Урок по чичикову мертвые души. Познание




Цель урока : Проанализировать образ Коробочки, опираясь на текст главы 3; определить её место и роль в произведении; найти ответ на вопрос: «Зачем Гоголь рассказал о Коробочке?».

Задачи : развивать умение учащихся читать, воспринимать текст произведения, умение детального и выборочного анализа текста; развивать умение работать со справочным материалом; способствовать развитию познавательного интереса и художественного вкуса учащихся; способствовать обогащению словарного запаса и развитию монологической речи учащихся.

Тип урока : урок - исследование с использованием ИКТ, с использованием технологии метода проекта. (Мини - проект «В старину едали деды»).

Средства обучения : текст произведения, словари.

Ход урока

I. Подготовка к основному этапу урока. Постановка проблемы и цели. (3 минуты)

Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Слово учителя: Сегодня вместе с главным героем поэмы Чичиковым мы отправимся в гости к Коробочке. Интересная, необычная фамилия, правда, ребята? А может, это не фамилия, а прозвище? Кто она такая? Хочется поскорее разобраться? Давайте, разберёмся.

«Чем более я обдумывал мое сочинение, — писал Гоголь по поводу «Мертвых душ», — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

Учитель. В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка — единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже?

Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки.

II . Беседа с опорой на текст произведения Н. В.Гоголя «Мёртвые души», глава 3. (17 минут)

Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.

— Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (П. Боклевский. Чичиков.)

(Предполагаемый ответ учащихся: В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался.)

— Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.

Работа в группах .

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая группа получает задание Исследовать Текст и сделать вывод о:

1) комнате Коробочки и двух ее портретах;

2) хозяйстве Коробочки (вид из окна);

3) деревне Коробочки.

Чтение и анализ отрывков, дающих портрет хозяйки.

1) два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером).

«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано».

Вывод первой группы : Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.

(Показ иллюстрации к поэме. П. Боклевский. Коробочка. )

2) Хозяйство Коробочки (вид из окна): «…узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, свинья с семейством очутилась тут же… тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из чучел был чепец самой хозяйки».

Вывод второй группы : сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле — самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

3) Деревня Коробочки: «За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил где запасную почти новую телегу, а где и две».

Вывод третьей группы : описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.

Учитель. Предметом нашего исследования является речь Коробочки.

Чтение по ролям сцены торга (Заранее подготовленные ученики).

Учитель. Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

В чем же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», — говорит она Чичикову.)

Учитель. Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему?

(Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу табели о рангах.)

Учитель. Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было».

Ребята! Кому понятны слова скородумки, лепешки с припеком, пряглы, сняточки? В чем разница между ватрушкой и шанишками? Можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. Наши девочки Лысова Анастасия и Лыгина Алёна поработали с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля и с «Кулинарным словарём» В. В. Похлёбкина, Провели большую исследовательскую работу. После их рассказа, я надеюсь, станет всё понятным в том вкусном ряду.

III. Выступление подготовленных учащихся, которые работали над мини - проектом «В старину едали деды» (7 минут)

Толкований этих слов нет ни в словаре С. И.Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы.

Скородумка — вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная или глазунья. Шаньга — ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В. В.Похлебкин в своем «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги — это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем — они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля. Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» — жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла» — оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти — изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще». Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «…перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле». Лепешка — утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца). Какова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа» Н. И.Костомарова и И. Е. Забелина сообщает: «…русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые — пирожками. На масленице пекли пряженые (читай — изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами… в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками…» Значит, сняточки — это рыба? У Даля сняток (снеток) — рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная. Загадочный вандыш — это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки — снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу — сущик — отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Почему «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку.

— У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, — принимаясь за принесенные горячие.

— Спасибо, девочки. Ребята, какой вывод можно сделать о Коробочке как о хозяйке?

Вывод: не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

I V . Контроль и самопроверка знаний. (8 минут)

Задача: Выявление качества и уровня овладения знаниями.

— Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная — мимо них!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

(Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)

— Что роднит Коробочку и Манилова? (духовная смерть …см. выше)

— Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво — обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

Тема. Образ Чичикова. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

    Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Эпиграф

Он всё же подлец какой-то странный…

И. Золотусский

Ход урока

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

- В каком порядке Гоголь знакомит нас с помещиками? В чём смысл такого порядка?

(Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души)

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Такие люди лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

- А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”?

Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 - “Замысел писателя”

- В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!”

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

- Какое влияние на замысел Гоголя имела «Божественная комедия» Данте? Почему замысел писателя не был полностью осуществлён?

Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах.

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что представляют из себя помещики.

У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя”.

Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему.

Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее представленных помещиков и чиновников?

Черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Воля

Наблюдательность

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Почему же всё-таки подлец?

