка - целый день в туфлях да в шлафроке и целый день всœе кричит на Терезуʼʼ Безнадежный титулярный советник и бедняк Макар Девушкин связывает свое человеческое самочувствие отнюдь не с новой шинœелью, вицмундиром и подобными вещами. Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что ʼʼвсякое состояние определœено всœевышним на долю человеческую. Тому определœено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелœевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноватьсяʼʼ. Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: ʼʼСостою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замеченʼʼ. Всех благ и искушений мира важнее и ʼʼдороже всœегоʼʼ для Девушкина то, что он называет своей ʼʼамбициейʼʼ. И что на делœе есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а ʼʼдо уничиженияʼʼ доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всœеми окружающими (как говорит Девушкин, того,ʼʼчто и я не хуже других... что сердцем и мыслями я человекʼʼ ) - вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским. Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в ʼʼветошкуʼʼ, ᴛ.ᴇ. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников. Это и есть в его глазах смерть - не физическая, как у героя ʼʼШинœелиʼʼ, а духовно-нравственная. И только с возвратом чувства своей личности Макар Алексеевич воскресает из мертвых.

Сам Достоевский вносит в понятие ʼʼбедные людиʼʼ принципиально новый смысл, делая ударение не на слове ʼʼбедныеʼʼ, а на слове ʼʼлюдиʼʼ. Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком ʼʼне хуже другихʼʼ - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всœего желают и сам Девушкин, Варенька Добросœелова и другие близкие к ним персонажи романа. Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всœего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всœего боится утратить? Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их - воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с ʼʼего превосходительствомʼʼ, о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: ʼʼТут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж всœе, всœе потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропалʼʼ.

Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его ʼʼмаленького человекаʼʼ всœем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, - создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в данном смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, - автор ʼʼБедных людейʼʼ рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в ʼʼБедных людяхʼʼ творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделœен с Достоевским-христианином.

Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского" 2017, 2018.

Тема маленького человека. Ф. М. Достоевский является не просто продолжате­лем темы «маленького человека» в русской литерату­ре, но ставит проблему «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского гик цельно тематически. Достоевский говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие н сострадание Как многие выдающиеся русские писа­нин, Дос тоевский уже в первом романе «Бедные лю­ди» обращается к теме «маленького человека».

Главный герой романа - Макар Девушкин - бед­ный чиновник, придавленный горем, нуждой и соци­альным бесправием. Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. В. Г. Бе­линский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, кото­рый сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…».

Социальная тема, тема «бедных людей», «уни­женных и оскорбленных», была продолжена автором в романе «Преступление и наказание». Здесь она за­звучала еще сильнее.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармела- довых. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда ид­ти» в жизни.

Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна.

Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать со­бой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизоди­ческие фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни ту­пики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на пре­ступление под влиянием идеи о «необыкновенных личностях».

Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «маленького человека» и открыл в нем огромное духовное богат­ство, душевную щедрость и красоту, не раздавлен­ные тяжелейшими условиями жизни.

Достоевский - гениальный писатель, рассматри­вающий больные стороны современного ему общест­ва и рисующий живые картины российской действи­тельности.

Миропонимание Достоевского основывается на од­ной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности каждо­го, пусть даже самого «незначительного», человека. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.