Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария. В корпусе бенуа русского музея показали неизвестный исаакий




Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины – середины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся владыка Макарий (1482-1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526-1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия – икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые будет продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстанет перед посетителями выставки после многолетней комплексной . Основные этапы реставрационных процессов отразят документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы.

В состав выставки войдут произведения из Русского музея и других музейных собраний.

Открытие выставки состоится в 16:00.

В левой анфиладе залов Корпуса Бенуа Русский музей открыл выставку, которую можно рекомендовать как ценителям качественного искусства, так и тем, кого влекут малоизвестные страницы истории города. Она рассказывает о первоначальном замысле убранства Исаакиевского собора и дает возможность представить, каким оно могло быть, если бы проект осуществился.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В четырех залах около ста произведений. Это наброски, эскизы, картоны, а также живописные этюды Карла Брюллова, Федора Бруни и Петра Басина.

Русский музей хранит уникальную коллекцию подготовительных материалов к росписям Исаакия. Часть поступила в 1897 году из Эрмитажа, Александровского дворца в Царском Селе и Академии художеств. В 1920-е годы потомки Брюллова и Басина пополнили музейное собрание альбомами с набросками и рисунками.

- Выставка приурочена к 200-летию Исаакиевского собора , - рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Она не первая, но наш материал достоин, чтобы показать его отдельно. В ХIХ веке, когда готовились росписи для храмов, наброски и эскизы строго утверждались комиссией и императором. Последний этап подготовительных работ - картоны, произведения в графической технике, созданные в большом размере.

Материал специфический, его показывают редко. Многие из огромных картонов хранились на валах. Разворачивать их опасно: они выполнены углем, мелом, материал хрупкий, с ним надо аккуратно обращаться. Юбилей собора - повод, когда можно было рискнуть.

Удачная дизайнерская находка - наклонное, под углом, положение картонов - возникла не от хорошей жизни. Огромные произведения вертикально не поставить, они больше стены. В результате залы стилизовали под архитектуру храма.

Замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора возник в 1843 году. Были заключены договоры с крупными художниками. Процесс обсуждения набросков, эскизов и картонов, переход к живописи растянулся во времени. Карл Брюллов заболел, завершить его труд доверили Петру Басину. Тот работал по материалам, созданным Брюлловым, доделывал незавершенное, писал свое.

Роспись собора продолжалась больше десятилетия. Между главным архитектором сооружения Монферраном и художниками возникали конфликты, в стороне от которых не оставался император. Бруни работал в Италии, а Брюллову приходилось выслушивать замечания и терпеть попытки вмешательства в творческий процесс. Так, предложенную им композицию росписи плафона комиссия сочла неудачной: ее детали якобы недостаточно крупные, их не будет видно снизу. На что потерявший терпение художник заметил, что, если наверху написать слово «дурак», увидят все.

Не обошлось без разногласий в выборе техники исполнения росписей - фрески или масляная живопись. Остановились на последней. Неудачная подготовка грунта затормозила работу и вынудила художников исправлять написанное. Изображения приходилось сбивать и выполнять повторно. После путешествия по Италии Николай I принял решение заменить часть росписей на мозаики. Мозаичные работы и реставрация живописи в Исаакиевском соборе продолжались до начала ХХ века.

Вынужденное тесное сотрудничество Брюллова и Басина привело к тому, что их работы надолго утратили подлинное авторство. Картоны Брюллова приписывались Басину и наоборот. Лишь в 1980-е годы Евгении Петровой в результате архивных исследований удалось восстановить справедливость.

Выставка дает возможность отдать должное дарованию Басина и еще раз поразиться мастерству Брюллова и Бруни.

Огромные картоны с изображением апостолов Петра, Филиппа, Симона и Иакова, созданные Брюлловым, открывают выставку. В отдельном зале представлен цикл «Страсти Христовы», исполненный Брюлловым и Басиным. На выставке можно увидеть и плафон для собора, забракованный высокой комиссией. Под ним в витрине альбом с набросками, сделанными рукой Брюллова. Его можно «полистать» на компьютерном экране.

Завершают экспозицию динамичные, эмоциональные работы Федора Бруни. Финальная точка - «Всемирный потоп».


Комментарии

  • Вконтакте

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.

27 апреля в Русском музее открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария ». Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся митрополит Макарий (1482-1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526-1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия — икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон , созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстал перед посетителями выставки после многолетней комплексной реставрации.

Деревянный амвон 1533 года из собора Святой Софии Великого Новгорода (высота — 300 см, окружность 600 см) был одним из первых древнерусских памятников, поступивших в Русский музей из Императорской Академии художеств в 1897 году . В 2014 году было принято историческое решение начать его полную реставрацию. В проекте принимали участие все сотрудники мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея. Вплоть до XVII века амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII веке он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г оду в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г оду памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х г одов находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.

Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный амвон византийской православной традиции, предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении. В свое время амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). На выставке основные этапы реставрационных процессов отражают документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы. В состав выставки также вошли произведения из Русского музея , Третьяковской галереи , Псковского музея-заповедника , Российской национальной библиотеки и многих других. Так, пять лицевых рукописных книг первой половины XVI века из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки украсят новую выставку Русского музея. Книги были созданы в Новгороде и принадлежали библиотекам известных новгородских монастырей.


