Тема великой отечественной войны в творчестве твардовского и шолохова. Сочинение на тему «Жизнь и война в произведении М




Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяжелыми боями отходили русские воины, а потом насмерть стояли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полководца не получается».

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь - подвиг.

Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения. И в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

появляются работы, в том числе и ряд учебных пособий, авторы которых решительно отвергают значение и созданной во время войны "Науки ненависти", и глав романа "Они сражались за Родину", и бессмертной "Судьбы человека". Как известно, самым непримиримым противником "Судьбы человека" стал А. Солженицын, заявивший о "слабости" рассказа, "бледности и неубедительности" его военных страниц.

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Учебный предмет: литература и русский язык

Специальность: Сестринское дело

ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

Индивидуальный проект

Тема: «Военная тема в творчестве Шолохова Михаила Александровича »

Выполнила: студентка 1к. 2м/с

Якубова Алина Дмитриевна

Проверила: преподаватель литературы

И русского языка

Милых Татьяна Сергеевна

Дата «____»_______________2017г.

Оценка_____________________

Подпись_____________________

Курск-2017

Введение………………………………………………………………3-4

1. Основная часть……………………………………………………..5

1.1. Теоретическая часть………………………………………5-6

1.2. Практическая часть ………………………………………7-10

Заключение…………………………………………………………11

Список литературы …………………………………………………12

Приложения …………………………………………………………………………13-15

Введение

"...Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка
по ноздри и выше... "
"...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту
пустыми глазами и думаешь:
"За что же ты, жизнь, меня так покалечила?
За что так исказнила? "
Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном
солнышке…
Нету и не дождусь!.. "

М.А.Шолохов «Судьба человека».

Эпиграфом моего проекта стала цитата из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».В этой цитате есть большой смысл. В ней говорится о человеке с тяжелой судьбой.

Обоснование темы:

С момента начала Великой Отечественной войны прошло более 70 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей . Тема войны в русской литературе - это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Шолохова Михаила Александровича, такие рассказы как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Слово о Родине». Герои его книг - люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину.

Актуальность темы:

Изучить особенности написания военного произведения М.А.Шолохова и их значение в литературе.

Объект исследования:

Объектом моего исследования является военная тема в рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохова.

Предмет исследования :

Военная тема в творчестве Михаила Александровича Шолохова.

Цель исследования :

Показать вклад военного творчества Михаила Александровича Шолохова.

Задачи исследования:

Изучить биографию Михаила Александровича Шолохова;

Выбрать один из рассказов Михаила Александровича Шолохова и проанализировать его;

Показать значимость военного творчества в литературе.

Теоретическая часть

Творческий и жизненный путь М.А.Шолохова.

11 июня (24 мая) 1905 года у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. Мать – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы.

В годы Первой мировой, гражданской войны (1914 – 1918)Шолохов учился в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Карагинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра литературы и методики преподавания
Научно-образовательный Шолоховский центр

Исследовательская работа:

    «Военная публицистика
    Шолохова М. А.»
План.
    Введение.
    Военная публицистика в творчестве Шолохова М. А.
    Публицистика.
    Статьи и очерки Шолохова периода ВОВ.
    Очерки. Общий анализ очерков
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.
Для начала я бы хотела объяснить, почему я выбрала именно эту тему для своей исследовательской работы. Причина в том, что в школе отводиться, не так много времени по изучению произведений о ВОВ, а ведь эта война одна из самых жестоких и сложных для русского народа. Очень много произведений было написано нашими писателями того времени, и так мало мы разобрали их в школе. Я с гордостью читала о подвигах наших предшественников, и со слезами на глазах и скорбью в сердце о их смертях.
Шолохова было интересно читать ещё и потому, что он писал не просто то, что мог услышать, а то, что сам прошёл и видел собственными глазами. Михаил Александрович сам участвовал в военных действиях и поэтому все его очерки настолько правдоподобны, что захватывает дух. После знакомства с творчеством Шолохова М. А. на военную тематику, я ещё больше стала патриотом своей Родины.

