Егэ русский язык. банк аргументов





  • Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.
  • Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
  • Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)


  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

  • - искусств. художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов.

  • Возможный вариант вступления/заключения
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

  • Тезисы Цитаты

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)

В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь- батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.


  • Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни. К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается.
  • А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема духовного здоровья людей, то есть утраты духовных ценностей. В повести царит атмосфера бездуховности, грубости, бескультурья. Коллективизация предстает как коллективное убийство и самоубийство. Люди превращаются в животных: Чиклин механически убивает оказавшегося под рукой мужика; крестьян, не вошедших в колхоз, отправляют на плоту; мужики не видят различий между убийством активистов и скота, вырубкой деревьев и уничтожением своей плоти. Человек обезличен и превращен в понятие («кулак», «буржуй», «активист»). Храм опустел. Креститься не допускается. Народ лишь ставит свечку, вместо молитвы, и скрывается, поднимая за собой траву. Люди потеряли смысл жизни: «я остался без Бога, а Бог без человека…» Для мужиков гроб – цельное хозяйство, ради которого они и живут. Чиклин же приносит два гроба: один для постели Насти, а другой – для красного уголка. Таким образом, можно сказать, что в «Котловане» нет надежды на будущую жизнь. В основе всей жизни лежат лишь одни мечты.

  • В повести А.П. Платонова «Котлован» раскрывается проблема утраты духовных ценностей. Так, взорван Храм Христа Спасителя – центр духовной жизни России, а на его месте предлагается построить Дворец Советов. А котлован «нового дома», в котором человек был бы «обручен с землей», становится для многих могилой, «вечным домом» для маленькой Насти. Уничтожение религии и фанатичное поклонение новы идеям, это не атеизм, а безбожие: «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот». В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка. «Я теперь ни во что не верю!» Вот итог строительства новой жизни, нового человека и его духовного здоровья.
  • Герои романа Е. Замятина «Мы» - «нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной? В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что его

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)

  • Тезис

Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.


  • К проблеме будущего России в 20-е годы ХХ века обратился Е. Замятин в романе- антиутопии «Мы». Создавая модель идеального государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, автор предупреждал об опасности обезличивания, утрате живой души и превращении человека в безликую массу «нумеров».

Проблема научного прогресса

  • Цитаты

«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев). - Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно- технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Заключение: «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

Выражаем свою точку зрения Задание 25 ЕГЭ

После того как вы сформулировали позицию автора, необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко .

Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит .

Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого вам следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.

ЗАПОМНИТЕ!

Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста - это тот тезис, который следует аргументировать .

Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора .

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).

АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ КРИТЕРИЙ к4

В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:

тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);

вывод (общий итог).

Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.

Аргументов в экзаменационном сочинении должно быть . Они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.

Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего.

Аргументы могут быть

  • логическими (рациональными),
  • иллюстративными
  • или ссылками на авторитет.
К логическим относятся:
  • реальные факты;
  • выводы науки;
  • статистические данные;
  • законы природы;
  • положения официальных документов, обязательных для выполнения;
  • данные экспериментов и экспертиз;
  • свидетельства очевидцев.
К иллюстративным относятся:
  • конкретные примеры из реальной жизни;
  • примеры из литературных произведений;
  • предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях.
Ссылками на авторитет являются:
  • мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов, общественных деятелей и т.п.;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • мнение специалистов, экспертов;
  • обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
  • мнение очевидцев;
  • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оце-нивать что-то в обществе.

Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение .

ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЧИТАТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы . Каждый такой аргумент строится следующим образом:
  • предложение, позволяющее осуществить переход от согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
  • указание на автора и название его литературного произведения;
  • пример-иллюстрация из названного литературного произведения;
  • микровывод к примеру-иллюстрации.

Примечание.

В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно использовать примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников).

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте

  • При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
  • Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений ЕГЭ по русскому языку, эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.
  • Каждый пример-иллюстрация должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
  • Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без Фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства» , а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).
  • Аргумент из публицистической литературы принимается экспертами, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газету, журнал, книгу очерков и т.д.).
Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумента эпизода «Наташа Ростова и подводы» из романа JI.H. Толстого «Война и мир»

В приведённом отрывке из рассказа А. Платонова «Юшка» поднимаются следующие проблемы:

  • проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние человека;
  • проблема взаимосвязи природы и человека;
  • проблема постижения прекрасного в природе.

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что природа удивительным образом благотворно воздействует на человека, гармонизируя его внутренний мир . Думается, каждый из нас не раз замечал то особое состояние души, то спокойствие и умиротворение, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об удивительной связи с ней писал Ф.И. Тютчев, который, как известно, в ранний период своего творчества был пантеистом. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт говорит о том, что природа не бездушна: «В ней есть любовь, в ней есть язык». Однако не всякому человеку дано почувствовать живую душу природы. Только тот, кто не чёрств душой, чьё сердце открыто этому миру, испытывает истинное блаженство, соприкасаясь с миром природы. К нему, по мнению поэта, «сходят» лучи, рождается ощущения какого-то подъёма: «цветёт весна».