(Вся энергия Чичикова направлена на одну страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Перед нами подлец, способный переступить все нравственные законы)

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства: деталь, портрет, одежда, манеры, речь, характеристика другими персонажами, биография.

Назовите из перечисленных то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова.

(Биография)

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Тайна имени главного героя”.

(Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том.

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом?

(Мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы.

Вывод:Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

(Записать выводы в тетрадь)

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

Как вы понимаете смысл названия поэмы?

(С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова)

    Составление синквейна на тему «Чичиков».

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

    Домашнее задание.

Определить тематику лирических отступлений, заполните таблицу.

Приложение 1

Манилов

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Коробочка

Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет - это подчеркивание ее бездуховности.

У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь - охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Главная ее черта -упрямство. Хозяйственность Коробочки - единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей : «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены» . Перед нами типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных.

Ноздрёв

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития - признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта - самовлюбленность.

«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь - шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты - грубая прижимистость и цинизм.

В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

Непонятно, кто это - «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) - показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Имение - «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме - остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.


8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном герое гоголевского произведения.
9. Задачи урока: 1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; 2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлять героев произведения; 3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия; воспитание духовно развитой личности; воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры. 10. Ключевые компетенции: - коммуникативная : навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;- информационная : поиск информации, её преобразование и передача, привлечение современных информационных технологий;- учебно - познавательная : целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы решения учебно-познавательных проблем;- ценностно – смысловая : формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;- общекультурная : духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы социальных и общественных явлений;- социально-трудовая: роль гражданина будущей России;-личностного самосовершенствования : способ духовного и интеллектуального развития; эмоциональная регуляция и самоподдержка.11. Тип урока : комбинированный Вид урока: урок-исследование12. Формы работы учащихся: представлены разные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.13. Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы узнали героев поэмы. II. Актуализация знаний.Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», создание проблемной ситуации.
Викторина «Ба! Знакомые все лица!» Слайд № 2. 1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...» (Собакевич)
Слайд № 3. 2. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)
Слайд № 4. 3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)
Слайд № 5. 4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)
Слайд № 6. 5. «… женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)
Слайд № 7. 6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков) Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…» Мы с вами попробуем разобраться, почему критик дал Чичикову такую оценку? Подлец ли Чичиков на самом деле?Запишите тему урока. Слайд №8. Слайд № 9. - Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …? III. Реализация Д/З.- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося).
Слайд № 10. В.Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна “блистающая радость жизни”.- Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения. -А что же о Чичикове говорят герои поэмы? (Ответы учащихся) «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич , который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я … познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»Учитель. Здесь прозвучали отзывы самые лестные. Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление. А как вы считаете? IV. Открытие нового знания1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики». - Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему. Слайд № 11.

Манилов - любезность Коробочка - накопительство Ноздрев – самовлюбленность и лживость Чичиков Собакевич – прижимистость и цинизм Плюшкин – бережливость

Вывод: Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не хуже Ноздрёва) - Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое.) 2. Аналитическая беседа по тексту. - Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография. - Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве? (Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»)- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича? (Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».- Как проявил себя Чичиков на службе? («Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.) Подведем итог: Чичиков наделён волей, энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе дорогу собственными усилиями. После крушения его снова ожидает взлет. У него есть цель, к которой он постепенно идет.

Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость, угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой – «неодолимая сила характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела, «расторопность, проницательность и прозорливость», знание психологии людей, наблюдательность, умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40-е года 19 века – знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».- Почему автор всё же называет Чичикова подлецом? Чтобы понять, почему автор называет Чичикова подлецом, нужно посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.
Учитель. Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Моральной оценки своим действием он не даёт. На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу. Перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы. Жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души. -Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? (Ответы учащихся)- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться? (Возможные варианты: тяжелая болезнь, нахождение в тюрьме, встреча с праведником, любовь)Учитель. Гоголь верил в достойное будущее России и в способность русского человека измениться. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть- «Чистилище», третья часть-«Рай». Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом. V. Итоги урока (рефлексия деятельности).- А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” (Высказывания учащихся)- Составьте синквейн, в котором первая строчка будет «Чичиков». Слайд № 13 /правила синквейна/)- Как вы считаете, образ Чичикова живет в 21 веке? - Страшны ли Чичиковы? А, может быть, такие люди, как Чичиков, нужны современной России?

Слайд № 14. - Итак, мы посмотрели на героя с разных сторон: изучили мнения критиков и героев поэмы. Каждый из вас сделал свои выводы, у каждого из вас свой Чичиков. Для Гоголя Чичиков - несбывшаяся надежда, ведь именно с ним автор связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”. Недаром в уста одного из героев второго тома Гоголь вложил фразу: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»VI . Домашнее задание. Подготовить «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7-10)