1. Вообще публицистика военной поры, многообразна по форме, индивидуальна по творческому воплощению, являлась средоточением величия, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. Она не знала себе равных во всей мировой истории.
С первых дней войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати.
Шолохов принимал активное участие в борьбе против фашизма, против угрозы новой войны. Он остро чувствовал её приближение и не мог скрыть своей горячей ненависти к фашизму. Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде партии, Шолохов взволнованно говорил:
«Если враг нападёт на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмём в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
Готовясь к военным испытаниям. Шолохов был полон мирных планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины» , задумывает новый роман о труде колхозной интеллигенции и о больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности. С дальних степных хуторов, с придонских станиц
3
тянутся к своему депутату ходоки, чтобы вместе с ним решить насущные вопросы своей жизни. Вместе с коммунистами Вёшенского района и всей Ростовской области Шолохов утверждает социалистическую новь на родном дону.
Громадная созидательная и творческая работа писателя и общественного деятеля была нарушена Великой Отечественной войной. Писатель встретил начало тяжких для Родины испытаний в родной станице, полный, как и весь народ, решимости отстоять независимость своей Отчизны.
23 июля 1941 года в Вёшенской, на старой станичной площади, собрался многолюдный митинг Жители станицы и окрестных хуторов пришли проводить уходивших на фронт казаков. Шолохов, выступив перед одностаничниками, выразил уверенность в победе нашего народа над гитлеровскими захватчиками. « Фашистским правителям, -говорил он,- основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекая их движения на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальников».
В этот же день Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Сталинскую премию первой степени за роман «Тихий дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабочее - Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину»

2. Само определение публицистика (от латинс. Publicus- общественный) – это род производства, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества.
Творчество Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны и, начиная с 1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: « В казачьих станицах», « По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», На Юге» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти».
«Наука ненависти» - рассказ о фашистских людоедах, о продуманных распорядках в лагерях смерти, о крайнем озверении громил и вешателей, планомерно, методически точно выполнявших программу истребления и порабощения народов. Тем оправданнее звучит в рассказе ненависть советского народа, та его могучая сила сопротивления,
4

которая была крепче броневых машин.
Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция ярой непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот например какую символическую картину рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И её с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию»

Ведущим жанром художественной публицистики времен ВОВ был очерк – жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности, излагающий и анализирующий реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Наиболее распространенными в годы войны были очерки о событиях, очерки-портреты, посвященные героям войны, и жанр очеркового дневника. Очерки военной поры отличались глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателя. За годы войны очерк прошел несколько этапов – от первых дней войны, дней отступления, когда слово публициста соединяло людей для отпора врагу и звало вперед, до победного шествия Красной Армии по странам, освобожденных от фашистского ига. Очерки военной поры представили нам галерею ярко индивидуальных героев, пробудил чувство ненависти к врагу и любви к Родине.
В публицистике Великой Отечественной войны убедительно проявлялось художественное своеобразие писателей, журналистов. Особенность публицистики и в том, что перо мастера слова предавало ей качества художественной прозы. «В дни войны газета – воздух, - писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба.» Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в
воспитании патриотизма.
5