На церемонии открытия заместитель директора по научной работе Евгения Петрова подчеркнула, что на выставке памятники новгородской культуры XVI века не просто демонстрируются - многие были атрибутированы и отреставрированы, и устроители выставки ставили перед собой задачу не только показать экспонаты публике, но и оставить следующим поколениям эти предметы в хорошем состоянии.

"Когда мы говорим о Древней Руси, в первую очередь подразумеваем Великий Новгород, - отметила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина. - Многим кажется, что после присоединения Великого Новгорода к Москве случилось непоправимое - ассимиляция. Но когда мы стали изучать памятники новгородского искусства XVI века, обнаружили, что они нисколько не похожи на московские. Можно даже сказать, что нам заново открылась блестящая страница в истории новгородского искусства - искусство XVI века. Оно столь значительно, что заслуживает собственного раздела. Ключевая личность для понимания новгородской культуры того периода - святитель Макарий, который управлял Новгородской епархией с 1526 по 1542 годы. Казалось бы, человек московский, при нем Новгород утратит самобытность. А получилось совсем наоборот: при нем новгородская культура пережила взлет, утвердился новый стиль, который с полным правом можно назвать "стилем владыки Макария". Будущий святитель был высокообразованным человеком, и одним из первых его деяний стало обновление скриптория. На выставке можно познакомиться с лучшими образцами книжного искусства той поры - экспонаты предоставлены Российской национальной библиотекой . Искусство книжной миниатюры тех лет - это особое художественное явление. Оно сильно повлияло и на остальные искусства: иконопись, шитье, скульптуру".
Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия - икон, шитья, резьбы по дереву, богослужебной утвари, литья. Экспонируются предметы и из других собраний: выше уже была упомянута Российская национальная библиотека, кроме того, в формировании экспозиции участвовали Библиотека академии наук, ряд хранилищ Москвы - РГБ, РГАДА, Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева, Музей русской иконы и другие. Свою лепту внесли Новгородский и Псковский музеи-заповедники, а также частные коллекционеры.

Надо сказать, что в результате деятельности владыки Макария Москва не только не "поглотила" Новгород - случилось совсем наоборот: после того как владыка в 1542 году был избран на Московскую кафедру, он благословил работать в Москве многих новгородских умельцев, и они оказали свое влияние на московскую культуру. В 1547 году митрополит венчал на царство первого русского царя Иоанна IV Грозного. Именно при владыке Макарии началась эпоха книгопечатания на Руси.

В бытность свою в Великом Новгороде владыка Макарий благоустраивает кафедральный Софийский собор, строит, перестраивает и украшает множество храмов. О том, как выглядел Новгород во времена владыки Макария, можно судить по изображениям на иконах: для наглядности детали икон с видами древнего Новгорода в увеличенном виде представлены на специально изготовленных баннерах. Таким же образом увеличены многие книжные миниатюры; кроме того, отсканированные древние книги можно "листать" на тачскрин-столах. Оригиналы книг трогать руками, понятно, нельзя.

На церемонии открытия выступил ансамбль древнерусского пения "Ключ разумения".

На выставке представлены иконы того времени, в том числе редкие сюжеты - например, житие Андрея, Христа ради юродивого, самый известный эпизод из жития которого - видение Божией Матери, в память о котором мы празднуем Покров, - множество резных изделий, от маленьких образков до поклонных крестов, кованые изделия, в том числе оклады.

Центральный экспонат выставки - деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, о нем даже упоминается в летописях.

Вплоть до XVII века амвон использовался в богослужении главного собора Новгорода. На вопрос корреспондента ИА "Вода живая", где стоял амвон, каким образом на него поднимались священнослужители и почему его перестали использовать, руководитель проекта, заведующий сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры Виктор Чмеленко ответил, что подобные амвоны ставились в центре храма, поднимались на них при помощи приставных лестниц, которые не сохранились (не сохранился также и настил, на котором, собственно, и стоял священнослужитель), а перестали их использовать в связи с никоновской реформой. Он рассказал также, что амвон был со всех сторон украшен иконами, судьба которых неизвестна - скорее всего, их продолжали использовать при богослужениях.

В XVIII веке амвон был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 году, в числе других древностей Софийского собора, в Академию художеств. В 1897 году памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х находился на экспозиции. В самом начале Великой Отечественной войны экспонат был разобран и упакован в ящики - его собирались эвакуировать, но в связи с начавшейся блокадой Ленинграда сделать это не успели, и ящики всю войну находились в подвале музея. После окончания войны амвон был вновь собран и хранился в фондах.

В 2014 году началась полная реставрация памятника, с основными этапами которой можно ознакомиться с помощью видеофильма, который демонстрируется на выставке, а также фотографий в каталоге.

В процессе реставрации был найден уникальный артефакт - записка на клочке бумаги (как установила экспертиза - бумаге дорогой, французской) "Афонкин жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы". Смысл записки пока неясен, а вот посмотреть на нее можно: она располагается в отдельной витрине.