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу человека. Думается, каждый из нас не раз испытывал не только спокойствие, но и чувство радости, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об умиротворении души человека, соприкасающегося с миром природы, пишет и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». В своём внутреннем монологе лирический герой повествует о душевной гармонии, которая наступает при созерцании красоты окружающего мира:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле...

Находясь на природе, лирический герой обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, радуется и даже ощущает божественное присутствие на земле. «И в небесах я вижу Бога».

Три строфы, стихотворения составляют одно предложение, что подчёркивает кратковременность действия: чудодейственное преображение души человека, её

исцеление происходит в один миг.

И этот миг возможен и ценен для каждого человека, если он готов быть открытым и созвучным этому миру, а не противопоставляет себя всему живому, закостенев в собственной чёрствости и лишив себя возможности ощущать целительную силу природы.

Итак, наш опыт показывает: обращение к поэзии при аргументации своей точ-ки зрения придаёт экзаменационному сочинению неповторимую душевность и про-изводит общее благоприятное впечатление о работе.

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развёрнутыми и убедительными и завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста .

Примечание.

Довольно часто выпускники, приводя аргументы, основанные на жизненных впечатлениях, рассказывают о своих разнообразных знакомых и родственниках, в жизни которых происходят мало похожие на правду, явно выдуманные события, например.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения. Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши…" (по В.А. Солоухину) .

Полный текст

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

Любим ли мы родные места, где прошло наше детство? Хочется ли еще раз нам окунуться в атмосферу детства? И сразу можно утвердительно ответить: «Кажется, да!». Проблему влияния природы на человека, восприятие природы поднимает В.А. Солоухин в своей статье.

Поездка Олепин подарила ему незабываемые ощущения. Такие ощущения он испытывал на рыбалке и никогда так больше в жизни он их не испытывал. Автор пишет, что не может не очаровать такая вот ночь: «…если не очарует, значит, виноват уж сам человек». Чтобы так говорить нужно так сильно любить свою родину, свои родные места, и не только любить, но и еще уметь видеть эту красота.

Позиция автора чётко выражена в содержании всего текста. Так описывать то состояние, в котором находился автор, может только человек сильно чувствующий красоту природы. Автор пишет о том, насколько важны детские впечатления, потому что они сохраняют радостное восприятие мира, они самые яркие и незабываемые.

Я полностью согласен с автором статьи. Все, что нас окружает, полно значения и смысла, каждый момент жизни неповторим. Нужно ценить эти моменты. И,находясь на природе, человек учится искренне радоваться окружающему миру. И этот мир особенно нам дорог тогда, когда мы помним его с детства.

В литературе немало примеров, где поднимается эта проблема. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» огромное место занимают описания природы. Мы видим, с какой огромной любовью описывает автор свои родные места, где он любил охотиться. Весь его цикл рассказов объединен в одну большую книгу «Записи охотника». Здесь автор большое внимание уделяет описанию окружающей природы. Так тонко чувствовать и описывать её может только человек, который безгранично любит природу. И красота природы не могла не очаровать Тургенева, нисколько не усомнившегося в её величии.

Также в романе «Война и Мир» Л.Н. Толстой глазами Андрея Болконского описывает необыкновенную красоту сгнившего дуба. Мы видим, как точно чувствует герой природу, всё, что его окружает. Как сильно повлиял дуб на героя. Князь Андрей как бы говорит себе, что жизнь в 31 год еще не кончена!

И прав писатель Солохуин в том, что проблема эта очень важна, что человек зависит от природы, от окружающего его мира. Ведь жизнь человека без природы немыслима.

Как природа может воздействовать на самочувствие человека? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Андрей Платонов.

Рассуждая над данной проблемой, автор повествует об Юшке, добром и удивительном труженике. Когда он был рядом с природой, автор отмечает, что «больная грудь Юшки отдыхала». Писатель обращает наше внимание, что Юшка наслаждался каждым чудом природы, и «поэтому на душе у Юшки было легко».
Андрей Платонов убежден, что находясь на природе, человек начинает чувствовать себя намного лучше, его болезни будто на время оставляют его.

С мнением автора трудно не согласиться, я полностью разделяю его точку зрения. Природа обладает великой силой успокоения, воздействия, умиротворения и благотворного влияния. Она может заглушить внутренние тревоги, беспокойства, внушить человеку надежду. Природа всегда служила источником красоты, гармонии и спокойствия.

Данная проблема нашла свое отражение и в художественной литературе. Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, выросший в тесных монастырских стенах, давно задумал «взглянуть, прекрасная ли земля». Вырвавшись на свободу, юноша впервые почувствовал себя счастливым. Пышная природа успокоила его, помогла Мцыри ощутить себя таким же свободным, как она сама.

Вспомним также Игнатьича Утробина – героя рассказа «Царь-рыба» В.П. Астафьева. Встреча Игнатьича с царь-рыбой заставила его переосмыслить свою жизнь. Главный герой попросил прощения у природы за его дурные поступки: браконьерство и жестокость к людям. После Игнатьич почувствовал себя свободнее в моральном отношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что велико влияние природы на внутреннее состояние человека. Одна из чудесных сил, которая может успокаивает наши тревожные души.

Показать текст целиком

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг дога

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2