4 июля 1941 года в «Правде» появляется первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону». Это рассказ о том, как встретил советский народ весть о войне, как вскипала его
благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества. Писатель рисует портреты своих земляков, заставляет их высказывать свои мысли о событиях, потрясших мир, произнести взволнованное слово о Родине. Война порушила
мирную жизнь, принесла людям горе.
«- Вот и опять лезут на нас. Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!» (том 8), - говорит молодая смуглая женщина, провожая мужа на фронт. А на площади один за другим выступают станичники, и не было такого, кто бы дрогнул, у кого бы с губ сорвалось слово малодушия и растерянности.
Взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи – «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле…». Это было то время, когда в военкоматы нескончаемым потоком поступали заявления с просьбой отправить на фронт… Люди отрывались от самых неотложных дел и брались за винтовку.
Очерк предельно сжат, лаконичен, но в нем широко отражено дыхание тревожного времени, так как то, что сказано о станице, было тогда во всех уголках нашей страны.
Шолохов сдержан в проявлении собственных чувств, его очерки не содержат патетических слов и восклицаний. Сила их воздействия в другом… Чтобы возненавидеть врага, надо заглянуть ему в глаза, увидеть черный мрак его души. Силу для победы над ним дает не только ненависть, но и презрение. Разнолики как будто гитлеровцы, попавшие в плен. О них рассказывает писатель в своём очерке «Военнопленные». Ефрейтор Беркманн «считает себя культурным, порядочным человеком и, разумеется, решительным противником ненужной жестокости» (том 8). Его «культурность» - это лишь маска, едва прикрывающая оскал зверя.
Брезгливость и отвращение вызывают образы гитлеровских головорезов, нарисованных в очерках «Военнопленные», «На Юге»… Попав в плен, голодные и оборванные, они «как звери набрасываются на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не пережёвывая, глотают торопливо, жадно…» (8 том). Писатель не прибегает к художественным ухищрениям, показывая сущность тех, кто возомнил себя высшей расой. Они наглы и самоуверенны, когда истязают безоружных мирных жителей. « В плену их внешний образ разительно меняется» (8 том). Художник не ограничивается нагнетанием деталей, усиливающих отталкивающее впечатление.

6

«Так они выглядят здесь. Но предоставим слово, кто видел их в другой обстановке» (8
том). Старик-колхозник Колесниченко, недавно вырвавшийся из немецкого плена, рассказывает о чудовищных злодеяниях, творимых фашистским зверьём на советской земле. Речь его нетороплива, но сколько горечи, скрытого волнения и жгучей ненависти,
перехватывающей дыхание.
В очерках Шолохова главная, заветная идея – идея неотвратимости гибели врага – находит своеобразное художественное воплощение. Даже композиция его очерков продиктована ею: зачин и лаконичная концовка, написанные в форме авторского раздумья или зарисовок увиденного им во время фронтовых скитаний, выступают в роли своеобразного обрамления, придающего завершенность, законченность всему очерку.
В конце очерка образ пленного немца, крестьянина с большими мозолистыми руками, потрясенного страшной мыслью о том, что «всему германскому народу придётся расплачиваться» за злодеяния, причиненные народам. Еще более последовательно и четко тот же художественный принцип реализован в очерке «На Юге». « Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идём приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?» (8том) – так ответил коренастый широкоплечий человек, шагавший по степной дороге на запад в колонне людей.
М.А. Шолохов пишет «Слово о Родине». Это слово любви и гордости, тревожного волнения и горестного воспоминания о былом: «Зима. Ночь. Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь…» (8том) – так проникновенно и просто обратился писатель к народу, как бы вместе с ним отдаваясь раздумьям, навеянным воспоминанием о былом. Писатель вверяет ему, соотечественнику и другу, свой дар окинуть мысленным взором просторы Родины и задуматься обо всем, что сейчас тревожит, волнует, радует и печалит миллионы людей на родной земле. Лирический образ Родины, возникающий в начале очерка, покоряет. Совсем недавно над русской землёй пронесся военный ураган и оставил ещё не стёршиеся следы разрушений. Однако не только это возбуждает тяжкие раздумья: «Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей, как горька вдовья слеза, тягостен вздох ребенка, не дождавшегося отца, как трагична в своём безутешном горе старость».
Когда в очерке Шолохова перед мысленным взором возникает образ Родины и вырисовываются портреты тех, кого осиротила война, то осознаешь гуманистическую правомерность призыва советского писателя к свящённой ненависти к врагу: «Мой
и т.д.................

Сочинение

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...». Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины», зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом - на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.

Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. «В судьбу каждого из нас, - писал Шолохов, - война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след...

В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти». Давая высокую оценку этому про«ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов». В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти»,

писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.

Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.

Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг «простой и милой, ребяческой улыбкой», Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его «добытая большими лишениями седина», не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны